Социальная сфера как объект социальной политики. политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддер

<*> Solov"yov V.N. Social sphere as an object of legal impact.

Соловьев Владимир Николаевич, заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В статье в качестве объекта правового воздействия рассматривается социальная сфера. Анализируя и сравнивая такие категории, как социальная сфера, социальное государство, социальные услуги и социальная политика, в качестве объектов правового регулирования, автор приходит к выводу, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.

Ключевые слова: социальная сфера, социальное государство, социальные услуги, социальная политика.

The article considers social sphere as an object of legal impact. On the basis of analysis and comparison of such categories as social sphere, social state and social policy as objects of legal regulation the author makes a conclusion that regulation of fundamentals of social statehood and relations arising in social sphere is being effectuated with the help of current legislation of various branches of the Russian law.

Key words: social sphere, social state, social services, social policy.

Понятие "социальная сфера" само по себе не имеет правового содержания. Данная категория досконально исследуется учеными-философами, социологами и политологами, однако представления о ней весьма противоречивы. В то же время трудно недооценить ее роль в жизнедеятельности государства и его отдельных регионов, поскольку на протяжении всей своей жизни, начиная с рождения и до смерти, человек прибегает к социальным услугам.

В последнее время интерес к данному явлению со стороны представителей различных общественных наук существенно повысился, связано это в том числе и с экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране, с тем, что главным приоритетом в системе ценностей провозглашен человек, а следовательно, создание условий для обеспечения достойной жизнедеятельности человека является приоритетным.

С юридической наукой данную категорию в первую очередь связывает то, что она является предметом исследования гуманитарных, общественных наук, а значит, имеет близкое отношение и к юриспруденции.

Во-вторых, правовому регулированию в современной правовой системе подвластны все общественные отношения, в том числе и отношения в социальной сфере. При этом праву отдается первостепенная роль, поскольку именно правовые механизмы имеют существенное влияние на социальную политику современной России.

В то же время представления о категории "социальная сфера" также различны. Так, ряд авторов определяют социальную сферу как сферу услуг <1>. Экономисты, активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений <2>.

<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 318.
<2> См.: Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие // URL: http:// www.internet-school.ru/ Enc.ashx?item= 10710.

Более широким является такое определение: "Социальная сфера - это непроизводственная сфера, включающая удовлетворение материальных потребностей людей, освоение духовых и культурных благ, сферу услуг, формирующую условия существования человека". Так, Е.В. Песоцкая пишет, что социальная сфера представляет собой комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовых потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности <3>.

<3> Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. СПб., 2000. 160 с.

Похожая точка зрения высказана Ю.Ю. Отваухиной, которая указывает, что социальной сферой следует считать взаимосвязанную совокупность функциональных комплексов народного хозяйства, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение высокого качества жизни населения и воплощается в той или иной потребительной стоимости, способной удовлетворять потребности людей (каждого человека в отдельности) <4>.

<4> Отварухина Ю.Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2000. 18 с.

Философы подходят к данному понятию с иных позиций, полагая, что в этом случае речь идет об отношениях между людьми, общественными образованиями по поводу формирования и удовлетворения насущных потребностей человека, обеспечивающих воспроизводство его как живого, высокоразвитого существа, производительной силы общества, субъекта общественных отношений разного вида. Так, в соответствии с представлениями В.Н. Шевченко, социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека, поскольку именно в ней человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства - научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. "Социальная сфера - это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения" <5>.

<5> См.: Шевченко В.Н. Социальная сфера // Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2005.

Однако, по нашему мнению, социальная сфера не может ограничиваться только указанными отраслями. Современная экономическая ситуация такова, что далеко не каждый гражданин России в состоянии обеспечить даже свое биологическое существование, а следовательно, существенной отраслью социальной сферы становится обеспечение жизнедеятельности таких граждан, т.е. система предоставления мер социальной защиты.

Механизм воспроизводства человека с момента его обособления от природы обеспечивает собственность, как систему отношений, которые складываются между людьми по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

Таким образом, социальная сфера непосредственно связана с собственностью, причем, если речь идет о воспроизведении и распределении материальных благ в соотношении со средствами производства, следует говорить о классовом аспекте социальной сферы, который для современной России становится все более актуальным.

Современные ученые связывают социальное государство с достижением определенного уровня развития социальной сферы. Так, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности" <6>.

<6> Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Политология". 2000. N 2. С. 51.

М.В. Баглай также полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности" <7>.

<7> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 118 - 119.

По мнению С.А. Глотова, социальное государство - "понятие, характеризующее современное государство, которое в отношениях с гражданским обществом решает социально-экономические, культурные и экологические задачи. Принцип социальной государственности - перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, в частности, в пользу социально слабых. В юридической сфере это выражается в формальном признании государством и гарантировании его реальной политикой так называемых социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина или прав человека второго поколения (сюда включаются права на минимум заработной платы, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, поддержку семьи, социальное обеспечение по возрасту и инвалидности, на бесплатное или социальное жилье, на бесплатное или за доступную плату образование и здравоохранение и т.п.). Это государство решает также общесоциальные задачи, в том числе организует социальные программы, направленные на повышение квалификации рабочей силы, рост образовательного уровня, сохранение физического и духовного здоровья нации и т.д." <8>.

<8> Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007. С. 13 - 14; Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 1021; Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ // Вестник СГАП. 2004. N 1. С. 83 - 87.

Достижение указанных задач возможно только посредством проведения "качественной" социальной политики, в рамках которой социальные услуги будут предоставляться целенаправленно и только тем, кто действительно в них нуждается; структура социальных услуг становится более справедливой; их оказание является эффективным; социальные услуги "персонализированы".

Итак, мнение современных ученых-юристов однозначно: цель социального государства - обеспечение достойной <9> жизни и свободного развития человека. При этом Конституция РФ не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она закрепляет, что на это направлена политика государства, или социальная политика; предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества <10>.

<9> По В. Далю, достойность - это приличие, приличность, соразмерность, сообразность, ценность, добротность, степень годности; чего стоит человек или дело, по достоинству своему. Достойный - значит стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести, имя нарицательное, ассоциируемое с отличным качеством, превосходством. См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 479 - 480. У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой достоинство - положительное качество, высокое качество (моральное, социальное, этическое). Достойный - заслуживающий чего-нибудь, справедливый, уважаемый, почтенный и т.д. (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 177).
<10> Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России (постатейный). М., 2005.

Поэтому Конституция РФ связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Наиболее распространенной моделью социального государства является та, в основе которой лежит ответственность всего общества (государства) за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.). Данный подход используется в Швеции и других странах рыночного социализма <11>.

<11> Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008.

Современная Россия избрала третий путь формирования социального государства, однако результаты движения по нему не утешительны ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Так, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одобренной Правительством РФ в октябре 2008 г. <12>, стратегической целью в перспективе до 2020 г. является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с привлекательным образом жизни и надежно обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан <13>. В соответствии с Концепцией необходимый уровень комфортности и социального благополучия может быть обеспечен при достижении следующих целевых ориентиров: снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 г. до 6 - 7% в 2020 г. и относительной бедности, или малообеспеченной части населения <14>, с 22% в 2007 г. до 15% в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 г. до более половины населения; дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) снизится с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.; адресность выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающих реально нуждающимся семьям), достигнет к 2012 г. в среднем по стране 70 - 80% (в 2007 г., по экспертным оценкам, - 40 - 50%), а охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. достигнет 100% (в 2007 г., по экспертным оценкам, - 60%) и т.д. <15>.

<12> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // URL: http://www.government.gov.ru.
<13> URL: http://www.economy.gov.ru
<14> К абсолютно бедным относятся лица с доходами ниже прожиточного минимума, а к относительно бедным - лица с доходами ниже 50% от медианного (среднедушевого) дохода.
<15> Тезисы к выступлению Министра экономического развития РФ Э. Набиуллиной на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2008 г. // URL: http://www.economy.gov.ru.

При этом совершенно справедливо возникают вопросы: а можно ли считать государство обеспечивающим достойный уровень жизни, если почти четверть ее населения, т.е. 22% (7% абсолютно бедных и 15% малообеспеченных), будут находиться около порога бедности <16>; если сохранится современный подход к формированию потребительской корзины?

В связи с этим вопрос об эффективности проводимой сегодня социальной политики становится одним из наиболее важных.

По смыслу Конституции России, социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это непроизвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости (так называемой распределяющей, или пропорциональной, справедливости), предполагающей правовую всеобщность и формальное равенство <17>.

<17> Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2.

Таким образом, Конституция РФ и современное право в целом должно в идеале обеспечить необходимое соотношение между частной собственностью и ее изъятием в пользу незащищенных социальных слоев, исключенных из общественного воспроизводства материальных благ (в дальнейшем будем их именовать "экономически пассивными социальными группами").

Правовое регулирование осуществления социальных функций государства осуществляется в первую очередь Конституцией РФ. Однако специфика такого регулирования заключается в том, что многие конституционные нормы не являются нормами прямого действия, поэтому определяются как нормы-принципы и нормы-обязательства.

В Конституции РФ закреплен ряд положений, характеризующих роль государства в той или иной области социальной деятельности: "государство гарантирует" (ст. ст. 37, 39, 43, 45, 46); "государство принимает меры" (ст. 41); "государство поощряет" (ст. ст. 39, 40, 41); "государство предоставляет" (ст. 40); "государство защищает" (ст. 38); "государство признает" (ст. 37); "государство создает условия" (ст. 40). Таким образом, сама по себе деятельность государства в социальной сфере имеет скорее опосредованный, нежели непосредственный, характер.

Исходя из изложенного, мы приходим к выводу, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, в принципе осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.

При этом французский юрист Ж.К. Бенотто утверждает, что в "широком смысле слова любая отрасль права может быть квалифицирована как социальная в той мере, в какой она отражает совокупность норм, исходящих от общности людей и регулирующих жизнь человека как члена общества" <18>.

<18> Организация и действие социальной помощи во Франции. Российско-французская серия. Информационные учебные материалы. N 17. М., 1983. С. 5.

Подводя итог изложенному ранее, мы приходим к выводу, что правовое воздействие в социальной сфере должно основываться на следующих тенденциях:

  • предоставление возможности максимально эффективно использовать материальные блага в целях их воспроизводства социальным группам, обладающим средствами производства (назовем их условно "экономически активные социальные группы"). Данная тенденция может быть обеспечена за счет создания эффективного механизма защиты и охраны частной собственности. Полагаем, что в настоящее время указанный механизм существует и обеспечивается нормами права собственности как комплексного института, включающего гражданско-правовое, конституционно-правовое, административно-правовое и уголовно-правовое регулирование;
  • создание системы перераспределения материальных благ между экономически активными и пассивными социальными группами, в рамках которой часть материальных благ, приобретенных первыми, безвозмездно распределяется в пользу вторых. В настоящее время данная система обеспечивается нормами налогового, бюджетного законодательства и законодательства в сфере социального обеспечения (изъятие данных благ фактически производится в виде уплаты налогов и сборов в различные бюджеты, в формировании социальных фондов, с последующим распределением гражданам, лишенным возможности обеспечить свою жизнедеятельность);
  • использование публичной собственности для создания материальных благ в целях их последующего распределения, в том числе и на работу государственного аппарата, занятого в данной сфере. Указанная тенденция должна осуществляться за счет гражданско-правового и административно-правового механизмов регулирования, а именно имущественные вопросы приобретения и осуществления права публичной собственности должны в необходимой степени регулироваться гражданско-правовыми нормами, тогда как механизм оказания соответствующих публичных услуг - нормами административного права.

Туишева Марьям Равильевна , аспирант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева, Россия

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Андреев Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Уральского университета, 1989.
2. Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. ‒ № 4. ‒ 2003. ‒ С. 40.
3. Гуляева Н.П. Лекции. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. ‒ Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/.
4. Добрынин С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.,1999. – С. 295.
5. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учебное пособие. Барнаул, 2001. ‒ Режим доступа: http://www.econ.asu.ru/old/k7/economics/index.html.
6. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория и методология социологического анализа. М.,1996. С. 75.
7. Острая Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России, дис. к.э.н. С. 11.
8. Социальная политика. ‒ Режим доступа: http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm.
9. Янин А.Н. Социальная сфера в экономике Тюменской области. ‒ Режим доступа: http://www.zakon72.info/noframe/nic?d&nd=466201249&prevDoc=466201243.
10. http://orags.narod.ru/manuals/html/sopol/sopol31.htm

Цель : рассмотрение социальной сферы: сущность, структура, функции, проблемы и пути из преодоления.

План:

1. Социальная сфера общества: сущность, структура, функции.

2. Социальная политика как инструмент регулирования социальной сферы.

3.Социальная защита населения: понятие, принципы

1. Содержание понятия "социальная сфера", как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию "социальная сфера", они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.



Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность социального субъекта". Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Процессы образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и т.д. представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия социального воспроизводства. Как и всякий процесс, это взаимодействие характеризуется протяженностью в пространстве и времени, последовательностью, непрерывностью. Оно призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, обеспечению доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок совершенствования качественных характеристик социального воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

Система индикаторов, фиксирующих эти процессы, может быть представлена показателями, характеризующими:

Потенциал отрасли (обеспеченность кадрами различных отраслей социальной сферы, количественные и качественные характеристики результатов образовательной деятельности, состояние здоровья граждан, жилищного обеспечения, социальной защиты, социального обслуживания и т.п.);

Субъективную оценку степени удовлетворенности потребностей индивидов, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии;

Соотношение платности и бесплатности услуг, государственной и частной принадлежности производящих их предприятий, степень доступности платных услуг различным группам и слоям населения.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция - количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация - через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре - показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

Управление - непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий - спонтанный и сознательный. Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения. Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.).

Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) - систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов. На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне - соответствующие органы управления, на местном - городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации.

Степень эмансипации каждого конкретного общества от стихийного воздействия случая, равно как и сила, эффективность его противодействия стихийным факторам носят конкретно-исторический характер. Границы целенаправленного воздействия на социальную среду, его содержание, цели и принципы зависят от сущности общества, господствующих в нем экономических отношений, политических институтов. Сознательное управление осуществляется в интересах класса или социальной группы, господствующих экономически. В соответствии со своими интересами господствующая общность создает систему общественных институтов, органов и организаций, призванных осуществлять управленческие, регулятивные воздействия на общество. Субъективные факторы таких воздействий в процессе общественного прогресса претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, из непосредственного опыта получаемых и передаваемых из поколения в поколение, традиций, обычаев в первобытном обществе до сознательного управления социальными отношениями и процессами. При этом остается настоятельной необходимостью совершенствование управления социальным воспроизводством действительной жизни, что, в свою очередь, обусловливает требования к социальному познанию существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации социальной сферы в определенную целостность, характеризующих способы сохранения ее стабильности и развития, учету в управлении социальной сферой уникального и случайного.

Социальная сфера заключает в себе сложный клубок переплетений причинных связей, взаимодействий. Например, такой компонент, как социальная инфраструктура, причинно связан с другими компонентами социальной сферы и более или менее прямо "отвечает" за те или иные характеристики системы в целом. Его функции обусловлены конкретными особенностями структуры населения, его психологическими и национально-этническими традициями, ценностными ориентациями и установками. Компоненты социальной сферы неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или другой группы. Вместе с тем структурные элементы социальной сферы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование социальной сферы предполагает не только изучение структурных характеристик, но и раскрытие функциональной динамики, перспектив развития социальной сферы.

2. Социальная политика представляет собой одно из ведущих направлений внутренней политики государства, действенный инструмент управления социальной сферой и обеспечения воспроизводства социальных ресурсов общества. "Социальная политика - это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлет­ворения материальных и культурных потребностей его членов и на регу­лирование процессов социальной дифференциации общества. Базовыми це­лями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответст­вующих политических сил и социальной системы".

Социальная политика способна выступать в качестве важного фактора общественной жизнедеятельности лишь при условии надёжной реализа­ции двух своих основных функций: целеполагающего и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, а также эффективного регулирования и контроля социальной сферы. Её фундаментальную основу составляет принцип социальной справедливости , сущностью которого является создание для всех членов общества равных возможностей в реализа­ции своих способностей и удовлетворении жизненных потребностей соот­ветственно трудовому вкладу.

Принцип социальной справедливости предъявляет большие требования к существующей в обществе системе заработной платы, распределения до­ходов и других благ с учётом реального трудового вклада каждого чле­на общества. Несомненно, логика рыночной конкурентной борьбы, опираю­щаяся на незыблемое право частной собственности, во многих отношениях противоречит требованиям социальной справедливости. Накапливаемые и передаваемые по наследству богатства рано или поздно создают для собственника возможность освободить себя от трудовой деятельности, создать привилегированные возможности для получения образования, ду­ховного развития и т.д. Социальная политика призвана в этих условиях усиливать свою защитную функцию, вносить необходимые коррекции в сис­тему социально-трудовых и распределительных отношений.

В сфере социально-политических и культурно-духовных отношений воплощение принципа социальной справедливости требует чётких гарантий со стороны государства в области фактического равноправия (равенства прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной, нацио­нальной, религиозной принадлежности, обеспечения им реальных возмож­ностей участия в управлении общественными и государственными делами, выработке и принятии решений, получения социальной и политической информации, доступа к духовным ценностям и процессу их создания.

Охватывая все сферы жизнедеятельности общества - производственную, социальную, политическую и духовную, - социальная политика регулирует социальные аспекты всех видов общественных отношений на всех уровнях общественной организации. Важнейшая её цель - возвышение социального потенциала личности, коллектива, семьи и других субъектов общественной жизни. Под социальным потенциалом личности и группы по­нимается накапливаемые ими возможности, ресурсы для возрастающего по своим масштабам воспроизводства и роста жизненных сил, творческих возможностей в совершенствовании общества, повышения благосостояния, уровня и качества жизни всех его членов.

Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп, слоев, их прав и свобод.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством и направлена на решение социальных проблем.

Основные направления социальной политики:

Гарантирование членам общества минимального дохода;

Поддержание и развитие способностей членов общества и, прежде всего способности к труду;

Обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.

Социальная политика государства также осуществляет социальную защиту граждан и обеспечивает им социальные гарантии.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом в це­лом и его звеньями, по обеспечению общественно-нормального материаль­ного и социального положения граждан.

Социальные гарантии - система обязательств перед членами общества по удовлетворению их необходимых потребностей.

Основные элементы социальной защиты:

Подготовка к квалифицированной трудовой деятельности;

Доступность реализации способностей в процессе трудовой производственной деятельности;

Обеспечение процесса трудовой производительности;

Создание новых рабочих мест и поддержка работников, лишившихся работы.

Социальные гарантии включают следующие элементы:

Гарантия общедоступности и бесплатности образования;

Гарантия реализации способностей в процессе трудовой и производственной деятельности;

Гарантия недопустимости принудительного труда;

Гарантия минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности,

Выделяют несколько типов социальной политики: либеральную, консервативную и социально-реформистскую.

Либеральная - гибкое регулирование социальной сферы. Главная функция государства - забота о благосостоянии человека.

Консервативная - общество предоставляет всем равные возможности, индивид имеет свободу выбора. Он не должен перекладывать заботу о себе на государство.

Социально-реформистская - перманентное изменение социальной поли­тики путём реформ. В одних странах характерно решение проблем социаль­ной защиты населения преимущественно государством, в других - частными, благотворительными, общественными институтами.

Современное российское государство является государством переходного периода. А это значит, что все основные институты, органы и учреждения характеризуются определённой противоречивостью, а нередко и противостоянием. Пока трудно сказать, куда мы движемся, какой путь развития изберём. Многое пока не ясно, нестабильно, неустойчиво. А это в свою очередь сказывается и на социальной политике государства.

Можно утверждать, что нынешняя социальная политика государства отражает интересы не большинства населения, а меньшинства. Поэтому не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. В последней нуждается действительно боль­шинство, ибо оно представлено наименее защищёнными слоями общества.

Социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и вовне.

3. В процессах межсубъектного взаимодействия возникает множество контактов и связей, которые далеко не всегда имеют согласованный, гармоничный характер: нередки противоречия, дисфункции, достигающие анта­гонистического уровня. Эти противоречия, имея объективную природу, по-разному осознаются субъектами, отражаясь в их ориентация и устрем­лениях, в оценке своего положения в обществе и меры социально справед­ливого распределения материальных и духовных благ. Поскольку эти про­тиворечия затрагивают порой самые глубокие, жизненные интересы субъек­тов, возникает проблема их надёжной социальной защиты со стороны общества и государства.

В самом широком смысле под социальной защитой понимается система правовых гарантий и охранительных мер, реально защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации, вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причи­нам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

Таким образом, социальная защита ориентирована в своих функциях на всех членов общества, но реальные её проявления по отношению к разным группам населения не одинаковы.

Отсюда особенно глубокий смысл обретает понятие "права человека, в котором фиксируются социальный и политический статус члена общест­ва, гражданина, его правоотношения с государством, другими социальны­ми институтами. Критерием таких отношений является мера социальной защищённости - реальные гарантии и охрана коренных жизненных интере­сов любого члена общества во всех сферах его жизнедеятельности. Соответственно и "поле социальной защиты" каждого социального субъекта должно охватывать все сферы жизни общества - экономическую, социаль­ную, политическую и духовную.

Социальные права человека - это государственно-правовые гарантии и нормы обеспечения его жизненно важных потребностей, их реальная охрана и защита на принципах социального равенства и справедливости. Это - права на труд и отдых, охрану здоровья и личную безопасность, минимально необходимый уровень и качество жизни, образование и доступ к информации, культурно-духовным ценностям. К политическим правам и свободам относятся гарантии реального участия в решении государствен­ных и общественных дел, свободного выражения своих убеждений и мнений, участия в митингах, собраниях и уличных шествиях, объединения в поли­тических партиях, движениях и организациях.

Современные принципы и представления о правах человека изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1946 г. Декларация подчёркивает, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, гарантирующими его жизнь, безопас­ность, равенство всех перед законом, гражданство и участие в управлении своей страной, владение имуществом и труд. К Международному пакту о гражданских и политических правах в 1966 г. присоединилась и наша страна.

Основным пространством, в котором реализуются функции социальной защиты населения (СЗН) и является социальная сфера, располагающая для этих целей необходимыми органами управления и учреждениями, материальными ресурсами и кадрами подготовленных специалистов. Важнейшим инструментом развития социальной сферы, регулирования социальных отношений и процессов, реализации задач СЗН является социальная политика государства.

Список литературы:

1. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы.– М., 1993.

2. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность.– Минск, 1988.

3. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 1999.

Тема 11. Социология семьи.

Цель : изучение семьи как социального института и малой социальной группы.

План:

1. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Типы, структура.

2. Функции семьи.

3.Социальные проблемы семьи

1. Социология семьи как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи), связанных семейно-родственными отношениями, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социология рассматривает семью как социальную систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы.

При рассмотрении семьи как социального института изучается:

1) общественное сознание в сфере брачно-семейных отношений;

2) образцы семейного поведения;

3) ролевые отношения в семье;

4) эффективность реализации институтом семьи своих основных функций;

5) социальный механизм изменения норм и ценностей.

При рассмотрении семьи как малой социальной группы изучаются:

1) условия формирования и этапы развития семьи;

2) динамика супружеских отношений, отношений между родителями и детьми;

3) распределение обязанностей в семье;

4) причины и мотивы разводов;

5) структура и функции

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт брака – это исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу

Американский этнограф Л.Морган считал, что семья в своём развитии прошла следующие фазы:

1) Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали не регулировавшиеся никакими нормами половые отношения между всеми членами общества.

2) Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежащими к одному поколению.

3) Пуналуальная семья – это брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам.

4) Синдиамическая семья – в которой один мужчина живёт с одной женщиной, а полигамия остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью.

5) Моногамная семья – представляет собой связь между одним мужчиной и одной женщиной

Типология семьи:

По форме семьи:

1. Нуклеарная семья – состоит из взрослых (родителей) и детей.

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.

По форме брака

1. Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной.

2. Полигамия – между одним и несколькими индивидуумами.

3. Полигиния – между одним мужчиной и несколькими женщинами.

4. Полиандрия – между одной женщиной и несколькими мужчинами.

5. Групповой брак – между несколькими семьями.

В социологии выделяют типы семей по числу детей семьи: бездетные, малодетные, многодетные.

По юридической регистрации брака

– семьи, основанные на браке;

– фактические семьи или внебрачные сожительства;

– оформленные юридически, но живущие раздельно супруги.

По очерёдности брака

– семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

– семьи, основанные на повторном браке супругов.

3. Выделяют следующие основные функции семьи:

1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство членов общества.

2. Воспитательная – социализация молодого поколения.

3. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

4. Экономическая – поддержка нетрудоспособных членов общества.

5. Первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязанности родителей перед детьми

6. Духовного общения – развитие личности членов семьи.

7. Социально-статусная – предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры (удовлетворение потребностей в социальном продвижении).

8. Досуговая – организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

9. Эмоциональная – психологическая совместимость семьи (эмоциональная поддержка в семье).

3. Выделяют следующие проблемы семьи:

Ухудшающаяся наследственность . Распространение опасных болезней, плохое или неправильное питание, нездоровый образ жизни, наследственные заболевания, алкоголизм, антисоциальное поведение родителей несут угрозу здоровью и нравственному воспитанию детей.

Уменьшение количества детей в семье . В течение XX в. в индуст­риальных странах наблюдалось резкое сокращение рождаемости. В се­мьях современных развитых стран редко бывает более 1 -2 детей. В на­стоящее время в России около 90% семей имеют 1-2 детей

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи . Эта проблема вызвана необходимостью завершения образова­ния (часто высшего) и желанием сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить будущую семью.

Увеличение количества разводов . В настоящее время в развитых странах, в том числе в России, распадается каждый третий - каждый второй брак. Такой разброс зависит от проживания семьи (город или сельская местность), вероисповедания, национальности, экономиче­ской самостоятельности мужа и жены и других факторов.

Изменение мотивации брака . Главным мотивом вступления в брак продолжает оставаться любовь, но растет число браков, заключаемых для повышения социального статуса, улучшения финансового поло­жения, решения проблем миграции и др.

1. Большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если женщина намного старше).

2. Склонность к алкоголизму (наркомании) одного из супругов.

3. Легкомысленное отношение к браку, семье вообще.

4. Слишком ранний возраст вступления в брак.

5. Вероятность скорого рождения ребёнка.

6. Слишком малый срок знакомства.

7. Резкое несогласие родителей на заключение брака.

8. Брак по принуждению, без взаимного согласия.

Технические средства, используемые на лекции : мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы :

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – Спб., 1998.

2. Антонов А.И. Социология семьи. – М., 1996.

3. Антонов А. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. – М., 1998.

4. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. К социальной сфере относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов. Несмотря на это до сих пор идут споры об определении социальной сферы и о выделении ее в качестве основной сферы общества.

Социальная сфера существует не изолированно, но во взаимосвязи с другими сферами общества. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности.

В пространстве социальной сферы реализуется социальная политика государства, социальные и гражданские права человека.

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. С течением времени социальная политика расширяла не только объекты своего влияния но и свое содержание. Также росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. «Ограниченный взгляд на социальную политику как систему мер помощи социально слабым группам сложился еще в Советском Союзе. Доминирует такой подход и в современной России. Однако необходимо более широкое осмысление данного вопроса. » Теперь социальная политика не ограничивается отдельными категориями населения, ее объектом выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп.

Шкартан представляет следующее определение «Социальная политика в любом обществе - это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп. Качество социальной политики определяется достижением относительного баланса интересов групп, мерой согласия основных социальных сил с характером распределения ресурсов общества, и, наконец, чрезвычайно важное - с возможностями реализации человеческого потенциала перспективными социальными сегментами общества, в том числе и лишь нарождающимися группами. Успешная социальная политика - это политика, приносящая социальный и экономический эффекты».

Социальную политику принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком - социальная политика охватывает все решения, затрагивающие те или иные стороны жизни населения страны. Социальная политика в узком смысле «есть ни что иное, как перераспределение (на основе действующего законодательства) финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной системы».

Гуляева Н.П. пишет что «Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология».

Исходя из вышеперечисленного задачами социальной политики являются:

  • · распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;
  • · ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;
  • · обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;
  • · предоставление медицинских, образовательных, транспортных услуг;
  • · оздоровление окружающей среды.

В обществе социальная политика выполняет следующие основные функции. Во-первых, функция перераспределения доходов. Эта функция особенно важна в условиях рыночной экономики, так как развитие рыночных отношений ведет к такому распределению доходов и ресурсов в целом, которое противоречит не только общепринятым нормам справедливости, но и экономической эффективности, поскольку ограничивает потребительский спрос и разрушает инвестиционную сферу. Во-вторых, стабилизационная функция, которая способствует улучшению социального положения большинства граждан. В-третьих, интеграционная функция, которая обеспечивает единство общества на принципах социального партнерства и социальной справедливости.

Социальная сфера – одна из основных подсистем общества, сложный, интегрирующий объект требующий правильного понимания и представления. Соц. сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных потребностей и интересов: материальных, духовных, интеллектуальных. Кроме жизненных интересов и потребностей, человек реализует и свое жизненное предназначение, что обуслав­ливает наличие, окружающих его предметов, вещей, являющихся также составляющими соц. сферы.

Для характеристики соц. сферы используются различные термины: общественное благо, качество жизни, уровень жизни и др. Общественное благо наряду с материальной составляющей включает и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворение работой и др. Качество жизни характеризует, с одной стороны субъекта общ. жизни и потребностей человека (продолжительность жизни, образования, культурного и интеллектуаль­ного потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояния и среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Совокупность процессов и организаций соц. сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:

Население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;

Политика доходов, уровень и качество жизни населения;

Социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование; - развитие отраслей соц. сферы (здравоохранение, образование, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм).

Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находят отражение в социальной политике государства.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

· компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

· элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.8. Национальные проекты как объект государственного управления.

Приоритетные национальные проекты - ближайшие цели, которые не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья, а являются первым периодом в реализации общей государственной стратегии России.

На формирование общего подхода к ПНП оказали влияние следующие факторы:

Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.д.);

Сокращение государственной внешней задолженности;

Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию.

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.

Национальные проекты по своему стратегическому, глубинному содержанию - это концентрация финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития потенциала человека. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию страны. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.

Приоритетные национальные проекты предназначены для формирования обновленного механизма деятельности государственных органов власти и должны быть реализованы всем обществом, так как «по вертикали» они "относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной, а «по горизонтали» - ко всем институтам гражданского общества и бизнесу.



Поделиться