Социальная адаптация как технология педагога психолога. Сущность социальной адаптации в социальной работе

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными социальными учреждениями социального обслуживания и отдельными социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной защиты населения. Основное отличие технологий социальной работы от других социальных технологий - направленность на человека (т. е., на клиента социальной работы - отдельного индивида или группу).

Одна из самых востребованных технологий социальной работы - социальная адаптация. Особое внимание при характеристике социальной адаптации надо уделить понятию «социализация».

Оба понятия характеризуют усвоение чего-либо нового и приспособление к каким-либо изменениям.

Но социализация - длительный, постепенный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

А адаптация - кратковременный и интенсивный процесс, скорость которого позволяет быстрее или медленнее нормализовать социальное функционирование.

Процесс социальной адаптации представляет собой единство следующих стадий:

  • 1) Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванное резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Эта стадия является наиболее тяжелой, ей сопутствуют фрустрация, парализующий страх ил чрезмерная физическая активность. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели;
  • 2) Мобилизация адаптационных ресурсов. На данном этапе наступает глубокое осмысление ситуации и концентрация усилий на сознательном поиске оптимального выхода из нее. Эта стадия предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под ним понимается совокупность свойств и ресурсов, которые имеются у человека или группы в скрытом виде, и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации;
  • 3) Ответ на «вызов среды» - завершающая стадия социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

Технология социальной адаптации осуществляется с помощью разных механизмов. Можно выделить следующие механизмы:

  • 1) Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на нее различных факторов социальной среды. В эту группу можно отнести, например, психологическую защиту. психологическую травму, психологическое внушение, убеждение;
  • 2) Социально-психологические механизмы. Они предназначены для приспособления индивида к среде через ее освоение различными способами. Сюда включаются, во-первых, когнитивные механизмы - т. е., приспособление к среде через ее исследование, изучение и познание (механизм воображения, мышления, познавательной деятельности). Во-вторых, эмоциональные механизмы - приспособление субъекта к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В-третьих, поведенческие механизмы - выбор и реализация субъектом в новой для него ситуации определенной модели поведения и деятельности;
  • 3) Социальные механизмы - это наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности. Его можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Также механизмом этой группы является механизм социального общения. Он позволяет субъекту совершенствовать имеющиеся у субъекта навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности. Внешней формой адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение. Оно представляет собой процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определенные механизмы социальной адаптации.

Также социальная адаптация классифицируется в зависимости от готовности принятия субъекта:

  • 1) Добровольная адаптация - это ситуация, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые возможности и перспективы, поэтому принимается без сопротивления;
  • 2) Вынужденная адаптация - это ситуация, противоположная предыдущей. В данном случае характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Но при этом, субъект не может не принять эти новые характеристики.

Таким образом, социальная адаптация - достаточно обширное понятие. Как технология социальной работы, социальная адаптация представляет собой систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. Рассмотрение социальной адаптации как технологии указывает на определенную последовательность действий, выстраивающую в один ряд цель, средства и результат.

Поэтому социальную адаптацию можно представить в виде определенного алгоритма.

Алгоритм - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности действий получить результат с определенными исходными данными. Применительно к социальной работе - это последовательность воздействий, направленных на преобразование клиента социальной работы и его перевод в искомое состояние. Таким образом, алгоритм социальной адаптации как технологии социальной работы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

  • 1) Диагностический - на нем определяются причины и продолжительность необходимого воздействия на клиента;
  • 2) Формирующий - социальный работник определяет степень готовности клиента к возможным изменениям своей жизнедеятельности;
  • 3) Обучающий - специалист объясняет и обучает клиентам таким формам обучения, которые будут способствовать нормализации его социального функционирования;
  • 4) Реализующий - клиент начинает реализовывать новые формы поведения либо корректирует старые. Этот процесс может проходить либо под контролем специалиста (когда клиенту указывают конкретное направление изменений), либо при сопровождении (т. е., создание наиболее оптимальных условий для самостоятельной реализации клиентом новых форм поведения или коррекции старых);
  • 5) Итоговый - социальный работник производит оценку результатов с учетом целей и задач адаптационного воздействия.

Очевидно, что при применении данной технологии специалист следует определенным принципам. И в первую очередь - принципу опоры на собственные силы. Это особенно актуально на реализующем этапе алгоритма социальной адаптации.

Поэтому социальный работник старается не контролировать, а сопровождать клиента при реализации новых форм поведения или коррекции старых. Важно развивать самостоятельность у клиентов социальной работы и активизировать их адаптационный потенциал.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы

В процессе изучения темы крайне важно, во-первых, узнать сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста͵ групп, социальных слоев населœения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации :

1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали данный вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определœенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:

а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;

б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);

в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.

Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации бывают разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др.
Размещено на реф.рф
Любой вид адаптации требует от человека определœенных способностей, а в связи с этим зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.

Адаптация социальная - ϶ᴛᴏ процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.

Адаптация происходит на всœех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всœему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.

Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целœеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.

Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).

Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.

(С+) – микросреда с позитивной направленностью, (С-) – микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) – с позитивной направленностью, (О-) – с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).

1. Успешная социальная адаптация – первый этап адаптации – (А+) – возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды

(А+) = [(С+) ´ (О+)]

2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:

а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью:

(А+) = [(С+) ´ (О-)]

в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;

б) второй вариант – вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью:

(А-) = [(С-) ´ (О+)]

в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.

3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде:

(А-) = [(С-) ´ (О-)]

Приспособление личности к негативной криминальной среде принято называть “псевдоадаптацией”.

Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта͵ удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.

С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.

Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью – инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в данном направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целœеустремленной, систематической, комплексной.

Дезадаптация - ϶ᴛᴏ несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков должна быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:

1) семейный фактор, пьянство родителœей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;

2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок – факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.

Приведем схематические категории дезадаптированных детей:

1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента͵ легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).

2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).

3. Трудные подростки , которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.

4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.

5. Подростки-деликвенты , постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.

В науке определœены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы" 2017, 2018.

Понятие о методиках социальной адаптации

Замечание 1

Социальная работа с проблемными категориями населения заключена, прежде всего, в создании условий для их необходимой адаптации в социуме. Люди и социальные группы, ведущие социально активную жизнь, полностью приспособлены к жизни в данном обществе, т.е. адаптированы. У них есть и возможности, и место для созидательной деятельности.

Для людей, ведущих асоциальный образ жизни, обладающих разной степенью маргинализации, свойственна дезадаптация, они не приспособлены к созидательной деятельности.

Методы и формы социальной адаптации соответствуют общей технологической схеме социальной работы и подразделяются в зависимости от причин дезадаптации.

Социальная диагностика занимается выявлением причин дезадаптации, что является первым этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация – технология, объединяющая все формы и виды социальной работы, это своеобразный процесс приспособления к системе норм, ценностей, правил данного общества.

Формы социальной адаптации

Социальная адаптация обладает множеством разнообразных средств и возможностей, зависящих от того, где именно, в какой области деятельности индивиды проявляют признаки дезадаптации. Исходя из этого выделяют следующие формы адаптации:

  • социально-психологическая – процесс коррекции отношений к окружающим людям и событиям, поведения;
  • профессиональная - процесс профессиональной ориентации, стажировки и трудоустройства;
  • экономическая – процесс формирования способности собственным трудом обеспечивать себя, приобретение экономической самостоятельности;
  • социально-бытовая – процесс приспособления к деятельности в повседневной социальной среде и бытовых условиях;
  • культурная – процесс освоения правил, норм, ценностей социальной среды.

Методы социальной адаптации

Методы исследования эффективности социальной адаптации предоставляют количественные показатели критериев, их изменений, которые происходят в процессе адаптации, а также статистический анализ полученных результатов.

Замечание 2

В картине динамики адаптационного процесса наибольшее значение представляют собой психологические силы развития личности, а именно, особенности самоприятия и самооценивания, локус контроля, эмоциональный контроль, стремление к доминированию и т.д. Поэтому особенно актуальна надежная диагностика этих состтавляющих.

К социологическим методам адаптации индивида к социальной среде относятся:

  1. Методы сбора и анализа информации. Используются в макросоциальной работе, в социальном прогнозировании и проектировании.
  2. Методы социальной статистики. Применяются для анализа и оценки эффективности социальных программ и социальной работы. Существенно модифицированы в микросоциальной работе.
  3. Социально-экономические методы. Оказывают содействие повышению материального благосостояния, используются для профилактики социального иждивенчества, криминализации населения, в социальной терапии инвалидов и некоторых других социальных групп. К данным методам относятся: организация социального партнерства, самозанятости, кооперативной и артельной деятельности и т.д.
  4. Социально-психологические. Способствуют процессу нормализации поведения при микросоциальной работе, применяются в качестве мер социальной терапии при групповой и индивидуальной работе.
  5. Социально-педагогические. Комплекс различных воспитательных мероприятий: групповые собрания, беседы, дискуссии, диспуты по жизненно важным вопросам, поощрения за проявление позитивной социальной активности. Чаще всего используются при работе с детьми, молодежью, семьями.
  6. Социально-культурные. Социальная адаптация и социализация через приобщение индивидов к историческому наследию и определенным культурным традициям. В основном применяются при социально-профилактической работе с подростками и молодежью. К социально-культурным методам относятся: просветительская работа, клубная работа, культурно-массовые мероприятия.
  7. Медико-социальные методы. Применяются при макросоциальной профилактической работе с целью поддержания здоровья определенных категорий населения: инвалидов, пенсионеров и др. реализуются при помощи оздоровительных мероприятий: отдых на свежем воздухе, оздоровительная и лечебная физкультура, уход за лицами с нарушенным здоровьем, диспансеризация, пропаганда здорового образа жизни.
  8. Организационные, или методы управления социальными системами (организациями и объединениями людей). Применяются в макросоциальной работе при непрямых мероприятиях.
  9. Методы проектирования и прогнозирования. Используются в виде моделирования и экстраполяции событий в макросоциальной работе для обозначения целей и задач разработки социальных программ, выявления направлений социального развития.
  10. Методы посредничества и разрешения конфликтов. Помогают установить взаимосвязи между специалистами, объектом работы, различными организациями.

Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Замечание 3

В 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом была разработана методика диагностики социально-психологической адаптации.

Методика показала значительные дифференцирующие возможности в диагностике состояний адаптации и дезадаптации, в определении особенностей личностного восприятия, перестройки этих представлений в различные возрастные критические периоды, в критических ситуациях, когда происходит переоценка своих возможностей и себя.

Методика включает опросник, содержащий высказывания об индивиде, его образе жизни: мыслях, переживаниях, стиле поведения, привычках и др. Испытуемому предлагается «примерить на себя» высказывания опросника и в соответствии с этим, оценить. Выбранные варианты ответов заносятся в специальный бланк, после чего соответствующим образом интерпретируются. Интерпретация результатов проводится по специальным таблицам, в которых отображены установленные границы выявления адаптации или дезадаптации.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

Социальная адаптация

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда - воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.
Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социетальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.
Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере - с профессиональной культурой, в досуговой сфере - с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности.
Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена - преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.
Одним из основных условий адаптации россиян к современной социально-экономической обстановке являются адекватные изменения в сознании людей - выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Происходят ли подобные изменения? Есть основания утверждать, что у известной части населения не происходят. Более того, изменения в экономике и структуре массового сознания часто носят разнонаправленный характер. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на патернализм государства, на прежнюю систему социальных гарантий, мало связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему, у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на социально-экономическую зависимость.
На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социальной дезадаптации трудоспособного населения. Ориентация на получение помощи извне не стимулирует активную экономическую деятельность. Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависимая, социально инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних экономических условиях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей». Свободная и независимая личность - это центральная фигура гражданского общества.
Установки трудоспособных людей на социально-экономическую зависимость являются дисфункцией как для личности, так и для общества в целом, препятствуя, в первом случае, полноценной социальной адаптации, в последнем - модернизации и становлению гражданского общества.
Социальной адаптации россиян мешает и анемическое состояние современного общества. Согласно классическому определению, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающийся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных - девиантных - способов удовлетворения потребностей.
Отход от законных общественных способов удовлетворения потребностей и псевдоадаптация к девиантным формам поведения (которые как ни странно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нормы поведения), имеет пагубное значение для российского общества и потребует решительных контрмер, специализированных социальных технологий для решения этой злободневной проблемы.
В изменяющихся условиях жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения россиян требует углубленного изучения механизмов поддержания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.
Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация - усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.
Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.
Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы - личность и социальная среда. Адаптация - это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне - это общество в целом, на микроуровне - микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда - это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.
Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) - микросреда с положительной направленностью, (С-) - микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) - личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) - личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.
Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л-h)] - это первый тип взаимодействия личности и среды.
Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий-требований микрогруппы (семьи, трудового коллектива) и уровня притязаний личности адаптируемого. В этой ситуации возможны два варианта: первый - вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х х (Л-). В этом случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установления, перевоплотить их в свои личные качества, цели, поступки; второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х(Л+). Тут микросреда может формировать черты личности, не отвечающие интересам общества, и посредством длительного общения, взаимодействия и даже принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом возможно появление и развитие антиобщественной направленности личности, которая впоследствии реализуется в противозаконном поведении.
Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.
Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией» . В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.
Адаптация - двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.
Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как: 1) когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.; 2) эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния:
беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.; 3) практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.
Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.
Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения.
Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.
Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.
Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.
Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правохранительных органов, спасательных служб и пр.)
Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА
Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.
Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. - М., 1993.
Корель Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. - Новосибирск, 1996.
Проблемы социальной работы. - Ростов н/Д, 1996.
Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 1995.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Б.Я. Жукова. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е.И. Холостова. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы. Ч. П. - М., 1994.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризуется, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизм - необходимое условие профессионализма социального работника.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Адаптация социальная - процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

Социальная адаптация - это процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию окружающей среды.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:

Физиологическую,

Управленческую,

Экономическую,

Педагогическую,

Психологическую и профессиональную адаптацию.

Экономическая адаптация - сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.



Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Изменения постоянно сопровождают жизнь человек, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.

Психологическая адаптация - процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммунихативные методы, (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.

Профессиональная адаптация - приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Организационная (управленческая) - это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает.

Среда адаптации подразделяется на предметную и личностную. Под предметной средой понимаются вид деятельности, которую должна освоить личность, а под личностной - состав членов группы, в которой находится личность, а также преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат.

Модели социальной адаптации:

1. Конформная модель адаптации. Личность разделяет цели данной культуры и осуществляет их легальными для данной культуры средствами.

2. Инновационная. Личность принимает цели общества, но пытается реализовать их необычным для данного общества средствами.

3. Ритуализм. Человек не признает цели и ценности своего сообщества, но соблюдает правило игры.

4. Эйскетизм. Параллельное существование, признание своей чужеродности.

5. Бунт. Активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Схема процесса социальной адаптации:

1. Изменение социальной среды;

2. Возникновение адаптивной ситуации;

3. Возникновение адаптивных потребностей;

4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности;

5. Изменение качеств личности;

6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А. Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности.

Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе.

Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах С.А.: активной , когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм. Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды.



Поделиться