Функции общения детей дошкольного возраста. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Случалось ли вам солнечным днем сидеть на скамейке любой детской площадки?

Там, где играют малыши от года и лет до семи? Если да, то вы, наверняка, наблюдая за ними, уловили всю схему их общения. Четырех-, пяти-, шестилетние ребята играют, как правило, кучками, командой.


В то время как малыши помладше либо играют в одиночестве, особо не интересуясь соседом по песочнице (если конечно его не привлекли чужие яркие игрушки), либо его развлекает мама.В принципе, в этом и заключаются особенности общения детей дошкольного возраста, а именно в этом возрасте.

Итак, что такое общение детей дошкольного возраста?

Как правило, это длительный, непрерывный процесс, включающий в себя стили, формы общения, а также адресность общения (общение ребенка внутри семьи, со взрослыми, со сверстниками).

Рассмотрим каждую составляющую общения более детально.Формы общения ребят зависят напрямую от их возраста.Современная психология выделяет четыре формы:


  • Ситуативно-личностная (с рождения до шести месяцев): примерно с 1 месяца малыш начинает поворачивать голову на звук, с 1,5 месяцев улыбаться, а с 3-4 месяцев улыбаться в ответ на улыбку родителей. Это первые проявления общения: ребенок отвечает на звуки и мимику родителей (тех людей, к которым он привык и хорошо знает).
  • Ситуативно-деловая (с полугода до двух лет): в этом возрасте родитель является образцом для ребенка, помощником, наставником. В любой форме деятельности ребенка он требует присутствия взрослого, его соучастия.
  • Внеситуативно-познавательная (с двух до пяти лет): специфика данного периода (младшего и среднего дошкольного возраста) заключается в том, что ребенок созрел для общения со взрослыми и отчасти сверстниками. Ребенок тянется ко взрослому, что проявляется и в играх, и в попытках помогать по дому, копировать действия взрослых.Если ребенок посещает детский сад, то в этом возрасте роль воспитателя также является первостепенной (ребенок пытается заслужить похвалу, приносит подарки воспитателю). В этом возрасте ребенка можно назвать «почемучкой», т.к. он постоянно задает вопросы об окружающем мире, явлениях природы, т.е. у него возрастают потребности в познавании.
  • Внеситуативно-личностная (возраст шести-семи лет): основным средством общения выступает речь, которая позволяет малышу передать, а главное получить необходимую информацию. У детей старшего дошкольного возраста начинают вырабатываться первые навыки коллективного общения, командных игр, сотрудничества. Это высшая степень общения ребенка дошкольного возраста.


Первые две формы (присущие раннему дошкольному возрасту) предполагают невербальное общение, т.е. используя мимику, жесты, прикосновения, улыбку, действия. Речевое сопровождение действий, игр присуще последним двум формам.

Развитие навыков общения целиком зависит от выбора стиля общения взрослыми с ребенком (будь то родители или воспитатель в ДОУ). Стиль общения предопределяет дальнейшее развитие характера ребенка, его инициативность, коммуникабельность, лидерские качества, умение справляться с трудностями.

Существует три основных стиля общения дошкольников:


  1. Авторитарный стиль – жесткий стиль, предполагающий выставление взрослыми требований неукоснительного подчинения, подавления инициативы, и как следствие, наказания за непослушание. Результатом подобного воспитания могут стать такие качества ребенка: боязнь новых обстоятельств, различные страхи в дальнейшей жизни, тревожность, беспомощность, выжидание принятия решений кем-то другим.
  2. Либеральный – присуща вседозволенность, уступчивость, чрезмерная изнеженность, отсутствие жизненных ориентиров. Выражено малоинициативное общение.
  3. Демократический (гуманистический): на первом плане выступает доброжелательность в общении, обоюдная поддержка, опора, совместное равное участие в различной деятельности, что формирует у ребенка положительную самооценку и уверенность в себе.

Конечно же, в повседневной жизни не встречается ни один стиль в чистом виде в отношениях ребенок-взрослый. Обычно имеет место смешивание авторитарного и демократического (как средство «кнута и пряника»), либо демократического и либерального.Большинство детей устроены так, что, в принципе, им нравится общаться, изучать игрушки, они открыты всему новому и интересному, любознательны и веселы.

Но есть другая категория ребят, которые более тревожны, мнительны, застенчивы. Такие ребята испытывают некоторые трудности в общении, особенно в дошкольном возрасте. Нарушение коммуникативного навыка (а также медленное его развитие) является следствием различных барьеров:


  • - психологические и эмоциональные особенности ребенка. (Ребенок-меланхолик, застенчивый, интроверт, агрессивный, импульсивный, ребенок-лидер);
  • - поведенческие особенности (грубость, драчливость, плаксивость);
  • - неврологические проблемы (повышенная утомляемость, головные боли, депрессивное настроение);
  • - отсутствие у ребенка потребности в общении (или она недостаточно сформирована) – ребенку интереснее и спокойнее играть одному, чем со сверстниками, хотя те довольно дружелюбны с ним.
  • - отсутствие мотивов общения детей дошкольного возраста – речь идет о том, что ребенок не понимает, зачем с кем-то делиться игрушкой, кому-то помогать в игре, подсказывать, если он прекрасно играет один без лишних проблем.
  • - доминирование у детей не коммуникативного (диалогического) начала, а практического. Некоторым детям гораздо интереснее рисовать, лепить из пластилина, петь, плести из бисера, чем разговаривать с группой ребят.

Конечно же, организация воспитательного процесса, формирование навыков бесконфликтного межличностного общения детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей. Дети, не посещающие детский сад, в большей мере лишены полноценного развития коммуникативного навыка, т.к. психология общения с детьми является сложным, многогранным процессом.

В любой детской группе рано или поздно назревает конфликт – т.е. серьезные разногласия, спор. Чтобы обеспечить бесконфликтное общение детей дошкольного возраста, педагогу-воспитателю порой приходится применить все немыслимые способы.


На эту тему пишутся научные работы, доклады, презентации по формированию бесконфликтного общения, разрабатываются сценарии активизирующего общения, устраиваются конференции, содержание которых сводится к одному: безболезненному разрешению конфликтных ситуаций в детской среде.

Из-за чего возникает конфликтная ситуация в группе детей?

Чаще всего конфликт зарождается в игровой деятельности.


Выделим основные виды:

  • спор из-за желания обладать определенными игрушками;
  • спор из-за того, в какие игры играть;
  • конфликт из-за того, кто будет участвовать в игре;
  • по поводу правил и сюжета игры; по поводу распределения роли;
  • конфликт из-за разрушения игры.

Воспитатель обязан создать условия для максимального предотвращения конфликтов или оптимального их разрешения, что является главными задачами педагогического процесса.


План организации бесконфликтного общения детей дошкольного возраста:

  1. Обеспечить в группе достаточное количество одинаковых или подобных игрушек;
  2. Научить детей делиться игрушками, играть по очереди, обмениваться;
  3. Помогать ребятам распределять роли, задействовать всех желающих. При распределении ролей использовать считалки, жребий во избежание конфликта;
  4. При разрушении игры одним из детей, постараться переключить его внимание на другое занятие, вовлечь в иную деятельность;
  5. При возникновении драки, немедленно прервать ее, вникнуть в предмет драки и постараться объяснить, в чем неправы обе стороны;
  6. Организовать обучение детей правилам вежливого общения, воспитание культуры: - обучать детей вежливым словам при контакте друг с другом (спасибо, пожалуйста, извини); - научить здороваться и прощаться; - пресекать попытки ябедничества (направить их на объект ябеды: «а Ваня сказал что-то плохо». Воспитатель должен ответить: «Иди, скажи об этом Ване, а не мне»);
  7. Обеспечить совместное времяпрепровождение детей (возможно совместно с родителями) вне детского сада: театр, цирк, представления;
  8. Использовать игры, конкурсы, читать поучительные сказки и рассказы как возможность коррекции проблем общения в группе. Подобные методики позволяют развивать умение детей договариваться, прощать обиды;
  9. Более тонко и личностно подходить к общению с определенной категорией ребят - так называемые «трудные» дети. Психологические типы таких детей: застенчивые дети, агрессивные, импульсивные.

Особенности общения с трудными детьми дошкольного возраста:

1.Особенности общения с агрессивными детьми


Характеристика застенчивого ребенка: замкнутость, чрезмерная сдержанность и стеснительность, неуверенность, робость, трудность в выражении своего мнения, в ответах на заданные вопросы, множество страхов и внутренних переживаний, отказ от командных игр.

  • - чаще хвалить ребенка даже за самый незначительный успех. Похвала вдохновляет таких детей;
  • - вовлекать ребенка в деятельность, которая ему знакома и близка;
  • - давать задания в паре с кем-нибудь из сверстников;
  • - предлагать свою помощь, т.к. самостоятельно попросить о помощи ребенку бывает довольно сложно.

3.Особенности общения с импульсивными детьми


Импульсивные дети – дети, действующие под влиянием эмоций, по первому побуждению, не обдумывая поступки. Обладают излишней подвижностью, неусидчивостью, гиперактивностью, вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью.

  • - в любой ситуации показывать пример спокойствия;
  • - постепенно развивать усидчивость ребенка, увлекая интересными заданиями или играми;
  • - ставить перед ребенком конкретные понятные задачи;
  • - увеличить физическую активность;
  • - определять рамки поведения, дозволенного, разрешимого.

Таким образом, роль общения дошкольников велика. От того, насколько успешно ребенок научился общаться, сотрудничать с другими, зависит дальнейший успех во всех сферах: учебе, карьере, семейной жизни, способности преодолевать трудности, справляться с задачами.

Подготовительным этапом к общению со взрослыми считается период новорожденности, когда ребёнок учится выделять взрослого. Основной коммуникативной потребностью являются органические нужды ребёнка, а также потребность в новых впечатлениях. Но решающее значение имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребёнку. Он должен с самого начала относиться к малышу как к субъекту, полноправному партнёру по общению

Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Она считается сложившейся, если ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив - личный. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимических средств.

Функцию общения выполняет «комплекс оживления» (с 4-6 недель). В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой-либо другой деятельности.

Данная форма общения стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. - 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка - в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами.

Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Признаком появления этой формы могут служить возникновение у ребёнка вопросов о предметах, их разнообразных связях. Ведущим становится познавательный мотив. Взрослый теперь выступает в новом качестве - как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный - теоретический «характер», т.к. обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией.


У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая позволяет получить максимально содержательную информацию, обсудить возможные причины разнообразных явлений окружающего мира. Сюда относится и сообщение новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде».

Ведущим мотивом являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - вот то основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты. При данной форме предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе лежит потребность ребёнка не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Эта форма общения вводит ребёнка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребёнок постигает смысл человеческих взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Основные средства общения ребенка и их развитие

На протяжении всего дошкольного детства растет словарный запас ребенка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три раза. Если к 3 годам нормально развитый ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500, то 6-летний ребенок знает от 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. но в то же время особенно видны индивидуальные различия, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка.

Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. Дошкольник овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.). Дети любят игры со словами, процесс словообразования, словоизменения (удеру - придеру, ногти - рукти, вазелин - мазелин и др.), ритмизацию и рифмовку слов.

Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект: так, если взрослая особь - большое животное, то его детеныши - маленькие, и ребенок пользуется суффиксом для уменьшения; но если взрослое животное - маленькое, то для него нужда в суффиксе отпадает: «лось» - «лосик», «слон» - «слонишка», «муха» - «тоже муха» и т.д.

Дошкольный возраст чрезвычайно восприимчив к языку и речи («чуткость языка»). Ребенок испытывает интерес не только к значениям, но и звуковой форме слов: рифмует, распевает слова, часто забывая об их смысле. На 5-м году отчетливо заметны попытки осмысления значения слов и объяснения их этимологии: «город» - «горы», «деревья» - «деревня», «Хомяково» - «потому что там хомяков много водится» и т.д.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться фонематический слух : дети хорошо различают слова, отличающиеся хотя бы одним звуком, но производить звуковой анализ слова ребенок еще не может без специального обучения.

Практически дети речью овладевают успешно, но осознание самой речевой действительности и словесного состава речи значительно отстает. Поэтому дошкольники в процессе общения ориентируются не столько на словесный состав речи, сколько на предметную ситуацию, которая и определяет понимание.

В дошкольном возрасте дети осваивают и общение как функцию речи. Они много говорят, спрашивают, сопровождают речью свои действия. Речь младшего дошкольника во многом ситуативна - возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. Она не отражает полностью содержание в речевых формах. Поэтому такая речь свернута (выпадают подлежащие, они заменяются местоимениями; наречия и словесные шаблоны не уточняют содержания; много указаний типа «там» и т.д.), хотя и понятна при учете ситуации с опорой на невербальные средства участникам общения. Ситуативная речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Ее отличает связность и единицей речи становится уже не слово, а предложение. Но, даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обучении, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях.

В дошкольном возрасте появляется и так называемая объяснительная речь, возникающая в совместной деятельности, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка и т.д. объяснительная речь еще более развернутая, чем контекстная, требует определенной последовательности изложения, выделения главного, указания причинно-следственных связей и отношений в ситуации, которые собеседник должен понять. Но у дошкольников этот тип речи только начинает развиваться, поэтому они и самим толком ничего объяснить не могут, и объяснения взрослого с трудом дослушивают до конца.

И еще одна особенность речевого развития подмечена в исследованиях Ж.Пиаже: при решении задач в игре появляется много слов, которые будто бы никому не адресованы. Частично это эмоциональные восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично - слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе самому и называется эгоцентрической - она предваряет и направляет деятельность ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Таким образом, эгоцентрическая речь является промежуточной ступенью, переходной формой между внешней и внутренней речью ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и функции общения в психическом развитии детей. Понятие мотивов и средств общения у дошкольников. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе. Определение умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Структурно-содержательные характеристики общения. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2016

    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2007

    Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е.Е. Кравцовой "Лабиринт".

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной и отечественной психологии: анализ проблемы, ее развитие в онтогенезе. Организация и методика диагностики общения дошкольников со сверстниками, оценка результатов формирующих воздействий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

Как происходит процесс общения у дошкольников

Интерес к сверстнику у ребенка просыпается гораздо позднее чем ко взрослому, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Именно в дошкольном возрасте формируется первая ступень коллектива - «детское общество».
Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем со взрослыми. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.
По мнению Г.А.Урунтаевой, на протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками. Рассмотрим их:
У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные, эмоциональные, отражающие широкий спектр переживания. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровесниками. К 12 месяцам впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.
Заключительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.
В возрасте от 1 года до 1,5 лет содержание контактов остается таким же, как и у младенцев. Совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояние друг друга.
В 1,5 года происходит перелом в отношениях со сверстниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей. Особенностью в общении является то, что с 1,5 до 2 лет ребенок смотрит на(сверстника как на объект. Существует барьер на восприятие. Первая реакция на сверстника - реакция тревоги. Боязнь сверстника длится до 2,3-2,6 года - это является показателем развития общения.
К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Содержание в потребности общения состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Мотивы общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. В этом возрасте ребенок учится отвечать на воздействия другого ребенка, но в общении существует эффект зеркала. Развивается речевое общение, которое приводит к образованию групп. Данные группы ситуативны, кратковременны, возникают по поводу деятельности. Устойчивость групп зависит от внешних качеств партнера.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Дети используют разнообразные средства общения, и не смотря на то, что они много говорят, речь остается^по-прежнему ситуативной.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию.
Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.
В старшем дошкольном возрасте общение начинает зависеть от личностных качеств. При этом первые группы не дифференцированы, нет статусных положений, и следовательно они легко поддаются манипулированию взрослыми. Как только группы становятся более или менее устойчивы, появляется статусное положение: лидер - человек, организующий деятельность группы; звезда - тот, кто больше нравится; референт - с мнением кого все считаются. Критерии оценки лидера задает взрослый. Лидер обязательно обладает социальным эталоном, который лежит в основе его поведения. Он сводит энергию группы и ведет ее за собой (внутренняя характеристика). К внешним характеристикам, относятся определенный уровень коллективных и поведенческих знаний и умений. Имеет красивую или яркую внешность, общителен, эмоционален, как правило, имеет какие-либо способности, самостоятелен, аккуратен. У него развита мотивация на общение. Он организует общение.
У звезды популярны лишь внешние качества, развита мотивация на общение, существует наличие открытых эмоций. И лидер, и звезда, и референт относятся к группе популярных детей. Популярность определяется по следующим критериям:
1. большое количество обращения к ним;
2. на его предложение всегда отзываются;
3. взаимодействие с ним несет положительные эмоции;
4. его хорошо знают, узнают на фотографии, знают факты из его биографии;
5. его всегда оценивают положительно.
Существую также группы и непопулярных детей . Они могут быть активными и пассивными. Пассивные - это те, у которых нет мотивации на общение, высокая степень тревоги, неуверенность. Они не умеют общаться и не страдают от этого. Активные - это те, у которых есть мотивация на общение, но нет умения общаться. Если они общаются, то ради занятия какого-либо статусного места в группе. Сюда относятся дети с неправильной половой дифференциацией, с внутренней тревогой, дети с незнанием той деятельности, которой занимаются, с низким порогом эмоций (толстые, неопрятные, неуклюжие).
Таким образом, именно в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается острая потребность в общении со сверстниками. Дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее».

Общение с детьми у взрослых очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остается совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на выполнение назидательной функции, включающей определенный набор морали, постулатов, догм. Все эти наставления родители выдают своим чадам на автомате, ошибочно полагая, что таким образом выполняют свой родительский долг.

Зачастую родители не умеют со своими детьми разговаривать. Если родителей воспитывали в строгости, то они будут считать, что детей должно быть видно, однако не слышно, другие же родители просто избегают конфликтов. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться, стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Верный путь к эффективному общению – это удостоверится, что независимо от возраста и проблемы, малыш любого возраста поговорит с вами на любую тему.

Общение ребенка со взрослыми

Если вы хотите вырастить гармонично-развитую личность, то общение с ребенком необходимо начинать еще во время беременности. Разговаривать необходимо с самого начала беременности, однако более эффективным и систематическим общение должно стать с момента начала шевеления малыша.

Ребенок замечательно воспринимает звуки и голоса, обращенные к нему, привыкает к ним и впоследствии узнает. Далее, психическое развитие малыша продолжается в общении с мамой после рождения. Если бы малыш с рождения был лишен общения, то он не стал бы нравственно и культурно развитым, цивилизованным гражданином. Дети в процессе общения развиваются, приобретают поведенческие и психические качества. Малыш дошкольного возраста не может прочитать интересующие его в книге вопросы, поэтому он изо всех сил тянется общаться с взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми должно решить такую задачу: раскрыть мир для малыша и показать все лучшее, а также отрицательное, что имеется у человечества. Только взрослый откроет малышу все разнообразие эмоций, восприятия, речи. Взрослый облегчает у ребенка понимание социальных норм, своим поведением подкрепляет соответствующее поведение, а также помогает малышу подчиниться социальным влияниям. Без внимания, любви, понимания близких взрослых, малыш не станет полноценной личностью. Это внимание малыш должен получить в семье, поскольку семья первая, с кем он начинает свое общение. Именно в семье закладываются все основы общения, которые в дальнейшем малыш будет развивать.

Общение с детьми дошкольного возраста

Важный и наиболее сильный источник переживаний дошкольника — это взаимоотношения с другими детьми. Когда родители относятся к своему чаду с любовью, нежностью, признают его права, то малыш испытывает эмоциональное благополучие: чувство защищенности и уверенности. Эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности ребенка, вырабатывает у него положительные качества, доброжелательное отношение к другим людям.

Общение с детьми дошкольного возраста зависит напрямую от отношения, демонстрируемого взрослыми. Через подражание в общении, малыш осваивает способы взаимодействия с людьми. Стремясь усвоить способы взаимодействия, получить похвалу малыш с горячностью погружается в общение. Одновременно с этим, стремясь утвердить свою самостоятельность, дошкольник обособляется, демонстрируя личное стремление, например, на своем настоять: «Я буду это делать!», «Я так сказал!». Малыш не может умело управлять своими эмоциями, которые толкают его к отождествлению себя с другими.

Общение с дошкольниками постепенно приобретает внеситуативный характер. Значительно расширяются возможности благодаря речевому развитию общения с окружающими.

Формы общения детей со взрослыми существует две — внеситуативные (познавательная и личностная). К четырем годам развивается внеситуативно-познавательная форма. Для этой формы характерна потребность в уважении взрослого и наличие познавательных мотивов. К концу старшего дошкольного возраста возникает форма общения внеситуативно-личностная, которая определяет потребности в сопереживании, во взаимопонимании и личностные мотивы общения. Речь выступает главным средством при внеситуативных формах общения. Внеситуативно-личностное общение малыша со взрослым представляет большое значение для развития личности. В процессе этого общения малыш сознательно усваивает правила и нормы поведения, что формирует моральное сознание. Через личностное общение малыши видят себя со стороны, что позволяет развиваться и самоконтролю.

Личностное общение дошкольников позволяет различать роли взрослых – врача, воспитателя, педагога, и в соответствии с этим строить отношения.

Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте постоянно нуждается в доброжелательном тоне, положительной оценке взрослого. В присутствии взрослого правильное поведение — первый этап морального развития малыша. Постепенно потребность вести себя по определенным правилам приобретает смысл для малыша в присутствии взрослого.

Развитие общения ребенка со взрослым нуждается в доверительном и доброжелательный тоне. Смысл происходящего состоит в том, чтобы дошкольник обрел чувство ответственности за свое поведение. Дошкольник испытывает ненасыщаемую потребность в поддержке взрослых и оценке своей деятельности.

Общение с детьми дошкольного возраста включает оказание эмоциональной поддержки. В свою очередь пренебрежение, невнимание, неуважительное отношение взрослого, способны привести к потере уверенности у малышей.

Эффективное общение с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Методы общения с детьми не должны включать формальность, крики, приказы, оскорбления, нервозность. Родители часто совершают ошибки, отдавая предпочтение приказам и командам, угрозам, предупреждениям. Например, «вставай немедленно», «замолчи сейчас же», «чтобы я этого не видела», «прекрати плакать», «не прекратишь – возьму ремень». Категорическую форму малыш воспринимает, как нежелание родителя вникнуть в детскую проблему, ощущает неуважение к себе.

Достаточно суровые и резкие слова вызывают в душе несформировавшейся личности ощущение брошенности и бесправия. В ответ родители получают упрямство, сопротивление, грубость. Все угрозы несут бессмысленность, если ребенок остро переживает свою проблему, загоняющую его еще в больший тупик.

Частое повторение угроз, приказов вызывает привыкание, и малыши перестают реагировать на такое воспитание. Что же делать родителям?

Дети с трудностями в общении требуют к себе особого внимания. Такие малыши не переносят критику, обвинения. Обидные фразы и нападения, типа «опять все сделал не так», «зря я на тебя надеялась», «все из-за тебя», вызывают бурю эмоций и негодования в душе малыша. Он отреагирует озлоблением, нападением (словесным), либо же унынием, разочарованием, подавленностью, полностью разочаровавшись во взрослых и в себе. Если к малышу взрослые в системе относятся плохо, то у него формируется . Он начинает относить себя к безвольному или неудачнику. приводит к новым проблемам в семье.

Общение родителей с детьми

Недопустимо использование насмешек и прозвищ в отношении дошкольников. Такие замечания, как «ну ты, плакса-вакса», «ты просто дубина», «ты не мужчина», только оттолкнут малыша и разуверят в себе. После такого отношения малыши обижаются и защищаются такими словами: «а сам какой?», «ну и пусть дубина», «ну и буду таким!»

Сочувствие к дошкольнику должно быть не на словах, а на деле. Не нужно говорить такие фразы «успокойся, это такая ерунда», «перемелется – мука будет», «не обращай внимания».

Дети с трудностями в общении не переносят нудных нотаций типа «пора запомнить, что перед едой следует мыть руки», «слушай всегда отца», «отвлекаешься — делаешь ошибки». После таких нотаций ребенок отвечает: «хватит», «я знаю». В результате у него возникает психологическая глухота.

Любите малыша таким, какой он есть, всегда уважайте его, поскольку он как и вы — такая же личность. Не влезайте назойливо ему в душу. Лучше внимательно выслушайте, постарайтесь понять, что у него на душе. Трудно удержаться от вопросов, но спрашивайте разумно.

Не отшучивайтесь от проблем чада. Избегайте скучной морализации: «ты должен так делать», «необходимо уважать старших». Такие тоскливые фразы ничего нового не дают и поведение от них не меняется. Малыш ощущает вину, давление авторитета, скуку, а зачастую все вместе. Моральные устои, а также нравственное поведение дают не слова, а сама атмосфера в доме, а также поведение взрослых.

Не будьте прямолинейны в советах: «я бы дал сдачи», «пойди и извинись». Зачастую малыши к таким советам не прислушиваются. Советуя что-либо чаду, тем самым напоминаете, что он мал, неопытен и авторитарная позиция взрослого только раздражает.

Особенности общения родителей с детьми включает проявление доверия. Не говорите: «это все из-за тебя», «опять подрался», «вижу тебя насквозь». Частое повторение таких фраз приводит дошкольника в ярость.

Стиль общения с детьми

Общение должно сплотить семью, а многие родители не догадываются, что они выбрали неправильный стиль общения со своим чадом. Навредить малышу может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

Существуют следующие стили общения с детьми:

  • попустительство или вседозволенность (как правило при таком стиле малыш получает желаемое посредством истерик и капризов: «хочу», «дай»). Ребёнка в этом винить нельзя, он не знает другого стиля общения. В итоге он неспособен вырасти зрелым человеком, поскольку он не понимает слова «надо». В школе и саду такой ребёнок упрям, конфликтен и эгоистичен;
  • отчужденность, когда родители не слышат, не видят, или не хотят слышать и видеть своих чад;
  • гиперопека, когда родители неосознанно лишают ребенка любой самостоятельности (психологической, моральной, физической, социальной), а также развития;
  • диктаторство — этот стиль подразумевает жесткость, грубость, игнорирование, неуважение всякой инициативы ребенка, а также его желаний; при диктаторстве родители прибегают к физическим наказаниям;
  • уважение – этот стиль проявляется в любви и уважении к ребенку с самого раннего возраста; родители поощряют индивидуальность ребенка, разговаривают на интересные для него темы, направляют свое чадо, предоставляя свободу выбора.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного микроклимата для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов деятельности. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно.

К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

Общение детей со сверстниками

Дошкольный мир ребенка не ограничивается семьей. Очень значимыми людьми для ребенка становятся дети. По мере взросления у дошкольника будут появляться важные контакты, а также конфликты со сверстниками. Нет такой группы детского сада, где бы ни развернулся сложный сценарий межличностных отношений. Дошкольники помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, дружат, делают пакости.

Взаимоотношения остро переживаются детьми и зачастую наполнены разнообразными эмоциями. Воспитатели и родители нередко не подозревают о гамме чувств, которую переживают дети, и конечно, особого значения не придают детским обидам, дружбе, ссорам. Опыт первых отношений выступает фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшее развитие личности. Первый опыт определяет отношение к другим, и не всегда он положительный. У большинства малышей закрепляется к окружающим негативное отношение, которое имеет отдаленные печальные последствия. Задачей взрослых является вовремя обнаружить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их ребенку. Помощь взрослых базируется на понимании причин, которые лежат в основе межличностных отношений детей. Внутренние причины провоцируют устойчивый конфликт детей со сверстниками, заставляют ощутить себя одинокими. Такое чувство относят к самому тяжелому, деструктивному переживанию.

Выявленный своевременно внутренний конфликт требует не только внимания от взрослых, но и наблюдательности, знания психологических особенностей, а также закономерностей развития общения.



Поделиться