Карьерный рост на предприятии. Что такое карьерный рост? Размышления о карьере

Для чего человек работает? Если ответом будет «для работы» или «так положено», то этот человек изначально не настроен на карьерный рост в организации и достижение высоких результатов своей профессиональной деятельности. Это люди, которые всегда предпочитают работать под чьим-то руководством и выполнять только поставленные задачи - то есть менеджеры среднего звена, которые никогда не стремятся стать руководителем.

Но если человек отвечает на этот вопрос: «Для зарабатывания денег» или «Для реализации своих возможностей», то это однозначно амбициозный, целеустремленный и трудолюбивый человек, который готов работать, учиться и развиваться для обеспечения карьерного роста в компании и повышения своего финансового положения.

Перспектива карьерного роста в организации

С первых дней работы такие сотрудники пристально изучают все возможности карьерного роста в компании. Это достаточно просто, если компания небольшая и имеет не более 50-ти сотрудников.

В компаниях с количеством сотрудников более 200 человек новому сотруднику сложно сориентироваться, каким же образом он сможет обеспечить себе возможность карьерного роста в предприятии. И основная сложность состоит в запутанной организационной структуре компании, множестве департаментов, руководителей, их заместителей и ответственных лиц.

Такая сложная организационная паутина приводит к тому, что талантливые и целеустремленные сотрудники теряются и зачастую им тяжело разобраться в последовательности действий для профессионального развития и карьерного роста в предприятии. Результатом является временный профессиональный «застой» из-за использования большого количества времени на визуализацию полной картины перспектив карьерного роста и развития в рамках организации.

Управление карьерным ростом в компании

Для каждой компании очень важно, что бы сотрудники развивались не «из под палки», а самостоятельно стремились стать первоклассными профессионалами. Ведь при этом сотрудник прикладывает значительные усилия для выполнения своих производственных обязанностей и старается добиться для себя карьерного роста в предприятии. В результате организация получает качественно выполненную работу и отличные результаты.

Существует несколько способов для сотрудников HR-департамента объяснить работникам предприятия возможности карьерного роста в организации. Одним из самых эффективных способов на сегодняшней день является карьерный компас - схематический рисунок, на которой отображено все этапы карьерного роста в предприятии и профессионального развития сотрудников.

Этапы карьерного роста в предприятии

Карьерный компас прекрасно показывает каждому сотруднику его путь и этапы карьерного роста в организации. В крупных компаниях будет несколько карьерных компасов для более удобной визуализации схемы возможности карьерного роста и достижения профессионального развития поэтапно. При этом рассылать или вывешивать в людном месте схематические рисунки карьерного компаса будет неэффективно, ведь далеко не каждый сотрудник стремиться обеспечить себе перспективу карьерного роста и заработать повышение по службе.

Портал и карьерный рост сотрудников

Одним из инструментов, который помогает реализовать полноценное информирование о возможности карьерного роста в предприятии, стимулировать к профессиональному развитию и эффективной работоспособности на сегодняшний день является внутрикорпоративный портал, созданный на платформе Microsoft SharePoint и . С его помощью у руководства компании появляется возможность быстро и качественно создавать и размещать информацию о перспективах карьерного роста в компании в виде различных карьерных компасов. Каждый сотрудник, заинтересованный в собственном развитии и управлении карьерным ростом в предприятии, может обратиться к специальному разделу «Карьерный компас» на портале. В данном разделе сотрудник найдет исчерпывающую информацию о возможностях карьерного роста и профессионального развития на предприятии.

Возможность карьерного роста сотрудников

Корпоративный портал позволяет не только быстро и эффективно показать все способы развития и возможности карьерного роста сотрудников, но и проводить онлайн-тренинги, тестирования и опросы для выявления действительно талантливых и перспективных сотрудников. Также при помощи портала сотрудники могут найти необходимую информацию и рекомендации к успешному профессиональному развитию, перечень необходимых тренингов и дистанционных курсов, книг, статей и массу другой полезной информации для управления карьерным ростом в компании.

Таким образом, заинтересованные сотрудники будут иметь эффективный инструмент для собственного карьерного роста и развития, а организация получит высокопрофессионального специалиста.

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Клиническая (медицинская) психологияhttp://www.Syntone.Ru/library/parables/content/3477.Html введение

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

    психология больного

    психология лечебного взаимодействия

    норма и патология психической деятельности

    патопсихология

    психология индивидуальных различий

    возрастная клиническая психология

    семейная клиническая психология

    психология девиантного поведения

    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

    неврозология

    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Этот вопрос волнует не только вчерашних выпускников, но и состоявшихся профессионалов (многие люди, годами работают на одном и том же месте и не могут продвинуться по службе). Перспектива карьерного роста для многих даже важнее, чем приличная заработная плата (но как правило, одно вытекает из другого).

Если вы мечтаете или только задумываетесь о построении карьеры и рассчитываете в будущем получать хорошую зарплату, тогда вам надо задуматься над тем, какими качествами нужно обладать и что делать, для быстрого продвижения по службе.

Карьерный рост. Как сделать карьеру?

1. Главное условие успешного карьерного роста, как бы банально это не звучало, любовь к своей работе. Давно доказано, что успех карьерного роста напрямую зависит от удовлетворенности человек своей работой, от того чем он занимается. Так что важно первоначально выбрать профессию по душе , а только затем думать о построении карьеры. В нелюбимом деле сделать карьеру практически невозможно.

2. Повышение в должности зависит не только от искреннего желания делать свою работу, но и от искреннего желания добиться карьерного роста на данном предприятии. Положительный настрой, уверенность в своих силах (Читайте - «Как обрести уверенность в себе «), уверенность в том, что вы заслуживаете продвижение по карьерной лестнице и обязательно его добьетесь – даст положительный результат. То есть, вы должны просто не мыслить (сплю и вижу) себя без этой должности, к которой будете стремиться.

3. Постоянный профессиональный рост одно из условий карьерного роста на предприятии. Важно постоянное совершенствование, самостоятельный поиск и получение новых знаний. Не надейтесь исключительно только на знания, которые вы можете получить в компании, на которую работаете, отслеживайте и внедряйте положительный опыт других компаний, анализируйте отрицательный. Анализ деятельности конкурентов (умений, навыков и способностей) также способствует профессиональному росту. У вас должно быть искреннее желание улучшить качество своей работы, это положительно скажется на вашем карьерном росте.

4. Для того чтобы вовремя справляться со своими обязанностями и еще иметь время на самообразование и самосовершенствование надо уметь максимально оптимизировать рабочее время. Именно самоорганизация позволит вам обучаться более эффективно и целенаправленно планировать свою деятельность.

5. Довольно часто для того, чтобы получить повышение, надо выделиться своими успехами, показать результат, сделать так, что бы ваши заслуги были замечены и оценены. Для этого же надо приложить немало усилий. Ну а кто сказал, что карьерный рост – это просто и легко?

Карьерный рост маловероятен, если вы не знаете, как преподнести себя, не умеете подчеркнуть свои достоинства и обратить внимание на результаты своей деятельности (не всегда они бывают замечены, руководители часто обращают внимание лишь только на проблемные участки). Нравится вам это или нет, но карьерный рост на предприятии часто следствие саморекламы. Расхваливающие свои достижения и результаты, получают самые лакомые задания и повышения по службе чаще, чем те, кто скромно молчит и пренебрегает саморекламой и самопиаром .

6. Карьерного роста можно достичь только при условии, что вы умеете ладить с людьми. Конечно профессионализм, энергичность высоко ценятся, но если вы вносите сумбур в работу коллектива, постоянно находитесь в состоянии конфликта, по делу и без, критикуете своих коллег, ведете себя высокомерно – это говорит о вас как о человеке неуживчивом, не умеющим идти на компромиссы и находить общий язык с людьми. В этом случае перспективой карьерного роста даже и не пахнет - руководство, несмотря на ваши очевидные заслуги, будет относится к вам с настороженностью.

Это отнюдь не значит, что надо упорно со всеми дружить, просто, раз у вас общие цели, и вы делаете общее дело, то логичным будет работать со всеми, а не против всех. При этом так же важно не скатиться в панибратство и заискивание.

7. Даже самые преуспевающие и удачливые люди в мире не застрахованы от критики в свой адрес. Что уж говорить о простых смертных! Поэтому если вы устремлены наверх, хотите совершенствоваться и расти, вам надо научиться принимать критику и научиться ценить замечания.

Главное здесь - уметь отличать конструктивную критику от необъективных нападок. Критика со стороны квалифицированного, профессионального человека может вам быть полезна, к ней надо прислушиваться, тем более, если она затрагивает исключительно рабочий процесс. А вот злопыхательские нападки, которые часто являются проявлением зависти, не стоит принимать близко к сердцу.

Что еще надо знать человеку, мечтающему о карьерном росте:

Часто в процессе построения карьеры люди встают перед выбором: уйти в другую компанию, где предлагают должность повыше, либо же остаться в коллективе, к которому привык, в котором себя комфортно чувствуешь и ждать, когда в родной компании откроется подходящая вакансия и тебе, наконец, предложат повышение. Увы, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Довольно сложно уловить момент, когда перерастаешь рамки своей должности, и когда тебя повысят.

Можно точно сказать – в средних и маленьких компаниях перспектива карьерного роста не велика, специалисты здесь вырастают намного быстрее, чем появляются вакантные должности. А вот у крупных компаний есть существенное преимущество – сотруднику, думающему над тем как сделать карьеру и нацеленному на продвижение по службе всегда готовы что-то предложить.

В типичных зарубежных фильмах паренек, начинавший работать разносчиком газет, через пару лет становится руководителем издательского концерна. А работоспособная и старательная горничная из фешенебельной гостиницы, год за годом, поднимаясь вверх по карьерной лестнице, в итоге дорастает до кресла директора этой самой гостиницы, где когда-то убирала номера. На самом деле в жизни намного сложнее, чем это выглядит в кино. Но все-таки карьерного роста может добиться каждый, было бы желание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кто вы - «икс», «игрек» или «зет»? Еще в 1991 году американский экономист Нейл Хоув и историк Уильям Штраус решили объединить всех людей в большие возрастные группы со схожими интересами, привычками и жизненными целями. «Иксы» в России - это те, чья дата рождения попала в промежуток с 1963 по 1983 год; «игреки», или «Millennials», соответственно, родились до 2000-х; а «поколение Z», или «Homeland Generation», появилось на свет уже в новом тысячелетии. И, разумеется, каждому из нас - хотим мы того или нет - на пути к успешной карьере и хорошей зарплате приходится решать уравнение с этими переменными.

Если сегодня «поколение Z» только готовится к выпускным экзаменам и выбирает свой жизненный путь, то динамичные «игреки» у рекрутеров уже в моде, их вкусы и характер внимательно изучают работодатели. Например, исследователи из крупнейшего рекрутингового агентства Hays отмечают: «Население России сокращается, отчего увеличивается давление на молодое поколение, которое вынуждено вступать в руководящие и лидирующие должности. Вполне возможно, что страна находится на пороге переломного момента, когда ей просто необходимы большие перемены. В такое время особенно интересно быть частью „поколения Y“ в России».

«Сегодня вы можете сделать успешную карьеру в любом возрасте, - возражает Ирина Баранова, управляющий партнер NGRS, компании-лидера российского рекрутингового рынка. - Для хедхантеров все зависит от должности, на которую мы ищем кандидата. Например, на начинающую позицию многие действительно предпочитают пригласить молодого работника, которого можно доучить, «заточить» на выполнение необходимых задач. А, скажем, 35-летний специалист - это в большинстве случаев сложившийся человек со своим пониманием дела, который уже стремится капитализировать свои знания и умения. Но главное, что ценно в любом кандидате, - это жизненная энергия, которую он вкладывает в свое дело, желание предлагать новое, менять то, что не нравится, и двигаться вперед. Даже если вам не хватает каких-то профессиональных качеств или вы не укладываетесь в возрастную «вилку», страсть подкупает любого работодателя. Успешный и лучший - это не тот, кто моложе или опытнее, а тот, кто занимается тем, что любит и чем искренне увлечен».

Известный предприниматель Джек Ма, создатель торговой платформы Alibaba и самый богатый в Китае человек, чье состояние превышает 30 миллиардов долларов, в своей лекции поделился советами о том, как лучше всего выстраивать карьеру на каждом десятилетнем этапе собственной жизни.

До 20 лет: учитесь и стажируйтесь

Самому Джеку Ма с учебой не повезло: во времена китайской Культурной революции он дважды пытался поступить в колледж и с трудом попал в педагогический институт. Однако, увлекаясь английским языком, он выучил его практически самостоятельно, а затем даже открыл бюро переводов. Сегодня диплом престижного университета - несомненный плюс для старта карьеры, но для работодателя будет не менее важен и любой практический опыт, который вы уже успели приобрести. Волонтерская работа, летние стажировки, участие в студенческих проектах и международных программах - все это добавит вам шансов во время интервью. И приготовьтесь: чтобы сделать успешную карьеру в современном мире, вам и в дальнейшем придется непрерывно учиться.

20-30 лет: найдите яркого лидера

В этом возрасте, пока у вас еще нет серьезных семейных обязательств, можно рискнуть и попробовать свои силы в предпринимательстве, придумать стартап или же выбрать путь карьерного роста в уже существующей компании. Работа на большом предприятии поможет узнать изнутри, как действуют главные структуры и «карьерные лифты» вашей отрасли. Однако Джек Ма считает особенно интересным опыт небольших компаний, тех, где стремятся освоить новые области рынка, изобретают решения, стараются заглянуть в завтрашний день. Именно здесь, по его мнению, больше шансов встретить сильного лидера - не просто начальника, но яркого, нестандартно мыслящего профессионала, который раскроет для вас горизонты и поможет увидеть новые пути. Так или иначе, время между 20 и 30 годами лучше всего посвятить амбициозным экспериментам, не стесняясь пробовать, рисковать, переживать неудачи и начинать сначала. «Каждую вашу ошибку можно записать в графу ваших доходов», - убеждает Джек Ма.

30-40 лет: работайте на себя

Даже если вы штатный работник в большой компании, в этот период вы трудитесь исключительно для своего блага: чтобы стать лучшим профессионалом, чтобы создать себе лучшую жизнь. Возможно, это самый удачный момент, чтобы основать собственный бизнес: у вас есть идеи и необходимая энергия, а также знание рынка, деловые связи и достаточный профессиональный опыт. Если вы выберете такой вариант, будет полезно заранее позаботиться о создании необходимой «финансовой подушки» и клиентской базы, получить степень МВА (если у вас ее еще нет) или экспертные советы бизнес-коуча. Другая возможность - обновляйте свои компетенции, постоянно отслеживайте интересные вакансии в других компаниях и проходите собеседования, чтобы не упустить свой шанс (ваш отдел кадров ставить в известность об этом не стоит). В любом случае не забывайте: сейчас вы работаете только на себя, даже если у вас есть неплохой начальник.

40-50 лет: сфокусируйтесь на том, в чем вы сильны

Чем больше у нас появляется профессиональных и семейных обязательств, тем меньше хочется рисковать достигнутым. Это десятилетие стоит посвятить тому, чтобы еще сильнее упрочить свои позиции, по максимуму использовать свои компетенции и получить достойный результат. Конечно, в любом возрасте можно в себе обнаружить еще не раскрытые таланты, но если на этом этапе вы захотите сменить карьеру, будьте готовы серьезно работать над собой и на некоторое время отступить назад - и в плане должности, и в плане доходов. В любом случае будет нужно опираться на ваши самые сильные стороны, не терять мотивации и твердо верить в успех.

50 плюс: работайте с молодыми

Именно такой совет дает 52-летний миллиардер Джек Ма, который по-прежнему черпает вдохновение в идеях и энтузиазме молодых поколений. Он убежден: поддерживать новое, инвестировать в то, что развивается, - этот секрет успеха продолжает действовать в любом возрасте.



Поделиться