Экологическая политика создает основу для. Условия эффективной реализации экологической политики

Экологической политикой предприятия (организации) является заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых показателей. Определяет экологическую политику предприятия его высшее руководство. Высшее руководство может состоять из отдельного лица или группы лиц, несущих административную ответственность за организацию .

Изображенная на рис. 3.2 модель системы управления отражает основные принципы экологической политики предприятия.

1. Обязательства и политика . Предприятие должно определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. При этом начать следует с того, что приносит очевидную пользу, например, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушение, или с более эффективного использования сырьевых ресурсов и материалов.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны; она должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой.

2. Планирование. Предприятие должно разработать план реализации своей экологической политики. При этом элементы управления окружающей средой включают в себя: идентификацию экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду; требования законодательных актов; экологическую политику; внутренние и внешние критерии оценки экологической эффективности и т.д.

3. Реализация. С целью эффективной реализации предприятие должно создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых показателей. Для того чтобы достичь целевых показателей, предприятие должно нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру, разработать систему ответственности и отчетности.

4. Изменение и оценивание. Предприятие должно проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Одним из основных инструментов контроля является экологический аудит.

5. Анализ и улучшение. Предприятие должно анализировать и постоянно улучшать систему управления окружающей средой, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. Руководство предприятия должно через некоторые интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы гарантировать ее постоянную эффективность и соответствие существующим параметрам. Анализ должен быть широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособность.

В плане реальной деятельности система экологического управления будет осуществлять данный процесс в виде цикла, изображенного на рис. 3.4.

В основе экологического менеджмента должны лежать принципы экоэффективности и экосправедливости. Под экоэффективностью понимается такая организация разносторонней экологической деятельности, которая позволяет не только сократить соответствующие затраты и издержки, но и получить дополнительную прибыль. Принципы экосправедливости проявляются в осознании руководством предприятия моральной ответственности за отрицательное воздействие на окружающую среду и нерациональное использование природных ресурсов .

В более узком понятии экологический менеджмент представляет собой управление природоохранной и природопользовательской деятельностью и включает в себя:

    правовой и экономический механизмы охраны окружающей среды;

    систему управления;

    деятельность специалистов предприятия (и его руководства) в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

На проходившем в сентябре 2000 г. во Владимирской области (г. Гусь-Хрустальный) семинаре по экологическому менеджменту было предложено при внедрении системы экологического менеджмента руководствоваться следующими принципами Хартии предпринимательской деятельности:

    Корпоративные приоритеты;

    Интегрированные системы менеджмента;

    Поэтапное улучшение;

    Подготовка персонала;

    Предварительная оценка;

    Внимание к продуктам и услугам;

    Учет потребностей клиентов;

    Внимание к процессам и площадкам в целом;

    Исследовательские программы;

    Предусмотрительность во всем;

    Работа с поставщиками и подрядчиками;

    Подготовленность к аварийным ситуациям;

    Передача прогрессивных технологий;

    Вклад в общее дело;

    Открытость, готовность к обсуждению;

    Выполнение установленных требований и отчетность.

Поскольку система экологического менеджмента является частью общего управленческого механизма организации (предприятия), то она должна стремиться к достижению конкретной цели, используя некий механизм и выполняя определенные функции. Итак, целью экологического менеджмента (как и любого другого) является достижение желаемых результатов, т.е. определенного состояния окружающей среды, причем именно состояние окружающей среды есть объект управления.

Механизм экологического менеджмента – совокупность средств воздействия как на формирование собственно экологической обстановки, так и на возможные экологические последствия от деятельности человека. А функции экологического менеджмента – совокупность различных видов деятельности, которые необходимы для управления экологическими процессами.

Таким образом, экологическая политика – публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач , в том числе:

    сознательное использование в практической деятельности предприятия основ современной экологической культуры и экологической этики; разделенная ответственность; вклад в устойчивое развитие;

    экологическая целесообразность;

    цивилизованное предпринимательство;

    добровольное расширение экологических обязательств предприятия в отношении всех заинтересованных в экологических аспектах его деятельности лиц и сторон;

    охрана здоровья и экологическая безопасность персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка воздействия на окружающую среду;

    поддержка экологических научных исследований и экологического образования и просвещения, включая школьное экологическое образование; развитие добровольного экологического страхования;

    достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

    повышение качества продукции и услуг за счет развития экологической деятельности;

    развитие более экологически чистого производства; минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;

    предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду в источниках его образования; рациональное использование ресурсов;

    независимая оценка результатов экологической деятельности предприятия (осуществление систематического экологического аудирования);

    информирование, мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия;

    обязательное документирование предприятием экологической деятельности и подробная добровольная отчетность о результатах деятельности («зеленая отчетность» предприятия); активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами, включая экологическую общественность; сотрудничество со средствами массовой информации;

    соответствие действующему природоохранительному законодатель-ству, экологическим нормам и правилам; разработка и использование собственных экологических норм и правил, дополняющих государственные требования .

Внедрение системы экологического менеджмента на предприятии

Вне зависимости от вида производств и характера деятельности предприятие (организация) выступает в качестве опосредованного элемента, определяющего некую связь между собой и окружающей его средой, при этом происходит обмен разного рода информацией: энергетической, вещественной и т.п. на всех этапах хозяйственной деятельности. Предприятие выступает основным элементом, влияющим на загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

Экологический менеджмент на предприятии это еще и искусство принимать эффективные управленческие решения в целях улучшения природоохранной деятельности предприятия

Рассмотрим схему процесса внедрения системы экологического менеджмента на предприятии, приведенную на рис. 3.5.

Допустим, высшее руководство некоего предприятия решило ввести у себя систему экологического менеджмента. Мотивы для такого решения могут быть следующие:

    создание условий для развития системы менеджмента качества;

    контроль экологических аспектов;

    соответствие требованиям законодательства;

    улучшение экологических показателей деятельности;

    возможность выхода на внешний рынок и т.п.

Обязательным условием для создания системы экологического менеджмента является предварительная экологическая оценка – объективная и обязательно независимая, основанная на системных подходах и документированная оценка исходной ситуации на предприятии (на момент внедрения системы экологического менеджмента) с последующей разработкой рекомендаций по ее улучшению. Подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией.

Цель такой оценки заключается в сборе необходимых для дальнейшей работы данных о состоянии окружающей среды и их анализе. При этом полученные характеристики считаются «начальными» или «нулевыми», с которыми сравниваются данные, получаемые в последующих временных периодах.

Эта оценка включает в себя исследование и анализ следующих элементов:

    применение и документирование необходимых процедур;

    соответствие деятельности предприятия законодательным и нормативным требованиям;

    предполагаемая экологическая политика предприятия;

    использование сырьевых и вспомогательных материалов;

    воздействие на окружающую среду и экологические аспекты деятельности;

    области повышенного риска и готовность к нештатным ситуациям;

    взаимодействие предприятия с заинтересованными сторонами и т.п.

Следующий этап – разработка экологической политики. В данной ситуации это специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Экологическая цель – это общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой этой организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях, когда это практически возможно. Экологическая задача – это детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели. Причем, цель – это ожидаемый результат решения проблем или использования ныне упускаемых возможностей, а задачи – это этапы устранения причин, вызывающих данную конкретную проблему.

Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике и определены для каждой функции и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

Для достижения поставленных целей организация разрабатывает программу экологического менеджмента, в которой определяют ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач. Программы должны регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации.

Для осуществления программ разрабатываются некие процедуры и определяются приоритеты на предприятии. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду.

Процедуры должны охватывать все стороны деятельности предприятия начиная с момента поступления сырьевых материалов и заканчивая реализацией готового продукта; все аспекты, которые так или иначе могут приводить к воздействию на окружающую среду. Они могут касаться не только традиционных технологий, но и порядка информирования и обучения персонала, взаимосвязи с внешними заинтересованными сторонами. Общий перечень конкретных процедур, подлежащих документированию, устанавливается предприятием самостоятельно.

Экологические показатели характеризуют процесс производства, включая основную и вспомогательную деятельность. Они характеризуют функционирование системы экологического менеджмента и деятельность руководства по улучшению системы. Кроме того, они отражают информацию о местных, региональных, глобальных экологических условиях или состояние окружающей среды в текущий момент времени.

Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

С целью определения соответствия критериям стандарта ISO 14001 должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним, а его результаты в обязательном порядке докладываются руководству компании. Процедура такого контроля будет рассмотрена в последующих главах.

Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к «постоянному улучшению». Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл «план – осуществление – проверка – пересмотр плана».

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

в разделах

· Российская федерация

По мере роста экологических проблем, которые приняли характер экологического кризиса, все чаще стали раздаваться требования необходимости ведения экологической политики, т.е. необходимостинаправлять человеческую деятельность в соответствии с природой с помощью и при участии государства и политических партий, для того, чтобы обеспечить сохранение в природе экологического равновесия.

В настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер. Это обусловлено тем,что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во вниманиеэкологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти всестраны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Основную роль в обеспечении экополитики осуществляет государство, однако в современномобществе государство не является единственным субъектом экополитики, а лишь одним из них наряду с политическими партиями, научными и профессиональными организациями, хозяйственными субъектами, общественными движениями и т.д.

И все-таки, экологическая политика является важной составной частью политики любогогосударства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органамгосударственной власти.

Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нетобщепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и исходя изобщепринятой цели экополитики, можно предложить следующее определение экологической политики:

Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны.

В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней:

Международная, государственная (национальная), региональная, локальная.

В современных социально-экономических условиях большое внимание уделяется проблеме

формирования и реализации экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов,особенно промышленных предприятий, которые вносят основной вклад в загрязнение окружающей среды. В таком случае следует говорить об экологической политике как о «совокупности намерений и принципов в отношении экологических показателей», которая не только провозглашается официально, но и создает основу для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства.Элементами экологической политики являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмыреализации (инструменты).

Под политическими принципами в правовом государстве понимаются принципы демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Социально-экономические принципы: соответствие экономического развития и экологических возможностей, использование достижений научно- технического прогресса для решения экологических проблем, регулирование потребления, планирование естественного роста населения. В государствах с различными общественно-политическими системами эти принципы могут варьироваться. Например, для государств тоталитарного типа характерны такие политические принципы, как недемократичность, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация. Социально-экономические принципы в тоталитарных государствах основаны на идее неограниченности природных ресурсов, игнорировании экологических возможностейокружающей среды, приоритетности интересов государства перед личными интересами; ростнаселения, как правило, не контролируется.

В сфере ООС и ПП, как ни в какой другой сфере, сильно влияние принципов, согласуемых намеждународном уровне 1 . Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающейсреде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивомуразвитию (Йоханнесбург, 2002). К числу этих принципов относятся такие, как «загрязнитель платит»,требования устойчивости развития, предосторожности, применения технологии, наилучшей из доступных и др. Данные принципы вошли в экологическое и природно- ресурсное законодательство большинства стран. Это позволило согласовать национальные механизмы экологической политики.

Целью экологической политики в современных

условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества иэкономики.

Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. В социальной экологии выделяются следующие методы:

Административно-контрольные Контроль за соблюдением природоохранного законодательства, стандартизация, экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит
Технико-технологические Применение технико-технологических средств и решений для защиты и развития окружающей среды
Экономические Планирование природопользования, создание целевых программ, разработка эколого-экономических систем, система платежей, налогообложения, льгот и других стимулов для природопользователей
Законодательно-правовые Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений между обществом и природой
Политические Действия политических и других организаций, направленные на защиту окружающей среды
Воспитательно- образовательные методы Способствуют формированию экологического сознания и моральной ответственности населения - необходимая предпосылка для экополитики

1 Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндрес, К.Рихтер. СПб., 2003. С.191.

При формировании механизмов

природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для общества.

Процесс формирования и реализации экологической политики происходит при участии самихприродопользователей или субъектов экологической политики. К субъектам экологической политикиотносятся:

Государство Государство играет важную роль в формировании и реализации экополитики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов экополитики; контроль за соблюдением природоохранного законодательства
Хозяйственно- экономические субъекты Хозяйст венно-экономические субъект ы (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализироват ь влияние производственных программ на человека и окружающую среду и уст ранят ь возможные вредные последствия
Научно- исследовательские организации Роль научно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды
Политические партии Полит ические организации (партии) в качестве субъектов экополитики проявляют себя следующим образом: 1. они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях 2. через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения 3. если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию экологической политики и реализует ее с помощью правовых документов
Общественные организации Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения
Отдельные граждане Могут выступать с экологическими инициативами, объединяться в группы с целью решения конкретных, как правило, локальных экологических проблем.

В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологическихотношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность экополитикизависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования иреализации.

Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании экологической политики, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права граждан постояннорасширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений.

В социалистических странах, таких как СССР, реализация идеи прогресса, основанного на быстромразвитии производительных сил и экономическом росте, привела к истощению природных и социальныхресурсов. Ускоренные темпы промышленного развития без учета влияния на окружающую средуспособствовали возникновению экологических рисков. Неразвитость производительных сил, несовершенствотехнологий и «бесплатные» природные ресурсы привели к нарушению экологического равновесия,обострению социальных, санитарно-гигиенических проблем, противоречиям между

природопользователями разных уровней.

Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического,социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние наэкологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.


Похожая информация.


В данной главе анализируются теоретические основы экологической политики, ее инструментов, компонентов и механизмов. Кроме того, дается описание экономических последствий наличия в стране экологических проблем, а также характеризуются системы управления качеством окружающей среды, контроля и мониторинга ее состояния.

Экологическая политика: понятие, виды, принципы

Экологическая политика - это сравнительно новый вид государственной политики стран мира, а также направление деятельности различных политических, экономических, государственных и негосударственных организаций. На формирование и развитие экологической политики различных государств и регионов оказывает влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми можно считать уровень экономического и социального развития общества, уровень влияние экологических проблем на развитие страны, уровень развития производства и масштабы использования природных ресурсов, а также уровень экологической грамотности и культуры населения. Особенности формирования экологической политики связаны, в первую очередь, с тем этапом развития, на котором страна находится. Процесс формирования региональной экологической политики также зависит от политических установок в обществе и системы государственного устройства.

Мы можем определить экологическую политику, как направление деятельности государственных и общественных организаций, нацеленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и решение экологических проблем. Однако, необходимо разграничивать понятие «экологическая политика» с точки зрения глобального и регионального уровней. В глобальном масштабе «экологическая политика» - это комплекс мер и акций международно-политических и общественных организаций, основной целью которых является рассмотрение глобальных экологических проблем с точки зрения влияния этих проблем на социально - экономическое развитие всего общества, а также с учетом имеющихся ресурсов и их распределения. Региональная экологическая политика по набору функции схожа с глобальной, однако она рассматривает влияние экологических проблем с точки зрения одного континента, страны или региона.

В современном мире большое внимание уделяется региональной экологической политике, в особенности с точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Региональная экологическая политика является одной из важнейших составляющих государственной политики большинства развитых стран. В данном случае мы можем говорить об элементах государственной экологической политики. Среди них можно выделить цели, механизмы и инструменты реализации, приоритеты и затраты на осуществление. Государственная экологическая политика основывается на экономических и социальных задачах всей государственной политики, а также зависит от степени оказываемого влияния экологическими проблемами и природными катастрофами на развитие страны, уровня научно - технического прогресса и возможностей применения его достижений для решения экологических проблем. Социальная экологическая политика чаще всего рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение экологической грамотности населения, и регулирующих отношение населения страны к использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что уровень экономического развития страны и состояние окружающей среды тесно взаимосвязаны. Обеспечение высоких темпов роста без проведения мероприятий по охране окружающей среды приведет к деградации окружающей среды, а также окажет влияние на жизнь и здоровье людей, что в свою очередь, приведет в долгосрочной перспективе к еще более негативным последствиям.

Процесс реализации экологической политики включает в себя три ступени:

  • · Разработка нормативно - правовых актов, административно - контрольных мер, прямого регламентирования со стороны государственных органов;
  • · Создание институтов экологического контроля и мониторинга;
  • · Разработка и внедрение инструментов экономического стимулирования, связанного с развитием различных рыночных механизмов и направленного на экологизацию хозяйственной деятельности экономических агентов.

Основными инструментами экологической политики являются административные и экономические методы. К экономическим методам можно отнести различные способы стимулирования пользователей природных ресурсов к разработке, использованию и усовершенствованию ресурсосберегающих технологий, а также побуждения их к использованию более экологически чистых методов организации и осуществления производственной деятельности. К таким методам непосредственно можно отнести инструменты ценовой и фискальной политики, программы субсидирования государством различных экологических программ, а также продажу прав на загрязнение. К числу административных методов относятся система штрафов, законодательное регулирование, экологические платежи, установление норм предельно допустимых выбросов для различных источников загрязнения окружающей среды, включая электростанции, промышленные предприятия и автотранспорт.

Существует и более детальная классификация методов экологической политики. В социальной экологии выделяют следующие механизмы экологической политики: законодательно - правовые, экономические, политические, образовательные и научно - технические. Законодательно - правовые методы в данном случае рассматриваются как набор законодательных актов и нормативно - правовых документов, которые регулируют отношения между государством, обществом и природой, а также устанавливают штрафы за загрязнение окружающей среды. Под научно - техническими методами понимается набор знаний и технологий, способствующих предотвращению и решению экологических проблем. Под политическими методами понимаются действия политических партий и организаций по благоустройству природоохранных комплексов, заповедников. Особое место занимают образовательные меры, так как их основной задачей является воспитание общества в духе бережного отношения к природе.

Процесс реализации экологической политики осуществляется субъектами экологической политики, к числу которых относятся: государства, экономические агента, политические партии и организации, негосударственный организации и научно - исследовательские и образовательные учреждения.

К целям экологической политики относятся: достижение результатов в области охраны окружающей среды и решение как региональных, так и глобальных экологических проблем, рациональное природопользование, сохранение здоровья населения и уменьшения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека, применение экологических отношений для решения других задач государственной политики. Для осуществления данных целей необходимо, в первую очередь, решить ряд важнейших задач:

  • · разработка, усовершенствование и освоение населением методов рационального использования природных ресурсов, а также экологически чистых методов производства;
  • · формирование в обществе системы ценности окружающей среды и понимание ограниченности природных ресурсов;
  • · воспитание населения с осознанием стратегии глобального устойчивого развития;
  • · разработка системы безопасной утилизации отходов;
  • · обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества продуктов питания;
  • · снижение риска катастроф природного и техногенного характера.

Для решения выше описанных задач, государству необходимо разработать четкую экологическую политику, а также способствовать финансовому и материальному обеспечению изучения состояния окружающей среды и биологического разнообразия, созданию эффективной системы мониторинга за состоянием окружающей среды и ее компонентов, разработке методов по контролю за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов, финансированию и поддержке использованию компаниями энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Одним из направлений экологической политики также является уменьшение ущерба, наносимого природной среде от антропогенной деятельности. Такой ущерб можно разделить на исчисляемый и условно - исчисляемый ущерб.

К исчисляемому ущербу относятся экономический и социально - экономический виды ущерба. Экономический ущерб - это затраты государства на ликвидацию последствий природных бедствий и катастроф, потери общества в результате недополучения результатов лесохозяйственной, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, снижение урожайности и как следствие усиление продовольственной проблемы, затраты на поддержание и восстановление равновесия в экосистемах, потери топлива, сырья и материалов.

К социально - экономическому ущербу относятся затраты на сохранение рекреационных ресурсов, увеличение численности людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также последствия от миграции населения, вызванной ухудшением состояния окружающей среды.

Условно-исчисляемый ущерб -- это увеличение патологических изменений в человеческом организме, рост числа людей, которые страдают аллергиями с детства, а также эстетический ущерб, наносимый населению, от изменения вида окружающих ландшафтов вследствие загрязнения окружающей среды.

Правильная интерпретация экономического ущерба от экологических проблем необходима практически во всех сферах экономической деятельности. Она позволяет оценить эффективность экономики региона или страны в целом, а также способствует развитию таких рыночных механизмов контроля за состоянием окружающей среды, как экологическое страхование. Отсутствие качественной оценки экологического ущерба приводит к тому, что природопользование исключается из состава факторов, которые определяют общую эффективность экономики.

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экологическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и достижения целевых экологических показателей.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики и выполнению плана действий должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой такого официального решения может быть постановление Правительства Российской Федерации или соответствующее решение Администрации субъекта Федерации о принятии концепции экологической политики и утверждении плана действий.

В природоохранных стратегиях (планах) обычно выделяют следующие ключевые условия для повышения эффективности функционирования институциональных структур и лучшего осуществления принятых решений:

· наличие эффективных структур и необходимых ресурсов по реализации принятых решений;

· четкое распределение ответственности между институциональными структурами;

· разработка непротиворечивого и «прозрачного» законодательства;

· повышение экономической эффективности осуществления экологической политики;

· информационно-методическое обеспечение реализации экологической политики.

Наличие эффективных структур и необходимых ресурсов предполагает существование адекватных фондов, наличие персонала соответствующей квалификации и политическую поддержку принятым правилам и требованиям. Возможности ведомств, на которые возложена ответственность за выполнение нормативных актов, часто ограничены. Однако эффективное распределение ответственности между институциональными структурами и наличие четкого и непротиворечивого законодательства создает предпосылки уменьшения потребности в ресурсах для выполнения нормативных требований.

В ситуации, когда выделяются недостаточные фонды и отсутствует квалифицированный персонал, традиционная реакция состоит в требовании дополнительных ресурсов. Однако, суть проблемы исполнения не в этом. В первую очередь необходимо эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы и уметь привлекать внешние источники финансирования. Не нужно требовать, нужно уметь заинтересовывать.

Если увеличение или привлечение дополнительного финансирования маловероятно, то возможны следующие два направления экологической политики: 1- снизить потребность в ресурсах на осуществляемые виды деятельности за счет экономии средств; 2- видоизменить приоритеты с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Четкое формулирование и разделение ответственности институциональных структур имеет большое значение, поскольку экологические проблемы пересекают границы отдельных отраслей и территорий и для их решения требуется участие различных государственных органов. При определении ответственности институциональных структур важное значение имеют следующие факторы: минимизация возможностей возникновения конфликтов, четкое соответствие решаемой проблемы статусу и функциям соответствующих органов, обеспечение эффективной координации среди административных органов и других организаций.


Разработка прозрачного и непротиворечивого законодательства будет способствовать более простому и осознанному использованию соответствующих законов. Те юридические и физические лица, которые должны соблюдать или исполнять законы и нормативно-правовые акты, будут их соблюдать и выполнять в том случае, когда они будут хорошо понимать, как "работают" эти законы, и почему они были приняты именно в такой редакции. Прозрачность предполагает ясность в толковании и применении законов, а устойчивость – неукоснительной следование определенным принципам.

Повышение экономической эффективности осуществления политики заключается в разработке и выборе экономических инструментов и необходимости нахождения компромисса между экологическими целями и ограниченными ресурсами для их достижения.

Существующая в России система платежей за загрязнение (при которой платежи должны рассчитываться для сотен различных загрязняющих веществ) изначально создает трудности ее реализации. Она требует значительных затрат на определение размеров платежей для каждого из сотен равноприоритетных загрязняющих веществ. Слабая структура правоприменения, низкая дисциплина выполнения нормативов в сочетании с низкими ставками платежей за загрязнение мало способствуют сокращению общего загрязнения окружающей среды в России. Система платежей должна быть упрощена, например, путем фокусирования внимания на нескольких главных загрязняющих веществах. Это позволит существенно уменьшить потребности в персонале.

Чтобы облегчить трудности, возникающие у органов управления природопользованием, необходимо расширить возможности участия частного сектора в этом процессе. Частный сектор и некоммерческие организации, включая частные компании, местные и международные неправительственные организации, научно-исследовательские институты должны играть важнейшую роль при формировании и реализации экологической политики. Местные органы самоуправления помогут выявить наиболее важные локальные проблемы и предложить пути их решения. Неправительственные организации, заинтересованные в сокращении загрязнения окружающей среды, могут сыграть важную роль, осуществляя общественный контроль деятельности ведомств и предприятий и снабжать информацией о реакции населения.

Информационно-методическая деятельность характеризует все виды работ, которые осуществляют органы управления с целью передачи юридическим и физическим лицам знаний о том, каким образом следует соблюдать установленные нормативы и стандарты. Информация такого рода преследует, среди прочего, цель добиться максимально возможного уровня выполнения нормативно-правовых актов при наименьших затратах. Эта цель может быть достигнута путем предоставления предприятиям максимально возможной адекватной информации и инструктивных материалов.

В информационно-методическую деятельность может быть включена разработка практического руководства по новым налогам. В тех случаях, когда это возможно, необходимо привлекать к работе соответствующие предприятия. Преимущество их прямого участия состоит в том, что предприятия в большей мере знакомы с условиями функционирования своей отрасли и представляют, как лучше организовать взаимосвязь между предприятиями отрасли.

Местные природоохранные органы играют важную роль в информационно-методической деятельности. Они могут оказать практическую и конкретную помощь предприятиям, включая организацию: информационных совещаний, встреч с отдельными предприятиями, семинаров для специально выбранных предприятий, посещений предприятий; ответов на телефонные запросы и письма.

Экологическая политика любого современного государства создаётся и формируется в целях сохранения природы. Неудивителен тот факт, что над человечеством возникла угроза всемирной катастрофы, решить которую можно только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений.

Цели экологической политики

Государственная политика Российской Федерации имеет важное значение не только для нашей страны, но и для блага всего человечества в целом. Именно поэтому любая концепция данной отрасли преследует решение следующих задач:

  • Сохранение природных ресурсов и экологических систем страны, обращение особого внимания на поддержку жизнедеятельности редких видов животных и сортов растений. Также в сферу экологического регулирования входит функция жизнеобеспечения устойчивого развития современного общества.
  • Экологическая политика России направлена не только на сохранение и обеспечение оптимальной жизни для животных, но также ориентирована на повышение качества жизни населения.
  • Реформы данной области касаются как общества в целом, так и отдельной личности. Таким образом, решая проблемы экологии, государство старается направить все силы на улучшение здоровья народа, а также демографической ситуации в каждом регионе.
  • Одна из самых обширных и долгосрочных задач заключается в обеспечении природной безопасности страны, защите населения от различного рода рисков как природного, так и техногенного характера.

Любая цель, которой озадачено Министерство природных ресурсов и экологии, в обязательном порядке указана в Экологической доктрине Российской Федерации.

Нормативно-правовая база развития программ

Основы экологической политики исходят из потребностей современного общества. Однако их нормативное закрепление позволяет чётко определить цели и задачи, необходимые для выполнения. При формировании и разработке того или иного положения в обязательном порядке учитывается социально-демографическое положение государства.

Большинство природоохранных реформ закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, которая предполагает провозглашение основополагающих принципов и начал, необходимых для успешной охраны и защиты окружающей среды.
  • Национальный план действий по охране окружающей среды.
  • Государственная стратегия России по охране окружающей среды.
  • Иные законы и подзаконные акты.

Главные направления государственной экологической политики

Министерство природных ресурсов и экологии определило для государства следующие направления развития:

  • Научное решение проблем. В концепции охраны окружающей среды первым положением является использование в производстве новых технологий и уникальных запатентованных разработок. Таким образом, необходимо постепенно организовать постоянное перевооружение предприятий и учреждений, несущих вред окружающей среде. Данное положение показывает необходимость снижения количества вредных выбросов, а также уменьшение загрязняющих веществ.
  • Вторым объектом реформирования является эффективное очищение питьевых вод России, пригодных для употребления в пищу. Решение проблемы достигается посредством использования подземных вод, а также за счет поиска новых чистых водоёмов, организации тщательного очищения уже используемых источников.
  • Региональная экологическая политика субъектов государства направлена на лучшую очистку коммунально-бытовых сточных вод.
  • Вовлечение в производственный оборот отходов предприятия в максимальном количестве.
  • Направление основных сил государства на очищение земель тех районов, где риск аэрогенного загрязнения значительно высок из-за предприятий промышленного типа.
  • Политика экологической безопасности нацелена на обеспечение максимальной безопасности окружающей среды при перевозке нефтепродуктов и других веществ, неблагоприятно влияющих на природу.
  • Сохранение природных территорий с уникальной флорой и фауной. Недопущение вымирания редких видов животных и растений. Помощь в спасении видов, а также создание условий для дальнейшего их размножения.
  • Регулярное проведение статистических исследований с целью получения информации, необходимой для успешной реализации политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  • Организация экологического просвещения, мест образования и культуры граждан. Формирование экологического сознания у каждого отдельного человека и общества в целом.

Перечень задач, поставленных перед государством и обществом, этими пунктами не ограничивается, так как существует неимоверное количество проблем в сфере охраны окружающей среды. Здесь также важно учитывать, что экологическая политика Российской Федерации разрабатывается в непосредственной взаимосвязи с политикой мировых организаций и содружеств государств.

Чётко определённые задачи политики

На сегодняшний день Министерство экологии разрабатывает множество нормативных актов, направленных на реализацию программы под названием «Охрана и гигиена окружающей среды».

Цель нового проекта заключается в реализации ряда природоохранных мероприятий в ближайшие сроки: улучшение экологической ситуации, повышение природной безопасности, а также постоянный контроль санитарно-технического состояния как экологии, так и общественности. Поэтому на данном этапе развития рассматриваются следующие задачи:


Результат реализации политики по охране экологии

Министерство экологии в программе по сохранению природных ресурсов определяет не только цели и задачи, но также обозначает общие достижимые результаты. В результате реализации политики, закреплённой в концепции экологической охраны, должны быть выполнены следующие задачи:

  • Повышение экологической безопасности районов, связанных с добычей, перевозкой, переработкой вредоносных и опасных материалов. К таковым относится работа с нефтью, химическими продуктами, ядерными процессами и так далее.
  • Определение чётких системных установок по быстрому устранению аварийных ситуаций, усиление мер устранения продуктов катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с высокой опасностью окружающей среды.

Каких результатов мы добились?

Не стоит думать, что политика экологической безопасности существует лишь на бумаге. Как и любой другой нормативно-правовой акт, концепция развития экологической безопасности призвана быть реализованной в практической деятельности. Документ является базой создания надёжно функционирующей системы по охране экологической и природной среды. Так как концепция действует в течение последнего десятилетия, были достигнуты следующие результаты:

  • Государственная сеть станции наблюдения провела ряд исследований, согласно которым были взяты на пробу морская вода и донные осадки. Полученные данные изучаются ведущими специалистами НИИ для выведения препарата, очищающего молекулы воды.
  • По всей стране экологами проводятся масштабные исследования по выявлению продуктов нефтепереработки, количество которых необходимо быстро сокращать. Важно обратить внимание на процентное содержание тяжёлых металлов в плодородном слое почв.
  • Также решены непосредственные проблемы экологии. Был устранён и ликвидирован ряд предприятий, несущих высокую степень опасности для окружающей среды близлежащих районов, в том числе заселённых. Устраняются иные источники негативного воздействия.
  • Подготовлены дальнейшие проекты по совершенствованию политики.

Специальные разработки

Благодаря действию общих нормативных актов, регулирующих действия по охране окружающей среды, создаются специализированные проекты, направленные на устранение локальных проблем. Так, реализация экологической политики заключается в создании правовых документов, обязательных для исполнения; подборе специалистов и контроле их деятельности, а также непосредственном устранении проблем; разработке направлений деятельности для решений задач в будущем.

На местном уровне реализуются все специальные разработки, которые были созданы масштабными научными учреждениями государства.

Министерство природных ресурсов: коротко о главном

Любая экологическая политика РФ создаётся, разрабатывается и в конечном счете реализуется только благодаря функционированию главнейшего органа природоохранной сферы – Министерства природных ресурсов и экологии. Это федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти. Министерство данного типа уполномочено осуществлять государственное регулирование в сфере охраны и защиты природы, в области использования натуральных ресурсов окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный орган по охране природы может как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами законодательной власти осуществлять разработку и утверждение нормативно-правовых актов. Кроме того, Министерство способно оказывать значительное влияние на утверждение, изменение и другие операции с федеральными конституционными законами, актами правительства, указами президента и так далее.

Рабочие сферы: первоначальная деятельность

Министерство природных ресурсов призвано осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях, первым из которых выступают земельные ресурсы. Сейчас существует большое количество экологических проблем, связанных с недрами, почвами и другими земельными ресурсами. Государственная экологическая политика направлена на проведение тщательного геологического исследования. Кроме того, к данному направлению деятельности относится рациональное использование земельных ресурсов. Так, например, важно следить за выращиванием растительных культур на одном участке в течение нескольких десятилетий; важно ограничивать выброс вредоносных продуктов производства на поверхность почв и так далее.

Вторым направлением работы Министерства является охрана водных объектов. В данную категорию также входит рациональное использование природных ресурсов. Государственный орган уполномочен следить за оптимальным и наиболее безопасным строительством водохранилищ, а также водохозяйственных систем различного назначения. Государственным бюджетом выделяются средства на сооружение защитных комплексов и гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасность.

Сферы деятельности: мировой уровень

Каждый современный школьник знает о том, что к числу всемирных проблем относится экологическая катастрофа. Именно поэтому Министерство охраны окружающей среды призвано активно участвовать в разработке мировой политики по защите планеты Земля. К данному направлению деятельности относятся следующие пункты:

  • Сохранить растительный и животный мир. Причём речь идет не только о вымирающих видах, но касается представителей, приносящих большую пользу окружающей среде. Важно также не упускать из внимания обеспечение оптимальных условий развития каждого сорта и любого вида.
  • Путём создания национальных парков и заповедников максимально защитить значимую природную территорию.
  • Выделять необходимое количество средств для очистки воздуха, а также предотвратить его дальнейшее загрязнение.
  • В случае возникновения опасности на территории одной из стран обеспечить максимальную поддержку и оказать необходимую помощь.
  • Избавиться от вредоносных отходов производства. Сократить использование радиоактивных элементов, а также не испытывать новые разработки из-за возможной угрозы уничтожения обитающий на участке флоры и фауны.
  • Постепенно совершенствовать экономический механизм регулирования воздействия на экологическую среду. Внедрять в практическую деятельность новые разработки по охране и защите окружающей среды. Предоставлять данные на всеобщее обозрение для использования их другими странами в целях устранения экологической катастрофы мирового масштаба.


Поделиться