Какой суд является высшим. Судебная власть Российской Федерации

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ».

Система судов РФ :

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Председатель Верховного суда может создавать специализированные советы. В Верховном суде создается научно-консультативный совет и официальный журнал. Председатель Верховного суда. При временном отсутствии Председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей судейских коллегий по приказу Председателя Верховного суда. Если Председатель Верховного суда уходит в отставку или его обязанности прекращается досрочно, Президент Республики Казахстан временно назначает обязанности Председателя одному из председателей судейских коллегий Верховного суда.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ

Суды субъектов РФ

Городские (районные) суды

Мировые суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

Председатель судебного совета Верховного суда. При временном отсутствии председателя совета правления его обязанности возлагаются на одного из судей совета в соответствии с приказом Председателя Верховного суда. Пленарное заседание Верховного суда. Пленарное заседание является юридически компетентным, если на него примут участие не менее двух третей от общего числа судей Верховного суда. Порядок работы пленарного заседания Верховного суда определяется регламентом, который он утверждает.

Судьи всех судов Республики Казахстан имеют равный статус и отличаются только властью. Судья наделен полномочиями осуществлять правосудие, выполнять свои обязанности на постоянной основе и быть носителем судебной власти в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Правовой статус судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и другими законами. Судье не могут быть назначены какие-либо несудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом.

Высший Арбитражный Суд РФ.

Федеральные арбитражные суды округов

Арбитражный апелляционный суд

Арбитражные суды субъектов РФ

Суды в РФ также делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Судья не может быть членом государственных структур по вопросам борьбы с преступностью и соблюдения закона и порядка. Судьи избираются или назначаются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделены полномочиями на постоянной основе. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены только на основаниях и в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.

Независимость судьи защищается Конституцией и законом. При отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не должен вмешиваться в отправление правосудия или оказывать какое-либо влияние на судьи или присяжных. Такие действия наказуемы по закону. Судья не обязан предоставлять какие-либо объяснения сущности судебных дел, которые были рассмотрены или находятся на рассмотрении. Финансирование судов, финансовое и социальное обеспечение судей, а также обеспечение их жильем покрываются за счет национального бюджета в размере, достаточном для полного и независимого отправления правосудия.

Районные суды.

Военные и специализированные суды.

Высший арбитражный суд РФ

- Федеральные арбитражные суды округов

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные суды субъектов РФ.

Мировые суды.

Судебная инстанция в РФ - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

Гарантии Независимых судей Судьи, члены их семьи и их имущества находятся под защитой государства. Правоохранительные органы принимают своевременные и исчерпывающие меры для обеспечения безопасности судьи и членов его семьи, безопасности их имущество, при условии, что судья подает соответствующее заявление. Любой ущерб, причиненный судье и его собственности в связи с его профессиональной деятельностью, возмещается из бюджета Республики.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан. Специальные следственные меры против судьи могут быть возбуждены только по санкции прокурора. Канцелярия судьи несовместима с мандатом депутата, любой оплачиваемой должности, за исключением преподавания, исследования или другой творческой деятельности, деловой деятельности или являющейся членом органа управления или наблюдательного совета коммерческой организации. Судьи не могут быть членов партий или профсоюзов и не может выступать в поддержку или противодействие какой-либо политической партии.

В РФ выделяется четыре судебных инстанции:

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу

Суд второй (кассационной) инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Требования, которые должны быть выполнены кандидатами-судьями. Любой гражданин Республики Казахстан может быть назначен судьей районного суда, который:. составляет не менее двадцати пяти лет; имеет высшее юридическое образование, безупречную репутацию и имеет опыт работы в юридической профессии не менее двух лет; сдал квалификационный экзамен, в том числе специальную магистерскую программу, прошел медицинское обследование и подтвердил отсутствие болезни, препятствовал выполнению профессиональных обязанностей судьи, завершил успешную стажировку в суде и получил положительную оценку на пленарном заседании суд.

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Определения судов:

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Арбитражный суд – правосудие в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Стажировка в суде не требуется для кандидата, который прошел специализированный магистерский курс. Любой гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий опыт работы в юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, может быть назначен судьей регионального суда. Любой гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий опыт работы в юридической профессии не менее 20 лет или стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет в качестве судьи, может быть назначен судьей Верховного суда.

Высший арбитражный суд – до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял судебный надзор за их деятельностью. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Федеральный арбитражный суд округа – осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

Условия и порядок прохождения стажировки в суде кандидатом-судьей определяются Положением, утвержденным Президентом Республики Казахстан. Кандидат в судьи должен проходить стажировку в судах на регулярной основе. Медицинское обследование судьи-кандидата.

Медицинское обследование кандидата проводится для подтверждения отсутствия заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей в качестве судьи. Список заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, предоставляется в соответствии с совместным нормативным актом уполномоченного государственного органа, обеспечивающего материально-техническую поддержку Верховного суда, местных и других судов и уполномоченного общественного здравоохранения.

Арбитражный апелляционный суд - проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Отбор кандидатов в судьи Кандидату-судье должно быть гарантировано равное право на эту должность независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расы и этнического происхождения, пола, политических взглядов, религиозных убеждений или других обстоятельств. Кандидат в судьи для заполнения вакансии судьи местных и других судов выбирается Высшим судебным советом на конкурсной основе из тех, кто отвечает требованиям статьи 29 настоящего Конституционного закона. Исходя из результатов конкурса, Высший судебный совет рекомендует кандидатам на должность в местные и другие суды Президенту Республики Казахстан.

Арбитражный суд субъектов РФ - рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Кандидат на вакантную должность председателя окружного суда рассматривается Высшим судебным советом по предложению Председателя Верховного суда, вынесенному на основании мнения пленарного заседания соответствующего регионального суда. Кандидаты на вакантные должности председателей и председателей судейских коллегий областных судов, председателей судейских коллегий и судей Верховного суда рассматриваются Высшим судебным советом по предложению Председателя Верховного суда, мнение пленарного заседания Верховного суда.

Кандидату на вакантную должность председателя судебного совета Верховного суда рекомендуется от судей Верховного суда. Высший судебный совет рекомендует кандидатам на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателям судебных коллегий Верховного суда при Президенте Республики Казахстан для назначения на должность. Высший судебный совет рассматривает кандидатуру на должность Председателя Верховного суда. Высший судебный совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного суда при Президенте Республики Казахстан для ознакомления с Сенатом Парламента Республики Казахстан.

Суды общей юрисдикции - осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный суд РФ.

Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации, высшая (надзорная) инстанция. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Порядок властных полномочий судьи. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по предложению Президента Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан в соответствии с рекомендацией Высшего судебного совета. Председатели судебных советов местных и других судов, председатели судейских коллегий Верховного суда назначаются Президентом Республики Казахстан на основании рекомендации Высшего судебного совета по предложению Председателя Верховного суда Суд и решение пленарных заседаний Верховного суда сроком на пять лет.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов - рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд - является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Председатель Верховного суда избирается по предложению Президента Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета на пять лет. Председатель местных и других судов назначается на должность Президентом Республики в соответствии с рекомендацией Высшего судебного совета Республики Казахстан на пятилетний срок. По истечении срока их полномочий председатели и председатели судебных советов местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного суда продолжают исполнять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были переизбираться или повторно назначаться соответственно своей прежней должности или аналогичной должности в другом суде.

Мировой суд - функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению малозначительные уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. Проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел.

Военные суды - преступления совершенные военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были переизбраны или повторно назначены на аналогичную должность, с их согласия, должны быть рекомендованы для судья эквивалентного или подчиненного суда вне конкуренции. В случае реорганизации или ликвидации суда, уменьшая общее количество судей в этом суде, судьи с их согласия могут быть рекомендованы для должности судьи равного или подчиненного суда без участия в конкурсе.

Лицо, избранное или назначенное на должность судьи в первый раз, принимает следующую присягу:. Я торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять свои обязанности, отдавать правосудие только в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан и быть беспристрастным и справедливым, как мне говорит мой долг судьи. Председатель и судьи Верховного суда принимают присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Лицо, назначенное на должность председателя, председателя судебного совета, и судья областного суда, председатель и судья районного суда впервые принимает присягу на пленарном заседании областного суда.

Конституционный (уставной) суд субъектов РФ - рассмотрение вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу).

ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ ОРГАН РОССИИ

Президиум Верховного Суда РФ, так же как и Пленум Верховного Суда РФ, является высшим судебным органом России. Это окончательная инстанция по гражданским, уголовным и административным делам. Его постановления не могут быть изменены либо отменены каким-либо органом, кроме как самим Президиумом, при наличии вновь открывшихся или новых обстоятельств. По просьбе наших читателей-адвокатов о роли Президиума Верховного Суда РФ в становлении и развитии правовой системы страны внештатному корреспонденту журнала "Адвокатские вести" Ксении ЛИСУКОВОЙ рассказал судья Верховного Суда РФ, председатель состава докладчиков и член Президиума Верховного Суда РФ, Заслуженный юрист РФ Г.Н. ПОПОВ.

- Геннадий Николаевич, для начала хотела бы Вас попросить сказать о структурной модели и полномочий Президиума Верховного Суда РФ на исторических этапах развития правовой системы нашего государства.
- Охотно. Могу напомнить, что в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 1922 года в составе учрежденного Верховного Суда РСФСР Президиум состоял из Председателя Верховного Суда, его заместителя и председателей судебных коллегий.
При этом Президиум непосредственным рассмотрением уголовных или гражданских дел не занимался. Он был наделен в основном административными полномочиями: распределял обязанности между членами Верховного Суда РСФСР, занимался составлением отчетности по Верховному Суду РСФСР, назначал ревизии губернских и иных приравненных к ним судов, решал вопросы о возбуждении дисциплинарных производств против членов Верховного Суда РСФСР, руководителей губернских и иных приравненных к ним судов, а также о наложении на указанных лиц дисциплинарных взысканий.
Президиум также созывал пленарные заседания Верховного Суда РСФСР, был вправе предложить Пленарному заседанию отменить или изменить любое судебное постановление судебных коллегий Верховного Суда РСФСР или других судов, поставить перед Пленарным заседанием вопрос о правильном истолковании законов.
В соответствии с Законом "О судоустройстве РСФСР" 1960 года Президиум стал полноправным судебным органом, рассматривающим в порядке надзора уголовные и гражданские дела. Он остался в составе Верховного Суда РСФСР и состоял из Председателя Верховного Суда РСФСР, его заместителей и членов Суда.

А что можно сказать о полномочиях и составе Президиума Верховного Суда РФ, действующего на настоящий момент?
- Они определены Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" с внесенными в него 28 ноября 1994 года дополнениями и изменениями, согласно которым Президиум состоит из 13 судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ и его заместители входят в состав Президиума по должности, а остальные судьи назначаются в состав Президиума Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Как часто проводятся заседания Президиума Верховного Суда РФ и каковы сегодня основные направления его деятельности?
- Законом установлено, что заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц (на практике эти заседания проводятся еженедельно по средам). Они правомочны при наличии большинства членов Президиума.
В настоящее время основным направлением деятельности Президиума является рассмотрение судебных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, Президиум выполняет и иные функции: рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, занимается организацией работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, осуществляет некоторые другие полномочия, предусмотренные законодательством.
Убежден, что выносимые Президиумом по конкретным делам постановления оказывают большое влияние на формирование судебной практики. Наиболее значимые из них публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.
Кроме того, Президиум ежеквартально обсуждает и направляет в нижестоящие суды обзоры судебной практики Верховного Суда РФ по уголовным и гражданским делам, рассматривает обобщающие материалы своих коллегий, нижестоящих судов по отдельным направлениям судебной деятельности.

Многих адвокатов интересует, как Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора пересматривает вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам. Ведь такое случается?
- Действительно, одним из основных направлений деятельности Президиума Верховного Суда РФ является пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных решений. Процессуальный порядок осуществления производства в надзорной инстанции предусмотрен Уголовно-процессуальным законодательством.
Как известно, новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ действует с 1 июля 2002 года. Вместе с тем, Федеральным законом "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" от 18 декабря 2001 года, глава 48 УПК РФ "Производство в надзорной инстанции" введена в действие с 1 января 2003 года, за исключением ст.405, действующей со дня введения в действие названного кодекса.
Поэтому, на данный момент представляется преждевременным детально анализировать работу Президиума Верховного Суда РФ в условиях действующего нового закона.

Я понимаю. Но хотелось бы в этой связи услышать, появились ли новые, принципиальные моменты в работе Президиума Верховного Суда РФ в связи с введением в действие УПК РФ, в том числе и его главы 48 "Производство в надзорной инстанции"?
- Да, такие моменты появились. В частности, ст.402 УПК РФ четко определила перечень лиц, имеющих право на обжалование вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. К ним относятся: подозреваемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор. Этот перечень является исчерпывающим. Только названные лица имеют право ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений в порядке, установленном настоящей статьей. Таким правомочием не наделены гражданские истцы и ответчики, представители общественности, участвующие в деле.
Замечу, что ходатайство прокурора именуется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников - надзорными жалобами.
Не могут считаться основанием для пересмотра в порядке надзора уголовных дел обращения граждан, не упомянутых в ст.402 УПК РФ, должностных лиц, общественных организаций и государственных органов. Ну и выступления в СМИ, конечно, таким основанием не являются.
Не предусматривает Кодекс и возможности пересмотра дела по инициативе судьи или вышестоящего суда.
Видимо, не все усвоили новый порядок. Поэтому до сих пор в Верховный Суд РФ продолжают поступать надзорные жалобы от лиц, которые в соответствии с требованиями ст.402 УПК РФ не имеют права подавать такие жалобы. Достаточно распространены случаи, когда лицо, подающее надзорную жалобу в защиту осужденного, не подтверждает свои полномочия соответствующими документами (доверенностью, ордером и т.д.).
Часто спрашивают, а какие решения могут быть обжалованы непосредственно в Президиум Верховного Суда РФ? Напомню: приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если они вступили в законную силу и вынесены ими в качестве суда первой, кассационной или надзорной инстанций. А также определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ст.403 УПК РФ).
Иными словами, жалоба не может быть принята к рассмотрению в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ, если она не прошла предусмотренную законом процедуру ее рассмотрения в Судебных коллегиях по уголовным и гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Геннадий Николаевич, не секрет, что с 1 января 2003 года Верховный Суд РФ ужесточил свои требования к оформлению надзорных жалоб и представлений. Уточните, пожалуйста, в чем суть новых требований?
- Понятно, что надзорные жалобы и представления должны отвечать определенным, установленным законом требованиям.
Прежде всего содержание надзорной жалобы или представления должно соответствовать ст.375 УПК РФ. В них должны быть указаны: наименование суда надзорной инстанции, в который подается жалоба или представление; данные о лице, подавшем жалобу или представление (с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения); указание на обжалуемое судебной решение и на суд, его постановивший или вынесший; доводы лица, по которым он просит отменить или изменить судебное решение; перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; подпись лица, подавшего жалобу или представление.
Кстати, именно с принятием нового УПК РФ на законодательном уровне закреплена обязанность лица, приносящего надзорную жалобу или представление, прилагать копии обжалуемых судебных решений, заверенные соответствующим судом (включая определения и постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, если таковые выносились по делу).
При этом к надзорным жалобам или представлениям, разумеется, могут быть приложены дополнительные материалы (справки, характеристики и пр.) в подтверждение обоснованности указанных обращений в суд надзорной инстанции.
Не исключается, что надзорная жалоба будет содержать иные ходатайства, связанные как с существом жалобы, так и с процедурными вопросами рассмотрения жалобы в порядке надзора.
Подается надзорная жалоба или представление непосредственно в отдел приема граждан Верховного Суда РФ как лично заявителем, так и через его представителя, а также по почте.

А каков порядок разрешения вопросов принятия (возвращения) судьей-докладчиком Президиума Верховного Суда РФ надзорной жалобы (представления)?
- Поступившие в Верховный Суд РФ надзорные жалобы (представления) передаются для рассмотрения судье. При изучении надзорной жалобы судья по своему усмотрению может принять решение об истребовании уголовного дела. Конечно, законом не определены случаи, при которых уголовное дело подлежит истребованию. Этот вопрос решается судьей в каждом конкретном случае, с учетом обстоятельств дела.
Если жалоба (представление) не соответствуют указанным требованиям, судья, рассматривающий эти жалобу или представление, возвращает их лицу, принесшему указанную жалобу (представление). И предлагает привести ее в соответствие с требованиями закона (ст.375 УПК РФ).
В практике Президиума Верховного Суда РФ объективно сформировалось одно правило. Если по надзорной жалобе (представлению) истребовано уголовное дело, эта жалоба (представление) вместе с уголовным делом передается на рассмотрение судье судебного состава докладчиков Президиума Верховного Суда РФ.
По результатам изучения надзорных жалобы или представления, а также уголовного дела, если оно было истребовано, судья выносит постановление: либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления вместе с уголовным делом на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ.
Само собой, постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления должно быть хорошо мотивированным, содержать обстоятельные ответы на все доводы, изложенные в жалобе (представлении). Копия постановления направляется лицу, принесшему жалобу.
По закону у Председателя Верховного Суда РФ или его заместителей есть право не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления. В таком случае Председатель Верховного Суда РФ (или его заместители) отменяет состоявшееся постановление судьи. И возбуждает надзорное производство - с передачей надзорных жалобы или представления вместе с уголовным делом на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ. Но сделать это они могут только на основании поступивших к ним жалобы или представления на постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления (ст.406 УПК РФ).
В 2003 году заместителями Председателя Верховного Суда РФ было отменено 5 постановлений судей состава докладчиков Президиума Верховного Суда РФ об отказе в удовлетворении надзорных жалоб. По ним были возбуждены надзорные производства, а уголовные дела направлены на рассмотрение Президиума.

Напомните, пожалуйста, о процедуре рассмотрения дел Президиумом Верховного Суда РФ.
- Процедура довольно простая. В соответствии со ст.407 УПК РФ надзорные жалоба и представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ в судебном заседании не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. Имеется в виду со дня вынесения постановления о возбуждении надзорного производства.
О дате, времени и месте заседания Президиум извещает лиц, указанных в статье 402 УПК РФ.
В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. При условии, разумеется, что они заявили ходатайство об этом. Названным лицам предоставляется возможность ознакомиться с жалобой или представлением. Делается это как путем вручения им копий указанных документов, так и путем непосредственного ознакомления в суде с текстом жалобы или представления до заседания Президиума. Если перечисленные лица участвуют в судебном заседании, они вправе дать свои устные объяснения.
Неявка участника процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Президиума, не влечет отложения либо приостановления рассмотрения уголовного дела.
Правомочным заседание Президиума признается, если на нем присутствуют более половины членов Президиума от их списочного состава.
Еще раз отмечу, что в результате рассмотрения уголовного дела Президиум Верховного Суда РФ либо оставляет надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения, либо отменяет судебные решения с прекращением производства по уголовному делу (полностью или в части), либо отменяет судебные решения с передачей уголовного дела на новое судебное (кассационное, надзорное) рассмотрение, либо изменяет судебные решения.
Обобщая сказанное, можно с уверенностью утверждать, что деятельность Президиума в составе Верховного Суда РФ как надзорной инстанции является одной из важнейших гарантий восстановления нарушенных прав, выявления недостатков в работе судов всех инстанций и принятия конструктивных решений по устранению и предупреждению указанных недостатков.



Поделиться