Какие бывают мотивы. Прочие виды стимулирования

Мотивация – это побуждение к поступку или действию, которые помогут достигнуть определенного результата. С ее помощью обуславливается заинтересованность человека, его направленность, активность. Мотивация является тем толчком, который определяет успех. Мы стремимся достигнуть желаемого, несмотря на все барьеры, преграды и неудачи. Она помогает намного легче преодолевать психологические блоки, как внутренние, так и внешние. Это мощнейший инструмент, сметающий неблагоприятные факторы на пути к мечте.

Мотивация поведения личности – это желание, намерение, старательность, стремление. Любой предмет, достижение которого является смыслом предстоящей деятельности, может выступать мотивом. Людям предоставляется мотив в форме определенных глубоких переживаний и чувств, обусловленных радостными эмоциями от ожидания достигаемого.

Все тонкости и особенности мотивации изучают психология, биология, а также политические науки и социология.

Мотивация помогает достигнуть состояния равновесия не только психологического, но и физического. Она значительно сокращает или полностью избавляет от напряжения и дискомфорта.

Мотивации человека: основные виды

Мотивация может быть внешней или внутренней, отрицательной или положительной, устойчивой или неустойчивой.

Внутренняя мотивация (другое название «интринсивная») затрагивает внутренние, побуждающие к стремительному действию, мотивы. К примеру, занимаясь спортом, человек получает удовольствие от ощущений во время тренировок, а также замечая, изменения своей фигуры.

Внешняя (экстрисивная) мотивация обуславливается внешними причинами, которые непосредственно стимулируют определенное поведение личности. Например, зарплата за проделанный труд является стимулом трудиться на работе, не приносящей удовлетворения.

Позитивная мотивация основывается на исключительно позитивных стимулах. Она увеличивает производительность труда, делает жизнь максимально качественной и т. д. Это может быть благодарность, похвала, материальное вознаграждение.

Негативная мотивация основывается на стимулах отрицательного характера: действия и поступки человека направлены на одно – он пытается чего-то избежать. Например: наказания, лишения премии, изоляции…

Мотивация человека бывает также устойчивой и неустойчивой. Устойчивая – основана на таких потребностях как утоление чувства жажды, голода и т. п. Неустойчивая мотивация предполагает постоянную внешнюю поддержку.

Любой процесс мотивации состоит из нескольких этапов:

  • Появление определенных потребностей.

Любая потребность возникает в тот момент, когда человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Они бывают социальные, психологические, а также физиологические.

  • Поиск возможностей для удовлетворения возникших потребностей.

Ощущая потребности, людям свойственно искать способы устранить неудовлетворенность, которую они влекут за собой.

  • Движение в определенном направлении.

Чтобы устранить любую потребность человеку нужно определить в каком направлении двигаться и какие средства для этого понадобятся. Что необходимо получить (заработать), чтобы потребность была как можно быстрее удовлетворена.

  • Воплощение задуманного в жизнь.

После определения целей и действий, люди переходят к их осуществлению, прилагая максимум усилий. Они действует таким образом, чтобы старания помогли устранить существующую потребность.

  • Вознаграждение за проделанные труды и последующее устранение потребности.

Когда все действия осуществлены, человек наконец-то получает нечто, удовлетворяющее его потребность – напряжение автоматически снимается. Это также может быть одним из этапов достижения задуманной цели, который стимулирует, делая процесс мотивации еще более эффективным. Человек или прекращает действовать до тех пор, пока у него не возникнет следующая потребность, или продолжает работать до полной ликвидации существующих нужд.

Стимулирование и мотивация: есть ли разница?

Человек вряд ли достигнет успеха в какой-либо деятельности, если у него нет заинтересованности. Эффективное взаимодействие не может строиться на одних только принуждениях. Результат скорее всего будет противоположным ожидаемому. Трудиться и достигать поставленных задач можно с помощью двух способов – мотивации и стимулирования. Эти два понятия могут кому-то показаться идентичными – на самом деле между ними есть целый ряд отличий:

  • Мотивация человека представляет собой внутренний процесс, свойственный одному индивидууму, а стимулирование является мерой внешней поддержки, направленной на повышение активности людей.
  • Мотивацию используют до тех пор, пока цель не будет достигнута и потребность не удовлетворена, а стимулирование – до момента, пока его не отменят.
  • Стимулирование свойственно коллективу людей, которых объединяет одна цель или задание, а мотивация – конкретной личности.
  • Мотивация зачастую носит положительный характер, а стимулирование нередко бывает негативным толчком к совершению поступка.
  • При помощи стимулирования воздействуют на личность; мотивация используется для удовлетворения внутренних желаний.

Мотивация и стимулирование имеют немало отличий, несмотря на это их объединяет единая цель – изменение производительности труда в лучшую сторону.

Для лучшего понимания мотивирующего процесса теории мотивации рассматривают с двух разных подходов.

В первом случае изучают содержательные стороны. Данная теория базируется на тщательных исследованиях потребностей, потому что именно они являются основными мотивами поведения личности в различных жизненных ситуациях. Сторонниками подобного подхода выступают психологи-американцы: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак Клелланд.

Теория мотивации А. Маслоу представляет собой один из наиболее глубоких методов классификации потребностей человека. Видение известного психолога основывается на убеждении: качество жизни напрямую зависит от меры удовлетворенности потребностей.

Все потребности, испытываемые людьми, условно делятся на группы:

  • Основные потребности, которые по праву можно назвать первичными: сон, пища и питье…
  • Потребность ощущения чувства безопасности, защиты, постоянной уверенности в светлом будущем.
  • Потребность самовыражаться, расти духовно.
  • Потребность всеобщего уважения, а также стремления достигнуть новых высот и признания.

Согласно теории Абрахама Маслоу перечисленные выше надобности раскладывают в иерархическую последовательность, имеющую форму пирамиды. А именно: первичные (первые группы) – основание пирамиды, вторичные – вершина.

В основе следующего подхода к теории мотивации лежат мотивы процессуального характера. Они сфокусированы на моментах, вынуждающих людей во имя достижения задуманной цели прикладывать немалые усилия. Самые популярные процессуальные теории: В. Врума (теория ожидания), Портера-Лоулера (комплексная теория), Д Макгрегора (теория «X» и «Y»).

В теории ожиданий утверждается – мотивационный эффект оказывает непосредственно мышление, в процессе которого люди дают оценку и определяют насколько реально достижение определенных задач.

Мотивационная теория ожиданий основана на зависимости приложенных усилий человека от понимания им реальности воплощения желаемого в жизнь.

В данном случае рассматривается следующие типы ожиданий:

  • Гарантируют ли приложенные усилия необходимый уровень выполнения заданий?
  • Позволит ли проделанная работа добиться желаемого?

Согласно популярной теории справедливости результативность процесса мотивации определяется сотрудниками системно. Они сравнивают свои заработки с вознаграждениями, которые получают другие рабочие.

Теория Портера–Лоулера сочетает две теории – ожиданий и справедливости. Здесь главным является соотношение между результатами труда и полученной наградой. Учитываются приложенные усилия, способности индивидуума, а также понимание непосредственной роли в процессе деятельности. Теория ожидания выражается в оценке материального вознаграждения, а также убежденности в том, что оно будет эквивалентно стараниям. Теория справедливости выражена в следующем: каждый член коллектива составляет свое мнение касательно несправедливости (справедливости) вознаграждения. Мнение определяется методом сравнения.

Система мотивации труда будет эффективна при комплексном и правильном подходе. Результативность процесса гарантируют следующие методы:

  • Административные – основываются на системе управления подчиненными. Руководители координируют производственный процесс при помощи комплекса нормативных документов. Они носят неизменный характер и адресованы определенным должностным лицам. Приказы всегда короткие и понятные.
  • Социально-экономические – направлены на организацию системы экономического стимулирования сотрудников. Особое внимание нужно уделять справедливой разработке системы окладов. Также стоит обратить внимание на возможность выбора разных форм собственности: коллективной, акционерной или какой-то другой.
  • Производственно-организационные методы, применяемые в системе мотивации, призваны учитывать потребности сотрудников, способствовать формированию положительных эмоций и здоровой атмосферы, содействовать налаженной работе. Другими словами, создавать благоприятные условия труда.
  • Правовые – представляют собой пакет правил, следование которым гарантируется правовыми нормами. Правовые указания наделяют людей обязанностями и правами, обуславливая правовое положение служебных лиц.
  • Методы, носящие социально-психологический характер, нацелены на формирование благоприятной атмосферы в коллективе сотрудников, создание всех условий для развития демократических отношений. Человеку необходимо на производстве или в офисе чувствовать себя максимально комфортно.Для этого руководство должно изучать потребности людей, понимать суть социально-психологических процессов, при необходимости уметь налаживать контакт с разными социально-демографическими группами. Люди, находящиеся на руководящих должностях, обязаны поддерживать инициативы работников, постоянно искать новые методы организации производственной деятельности. Подчиненные, в свою очередь, также должны стараться помогать руководителям. Взаимные уважение и поддержка – именно эти составляющие являются основой любого коллектива.
  • Информационные (разъяснительные) методы системы мотивации помогают поднять уровень осведомленности работников. В рыночных условиях роль информации возрастает в несколько раз.

Мотивация персонала: ожидания и действительность

У каждого человека есть свой взгляд на трудовую деятельность, и все мы ожидаем от нее что-то свое. Для одних важен карьерный рост, других абсолютно не волнует занимаемая должность – главное получать достойную оплату своего труда. Такие работники зачастую преследуют единственную цель: накопить необходимую сумму денег на осуществление своей мечты.

Руководители обязаны быть хорошими психологами, и в каждом сотруднике видеть личность. Только таким способом можно будет найти подход к человеку, и научиться использовать индивидуальные способы мотивации персонала.

Нематериальные методы трудовой мотивации особенно важны на первоначальной стадии развития компании. В этот период все старания руководства должны быть направлены на создание сплоченного дружного коллектива, готового работать, прежде всего, ради личностного роста, престижа, перспективы, а не ради денежного вознаграждения.

Личность является основой нематериальной мотивации сотрудников. Когда все работники получают то, о чем мечтают, то в коллективе будет здоровая атмосфера. Согласно статистике, поощрение сотрудников раздачей бесплатных билетов в кино или оперу, намного эффективнее небольшой едино разовой прибавки к зарплате. Такой метод мотивации персонала, прежде всего, актуален для развивающейся фирмы, владельцы которой еще не готовы увеличить ежемесячную заработную плату. А вот символические подарки станут стимулом работать еще лучше, они позволят поднять командный дух и ответственность за выполненную работу.

Мотивация сотрудников материальными поощрениями

По мнению профессионалов управленческого дела материальная трудовая мотивация достаточно эффективна, но она носит кратковременный характер.

Если повышение зарплаты будет единственным стимулом, то работники со временем могут привыкнуть к этому, и качественное выполнение работы их перестанет беспокоить. К тому же, без командного духа и чувства ответственности сотрудники, руководимые только зарплатой, могут без зазрения совести уйти в самый трудный и неподходящий для увольнения период. Несмотря на непродолжительность материальных методов мотивации персонала, они все же должны присутствовать.

Главными составными материального стимулирования являются премии и зарплата. Что касается заработной платы, то при ее расчете должны учитываться средние показатели рынка труда.

Премия, как одна из самых важных методов мотивации сотрудников, рассчитывается с учетом следующих составляющих:

  • Стажа работы.
  • Качества работы. Данный показатель включает дисциплину, отношение к труду, сроки выполнения и т. д. Показатель является личностным и определяется начальником производства.
  • Количества проделанной работы (за перевыполнение плана, как правило, предполагается мотивирующее материальное вознаграждение).

Система мотивации, при которой используются современные методы, призвана стимулировать весь коллектив, а не одного работника. К примеру, если человек, который за определенный промежуток времени ни разу не опоздал на работу, получит единоразовую премию, то, возможно, и для остальных это станет поводом соблюдать дисциплину.

Если человек чего-то очень хочет, он обязательно этого добьется. Еще Ницше говорил: Человек может выдержать любое «что», если у него есть огромное «зачем». Только большие и чрезвычайно волнующие мечты побуждают на свершение достойных поступков и великих дел.

В любом случае лучшей и самой эффективной мотивацией является самомотивация. Не нужно ждать что появится человек, который подскажет как поступить в той или иной ситуации, направит, мотивирует. Ведь этот кто-то может и не явиться! Прежде всего нужно надеяться на самих себя и пытаться понять, что даст достижение поставленных задач. Большие надежды и желания обязательно станут толчком для зарождения новых идей и составления эффективной программы действий.

Для повышения мотивации нельзя упускать цель из своего вида. Воображайте все преимущества той жизни, которая вас ждет после достижения задуманного. Это не позволит огоньку желаний угаснуть. Можно даже составить перечень преимуществ. Чем больше пунктов он будет содержать, тем больше мотивация приблизиться к цели.

Для повышения мотивации люди часто пишут свои желания на карточках и развешивают их в самых видных местах своего жилища. Старайтесь прочувствовать то счастливое состояние, которое бы вы ощутили, при исполнении всех желаний. Сфокусируйте внимание на них хотя-бы по 20 – 30 секунд каждый день. Задачей этого приема является активизация деятельности подсознания, и поиск путей к достижению всего задуманного.

Двигайтесь к цели небольшими шагами и награждайте себя за проделанный кусочек работы. Если оценить ваши старания некому, значит хвалите себя сами. Человек должен не только работать, но и отдыхать. Ведь жизнь становится серой, если мы не позволяем себе что-то, приносящее удовольствие. Сделав шаг в нужном направлении, похвалите себя, расслабьтесь, позвольте заняться любимым делом. И не нужно откладывать награду на потом - это никоим образом не способствует повышению мотивации.

Окружайте себя вещами, которые способствуют продуктивной деятельности, а не служат отвлекающим фактором. То же самое можно сказать и о людях. Общайтесь с теми, кто вас вдохновляет, а не ставит под сомнение ваши старания и любые порывы. Берите пример с победителей, старайтесь анализировать их поведение, изучать методы достижения целей, прислушивайтесь к их советам.

Окружение сильно влияет на ваши действия и поступки. Поэтому проявляйте осторожность в выборе людей, с которыми чаще всего общаетесь. Ведь даже неосознанно, на уровне подсознания, вы будете перенимать их привычки, проникаться взглядами и интересами.

Учебная мотивация

Учебная мотивация представляет собой деятельность, основной задачей которой является пробуждение желания к получению новых знаний и навыков. Именно желание выступает одним из основных составляющих успеха в процессе достижения поставленных целей. В век научно-прогрессивных технологий люди должны постоянно учиться новому. И лучше, если процесс обучения будет сопровождаться жаждой к познанию. Для этого и нужна мотивация учебной деятельности.

Мотивами, в данном случае, являются факторы, которые обуславливают учебную активность. Они бывают внутренними и внешними. В первом случае человеком движет любознательность, интерес к новым знаниям, он ощущает потребность в информации, старается повысить культурный уровень. Во втором – речь идет о материальной выгоде, наградах, угрозах или наказаниях, а также предчувствии каких-либо благ.

В формировании учебной мотивации большое значение отводится словам и оценкам, которые характеризуют деятельность учеников.

К главным факторам, которые оказывают влияние на развитие устойчивой и позитивной мотивации к учебе относят:

  • Содержание нового материала.
  • Организацию увлекательного процесса обучения.
  • Педагогический стиль учителя.
  • Коллективные формы организации процесса учебной деятельности.
  • Оценивание деятельности учащихся.

Дети могут отрицательно относиться к процессу учебы по субъективным или объективным причинам. В последнем случае виноват сам педагог. А именно:

  • Учебные материалы, которые он подбирает, абсолютно не соответствуют уровню знаний, умственному развитию ребенка, они не способны поддержать или вызвать интерес.
  • Средства, призванные побуждать к действию не соответствуют причинам, по которым у ребенка выработалось негативное отношение к получению новых знаний.
  • Приемы и методы деятельности учителя подобраны неправильно и не содействуют пробуждению независимости и активного включения в обучающий процесс.

Мотивация школьников: этапы мотивации

Чтобы наполнить занятие психологическим содержанием, педагогу необходим мотивационный цикл.

На первом этапе мотивации школьников нужно закрепить мотивы прошлых достижений. Похвалить за навыки и умения, напомнить, как отлично они справились с предыдущей темой и заданиями. Породить мотивы неудовлетворенности, если у них не получилось усвоить какой-то этап изучаемой темы. Повысить мотивы, ориентируясь на предшествующую деятельность, указав, что плохое усвоение предыдущих тем не позволит двигаться дальше.

На втором этапе мотивации школьников важно чередование различных форм деятельности, использование обучающих материалов разной степени сложности, а также оценка деятельности. Преподаватель должен стараться вызвать позитивные эмоции у детей. Проанализировать, получилось ли у них включиться в процесс, и насколько они удовлетворены результатом. Чтобы активизировать интерес к познанию целесообразно настраивать школьников на поисковую деятельность. Дети должны учиться контролировать свои действия и давать оценку выполненной работе.

Мотивация школьников на завершающем этапе направлена на то, чтобы обучающиеся покинули занятие с позитивным настроением, получив незаменимый личный опыт. У детей должен появиться настрой на дальнейшее обучение. Другими словами: мотивация на перспективу. Для этого педагоги обязаны позитивно воспринимать как школьников, так и самих себя. Хороший эффект дает усиление оценочной деятельности: детей оценивает не только учитель, но и они сами.

Работа педагога будет продуктивной, если помимо компетентности в своей профессии, он умеет создавать атмосферу тепла, уюта, взаимного доверия и уважения.

В развитии мотивации детей дошкольного возраста основная роль отводится семье. Это связано с тем, что главные потребности человека, как познавательные, так и социальные, закладываются и развиваются еще в раннем детстве.

Для достижения желаемого дети иногда берутся за работу, которая им неинтересна. Они могут убрать в своей комнате или вытереть пыль для того, чтобы мама разрешила посмотреть мультфильм или поиграть. То есть у детей младшего возраста уже формируются мотивы, в основе которых стоит не только «хочу», но и «надо».

Сильным стимулирующим фактором для дошкольников является награда или похвала. Меньшим воздействием обладает наказание и крик. Не стоит требовать от маленьких детей клятв и обещаний, так как они зачастую их не выполняют. А большое количество нереализованных обещаний может стать причиной развития таких качеств, как беззаботность и необязательность.

Взрослые должны уделять много времени и внимания общению с малышом. Рассказывать ему интересные истории, читать книжки и детские журналы, объяснять суть различных природных явлений, обсуждать увиденное и пережитое за день. Все это способствует развитию любознательности и расширению кругозора.Подробно отвечая на вопросы ребенка, родители поддерживают в нем желание интересоваться и спрашивать.

Привычка, которая вырабатывается в малыше, с годами трансформируется в потребность постоянно узнавать что-то новое. Это своего рода мотивация к тому, чтобы быстрее научиться читать, писать, считать, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

Мотивация детей младшей школы

Большинство учеников младшей школы стараются беспрекословно выполнять требования учителя. Это и является главной особенностью мотивации детей данного возраста.

Роль мотивации также выполняют оценки, получаемые школьниками. Они уверены, что отметка ставится в большей мере за старания, а не за качество выполненной работы.

В начальной школе дети еще плохо осознают такие мотивы как престиж, ответственность, чувство долга. Ими трудно воспринимаются мотивы, объединенные процессом и непосредственно содержанием учебы. А ведь именно они являются главными и реальными побудителями к учебной деятельности.

Ученики 1–2 классов еще не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Они не в состоянии сдерживать энергию намерения, а значит, между созданием определенного намерения и воплощением задуманного в жизнь промежуток времени должен быть минимальным.

Перед младшими школьниками лучше ставить легкие и недалекие цели, избегая больших и долгоиграющих.

У детей средней школы уже развивается стойкий интерес к определенным наукам. Несмотря на это у подростков наблюдается заметное снижение мотивации к обучению. Они приходят на уроки, не потому что есть желание, а потому что нужно.

Подростковые установки, к которым можно отнести суждения, оценки, моральные взгляды, анализ ситуации, зачастую не совпадают с мнением взрослых. К примеру, они не понимают и осуждают одноклассников, которые отказываются подсказать на уроке, а также не дают списать домашнее задание.

Особенностью мотивации школьников-подростков является острая потребность в положительной оценке их деятельности. Слишком близко к сердцу воспринимается критика окружающих. Педагоги должны понимать, что подростки очень обидчивы и ранимы, их поведение может оказаться немотивированным, а любое негативное высказывание в их адрес зачастую провоцирует бурную реакцию.

Мотивация обучения старших школьников

Планируемая профессиональная деятельность оказывает влияние на учебную мотивацию подростков и старшеклассников. У подростков выбор профессии основывается на любви к определенному предмету, а ученики старших классов начинают старательно изучать предметы, необходимые для освоения будущей профессии.

Главным мотивом учебного процесса старшеклассников является подготовка к выпускным экзаменам в школе и вступительным в профессиональных учебных заведениях. Мотивация, связанная с желанием занять «свое» место в классном коллективе при помощи оценок, которая распространена среди подростков, для старшеклассников не актуальна. Зачастую именно стремление к получению знаний определяет учебную активность школьника, а отметки теряют свою мотивационную силу.

Мотивация к спорту – это ключевой момент в занятиях. Она важна, так же как и регулярные тренировки, а для некоторых людей даже намного значимее. Одного таланта недостаточно для того чтобы добиться великих достижений и покорить желаемые вершины. В спорте важны такие качества, как упорство, сила воли, железный характер.

Результат можно достичь только после выхода из зоны комфорта и полной самоотдаче. Речь идет не только о людях, мечтающих об олимпийском золоте и всемирном признании, но и о тех, кого, прежде всего, интересует красивая и подтянутая фигура. Какой бы ни была цель, результат будет зависеть от приложенных усилий. И в данном случае мотивация к спорту играет решающую роль.

Методы мотивации для успешных тренировок

Прежде всего, нужно определиться со своей целью. Понять, для чего вам спорт: избавиться от лишнего веса или набрать мышечную массу, укрепить здоровье или стать первым в спортивных соревнованиях. Только так вы сможете целенаправленно двигаться дальше, пускай и маленькими шагами.

Ищите информацию о том, что именно вам необходимо для воплощения мечты в реальность. Ведь, главное, чтобы выполняемый комплекс упражнений был эффективным. Здесь лучше всего проконсультироваться с опытным тренером. Тем более что наставления профессионала также зачастую воспринимаются как отличная мотивация к спорту.

Занятия должны быть регулярными, а для этого нужно обязательно составлять график тренировок. Не позволяйте себе нарушать режим ни при каких обстоятельствах. Ваши достижения – это главный метод мотивации, который помогает двигаться дальше.

Для многих людей мотивацией к спорту служат вознаграждения. Нужно хвалить себя и поощрять материально даже за достижение небольших целей. Призом может быть что угодно, главное, чтобы оно приносило истинное удовольствие.

Спорт не приемлет лени! Тренировки являются лучшим отдыхом после рабочего дня: они заряжают энергией и поднимают настроение. А также помогают преодолевать препятствия.

Когда вместо тренировок хочется лечь на диван и расслабиться, вспомните обо всем, чего вы сможете достичь благодаря спорту. Можете даже написать все на листиках бумаги и расклеить по своему жилищу.

На формирование мотивации к спорту немалое влияние оказывают друзья и знакомые. Старайтесь найти единомышленников. Ходите вместе на тренировки, не давая друг другу расслабиться. Еще лучше, если между вами возникнет здоровое соперничество.

Не забывайте, что здоровье – это главное богатство человека. А спорт является одним из самых эффективных способов держать себя в форме.

Не нужно ждать подходящего момента: начинайте занятия прямо сейчас. Если вы будете постоянно откладывать тренировки, никакие методы мотивации не помогут достигнуть желаемой цели. Ищите возможности, а не оправдания своему бездействию.

Говоря самому себе «У меня не получится», вы повышаете свою уверенность в этой мысли и подсознательно начинаете в нее верить.

Представительницы прекрасного пола, прежде всего, должны уметь правильно расставлять приоритеты.

Формирование мотивации к спорту у них происходит постепенно. Зачастую ее основу составляют следующие факторы:

  • Получение удовлетворения в ходе тренировок. Достигнуть этого поможет выбор физических нагрузок по душе.
  • Постепенное увеличение нагрузок. Ни в коем случае нельзя нагружать себя с первых тренировок. Задачи, которые вы ставите перед собой, должны быть посильными.
  • Следование главной цели. Как только исчезает желание заниматься, сразу же нужно воскресить в памяти свою мечту. Именно она формирует мотивацию, и придает силы двигаться дальше.

От ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр .

Сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу - это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности , разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном . Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность » . Мотив часто путают с потребностью и целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт , а цель - результат сознательного целеполагания , выбора предмета (объекта), удовлетворяющего требованиям мотива. Например: жажда - это потребность , желание утолить жажду - это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это мотив. Можно также понимать жажду как чувство, ощущение (жажды), а потребность - как необходимость иметь определённое количество воды в организме (в крови), тогда цель поведения - утолить жажду, то есть оптимизировать количество воды в организме (но не бутылка с водой). В таком контексте «мотив - это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта».

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотивация и право

Механизмы формирования биологических мотиваций

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга , вырабатывающая гормоны . Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.

Иерархия потребностей Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные.

Потребности в порядке их очерёдности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии, требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз - фрустрацией - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность .

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти учёные ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Напишите отзыв о статье "Мотивация"

Примечания

Ссылки

  • Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с. - ISBN 978-5-699-37901-9 . .
  • Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5. С. 13-25.
  • . Заметки на портале сообщества HR-менеджеров
  • // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 33-48.)

Отрывок, характеризующий Мотивация

«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

13Дек

Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью.

Что такое МОТИВАЦИЯ — определение простыми словами. Понятие мотивации.

Простыми словами, Мотивация – это некая сила, которая заставляет людей действовать и добиваться поставленных целей. Это стимул, который заставляет нас упорно работать и подталкивает к успеху. Также можно сказать, что именно мотивация, это то, что формирует многие аспекты человеческого поведения, отвечающие за совершение тех или иных поступков.

Суть и цели МОТИВАЦИИ.

С научной точки зрения, у данного явления не существует четкого и остаточного определения или объяснения. Достоверно известно то, что мотивация очень тесно связана с эмоциями, но отличается от них. На данный счет существует множество теорий, некоторые из которых предполагают, что мотивация может основываться на необходимости минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие. Это может включать в себя удовлетворение, как простейших, так и грандиозных потребностей. К таким можно отнести потребности в пище и отдыхе, в обладании определенными благами, достижение уровня престижа или статуса, и тому подобные вещи. Из всего вышесказанного, можно сформулировать мысль о том, что суть и цель мотивации заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей человека.

Виды и типы МОТИВАЦИИ.

Говоря о видах или типах мотивации, специалисты чаще всего разделяют ее на два вида, это:

  • Внутренняя мотивация;
  • Внешняя мотивация.

Но, если более глубоко разобраться в вопросе, то можно заметить, что довольно часто границы между этими формами мотивации являются размытыми. Нередко внешняя мотивация перетекает в внутреннюю мотивацию. Это зависит от особенностей каждого человека, и того, как на него действуют различные стимулы.

Внутренняя мотивация.

Как уже вероятней всего стало понятно из самого названия «Внутренняя мотивация», это форма мотивации, которая происходит из личных или внутренних желаний и целей человека. Подобный вид мотивации обусловлен личным интересом, либо к процессу достижения цели, либо удовольствием от финального результата своей работы.

Примеры внутренней мотивации:

Достижения.

Мы стремимся к достижению целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе. Как правило, это чувство является неотъемлемым по своей природе.

Личностный рост.

Необходимость самосовершенствования поистине является внутренней мотивацией. Желание увеличить наши знания о себе и внешнем мире, может быть очень сильной формой мотивации. Мы стремимся учиться и расти как личность. Мотивацию личностного роста можно также увидеть в стремлении к переменам. Многие из нас изначально ограничены теми параметрами и знаниями, которые были заложены при воспитании или основном обучении. Но, мотивация личностного роста, стимулирует нас совершенствовать эти базовые критерии и обучатся новому, эволюционируя как личность.

Стремление к власти.

Стремление к власти может принять форму контроля над собственной жизнью или контроля над окружающими людьми. В первом случаи, человек добивается успеха и возможности прожить жизнь так, как он того хочет. В другом случаи, желание власти над окружающими, может заставить человека совершать не лучшие с точки зрения закона и поступки. Тем не менее данная форма мотивации, является очень сильной, и как видно из истории человечества, она является очень распространенной.

Социальная мотивация.

К проявлениям социальной мотивации можно отнести желание людей принадлежать к определенной социальной группе. К примеру, это могут быть «продвинутые» модные сверстники, или успешные люди со связями. Простыми словами, люди испытывают потребность в социальной связи с другими людьми. Таким образом, многие получают мотивацию соответствовать, той социальной группе, к которой есть желание принадлежать.

Внешняя мотивация.

В противовес внутренней мотивации, внешняя мотивация происходит из-за пределов личности. Обычными внешними мотивами являются вознаграждения, такие как деньги и привилегии, принуждение и угроза наказания. Простыми словами, внешняя мотивация – это стимулы которые приходят к нам от других людей или обстоятельств.

Примеры внешней мотивации:

Награда.

Данная форма мотивации включает в себя вознаграждения, как материальные, так и нематериальные. Многие люди зная о том, что они будут вознаграждены каким-то образом, готовы работать очень усердно и выполнять даже самые сложные задачи.

Страх.

Мотивы страха связаны с последствиями. Такой тип мотивации часто используется, когда способ с вознаграждением невозможен или не работает. Страх наказания, это действительно мощный стимул для того чтобы работать очень усердно. В бизнесе, это часто называется «морковкой и палкой», стимулом является морковь и страх — это палка.

Методы, способы, приемы и формы мотивации. Процесс мотивации.

Если, вы уже дочитали до этого параграфа, то по-большому счету, у вас уже должно было сформироваться представление о различных возможных способах и методах мотивации. Многие из них перечислены в примерах внутренней и внешней мотивации. Но хотелось бы отметить, что далеко не все методы применимы ко всем людям. Некоторым, необходимо просто захотеть достичь какой-либо цели, и это уже будет достаточно сильной мотивацией, особенно если включить в эту схему упорство. Другим для запуска процесса внутренней мотивации необходим небольшой толчок от другого человека. К примеру, сейчас можно найти очень много различных мотивационных курсов, которые профессионально подтолкнут человека, действовать более активно добиваясь своих целей.

Категории: , / / от

Мотивация – это одна из самых главных составляющих формулы успеха. Мотивацией называется побуждение к деятельности. Побуждением заниматься какой-либо работой может быть, как желание, так и потребность.

Какая бывает мотивация?

Видов мотивации очень много. Для начала каждый должен отличать мотивацию других людей от самомотивации. Также мотивация может быть естественной (основанной на основании естественных причин) и искусственной(создается для достижения определенных целей). Для примера голод – это естественная мотивация, а красочная реклама пищи – искусственная.

Мотивацию можно поделить на позитивную и негативную. Позитивная мотивация – это положительные стороны того или иного результата. Негативная – человек пытается избежать определенных обстоятельств. Для примера, ребенок будет учить уроки, так как знает, что сможет поиграть в компьютерные игры – положительная мотивация. Если же ребенок учит уроки, так как если он не будет делать этого, ему не дадут поиграть в игры.

Мотивация относится к очень мягким формам воздействия на человека. Одни и те же методы мотивации могут дать противоположный результат у разных людей. Большую роль здесь играют индивидуальные особенности личности.

Существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя – это побуждение, основанное на стимулах извне. Премия – отличный мотив начать работать более продуктивно и качественно. Внутренняя мотивация основывается на содержании деятельности, а также внутреннем мире человека. Так, продуктивно работать можно не только за заработную плату, но и ради собственного удовлетворения.

Мотивацию можно поделить на реактивную и проактивную. Реактивная мотивация основывается на ошибках и чувствах, которые были ранее. Проактивная – это планы и желания на будущее.

На предприятиях актуальна материальная и нематериальная мотивация. В большинстве случаев руководители выбирают материальную мотивацию своих сотрудников, которая выражается премиями, бонусами и заработной платой. Нематериальная мотивация на предприятии – это корпоративы, страхование, возможность бесплатного обучения.

Эффективность мотивации

В современном мире очень сложно стать успешной личностью. С каждым годом количество трудностей и препятствий только возрастает. Касается это как достижения личных вершин, так и развития производства. Человек сталкивается с таким количеством работы и препятствий, что часто возникает желание – оставить все так, как есть.

Некоторые люди просто не понимают, почему выбрали именно «эту» работу и зачем им каждый день делать то, что не приносит удовольствия. Во многих коллективах можно найти сотрудников, которые не довольны ни своей работой, ни заработной платой. Чем больше таких сотрудников, тем выше шанс провала самой организации, какой бы ни был начальник.

Для того, чтобы работать, достигать поставленных целей и высот, необходима мотивация. Каждый руководитель должен заниматься самомотивацией, как бы успешно не было его дело. При этом не стоит забывать о мотивации сотрудников, от которых зависит развитие бизнеса.



Поделиться