Что такое система экологического менеджмента предприятия. Результаты внедрения системы экологического менеджмента

Возникновение СЭМ на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением трудностей, проблем, мнений, убеждений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, как отдельные люди, фирмы, так и целые сообщества.

Среди этих проблем:

Ø чрезвычайные ситуации с отходами;

Ø транспортный тромб;

Ø загрязнение воды и воздуха;

Ø обострение экологического сознания людей;

Ø возникновение новых рынков природосберегающих технологий.

Согласно ISO 14001:1996, система экологического менеджмента (СЭМ) – часть общей системы менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, реализации, достижения, анализа и поддержания экологической политики.

В ISO 14001:2004 система экологического менеджмента определена как часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и реализации своей экологической политики и управления своими экологическими аспектами. Примечание 1: система менеджмента – это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Примечание 2: система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы

Можно заметить, что принципиальных различий в определениях термина «система экологического менеджмента» в двух версиях стандартов ISO 14001 не отмечается, хотя в последней версии отдельный акцент сделан на управлении экологическими аспектами организации. В соответствии со стандартом, экологический аспект – это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздей­ствие на окружающую среду

Требования к СЭМ, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 14001-2007 имеют следующую укрупненную структуру:

1. Общие требования – организация должна разработать, документировать, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта и определить, как она будет выполнять эти требования. Организация должна определить и документировать область применения системы экологического менеджмента.

2. Экологическая политика

3. Планирование.

3.1 Экологические аспекты.

3.2 Законодательные и другие требования.

3.3 Цели, задачи и программа(ы).



4. Внедрение и функционирование.

4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия

4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность.

4.3 Обмен информацией.

4.4 Документация.

4.5 Управление документацией.

4.6 Управление операциями.

4.7 Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия.

5 Контроль.

5.1 Мониторинг и измерение.

5.2 Оценка соответствия.

5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

5.4 Управление записями.

5.5 Внутренний аудит.

6 Анализ со стороны руководства.

Исходя из этого, новая версия стандарта конкретизирует общие требования к СЭМ, которая должна:

Ø быть разработана (спроектирована), включая элементы и структурные взаимосвязи, взаимодействие с другими подсистемами в рамках системы управления;

Ø быть документирована, т. е. необходимые элементы должна быть описаны для того, чтобы можно было проверить адекватность внедрения, а также совершенствовать СЭМ;

Ø быть внедрена, т. е. применяться в практике управления на всех необходимых уровнях;

Ø поддерживаться, в том числе обеспечиваться необходимыми ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными);

Ø последовательно улучшаться, т. е. анализироваться и пересматриваться для повышения результативности.

Принятие и внедрение ряда методов экологического менеджмента при системном подходе может обеспечить оптимальный результат для всех заинтересованных сторон. Однако выполнение организацией требований ГОСТ Р ИСО 14001-2207 не гарантирует само по себе получения оптимального экологического результата. Для дос­тижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить организацию к применению наилучших существующих технологий там, где это целесообразно и эконо­мически приемлемо, с учетом показателя затраты – эффективность.

СЭМ решает разные задачи на разных уровнях управления. Высшее руководство определяет стратегию развития и отвечает за координацию деятельности функциональных направлений. Техническое руководство и средний уровень управления отвечают за тактическое управление и контроль экологических аспектов. Нижний уровень руководства и персонал веду учет экологических аспектов при регулярной деятельности.

Действующая СЭМ должна включать все виды деятельности и всех сотрудников организации в рамках определенной области охвата. Это относится, в первую очередь, к тем сотрудникам, чья деятельность связана со значимыми экологическими аспектами, но в то же время все сотрудники организации и лица, работающие на ее площадке, должны, например, быть готовы к действиям при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций.

В ГОСТ Р ИСО 14001-2007 указано, что стандарт не устанавливает требований, характерных для других систем менеджмента, в частности, систем менеджмента качества или системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала, финансового менеджмента или управления риском. Однако элементы стандарта могут быть связаны или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Организа­ция может адаптировать существующую в ней систему менеджмента для создания системы экологи­ческого менеджмента, удовлетворяющей требованиям стандарта. Однако следует учитывать, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависи­мости от предполагаемого назначения и от участвующих заинтересованных сторон. Уровень детализации и сложности системы экологического менеджмента, степень документиро­ванности, необходимые ресурсы зависят от таких факторов, как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, продукции и услуг. В частности, это может быть система, внед­ренная на малых и средних предприятиях.

Таким образом, СЭМ должна соответствовать характеру организации, ее размерам, корпоративной культуре и быть ориентирована на контроль приоритетных экологических аспектов. Для успешного внедрения необходимо учитывать опыт организации и методы управления, использовать существующие наработки. По возможности целесообразно создавать общую интегрированную систему менеджмента, которая позволяла бы решать в своих рамках основные задачи управления деятельностью организации.

СЭМ представляет собой инструмент достижения стоящих перед организацией целей. Она должна периодически анализироваться и развиваться вместе с ними. СЭМ необходимо пересматривать при изменениях в организации (в том числе – в структуре, ресурсах, технических возможностях и оборудовании), изменениях окружающей среды (изменении приоритетов заинтересованных сторон, знаний о воздействии на окружающую среду, состояния окружающей среды), при накоплении навыков и опыта, позволяющих совершенствовать систему.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и выполнение которых означает, что организация имеет СЭМ, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна сформулировать соответствующую экологическую политику специальный документ об основных намерениях и направлениях деятельности организации в отношении экологи­ческой результативности.

2. Организации следует идентифицировать экологические аспекты , обусловленные не только осуществляемой в прошлом, настоящей или планируемой дея­тельностью, но и выпускаемой продукцией илиоказываемыми услугами, с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду.

3. Организация должна идентифицировать применимые законодательные и другие требования , которые организация обязалась выполнять.

4. С учетом значимых экологических аспектов организации следует идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи , учитывающие законодательные и деловые требования, значимые экологические аспекты, технологические возможности и др. требования, а также точки зрения заинтересованных сторон.

5. Для достижения экологических целей и задач организация должна разработать структуру и программу реализации политики, достижения целей и выполнения задач, отражающих ответственных, средства и сроки осуществления.

6. Организация должна способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и кор­ректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласует­ся с политикой организации и что СЭМ соответствует установленным требованиям.

7. Организации необходимо быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам с учетом возможных изменений экологической политики, целей, задач и других элементов СЭМ в соответствии с обязательствами в отношении постоянного улучшения.

В целом, стандартом предполагается, что результатом внедрения системы экологического менеджмента, должно стать улучшение экологической результативности. Поэтому ГОСТ Р ИСО 14001 – 2007 основывается на том, что организация будет периодически анализировать и оценивать систему экологического менеджмента с целью определения возможностей улучшения и реализации этих возможностей. Степень, масштабы и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоя­тельств. Результатом совершенствования системы экологического менеджмента должно стать дальнейшее улуч­шение экологической результативности.

Центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента", который устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которые позволяют любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные термины и определения, а также изложены рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. В соответствии с приведенными рекомендациями любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать функции экологического менеджмента и обеспечивать подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям стандарта.

Система экологического менеджмента - часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач

Оговоримся сразу, в "чистом" виде системы экологического менеджмента на российских предприятиях не существуют. Заключение, вероятно, выглядит слишком категоричным. Практически все руководители, посещающие семинары и конференции по вопросам организации экологического менеджмента, аудита, более чистого производства, с легкостью заявляют, что все эти приемы, методы, инструменты, системы в России давно известны... Напрашивается окончание предложения типа "...и с успехом используются". Не совсем так. Есть интересные инициативы (рацпредложения были всегда), в порядке экономии ресурсов проводится строгий учет использования сырья и материалов, в том числе и особо опасных, временами организуются взаимные проверки состояния техники безопасности сотрудниками соседних цехов...

Системы нет. Но есть все предпосылки для развития деятельности в области экологического менеджмента. И прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

Cистема экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств.

Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте.

Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента (ЭМС) - постоянное последовательное улучшение (см. модель ЭМС на рисунке).

Последовательное улучшение - процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

При всей гибкости, относительности международных стандартов в области экологического менеджмента они содержат одно абсолютное требование - следование принципу последовательного улучшения. Немедленное декларирование полного соответствия деятельности всем внешним нормам и условиям, максимальная экологическая эффективность производства не являются обязательными требованиями. В большинстве случаев подобные заявления, если они делаются, так и остаются заявлениями; кроме того, ничего идеального в этом мире не бывает. Конечно, необходимо собрать воедино все законодательные и нормативные требования, имеющие отношение к рассматриваемой деятельности, определить потенциальные возможности развития, подобрать и оценить примеры решения тех же проблем коллегами, конкурентами. Стремление соответствовать и поэтапное приближение к этой заветной цели, выбор реальных целей и времени их достижения гораздо более эффективны и результативны, особенно в условиях российских, с жестким и изменяющимся законодательством, нестабильной экономической ситуацией.

Многие могут здесь возразить, что улучшать экологические (и любые другие) показатели эффективности до бесконечности нельзя. По мере приближения к пределу сегодняшних технических и организационных возможностей предпринимаемые усилия будут приносить все меньший результат. Но это относится лишь к ситуации, где прочие условия статичны. В последние годы научно-технический процесс значительно ускорился, быстрая смена информационных технологий обуславливает рост темпов развития и других областей знания. Поэтому в реальном времени достижение очередного результата означает, что нужно двигаться дальше, только оценив, насколько изменились возможности, требования и ресурсы за время прошедшего этапа.

Кстати, в Нидерландах предприятия, достигшие высокого уровня эффективности системы экологического менеджмента декларируют и демонстрируют не ухудшение ситуации.

Вывод: принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Однако принятие настоящих стандартов само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрации успешного внедрения этого стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой

Но вернемся к перспективам и предпосылкам развития экологического менеджмента в России.

Предпосылка первая, она же и главная: человек ищет, где лучше.

Предпосылка вторая: менеджмент качества может стать основой для развития экологического менеджмента.

Несмотря на всю противоречивость процесса вовлечения российских предприятий в сертификацию в соответствии с требованиями стандартов систем менеджмента качества серии ISO 9000, не следует недооценивать его потенциал с точки зрения развития систем экологического менеджмента. Практически все руководители, придерживающиеся концепции менеджмента качества, готовы к обсуждению перспектив добровольной экологической деятельности.

Однако в российских условиях возможен и другой вариант развития ситуации, известный, впрочем, и в Великобритании. Системы экологического менеджмента как инструмент не только внутренний, но и внешний, помогающий выяснить отношения, обсудить проблемы и возможности природоохранной деятельности предприятий с заинтересованными сторонами, имеют социально более высокую значимость, чем системы менеджмента качества. Более того, при наблюдаемом сегодня росте заинтересованности общественных организаций, высшей школы, специалистов к системам экологического менеджмента и учетом их значительной открытости, прозрачности, можно ожидать, что стимулы для внедрения подобных подходов будут весомы настолько, чтобы предприниматели серьезно отнеслись к вновь открывающимся возможностям. Наконец, внедрение систем экологического менеджмента может повлечь за собой разработку и внедрение систем менеджмента качества, обеспечения производственной безопасности и т.д. Обратный ход событий, изменение порядка действий? - В данном случае не возбраняется.

Обязательное условие

Экологическая политика

Осень. Подмосковье. Городок, выросший из рабочего поселка, но в полном смысле этого слова так и не ставший городом. Разбитые дороги, переезды, базары. На окраине - легкие конструкции современных производственных корпусов. Сверкающая чистотой стоянка для автомобилей в обрамлении рябин. Со вкусом выполненные вывески, ощущение ухоженности и продуманности в каждой черте ландшафта. Отечественное предприятие. Сертифицированное по стандарту менеджмента качества ISO 9002.

Вернемся в Подмосковье. На промплощадке чисто, хотя одновременно с производством продукции осуществляется возведение новых корпусов. Ни соринки, ни окурка. "Простите, то, что у Вас не курят, является частью политики предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды?" - вопрошает с надеждой затвердивший принципы ISO 9000 и ISO 14000 посетитель (так сказать, заинтересованная сторона). После короткой паузы главный инженер уверенно отвечает: "Какая политика? Я так сказал!"

С неуклонностью паровоза эксперт искал доказательства того, что предприятие ставит природоохранные задачи, не обязательные с точки зрения простого соответствия законодательству, решает их и оценивает достигнутые результаты. Найдено было многое. Оказалось, что в неявном виде политика предприятия в области обеспечения безопасности, охраны труда и окружающей среды есть. Осталось не только сформулировать, а принять решение об организации систематической деятельности, заявив об этом в широко доступной, специально декларированной политике.

Экологическая политика - совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач. Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами.

В самом общем случае такой интерес может проявить кто угодно. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают текст в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет. Например, работающая в различных странах мира компания, 27 из 47 площадок которой сертифицированы в соответствии с международными стандартами, устанавливающими требования к системам экологического менеджмента, декларирует экологическую и прочую информационную прозрачность. Компания выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает в крупные информационные агентства, библиотеки, организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями основных заявлений, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное - через сокращение потребления ресурсов. Кстати, вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом отделении производства. Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели.

Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.

В российской ситуации часто обозначить традиционным образом границы между уже упомянутыми секторами общества (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по охране окружающей среды и работники районной администрации - это общественность поселка городского типа; предприниматели - выпускники местных школ, где работают экологические кружки. При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Для большинства российских предприятий забота о местном населении естественна, так как, оказывая поддержку населению, участвуя в развитии просвещения и образования, компании создают лучшие условия для работы своих сотрудников, готовят будущий персонал.

Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - подходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетельствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы "районного масштаба". Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влияния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию действий и разработке программ.

Экологическая политика должна рассматриваться как первичный двигатель процесса внедрения и развития, улучшения системы экологического менеджмента в организации, которая нацелена на улучшение экологических показателей деятельности организации. Поэтому экологическая политика должна отражать приверженность высшего руководства, его обязательства в отношении соответствия требованиям законодательных, нормативно-технических и других требований, а также принципу последовательного улучшения

Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр политики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, которые изначально определили и сформулировали их.

Производственное экологическое управление включает в себя деятельность предприятий, в первую очередь направленную на соблюдение обязательных государственных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Экологический менеджмент можно определить как процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на достижение собственных экологических целей, реализацию собственной экологической политики .

Понятие системы экологического менеджмента (Environmental Management Systems или EMS) в организации (предприятии или компании) является ключевым понятием серии ISO 14000. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» – предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные – например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001 и соответствие которым означает, что организация имеет систему управления охраной окружающей среды, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику – специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например отраслевые кодексы).


3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они основываются на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений») и определяются для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента , в которой определяются ответственные, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы выделяются достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого входит периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Устанавливаются процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности .

Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом принимаются во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществле-

ние – проверка – пересмотр плана». Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. документируются.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Рис. 3.3. Структура менеджмента

Экологический менеджмент представляет собой не столько выполнение определенных формальных требований, сколько разнообразную активную практическую деятельность, понятную и доступную для всех специалистов и персонала предприятия в целом (рис. 3.3).

? Что такое экологический менеджмент?

! Экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

! Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной деятельностью, которое включает в себя: правовой и экономический механизмы охраны природы; систему государственных и региональных органов управления; деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Экологический менеджмент - это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики.

! Экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями.

! Экологический менеджмент - организация охраны окружающей среды во всей ее совокупности.

? Что такое система экологического менеджмента?

В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, ее целей и задач.

? Какова структура системы экологического менеджмента?

! Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

Утвержденную экологическую политику;

Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований;

Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

Установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

Сформированную экологическую программу;

Документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

Управление операциями;

Обучение персонала;

Экологический мониторинг;

Корректирующие и предупреждающие действия;

Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

Анализ со стороны руководства.

? Какие цели преследует экологический менеджмент?

! Основные цели внедрения на предприятии системы экологического менеджмента и ее сертификации следующие:

Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду;

Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;


Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

Снижение образования и переработка отходов.

? Каковы основные задачи экологического менеджмента?

Задачи экологического менеджмента выглядят следующим образом.

! Обоснование экологической политики и обязательств. Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

! Планирование экологической деятельности. Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

! Организация внутренней и внешней экологической деятельности. Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.).

! Мотивация персонала. Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль. Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

! Анализ и оценка результатов экологической деятельности. Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

! Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента. В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

? Каков механизм внедрения систем экологического менеджмента на реально работающих предприятиях?

! В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

Оценка исходной ситуации;

Планирование внедрения системы экологического менеджмента;

Постановка целей, задач и разработка программ;

Мониторинг (система наблюдения);

Оценка результативности;

Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

? Насколько распространены системы экологического менеджмента в мире?

! Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 . В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация, имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году - 22897 организаций, в 2004 году - 72877 организаций.

В России первое предприятие создавшее систему экологического менеджмента появилось в 1998 году, на конец 2004 года таких предприятий было 127. В июле 2009 года системы экологического менеджмента функционировали в 300 российских организациях.

? Дайте определение понятию «экологический аудит системы экологического ме­неджмента»?

Экологический аудит системы экологического ме­неджмента, в соответствии со стандартом ISO 14000, трактуется как систематический и документирован­ный процесс получения объективных доказательств для определения соответствия.

Проведение такого аудита регламентируется в Рос­сийской Федерации рядом государственных стан­дартов (на основе стандартов серии ISO 14000), в том числе:

ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принци­пы»;

ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

? Каковы задачи аудита системы экологического ме­неджмента?

! В комментарии к указанным стандартам указывается, что их применение позволяет как малым, так и крупным организациям любого профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) осуществлять всесторон­нюю проверку своей деятельности с целью выявления степени воздействия на окружающую среду с учетом особенности используемого сырья, технологических процессов, реализации продукции и даже утилизации ее после использования.

Программа экологического аудита системы эколо­гического менеджмента должна быть основана на на­стоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Проведение эко­логического аудирования должно быть выгодным ру­ководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологическо­го управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической по­литикой и целями. Предприятие может также заказы­вать проведение экологического аудита с иными задачами, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в со­ответствии с национальным или международным стан­дартами.

? Что нужно учитывать при планировании программы и процедуры экологического аудирова­ния предприятия?

! Программы и процедуры экологического аудирова­ния должны учитывать:

Приоритетные экологические аспекты деятель­ности предприятия;

Периодичность проведения аудитов;

Эффективное планирование и эффективную ор­ганизацию работы аудиторской «команды»;

Активное использование результатов аудита;

Компетенцию аудиторов;

Общую методологию экологического аудирова­ния и методику осуществления аудитов.

? Каким по форме может быть экологический аудит систем экологического менеджмента?

! Экологический аудит систем экологического ме­неджмента может быть внутренним и/или внешним.

В случае внутреннего аудита руководство предприя­тия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», ку­да могут входить и специалисты со стороны.

В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистами, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае специалисты, осуществляющие эколо­гический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными. Создать и обеспечить эффективное функционирование системы эко­логического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выяв­ления тех направлений и аспектов деятельности, кото­рые еще недостаточно развиты.

Что обязательно должно содержать заключение экологического аудирования систем экологического ме­неджмента?

Заключение экологического аудирования обязательно должно содержать квалифицированные рекомендации по раз­витию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для пред­ставления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях офици­альной сертификации системы экологического ме­неджмента. Такой аудит выполняется внешними неза­висимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологический аудит, который проводится для банков или инвесторов.

Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологи­ческих аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.

«Рациональное использование природных ресурсов - одно из приоритетных направлений деятельности ООО „Газпром трансгаз Югорск“. Компания стремится к минимизации вредного воздействия на окружающую среду и совершенствует собственную систему управления природоохраной. В ноябре 2012 г. ООО „Газпром трансгаз Югорск“ успешно прошло международный сертификационный аудит СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративным требованиям ОАО „Газпром“., П. М. Созонов, генеральный директор ООО „Газпром трансгаз Югорск“.

Безусловно, для любой компании главной задачей является получение прибыли. От этого зависит ее благосостояние. В этом заинтересованы и властные структуры, так как чем успешнее бизнес, тем больше поступает доходов в государственную казну, тем проще решать социальные проблемы. Но есть принципы, через которые нельзя переступать ни власти, ни бизнесменам. Это, прежде всего, вопросы экологии. На страницах сайта мы расскажем, как строится система экологического менеджмента в нашей компании.

Приоритеты деятельности Общества

Никакие соображения экономического, технического или иного плана не могут быть приняты во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности персонала Общества, населения, проживающего в районах размещения объектов Общества и охраны окружающей природной среды. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности являются:

  1. Обеспечение надежной и эффективной работы газотранспортной системы.
  2. Рациональное использование природных ресурсов.
  3. Развитие кадрового потенциала.
  4. Социальная ответственность.

Приоритеты деятельности Общества в области охраны окружающей среды

Общество уделяет большое внимание вопросам охраны окружающей среды, в которых также выделены приоритетные направления:

  1. Снижение вредного воздействия на окружающую среду в процессе производственной деятельности.
  2. Обеспечение качественного производственного экологического контроля, аудита, мониторинга источников воздействия на окружающую среду и состояния природных объектов.
  3. Соблюдение действующего природоохранного законодательства.
  4. Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в соответствии с требованиями международных стандартов.

Цели внедрения СЭМ

В число корпоративных экологических приоритетов входит экологический менеджмент как эффективный инструмент, который обеспечивает системный подход к вопросам, связанным с состоянием окружающей среды, позволяет включать экологически значимые цели в стратегические направления, а также является инструментом достижения стратегической цели Общества - стать лучшей газотранспортной компанией Газпрома.

С целью совершенствования системы управления природоохранной деятельностью, в соответствии с графиком ОАО «Газпром», и решением высшего руководства, в Обществе в 2011 году внедрена система экологического менеджмента (СЭМ) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративными требованиями ОАО «Газпром». В настоящее время область применения системы экологического менеджмента охватывает все основные виды деятельности Общества. Цели внедрения СЭМ:

  • снижение негативного воздействия на окружающую среду в зоне производственной деятельности компании;
  • достижение стратегических целей ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
  • упорядочение системы оценки экологических рисков, определение их значимости;
  • определение экологических показателей, контроль их выполнения. Рассмотрение их динамики при анализе со стороны руководства;
  • совершенствование системы экологического планирования. Контроль выполнения мероприятий;
  • интеграция положений охраны окружающей среды в общепроизводственную систему управления предприятия;
  • повышение уровня экологического образования и ответственности руководителей и специалистов.

Экологическая политика

Производственно - хозяйственная деятельность ООО «Газпром трансгаз Югорск» затрагивает интересы тысяч людей. Воздействие на окружающую среду, оказываемое предприятием при осуществлении своей деятельности, определяет его ответственность перед обществом. Сознавая эту ответственность и отвечая возрастающим требованиям в области экологической безопасности, Общество установило стратегические цели в области охраны окружающей среды, приняло на себя обязательства и определило механизмы их выполнения.

Стратегические цели в области охраны окружающей среды:

  • минимизация удельного негативного техногенного воздействия на природную среду (на единицу товарной продукции);
  • достижение статуса лучшей дочерней компании ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды.

Обязательства:

  • гарантировать соблюдение требований законодательных норм РФ и международных стандартов в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивать ресурсосбережениеи повышение энергоэффективности процессов производства на всех егостадиях;
  • уменьшать негативное воздействие на окружающую природную среду,обеспечивая приоритет предупреждающих действий;
  • расширять и поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными сторонами в области охраны окружающей среды;
  • учитывать права коренных и малочисленных народов на сохранение исконной среды обитания;
  • мотивировать, обучать и вовлекать персонал Общества в процессы экологического менеджмента;
  • обеспечивать широкую доступность информации о деятельности Общества в области охраны окружающей среды;
  • устанавливать свои цели и задачи в области охраны окружающей среды на основе Экологической политики и мероприятий по снижению экологических рисков;
  • выделять достаточные организационные, материальные, кадровые и финансовые ресурсы для обеспечения принятых обязательств.

Механизмы реализации Обязательств:

  • внедрение и поддержание в рабочем состоянии эффективной системы экологического менеджмента, основанной на требованиях международного стандарта ISO 14001 и корпоративных требованиях ОАО «Газпром»;
  • целевое планирование действий по снижению экологических рисков и мероприятий по реализации Экологической политики;
  • применение эколого-экономических и природоохранных аспектов при разработке проектов и их реализации;
  • выделение достаточных организационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения выполнения принятых обязательств;
  • проведение технических и организационных мероприятий по недопущению экологических ущербов;
  • применение наилучших доступных технологий во всех сферах производства;
  • учет экологических факторов при закупках технологий, материалов и оборудования, выполнении работ и услуг подрядчиками;
  • проведение и стимулирование научных исследований, направленных на повышение энергоэффективности, снижение негативного воздействия на окружающую среду и экологических рисков;
  • страхование высоких экологических рисков;
  • совершенствование системы экологического обучения;
  • мотивация персонала в целях максимального использования потенциала каждого работника Общества при реализации мероприятий по ресурсосбережению и снижению экологических рисков;
  • закрепление в договорах с поставщиками работ и услуг Общества обязательств в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование системы планирования с целью предотвращения экологических рисков.

Основные положения Экологической политики Общества разработаны в соответствии с Экологической политикой ОАО «Газпром» и основаны на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, корпоративных требованиях ОАО «Газпром».

Экологические цели

В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративными требованиями ОАО «Газпром», Обществом были оценены экологические аспекты и определены природоохранные риски. На их основе установлены Экологические цели на 2012–2013 гг:

  • Сокращение выбросов метана в атмосферу.
  • Снижение удельных выбросов NOx в атмосферу, в том числе при проведении реконструкции КС.
  • Снижение платы за сверхнормативное воздействие как интегрального показателя негативного воздействия на окружающую среду.
  • Сокращение удельного потребления природного газа на собственные технологические нужды при неизменных условиях транспорта газа.
  • Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в природные водные объекты.
  • Снижение доли отходов, направляемых на захоронение.
  • Обеспечение функционирования системы экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001:2004, СЭМ ОАО «Газпром», интеграция систем менеджмента.

В рамках выполнения этих целей ООО «Газпром трансгаз Югорск» будет принимать самое активное участие на всех этапах снижения антропогенной нагрузки, обеспечивая вместе с тем выполнение поставленных задач.

Структура системы экологического менеджмента

Система экологического менеджмента, действующая в ООО «Газпром трансгаз Югорск», внедрена и обеспечивает соблюдение требований ISO (ГОСТ Р ИСО) 14001, экологической политики, выполнение экологических целей и задач, требований природоохранного законодательства, применимых к деятельности Общества, а также порядок и последовательность решения экологических вопросов посредством рационального размещения ресурсов, распределения обязанностей и постоянной оценки методов, процедур и процессов. Она определяет полномочия и ответственность руководителей соответствующих структурных подразделений и границы их взаимодействия в вопросах экологического менеджмента.

На сегодняшний день СЭМ Общества имеет следующую организационную структуру:

  • генеральный директор - руководитель комитета по совершенствованию систем управления (ССУ), осуществляющий координацию и общее руководство деятельностью совещательного органа. Комитет ССУ является совещательным органом по вопросам, связанным с постановкой и анализом достижения стратегических целей Общества, внедрения, развития и интеграции элементов эффективной системы менеджмента (СМК - система менеджмента качества, СУР - система управления рисками, СЭМ - система экологического менеджмента, СМПБОТ - система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда).
  • главный инженер - представитель руководства по системе экологического менеджмента. В его функции входит организация и руководство проектированием, внедрением и функционированием СЭМ в Обществе, обеспечение соответствия процессов требованиям ISO 14001 и ОАО «Газпром»;
  • рабочая группа по совершенствованию СЭМ. Является постоянно действующим органом Общества и создана с целью разработки, последовательного улучшения функционирования СЭМ в структурных подразделениях и в Обществе в целом. В ее состав входит руководство: отдела охраны окружающей среды, группы организационного развития, отдела внутреннего аудита, технического отдела.
  • главные инженеры филиалов - уполномоченные по СЭМ филиалов. Их деятельность направлена на обеспечение результативного функционирования и постоянного улучшения СЭМ филиалов.
  • инженеры по ООС филиалов - ответственные исполнители по внедрению процедур СЭМ. Их функция - обеспечение внедрения, функционирования всех процедур СЭМ.

Результаты внедрения системы экологического менеджмента

Для обеспечения функционирования СЭМ перед Обществом стояла задача разработать основные процедуры системы, провести сертификацию и обеспечить ее совершенствование с учетом существующей практики в Обществе.

На момент внедрения СЭМ, в Обществе уже была внедрена и функционировала система менеджмента качества, что явилось положительным моментом в формировании и документировании процедур СЭМ.

С целью внедрения СЭМ было выполнено следующее:

  • разработана, утверждена и введена в действие Экологическая политика Общества;
  • разработаны, утверждены и введены в действие Экологические цели Общества;
  • разработана, утверждена и введена в действие процессно-ориентированная модель СЭМ;
  • идентифицированы и оценены экологические аспекты филиалов и Общества в целом;
  • разработаны реестры значимых экологических аспектов филиалов и Общества в целом;
  • определены законодательные и другие требования;
  • разработаны стандарты Общества по СЭМ;
  • принято заявление о соответствии внедренной системы экологического менеджмента Общества требованиям ISO 14001;
  • подготовлен Отчет по анализу (о внедрении) системы экологического менеджмента Обществ;
  • проведено пять консультационно-информационных семинаров для руководителей, специалистов и внутренних аудиторов Общества;
  • обучено более 310 руководителей и специалистов;
  • подготовлено 45 аудиторов СЭМ;
  • проведено 17 аудитов СЭМ в администрации и филиалах Общества.

Результатами внедрения СЭМ стало, в первую очередь, выявление значимых экологических аспектов и управление ими. Следствием управления экологическими аспектами является снижение экологических рисков, более качественное планирование природоохранных мероприятий и затрат на них и, в целом, прямое или косвенное снижение негативного воздействия на окружающую среду и повышение имиджа организации.

По итогам 2012 года Обществом были достигнуты все экологические цели:

  • Снижение удельных выбросов оксидов азота по товаротранспортной работе на 10,3% и по топливному газу на 2,2%.
  • Сокращение удельного потребления природного газа на собственные технологические нужды на 7,2%.
  • Снижение сверхлимитной платы на 17,6%.
  • Снижение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в природные водные объекты на 9,6%.
  • Снижение доли отходов, направленных на захоронение на 4,1%.

В результате плодотворной работы всего коллектива, в ноябре 2012 года Общество успешно прошло международный сертификационный аудит СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 и корпоративным требованиям ОАО «Газпром».



Поделиться