Маржана Садыкова: Ограниченная возможность — это Возможность. Предсмертная выставка юной маржаны садыковой

14 февраля мы были на открытии фотовыставки Маржаны Садыковой.

Маржане Садыковой 13 лет. У нее рак. Судя по всему, ее не вылечат. Вот письмо ее мамы , там многое объясняется.

Маржана попросила профессиональный фотоаппарат. Это вызвало неоднозначную реакцию - стоит ли собирать деньги на дорогущий фотоаппарат для подростка, когда некоторым пациентам на лекарства не хватает.

Тем не менее, на фотоаппарат деньги собрали, причем довольно быстро.

И вот - за какие-то недели - набралось много фотографий, нашлись люди, которые организовали фотовыставку, отпечатали буклет...

Один экземпляр этого буклета теперь есть у меня.

Мы пришли на выставку втроем - мои однокурсницы Саша и Яна и я.

Наверное, я бы не решилась прийти на выставку одна - побоялась бы.
Но прочитала пост Лиды Мониава и пришла. Хорошо, что так.

Что мы увидели на открытии выставки?

Скользящие друг по другу слои реальности. Внешний слой - тонкие фужеры, шампанское - фуршет... Фотографии, фотографии, фотографии... и много фотографов с камерами. Пришедшие на открытие выставки люди. Разные люди, с разными лицами.
Некоторые радостно возбуждены, некоторые плачут.

И - внутренний слой. Смысл всего этого собрания. Видеообращение Маржаны. Видно, что Маржана совсем маленькая и уже очень худая. Огромные глаза, бритая голова - химиотерапия, наверное.

Еще более глубокий слой - то, что она говорит.

"Мы живем не один раз, и с каждым разом становимся ближе к Богу"...
"Если идти навстречу мечте - то все появится, и единомышленники, и возможности..."
"Может быть, опыт, который я получила - он ценнее этой жизни..."
"Понятие справедливости придумано людьми. Вселенная устроена по-другому. Лучшее, что мы можем - это быть счастливыми..."

И самый глубокий слой - что в этом всем обращено ко мне?
Маржана не плачет на видео - но и ощущения покоя и смирения нет.
Есть ощущение, что идет непрерывная борьба за смысл.

Она говорит: "Я достигла своей цели"...

Тринадцатилетняя девочка собрала несколько сотен взрослых людей на открытие своей выставки. Что привело нас сюда?
Это - не интерес к фотографии.
Может быть, это - желание поддержать Маржану, укрепить мужество в ребенке, который каждый день смотрит в лицо смерти.
А, может быть - желание укрепить свое мужество, посмотрев в лицо этого ребенка.

Фотографии Маржаны действительно красивые и интересные. В основном - портреты. И люди на фотографиях красивые.

Мы обычно не пишем о смерти пациентов. Но четырнадцатилетняя Маржана стала для многих близким и очень важным человеком. В рамках детской программы фонда мы помогали Маржане и ее семье справляться с трудностями, которые несет с собой рак. Но гораздо больше – любви, света, мудрости, тепла – получали взамен.

Сегодня утром ушла наша Маржана.

Девочка. Фотограф. Художник. Наш современник.

Не страдалица. Не пациент. А человек, который изменил нас.

Мгновенная вспышка длиной всего в 14 лет, а для большинства из нас, всего лишь в несколько месяцев – и отпечаток на всю жизнь.

Ведь фотография же и есть искусство света. Светопись. Жизнь в свете.

Маржана тяжело болела и очень тяжело уходила. Она и ее мама Амина мужественно прошли этот путь. А нам остались свет и радость встречи. Несправедливо. Но всей своей жизнью и талантом Маржана говорила не о справедливости, а о другом. «Ограниченная возможность - это Возможность», - сказала 14летняя Маржана.

Ты только и делала, что дарила. Попросив профессиональный фотоаппарат несколько месяцев назад, ты словно уже знала, что тем самым соединишь десятки людей, подаришь радость сделать что-то для тебя, что наградой станут твои потрясающие работы, а мы будем искать самые невероятные и диковинные вещи для твоих съемок, что люди будут приходить позировать тебе, и через твой объектив входить в жизнь друг друга. А потом будет выставка «Гости» в кинотеатре «Пионер», и мы будем любоваться твоими работами, и услышим твое обращение к нам. И сохраним твои слова, чтобы они прорастали в сердце.

А потом посыпятся письма, интервью, предложения делать дальнейшие выставки. И тут ты, такой взыскательный и неутомимый художник, придирчиво отбиравшая каждую фотографию, вдруг возьмешь - и отдашь все. Разошлешь фотографии своим моделям. Подпишешь каждую. Для каждого найдешь слова. И скажешь, что дальнейшие выставки можно устраивать, и ты рада, и благодарна, но отдаешь это все на усмотрение тех, кто хочет этим заниматься.

А сама ты будешь все больше уходить на глубину. Ты подаришь это своим близким. Недаром ты любишь плавать и нырять. Море твоя стихия. И ты плывешь все глубже в воде, пронизанной солнцем, и видишь, наверное, что-то, о чем мы можем только догадываться.

Мама Маржаны Амина писала:

«Мы много разговариваем в последнее время. Суть вскрывается настолько без усилия сейчас, так легко почему-то. В нашем положении много преимуществ, они очень украшают сейчас жизнь. То что не надо больше быть правым - это одно из основных. Вообще много чего не надо, что раньше было важно, без этого намного лучше. Сейчас все будто на ладони, и все светлое такое, есть боль, но есть и счастье в котором эта боль растворяется и получается такое пряное счастье».

А потом 20 марта был день рождения. И Маржана пригласила нас всех в гости… друг к другу. И снова оказалось, что в разных домах, городах и странах мы вместе. В день своего рождения Маржана подарила нам себя в друг друге.

Маржану похоронят в Дагестане. В среду, 17 апреля, в 20.00 будет заочное отпевание у отца Алексея Уминского в храме св.Троицы в Хохлах (м.Чистые пруды или Китай-город, Хохловский переулок, 12). Это день встречи друг с другом. И мы можем быть настоящими. И плакать - если хочется плакать. И смеяться - если смеяться. Маржана подарила нам не только свои фотографии. Не только свет своего таланта. Не только пример мудрости, радости, стойкости, свободы. Маржана подарила нам прикосновение к подлинной жизни.

«Будьте счастливы - это лучшее, что мы можем сделать» , - говорит Маржана в своем видеообращении.

Спасибо за все - за радость, за правду, за красоту, за встречу, за мужество, за свободу, за чудо, за то огромное, что дала, за все, чему научила и за то неподъемное, что взяла на себя. Вечная память. Спасибо тебе и всем, с кем довелось разделить чудо этой встречи. Плыви свободно. Благодаря тебе мы, твои гости, теперь вместе. Спасибо тебе.

Сегодня утром умерла Маржана Садыкова, 13-летняя фотохудожница и просто светлый и мудрый не по годам человек. Два года назад у девочки обнаружили саркому, она оказалась неизлечимой.

Но, вопреки (и, как ни страшно прозвучит, и - благодаря) болезни, Маржане удалось в короткий срок освоить искусство профессиональной фотографии, и, главное, сплотить вокруг себя множество очень разных и прежде незнакомых людей.

В последнее время вставать с постели девочка не могла, зато в их с мамой Аминой однокомнатной квартире не переводились гости. Благодаря помощи благотворителей в комнате Маржаны удалось устроить фотостудию, а моделей для съемок звали через интернет, через волонтеров фонда помощи хосписам «Вера». У нее гостили действительно очень разные люди: танцовщица, балерина, ученицы воскресной школы, священник… «Гости» - так и называется первая и единственная Маржаны, прошедшая в феврале в Москве.

Девочка знала, что умирает. Она действительно была не по годам мудрой. « Мудрость для меня - принять с любовью и благодарностью все, что происходит, - говорила Маржана в видео-обращении к гостям своей выставки. - И найти в себе силы не искать несправедливость в этом, не злиться. Анализируя все, что произошло, я понимаю, что опыт и знания, которые я получила, возможно, превышают ценность этой жизни » .

Ее мама Амина писала о последних месяцах: « Это особенное время, и надо понимать, что оно особенное не близкой смертью, а жизнью - особенной жизнью » .


Зимой Маржана познакомилась со священником Алексеем Уминским. Батюшка бывал у нее в гостях, причащал девочку. Завтра в 20:00 вечера в московском храме Троицы в Хохлах отец Алексей совершит отпевание своей духовной дочери. Заочное, потому что Маржану похоронят на родине, в Дагестане. Вы можете присоединиться к молитве о ней.

P.S. Таких, как Маржана, в нашей стране немало. Юный фотограф была подопечной фонда помощи хосписам «Вера» . Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь - это девиз фонд. Фонду всегда пригодится помощь - “деньгами, вещами, делами”, как сказано на их сайте. О той роли, которую может сыграть поддержка неравнодушных людей в жизни неизлечимо больных и их родных, можно понять, прочитав письмо мамы Маржаны. Оно написано в январе 2013 года. Публикуем без сокращений.

« Раньше в моей далекой от болезни и смерти жизни, я, проходя мимо стен Хосписа, ощущала отстранение. Понимала, что это нужно и важно, но мне было страшно и, казалось, что место это создано, чтобы здесь умирать. И я не хотела думать об этом.

Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь… Все вокруг меняется - люди, из которых состояла твоя жизнь, становятся другими. Не каждый может чувствовать себя нормально рядом с умирающим ребенком. И они делают тоже, что и я когда-то – отстраняются. Не явно, но все же не могут говорить и смеяться как раньше, играть и дружить. И мы будто попали в вакуум, казалось, что вот она - не жизнь, а ожидание смерти, когда ты понимаешь, что решения принимать уже не тебе, ты бессилен.

Телефон Лиды Мониавы мне дала врач паллиатива Элина Валентиновна, сказала: «Позвони». Но я не видела причин звонить и не звонила, пока она не настояла. Не понимала, зачем. Казалось вмешательство посторонних сейчас неуместно и пр. Все же позвонила - там совсем девочка. Я тогда подумала - что она может понимать об этом? Но она, оказывается, понимала. Она стала ключевой фигурой, и многое изменила – ее такт и понимание совершили чудо. Я рада, что познакомилась с ней, она многому меня научила. Я считала себя стойкой и разумной и пр., но, оказалось, это не все, что нужно.

Сейчас я лучше понимаю, для чего Хосписы и Фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают все для того, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий и осуществляющихся желаний, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь все возможно. В такой момент какие-то люди уходят и перестают быть рядом, им страшно и некомфортно, но есть те, которые знают, как это исправить, как помочь тому, кому так мало отпущено. Это особенное время, и надо понимать, что оно особенное не близкой смертью, а жизнью - особенной жизнью.

В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. И об этом можно не догадываться, это может не прийти в голову, ведь все так запутано и сложно. И здесь нам помогла Лида, наверное, она хотя бы немного волшебница, хотя и очень скромная, но невероятно могущественная. Звучит будто пафосно, но тот, кто вовлечен во всю эту историю, уверена, согласится со мной.

Это только наша история, а ведь их так много. Когда я думаю об этом, меня переполняет благодарность к Фонду «Вера», который объединяет людей с невероятной силой, которые могут помогать в такие тяжелые времена. Моей благодарности нет предела, спасибо вам всем за ваше милосердие, смелость и свет. »

Садыкова Амина

Фотографии Маржаны Садыковой.

О Маржане Садыковой интернет-сообщество узнало благодаря фонду помощи хосписам «Вера». Девочка больна раком и является подопечной фонда. Но приходить на выставку стоит совсем не поэтому. А потому, что Маржана, несмотря на свои 13 лет — удивительный фотохудожник.

Обращение Маржаны

Фотопортреты, которые она делает, — не просто красивое изображение того или иного человека, знакомого или незнакомого, а — целая вселенная, искрящаяся эмоциями и смыслом.

Вселенные эти Маржана создает в своей однокомнатной квартире, поскольку не в силах не только выходить куда-либо, но и просто — встать с кровати. Дома у нее — своя маленькая студия, в которой она, лежа, и снимает своих моделей — знакомых или совершенно чужих людей, согласившимся позировать перед объективом ее фотокамеры.

«Как ни странно, ограниченная возможность — это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим.» (из интервью для каталога выставки)

Маржана Садыкова творит. Фото Екатерины Марголис, aif.ru

«Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, — делится Маржана секретами своего мастерства. — Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко — в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда — кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение.

Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал. Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот — непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится — попробовать разные роли.


А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.

Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это — Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»

Наверняка моделям Маржаны приятно и удивительно видеть себя ее глазами, ее взглядом через объектив. Увидеть в себе что-то новое, неожиданное прекрасное…

Людям нравится сниматься на площадке у Маржаны. Они становятся послушными и внимательными моделями.

«Мыльница» от Деда Мороза

Первый фотоаппарат — самая обычная «мыльница» — появился у Маржаны, когда она еще не умела читать. Подарок на День рождения, который она, собственно говоря, и не просила, не понимала, для чего он ей нужен, был вручен от мамы девочки, ее дяди и тети, которые, «скинулись» на фотоаппарат.

«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», — рассказывает мама Маржаны Амина.

Но «больше узнать о дочери» с помощью фотоаппарата в этот раз не удалось: девочка успела сделать несколько кадров, в дальнейшем фотоаппарат был разбит, разломан, разобран.

«Перед нами встал вопрос — что делать: с одной стороны — фотоаппарат был быстро приведен в негодность, — говорит Амина. — С другой — очень хотелось, чтобы ребенок все-таки занимался интересным делом, да и самой Маржане понравилось фотографировать. Мы тогда купили новую „мыльницу“ и придумали хитрую историю, что пришел Дед Мороз и оставил для нее коробку, что в ней — мы понятие не имеем.

В коробке дочка обнаружила фотоаппарат, то есть Дед Мороз оказался добрее, чем мама, которая, после подобного халатного отношения с техникой ни за что бы еще раз не сделала такого подарка. Помню, как Маржана потом всем восторженно рассказывала: „Вы представляете, что мне подарил Дед Мороз?!“ Так нам удалось остаться педагогичными и вручить девочке фотоаппарат».

Со вторым фотоаппаратом Маржана уже обращалась аккуратно. Начала снимать. Первые фотографии девочки были явно не шедевры. Она снимала все подряд, так что пленки у фотоаппарата приходилось менять почти так же быстро, как пулеметные ленты. Амина шутит, что в этом случае семью от разорения спасло только то, что пленок покупалось не так уж много. Поскольку Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно.

«Неглавное» главное дело

Тогда, в раннем детстве, Маржана не планировала, что фотография станет главным ее делом. Вокруг было столько интересного! У мамы Маржаны была идея, что надо все перепробовать, водить дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится, и остаться там. Поэтому она занималась всем: от балета и акробатики до музыки и рисования. Везде было интересно, иногда думалось, что вот, нашли то самое внутренне близкое. Но внутренне близким, именно ее, оказалась только фотография.

Вся энергия, которая раньше распылялась, сейчас направлена на то, что ей так помогает. «Не думаю, что если бы Маржана была здорова, она занималась бы в данный момент фотографией так плотно, — говорит Амина. — Хотя фотография всегда ее очень интересовала. Она изучает Фотошоп, работы именитых мастеров, у нее есть любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общается на тему фотографии в сети и в курсе того, что происходит в мире фотографии.

Но большие фотопроекты она откладывала на будущее. Ей казалось, что сейчас, пока она ребенок, у нее недостаточно возможностей для этого. Нужна дорогая камера, сложная натура (ей хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что сначала она вырастет, заработает денег, а потом примется реализовывать свои идеи в фотографии. «Она делилась со мной планами, какие она бы хотела сделать фотосессии. Я думала, что это занятие, вполне подходящее ребенку для развлечения, большой Маржане станет неинтересно, но все равно поддерживала ее», — говорит мама фотографа.

Кстати, когда смотришь на фотографии, понимаешь, что их автор — человек, который много и осмысленно читает.

«Маржана очень любит читать, — подтверждает мою догадку Амина. — Ей 13 лет, мне — 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам». А занятие фотографией действительно помогло Амине лучше понять дочь.

«В фотографии я ничего не смыслю, — говорит Амина, — поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает. Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, — каждый прожитый с ней день может быть уроком».

Фотография для Маржаны сейчас — это не хобби и даже не профессиональная деятельность, а нечто гораздо большее. Работая, она возвращается в огромный разнообразный мир, от которого отрезана болезнью. Снимая, создавая свои прекрасные снимки, она забывает о том, что чего-то не может. Во время съемок Маржана — главная, она руководит процессом, вдохновенно управляет теми нитями, которые потом должны сложиться в произведение искусства. И она становится сильной настолько, что боли на какое-то время отступают…

ФОТОРЕПОРТАЖ ГРИГОРИЯ АГАЯНА С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ МАРЖАНЫ

За миг до смерти...

Всю жизнь 14-летняя Маржана Садыкова мечтала стать фотографом. Но из-за тяжелой неизлечимой болезни - злокачественная саркома, она была прикована к постели.

Тем не менее, благодаря отзывчивости людей девочка смогла воплотить свою мечту в жизнь. Ее московская квартира на время стала небольшой студией, куда приходили как обычные люди, так и профессиональные фотомодели и фотографы.

В феврале этого года состоялась ее фотовыставка «Гости». Удивительно, но начинающей фотохудожнице удалось поразить глубиной своих снимков даже бывалых критиков.

К сожалению, девочка не смогла справиться с тяжелой болезнью. 16 апреля Маржана Садыкова умерла. Всего за день до своей смерти, она записала трогательное видеообращение, в котором поблагодарила всех, кто ей помогал, а также пожелала людям использовать свои возможности на 100%, как бы тяжело им не было.

Неизлечимо больная 13-летняя Маржана Садыкова не пациент, а удивительный фотохудожник

Сначала я написала совсем другой текст. Про смерть и про то, как у Амины сгорели все слезы. Но она сказала, что все это неправда. Сначала я ничего не поняла. Потом, когда осознала, что она имеет в виду, у меня внутри как будто открылась потайная дверь.

С высоты птичьего полета это просто крошечный кусочек улицы: от дома, который стоит на шоссе, по подземному переходу к стеклянному кафе. Несколько сотен шагов. А на самом деле - дорога жизни. Если приезжает сестра, Амина может выйти на час. В этом кафе есть укромный угол, там мы и уединились. Я думала, что смогу увидеть Маржану - нет, уже нет. Вместо Маржаны мы встретились с Аминой.

Ее единственной дочери без трех недель 14 лет. Врачи сказали, что у Маржаны осталось очень мало времени. Два года назад у девочки обнаружили саркому. Ушибла коленку, а гематома все не проходила. Амина - врач по образованию - очень долго не верила в то, что они не справятся с болезнью. Пять месяцев назад Маржана перестала ходить. Амина сказала: я думала, мы просто будем тихо умирать.

Но произошло нечто из ряда вон выходящее.

К ним пришла сотрудница фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава. Она нашла деньги на покупку профессиональной фотокамеры, и Маржана, которая уже не вставала, начала делать портреты. Она фотографировала друзей и даже моделей, которые приезжали к ней на съемку.

Фотографией Маржана увлеклась в раннем детстве. Девочка еще не ходила в школу, когда мама подарила ей маленькую «мыльницу». Тогда еще фотографировали на пленку, и для того, чтобы увидеть, что получилось, нужно было относить ее в мастерскую. Амину, понятно, не радовала дороговизна этой затеи. Но Маржана не выпускала фотоаппарат из рук и в конце концов разбила его. Амина понимала, что ребенок просто не осознавал, какая это хрупкая вещь, но не спешила покупать второй. Теперь это кажется такими пустяками, а тогда ее беспокоило, что Маржана появление нового аппарата воспримет как должное и не оценит подарка. Однако девочка очень хотела фотографировать, и тут на помощь пришел Дед Мороз.


Амина сказала: тогда она еще верила в него, вот Дед Мороз и принес новый фотоаппарат.

Несколько дней назад в кинотеатре «Пионер» закрылась выставка фотографий Маржаны Садыковой. Мне об этой выставке рассказала Лидия Мониава. Я вошла в фойе - а как рассказать про то, что почувствовала, не знаю.

Это портреты. Ну что я, фотопортретов не видела? Все мы их видели. А что же остановилась и стояла, как будто что-то случилось?

Потому и стояла, что случилось.

Как правило, фотограф старается извлечь из своей модели какую-нибудь ее диковину: улыбку, позу, движение. По большей части это воспринимается как неожиданность, подсмотренная фотографом, - сам ты этого, возможно, и не увидел бы. А на портретах Маржаны люди такие, как они есть, с морщинами, родинками, или как там называется то, что с годами появляется на наших лицах, - и эти люди распространяют свечение. Но ведь не все люди светятся, а некоторые гасят и тебя, и все вокруг, хоть и не догадываются об этом. Так вот: она запечатлела не их свет, а свой. Свою радость от встречи с ними.


Но Амина же не знала, как долго я рассматривала Маржанины фотографии. И там, в кафе, она сказала, что Маржана с детства воспринимала вещи, которые стали понятны ей только сейчас. Дело в том, что Маржана не считала нужным защищаться от людей, переделывать их, а предпочитала принимать их такими, какими они были. Она умела увидеть их светлую сторону. Ее нельзя было настроить против, самым естественным для нее было любить.

Каждая ее фотография - это плод. Как яблоко, или тыква, или вишня. Ведь когда смотришь на них, даже не отдавая себе в этом отчета, вместе с соком, вкусом и цветом впитываешь тайну творения. Я смотрела на них и понимала, что сама увидела бы этих людей по-другому. Я точно это знаю. А она подарила их нам.

И все это случилось тогда, когда смертельно больные люди уже не могут сопротивляться болезни. А Маржана даже и не сопротивляется - она просто ею пренебрегла.

Недавно она попросила сделать ей в комнате нечто вроде студии. Лидия сделала все, что было в человеческих силах, но в последний момент Маржана передумала. Она сказала, что фонду есть на что потратить эти деньги. Она не любит тратить, она любит дарить.

Когда открылась выставка, у Маржаны брали интервью. В них она предстает очень зрелым и в то же время легким и азартным человеком. Она мечтала сфотографировать профессиональную балерину - эта мечта сбылась. Она мечтала о выставке - сбылась и эта. Многие ли люди могут похвастаться такой яркой жизнью?

Амина написала в фонд «Вера»: «В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным. Сейчас я лучше стала понимать, для чего существуют хосписы… Они делают все, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, полной любви…»

История Маржаны - одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Теперь я точно знаю, что один человек может изменить ход вещей, как это сделала Лидия Мониава. И еще я теперь знаю, что человек способен победить страх смерти и обратить его в уникальный опыт, как это сделала Маржана Садыкова.

Никому не ведомо, когда прервется земная жизнь человека. Но если это наш последний разговор с Маржаной, которую я никогда не видела, я хочу, чтобы она знала: я благодарна ей за эти солнечные брызги, за эти человеческие тайны и за то, что она оказалась сильней всех, кого я знаю на этом свете.



Поделиться