Профессиональные и этические стандарты, мониторинг и дисциплинарное производство (Луков Т.). Этические стандарты психологов зарубежных стран

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • этические кодексы и стандарты работы психолога за рубежом и в России;
  • нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога;

уметь

  • применять на практике изложенные в стандартах требования к профессиональной деятельности психолога;
  • диагностировать этический конфликт в профессиональной практике и успешно разрешать его;

владеть

  • этическими принципами психологической практики и использовать их в своей профессиональной деятельности с целью повышения ее эффективности;
  • технологиями решения этических споров и конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.

Этические кодексы и стандарты работы психолога за рубежом

Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.

Ф. Шиллер

Психологическая практика требует особой этической регламентации, гарантирующей исполнение специалистом норм профессиональной морали и нравственности, формирование и поддержание гуманистической сущности и содержания психологического взаимодействия с клиентом и воздействия на его поведение, мысли и чувства с целью оказания психологической помощи в трудной жизненной ситуации.

В «Словаре практического психолога» дается следующее определение профессиональной этики: «профессиональная этика - реализация психологом в своей профессиональной деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с клиентами, коллегами, научным сообщством, так и испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью» .

Профессиональная этика психолога регламентируется этическими стандартами , в качестве которых выступает кодекс.

Толкование термина «кодекс» многозначно. Существуют кодекс чести, моральный кодекс, нравственный кодекс. Кодексы этики, где приводятся этические принципы, права и обязанности, различные функции, моральные нормы, которым должны следовать специалисты, разрабатываются профессиональными и общественными организациями.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» термин «кодекс» трактуется как «систематизированный сборник законов, относящихся к отделу или целой совокупности отделов права, изданный законодательной властью», т.е. этический кодекс - это законодательный документ, содержащий систематизированные нормы и правила, относящиеся к какой- либо отрасли жизнедеятельности человека.

Ведущая роль в разработке этических кодексов и контроле за их соблюдением отводится профессиональным психологическим сообществам, которые отвечают:

  • 1) за разработку правил поведения психолога, определение должного этического уровня;
  • 2) определение стандартов психологических услуг;
  • 3) контроль за соблюдением этического кодекса, выявление нарушений и своевременное реагирование на них, а также критики и жалоб клиентов;
  • 4) консультирование членов психологического сообщества по вопросам профессиональной этики;
  • 5) ознакомление и обучение членов сообщества с новыми разработками в профессиональной психологической практике и апробацию инновационных методов психологической практики.

В настоящее время этические кодексы психолога разработаны и приняты профессиональными сообществами практически всех государств. Большое внимание в них уделяется профессиональному росту и профессиональной идентичности психологов-практиков, преподавателей психологических дисциплин и ученых-психологов.

Так, бельгийский и голландский этические кодексы считают главным аспектом формирования и развития этической компетентности психологов профессиональную идентичность. Американский психологический кодекс уделяет особое внимание угрозе двойной зависимости, к которой приводит «лечение» коллег, студентов, близких друзей и родственников психологов, что увеличивает риск злоупотреблений и может помешать специалисту выработать собственное профессиональное мнение. Французский кодекс обращает внимание на то, что методы и критерии, применяемые в работе, психолог должен тщательно проверять с научной точки зрения, чтобы не оказаться в плену авторитетов. Немецкий кодекс подчеркивает ответственность психолога за предвидимые научные и ненаучные последствия своих исследований, выбор наиболее адекватных методов. Британский кодекс напоминает, что психолог должен стараться проводить исследования и осуществлять психологическую практику согласно высоким стандартам научной и практической добросовестности и честности .

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Этический кодекс Британского психологического общества. Британское психологическое общество, имеющее в своей структуре комитет по этике, разработало кодекс, распространяющийся на всех психологов. Особое внимание в нем уделяется четырем темам .

  • 1. Уважение прав и достоинства человека , обеспечение и охрана права па тайну личной жизни , конфиденциальность, самоопределение и автономию (в соответствии с профессиональными обязанностями и законами), равные права клиента вне зависимости от расы, религии или социально- экономического положения. Для любых психологических оценок, вмешательств, участия в исследованиях требуется информированное согласие клиента/испытуемого; все клиенты/испытуемые должны знать о том, что вольны в любой момент отказаться, не приводя оснований, от контактов с профессионалом или от участия в исследовании.
  • 2. Компетентность - обеспечение высоких стандартов, максимальное использование знаний и опыта профессионала, оказание только тех услуг, которые он компетентен оказывать. Ответственность за постоянный профессиональный рост, отказ от практики в случае, если квалификация или способность составить суждения недостаточны.
  • 3. Ответственность - предотвращение вреда, следование высоким стандартам, обеспечение того, чтобы услуги или знания психолога не использовались во вред или не по назначению, принятие на себя ответственности за необходимое продолжение оказания профессиональных услуг клиенту (подчеркивается, что ответственность не прекращается с формальным прекращением профессиональных контактов).
  • 4. Честность в исследованиях, обучении и практике; точное указание на роль, которую играет психолог; обязанность объективно критиковать профессиональные действия коллег; признание необходимости точности в деятельности; избегание обмана, уважение к условиям контракта, должное внимание к финансовым последствиям профессиональных возможностей.

Целью этического кодекса Британского психологического общества является установление стандартов практической и исследовательской работы психологов, являющихся членами данного объединения, а также информирование и защита клиентов, обратившихся с жалобой на того или иного специалиста или за помощью (общество предусматривает процедуру рассмотрения жалоб). Все члены общества должны придерживаться установленных и принятых этических требований и принимать самостоятельные решения о применении их к конкретной практической и исследовательской ситуации с учетом возможных противоречий между различными аспектами профессиональной ответственности. Психолог, нарушающий требования, изложенные в Этическом кодексе, может лишиться не только членства в Британском психологическом обществе, но и лицензии, разрешающей практиковать или заниматься научной и преподавательской деятельностью. Н. Форман и Р. Роулз описывают случай с практическим клиническим психологом, которого дисциплинарный трибунал Британской ассоциации психологов признал виновным в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплутации нескольких пациенток. Не было сомнений, что по отношению к пациенткам он вел себя неэтично, нарушая и Этический кодекс, и правовые нормы. При обсуждении возникли разногласия: если бы данный психолог был исключен из ассоциации, то он бы имел возможность продолжать частную практику, посколько в настоящее время в Великобритании нет закона о регистрации деятельности психолога. Поэтому трибунал принял решение оставить психолога в ассоциации, тем более что тот принял на себя обязательства в будущем не практиковать в качестве клинического психолога, и взять его деятельность под особый контроль и надзор.

Как и в других странах, в Великобритании не только действует кодекс для всех психологов, но и практикуется разработка этических требований согласно специализации психолога. Таков, например, Кодекс этики и практики Британской ассоциации консультантов, состоящий из двух частей и определяющий ведущие принципы консультирования, а именно ответственность, конфиденциальность, установление границ в отношении консультанта и клиента, доступность для клиента условий контракта на предоставление консультативных услуг, профессиональная компетентность, безопасность и самостоятельность клиента.

Большое внимание в кодексе уделено самому процессу консультирования и его результатам. Так, в нем записано, что консультант работает с клиентом до тех пор, пока не станет очевидным, что тот получил необходимую помощь. Данный факт или желание клиента завершить работу служит основанием окончания консультативного процесса. Если консультант прерывает консультативные отношения, не завершив работу, он должен принять меры по обеспечению заботы о неотложных потребностях клиента. Кроме того, при необходимости сделать перерыв в консультировании психолог-консультант должен подготовить к этому клиента и принять меры, обеспечивающие его благополучие в данный период.

Значимая роль отведена взаимоотношениям психолога-консультанта с коллегами, другими людьми и широкой общественностью. В частности, отмечается, что, если консультант обнаружил нарушения в действиях коллеги, он должен воспользоваться процедурой рассмотрения жалоб, сохраняя конфиденциальность и следуя принципам ответственности и честности.

Примечателен также тот факт, что членство в ассоциации консультантов не считается квалификацией и не должно использоваться в этом качестве в рекламных целях: объявлениях о консультативной практике, визитках и т.д.

С целью стимулирования профессионального мастерства и эффективности консультативной практики обязательным является участие консультантов в супервизии (определение супервизии см. в главе 3) с опытным супервизором (консультантом), обладающим и понимающим как сам процесс супервизии, так и технологию ее проведения.

Этический кодекс Американской психологической ассоциации. Как отмечает И. Диянкова, в США существуют законы о психологической консультации, лицензировании специалистов, созданы формальные этические коды, на которые психолог не только может, но и должен опираться. Работают лицензионные и этические комитеты, которые следят за профессиональным поведением психологов, разбирают жалобы, поступающие от клиентов, их близких, а также коллег-психологов.

В США действуют различные профессиональные объединения: Американская психологическая ассоциация, Американская консультативная ассоциация, Американская ассоциация семейных и супружеских терапевтов и др. Каждое из них имеет собственный этический кодекс, которому обязаны следовать члены ассоциации. Этические нормы и принципы в разных штатах несколько различаются, но это не относится к вопросам, касающимся принципов ответственности, компетентности, конфиденциальности и др. Возможна специфика, к примеру, в вопросах лицензирования.

Большая часть психологов следует в своей деятельности Этическому кодексу Американской психологической ассоциации, первая редакция которого была принята в 1952 г. В его основу легли разработки Комитета по научной и профессиональной этике. Несколько раз он перерабатывался (в 1963, 1965, 1972 гг.); в настоящее время действует кодекс, принятый в 1992 г. Его цели - благополучие и защита отдельных людей и групп, с которыми работают психологи.

Основные требования к профессиональной деятельности психолога изложены в этических принципах, которым эта деятельность должна быть подчинена.

Кодекс содержит 19 принципов .

1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обязанность улучшать взаимопонимание человека человеком, должен проявлять объективность и честность перед клиентом и стараться выполнять свою работу на самом высоком уровне.

Психолог-исследователь должен быть ответственным за результаты своего исследования: теоретическую и прикладную значимость; надежность выводов, подтверждаемых конкретными исследовательскими данными. Психолог-педагог ответственен за знания и навыки, которым он обучает учащихся и студентов, а также поддерживает высокие нормы своей эрудиции. Психолог-практик должен иметь высокий уровень социальной ответственности, так как от его работы зависит жизненное благополучие других людей.

2. Компетентность. Обязанностью психолога является поддержание высокого уровня собственной компетентности как перед клиентами, так и перед всем профессиональным сообществом.

Неквалифицированные психологи компрометируют психологическую практику. Если их деятельность не удовлетворяет требованиям квалификации, то им необходимо приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста. Квалифицированный психолог знает границы своей компетентности, не предлагает те психологические услуги, в которых он не является профессионалом, не использует технологии, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.

  • 3.Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике руководствуется нормами и моральными требованиями общества, членом которого он является. Психолог понимает, что любое игнорирование с его стороны принятых моральных норм может привести его клиентов, учеников и коллег к личностным конфликтам и тем самым нанесет ущерб как репутации самого психолога, так и профессии, которую он представляет.
  • 4. Ошибочные представления. Психолог обязан избегать ошибочных представлений о собственной профессиональной квалификации и компетентности, а также о тех институтах и организациях, с которыми он сотрудничает.

Психолог не должен использовать свои связи с Американской психологической ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соответствуют тому, что она провозглашает.

Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследований таким образом, чтобы это могло привести к неправильному представлению о нем, уровне его ответственности за них или характере связей.

  • 5. Публичные заявления. Психолог в своих публичных заявлениях должен проявлять сдержанность, научную предусмотрительность и ясное понимание ограниченности тех знаний, которыми он располагает. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.
  • 6. Конфиденциальность. Психолог гарантирует сохранность информации, которая получена в ходе практики, исследования или обучения. Данная информация не подлежит разглашению до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.

Конфиденциально полученная информация раскрывается только после тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза человеку или обществу, и только представителям соответствующих профессий или общественным лидерам. Психолог отвечает за информированность клиента о границах конфиденциальности.

7. Благополучие клиентов. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.

В Кодексе даны подробные требования к психологу, работающему на предприятии, в учебном заведении, клинике и других учреждениях и организациях. В частности, отмечается, что психолог ограничивает клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу. Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится прежде всего о благоденствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей собственной профессиональной группы.

  • 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог должен информировать клиента еще до работы с ним об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения с психологом.
  • 9. Безличностное обслуживание. Психологическая работа в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоотношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.
  • 10. Объявления об обслуживании. Психолог должен придерживаться скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в отношении своей пригодности к профессиональному обслуживанию.

В частности, в Кодексе отмечено, что объявление об индивидуальной частной практике ограничивается простым сообщением имени, достигнутого профессионального уровня, статуса диплома или удостоверения, адреса, номера телефона, часов работы и кратким пояснением видов оказываемых услуг.

11. Внутрипрофессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и других профессиях.

Разъясняя положение данного принципа, в Кодексе в частности отмечается, что психолог не предлагает профессиональных услуг лицу, получающему психологическую помощь от других профессионалов, за исключением тех случаев, когда имеются соглашения с последними или когда связи клиента с другими профессионалами окончены.

12. Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике психолога находятся в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента и профессии.

В кодексе конкретизируются некоторые требования к оплате психологических услуг. К примеру, отмечается, что психолог не получает частным порядком плату или вознаграждение за профессиональную работу с человеком, получившим право на его услуги через институт или агентство.

13. Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся и не описываются в популярных изданиях таким способом, который может сделать не валидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их использование.

Психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а также способами инструктажа, если их ценность может быть дискредитирована путем разглашения широким слоям общества их специфического содержания или лежащих в их основе принципов.

  • 14. Интерпретация теста. Интерпретация тестов, равно как и материалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
  • 15.Публикация теста. Психологические тесты предоставляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессионально и распределяют только среди тех, кто квалифицированно использует их.
  • 16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых - как животных, так и людей.

Отмечается также, что решение о проведении исследования должно быть продуманным и содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Психолог должен нести личную ответственность за этику исследования, соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие права участвующих в исследовании людей. Он должен информировать участников обо всех особенностях исследования, которые могут влиять на готовность человека принять участие в нем, уважать право человека отказаться от участия в исследовании. Информация, полученная об участниках в ходе исследования, является конфиденциальной.

  • 17.Значимость публикаций. Значимость касается тех лиц, кто участвовал в издании, и определяется пропорционально их участию и только в соответствии с ним.
  • 18. Ответственность перед организацией. Психолог уважает права и репутацию института или организации, с которой он связан.

Материалы, которые подготовил психолог, работая в организации, являются ее собственностью. Психолог имеет право использовать или публиковать их в соответствии с правилами, установленными этой организацией.

19. Деятельность по продвижению. Психолог, связанный с созданием или распространением психологических приборов, книг и других видов продукции, предназначенных для коммерческой продажи, отвечает за обеспечение того, чтобы эти приборы, книги и другие виды продукции преподносились профессиональным и фактическим путем.

Некоторые психологи, ведущие исследования в области этики, как отмечает И. Диянкова, критикуют Этический кодекс Американской психологической ассоциации 1992 г. Особое недовольство вызывает стремление защищать не столько клиентов, сколько профессию. Другие, напротив, подчеркивают сильные стороны данного кодекса, считая, что он вполне справляется со своими основными задачами, а именно: учит и направляет психологов в процессе принятия этических решений; расширяет представления психологов относительно того, какое поведение, с точки зрения Американской психологической ассоциации, считается неэтичным, проводя таким образом профилактику этических нарушений; знакомит общественность с ценностями психологов и сферой их ответственности, помогает потребителям психологических услуг понять, в каких случаях поведение психолога считается неэтичным; проясняет взгляды ассоциации на стандарты поведения и практики таким образом, что лицензионные комитеты могут эффективно использовать кодекс для дисциплинарных процедур. Так, согласно отчету Этического комитета за 2000 г., им было проведено 42 предварительных расследования поступивших этических жалоб, открыто 43 случая, в которых действия психолога расценивались как нарушение Этического кодекса. Из 42 рассмотренных случаев 11 впоследствии были закрыты за отсутствием этических нарушений, один направлен на дополнительное расследование, в 12 случаях психологам был вынесен выговор и (или) они были ограничены в членских правах, 18 психологов подверглись исключению из членов Американской психологической ассоциации.

Несмотря на все «за» и «против» изложенных в Этическом кодексе Американской психологической ассоциации требований к деятельности психолога, его берут за основу многие профессиональные сообщества психологов других стран.

Рассматривая этические кодексы профессиональной деятельности психологов, необходимо отметить попытку создания мета-кодексов и универсальных этических принципов деятельности психологов.

Так, Европейской федерацией психологических ассоциаций (EFPA), куда входит и Российское психологическое общество (РПО), разработан мета-кодекс этики. Как отмечает Дж. Линдсей , потребность в его создании возникла в связи с тем, что кодексы существуют не во всех странах - участницах федерации, а между существующими имеются разногласия. Данный мета-кодекс был разработан инициативной группой федерации, сформированной в 1990 г., результатом разработки которого должен был стать общий кодекс этики для всех практикующих психологов Европы. За основу был взят свод этических принципов психологов скандинавских стран, а также Америки, Канады, Великобритании, Австрии, Германии и Испании. В мета-кодексе отсутствует ранжирование этических принципов по степени важности, как, например, в Этическом кодексе Американской психологической ассоциации, вместо этого подчеркивается взаимозависимость основных принципов.

В мета-кодексе рекомендуется обратить особое внимание на поведение психолога, которое должно определяться профессиональной ролью в рамках профессиональных отношений, как практика, ученого-исследова- теля или преподавателя. Отмечается, что во взаимоотношениях психолога с клиентами и коллегами всегда огромную роль играет неравенство в знаниях. И чем значительнее это неравенство, чем сильнее влияние психолога на клиента - т.е. зависимость клиента от психолога, - тем большей должна быть ответственность профессионала за результаты своей деятельности.

Мета-кодекс неоднократно пересматривался, в частности, в 2005 г. в него были внесены новые нормы поведения психолога, уточнены некоторые положения, касающиеся защиты репутации профессии, взаимоотношения с клиентами, коллегами и др.

Попытку разработки общего кодекса предприняли и в Канадском психологическом сообществе. Так, в 2002 г. комитет под председательством Дж. Готье разработал Универсальную декларацию этических принципов для психологов. По сути, это международный этический кодекс, который, подобно мета-кодексу, представляет собой рекомендации по содержанию кодексов этики . В табл. 2.1 представлены базовые принципы, изложенные в мета-кодексе Европейской федерации психологических ассоциаций, и этические принципы Универсальной декларации.

Таблица 2.1

Базовые этические принципы Европейской федерации психологических ассоциаций и Универсальной декларации этических принципов (Канада)

Этические принципы, изложенные в мета-кодексе Европейской федерации психологических ассоциаций

Этические принципы, изложенные в Универсальной декларации этических принципов профессиональной деятельности психологов

Принцип уважения прав и достоинства человека. Право на личное пространство, конфиденциальность, независимость поведения и право принимать собственные решения, не противоречащие другим профессиональным обязанностям психолога и требованиям закона

Принцип уважения человеческого достоинства всех и каждого (с учетом национальных, этнических и культурных субгрупп)

Принцип компетентности - поддержание психологом высоких стандартов деятельности

Принцип проявления компетентной заботы о благополучии всех и каждого

Принцип ответственности - признание профессиональной и научной ответственности

Принцип целостности

Принцип целостности - поощряет целостность в науке, практике и преподавании психологии. Честность, справедливость и уважение к людям

Принцип профессиональной и научной ответственности перед обществом

Как видно из табл. 2.1, Универсальная декларация, как и мета-кодекс, включает четыре базовых принципа, которые должны в обязательном порядке включаться в этические кодексы психологов других стран.

По своей сути базовые этические принципы, выделенные в мета-кодексе и Универсальной декларации, практически не различаются. Оба документа содержат такие базовые этические принципы, как уважение достоинства человека, профессиональная компетентность психолога, ответственность за результаты практической, научной и преподавательской деятельности, целостность, предполагающая соединение теории, опыта, знаний, навыков, а также честное и справедливое отношение к людям. Различия имеются только в особенностях интерпретации этих принципов, а также в том, что в Универсальной декларации принципы детально поясняются в разряде ценностей, а в мега-кодексе - с учетом спецификации.

Как отмечает Дж. Линдсей, мета-кодекс предназначен не для непосредственного применения психологами, а для использования в качестве шаблона для разработки психологическими ассоциациями других европейских стран, входящих в Европейскую федерацию, собственных этических кодексов. Существование мета-кодекса во многом упрощает разработку и принятие национальных этических кодексов, поскольку регламентирование касается принципов существования этической составляющей в профессии безотносительно структуры и характера этического кодекса каждой отдельной страны. Психологические ассоциации и общества европейских стран вольны составлять свои кодексы, расширяя и дополняя их с учетом законодательства своей страны и специфики особенностей развития психологической науки и практики.

В настоящее время психологическими сообществами активно используются и мета-кодекс, и Универсальная декларация этических принципов, и Этический кодекс Американской психологической ассоциации, и национальные этические кодексы.

  • Диянкова И. Некоторые этические проблемы в современной американской психотерапии и психологическом консультировании. С. 114-149.
  • Линдсей Дж. Межнациональное регулирование этических вопросов и разработка метакодекса этики EFPA // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 33-41.
  • Линдсей Дж. Межнациональное регулирование этических вопросов и разработка метакодекса этики EFPA. С. 33-41.
  • Этические стандарты психологов зарубежных стран

    Одним из важнейших требований про­фессиональной этики является предпоч­тение в любой ситуации интересов клиента. От психолога требуется нема­лый такт и терпение, создание условий, в которых невозможна психологическая травма, безусловное уважение к личности испытуемого. В случае нарушения психо­логом профессиональной этики, нанесе­ния морального ущерба любые «позитив­ные» результаты сводятся к нулю, подры­вается авторитет науки.

    Несоблюдение этических норм может привести к серьез­ным социальным последствиям, как это случилось в 70-е гг. в США при тестиро­вании уровня интеллектуального разви­тия чернокоже­го населения этой страны. Обнаруженное исследователями отставание в уровне ин­теллектуального развития негров (в сравнении с белым населением), ошибочно объявленное как генетически обусловлен­ное, затронуло интересы значительного числа людей, внезапно оказавшихся не­полноценными, инициировало акты соци­ального противодействия.

    Для предотвращения подобных инцидентов были предприняты меры, нашедшие свое отражение в Кодексах профессиональной этики. Так, в Испании в разработке «Этических стандартов психолога» приняли участие представители многих психологических ассоциаций, предварительный проект обсуждался научной общественностью, в него были внесены различные дополнения и изменения. Окончательный вариант (1987 г.) был распространен среди всех членов Официального общества психологов и рекомендован Официальной коллегии психологов Каталонии.

    Во многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающих­ся общих и специальных вопросов этических норм. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием лю­дей» (1973), разработанные Американс­кой психологической ассоциацией. Значи­тельный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия.

    Профессиональный кодекс этики для психологов Бонн, ФРГ, 1986 г.

    Настоящий кодекс несколько отличается от аналогичных текстов, например, от «Этических принципов психолога», опубли­кованных Американской психологической ассоциацией: как это принято в ФРГ для всех свободных профессий, кодекс со­держит не только этические принципы, но и интерпретацию некоторых законодатель­ных положений, касающихся психологов. Юридические нормы, нашедшие в нем отражение, касаются, например, сохранения профессиональной тайны и употребления научных званий.

    Предисловие к изданию 1986 г.

    Профессиональная деятельность психо­лога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производ­ства, клиническая, возрастная, педагогиче­ская психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется особой от­ветственностью перед клиентами или пациентами. Чтобы быть в силах помочь им, психолог нуждается в доверии. С точки зрения общества, профессия психолога сегодня обладает специфической ценностью и поэтому должна опираться на разно­образные этические и законодательные ос­новы (содержащиеся в настоящем кодексе).

    Как известно, сообщество психологов в значительной мере является частью юридической системы и от нее зависит. Этот аспект особенно отчетливо проявляется в разделах «О получении и использова­нии информации» и «Реклама и общество». Поскольку действующее законодательство предъявляет различные требования к психо­логам, работающим и не работающим в клинике, кодекс также содержит разные положения для этих двух групп. Тем не менее, обязательства, общие для всех психологов, рассматриваются в первую очередь.

    Профессия психолога современна, что выражается в более или менее равных долях среди практикующих и изучающих психологию мужчин и женщин. Хотя форму­лировки настоящего кодекса содержат преимущественно мужской род, авторы осо­бо подчеркивают, что это не более чем грамматическая форма. Этический кодекс всегда является прояв­лением представлений о себе представи­телей данной профессии. Он дает им воз­можность ориентироваться в своей практи­ческой работе и устанавливает стандарты, по которым могут быть оценены результаты их деятельности. Таким образом, правила, излагаемые ниже, служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психо­логов; они также дают возможность, в слу­чае нарушения этических стандартов, при­менять санкции к нарушителям.

    1. Профессия психолога . Задачей психолога является расширений знаний человечества и приложение этих знаний и умений для благаиндивида и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой лич­ности и уважает и защищает фундаменталь­ные права человека.

    Психологи являются представителями свободной профессии (freier Beruf).

    2. Ответственность. Психолог обязан проявлять в своей профессиональной деятель­ности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие. Он должен всегда помнить об ответственности перед общест­вом, поскольку его действия существенным образом влияют на жизнь других людей. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям, в своей профессиональной деятельности стремится к непредвзятости и объективности. Он противостоит любым личным, социальным, организационным, экономическим и политическим факторам и влияниям, могущим привести к злоупот­реблениям или неправомерным применениям его знаний и умений.

    3. Компетенция. Ответственная профессио­нальная деятельность требует высочайшей компетентности в своей области. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших дости­жениях науки. В этой связи он должен также быть в курсе предписаний, регули­рующих его профессиональную деятель­ность. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей ра­боте он руководствуется научными и профессиональными стандартами и приме­няет апробированные и проверенные мето­дики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психо­лог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обяза­тельств. В соответствии со своей компе­тенцией в психологических вопросах он действует под свою ответственность и независимо.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В соответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.

    1. Общие принципы.

    1.1. деятельность психолога направлена таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

    1.2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

    1.3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

    1.4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известном в их профессиональной практике.

    1.5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

    1.6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

    1.7. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает им профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

    1.8. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - абнормальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый.

    1.9. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

    1.10. Психолог не должен допускать использовать своего имени или подписи лицам, не имеющим должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

    1.11. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с учреждением, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

    Рассмотрим определение этики. С точки зрения философии этика - это философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения. Термин “Этика” ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика - такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков. Предметом изучения этики является мораль, история социально- этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении. Так как мораль является неотъемлемой частью этики, выделим ее основные функции:

    Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

    Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

    Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

    Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

    Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

    Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы - важнейший элемент нравственного поведения личности.

    Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку

    Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.

    Дельнейшим важным этапом в нашей работе будет рассмотрение структуры морали, что в ней является объектом и субъектом. И так объектом изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.

    Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско-этических учений от древнейших времён до наших дней. Признание норм этики в обществе делает общество цивилизованным и способствует прогрессу социальных отношений. Востребованность в этике (в определённых нормах социальных отношений) обнаружились на заре человеческой цивилизации. Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине, племени. Более широко разнообразно своеобразие этических учений развивается национальном, далее народном фольклоре. Первобытные люди для позитивного стадного, а позже коллективного общения и проживания вынуждены были принять и узаконить нормы коммуникативной морали: не воруй, не навреди ближнему, помоги ближнему, слабому и др. Но в силу сложности и противоречивости социально- экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие отрицались.

    Этика является особым способом познания исторических причин избирательной эволюции морали светского и этнорелигиозного характера. Видно, что религия очень сильно повлияла на формирование этических стандартов. Языческая мифология - носитель и хранитель языческой этики и ритуалов древних народов мира. В языческие (дохристианские) времена люди развивают нормы морали с позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают табу (запреты) на определённые деяния. Например, нельзя (табу) собирать грибов в священном лесу волхвов, шаманов, колдунов, нельзя посягать на собственность «святых» мест, нельзя украшать своё тело так же, как это дозволено вождям и жрецам племён и т.д. Языческие табу, включая этические заповеди семи греческих мудрецов, способствовали выработке этических заповедей Библии. Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать себя от скверны грехов языческих. Принципиальные отличия десяти заповедей Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ от египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы спасения души человеческой от грехов языческих. (Пятикнижие Моисея) и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея). Отрицая моральные нормы языческих учений (Книга Мертвых, Книга Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.), христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей от имени Моисея - основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе, Талмуде, в священных книгах Ветхого завета.

    Важно изучить историю развития этики, для того что бы рассмотреть как менялись этические стандарты с течением времени. В соответствии с тремя классовыми общественно-экономическими формациями в истории этики, также как и в истории философии в целом, выделяются три периода: античность, средневековье и Новое время. Они отличаются подходом к решению основной этической проблематики, в первую очередь о соотношении сущего и должного.

    Первый этап это античная этика, рассмотрим его более подробно. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродеятельной личности. Согласно такому пониманию, посредствующим звеном между нравственной эмпирией и моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. В понимании древних философов, человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное; по мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Так, например, два определения человека, которые дает Аристотель, - человек, есть существо разумное и человек есть политическое существо - взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Такое понимание морали - результат рефлексии над характером отношений свободных граждан в античном городе-государстве. С переходом от полисной организации к крупным военно-бюрократическим объединениям это понимание обнаружило свою узость, односторонность.

    Дальнейший этап, который нам предстоит рассмотреть это средневековье. Средневековая этика является отрицанием античной. Мораль в средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями бога. Мыслится, что цель и норма поведения человека заключены не в нем самом, а в его творце - боге. Для средневековой религиозной этики характерны стремления подчинить конкретного человека абстрактному человеку, фактическая дискредитация всех предметных целей человеческой деятельности. Как мы видим, в частности, на примере этики Августина, идея божественного происхождения моральных норм фактически приводит к отрицанию возможности их существования, а тем более действительности. В средневековой этике органически сочетаются два на первый взгляд противоположных, но, в сущности, глубоко взаимосвязанных воззрения: с одной стороны, моралистический взгляд на мир, согласно которому мораль предшествует бытию, с другой - отрицание нравственной свободы человеческой личности. Наиболее последовательные теоретики христианской морали склоняются к выводу, что мораль - есть простое, не выразимое самотождество, которое достигается тогда, когда человек отрешается от всего земного, в том числе и прежде всего от самого себя как единичного, особенного существа, когда родовая сущность - богоподобие - становится его единственной, всепоглощающей характеристикой. Если античная этика до такой степени была увлечена идеей нравственной суверенности личности, что в итоге пришла к отрицанию всеобщего содержания морали, то средневековая этика, напротив, до такой степени подчеркивает всеобщее содержание морали, что игнорирует историческую и личностную определенность ее проявлений.

    И последний третий этап, который мы рассмотрим это этика Нового времени. В этике Нового времени заметно стремление преодолеть односторонности определений морали в античности и средневековье, понять мораль одновременно и как имманентное свойство человеческого индивида, и как надындивидуальное общественное явление. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности, они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Коренная нравственная проблема принимает такой вид: каким образом масса эгоистичных индивидов буржуазного общества может стать ассоциацией, члены которой солидарны между собой? В этике Нового времени (особенно ярко у Канта) проблема сущего и должного приобретает форму трагического, неустранимого разрыва, что было признанием, хотя и неадекватным, нравственной бесперспективности классового общества. Обоснование невозможности реального синтеза, опосредствований между общественными нравами и абстрактными моральными принципами явилось той высшей точкой домарксистской этики, с которой началось (в системах Гегеля и Фейербаха) непосредственное формирование предпосылок историко-материалистического понимания морали. Домарксистская этика рассматривала нравственность либо с точки зрения должного, либо с точки зрения сущного. В первом случае основой суждений становится абстрактная мораль. Этика пытается обосновать превращенную логику, иллюзию эмансипировавшегося от мира морального сознания: от должного к сущему; можешь, потому что должен. Она истолковывало нравственное совершенствование личности как ее духовное само-принуждение, само-обуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. Свою основную задачу представители этого направления этики видят в том, чтобы философски обосновать необходимость, разумность отпущений моральных норм и наметить эффективные социально-воспитательные процедуры для их освоения индивидами. Данное представление конкретизируется в различных нормативных моделях, среди которых наиболее известными являются этика внутренней стойкости, религиозная этика любви, рационалистическая этика долга.

    Второе направление в этике рассматривает мораль как конкретное свойство конкретных индивидов. Моральные нормы лишаются изначального, внеэмпирического статуса, а соответственно и абсолютной власти над личностью. Не мир подводится под моральные принципы, а, напротив, моральные принципы выводятся из мира. Этика отрицает необходимость подавления живых склонностей во имя абстрактных норм, видит в морали выражение и продолжение природных и социальных характеристик человека, придает нормативный смысл его стремлениям, потребностям и интересам. Эта ориентация этической мысли воплотилась по преимуществу в концепциях гедонизма, евдонизма, утилитаризма, разумного эгоизма. Различие указанных подходов к пониманию морали было своеобразным проявлением на этической почве спора основных философских партий. То, что в гносеологии предстает как борьба материализма и идеализма, в домарксистской этике обнаруживается как противостояние евдонизма и самоотречения, эпикурейской и стоической традиции в понимании целей и смысла человеческой жизнедеятельности. Основную суть, разделяющую эти понятия можно передать формулой: мораль для человека и человек для морали. Материализм стремится «низвести» мораль до одного из способов самоутверждения конкретного человека, а идеализм, напротив, «поднять» реального человека до уровня моральных абстракций; материализм имеет дело с моральным человеком, а идеализм с человеком морали. Моральное сознание может не только выражать действительную степень гуманности, достигнутую обществом, но и искажать, камуфлировать ее. Это и происходит в классовом обществе: по мере дегуманизации общественных отношений, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком, мораль приобретает форму абстрактных требований, находящихся в принципиальной конфронтации с сущим, мораль эмансипируется от мира, начинает воображать, будто она выше действительности, может исправить действительность и т.д. Обособление морали от общественной практики в качестве самостоятельной формы общественного сознания и становление этики как науки совпадают - по времени, и по существу. Это наглядно обнаруживается в самих истоках (Гомер, Гесиод, ранние философы). Но и в последующей истории этика и мораль расходятся не столь сильно, как обычно принято думать. Этика не остается бесстрастной, нейтральной по отношению к реальной борьбе нравственных ценностей, позиций в обществе. Она не только объясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом морального сознания класса общества.

    В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

    Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

    Профессиональная этика и стандарты данного направления в развитых демократических государствах Европы рассматриваются как ключевая составляющая управления компанией и человеческими ресурсами. Если этические правила установлены, то они становятся нормой ежедневной деятельности.

    Рисунок 1. Направления профессиональной этики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

    Стандарты профессиональной этики не являются результатом неравенства в плане моральности разнотипных социальных групп. Но к некоторым видам трудовой и интеллектуальной деятельности общество предъявляет повышенные этические требования. Есть такие сферы в профессиональной практике, в которых сам процесс труда базируется на высокой упорядоченности действий его участников, обостряя необходимость в единогласии и солидарности.

    В процессе разработки стандартов профессиональной этики особое внимание уделяется моральным и личным качествам представителей тех профессий, которые непосредственно связаны с правом распоряжаться жизнями других людей или крупными материальными ценностями, а также со сферой услуг, здравоохранения, управления, воспитания и так далее. Здесь, в первую очередь, должны быть прописаны принципы моральности и долженствования, которые помогают выполнять профессиональные функции.

    Профессиональная этика - это прагматический инструмент, цель применения которого заключается в том, чтобы методами убеждения способствовать увеличению уровня ответственности специалистов перед гражданами.

    Достижение указанной цели требует не только формирования новых обязанностей или изменений внутреннего устройства организации с применением административно-правовых методов, но и создание государственным служащим необходимых трудовых условий.

    Суть стандартов профессиональной этики

    Замечание 1

    Суть нормативов в сфере профессиональной этики состоит в комплексном обеспечении безупречного исполнения специалистами своей роли согласно принятым в обществе этическими традициям и принципам.

    Стандарты в исследуемой области влияют на процесс принятия стратегических решений в чрезвычайных ситуациях, однако и здесь результат должен согласовываться с общепринятыми правилами и нормами.

    В реальности нравственный выбор подразумевает определенную независимость в принятии решения, при которой наблюдается градация неправоты и правоты, так как практически невозможно найти оптимальный вариант, подходящий ко всем жизненным случаям. Некоторые современные этические принципы кодифицируются в российском законодательстве, в этом случае правительство начинает требовать от граждан следовать определенному правилу в процессе профессиональной деятельности.

    Таким образом, любые специальности, где есть огромное количество стандартизированных приемов, но практически нет абсолютных требований, имеют право на использование возможных решений. При наличии жестких этнических правил и принципов взаимодействия сотрудников и руководителей носят уже менее регламентированный характер, а нормы поведения устанавливаются строго для конкретной ситуации.

    Бесспорным и значимым достижением нынешних этических стандартов стало определение слабостей утилитарной гипотезы, формулирование понятия о том, что некоторые основные права индивидуума необходимо понимать именно в прямом смысле как культурные ценности, не связанные с вопросом о благе всего общества. По этой причине нормативы профессиональной этики должны соблюдаться и реализоваться в каждой компании.

    Особенности нормативов профессиональной этики

    На сегодняшний день выделяют такие виды профессиональных стандартов:

    • кодекс этической деятельности, который включает указания культурного характера;
    • кодекс квалификационных регламентов, содержащий требования относительно уровня образования и опыта работы;
    • кодекс документов профессиональной работы, состоящий их конкретных инструкций по выполнению профессиональной деятельности.

    Стоит отметить, что профессиональные стандарты этики были учреждены пятью актуарными структурами США, начиная с 1 февраля 2003 года. С позиций онтологического учения, то есть нравственности правил, которые важны сами по себе, независимо от возможных негативных последствий, принятие профессионалом решения в конфликтной ситуации выглядит приблизительно следующим образом: принятие проблемы - формирование списка альтернативных действий - сравнение полученного перечня альтернатив с этическими правилами - выбор того решения, который соответствует требованию. Если одному решению отвечают сразу несколько правильных действий, то возможно выбирать из них, исходя из договоренностей и предпочтений. Если же альтернатива согласовывается с одним правилом, но опровергает другое, то необходимо обращаться к принципам более высокого уровня.

    Кодекс профессиональной этики

    Правила, которых обязаны придерживаться представители профессий, установлены в стандартах профессиональной этики. Предполагается, что кодексы в данной сфере контролируют и упорядочивают трудовую деятельность служащих, как практикующих независимо, так и работающих по договору.

    Замечание 2

    Нормативы профессиональной этики формируют достаточно строгие нормы и правила поведения специалистов той или иной профессии.

    Однако, на практике эти документы призваны решать самые различные задачи. Некоторые стандарты просто применяются для того, чтобы показать, какую группу можно считать профессией. Другие кодексы или их части носят исправительный характер, устанавливая минимум условий, которые необходимо соблюдать представителям определенных специальностей.

    Если профессиональный норматив призван служить базой, помогающей конкретной профессии претендовать на самостоятельность от непрофессионального социального контроля (например, юристы и врачи), такая документация должен обладать такими характеристиками:

    1. Стандарт должен быть целенаправленным и комплексным. Определение в нем идеалов не возбраняется, однако желательно точно определить, какие разделы представляют собой карательный характер, а какие являются эталонами.
    2. Стандарт профессиональной этики должен защищать культурные интересы общества и интересы тех, кого данная профессия обслуживает. Если люди не извлекают пользы от предоставления специальности автономии, они должно лишить ее такого преимущества. Кодекс не выступает инструментом самообслуживания.
    3. Стандарты в указанной сфере необходимо формулировать честно и понятно. Самостоятельность предоставляется специальности, так как известны вероятные специфические недостатки и ошибки - ее негативные стороны и противозаконные способы. Если такие приемы в нормативе точно не установлены, профессия практически не контролирует собственную трудовую деятельность.
    4. Стандарт должен быть не только контролирующим, но и контролируем. Если кодекс профессиональной этики не содержит разделов о предъявлении обвинений и об использовании наказаний, он является обычной декларацией об идеалах.

    Сегодня общество игнорирует проблемы, с которыми сталкиваются некоторые представители профессий, поэтому стандарты профессиональной этики уточняют обязанности по отношению к специалистам, предпринимателям, населению и самой специальности.



    Поделиться