Экологическая политика и экологические цели организации. Нормативно-правовая база развития программ

Экологическая политика любого современного государства создаётся и формируется в целях сохранения природы. Неудивителен тот факт, что над человечеством возникла угроза всемирной катастрофы, решить которую можно только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений.

Цели экологической политики

Государственная политика Российской Федерации имеет важное значение не только для нашей страны, но и для блага всего человечества в целом. Именно поэтому любая концепция данной отрасли преследует решение следующих задач:

  • Сохранение природных ресурсов и экологических систем страны, обращение особого внимания на поддержку жизнедеятельности редких видов животных и сортов растений. Также в сферу экологического регулирования входит функция жизнеобеспечения устойчивого развития современного общества.
  • Экологическая политика России направлена не только на сохранение и обеспечение оптимальной жизни для животных, но также ориентирована на повышение качества жизни населения.
  • Реформы данной области касаются как общества в целом, так и отдельной личности. Таким образом, решая проблемы экологии, государство старается направить все силы на улучшение здоровья народа, а также демографической ситуации в каждом регионе.
  • Одна из самых обширных и долгосрочных задач заключается в обеспечении природной безопасности страны, защите населения от различного рода рисков как природного, так и техногенного характера.

Любая цель, которой озадачено Министерство природных ресурсов и экологии, в обязательном порядке указана в Экологической доктрине Российской Федерации.

Нормативно-правовая база развития программ

Основы экологической политики исходят из потребностей современного общества. Однако их нормативное закрепление позволяет чётко определить цели и задачи, необходимые для выполнения. При формировании и разработке того или иного положения в обязательном порядке учитывается социально-демографическое положение государства.

Большинство природоохранных реформ закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, которая предполагает провозглашение основополагающих принципов и начал, необходимых для успешной охраны и защиты окружающей среды.
  • Национальный план действий по охране окружающей среды.
  • Государственная стратегия России по охране окружающей среды.
  • Иные законы и подзаконные акты.

Главные направления государственной экологической политики

Министерство природных ресурсов и экологии определило для государства следующие направления развития:

  • Научное решение проблем. В концепции охраны окружающей среды первым положением является использование в производстве новых технологий и уникальных запатентованных разработок. Таким образом, необходимо постепенно организовать постоянное перевооружение предприятий и учреждений, несущих вред окружающей среде. Данное положение показывает необходимость снижения количества вредных выбросов, а также уменьшение загрязняющих веществ.
  • Вторым объектом реформирования является эффективное очищение питьевых вод России, пригодных для употребления в пищу. Решение проблемы достигается посредством использования подземных вод, а также за счет поиска новых чистых водоёмов, организации тщательного очищения уже используемых источников.
  • Региональная экологическая политика субъектов государства направлена на лучшую очистку коммунально-бытовых сточных вод.
  • Вовлечение в производственный оборот отходов предприятия в максимальном количестве.
  • Направление основных сил государства на очищение земель тех районов, где риск аэрогенного загрязнения значительно высок из-за предприятий промышленного типа.
  • Политика экологической безопасности нацелена на обеспечение максимальной безопасности окружающей среды при перевозке нефтепродуктов и других веществ, неблагоприятно влияющих на природу.
  • Сохранение природных территорий с уникальной флорой и фауной. Недопущение вымирания редких видов животных и растений. Помощь в спасении видов, а также создание условий для дальнейшего их размножения.
  • Регулярное проведение статистических исследований с целью получения информации, необходимой для успешной реализации политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  • Организация экологического просвещения, мест образования и культуры граждан. Формирование экологического сознания у каждого отдельного человека и общества в целом.

Перечень задач, поставленных перед государством и обществом, этими пунктами не ограничивается, так как существует неимоверное количество проблем в сфере охраны окружающей среды. Здесь также важно учитывать, что экологическая политика Российской Федерации разрабатывается в непосредственной взаимосвязи с политикой мировых организаций и содружеств государств.

Чётко определённые задачи политики

На сегодняшний день Министерство экологии разрабатывает множество нормативных актов, направленных на реализацию программы под названием «Охрана и гигиена окружающей среды».

Цель нового проекта заключается в реализации ряда природоохранных мероприятий в ближайшие сроки: улучшение экологической ситуации, повышение природной безопасности, а также постоянный контроль санитарно-технического состояния как экологии, так и общественности. Поэтому на данном этапе развития рассматриваются следующие задачи:


Результат реализации политики по охране экологии

Министерство экологии в программе по сохранению природных ресурсов определяет не только цели и задачи, но также обозначает общие достижимые результаты. В результате реализации политики, закреплённой в концепции экологической охраны, должны быть выполнены следующие задачи:

Каких результатов мы добились?

Не стоит думать, что политика экологической безопасности существует лишь на бумаге. Как и любой другой нормативно-правовой акт, концепция развития экологической безопасности призвана быть реализованной в практической деятельности. Документ является базой создания надёжно функционирующей системы по охране экологической и природной среды. Так как концепция действует в течение последнего десятилетия, были достигнуты следующие результаты:

  • Государственная сеть станции наблюдения провела ряд исследований, согласно которым были взяты на пробу морская вода и донные осадки. Полученные данные изучаются ведущими специалистами НИИ для выведения препарата, очищающего молекулы воды.
  • По всей стране экологами проводятся масштабные исследования по выявлению продуктов нефтепереработки, количество которых необходимо быстро сокращать. Важно обратить внимание на процентное содержание тяжёлых металлов в плодородном слое почв.
  • Также решены непосредственные проблемы экологии. Был устранён и ликвидирован ряд предприятий, несущих высокую степень опасности для окружающей среды близлежащих районов, в том числе заселённых. Устраняются иные источники негативного воздействия.
  • Подготовлены дальнейшие проекты по совершенствованию политики.

Специальные разработки

Благодаря действию общих нормативных актов, регулирующих действия по охране окружающей среды, создаются специализированные проекты, направленные на устранение локальных проблем. Так, реализация экологической политики заключается в создании правовых документов, обязательных для исполнения; подборе специалистов и контроле их деятельности, а также непосредственном устранении проблем; разработке направлений деятельности для решений задач в будущем.

На местном уровне реализуются все специальные разработки, которые были созданы масштабными научными учреждениями государства.

Министерство природных ресурсов: коротко о главном

Любая экологическая политика РФ создаётся, разрабатывается и в конечном счете реализуется только благодаря функционированию главнейшего органа природоохранной сферы – Министерства природных ресурсов и экологии. Это федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти. Министерство данного типа уполномочено осуществлять государственное регулирование в сфере охраны и защиты природы, в области использования натуральных ресурсов окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный орган по охране природы может как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами законодательной власти осуществлять разработку и утверждение нормативно-правовых актов. Кроме того, Министерство способно оказывать значительное влияние на утверждение, изменение и другие операции с федеральными конституционными законами, актами правительства, указами президента и так далее.

Рабочие сферы: первоначальная деятельность

Министерство природных ресурсов призвано осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях, первым из которых выступают земельные ресурсы. Сейчас существует большое количество экологических проблем, связанных с недрами, почвами и другими земельными ресурсами. Государственная экологическая политика направлена на проведение тщательного геологического исследования. Кроме того, к данному направлению деятельности относится рациональное использование земельных ресурсов. Так, например, важно следить за выращиванием растительных культур на одном участке в течение нескольких десятилетий; важно ограничивать выброс вредоносных продуктов производства на поверхность почв и так далее.

Вторым направлением работы Министерства является охрана водных объектов. В данную категорию также входит рациональное использование природных ресурсов. Государственный орган уполномочен следить за оптимальным и наиболее безопасным строительством водохранилищ, а также водохозяйственных систем различного назначения. Государственным бюджетом выделяются средства на сооружение защитных комплексов и гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасность.

Сферы деятельности: мировой уровень

Каждый современный школьник знает о том, что к числу всемирных проблем относится экологическая катастрофа. Именно поэтому Министерство охраны окружающей среды призвано активно участвовать в разработке мировой политики по защите планеты Земля. К данному направлению деятельности относятся следующие пункты:

  • Сохранить растительный и животный мир. Причём речь идет не только о вымирающих видах, но касается представителей, приносящих большую пользу окружающей среде. Важно также не упускать из внимания обеспечение оптимальных условий развития каждого сорта и любого вида.
  • Путём создания национальных парков и заповедников максимально защитить значимую природную территорию.
  • Выделять необходимое количество средств для очистки воздуха, а также предотвратить его дальнейшее загрязнение.
  • В случае возникновения опасности на территории одной из стран обеспечить максимальную поддержку и оказать необходимую помощь.
  • Избавиться от вредоносных отходов производства. Сократить использование радиоактивных элементов, а также не испытывать новые разработки из-за возможной угрозы уничтожения обитающий на участке флоры и фауны.
  • Постепенно совершенствовать экономический механизм регулирования воздействия на экологическую среду. Внедрять в практическую деятельность новые разработки по охране и защите окружающей среды. Предоставлять данные на всеобщее обозрение для использования их другими странами в целях устранения экологической катастрофы мирового масштаба.

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию .

Изображенная на рис. 3.2 модель системы управления отражает основные принципы экологической политики предприятия.

1. Обязательства и политика . Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.

В плане реальной деятельности система экологического управления будет осуществлять данный процесс в виде цикла, изображенного на рис. 3.4.

В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Под экоэффективностью понимается такая организация разносторонней экологической деятельности, которая позволяет не только сократить соответствующие затраты и издержки, но и получить дополнительную прибыль. Принципы экосправедливости проявляются в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов .

В более узком понятии экологический менеджмент представляет собой управление природоохранной и природопользовательской деятельностью и включает в себя:

На проходившем в сентябре 2000 г. во Владимирской области (г. Гусь-Хрустальный) семинаре по экологическому менеджменту было предложено при внедрении системы экологического менеджмента руководствоваться следующими принципами Хартии предпринимательской деятельности:

    Корпоративные приоритеты;

    Интегрированные системы менеджмента;

    Поэтапное улучшение;

    Подготовка персонала;

    Предварительная оценка;

    Внимание к продуктам и услугам;

    Учет потребностей клиентов;

    Внимание к процессам и площадкам в целом;

    Исследовательские программы;

    Предусмотрительность во всем;

    Работа с поставщиками и подрядчиками;

    Подготовленность к аварийным ситуациям;

    Передача прогрессивных технологий;

    Вклад в общее дело;

    Открытость, готовность к обсуждению;

    Выполнение установленных требований и отчетность.

Поскольку система экологического менеджмента является частью общего управленческого механизма организации (предприятия), то она должна стремиться к достижению конкретной цели, используя некий механизм и выполняя определенные функции. Итак, целью экологического менеджмента (как и любого другого) является достижение желаемых результатов, т.е. определенного состояния окружающей среды, причем именно состояние окружающей среды есть объект управления.

Механизм экологического менеджмента – совокупность средств воздействия как на формирование собственно экологической обстановки, так и на возможные экологические последствия от деятельности человека. А функции экологического менеджмента – совокупность различных видов деятельности, которые необходимы для управления экологическими процессами.

Таким образом, экологическая политика – публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач , в том числе:

    сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие;

    экологическая целесообразность;

    цивилизованное предпринимательство;

    добровольное расширение экологических обязательств предприятия в отношении всех заинтересованных в экологических аспектах его деятельности лиц и сторон;

    охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка воздействия на окружающую среду;

    поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования;

    достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

    повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;

    развитие более экологически чистого производства; минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;

    предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования; рациональное использование ресурсов;

    независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);

    информирование, мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;

    обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности («зеленая отчетность» предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

    соответствие действующему природоохранительному законодатель-ству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования .

Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии

Вне зависимости от вида производств и характера деятельности предприятие (организация) выступает в качестве опосредованного элемента, определяющего некую связь между собой и окружающей его средой, при этом происходит обмен разного рода информацией: энергетической, вещественной и т.п. на всех этапах хозяйственной деятельности. Предприятие выступает основным элементом, влияющим на загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Экологический менеджмент на предприятии это еще и искусство принимать эффективные управленческие решения в целях улучшения природоохранной деятельности предприятия

Рассмотрим схему процесса внедрения системы экологического менеджмента на предприятии, приведенную на рис. 3.5.

Допустим, высшее руководство некоего предприятия решило ввести у себя систему экологического менеджмента. Мотивы для такого решения могут быть следующие:

    создание условий для развития системы менеджмента качества;

    контроль экологических аспектов;

    соответствие требованиям законодательства;

    улучшение экологических показателей деятельности;

    возможность выхода на внешний рынок и т.п.

Обязательным условием для создания системы экологического менеджмента является предварительная экологическая оценка – объективная и обязательно независимая, основанная на системных подходах и документированная оценка исходной ситуации на предприятии (на момент внедрения системы экологического менеджмента) с последующей разработкой рекомендаций по ее улучшению. Подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией.

Цель такой оценки заключается в сборе необходимых для дальнейшей работы данных о состоянии окружающей среды и их анализе. При этом полученные характеристики считаются «начальными» или «нулевыми», с которыми сравниваются данные, получаемые в последующих временных периодах.

Эта оценка включает в себя исследование и анализ следующих элементов:

    применение и документирование необходимых процедур;

    соответствие деятельности предприятия законодательным и нормативным требованиям;

    предполагаемая экологическая политика предприятия;

    использование сырьевых и вспомогательных материалов;

    воздействие на окружающую среду и экологические аспекты деятельности;

    области повышенного риска и готовность к нештатным ситуациям;

    взаимодействие предприятия с заинтересованными сторонами и т.п.

Следующий этап – разработка экологической политики. В данной ситуации это специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Экологическая цель – это общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой этой организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях, когда это практически возможно. Экологическая задача – это детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели. Причем, цель – это ожидаемый результат решения проблем или использования ныне упускаемых возможностей, а задачи – это этапы устранения причин, вызывающих данную конкретную проблему.

Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике и определены для каждой функции и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

Для достижения поставленных целей организация разрабатывает программу экологического менеджмента, в которой определяют ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач. Программы должны регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации.

Для осуществления программ разрабатываются некие процедуры и определяются приоритеты на предприятии. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.

Процедуры должны охватывать все стороны деятельности предприятия начиная с момента поступления сырьевых материалов и заканчивая реализацией готового продукта; все аспекты, которые так или иначе могут приводить к воздействию на окружающую среду. Они могут касаться не только традиционных технологий, но и порядка информирования и обучения персонала, взаимосвязи с внешними заинтересованными сторонами. Общий перечень конкретных процедур, подлежащих документированию, устанавливается предприятием самостоятельно.

Экологические показатели характеризуют процесс производства, включая основную и вспомогательную деятельность. Они характеризуют функционирование системы экологического менеджмента и деятельность руководства по улучшению системы. Кроме того, они отражают информацию о местных, региональных, глобальных экологических условиях или состояние окружающей среды в текущий момент времени.

Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

С целью определения соответствия критериям стандарта ISO 14001 должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним, а его результаты в обязательном порядке докладываются руководству компании. Процедура такого контроля будет рассмотрена в последующих главах.

Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление – проверка – пересмотр плана».

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Социальные конфликты, возникающие вокруг экологических проблем, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов, во многом вызваны отсутствием адекватной информации о предприятиях и реализованных технологических процессах. Поэтому в создании и распространении достоверной экологической информации о предприятии должны быть в первую очередь заинтересованы его руководители и сотрудники. Но в этом случае обычное копирование сугубо технических материалов или распространение рекламных буклетов не может сыграть положительной роли. Информация для общественности должна быть особенной, и одной из активно развивающихся форм разработки такой информации стало в последнее время декларирование предприятиями экологической политики. Пока этот термин достаточно нов для России. В соответствии в международными подходами (рекомендациями стандартов ISO 14000), экологическую политику понимают как определенную организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.

Экологическая политика должна соответствовать масштабу и природе воздействия на окружающую среду, создаваемого деятельностью, продуктами и услугами предприятия (или компании, корпорации в целом). Среди прочих, политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента и к предотвращению загрязнения окружающей среды. Экологическая политика предприятия оформляется в виде документа, который доводится до сведения всех сотрудников организации и является доступным общественности.

Разработка экологической политики как совокупности намерений и принципов, оформление ее в виде специального документа и более того, открытого для общественности, звучит для наших условий достаточно необычно. Так ли уж устоялись аналогичные подходы за рубежом? Нет, но все большее и большее число предприятий, в том числе, и традиционно считавшихся опасными для окружающей среды и населения, считает выгодным придерживаться открытой экологической политики. Одна из химических корпораций Великобритании, например, в 1996 году приняла единую экологическую политику.

"Компания отдает себе в том, что функционирование ее предприятий, как и любая антропогенная деятельность, приводит к изменениям в окружающей среде. Компания считает свой обязанностью вести работу таким образом, чтобы ее деятельность была социально значимой и отвечала требованиям законодательства. Основная цель компании состоит в том, чтобы охрана окружающей среды стала неотъемлемой частью бизнеса в краткосрочном и долговременном масштабах".

За основным политическим заявлением, в котором, кстати, нет увещеваний в том, что производимая продукция является экологически чистой, и нет рекламы выпускаемых химикатов, следует обоснование того, по какому пути намеревается идти компания, чтобы достичь поставленной цели.

Компания открыто заявляет, что будет ставить и выполнять конкретные экологические задачи, направленные на постоянное улучшение системы экологического менеджмента и на уменьшение воздействия на окружающую среду. А также оценивать достигнутый эффект, в том числе, с привлечением независимых экспертов.

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14000).

Более того, компания обязуется поддерживать высокий уровень осведомленности сотрудников и населения о том, какое воздействие оказывает деятельность ее предприятий на окружающую среду в штатном и аварийном режимах. Осведомлять публику компания собирается путем публикации материалов в открытой печати, в собственной газете, а также посредством создания буклетов и фильмов о заводах, приглашения желающих посетить предприятия и принять участие во встречах за круглым столом.

В чем же состоит выгода для предприятия? Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к российскому опыту. Он не столь разнообразен, как опыт голландских или британских компаний, но главное - начало положено. В настоящее время региональная организация Эколайн совместно с партнерами из США (неправительственная организация ЭКОЛОГИЯ), а также с экспертами из России и Америки, работает над проектом, посвященным развитию добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов РФ.

Руководством одного из российских предприятий, причем не из суперновых заводов, использующих импортные технологии, принято решение о разработке открытой экологической политики. Экологическая миссия (основа экологической политики) сформулирована следующим образом:

"Компания "Символ", один из старейших производителей стекольной продукции в России, в полной мере осознает необходимость сокращения воздействия технологических процессов на окружающую среду. Ответственность руководства и всех сотрудников предприятия определяется также тем, что компания "Символ" расположена в буферной зоне охраняемой природной территории - национального парка "Мещера". В сложной социально-экономической ситуации компания стремится сохранить и расширить производство, упрочить позиции на рынке, предпринимая усилия для выполнения экологической политики".

К числу первоочередных аспектов экологической политики предприятия отнесено поэтапное уменьшение воздействия производственных процессов на природные комплексы, в первую очередь - за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих чрезмерных затрат.

Руководство предприятия полностью отдает себе отчет в том, что декларирование скорейшего перехода к чистому производству не подтверждено никакими реальными (профессиональными, финансовыми и организационными) возможностями. Делается сознательный акцент на более полном использование дополнительных местных ресурсов (педагогических, возможностей общественного экологического мониторинга и контроля), на постепенном ужесточении требований к производственной дисциплине наряду с экологическим информированием персонала.

Серьезным мотивом публичного декларирования экологической политики предприятия уже на стадии ее разработки стало осознание руководством и сотрудниками предприятия моральной ответственности за сложившуюся экологическую ситуацию и возможности ее улучшения. Все эти люди не только работают на территории национального парка, но и живут (а в большинстве случаев здесь выросли и растят детей) в зоне влияния собственного производства.

Одной из наиболее характерных черт действительной экологической открытости предприятия является принятие широкого спектра добровольных экологических обязательств (по отношению к персоналу, инвесторам, акционерам, населению, общественности, местной власти).

Конкретные задачи природоохранной деятельности и обязательства предприятия не выглядят, вероятно, слишком впечатляюще. Но главное - они актуальны и направлены на постепенное улучшение экологической ситуации, разрядку социальной напряженности, поддержку политики охраняемой природной территории.

В рассмотренной ситуации обозначить традиционным образом границы между "тремя секторами" (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по экологии и работники районной администрации - это общественность города; предприниматели - выпускники школ, лидирующих в экологическом образовании и воспитании учащихся. Инициатива предприятия создала предпосылки для преодоления негативных тенденций в развитии экологической ситуации на территориальном уровне. Выигрывает общество в целом. Доверительные отношения складываются не только с местной общественностью, но и с природоохранительными органами.

Есть перспективы роста экологической эффективности деятельности предприятия: проводится оценка и учет скрытых экологических издержек, снижается их риск. Все использованные приемы и методы малозатратны.

Все это ведет к созданию выгодного экологического имиджа предприятия, получению льгот и преимуществ при инвестировании и налоговых льгот, к приобретению дополнительных гарантий качества продукции, повышению конкурентоспособности, к дополнительным возможностям для обоснованной рекламы.

Таким образом, экологическая "прозрачность" и готовность предприятия к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными лицами и сторонами стали важнейшим условием достижения разумного компромисса, общественного экологического договора.

Полученный опыт позволяет с уверенностью говорить о наличии на сегодня в России всех необходимых возможностей и условий для развития практической деятельности в области экологического менеджмента, активного формирования промышленной экологической культуры и культуры предпринимательства. Следует подчеркнуть, что все описанные результаты достигнуты в условиях переходной экономики и крайней ограниченности финансовых и материальных возможностей для решения экологических проблем. В целом итоги работ можно оценивать как первые необходимые шаги, сделанные предприятием в направлении будущей сертификации в соответствии с международными экологическими стандартами, что должно облегчить выход продукции на мировой рынок.

Статья Т.В. Гусевой, М.В. Хотулевой, Е.Г. Винокурова, А.Е. Хачатурова.

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию .

Изображенная на рис. 3.2 модель системы управления отражает основные принципы экологической политики предприятия.

1. Обязательства и политика . Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.


В плане реальной деятельности система экологического управления будет осуществлять данный процесс в виде цикла, изображенного на рис. 3.4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и значение экологической стратегии организации; система, функции и принципы экологического управления и менеджмента. Характеристика ОАО "АТП" в г. Лесной, разработка экологической политики автотранспортного предприятия, перспективы ее реализации.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Задачи и функции экологического менеджмента электросетевых предприятий. Этапы разработки экологической политики "МЭС Восток". Специфика воздействия электросетевых компаний на окружающую среду. Внедрение элементов системы экологического менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Задачи и функции экологического менеджмента. Экологическая политика предприятия. Общая характеристика деятельности промышленного предприятия. Производственно–экологический контроль состояния природной среды, организация экологического мониторинга.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Экологический паспорт как документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов и степени воздействия производства на них. Особенности оформления экологического паспорта промышленного и сельскохозяйственного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2011

    Сущность Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Принципы создания, компоненты и структура системы экологического управления согласно стандартам ИСО. Формирования экологической политики предприятия и экологическая сертификация.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Концептуальная схема построения системы экологического менеджмента. Правила ведения экологического паспорта предприятия. Механизм управления эколого-экономическими системами. Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате снижения выбросов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2012

    Требования по ведению экологического паспорта предприятия. Оценка производства с точки зрения рационального использования природных ресурсов. Разработка декларации безопасности промышленного объекта. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на предприятии.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Экологический фактор в жизнедеятельности общества. Характеристика экологической ситуации в Республике Беларусь. Понятие экологической стратегии, ее значение. Механизм формирования экологической стратегии и политики предприятия ГЛХУ "Чаусский лесхоз".

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016



Поделиться