Функции профессиональных союзов в сфере социальной защиты. Понятие и классификация функций профсоюзов на современном этапе

Функции профсоюзов освещены в работах В.И. Башмакова, В.Я. Саленко, Ю.Е. Волкова, В.И. Митрохина, М.М. Сунарчиной, Н.А. Горелова, А.И. Тучкова, А.Н. Крестьяиинова. Из советского периода особенно следует отметить работы Г.П. Алексеева Г.В. Шаронова А.К. Соловьева

Анализируя классификацию функций советских профсоюзов, можно сделать вывод что независимо от того, какого из представленных выше подходов придерживался автор, в целом структура и состав важнейших функций оставались неизменными. Во всех документах того времени социальная роль профсоюзов формировалась исходя из ленинского учения, в соответствии с которым качественная (неизменная) определенность профсоюзов состояла в том, что они «суть школа коммунизма». Кроме того, выделение функций основывалось на словах В.И. Ленина характеризующих профсоюзы как «школу солидарности», «школу защиты», «школу хозяйничания», «школу управления».

В результате в качестве важнейших функций указывались следующие:

  • участие в хозяйственном строительстве и в управлении общественным производством (школа хозяйствования и школа управлениях
  • участие в регулировании социальных отношений, защита законных интересов и прав трудящихся (защитная);
  • участие в коммунистическом воспитании трудящихся (воспитательная).

Основополагающей функцией называлась, как правило, первая профсоюз рассматривался как субъект управления Считаем, что критике данного подхода, а также тому, насколько указанный подход соответствовал (а точнее не соответствовал) ленинскому учению, посвящено огромное количество статей, поэтому нет необходимости останавливаться на этом подробно.

Советские профсоюзы фактически осуществляли только одну функцию - функцию контроля, как за работодателем, так и за работниками. При этом главным инструментом контроля были распределяемые блага.

При выявлении функций профсоюзов и их классификации перед исследователем, как правило, встают следующие вопросы:

  1. основы формирования функций, т.е. факторы, обусловливающие появление той или иной функции, ее социальной природы;
  2. объем и содержание функций, их сущность и специфика;
  3. основа для разграничения функций;
  4. структура функций, в том числе количество, соподчиненность, место каждой функции в общей системе функций;
  5. формы и методы реализации функций.

В качестве основы дня формирования и разграничения функций исследователи использовали различные стороны деятельности профсоюзов.

К. Маркс делил функции всех профсоюзов в соответствии с основными формами классовой борьбы на экономические, политические и идеологические.

Многие советские исследователи разграничивали функции по сферам деятельности профсоюза. В этом случае выделялись производственная, социально-политическая, духовная, международные отношения.

Среди современных исследователей указанного подхода придерживается В. Песчанский. Обращая внимание на многофункциональность профсоюзов, исследователь считает, что можно выделить три основные функции, соответствующие трем основным сферам деятельности: экономическую, политическую и общественную. Основной и определяющей, по мнению исследователя, является первая, которую профсоюз выполняет в качестве представителя работников путем коллективных переговоров и другими методами в целях защиты экономических интересов работников. Сегодня профсоюзы не ограничиваются защитой интересов исключительно своих членов.

В современной экономике разграничение экономических и неэкономических целей приобретает все более условный характер и, как следствие, большая часть исследователей в качестве основы для формирования функций выбирают исторические цели и задачи профсоюзов.

Данный подход был обоснован еще Г.П. Алексеевым. В настоящее время этой точки зрения придерживаются Н.А. Горелов, А.И. Тучков, А.К. Соловьев, Р.П. Колосова, Г.Я. Меликьян. Исходя из того, что целью деятельности профсоюзов является защита прав и интересов работников, исследователи все функции делят на следующие две:

  1. обеспечение защиты экономических и социальных интересов наемных работников в процессе труда;
  2. социальная защита интересов наемных работников вне производства (в быту, в периоды отдыха, временной нетрудоспособности и т.п.).

При этом исследователи отмечают, что с целью осуществления указанных функций профсоюзы выступают в роли посредников между субъектами трудовых отношений, осуществляют функцию контроля и стимулирования производства.

Несколько иной подход представлен в работах социологов. Исследователи считают, что функции профсоюзов определяются природой профсоюзов, их положением и ролью в общей системе общества. Наиболее полная и развернутая классификация функций представлена в работе В.И. Башмакова. Исследователь все функции профсоюзов делит на явные и латентные. При этом явные функции совпадают, коррелируют с открыто провозглашаемыми целями и задачами профсоюзов. Латентные не заявляются а проявляются как результат влияния профсоюзов на социальные процессы в обществе. К латентным В.И. Башмаков относит функции: интеграция общества и достижение социального мира; создание гражданского общества через развитие производственной демократии; содействие формированию социального государства, сохранение и развитие трудового потенциала, развитие рыночных отношений, формирование рынка труда; утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Все явные функции автор делит на основные (реализация социальных практик, регуляция социально-трудовых отношений, защитная, представительская и контрольная) и вспомогательные (функция трудовой социализации, экспертно-консультативная функция, информационно-аналитическая функция, образовательная функция, коммуникативная функция, хозяйственно-экономическая функция).

Данного подхода придерживается и А.Н. Крестьянинов, отмечая, что основная роль профсоюза состоит в осуществлении защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов работников. указывает, что главная функция профсоюзов в новых условиях - защитная, все остальные рассматриваются в ее рамках, в том числе функция социального менеджмента, технологическая. представительская, экспертная, консультативная, мобилизаторская.

Интересно, что по мнению обоих исследователей, профсоюз занимает промежуточное положение между работником и работодателем и выполняет функцию, которую ни какой другой социальный институт на себя взять не может - функцию посредника.

М.М. Сунарчина считает, что современные функции российского профсоюза как социального института необходимо делить на: внешние - социальные (функция представительства и социальной защиты, регулятивная функция и функция социального контроля, просветительско-правовая) и внутренние - организационные (функция воспроизводства профсоюзов как социального института, консолидации членов профсоюза, информационно-коммуникативная). Внешние - характеризуют влияние профсоюзов на общество, удовлетворение его потребностей; внутренние - хотя и служат общественным целям, но менее значимы и скорее работают на сохранение, воспроизводство и поддержание профсоюза как такового.

Несмотря на разнообразие подходов, различную структуру, объем и содержание перечисленных выше функций, абсолютное большинство исследователей считают, что целевой, главной, основополагающей является традиционная для профсоюзов функция - функция защиты. Защита интересов работников, по мнению авторов, призвана быть целью существования профсоюзов, содержанием их деятельности во всех сферах - экономике, социально-бытовой и культурной, а степень эффективности реализации этой функции - главным мерилом и критерием оценки их деятельности. Особенно актуальна указанная функция сейчас. Все другие являются вспомогательными и реализуются в рамках защитной.

Несколько по-иному смотрят на деятельность профсоюзов зарубежные авторы. Исследователи считают, что важнейшей их функцией является заключение различного рода соглашений с работодателями и практическая их реализация. Авторы указывают на значимость защитной функции, но ее осуществление считают необходимым при «...несправедливом или деспотичном обращении с работниками со стороны административно а также оказание помощи при решении возможных трудовых конфликтов».

Тот факт, что защитная функция является атрибутивной, неотъемлемой функцией профсоюзов, присущей нм в любых исторических условиях, признавали и все советские исследователи. Наличие и необходимость осуществления данной функции в соответствии с учением В.И. Ленина обусловливались:

  1. наличием общественного и профессионального разделения труда;
  2. неразвитостью сознания людей (остатки буржуазной идеологии и политики);
  3. борьбой с бюрократией.

Само понятие «защита прав и интересов» может трактоваться в различных аспектах. В толковых словарях защита характеризуется как осуществление и поддержание безопасности, а понятие «защищать» означает заботиться о безопасности и благополучии человека охранять от вредных воздействий, выступать, вступаться за кого-либо, отстаивать что-либо, оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду, закрывать, загораживать.

В результате защитная функция профсоюзов рассматривается исследователями, как правило, в двух аспектах:

  1. отрицание того, что противоречит интересам трудящихся и препятствует осуществлению их законных прав;
  2. утверждение всего, что создает благоприятные условия для реализации прав и интересов.

В понятие защиты прав и интересов наемных работников профсоюзами специалисты включают физическую, экономическую, правовую, псих ал отческую и моральную защиту, в том числе: защиту чести и достоинства граждан, их здоровья, защита от безработицы, материальную и информационно-консультационную помощь, психологическую помощь и поддержку и др.

Можно сделать вывод что понятие «защита» в большинстве случаев синонимируется исследователями с понятиями «охрана» и «забота» и включает в себя:

  1. восстановление тех или иных нарушенных прав (защита);
  2. ограждение от возможных негативных воздействий социальной среды (охрана) и их смягчение;
  3. создание более благоприятных условий (забота).

Остается только добавить, что, по мнению исследователей, реализация этой функции может осуществляться через все остальные, при этом особое значение отводится контрольной.

Не оспаривая представленные выше подходы, считаем, что классификация функций прежде всего зависит от того, что понимается под термином «функция». Функция 1 Понятие «функция» имеет двойное толкование с одной стороны, характеризует роль и назначение того или иного объекта, с другой - взаимосвязи между тем или иными элементами. Учитывая цели исследования, используется первое. отражает смысл существования, назначение, необходимость системы. В отличие от цели, которая характеризует желаемый результат, функция отражает деятельностную сторону цели, направления деятельности, избираемые для достижения поставленной цели.

Данная характеристика позволяет сделать вывод о том, что функции неотделимо связаны с целями деятельности субъекта, но отождествлять указанные понятия нельзя. Подход к определению функций профсоюза, исходя из его положения и роли в обществе, на наш взгляд также имеет недостатки. Считаем, что роль, которая отведена профсоюзу, должна согласовываться с целями его деятельности, в обратном случае большая часть функций останется нереализованной. Следовательно, основой для выделения функций должны быть направления деятельности профсоюзов, которые, с одной стороны, отражают их цели, а с другой - учитывают условия осуществления деятельности. Иными словами, для определения функций необходимо определить направления деятельности, которые с учетом влияния факторов внешней среды в наибольшей степени будут способствовать достижению целей.

При этом важно учитывать, что условия осуществления профсоюзами собственной деятельности непосредственно зависят от того, на каком уровне регулирования его она осуществляется.

Субъекты социально-трудовых отношений

На любом из указанных на рисунке уровней профсоюз взаимодействует с работодателями (их объединениями), однако роль профсоюзов, характер их деятельности как участников этих отношений различны, как следствие, различными будут задачи и функции. Так, на локальном уровне реализации его роль профсоюзов является вспомогательной по отношению к деятельности основных субъектов этих отношений (работник и работодатель). На прочих уровнях (отраслевой, региональный, национальный) профсоюз наряду с работодателем является основным субъектом СТО, вспомогательную роль (арбитраж, контроль и др.) осуществляют органы государственной власти. Следовательно, несмотря на общность целей, приоритетность функций профсоюзов и их состав может существенно отличаться в зависимости от уровня реализации социально-трудовых отношений.

Сказанное, однако, не свидетельствует о том, что все функции профсоюзов необходимо делить на функции первичных профсоюзных организаций, территориальных и т.д. Каждая из названных организаций является участником его на всех уровнях их регулирования. Участие может осуществляться через непосредственное присутствие на переговорах, путем выдвижения письменных и устных предложений и др. Вопреки сложившейся практике, считаем, что, несмотря на общность целей, приоритетность функций профсоюзов и их состав может существенно отличаться в зависимости от уровня реализации СТО.

Целью настоящего исследования является определение роли профсоюзов во взаимодействии основных субъектов его в организации: работника и работодателя. Выводы, представленные далее, относятся к деятельности профсоюзов в сфере его в организации. Определение роли и функций профсоюзов (их состава и приоритетности) на прочих уровнях регулирования его требует проведения отдельного (выходящего за рамки настоящего) исследования.

Как уже было отмечено выше, деятельность профсоюзов одновременно направлена на достижение зачастую противоречащих друг другу целей: внешних и внутренних. Однако данное противоречие не должно отражаться в функциях, характеризующих направление деятельности профсоюза. Иначе это приведет к конфликту целей, при котором их достижение станет невозможным.

Кроме того, функции профсоюзов должны меняться в зависимости от условий функционирования профсоюзной организации, которые претерпевают значительные изменения.

Помимо перечисленных выше факторов, оказывающих негативное влияние на деятельность зарубежных профсоюзов, отечественным профсоюзам в своей деятельности необходимо учитывать общемировые тенденции. По мнению исследователей, в будущем будут усиливаться следующие процессы: глобализация, социализация и индивидуализация экономики, высокий динамизм ее развития, инновационность производства и др.

Все вышеперечисленное ставит под сомнение приоритетность защитной функции, которая, с одной стороны, предполагает нападение, т.е. содержит в себе зачатки конфликта, с другой стороны, синонимична понятию «охрана», отражая пассивную сторону деятельности, т.е. придерживаясь защитной линии поведения, профсоюзы изначально ставят себя в оборонительную позицию, что не всегда оправданно.

Считаем, что в условиях социализации и индивидуализации экономики, формирования его на принципах социального партнерства роль защитной функции профсоюзов снижается. Это ни в коем случае не отрицает значимость этой функции, но она, на наш взгляд становится менее актуальной. Ее применение действительно оправданно и необходимо в том случае, если права работников нарушаются и их интересы не учитываются другими субъектами, что в социальном государстве правомерно рассматривать как нарушение норм, правил поведения. По мнению авторов, не соответствуют требованиям целевой и такие функции, как контрольная, представительская и пр. Как и защитная, контрольная функция не отражает перспективных направлений развития профсоюзных организаций. Смысл функционирования теряется, если целью деятельности является контроль, а работодатели стремятся быть социально-ответственными и законопослушными субъектами. Кроме того, во всех указанных случаях деятельность профсоюзов будет направлена на выполнение пассивной роли (реагирование).

На наш взгляд поставленным как целевым ограничениям, так и ограничениям, обусловленным факторами внешней среды, удовлетворяет функция регулирования СТО. Реализация этой функции профсоюзами, с одной стороны, будет способствовать развитию его и, как следствие, повышению качества и уровня жизни работников (внешние цели). С другой стороны, осуществление этой деятельности не создает угрозы существованию самого профсоюза как институционального образования и способствует достижению внутренних целей. Именно регулирование СТО, на наш взгляд, должно стать главной, основополагающей, целевой функцией профсоюза как участника этих отношений в организации.

Задачи, стоящие перед субъектом регулирования его в организации, представленные в предыдущем разделе работы, свидетельствуют о том, что профсоюзу как субъекту регулирования необходимо самостоятельно проводить экспертизу этих отношений, определять наличие фактов деструктивного поведения, выявлять причины указанного поведения, организовывать и реализовывать различные технологии, способствующие их устранению. При этом, как уже указывалось ранее, наиболее действенными являются формы и методы регулирования СТО, применяемые в рамках партнерского типа отношений, в том числе: коллективные переговоры и заключение договоров, информационно-консультативное сотрудничество, развитие системы соучастия работников в управлении организацией, институциональное регулирование и пр. В настоящее время перед профсоюзами стоит задача не «выбить» те или иные льготы для работника у работодателя а главным образом изменить отношение субъектов друг к другу. Для этого профсоюзам необходимо способствовать формированию у работодателя мнения о работнике как о равноправном субъекте трудовых отношений, содействовать процессу субъективизации работников, формированию у последних личной ответственности за собственную жизнь и др.

Следовательно, для осуществления целевой функции (регулирования его в организации) профсоюзам необходимо также осуществить следующие, обеспечивающие ее реализацию функции (основные): экспертно-аналитическую, информационно-консультативную, представительскую, формирования партнерских отношений, сохранения и развития трудового потенциала, контрольную. К вспомогательным мы относим функции, напрямую не связанные с реализацией функции регулирования СТО, однако их осуществление оказывает непосредственное влияние на результативность деятельности профсоюзной организации в целом: хозяйственно-экономическая: интегративно-коммуникативная; индикативная. Экстренными являются функции, осуществление которых необходимо в том случае, когда права и интересы работников сознательно игнорируются прочими субъектами рынка: защитная, посредническая. При этом к защитной функции относятся действия профсоюзов, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов работника, посредническая предполагает разрешение существующих (возникших) конфликтов. Авторская классификация функций профсоюзных организаций представлена на рисунке.


Классификация функций профсоюзов как участников социально-трудовых отношений в организации

Достоинством представленной классификации является то, что она четко отражает влияние каждой из функций на реализацию целевой функции профсоюзов, ориентирует деятельность профсоюзов одновременно на достижение как внутренних, так и внешних целей, демонстрирует наиболее перспективные направления развития профсоюза в новых условиях хозяйствования. Это позволит упорядочить и конкретизировать тактические и стратегические задачи деятельности профсоюзных организаций, наметить пути совершенствования их внутренней структуры.

Содержание функций профсоюзных организаций
Наименование функции Содержание функции профсоюзов как участников СТО в организации (авторский подход) Содержание основных функций профсоюзов наиболее часто выделяемых исследователями
Регулирование социально-трудовых отношений Выявление и предупреждение, корректировка и устранение деструктивного поведения субъектов Согласование норм, правил, стандартов, которые не позволяют, как минимум, ухудшить положение работников
Экспертно-аналитическая Осуществление экспертизы социально-трудовых отношений в организации, оценка поведения субъектов Осуществление социальной экспертизы технических, организационных, экономических и других решений, затрагивающих интересы работников
Представительская Участие от имени работников в коллективных переговорах, заключение коллективных договоров Представление интересов работников на любом уровне
Информационно-консультативная Оказание информационно-консультационной помощи субъектам его в организации Оказание информационной помощи заинтересованным лицам
Формирования партнерских отношений Осуществление деятельности, направленной на осознание субъектами своей роли, повышение ответственности за предпринимаемые действия Формирование правовой культуры правосознания граждан
Сохранение и развитие трудового потенциала Осуществление деятельности, направленной на развитие психофизиологического, квалификационного, личностного потенциала работника Воздействие на сохранение и развитие трудового потенциала общества
Контрольная Осуществление контроля за действиями субъектов его в организации Осуществление гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей
Защитная Деятельность, направленная на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности Отрицание того, что противоречит интересам трудящихся и препятствует осуществлению их законных прав, утверждение всего, что создаст благоприятные условия для реализации прав и интересов
Посредническая Аккумулирование взаимных претензий сторон, разрешение трудовых споров и конфликтов Аккумулирование претензий двух сторон, разрешение споров и конфликтов в пользу работника
Хозяйственно-экономическая Организация эффективного управления имеющимися в распоряжении профсоюзной организации ресурсами Целепологание, планирование, подготовка и принятие управленческих решений, их реализация
Интегративно-коммуникативная Формирование положительного имиджа профсоюзов в обществе и расширение членской базы Информирование общества о своих принципах, целях и задачах, содействие развитию интеграционных процессов в целях стабилизации общества
Индикативная Информирование общественности о СТО в организациях

Отметим, что, с одной стороны, представленное в таблице авторское содержание выделенных функций существенно отличается от того, которое закладывается исследователями, так как ориентирует профсоюзы на взаимодействие не только с работником, но и с работодателем. С другой стороны, данное различие может быть обусловлено тем, что в настоящее время существующие в науке классификации функций являются едиными для профсоюзов в целом и функции профсоюзов не классифицируются в зависимости от уровня взаимодействия субъектов СТО.

Таким образом,

профсоюз - это независимая некоммерческая организации, представляющая интересы наемных работников, целью деятельности которой является повышение качества и уровня жизни своих членов посредством регулирования его в организации.

Данное определение позволяет подчеркнуть следующее: - профсоюз - это организация, осуществляющая свою деятельность на основе четких формальных правил и процедур, формирующая свои внутренние цели, направленные на выживание, максимизацию ресурсов, связанные с эффективностью ее деятельности:

  • профсоюз - организация, представляющая интересы наемных работников;
  • целью деятельности профсоюза является повышение качества жизни его членов, повышение качества жизни прочих граждан является не целью, а латентным свойством функционирования профсоюзов;
  • выделение важнейшей функции профсоюзов как участника его в организации позволяет подчеркнуть не только главную сферу деятельности профсоюза, но и наиболее перспективные направления функционирования профсоюзов в этой сфере.

Виды профсоюзных организаций и их структура представлены в следующем разделе работы.

Профсоюзы – добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).

Функции профсоюзов. Истоки развития профсоюзов связаны с асимметрией реальных прав отдельных наемных рабочих и предпринимателей. Если рабочий отказывается от предложенных предпринимателем условий, то он рискует быть уволенным и стать безработным. Если же предприниматель отказывается от требований работника, то он может его уволить и нанять нового, почти ничего не потеряв. Чтобы добиться некоторого выравнивания реальных прав, рабочий должен иметь возможность в конфликтной ситуации заручиться поддержкой коллег по работе. Предпринимателю нет необходимости реагировать на отдельные выступления и протесты рабочих. Но когда рабочие объединяются и производству грозит массовый простой, то работодатель вынужден не только выслушать требования рабочих, но и как-то на них прореагировать. Таким образом, профсоюз давал в руки рабочих ту власть, которой они были лишены, действуя поодиночке. Поэтому одним из главных требований профсоюзов был переход от индивидуальных трудовых соглашений к коллективным договорам предпринимателя с профсоюзом, выступающим от имени всех его членов.



С течением времени функции профсоюзов несколько видоизменились. В наши дни профсоюзы оказывают влияние не только на нанимателей, но и на финансовую и законодательную политику правительства.

Современные ученые, занимающиеся проблемами профсоюзов, выделяют две их основные функции – (1)защитную (взаимоотношения «профсоюз – предприниматели») и (2)представительскую( взаимоотношения «профсоюз – государство»). Некоторые экономисты добавляют к этим двум еще и третью функцию, (3)экономическую – заботу о повышении эффективности производства.

1)Защитная функция наиболее традиционна, она напрямую связана с социально-трудовыми правами работников . Речь идет не только о предупреждении нарушений предпринимателями трудовых прав работников , но и о восстановлении уже нарушенных прав . Уравнивая позиции рабочих и работодателя, профсоюз защищает наемного работника от произвола нанимателя.

Самым сильным орудием профсоюзной борьбы долгое время были забастовки. Наличие профсоюзов на первых порах практически не было связано с частотой и организацией забастовок, которые оставались спонтанным явлением. Коренным образом ситуация изменилась после Первой Мировой войны, когда забастовки объединенных профсоюзами рабочих стали главным инструментом их борьбы за свои права. Демонстрацией этого стала, например, возглавленная Конгрессом тред-юнионов общенациональная всеобщая забастовка в мае 1926, охватившая все ведущие отрасли экономики Великобритании.

Следует отметить, что в борьбе за интересы своих членов профсоюзы часто проявляют безразличие к интересам других работников, не входящих в профсоюзы. Так, в США профсоюзы ведут активную борьбу за ограничение миграции, поскольку иностранные рабочие «перебивают» работу у коренных американцев. Другой практикуемый профсоюзами метод ограничения предложения труда – это требования строго лицензировать многие виды деятельности. В результате профсоюзы обеспечивают своим членам более высокую зарплату, чем не состоящим в профсоюзах (в США – на 20–30%), но этот выигрыш, как считают некоторые экономисты, во многом достигается за счет ухудшения оплаты труда не состоящих в профсоюзах.

В последние десятилетия понимание защитной функции профсоюзов несколько изменилось. Если ранее основной задачей профсоюзы считали повышение оплаты и условий труда , то сегодня их основная практическая задача состоит в том, чтобы не допустить увеличения уровня безработицы и повысить занятость . Это означает сдвиг приоритетов от защиты уже работающих к защите интересов всех лиц наемного труда.

По мере развития НТР профсоюзы стремятся влиять не только на зарплату и занятость, как было изначально, но и на условия труда, связанные с эксплуатацией нового оборудования. Так, по инициативе Шведской конфедерации профсоюзов в 1990-е во всем мире стали внедрять основанные на требованиях эргономики стандарты компьютерной техники, которые жестко регламентируют уровень электромагнитного излучения и шума, качество изображения на мониторе.

2)Функция представительства связана с отстаиванием интересов работников не на уровне фирмы, а в государственных и общественных органах . Целью представительства является создание дополнительных (по сравнению с уже существующими) льгот и услуг (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д.).Профсоюзы могут представлять интересы работников, участвуя в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступая с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвуя в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимая участие в разработке государственных программ охраны труда и т.д.

Включаясь в политическую борьбу, профсоюзы активно занимаются лоббизмом – защищают прежде всего те решения, которые повышают спрос на производимые работниками товары и, тем самым, спрос на рабочую силу. Так, американские профсоюзы всегда активно выступали за меры протекционизма – ограничения ввоза в США зарубежных товаров.

Для реализации представительских функций профсоюзы поддерживают тесные связи с политическими партиями. Дальше всего пошли английские профсоюзы, которые еще в 1900 создали свою собственную политическую партию – Комитет рабочего представительства, с 1906 – Лейбористская партия (в переводе – партия труда). Профсоюзы прямо финансируют эту партию. Схожая ситуация наблюдается в Швеции, где объединяющая подавляющее большинство наемных работников Шведская конфедерация профсоюзов обеспечивает политическое главенство Шведской социал-демократической партии. В большинстве стран, однако, профсоюзное движение разделено на объединения с различной политической ориентацией. Например, в Германии наряду с ориентированным на сотрудничество с социал-демократами Объединением немецких профсоюзов (9 млн. чел.) действует более малочисленное Объединение христианских профсоюзов (0,3 млн. чел.), близкое к христианским демократам.

В условиях обострения конкурентной борьбы профсоюзы стали осознавать, что (3)благосостояние работников зависит не только от противоборства с предпринимателями, но и от роста эффективности труда . Поэтому современные профсоюзные организации почти не прибегают к забастовкам, активно участвуют в повышении профессиональной подготовки своих членов и в совершенствовании самого производства. Исследования американских экономистов доказывают, что в большинстве отраслей члены профсоюзов демонстрируют более высокую производительность (примерно на 20–30%).

4)Нормотворческая деятельность подразумевает участие в формировании правового поля, в котором существует трудовой процесс на разных уровнях – от федерального до уровня конкретной организации . И в том числе – в юридическом закреплении повышения статуса и прав работников.

5)Организационная и 6)социальная функции предполагают активное участие профсоюза в создании и улучшении условий труда . Причем, сюда можно отнести спортивно- и культурно-массовую работу среди работников, которую нужно рассматривать совместно и неразрывно с понятием «условия труда».

7)Контролирующая функция выражается в том, что профсоюз выступает в роли полномочного общественного контролера по вопросам соблюдения прав работающих в различных аспектах – охрана и условия труда, оплата и нормирование труда, социальные гарантии и других . Соответствующие права профсоюзу предоставляет существующее законодательство.

Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в ст. 11 “Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников” и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.
Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

источник: В.С. Бердычевский Трудовое право

158 руб


Данное издание учебника основано на нормах Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Материал изложен в соответствии с программой курса "Трудовое право России" и дает читателям объективную характеристику современного трудового права, а также понимание перспективы его развития. Заключительный раздел посвящен международно-правовому регулированию трудовых отношений. Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.
Издание подготовлено по состоянию на ноябрь 2011 г.

Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.

573 руб


В учебнике освещены основные вопросы трудового права о предмете, методе и принципах правового регулирования трудовых правоотношений, его участниках, сторонах социального партнерства и государственных органах, обладающих полномочиями в области нормативного регулирования и контроля за соблюдением трудового законодательства. Авторы постарались учесть все новеллы законодательства и современные подходы к теоретическим вопросам. Описание построено таким образом, чтобы были отражены примеры судебной практики, деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В конце каждой главы содержатся вопросы для самоконтроля, которые помогут студентам подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов.

Книга для широкого круга специальностей

1139 руб


Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли (вопрос – ответ). Часть I

В первой части пособия, построенном в форме вопросов и ответов, рассмотрена структура организации труда и нормирования трудовых процессов.

В лаконичной форме рассматриваются вопросы разделения и кооперации труда, организации рабочих мест, их обслуживания, роль нормирования затрат живого труда.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

170 руб


Трудовое право. Учебник и практикум

Учебник имеет ярко выраженное практическое содержание: наряду с теоретическими основами по предмету, большое внимание уделено практическому разбору положений трудового законодательства. Каждая глава сопровождается методической частью, содержащей вопросы и задания для самоконтроля, а также задачи, что позволит студентам приобрести навыки и умения, необходимые для применения трудового законодательства на практике.

1019 руб


Трудовое право. Краткий курс

В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как предмет и источники трудового права, трудовой договор, его изменения и прекращение, начисление заработной платы в организациях, материальная ответственность, охрана труда и многое другое.

Книга предназначена для широкого круга читателей, а не только для изучающих трудовое право в различных учебных заведениях (училищах, колледжах, средних специальных и высших учебных заведениях). Будет полезна и необходима руководителям организаций, работникам кадровых служб, индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд; лицам, повышающим квалификацию, бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам, проходящим аттестацию на право осуществления определенных видов деятельности, а также всем, кто интересуется новым трудовым законодательством России.

Правовые основы деятельности российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.

По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX в. – начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемой и сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменения состава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции – около 20%, Японии, Германии и Италии – от 30–40%. Значительное число наемных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы 1 .

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали выполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы – лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции – производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав профсоюзов.

До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике». В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось «обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений» 2 .

Также продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл.XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов 3 .

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл.58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять с учетом новейшего законодательства.

Если социальное назначение профессиональных союзов – представлять и защищать права и интересы работников – было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе.

Ранее конкретную юридическую базу имел только один профсоюзный орган – профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Она определялась нормативным актом – «Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п.2 ст.5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Однако если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст.1 Закона от 12 января 1996 г.).

Одновременно с этим Законом были приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. 4 , «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. 5 , Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г. 6 , «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г. 7 и ряд других.

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, сложившиеся в Российском государстве, и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов.

§ 2. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Выделяются следующие целевые социальные ориентиры (латентные функции), которые выстраивают деятельность института профсоюзов:

1. Интеграция общества, достижение социального мира. Наиболее значителен вклад профсоюзов в институционализацию социальных конфликтов, прежде всего в сфере социально-трудовых отношений, во введение их (конфликтов) в организующее русло, в предотвращение стихийных, неконтролируемых массовых выступлений. Даже такие острые формы индустриальных конфликтов как забастовки, инициируемые профсоюзами, в конечном счете способствуют интеграции общества, так как позволяют лучше понимать положение и интересы противоборствующих групп и находить взаимоприемлемые решения. В целом же профсоюзы больше способствуют объединению людей, чем их разъединению, социальный мир предпочитают войне «всех против всех» и немало делают в этом направлении практически, выступая в роли социального амортизатора между противостоящими сторонами.

2. Создание гражданского общества через развитие производственнойдемократии. Российское общество пока не может преодолеть авторитарный стиль отношений между носителями власти (политической и экономической) и рядовыми членами общества. Более того, этот стиль ужесточается, несмотря на проводимые демократические преобразования. Рядовой работник, непосредственный производитель товаров и услуг оказался сторонним наблюдателем и безучастным исполнителем менеджерских стратегий, оперативных планов и заданий.

Профсоюзы позволяют разрушить монополию экономической власти через такую оправдавшую себя во всем мире форму, как коллективные договора и соглашения. Согласно договоренностям сторон часть полномочий по регулированию социально-экономических процессов делегируется трудовым коллективам, которые вместе с работодателями и администраторами начинают разделять ответственность за характер их протекания и результат. Это вполне вписывается в современные менеджерские концепции партисипативного управления. Развитие самоуправленческих начал в производственной жизни, чему содействуют профсоюзы, ускоряет процесс создания гражданского общества.

3. Содействие формированию социального государства. Немалую роль в создании социальных государств многих стран сыграли профсоюзы, выступая настойчивыми лоббистами в парламентах и правительствах по проведению разнообразных социальных программ, по приданию экономикам социально ориентированного характера. Через механизмы контроля за движением крупных финансовых сумм, которые концентрируются в социальных фондах, через участие в утверждении уставов и положений этих фондов, через рассмотрение проектов разнообразных социальных программ и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, профсоюзы пусть не напрямую, но косвенно содействуют становлению социального государства.

4. Сохранение и развитие трудового потенциала общества. Эта ориентирующая цель наиболее близка профсоюзам, поскольку их основная деятельность протекает в сфере общественного труда. Позитивное воздействие профсоюзов на сохранение и развитие трудового потенциала общества проявляется при осуществлении ими работы по следующим направлениям:

Повышение уровня оплаты труда, обеспечивающей воспроизводство трудовых потенций каждого конкретного работника и общества в целом;

Охрана труда, снижение производственного травматизма и профзаболеваний;

Профессиональная подготовка работников, включая оказание им помощи в овладении знаниями «рынка»;

Обеспечение продуктивной занятости, недопущение сверхэксплуатации, социально и экономически необоснованной и застойной безработицы.

5. Развитие рыночных отношений, формирование рынка труда. Профсоюзы при известных условиях могут позитивно влиять на развитие рынка, поднимая цену рабочей силы и создавая тем самым условия не только улучшения жизни людей, но и экономического роста. Пока они работают преимущественно на первичном рынке, в традиционном производстве, вторичный рынок с его нестабильностью и негарантированностью в сущности еще не охвачен профсоюзным влиянием, особенно в секторах полулегальной и нелегальной занятости, но то, что и на этом рынке профсоюзы должны стать сильным игроком, сомнению не подлежит. Сейчас же наемный работник в этих секторах оставлен один на один с работодателем, который, будучи не связанный какими-либо ограничениями, включая моральные, может творить произвол: платить низкие зарплаты, не обеспечивать необходимые социальные условия, допускать сверхэксплуатацию работника.

6. Утверждение в обществе гуманистических ценностей и развитой трудовой морали. Ускоренное движение России к рынку привело к ценностным сдвигам, крайне болезненно воспринимаемым обществом. На смену коллективизму приходит индивидуализм, отношения всеобщей коммерциализации заменяют прежние отношения товарищества и взаимопомощи, погоня за выгодой становится основным движущим мотивом. Конкуренция за рабочие места, должности, ресурсы ведет к отчужденности, разобщению людей, их взаимной изоляции. Профсоюзы, будучи общественными объединениями людей труда, по природе своей являются носителями ценностей, которые не могут быть подвержены девальвации. Это ценности честного и добросовестного труда, справедливого распределения совместно произведенного продукта, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие. Для профсоюзов утверждение этих гуманистических норм и норм трудовой морали является одним из важнейших целевых ориентиров деятельности.



Поделиться