Совокупность потребностей мотивов и целей. Деятельность человека и её основные формы

Человек-деятель

  • 1. Деятельность человека, её цели, мотивы, потребности.
  • 2. Деятельность и профессиональная компетентность.
  • 3. Человек-деятель-творец.

    Человек и его мыслительная деятельность.

Деятельность человека, её цели, мотивы, потребности

Деятельность - это важнейшая форма проявления жизнедеятельности человека, активного отношения его к окружающему миру, к окружающей действительности, содержание которой составляет целесообразное её изменение и преобразование. Основным видом деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд, с которым связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение, общение и т.д.).

На основе физического труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая общественно необходимая теоретическая деятельность.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие её предметное содержание: мотивы, побуждающие человека к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется; результаты деятельности. Более детальный анализ предполагает также выделение того или иного вида конкретной деятельности (например: труд, учение, игра и т.д.), имеющей собственную мотивацию; целенаправленных действий и, наконец, их автоматизированных компонентов-операций, обеспечивающих использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

В ходе исторического развития изменялись условия, содержание и техническое средства деятельности человека, что определяло и формирование его сознания. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности. К деятельности человека побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей.

Деятельность человека - необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Как показали исследования психологов (А. Леонтьев, С. Рубинштейн, А. Смирнов, Б. Теплов и д.р.), в деятельности развиваются и психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её общие и специфические способности и характер. Правильная организация деятельности детей и молодёжи, соединение учения, труда и игры в их воспитании и обучении - основной путь руководства их всесторонним развитием.

Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и внешними условиями в их единстве. От рождения ребёнок наделён естественными возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно выработанных действий (путём подражания, специального научения и пр.). В этом процессе ребёнком приобретается жизненный опыт, развиваются психические свойства (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение и др.), что создаёт внутренние условие для перехода от простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и способов деятельности ребёнка, развития его самостоятельности. Деятельность ребёнка осуществляется в единстве с развитием его психики и сознания. Формирование её проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

В дошкольном возрасте в качестве ведущей деятельности ребёнка выступает игра, являющаяся доступной для него формой активного участия в окружающей общественной жизни, активного познания им действий и отношений взрослых. Наряду с игрой и через неё ребёнок включается в выполнение трудовых поручений взрослых, в трудовые и учебные занятия, рисует, лепит и т. д.

В школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, соединяемое с трудом и игрой. Учение представляет собой деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством, и представляет собой своеобразный труд учащихся. Ребёнок-дошкольник приобретает знания, умения и навыки во всякой деятельности. Учение же специально направлено на усвоение им социального опыта. Овладевая основыми наук и трудовой культуры, учащиеся готовятся к участию в созидании материальных и духовных ценностей, к предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной, теоретической деятельности, основой которых является самообразование. Одновременно учащиеся включаются в общественно полезный производительный труд сначала в школьных мастерских, на пришкольных земельных участках, а затем на фабриках, заводах, вовлекаются в опытническую работу, археологические экспедиции, спортивные секции, в различные виды художественной и другой самодеятельности. Этим создаются наиболее благоприятные условия для формирования потребностей и интересов, наклонностей и способностей, умственных, моральных и трудовых качеств подрастающей личности, для её развития как субъекта деятельности.

Учение-необходимое условие усвоения богатств, накопленных человечеством. Успех усвоение во многом зависит от того, что и как делают учащиеся с материалом, подлежащим изучению. Хорошим является то учение, писал еще К. Д. Ушинский, при котором учащиеся по возможности учатся сами, а учитель даёт материал и руководит этим процессом. Отсюда важнейшее значение активизации процесса обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности, учащихся в приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только познавательных (умственных), но и практических действий. Соединение познания и практики, учения и участия в доступном производительном труде - основа улучшения качества усвоения учащимися основ наук, повышения уровня их трудовой, производственной подготовки к будущей жизни, формирования полноценной культуры труда, всестороннего развития потребностей и способностей.

В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и других видов деятельности, учёт возрастных особенностей и закономерностей развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям, введение в жизнь детей и молодёжи «перспективных линий», являющихся, по словам А.С. Макаренко, источником «завтрашних радостей». Своеобразными видами деятельности является спорт и игра.

Деятельность человека характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. Средства создаются в процессе совместной деятельности людей. К ним относятся материальные орудия, способы их употребления, языковые средства, зафиксированные в них знания, приёмы умственной работы и пр. Успешное выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для неё средствами, выработанными в ходе общественно-исторического развития человечества. Оно предполагает формирование у человека умений и навыков пользоваться этими средствами.

Всякая деятельность (например: чтение книги, решение математических задач, выполнение трудового или учебного задания и т. д.), требует определённых умений и навыков, которые формируются и вырабатывается также в процессе деятельности. Благодаря наличию навыков отдельные действия могут выполняться без произвольной, сознательной их регуляции.

Умение и навыки - необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея средствами, техникой деятельности, человек становится мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.

Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление её со знанием дела. Человек действует по - разному и с разным успехом в зависимости от того, как он ориентируется в условиях деятельности, какие свойства, связи и отношения вещей он при этом учитывает, как следит за ходом своей деятельности. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в формировании таких её качеств, как перспективная направленность, сознательная мотивация, планомерный характер и другие. Необходимо требуя различных познавательных процессов, деятельность в свою очередь создаёт условия для их успешного протекания и развития, приобретения жизненного опыта. Тем самым создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения её содержания, возникновения новых её видов и форм.

Основным видом деятельности человека является труд в его многообразных формах. В отличие от инстинктивной, приспособительной деятельности животных, труд человека является сознательной преобразующей деятельностью, характеризующейся созиданием ценностей, необходимых для существования и развития человека и человеческого общества. В ходе исторического развития человечества единая трудовая деятельность постепенно дифференцировалась. В ней выделились физический и умственный труд в их различных формах. Производительный физический труд направлен на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей, для нормальной жизни общества и каждого его члена. Он включает не только внешние практические, но и внутренние, умственные действия. Чем сложнее практическая задача, тем большую роль в её решении играют теоретические знания и связанные с ними умственные действия.

Умственный труд направлен на познание действительности, создание новых научных понятий, теорий, произведений литературы и искусства, разнообразных художественных и других духовных ценностей. Характерной особенностью умственного труда является то, что он осуществляется посредством не только умственных, но и практических действий.

В условиях все ускоряющегося технического прогресса, основным средством которого является комплексная механизация и автоматизация производства, коренным образом изменяется сам характер производственного труда, который, проникаясь интеллектуальным содержанием, всё больше приближается к умственному труду.

Первичными мотивами деятельности являются естественные, органические потребности (в пище, питье, защите и пр.), общие у человека с животными. В ходе развития человека возникают вторичные, специфические человеческие, общественно обусловленные (материальные и духовные) потребности, интересы и другие мотивы деятельности. Наличие цели придает деятельности определенную направленность. Цели деятельности могут быть близкими и отдаленными. Отдаленная цель определяет общее направление деятельности человека и конкретизируется в ряде более близких целей, являющихся ступенями на пути к её достижению. Чем сложнее и отдалённее цель деятельности человека, тем более глубокое познание мира требуется для её осуществления.

Особенно важное значение для человека имеют отдалённые, перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества, членом которого является данный человек. Они вносят внутреннее единство в деятельности человека, становятся источником его большой энергии, наполняют его жизнь богатым содержанием. В деятельности человека одни цели достигаются, другие возникают. Этот неутолимый и неисчерпаемый процесс продолжается до тех пор, пока длится сознательная жизнь человека. Только у того сильна и красива жизнь, говорил И. П. Павлов, кто стремится к достижению поставленной цели, и, наоборот, жизнь перестаёт привязывать к себе, как только исчезает цель. Высокие жизненные цели неразрывно связаны с соответствующими им мотивами. Такими являются, например, потребности в различных видах труда на пользу общества, любовь к знаниям, к искусству, чувство долга перед коллективом, перед обществом и другие высокие моральные мотивы деятельности. Духовный, моральный облик человека характеризуется прежде всего тем, какими целями и мотивами побуждается его деятельность, в какой мере общественное, коллективное становится в ней индивидуальным, личным. При одних и тех же целях деятельности мотивы ее могут быть различными. Например, выполнение трудового или учебного задания может в одних случаях побуждаться интересом к самому делу, осознанием общественной важности его результата, в других - боязнью отрицательных последствий его невыполнения и др.

Деятельность выполняется способами, в которых используются различные средства, созданные в общественной жизни людей. Общественно выработанные средства деятельности -продукт общественно - исторического и индивидуального развития человека. Ведущую роль в индивидуальном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта.

Деятельность человека осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты, при которых отпадает необходимость в произвольной (сознательной) регуляции отдельных действий (ходьба, различные трудовые операции, имеющие неоднократное повторение при относительно постоянных условиях; чтение, счёт и т. д.). Однако в целом каждая деятельность носит сознательный характер. Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Наличие мотивов придаёт деятельности определенный смысл, определяет ее значимость для человека. В качестве мотивов могут выступать интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности и т. д. От содержания и характера мотивов (мотивации) в большей мере зависит настойчивость человека в выполнении деятельности и тем самым успех в достижении её цели. Деятельность всегда имеет определённую направленность. В итоге её всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит результат своих действий, использует для получения этого результата различные средства, соотносит то, что получается в ходе его действий с идеально существующим в его голове конечным результатом деятельности, отдаёт себе отчёт в том, что и как он делает, контролирует свои действия. "Сознательная цель как закон определяет способ и характер действий человека" (К. Маркс. Капитал, том 1, 1955, с. 184-185).

Цели и мотивы деятельности человека порождаются и определяются объективно существующим миром. Законы внешнего мира - суть основы целесообразной деятельности человека. В большей мере деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития.

Настоящий деятель - всегда индивидуальность. Главная задача в ходе профессионального становления личности - сформировать индивидуальный стиль деятельности, с одной стороны - как совокупность личностных характеристик, с другой - как своеобразную композицию общественно - экономических взглядов, целевых установок, особую технологию труда и неповторимую манеру общения. Он реализуется и подымается до уровня мастерства в ходе взаимодействия с другими "я". Высокообразованный профессионал - это не просто гражданин -человек, служащий государству и находящийся под его защитой, но и интеллигент - человек справедливый, соучастливый, просветительный, мирный. Какого бы рода ни была его деятельность, ум у него всегда мирный. Он милосерден к ближнему, способен сопереживать, сочувствовать и в нужном случае придти на помощь. Один новосибирский бизнесмен Владимир Мегре, сделал попытку в 1998 году создать в Москве сообщество предпринимателей России на определенных принципах духовности. Первая попытка не удалась по многим причинам, в первую очередь - по финансовым. В Москве была организована инициативная группа по созданию данного сообщества, но никак не удавалось решить, кто и по каким критериям оценки должен производить отбор среди желающих вступить в это сообщество. В итоге было решено, что главным оценщиком достоинства должен быть душевный порыв, стремление к такому единению. Теперь есть такое сообщество в Москве из предпринимателей разных регионов России - сообщество предпринимателей с чистыми помыслами. "В 20-м веке характер человека стал отличаться значительной пассивностью... Современный человек, безусловно, пассивен большую часть своего досуга. Он - вечный потребитель. Он "поглощает" напитки, пищу, лекции, зрелища, книги, кинофильмы. Всё потребляется, проглатывается. Мир предстаёт как огромный предмет его вожделения: большая бутылка, большое яблоко, большая грудь. Человек превращается в сосунка, вечно ожидающего и вечно разочарованного". (Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993,с. 192).

Когда современный человек не является потребителем, он выступает в качестве торговца. Средоточием нашей экономической системы является рынок, определяющий ценность всех благ и долю каждого в общественном продукте. Человек свободен производить и продавать. Рыночный день является судным днем его успеха. На рынке предлагаются и продаются не только предметы потребления, труд превратился в товар и продаётся на рынке труда на тех же условиях свободной конкуренции. Но рыночная система вышла за пределы экономической сферы предметов потребления и труда. Сам человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет - он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами:

добротой, умом, артистическими и другими способностями. Поэтому его самооценка зависит от внешних факторов, от суждения других. По этому он и сам зависит от других и чувствует себя в безопасности лишь, будучи таким, как все.

Современный рабочий отчуждён от своего труда, он стал экономическим атомом, пляшущим под музыку автоматизированного управления. Он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах.

Равным образом отчуждено и наше потребление. Оно определяется не столько нашими потребностями и вкусами, сколько рекламными лозунгами. Как результат бессмысленности и отчуждённости труда возникает стремление к абсолютному безделью. Человек начинает ненавидеть свой труд потому, что чувствует себя узником и жертвой обмана. Его идеалом становится полное безделье, когда не требуется никаких усилий и все происходит согласно девизу фирмы "Кодак": " Вы нажимаете кнопку, а мы делаем остальное".

Люди всё больше становятся автоматами и производят машины, действующие подобно людям, и людей, действующих подобно машинам. Их разум оскудевает, в то время как в целом интеллект растет. Так возникает опасная ситуация, когда человек, обладая огромной материальной силой, будет лишён мудрости, необходимой для её использования. В прошлом люди боялись того, что станут рабами. В будущем следует бояться, что люди могут стать роботами. Правда, роботы не бунтуют, но роботы не могут жить, не впадая в безумие, в процессе которого разрушат свой мир и самих себя.

Какова альтернатива превращению в роботов? Прежде всего, человек должен преодолеть отчуждение, которое лишает его сил и заставляет поклоняться идолам; он должен покончить с ориентированной на рынок пассивной позицией, господствующей сегодня, и выбрать продуктивный путь. Человек должен снова осознать себя, должен стать способным любить и сделать свою деятельность конкретной и наполненной смыслом. Он должен выйти за пределы материалистической ориентации и подняться до уровня, где духовные ценности - любовь, истина и справедливость - действительно обретают для него высший смысл. Однако, любая попытка изменить лишь одну сторону жизни, материальную или духовную, обречена на провал. Необходимо сохранить высокий технический уровень широко - масштабного машинного производства и автоматизации, децентрализировать труд и государство настолько, чтобы они приобрели человеческое измерение, сохранив централизацию лишь в необходимой степени для требований промышленности, - так считает философ и психоаналитик Э. Фромм.

Формирование учебно-познавательной мотивации

Мотивация

Мотивация - система побуждений, вызывающих активность ребенка и определяющие ее направленность. Мотивационная сфера характеризуется широтой, гибкостью и иерархизированностью:

Широта - качественное разнообразие мотивационных побуждений (потребностей, мотивов, целей);

Гибкость - способность удовлетворять побуждения более общего уровня большим разнообразием побудителей более частного уровня;

Иерархизированность - соподчиненность составляющих мотивации (потребностей, мотивов, целей).

Мотивация учащегося имеет свои источники в практической деятельности (А.Н.Леонтьев). Объект соответствует цели, причина - мотиву, потребность - поведению. Итак, между структурой деятельности учащегося и строением его мотивации существуют отношения взаимного соответствия.

На эффективность деятельности учащегося огромное влияние оказывает общая направленность его мотивации (достижение результата или избегание поражения). Ориентирован ли учащийся на достижение цели или испытывает страх неудачи, всё это влияет на его активность и содержание этой активности. Ориентация на цель или страх неудачи как сᴨȇцифика мотивации учащегося связаны с семейными традициями воспитания и другими обстоятельствами его развития. Одобрение действий ребенка родителями, определённая доля свободы, система задач, которые он решает самостоятельно, помощь, но не замена его активности формируют деятельного, эффективного человека. Запрещающие, чрезмерно контролирующие, подменяющие активность ребенка активностью взрослого или попустительские стратегии воспитания, отсутствие системы задач, приводят к развитию у ребенка мотивации избегания неудачи или выученной беспомощности. Рассмотрим особенности деятельности ребенка в зависимости от общей направленности мотивации (таблица).

Таблица. Зависимость деятельности от общей направленности мотивации (Д.Маклеланд, Х.Хекхаузен)



Характеристики деятельности Дети с мотивацией (мотивом)
Стремление к усᴨȇху. Позитивные ᴨȇреживания Избегание неудач. Негативные ᴨȇреживания
Ситуации достижения, задачи деятельности В поиске ситуаций достижения, задач деятельности Избегают ситуаций достижения, задач деятельности
Цель Выбирают цели посильные, выше средней трудности. Потребность достичь цели. Ожидание усᴨȇха. Позитивные ᴨȇреживания Выбирают очень легкие или очень трудные цели. Потребность избежать неудачи. Ожидание неудачи. Негативные ᴨȇреживания
Действие Проявляют настойчивость и самостоятельность. Осуществляют инструментальные действия, направленные на достижение цели. Позитивные ᴨȇреживания Имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание неудачи. Негативные ᴨȇреживания
Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний) Эффективны: в случае неудачи - снижают, в случае победы - повышают трудность задачи Усᴨȇх приводит их к выбору легкой цели, неудача - к выбору более трудной цели. Как неудача расценивается любой результат, не совпадающий с образцом
Оценка окружающих Поиск обратной связи. Отсутствие страха критики, предпочтение критической оценки. Критика рассматривается как возможность для дальнейшего совершенствования продукта деятельности Игнорирование. Страх ᴨȇред оценкой окружающих. Страх критической оценки
Самооценка и атрибуция причин Реалистична и устойчива. Усᴨȇх считают своим, неудачу относят за счет обстоятельств Завышенная, заниженная, неустойчивая. Усᴨȇх относят за счет обстоятельств, неудачу - на свой счет (недостаток способностей)
Планирование временной ᴨȇрсᴨȇктивы Реалистичное, у детей с высоким уровнем достижений - долгосрочное Узкое или очень глобальное; у детей с высоким уровнем мотивации избегание - отклонение от умеренного планирования

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели

Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:

ѕ потребности - источники активности учащегося;

ѕ мотивы - причины, определяющие выбор направленности поведения;

ѕ цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;

ѕ ᴨȇреживания - регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

Первый структурный элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Но это не означает, что генетически какая либо потребность была ᴨȇрвичной по отношению к соответствующей ей цели или мотиву. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстеᴨȇнные, центральные и ᴨȇриферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации).

Отсутствие реализации потребностей может приводить ребенка к разнообразным состояниям: стрессу, фрустрации, конфликту и кризису. Эти состояния могут болезненно ᴨȇреживаться учащимся, но, при ᴨȇреживаемой стеᴨȇни напряженности этих состояний, соответствующие ситуации благотворно влияют на развитие учащегося, провоцируют формирование новых психологических образований, характеристик. При излишней, трудно ᴨȇреживаемой стеᴨȇни напряженности этих состояний в соответствующих ситуациях у учащегося может вырабатываться неконструктивное и неадекватное поведение.

Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве. Рассмотрим второй структурный элемент мотивации - это мотив. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, ᴨȇреживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности -- материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от котоҏыҳ зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) и др.

Удобнее использовать понимание мотива как формы существования или реализации потребности. Исходя из этого суздения мы можем дать следующее определение. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с формой существования потребности учащегося и определяющее способ реализации этой потребности учащимся. Мотивы как формы реализации потребностей формируются и вычерпываются из тех социальных и предметно-действенных обстоятельств, в котоҏыҳ действует учащийся. И именно мотивы определяют дальнейшее развитие и формирование потребностей от физиологических к социальным и духовным. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание (А.Н.Леонтьев).

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Одним из оснований может быть содержание. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по стеᴨȇни устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанностии на личностные: мотивы оценки, усᴨȇха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные, результативные и мотивы саморазвития.

Приведём несколько авторских содержательных и формальных классификаций мотивов. Классификация социальных мотивов Г.А.Мюррея включает следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, агрессии и др. Классификация Нюттена включает восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация ᴨȇрсᴨȇктивных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра. Как мы видим, в строгом виде эти виды мотивов сложно назвать классификациями. А некоторые мотивационные категории невозможно отнести к классу мотивов.

В некотоҏыҳ случаях бывает более удобной формальная классификация мотивов. Когда мы понимаем под мотивом форму существования потребности, а в качестве критерев классификации используем стеᴨȇнь осознанности мотивирующего фактора, долгосрочность и стеᴨȇнь его обобщенности, то такая классификация может включать следующие виды мотивов: установку, влечение, желание, интерес, мечту, идеал, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение.

Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы несознаваемы в двух асᴨȇктах: во-ᴨȇрвых, учащийся может не осознавать своей потребности, которая лежит в основе мотива, и, во-вторых, учащийся может не осознавать форму существования и реализации этой потребности, то есть сам мотив (установка, влечение). Осознаваемость мотива связана как с осознанием потребности, находящейся в основе мотива, так и с формой существования потребности (от желания до мировоззрения) и с формой её содержательной реализации.

Выделяют две функции мотивов: побуждения и смыслообразования (А.Н.Леонтьев). Смыслообразующие мотивы придают деятельности учащегося личностный смысл, другие, побудительные мотивы, выполняют роль стимуляторов (положительных или отрицательных) -- порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это -- мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива -- побуждающей и смыслообразующей -- придает деятельности учащихся характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Третий структурный элемент мотивации - это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить ᴨȇред собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами (полимотивирована). Так понимание мотивации ученика помогает учителю развивать у школьника социально желательные мотивы учебы (ведь значительно лучше, когда активность побуждается таким мотивом, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и упреков взрослых). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Сильнее, как правило, нас побуждают к деятельности близкие цели и слабее отдалённые во времени.

Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Общие цели, пока они не конкретизированы, часто имеют характер деклараций и не стимулируют к деятельности. Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения - важный мотивационный фактор.

В некотоҏыҳ случаях цель является конкретизацией мотива, в других цель может скрывать истинные мотивы. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие учащегося. В самом общем виде цель связана с реализацией, удовлетворением потребности, снятием состояния неудовлетворённости или напряжённости.

Цель организовывает, побуждает учащегося к деятельности. Развернутая деятельность предусматривает достижение конкретных целей (в определенной последовательности). Чем более дифференцирована общая (конечная) цель, чем больше выделено этапов и конкретных промежуточных целей, тем легче работать. Достижение определенной промежуточной цели (завершение определенного этапа деятельности) создает ситуацию усᴨȇха, дает эмоциональный заряд, побуждает к конечной цели, усиливает мотивацию учащегося.

Формирование целей у учащегося идёт в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками к самостоятельной постановке цели ᴨȇред самим собой. Образ предвосхищаемого результата становится побудительной силой, начинает направлять действия учащегося и определять выборы возможных способов её осуществления. Целеобразование - центральный момент в процессе подготовки и осуществления деятельности и главный механизм формирования новых для учащегося действий. Осваивая целеполагание как сᴨȇциальную произвольную деятельность учащийся не только учится ставить цель, но и тем самым учится эффективно её достигать.

В характеристики целей обычно включают: разнообразие; разномасштабность, соподчинённость, чёткость и конкретность; ограниченность во времени, адекватность или соответствие контексту жизнедеятельности; достижимость; направленость на результат; проверяемость и измеримость, обесᴨȇченность ресурсами.

Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель; выбор одного из наличных требований; превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании; превращение побочных результатов действия в цель; преобразование неосознанных предвосхищений в цель; выделение целей промежуточных; ᴨȇреход от целей предварительных к окончательным; образование иерархии и временной последовательности целей.

Целеобразование - это, во-ᴨȇрвых, принятие и удержание целей, поставленных другим человеком ᴨȇред субъектом, и во-вторых, самостоятельная постановка целей.

Для того чтобы руководить процессом целеобразования, необходимо знать характер целей учащегося и особенности его целеобразования. Умение ставить ᴨȇред собой цели и работать над их достижением свидетельствует о способности учащегося к самовоспитанию и саморазвитию.

Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель, необходимо осознать: значение цели; способы её достижения; промежуточные цели и этапы их достижения; возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения; насколько выполнение деятельности отвечает целям, насколько усᴨȇшно идет продвижение к цели.

Различают объективную цель, заданную извне и субъективную , или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную учащимся или принятую извне. Возрастные особенности вносят существенные коррективы в целеобразование. Так младшие школьники при самостоятельной постановке целей испытывают значительные трудности. Принятие и удержание цели, которая задается ᴨȇдагогом или родителями, также сложны для них. Цель, поставленная учащимся самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель, заданная извне, вызывает меньшую активность учащегося, имеет меньшую побудительную силу.

Если учащийся ставит ᴨȇред собой цель самостоятельно, то он склонен работать над ее достижением значительно больше, чем в том случае, когда ᴨȇред ним ставят цель (задание) ᴨȇдагоги или родители. Общие цели, общественные нормы, требования, задания, исходящие от ᴨȇдагогов или родителей, могут стать целями учащегося при следующих условиях: если они отвечают потребностям учащегося; если они являются этапом или средством удовлетворения потребностей учащегося.

Учащийся, получая задание от учителя, не всегда понимает и принимает задачи, которые ему предлагают или навязывают. В связи с этим часто учащийся отказывается от деятельности или меняет цель. Чтобы внешнее требование было принято, стало намерением учащегося, необходимо его участие не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения. В таком случае учащийся будет выступать не как пассивный исполнитель, а как субъект деятельности. Пока внешнее требование (заданное учителем или родителями) не станет целью учащегося, надеяться на его активность учащегося. Цель имеет стимулирующую силу, но ее принятие и удержание учащимся иногда сопряжено со значительными трудностями.

Различают цели по характеру связи между целью и мотивом: если цель задана извне, то связь формируется от цели к мотиву; если цель сформулирована самостоятельно, то связь формируется от мотива к цели. В процессе формирования мотивации деятельности важно понимать связь цели и мотива. Очень важно придать поставленным извне заданиям личностный смысл и вызвать интерес учащегося. Вследствие "подключения" некотоҏыҳ потребностей и мотивов учащегося цель приобретает автономную побуждающую силу и превращается в мотив-цель.

Для превращения внешних заданий в цель учащегося необходимо следующее: четко сформулировать цель деятельности (что сделать, что проработать, чему научиться); осознать значение деятельности (для чего это необходимо); выделить средства достижения цели (как это сделать, с помощью чего); проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления; обесᴨȇчить самоконтроль (насколько выполнение отвечает цели, насколько усᴨȇшно происходит продвижение к цели).

Цели, в отличие от мотивов, осознаются, т.е. учащийся понимает, почему он ставит ᴨȇред собой ту или другую цель, осознает отдаленные результаты, котоҏыҳ стремится достичь. А мотив, как правило, не осознается: обычно мы не осознаем того, что нас побуждает к деятельности.

Осознание цели заключается в четком понимании:

1) будущего результата деятельности;

2) ᴨȇрсᴨȇктив, которые связаны с достижением цели;

3) побочных последствий;

4) возможности или невозможности достижения цели;

5) иерархии целей, т.е. какие из них являются более важными, а какие - второстеᴨȇнными;

6) отношения целей к способностям (легкие и сложные цели);

7) отношения цели к предыдущему результату;

8) средства достижения цели.

Осознание цели (сложности, наличия средств достижения и учета собственных возможностей) увеличивает вероятность ее достижения, усиливает мотивацию учащегося. Когда учащийся знает, что именно ему поможет добиться цели, когда цель разделяется на относительно несложные подцели, то это усиливает интерес к деятельности, внушает надежду на позитивный результат.

При продвижении к цели важно отмечать даже незначительные промежуточные результаты, прогресс, позитивные изменения в работе. Это усиливает мотивацию к деятельности, увеличивает активность. Для этого необходимо, чтобы учащийся четко осознавал, что он умеет делать и что необходимо сделать и мог количественно измерить свои достижения, результаты своей работы. Возможность количественно оценить результаты работы (в баллах, процентах) облегчает оценку сравнения результатов деятельности и вызывает стремление улучшить предыдущее достижение.

Чёткое обозначение цели деятельности приводит к исключительно высокому мотивационному эффекту. Когда учащийся сам ставит ᴨȇред собой цель, сам её формулирует, то он может выполнить большой объем работы. Четко поставленная цель предоставляет возможность изменить характер деятельности и способна отдалить (преодолеть) психическое ᴨȇренасыщение, усталость и распад деятельности.

К внутренним мотивам относят такие мотивы, которые побуждают учащегося к учению как к своей внутренне принятой цели. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта. Усилия в этом случае направлены на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с ᴨȇдагогической точки зрения. Создание их - важная задача учителя.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 159.923 К.Р. Сидоров

РАЗЛИЧИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

С позиций психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева устанавливается различие между потребностями, мотивами и целями. Рассматривается положение о неоднозначном их соотношении. Обсуждаются наиболее известные классификации указанных образований.

Ключевые слова: потребности, мотивы, цели, личностный смысл, психологическая теория деятельности.

В психологической теории необходимо различать такие понятия, как потребность, мотив, цель. Именно эти конструкты используются современной психологией для обозначения причин человеческого поведения, и каждый из них имеет своё содержание, объём, специфическое значение.

Понятие «потребность» используется в биологии и выражает объективную нужду организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых систем . Животное, которое нуждается в пище, будет проявлять поисковую активность. При нахождении предмета, способного удовлетворить потребность, при употреблении пищи напряжение, вызванное голодом, снижается, а далее «снимается». Данный механизм обеспечивает выживание животного мира. Это относится и к другим видам потребностей (например, потребность в воде, кислороде, уринации и т. д.), которые неустранимы и природосообразны. Многие потребности являются врожденными.

В психологии имеются различные классификации потребностей. Так, Г.А. Меррей делит потребности на первичные (висцерогенные) - в воде, пище, уринации, сексуальной разрядке, избегании голода и т. д. Они базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание голода) и вторичные (психогенные), которые продуцируются, порождаются теми или другими психическими состояниями или явлениями (представлениями, допустим) .

Когда говорят о потребностях, с которыми рождается человек (и высшие животные), то к элементарным биологическим потребностям необходимо добавить еще две - потребность в контактах с себе подобными и познавательную потребность. Эти потребности рано проявляются в онтогенезе (так называемый комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5-2 месяцев: первые раздражители - голос матери, её лицо, прикосновение, на которые появляется положительная реакция ребенка), и от степени их удовлетворения зависит психическое развитие человека. Вышеуказанные потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа .

Соотношение между потребностями и мотивами устанавливает Леонтьев (2001). Он предлагает «повернуть» проблему потребностей в проблему содержания потребностей. Потребность необходимо конкретизировать, опредметить, выделить предмет, может быть, круг предметов, который(ые) эту потребность удовлетворяет(ют). Потребности становятся предметными. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды? Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает действие. Только тогда, когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была представлена в предмете. Необходим путь от абстракции потребностей к содержательной их характеристике, то есть к мотивам. Этот путь и есть ключ к пониманию самих потребностей. Предмет потребности - это то объективное, ради чего совершается

действие, разворачивается деятельность, направленная (и побуждаемая) предметом потребности -мотивом. Мотив (от лат. «тоуео» - двигаю, т. е. двигатель; то, что двигает) как предмет потребности может быть идеальным, вещественным - воспринимаемым, воображаемым или мнимым. Данный как в восприятии, так и существующий только в воображении, мысли .

Современная психология под мотивом понимает внутренние силы поведения; то, что активизирует, точнее, динамизирует движение, деятельность (внешнее поведение, внутренние психические процессы), а также то, что может породить фрустрацию - невозможность удовлетворения требований динамических и активизирующих сил. К мотивам относят различные динамические структуры -электрический раздражитель, эмоциональные переживания, зарплату, чувство долга, потребность самопожертвования и т. д. Таким образом, круг феноменов, относящихся к мотиву, достаточно широк. К примеру, имеется точка зрения (гедонизм как воззрение), что человек подчинен поиску удовольствий и соответственно избеганию неудовольствия; это и есть основной смысл человеческого существования. Об этом говорит философ, писатель Дж. С. Милль. Он подмечает, что нельзя стремиться к счастью, нельзя стремиться к удовольствию. Можно стремиться к некоторой цели, которая даст удовольствие или счастье . Следует напомнить, что эмоциональные процессы выполняют функцию ориентиров реализации «ради чего?» (мотивов), в этом смысле они производны от мотивационной сферы (системы мотивов). Как указывает Ю.Б. Гиппенрейтер, в теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву.

Бесспорно, по мнению Леонтьева, динамические структуры существуют, но необходимо выделить среди этих динамических сил, в системе актуализирующих, активизирующих факторов, какой-то особенный класс, класс собственно мотивов, мотивов не в широком, а в узком смысле этого слова. Мотив отвечает потребности (её раскрывает), то есть направляет на себя деятельность, удовлетворяющую эту потребность. Следовательно, сама деятельность может быть классифицирована в зависимости от мотивов, её побуждающих и направляющих. Деятельность в психологическом смысле может быть различной, в зависимости от того, каков мотив, её направляющий, лежащий в её основе. Например, трудовая деятельность может быть различной - деятельность рабская, из-под кнута; деятельность ради материальной выгоды, обогащения; деятельность ради пользы производству, обществу, стране. Таким образом, между потребностями и мотивами установлено различие, а не тождество. Но между этими образованиями, существует связь, соотношение. Причем соотношение неоднозначное: потребности может соответствовать целый класс мотивов, а мотив может входить в разные по-требностные классы. Леонтьев указывает на то, что развитие потребностей связано с расширением круга предметов (мотивов) способных эти потребности удовлетворить. Следовательно, можно прогнозировать судьбу потребностей, влиять на них через мотивы их удовлетворяющие . Диагностика мотивов и потребностей не тождественна, но взаимосвязана. Диагностика мотивов необходима для диагностики потребностей, но она недостаточна .

А.Н. Леонтьев (2001) предложил несколько классификаций мотивов, используя различные основания. Если за деятельностью всегда стоит мотив, то за следующим, ниже лежащим уровнем в макроструктуре человеческой деятельности - действием стоит цель (подробное раскрытие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева смотрите в работе: ). Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который необходимо достигнуть, то есть цели. Действия - основные «составляющие» отдельных человеческих деятельностей, являются полимотивиро-ванными, то есть за ними, как правило, стоит множество мотивов, которые образуют иерархические отношения по принципу доминантности-подчиненности. По этому основанию различают доминирующие мотивы (собственно мотивы) и подчиненные мотивы (мотивы-стимулы). Первые занимают высшие позиции в иерархии, побуждают и направляют поведение, деятельность, выполняя функцию смыслообразования (ради чего осуществляется действие). Вторые определяют динамику действия: включение, поддержание, степень напряженности, то есть динамические характеристики (положительно или отрицательно стимулируют действие), и занимают нижние позиции в иерархии.

Полимотивированность человеческих действий указывает на сложность мотивационной сферы, и это необходимо учитывать в юридической практике при классификации преступления (а значит, и степени ответственности), учитывать при этом иерархию мотивов в каждом конкретном случае, так как одним и тем же действием, поступком можно реализовать разную систему отношений. Обратимся к фактам и примерам. Библейский пример. Описание суда еврейского царя Соломона, касающееся справедливости судебной практики и открывающее путь к изучению мотивов через анализ поступков

человека в экстремальной ситуации. «Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», - говорила каждая. Так спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон сказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же напротив говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать»» . Другой пример. Касается он преподавателей, которые оценивают ответы учащихся на экзамене (На это еще в свое время указывал сам Леонтьев.) Это действие, связанное с возложенными на преподавателей правами и обязанностями, а также ответственностью, так как необходимо дать объективную оценку. Это и есть отношение к обществу и своим служебным обязанностям. Деятельность общественная, реализующая систему отношений «Я - общество», но преподаватель входит и в систему другого отношения - отношения к конкретному человеку - «Я - экзаменующийся». Оно может быть положительным, доброжелательным в целом - не хочется ставить низкую оценку, лишать стипендии учащегося при слабом ответе. А ответ действительно оказывается слабым. Как быть? Двойная мотивация? Две разнонаправленные тенденции. Что победит? А победит то, что имеет большее значение для преподавателя, большую ценность . Столкновение различных мотивов, их «конкуренция» за реализацию поведения и есть внутриличностный конфликт.

Следующая классификация основана на отношении мотива к сознанию. Мотивы можно разделить на неосознаваемые, то есть мотивы, которые вообще не осознаются (большой класс), и сознаваемые ретроспективно, то есть актуально не осознаваемые, но осознаваемые вообще. Например, человек совершил поступок, сделал что-то, а затем, с течением времени, осознал мотивы собственного деяния (приписал им собственное значение иначе, значение для себя, личностный смысл). Личностный смысл в теории деятельности есть отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия . К примеру, человек ответил себе на вопрос: ради чего он совершил тот или иной поступок, осуществил конкретное действие. Далее идут мотивы, сознаваемые перспективно (заранее, актуально сознаваемые). Например, студент осознает, ради чего он целыми днями глубоко изучает математику. Или, к примеру, из биографических данных, академик А.Д. Сахаров всегда считал, что главное призвание его в жизни - это теоретическая физика .

Имеется и еще одно различие мотивов, которое проводит А.Н. Леонтьев. Это мотивы потенциальные, мы их можем не знать, скрытые, но уже существующие, и мотивы актуальные (актуальнодействующие), позволяющие осуществить целеобразование, действие. Целеобразование - функция мотивов; порождение новых целей в деятельности. В этом случае мотивы выполняют ещё одну, очень важную функцию в структуре деятельности - определяют зоны целей, отбирают цели и их фиксируют.

Что такое цель? В психологической литературе много трактовок. Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов (П.К. Анохин, Э. Толман) или даже формальное описание конечных ситуаций, задаваемых в любой системе (в том числе технической). В теории деятельности термин «цель» связывается с осознанным отражением будущих результатов действия .

Как указывал А.Н. Леонтьев, соотношение мотивов и целей неоднозначно. Одним и тем же действием можно разную систему отношений реализовать (один, два, множество мотивов). Допустим, имеется цель поездки в Москву. Человек едет в Москву. Ради чего осуществляет поездку? Ради того, чтобы посетить музеи, театры. Ради того, чтобы встретиться с друзьями. Мотивов за одним действием может быть множество. Может быть и другое соотношение - один мотив выполняет функцию це-леобразования - отбирает, фиксирует цели, точнее, цепочку целей. Мотивы входят в сознание не только через личностный смысл, не только в форме стремления к цели, но и в форме порождаемых ими особенностей цели как осознанного отражения будущих результатов. Мотивы выполняют в деятельности и структурирующую функцию . На уровне целей также устанавливаются иерархические отношения. В этом случае говорим о действиях первого, второго, третьего и т. д. порядка . К примеру, в приведённом выше случае указывалась некоторая общая цель поездки в Москву (напомним, что если будем раскрывать, ради чего ставим эту цель, то это будет уровень деятельностей, мотивов,

осознаваемых в данном случае). Чтобы реализовать эту цель (поездка в Москву и есть действие первого порядка), ему нужно выполнить ещё ряд действий - купить билет на поезд, собрать сумку и т.д. (речь идет о действиях второго порядка). Чтобы купить билет, нужно осуществить ряд ещё более мелких действий - взять деньги на билет, дойти до остановки автобуса, сесть на транспорт и т. д. (в этом случае мы говорим о действиях третьего порядка).

В связи с этим возникает важная диагностическая проблема - как по действиям человека прогнозировать мотивы, за ними стоящие, анализировать мотивационную сферу личности, а значит и последующие действия человека, его поступки, возможно, их результативность.

Имеется и ещё одна составляющая соотношения мотивов и целей - их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, другой вариант - механизм превращения цели в мотив), иначе - осознание мотивов, их возвышение, что характерно для зрелых личностей . На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт (работа «Механизм гетерогонии целей». Гетерогенна - извне как бы приходящая. Механизм, приводящий к осознанию мотива, ретроспективно, проспективно даже). К примеру, иногда перед человеком возникают цели, которые он стремится достигнуть ради чего-нибудь постороннего этим целям. Динамика движения показывает, что иногда эти цели, достигаемые ради чего-то другого, постороннего этим целям, превращаются в самоцели, то есть приобретают собственную ценность (собственный смысл), начинают преобразовывать, приобретая сами побудительную силу. Обычно так формируются познавательные мотивы . Например, молодой аспирант, юный исследователь, решил заняться математической логикой. Ради чего? Ради того, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Со временем математика занимает его настолько, что занятия ею проводятся ради её глубокого изучения (в данном случае цель становится мотивом).

Если вернуться к проблеме целеобразования то следует отметить, что она экспериментально изучалась О.К. Тихомировым. Благодаря проводимым под его руководством экспериментальным исследованиям вскрыты: содержание, механизм процесса целеобразования. Раскрыто действие степени значимости мотивов на выбор конкретных целей, дана характеристика продуктивности процесса це-леобразования, выделена ещё одна функция мотивов в деятельности - структурирующая, указаны виды целей (например, общие и конкретные), отмечается влияние на процесс их порождения отдельных психических функций и т. д.

С понятием «цель» тесно связано другое понятие - «уровень притязаний». Уровень притязаний рассматривается в значении уровня трудности выбираемых субъектом целей . Изучение концепта «уровень притязаний», вскрытие его механизмов, половых, возрастных особенностей, исследование связи с другими образованиями (например, самооценкой) проведено Л.В. Бороздиной и ее исследовательской группой.

В зарубежной психологии цель, её виды - внешние (извне поставленные), внутренние (сам субъект перед собой), выделяемые параметры - вероятность достижения цели, трудность цели, специфичность (в значении четкости, определенности) исследуются в ракурсе анализа продуктивности действий .

Итак, понятия «потребность», «мотив», «цель» используются современной психологией для объяснения причин человеческого поведения. Каждое из данных понятий имеет своё содержание, объем, специфическое значение, и их не следует употреблять синонимично. Дифференцирование этих понятий, установление соотношения между ними проведено А.Н. Леонтьевым, и эта позиция представляется наиболее перспективной. Неоднозначное соотношение потребностей и мотивов, с одной стороны, мотивов и целей - с другой, позволяет обозначить новую проблему - создание диагностического инструментария, релевантного каждому из конструктов (учитывая их дифференциацию и классификацию) в целях прогноза поведения, деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: учеб. пособие. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. 184 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003. 336 с.

3. Закон Божий (на русском языке). Московская патриархия. Ленинградское епархиальное управление. 4-е изд. / Сост. Протоирей Серафим Слободской. N.Y., 1987. 720 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева,

В.В. Столина. СПб., 2000.

6. Наша история. 100 великих имен: Андрей Сахаров / Еженедельное издание. 2010. Вып. 41. М.: ООО «Де Агостини». 32 с.

7. Сидоров К.Р. Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 2.

8. Субботин В.Е. Интенциональные процессы и эффективность действия // Современная психология: справочное руководство / под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №1.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

11. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с.

12. Холл К., Линдсей Г. Классификация потребностей Г. Меррея // Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Кн. 2. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2004.

Поступила в редакцию 02.11.10.

Distinction of needs, motives and goals in psychology

The author establishes the distinction between needs, motives and goals from the position of the psychological theory of

activity by A.N. Leontyev. The statement about their ambiguous correlation is considered. The most known classifications of the specified formations are discussed.

Keywords: needs, motives, goals, personal sense, the psychological theory of activity.

Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: [email protected]

Sidorov K.R., candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: [email protected]

ЭТИМОЛОГИЯ МОТИВ - французское – motif. Латинское – motivus (подвижный). Термин «мотив» заимствован из латинского языка посредством французского в конце XVIII в. Существует несколько значений слова «мотив» . Мотивом называют «побудительную причину какого-то действия» , «мелодию» , а также «составную часть сюжета или тему в произведения искусства» . Производные: мотивировать, мотивировка. ЦЕЛЬ - Заимствовано из польского языка Потребность - надобность, нужда, требующая удовлетворения

ПОТРЕБНОСТЬ В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности. С потребностями тесно связано и понятие мотива. Мотив - это связанное с потребностями внутреннее состояние готовности к активным действиям определенной направленности и формы. Потребности как психический процесс имеют некоторые особенностями: они связаны с предметом, к которому человек стремится, или с каким-либо видом деятельности, который должен доставить человеку удовлетворение, например с игрой или работой; более или менее четкое осознание данной потребности, сопровождающееся определенным эмоциональным состоянием готовности к конкретным действиям; эмоционально-волевое состояние, сопровождающее поиск путей и средств удовлетворения потребности и ее реализацию; ослабление этих состояний при удовлетворении потребностей. Потребности человека многообразны. Они делятся нематериальные или естественные (в пище, одежде, жилище, генле) и культурные, или социальные, связанные с приобретением знаний, изучением наук, приобщением к конфессиональным и художественным ценностям, а также с потребностью в труде, общении, общественном признании и прочее.

МОТИВ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Под Мотивационно-потребностная сфера личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив» . Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В мотивационной сфере выделяются: мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др. ; мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей; мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

МОТИВИРОВАНИЕ Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. Выделяют два основных типа мотивирования: внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание» ; формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности. Конечно, в различных видах деятельности - исполнительской, управленческой, научной - роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении. В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочноисследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи. Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений. В содержании деятельности в качестве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные, волевые.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУБИНШТЕЙНУ Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности: она субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной; осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов: предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она всегда предметна, реальна, содержательна: она сознательна, целенаправленна: в деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При анализе деятельности обычно выделяются три основных плана: 1. генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности выступает совместная социальная деятельность людей, в ходе которой в качестве основного механизма развития психики работает процессинтериоризации, обеспечивающий переход внешней по форме деятельности во внутреннюю психическую деятельность; 2. структурно-функциональный - в его основе лежит принцип рассмотрения строения деятельности «по единицам» , разложение реальности на «единицы» , содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. В этом плане рассматриваются мотивы, цели деятельности, а также составляющие ее структуру отдельные действия: мыслительные, моторные, чувственные. Иерархические связи между такими единицами деятельности подвижны и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются как содержание психического отражения, так и его уровень (сознательный или бессознательный), а также вид регуляции деятельности (произвольной или непроизвольной); 3. динамический, на основе которого изучаются механизмы, поддерживающие способность человека к деятельности, а также условия, обеспечивающие ее движение и развитие, появление ее новых форм. В этом плане исследуются условия, которые обеспечивают устойчивость целенаправленной деятельности в обстановке постоянно меняющейся реальности. Большую роль здесь играет анализ психофизиологических механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Задачи деятельности – цель, сориентированная на конкретные условия. По отношению к одной и той же цели может быть поставлено несколько конкретизирующих ее задач.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком задачу. Например, действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.


| 2 | | |

Поделиться