Классификация конкурентных стратегий по м портеру. Краткое описание документа метод выбора стратегии развития фирмы по портеру

После смерти в результате заговора Пав­ла I, престол занял его старший сын, Александр Павлович. Сразу же по восшест­вии на престол он отменил ряд решений своего отца, вызывавшие наибольшее не­приятие дворянского сословия, в частности были подтверждены гарантии, данные при Екатерине II в Жалованных грамотах дворянству и городам 1785 г. Были введе­ны некоторые послабления в цензуре, отменен запрет деятельности частных типо­графий.

При Александре I важную роль стал играть так называемый Негласный коми­тет (действовал с 1801 по 1803 г.), в состав которого входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Этот неофициальный орган сыграл решающее значение при выработке реформ, проведенных во время правле­ния Александра I. Особую роль комитет придавал крестьянскому вопросу. 20 фев­раля 1803 г. в соответствии с указом «О вольных хлебопашцах», помещики полу­чили право освобождать своих крестьян от крепостной зависимости. При этом кре­стьянин получал земельный надел, но за достаточно большой выкуп. Этим указом воспользовалось совсем немного помещиков, однако само его появление продемон­стрировало обществу готовность власти идти на уступки в решении крестьянского вопроса.

На заседаниях Негласного комитета обсуждалась также возможность реформи­рование системы государственного управления. Результатом этих дискуссий стало издание указа в сентябре 1802 г. о реформе высших государственных учреждений. Вместо коллегий были созданы соответствующие министерства, а, кроме того, Го­сударственное казначейство, которое имело те же полномочия что и созданные ми­нистерства. Комитет министров контролировал деятельность министерств и их взаимодействие между собой.

Дальнейшее реформирование системы государственного управления связано с именем М. М. Сперанского, который в 1807 г. занял должность статс-секретаря Алек­сандра I, а в 1808 г. - должность министра юстиции. По проекту Сперанского законо­дательным органом империи должна была стать Государственная Дума, которая бы имела приоритетное значение в принятии законов страны. Исполнительным органом власти должны были стать министерства. Совещательным Органом при императоре предполагалось сделать Государственный Совет, в состав которого должны были входить высшие сановники. При этом у императора оставалось преимущественное право назначения министров, внесение законодательной инициативы. Сословную структуру общества предполагалось сделать более мобильной (т. е. речь шла о возможности перехода из одного сословия в другое с приобретением соответствующих гражданских прав). В результате, большая часть преобразователь­ских планов Сперанского осталась лишь на бумаге, однако они оказали определен­ное влияние на взгляды Александра I, который 1 января 1810 г. издал указ о форми­ ровании Государственного Совета. Во главе его канцелярии встал М. М. Сперан­ский. Хотя функции нового органа и были исключительно совещательными, даже в таком виде они не оправдали надежд Сперанского. Одновременно с этим были уточнены функции и полномочия министерств (июнь 1811г.). Их деятельность должна была строиться на принципе единоначалия, т. е. вся ответственность за при­нятие решений ложилась на министра. Инициатива Сперанского реформировать Сенат была заблокирована Государственным советом.

Несмотря на то, что большинство предложений Сперанского не были реализова­ны, даже те преобразования, на которые пошел Александр I, вызвали резко отрица­тельную реакцию значительной части дворян. Поэтому в марте 1812 г. Сперанский был уволен и отправлен в отставку, а затем сослан в Пермь.,

Вторая половина правления Александра I и его внутренняя политика были тесно связаны с только что закончившейся войной 1812 г. и заграничными походами рус­ской армии. После 1815 г. в русском обществе идеи либеральных преобразований находили все больший отклик, и популярность их стремительно росла. Александр I не мог не реагировать на изменение общественного мнения. В 1815 г. в Польше бы­ла введена конституция, которая гарантировала основные гражданские права поль­скому населению. В 1820 г. был издан проект реформирования системы центрально­го управления Российской империи, составленный Н. Н. Новосильцевым при актив­ном участии П. А. Вяземского. Государственный сейм, состоящий из двух палат, должен был стать высшим законодательным органом с правом наложения вето, при этом законодательная инициатива оставалась в руках императора - главы исполни­тельной власти. Кроме того, предполагалось ввести некоторые гражданские свободы и независимость судебной власти. Однако, как и предыдущие предложения М.М.Сперанского, эти проекты не были реализованы, что в некоторой степени было связано с ухудшением внешнеполитической ситуации.

Военные поселения. Аракчеевщина. С именем военного министра А. А. Арак­чеева связано создание военных поселений (с 1810 г.). (В действительности, учреж­дение военных поселений было инициировано самим Александром I, а не Аракчее­вым). С помощью этих военных поселений предполагалось оптимизировать расходы на содержание армии. По мысли Аракчеева, военные поселяне должны были одно­временно работать, т. е. обеспечивать себя, и заниматься военной службой. Такая инициатива не встретила понимания у военных. В военных поселениях периодиче­ски вспыхивали волнения, которые жестоко подавлялись. Хотя в итоге и удалось сэкономить на содержание армии, качество военной подготовки заметно снизилось. Кроме того, их содержание тяжким бременем ложилось на жителей тех местностей, где располагались эти военные поселения. Официально они так и не были отменены и фактически сошли на нет к 1857 г

Внеш. полит. России в первой половине 19в.

Внешняя политика

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона с 1804 г. заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия, Англия. В ноябре 1805 г. войска Австрии потерпели поражение под Аустерлицем и Австрия вышла из войны, коалиция распалась.

В 1806 г. по инициативе России образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия, Швеция. Однако фр. армия в течение всего неск. недель вынудила Пруссию капитулировать. В 1807 г. Россия проиграла сражение под Фринляндом. Александр I вступает с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807 г. Россия и Франция заключают Тильзитский мир, согласно которому: Россия должна разорвать полит. отношения с Великобританией и примкнуть к ее блокаде, что было невыгодно для России, так как это означало разрыв торговых связей с Англией, что наносило большой ущерб экономике России; из отторгнутых от Пруссии польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Стремясь усилить свои позиции на ближнем Востоке, Россия вступает в войну с Турцией 1806-1812 гг. Она проходила с переменным успехом и имела затяжной характер. После назначения Кутузова в 1811г. командующим Дунайской армией турки терпят поражение на берегах Дуная, что вынуждает их идти на переговоры о мире. В мае 1812 г. подписан Брестский мир: России отошла Бессарабия, значит. участок Черноморского побережья Кавказа с г.Сухум, получ. автономию Молдова, Валахия, Сербия. Победа над Турцией расстроила планы Наполеона на помощь турецкой армии.

1804-1813 гг. – русско-иранская война. Причина – успехи России на Кавказе. Ирану не удалось предотвратить российское проникновение в Закавказье. В ходе войны Россия завоевала территорию Северного Азербайджана. 1813 г. – Гюлистанский мирный договор: Иран признавал владычество России над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря.

1808-1809 гг. – русско-шведская война: Россия завоевала Финляндию, которая вошла в состав России как автономное гос-во.

Отечественная война

Причины: стремление достичь Наполеоном мирового господства. Повод: нарушение Россией континентальной блокады Англии (нарушение условий Тильзитского мира). Наполеон собрал армию до 678 тыс. чел, что превосходило численный состав армии России. Вооруженными и хорошо обученными войсками командовали Даву, Бертье, Ней, Мюрат во главе с Наполеоном. Уязвимым местом был многочисленный нац. состав армии.

Войска России также хорошо были вооружены, имели мощную артиллерию. Войска возглавляли Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Милорадович. Преимущество: патриотический дух всех слоев населения, большие людские ресурсы, запасы продовольствия. Наполеон вторгся в Россию 12 июня 1812г, переправившись через Неман. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход битвы в одном или неск. приграничных сражениях. Русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения, вели бои с отд. частями противника, изматывая его и нанося ему отдельные потери. 22 июля 1-я и 2-я армия соед. под Смоленском – это было решение одной из 2-х главных задач русской армии. 2-ая задача – установление единоначалия – была решена 8 августа назначением Кутузова Главнокомандующим. 26 августа произошло Бородинское сражение, нанеся большие потери обеим сторонам. Русские войска начали отступать к Москве. Кутузов принял решение оставить Москву. Наполеон вошел в нее 2 сентября, Москва была сожжена, все ее жители покинули ее до этого. Армия Наполеона осталась без продовольствия, превратилась в сборище мародеров и грабителей. Наполеон начал отступление по разоренной им же Смоленской дороге – беспорядочное бегство. Его армию преследовали русские войска и партизанские отряды. Наполеон бросил свою армию и бежал в Париж. 25 декабря 1812 г. Манифест царя ознаменовал завершение Отечественной войны.

  1. Первые шаги Александра I
  2. Крестьянский вопрос
  3. Реформа образования
  4. Неосуществленные проекты
  5. Итоги реформ

Статья кратко излагает реформы Александра I, их характер и незавершенность. Правление Александра I принято разделять на первый период, во время которого он был настроен на реформаторскую деятельность вплоть до принятия конституции и отмены крепостного права и второй, наступивший после создания в 1815 г. Священного союза. Император теряет интерес к реформам и в его действиях начинает преобладать реакционный элемент.

Первые шаги Александра I
C начала вступления на престол Александр I делает публичное заявление о том, что его царствование пройдет в духе правления Екатерины II, будут искоренены последствия деятельности Павла I. Был издан ряд указов, отменявших непопулярные постановления предыдущего государя. Исключенные чиновники и офицеры были восстановлены в правах. Даровалось прощение всем беглецам (кроме убийц). Отменялся запрет на ввоз иностранных товаров и книг. Разрешался выезд за границу.

Реформы государственного управления
Одним из первых крупных преобразований Александра I в области государственного управления явилось создание в марте 1801 г. "Непременного" совета, состоящего из 12 человек, назначавшихся на должность пожизненно. Орган имел лишь совещательный характер, т. е. имел право давать советы императору. Однако, его члены обладали большим авторитетом и принимали участие в обсуждении важнейших вопросов. В 1810 г. "Непременный" совет был преобразован в Государственный совет с прежними функциями, который состоял из четырех департаментов. Видный деятель эпохи Александра I, М. М. Сперанский, занимавшийся разработкой проектов реформирования государственного устройства, был утвержден в должности Государственного секретаря.
Наряду с этим Александр I создал "негласный" комитет для выяснения "истинной" ситуации в России и выработки проекта нового законодательства и конституции. Деятельность комитета носила оторванный от действительности характер и сводилась к обсуждению Александром I со своими ближайшими соратниками положения дел в империи.
Главной реформой Александра I стало учреждение министерств, во главе каждого из которых должен был находиться министр, непосредственно отвечающий за свою деятельность. В существующих еще со времен Петра I коллегиях принятие решений определялось большинством голосов. Министерства должны были работать по принципу единоначалия. Ответственность полностью ложилась на министров, которые отчитывались лично царю и своих действиях. В сентябре 1802 г. были созданы восемь министерств. В 1811 г были добавлены еще четыре министерства. В присутствии императора собирался Совет министров для принятия решений по важнейшим вопросам.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат, в его ведение передавалось рассмотрение ежегодных отчетов министров о своей деятельности и вынесение решений по этому поводу.

Крестьянский вопрос
Новый царь начинал свое правление с мыслью о коренных преобразованиях. В заседаниях негласного комитета часто звучала мысль об отмене крепостного права. Однако, как уже было отмечено, высказывания о свободе были далеки от практики. Александр I хотел постепенно свести крепостную зависимость, но не мог определиться с конкретными мерами. Единственной робкой попыткой было принятие указа о "вольных хлебопашцах" (1803 г.). Крестьяне могли быть отпущены на волю по собственной инициативе помещиков. Однако, воспользоваться таким правом захотели немногие, и количество освобожденных по указу крестьян было незначительным.
Незначительные ограничения крепостного права были введены в Прибалтийских губерниях (1804-1805 гг). Появились элементы самоуправления и местного судопроизводства. Был введен запрет на продажу крестьян без земли, объявляющихся владельцами своих участков с правом наследования.

Реформа образования
Александр II приступил к устройству учебных заведений в России. Выделялись приходские, уездные, губернские (гимназии) училища и университеты. Важным мероприятием являлось восстановление в Петербурге Академии наук. Было основано пять новых университетов. К этому же времени относится основание знаменитого Царскосельского лицея. Было значительно увеличено общее количество гимназий и школ.

Неосуществленные проекты
Еще во время существования "Негласного" комитета либерально настроенные соратники Александра I предлагали ему проекты возможных преобразований, призванных дать свободу крестьянам, ограничить власть дворянства и др. Все они остались на бумаге, но примечательно то, что такие разговоры все же велись.
Основной реформаторский проект был представлен в 1809 г. М. М. Сперанским, являвшимся в то время ближайшим советником Александра I. Главные его положения заключались в том, Россия должна была начать переход от крепостнической к конституционной монархии. Непременным условием являлось разделение властей. Все население страны должно было получить избирательные права. Предполагалось создание системы избираемых Дум. Император одобрил проект, но посчитал, что его осуществление несвоевременно. Из проекта была взята лишь идея создания Государственного совета, что усилило и упорядочило государственную власть.

Деятельность Александра I после 1815 г.
Как уже было отмечено, после 1815 г. Александр I начинает склоняться к политике сворачивания реформ. Однако, первое время император еще пытался продолжать преобразовательное дело.
В 1816-1819 гг. крестьяне Прибалтийских губерний были освобождены от крепостной зависимости. Однако, освобождение произошло без наделения землей, поэтому крестьяне опять попали в зависимость к помещикам, просто на этот раз она носила характер экономического, а не личного закабаления.
В ноябре 1815 г. Александр I подписывает конституцию Польши, что делает ее конституционной монархией. Император оставляет в своих руках исполнительную власть, к сейму переходят ряд законодательных функций. Сейм делится на две палаты: Сенат (царь сам назначает членов) и Посольская палата (выбиралась на основании имущественного ценза). Декларировалась основные гражданские свободы. По сути, данная конституция была наиболее либеральной на тот момент.
Наряду с этим Александром I было осуществлено как бы повторное закрепощение государственных крестьян путем создания военных поселений. Крестьяне в этих поселениях также занимались хлебопашеством, но при этом несли воинскую службу. К ним применялись суровые наказания.
Считается, что после 1820 г. Александр I окончательно расстается с мыслями о реформах. Неудачные попытки преобразований, сопротивление большинства вельмож, революционное движение в Европе заставили императора придерживаться и охранять существующий строй. Усиливается цензура, начинаются преследования за вольнодумство. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять своих крестьян в виде наказания на поселение в Сибирь.

Причины отказа от коренных реформ
Вступив на трон, Александр I был преисполнен благородных надежд и планов на изменение государственного строя. Однако, поддержки среди дворян он не обнаружил. Был узкий круг его единомышленников и отдельные лица, разделяющие мысли царя, но они были воспитаны на европейских идеях и не могли в должной мере применить их в российской действительности. Сам Александр I останавливался в нерешительности, понимая, что резкие перемены настроят российское дворянство против него. Это грозило очередным дворцовым переворотом.
Войны России с Наполеоном, Ираном, Турцией, Швецией отвлекали внимание императора от положения дел в стране и постепенно настраивали его против каких-либо реформ. Не случайно именно Александр I стал инициатором создания Священного союза, призванного охранять монархические интересы от революционных движений.

Итоги реформ
Несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, наличие различных проектов преобразований, Александр I по сути не смог воплотить свои желания в жизнь. Реальным результатом реформ стало усиление государственной власти, благодаря созданию нового аппарата управления. Еще можно отметить реформу образования, которая действительно привела к всплеску общественной мысли и пробудила в обществе интерес к науке. Заслуживает внимания конституция Польши, которая по замыслу должна была стать опытным образцом для российской конституции. Но поворот Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.

1. Реформы начала века. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г., когда был свергнут с престола и убит его отец император Павел 1. Вскоре для подготовки реформ создается Негласный комитет из друзей и ближайших соратников Александра I - В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского.

В 1803 г. издан «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование Александра I на волю вышли лишь немногим более 47 тыс. душ крепостных, т.е. менее 0,5% их общего количества.

Были проведены реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената.

В 1809 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Планировалось создать представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Госсовете, члены которого назначались царем. Решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т.п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако в аристократической среде Сперанского считали чужаком и выскочкой.

Его проекты казались опасными, чересчур радикальными. В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород.

2. Внутренняя политика в 1814-1825 гг . В 1814-1825 гг. во внутренней политике Александра 1 усилились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России. В 1818 г. началась работа по подготовке проекта Конституции, которую возглавил Н. Н. Новосильцев. Предполагалось введение в России конституционной монархии и учреждение парламента. Однако эта работа не была доведена до конца. Во внутренней политике начинает все больше преобладать консерватизм: в армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку; в 1821 г. подверглись чистке Казанский и Петербургский университеты. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. Для самоснабжения армии в мирное время были созданы военные поселения, где солдаты в условиях жесточайшей дисциплины обязаны были кроме службы заниматься и сельским хозяйством. Поворот к реакции после войны 1812 г. связан с именем царского фаворита А.А. Аракчеева и получил название «аракчеевщина».

3. Итоги внутренней политики эпохи Александра I. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования Александра стало временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные вопросы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализации части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность (Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря - родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть . Новым императором стал ; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - , в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения.

    Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — с
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 мая 1801г. "Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные идеи, но систематический труд был не для них. Поэтому в качестве исполнителя общего замысла реформ был привлечён тогда ещё малоизвестный Сперанский М.М., который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов. Значение Сперанского М.М. особенно возросло с 1807г, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл видную государственную роль как при Александре I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших действий. При тесном взаимодействии Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти все реформы первых лет царствования Александра I.

Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809г под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 сентября 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 января 1810г. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.

Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью.

Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 февраля 1803г. о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно поэтому 19 февраля 1861г. в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В первой четверти XIX в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли.

Произошли изменения и в системе образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 октября 1811г. в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С.

Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе.

В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Они порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался.

Вслед за польской конституцией 8 июня 1815г. Александр I сделал публичное заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818г. близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского М.М., конституцию Царства Польского и дру.европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 ноября 1830г. вспыхнуло восстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в т.ч. и "Государственная уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу.

Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.

Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.



Поделиться