В организации необходима реализация экологической политики. Экологическая политика Российской Федерации

Введение

Рассматривая различные типы экосистем, следует отметить, что стратегию развития любой экосистемы определяет экологическая политика системы. Разработка экологической политики направлена на решение главной задачи - обеспечение устойчивости параметров состояния среды обитания при различных видах воздействий на нее. В научно-технической и учебной литературе не принято рассматривать предприятие как локальную экологическую систему, взаимодействующую с экосистемами высших рангов. Рассматривают экологическую деятельность предприятия как природопользователя и источника загрязнений окружающей среды.

Следует рассматривать предприятие как автономную экологическую систему, основанную на его хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду, в соответствии с терминологией международных экологических стандартов. Стратегию развития экологической деятельности предприятия определяет его экологическая политика, направленная на обеспечение устойчивого состояния окружающей среды при осуществлении предприятием определенной хозяйственной деятельности. Реализация экологической политики предприятия осуществляется с помощью специальной организационной структуры управления экологической деятельностью - экологического менеджмента предприятия. В дополнение к основным видам экологической деятельности всех типов экосистем - природопользованию и природоохранной деятельности на уровне предприятия - необходимо развивать новые направления экологической деятельности, имеющие непосредственное влияние на повышение результатов его финансового и социально-экономического состояния, осуществление хозяйственной деятельности. Эти новые направления связаны с обеспечением конкурентоспособности, качества и экологической безопасности продукции и социального развития предприятия, а также с включением его экологической деятельности в автоматизированную систему управления.

Экологическая политика предприятия

Международные документы по стандартизации рекомендуют следующее определение экологической политики - это заявление предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с общей эффективностью предприятия, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая политика согласно стандартам определяет цели и задачи экологической деятельности, охват экологизацией организационных структур менеджмента предприятия, обязательства предприятия по охране окружающей среды. В конечном счете соблюдение этих условий определяет эффективность экологического менеджмента предприятия.

Экологический менеджмент предприятия является частью менеджмента хозяйственной деятельности, одним из направлений рыночных отношений предприятия. На рисунке 1 показана структура управления рыночной хозяйственной деятельностью предприятия. Важно отметить, что экологический менеджмент в данной структуре управления входит в менеджмент предприятия и его руководитель является заместителем генерального директора (управляющего, менеджера) предприятия. В составе такой команды управления экологический менеджмент может выступать и в качестве юридического лица.

С учетом некоторой аналогии с маркетинговыми исследованиями, формированием портфеля заказов на производство и реализацию конкурентоспособной продукции и бизнес-планированием документально оформленная экологическая политика предприятия должна учитывать влияние следующих факторов:

анализа внешних условий экологической деятельности с учетом особенностей региона, территории, предприятия;

здержек экологической деятельности и источников их покрытия;

енсации потерь от наносимого ущерба при воздействии загрязняющих выбросов в атмосферу, воду, почву, воздействии выбросов на флору и фауну, оценке эффективности воздействий;

мероприятий по диагностике и предотвращению аварийных ситуаций и катастроф;

комплектующих, топливно-энергетических ресурсов, условий хранения и транспортировки энергоносителей, расходных материалов и веществ;

анализа жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями охраны окружающей среды;

чения работников предприятия по проблемам экологизации хозяйственной деятельности.

Считается, например, что экологическая политика предприятия должна учитывать следующие требования:

образование и внедрение специализированной структуры управления;

обязательность выполнения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

льности предприятия, связанными с охраной окружающей среды и техникой безопасности, санитарным состоянием условий производства и обеспечением качества и безопасности продукции;

общедоступность документированной экологической политики для персонала предприятия и других заинтересованных участников его хозяйственной деятельности;

оценку и мониторинг соответствия экологических параметров хозяйственной деятельности предприятия и ее взаимодействия с окружающей средой.

Заметим, что эти требования, как и рассмотренные выше факторы, положенные в основу экологической политики предприятия, не противоречат положениям экологического менеджмента экосистем. Существует главная проблема экологической политики экосистем и предприятий, которая до сих пор остается за рамками нормативно-методических основ экологической политики. Суть проблемы состоит в следующем.

Если принять за аксиому положение о том, что экологическая безопасность общества и среды обитания характеризуется устойчивостью параметров состояния компонентов экосистем, то необходимо располагать нормативами этих параметров в виде допустимых равновесных диапазонов изменения этих параметров. Такое нормирование необходимо осуществлять, прежде всего, для планетарной экосистемы и продолжить его далее последовательно для национальных и региональных экосистем. Эти нормативы определят допустимые воздействия на параметры состояния компонентов экосистем. Таким образом, предоставляется возможность составить своеобразный экологический кадастр допустимых воздействий, а также для каждого вида воздействия на параметр состояния компонента экосистемы установить стоимостный эквивалент обеспечения допустимого воздействия и стоимостный эквивалент компенсации нанесенного ущерба среде обитания при допустимом воздействии на отдельные компоненты системы и па систему в целом. Предприятие является частью региональной экосистемы. Поэтому нормативно-методической базой экологической политики предприятия мог бы служить экологический кадастр данного региона. Этот кадастр можно было бы положить и в основу планирования экологической деятельности предприятия.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При этом абсолютное большинство экологических действий связаны с природопользованием и охраной окружающей среды.

При разработке экологических программ и проектов разных уровней принципиальное значение имеет обоснованность критериев и допустимых нормативов при оценке степени опасности воздействия результатов хозяйственной деятельности на окружающую среду, масштабов этой опасности, ее интенсивности и длительности, а также компенсации от нанесенного ущерба в материальном и денежном выражении. Опасность хозяйственной деятельности предприятия заключается в состоянии инженерных коммуникаций, в процессах использования топливно-энергетических и природных ресурсов, в наличии шумов и вибраций, излучений, в освещенности рабочих мест и в других источниках воздействия на окружающую среду и персонал предприятия. Состояние таких источников контролируется с помощью диагностики и экологического мониторинга. Диагностика связана с оценкой основного и вспомогательного технологического оборудования, учетом, хранением, транспортировкой и утилизацией отходов производства, идентификацией загрязнения окружающей среды материалами, веществами, соединениями химических элементов при взаимодействии которых с другими химическими элементами образуются новые вредные вещества.

С учетом положений экологической политики и на основе экологических программ и проектов, их экспертизы, плана экологических мероприятий, мониторинга состояния окружающей среды, нормативов потребления ресурсов и финансовых средств разрабатывается экологическая программа предприятия. Это главный исполнительный документ экологического менеджмента предприятия. Основные элементы экологической программы предполагается использовать при составлении экологического паспорта природопользователя (предприятия), содержание которого приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Экологический паспорт промышленного предприятия

Направление экологической деятельности

Оценка состояния

Экологические нормативы

Природопользование

Нормативы потребления природных ресурсов

Текущие и капитальные затраты

Охрана окружающей среды

Нормативы допустимых воздействий и их источники

Текущие и капитальные затраты. Запасы и резервы

Экологизация технологии производства продукции

Нормативы экологической безопасности продукции. Технические регламенты

Плановая норма прибыли от производства и реализации конкурентоспособной, экологически чистой продукции

Информационное обеспечение экологической деятельности

Система управления СОБЭП

Оценка эффективности экологического менеджмента предприятия

Экологическая безопасность при нештатных и аварийных ситуациях

План мероприятий

Оценка возмещения экологического вреда

Экологическое состояние предприятия

Сертификация АСОКП, СОБЭП

предприятия

Нормативы затрат на сертификацию

Положения экологической политики и структура экологической программы предприятия зависят от использования обоснованных критериев экологичности хозяйственной деятельности. В качестве таких критериев рассматривают экологически чистое производство, экологически чистую продукцию, экологически безопасную окружающую среду при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.

В интересах обеспечения конкурентоспособности продукции, в интересах товаропроизводителей и потребителей наиболее важным является критерий экологической чистоты продукции. Он требует комплексной оценки. Такая оценка производится на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на этапе подготовки к производству и при серийном производстве продукции, на этапах ее эксплуатации и утилизации. Такая оценка не только носит количественный анализ экологичности продукции, но и охватывает различные направления хозяйственной деятельности, связанные с определением источников и видов воздействий на окружающую среду, включая анализ последствий воздействий на окружающую среду на территории региона производства продукции, а также на территории ее использования по назначению.

Рассматривается и воздействие продукции на окружающую среду, которое оценивается по уровню опасности, длительности воздействия (кратковременное, или импульсное, периодическое, непрерывное, аварийное), характеру воздействия (прямое, косвенное, кумулятивное) и учитывает территориальный фактор. Анализ этих воздействий распространяется не только на продукцию, но и на условия ее производства, на состояние воздушного и водного бассейна предприятия, земельного участка и прилегающей к предприятию территории санитарно-охранной зоны.

Требование экологической чистоты (безопасности) продукции предполагает максимально возможное исключение из производства токсичных материалов и веществ, сырьевых компонентов, которые могут переходить в неизменном виде в готовую продукцию или образовывать вторичные вредные вещества при взаимодействии, например, со вспомогательными материалами. Эти требования в конечном счете направлены на устранение выбросов токсичных веществ в окружающую среду.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт И СО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, но снижению вредного воздействия: На окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

Система управления качеством продукции и система управления охраной окружающей среды должны сосуществовать не параллельно при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, а совместно и на паритетных основах. Основной функцией экологического менеджмента предприятия следует считать обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности с учетом всех направлений экологической деятельности предприятия. При этом система управления экологической безопасностью должна быть совмещена с системой обеспечения качества продукции как в части нормативных требований к продукции и условиям ее производства, так и в части применяемых методов и средств мониторинга, контроля измерений и испытаний, а также в части подтверждения соответствия продукции установленным требованиям качества и экологической безопасности на этапе эксплуатации продукции. Дополнительными функциями такой системы являются природопользование и охрана окружающей среды, экологический мониторинг этих направлений, действия в условиях нештатных и аварийных ситуаций, связанных с нерегламентированными выбросами, сбросами и отходами производства. Следовательно, значительная часть экологических требований и действий может осуществляться в системе обеспечения качества продукции и менеджментом качества и экологическим менеджментом совместно.

Именно совмещение функций, а не поглощение экологической системы системой качества, является вполне оправданным не только по общенормативным требованиям экологической безопасности, общеметодическим подходам к решению практических задач, общетехнологическим средствам измерений и испытаний. Оно подтверждено также комплексностью и системностью решения этой задачи. Система управления экологической безопасностью создается на базе системы управления качеством продукции с использованием унифицированных информационных компьютерных технологий, в частности технологий штрихового кодирования. Напомним, что система обеспечения качества продукции как система обеспечения ее конкурентоспособности создается в интересах товаропроизводителей и потребителей, а система обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности (включая систему охраны окружающей среды) предприятия создается в интересах устойчивого развития общества и среды обитания.

Экологическая политика предприятия должна содержать также требования к подтверждению соответствия продукции, условий ее производства и безопасности окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Подтверждение соответствия, проводимое в добровольной или обязательной формах, рассматривается как акт общественного признания экологической безопасности предприятия, производимой им и реализуемой продукции, как рейтинговый имидж предприятия. Кроме того, если выпускаемая продукция входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, то без документов о таком подтверждении она не допускается на рынок потребления. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям безопасности, утверждается Правительством Республики Беларусь. Отсутствие таких документов на эту категорию продукции является дополнительным препятствием для свободной конкуренции, получения инвестиций, лицензирования, квотирования, участия в тендерах на разработку программ и проектов.

Реализация экологической политики – это установление взаимосвязи между намерениями лиц, принимающих решения, и экологическими субъектами с целью экологизации их хозяйственной деятельности, снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и достижения целевых экологических показателей.

Прежде, чем приступить к стадии реализации экологической политики и выполнению плана действий должно быть принято официальное решение, которым утверждается единое направление действий. Формой такого официального решения может быть постановление Правительства Российской Федерации или соответствующее решение Администрации субъекта Федерации о принятии концепции экологической политики и утверждении плана действий.

В природоохранных стратегиях (планах) обычно выделяют следующие ключевые условия для повышения эффективности функционирования институциональных структур и лучшего осуществления принятых решений:

· наличие эффективных структур и необходимых ресурсов по реализации принятых решений;

· четкое распределение ответственности между институциональными структурами;

· разработка непротиворечивого и «прозрачного» законодательства;

· повышение экономической эффективности осуществления экологической политики;

· информационно-методическое обеспечение реализации экологической политики.

Наличие эффективных структур и необходимых ресурсов предполагает существование адекватных фондов, наличие персонала соответствующей квалификации и политическую поддержку принятым правилам и требованиям. Возможности ведомств, на которые возложена ответственность за выполнение нормативных актов, часто ограничены. Однако эффективное распределение ответственности между институциональными структурами и наличие четкого и непротиворечивого законодательства создает предпосылки уменьшения потребности в ресурсах для выполнения нормативных требований.

В ситуации, когда выделяются недостаточные фонды и отсутствует квалифицированный персонал, традиционная реакция состоит в требовании дополнительных ресурсов. Однако, суть проблемы исполнения не в этом. В первую очередь необходимо эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы и уметь привлекать внешние источники финансирования. Не нужно требовать, нужно уметь заинтересовывать.

Если увеличение или привлечение дополнительного финансирования маловероятно, то возможны следующие два направления экологической политики: 1- снизить потребность в ресурсах на осуществляемые виды деятельности за счет экономии средств; 2- видоизменить приоритеты с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Четкое формулирование и разделение ответственности институциональных структур имеет большое значение, поскольку экологические проблемы пересекают границы отдельных отраслей и территорий и для их решения требуется участие различных государственных органов. При определении ответственности институциональных структур важное значение имеют следующие факторы: минимизация возможностей возникновения конфликтов, четкое соответствие решаемой проблемы статусу и функциям соответствующих органов, обеспечение эффективной координации среди административных органов и других организаций.


Разработка прозрачного и непротиворечивого законодательства будет способствовать более простому и осознанному использованию соответствующих законов. Те юридические и физические лица, которые должны соблюдать или исполнять законы и нормативно-правовые акты, будут их соблюдать и выполнять в том случае, когда они будут хорошо понимать, как "работают" эти законы, и почему они были приняты именно в такой редакции. Прозрачность предполагает ясность в толковании и применении законов, а устойчивость – неукоснительной следование определенным принципам.

Повышение экономической эффективности осуществления политики заключается в разработке и выборе экономических инструментов и необходимости нахождения компромисса между экологическими целями и ограниченными ресурсами для их достижения.

Существующая в России система платежей за загрязнение (при которой платежи должны рассчитываться для сотен различных загрязняющих веществ) изначально создает трудности ее реализации. Она требует значительных затрат на определение размеров платежей для каждого из сотен равноприоритетных загрязняющих веществ. Слабая структура правоприменения, низкая дисциплина выполнения нормативов в сочетании с низкими ставками платежей за загрязнение мало способствуют сокращению общего загрязнения окружающей среды в России. Система платежей должна быть упрощена, например, путем фокусирования внимания на нескольких главных загрязняющих веществах. Это позволит существенно уменьшить потребности в персонале.

Чтобы облегчить трудности, возникающие у органов управления природопользованием, необходимо расширить возможности участия частного сектора в этом процессе. Частный сектор и некоммерческие организации, включая частные компании, местные и международные неправительственные организации, научно-исследовательские институты должны играть важнейшую роль при формировании и реализации экологической политики. Местные органы самоуправления помогут выявить наиболее важные локальные проблемы и предложить пути их решения. Неправительственные организации, заинтересованные в сокращении загрязнения окружающей среды, могут сыграть важную роль, осуществляя общественный контроль деятельности ведомств и предприятий и снабжать информацией о реакции населения.

Информационно-методическая деятельность характеризует все виды работ, которые осуществляют органы управления с целью передачи юридическим и физическим лицам знаний о том, каким образом следует соблюдать установленные нормативы и стандарты. Информация такого рода преследует, среди прочего, цель добиться максимально возможного уровня выполнения нормативно-правовых актов при наименьших затратах. Эта цель может быть достигнута путем предоставления предприятиям максимально возможной адекватной информации и инструктивных материалов.

В информационно-методическую деятельность может быть включена разработка практического руководства по новым налогам. В тех случаях, когда это возможно, необходимо привлекать к работе соответствующие предприятия. Преимущество их прямого участия состоит в том, что предприятия в большей мере знакомы с условиями функционирования своей отрасли и представляют, как лучше организовать взаимосвязь между предприятиями отрасли.

Местные природоохранные органы играют важную роль в информационно-методической деятельности. Они могут оказать практическую и конкретную помощь предприятиям, включая организацию: информационных совещаний, встреч с отдельными предприятиями, семинаров для специально выбранных предприятий, посещений предприятий; ответов на телефонные запросы и письма.

Социальные конфликты, возникающие вокруг экологических проблем, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов, во многом вызваны отсутствием адекватной информации о предприятиях и реализованных технологических процессах. Поэтому в создании и распространении достоверной экологической информации о предприятии должны быть в первую очередь заинтересованы его руководители и сотрудники. Но в этом случае обычное копирование сугубо технических материалов или распространение рекламных буклетов не может сыграть положительной роли. Информация для общественности должна быть особенной, и одной из активно развивающихся форм разработки такой информации стало в последнее время декларирование предприятиями экологической политики. Пока этот термин достаточно нов для России. В соответствии в международными подходами (рекомендациями стандартов ISO 14000), экологическую политику понимают как определенную организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.

Экологическая политика должна соответствовать масштабу и природе воздействия на окружающую среду, создаваемого деятельностью, продуктами и услугами предприятия (или компании, корпорации в целом). Среди прочих, политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента и к предотвращению загрязнения окружающей среды. Экологическая политика предприятия оформляется в виде документа, который доводится до сведения всех сотрудников организации и является доступным общественности.

Разработка экологической политики как совокупности намерений и принципов, оформление ее в виде специального документа и более того, открытого для общественности, звучит для наших условий достаточно необычно. Так ли уж устоялись аналогичные подходы за рубежом? Нет, но все большее и большее число предприятий, в том числе, и традиционно считавшихся опасными для окружающей среды и населения, считает выгодным придерживаться открытой экологической политики. Одна из химических корпораций Великобритании, например, в 1996 году приняла единую экологическую политику.

"Компания отдает себе в том, что функционирование ее предприятий, как и любая антропогенная деятельность, приводит к изменениям в окружающей среде. Компания считает свой обязанностью вести работу таким образом, чтобы ее деятельность была социально значимой и отвечала требованиям законодательства. Основная цель компании состоит в том, чтобы охрана окружающей среды стала неотъемлемой частью бизнеса в краткосрочном и долговременном масштабах".

За основным политическим заявлением, в котором, кстати, нет увещеваний в том, что производимая продукция является экологически чистой, и нет рекламы выпускаемых химикатов, следует обоснование того, по какому пути намеревается идти компания, чтобы достичь поставленной цели.

Компания открыто заявляет, что будет ставить и выполнять конкретные экологические задачи, направленные на постоянное улучшение системы экологического менеджмента и на уменьшение воздействия на окружающую среду. А также оценивать достигнутый эффект, в том числе, с привлечением независимых экспертов.

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14000).

Более того, компания обязуется поддерживать высокий уровень осведомленности сотрудников и населения о том, какое воздействие оказывает деятельность ее предприятий на окружающую среду в штатном и аварийном режимах. Осведомлять публику компания собирается путем публикации материалов в открытой печати, в собственной газете, а также посредством создания буклетов и фильмов о заводах, приглашения желающих посетить предприятия и принять участие во встречах за круглым столом.

В чем же состоит выгода для предприятия? Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к российскому опыту. Он не столь разнообразен, как опыт голландских или британских компаний, но главное - начало положено. В настоящее время региональная организация Эколайн совместно с партнерами из США (неправительственная организация ЭКОЛОГИЯ), а также с экспертами из России и Америки, работает над проектом, посвященным развитию добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов РФ.

Руководством одного из российских предприятий, причем не из суперновых заводов, использующих импортные технологии, принято решение о разработке открытой экологической политики. Экологическая миссия (основа экологической политики) сформулирована следующим образом:

"Компания "Символ", один из старейших производителей стекольной продукции в России, в полной мере осознает необходимость сокращения воздействия технологических процессов на окружающую среду. Ответственность руководства и всех сотрудников предприятия определяется также тем, что компания "Символ" расположена в буферной зоне охраняемой природной территории - национального парка "Мещера". В сложной социально-экономической ситуации компания стремится сохранить и расширить производство, упрочить позиции на рынке, предпринимая усилия для выполнения экологической политики".

К числу первоочередных аспектов экологической политики предприятия отнесено поэтапное уменьшение воздействия производственных процессов на природные комплексы, в первую очередь - за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих чрезмерных затрат.

Руководство предприятия полностью отдает себе отчет в том, что декларирование скорейшего перехода к чистому производству не подтверждено никакими реальными (профессиональными, финансовыми и организационными) возможностями. Делается сознательный акцент на более полном использование дополнительных местных ресурсов (педагогических, возможностей общественного экологического мониторинга и контроля), на постепенном ужесточении требований к производственной дисциплине наряду с экологическим информированием персонала.

Серьезным мотивом публичного декларирования экологической политики предприятия уже на стадии ее разработки стало осознание руководством и сотрудниками предприятия моральной ответственности за сложившуюся экологическую ситуацию и возможности ее улучшения. Все эти люди не только работают на территории национального парка, но и живут (а в большинстве случаев здесь выросли и растят детей) в зоне влияния собственного производства.

Одной из наиболее характерных черт действительной экологической открытости предприятия является принятие широкого спектра добровольных экологических обязательств (по отношению к персоналу, инвесторам, акционерам, населению, общественности, местной власти).

Конкретные задачи природоохранной деятельности и обязательства предприятия не выглядят, вероятно, слишком впечатляюще. Но главное - они актуальны и направлены на постепенное улучшение экологической ситуации, разрядку социальной напряженности, поддержку политики охраняемой природной территории.

В рассмотренной ситуации обозначить традиционным образом границы между "тремя секторами" (предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по экологии и работники районной администрации - это общественность города; предприниматели - выпускники школ, лидирующих в экологическом образовании и воспитании учащихся. Инициатива предприятия создала предпосылки для преодоления негативных тенденций в развитии экологической ситуации на территориальном уровне. Выигрывает общество в целом. Доверительные отношения складываются не только с местной общественностью, но и с природоохранительными органами.

Есть перспективы роста экологической эффективности деятельности предприятия: проводится оценка и учет скрытых экологических издержек, снижается их риск. Все использованные приемы и методы малозатратны.

Все это ведет к созданию выгодного экологического имиджа предприятия, получению льгот и преимуществ при инвестировании и налоговых льгот, к приобретению дополнительных гарантий качества продукции, повышению конкурентоспособности, к дополнительным возможностям для обоснованной рекламы.

Таким образом, экологическая "прозрачность" и готовность предприятия к конструктивному диалогу со всеми заинтересованными лицами и сторонами стали важнейшим условием достижения разумного компромисса, общественного экологического договора.

Полученный опыт позволяет с уверенностью говорить о наличии на сегодня в России всех необходимых возможностей и условий для развития практической деятельности в области экологического менеджмента, активного формирования промышленной экологической культуры и культуры предпринимательства. Следует подчеркнуть, что все описанные результаты достигнуты в условиях переходной экономики и крайней ограниченности финансовых и материальных возможностей для решения экологических проблем. В целом итоги работ можно оценивать как первые необходимые шаги, сделанные предприятием в направлении будущей сертификации в соответствии с международными экологическими стандартами, что должно облегчить выход продукции на мировой рынок.

Статья Т.В. Гусевой, М.В. Хотулевой, Е.Г. Винокурова, А.Е. Хачатурова.

Экологическая политика любого современного государства создаётся и формируется в целях сохранения природы. Неудивителен тот факт, что над человечеством возникла угроза всемирной катастрофы, решить которую можно только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений.

Цели экологической политики

Государственная политика Российской Федерации имеет важное значение не только для нашей страны, но и для блага всего человечества в целом. Именно поэтому любая концепция данной отрасли преследует решение следующих задач:

  • Сохранение природных ресурсов и экологических систем страны, обращение особого внимания на поддержку жизнедеятельности редких видов животных и сортов растений. Также в сферу экологического регулирования входит функция жизнеобеспечения устойчивого развития современного общества.
  • Экологическая политика России направлена не только на сохранение и обеспечение оптимальной жизни для животных, но также ориентирована на повышение качества жизни населения.
  • Реформы данной области касаются как общества в целом, так и отдельной личности. Таким образом, решая проблемы экологии, государство старается направить все силы на улучшение здоровья народа, а также демографической ситуации в каждом регионе.
  • Одна из самых обширных и долгосрочных задач заключается в обеспечении природной безопасности страны, защите населения от различного рода рисков как природного, так и техногенного характера.

Любая цель, которой озадачено Министерство природных ресурсов и экологии, в обязательном порядке указана в Экологической доктрине Российской Федерации.

Нормативно-правовая база развития программ

Основы экологической политики исходят из потребностей современного общества. Однако их нормативное закрепление позволяет чётко определить цели и задачи, необходимые для выполнения. При формировании и разработке того или иного положения в обязательном порядке учитывается социально-демографическое положение государства.

Большинство природоохранных реформ закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, которая предполагает провозглашение основополагающих принципов и начал, необходимых для успешной охраны и защиты окружающей среды.
  • Национальный план действий по охране окружающей среды.
  • Государственная стратегия России по охране окружающей среды.
  • Иные законы и подзаконные акты.

Главные направления государственной экологической политики

Министерство природных ресурсов и экологии определило для государства следующие направления развития:

  • Научное решение проблем. В концепции охраны окружающей среды первым положением является использование в производстве новых технологий и уникальных запатентованных разработок. Таким образом, необходимо постепенно организовать постоянное перевооружение предприятий и учреждений, несущих вред окружающей среде. Данное положение показывает необходимость снижения количества вредных выбросов, а также уменьшение загрязняющих веществ.
  • Вторым объектом реформирования является эффективное очищение питьевых вод России, пригодных для употребления в пищу. Решение проблемы достигается посредством использования подземных вод, а также за счет поиска новых чистых водоёмов, организации тщательного очищения уже используемых источников.
  • Региональная экологическая политика субъектов государства направлена на лучшую очистку коммунально-бытовых сточных вод.
  • Вовлечение в производственный оборот отходов предприятия в максимальном количестве.
  • Направление основных сил государства на очищение земель тех районов, где риск аэрогенного загрязнения значительно высок из-за предприятий промышленного типа.
  • Политика экологической безопасности нацелена на обеспечение максимальной безопасности окружающей среды при перевозке нефтепродуктов и других веществ, неблагоприятно влияющих на природу.
  • Сохранение природных территорий с уникальной флорой и фауной. Недопущение вымирания редких видов животных и растений. Помощь в спасении видов, а также создание условий для дальнейшего их размножения.
  • Регулярное проведение статистических исследований с целью получения информации, необходимой для успешной реализации политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
  • Организация экологического просвещения, мест образования и культуры граждан. Формирование экологического сознания у каждого отдельного человека и общества в целом.

Перечень задач, поставленных перед государством и обществом, этими пунктами не ограничивается, так как существует неимоверное количество проблем в сфере охраны окружающей среды. Здесь также важно учитывать, что экологическая политика Российской Федерации разрабатывается в непосредственной взаимосвязи с политикой мировых организаций и содружеств государств.

Чётко определённые задачи политики

На сегодняшний день Министерство экологии разрабатывает множество нормативных актов, направленных на реализацию программы под названием «Охрана и гигиена окружающей среды».

Цель нового проекта заключается в реализации ряда природоохранных мероприятий в ближайшие сроки: улучшение экологической ситуации, повышение природной безопасности, а также постоянный контроль санитарно-технического состояния как экологии, так и общественности. Поэтому на данном этапе развития рассматриваются следующие задачи:


Результат реализации политики по охране экологии

Министерство экологии в программе по сохранению природных ресурсов определяет не только цели и задачи, но также обозначает общие достижимые результаты. В результате реализации политики, закреплённой в концепции экологической охраны, должны быть выполнены следующие задачи:

  • Повышение экологической безопасности районов, связанных с добычей, перевозкой, переработкой вредоносных и опасных материалов. К таковым относится работа с нефтью, химическими продуктами, ядерными процессами и так далее.
  • Определение чётких системных установок по быстрому устранению аварийных ситуаций, усиление мер устранения продуктов катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с высокой опасностью окружающей среды.

Каких результатов мы добились?

Не стоит думать, что политика экологической безопасности существует лишь на бумаге. Как и любой другой нормативно-правовой акт, концепция развития экологической безопасности призвана быть реализованной в практической деятельности. Документ является базой создания надёжно функционирующей системы по охране экологической и природной среды. Так как концепция действует в течение последнего десятилетия, были достигнуты следующие результаты:

  • Государственная сеть станции наблюдения провела ряд исследований, согласно которым были взяты на пробу морская вода и донные осадки. Полученные данные изучаются ведущими специалистами НИИ для выведения препарата, очищающего молекулы воды.
  • По всей стране экологами проводятся масштабные исследования по выявлению продуктов нефтепереработки, количество которых необходимо быстро сокращать. Важно обратить внимание на процентное содержание тяжёлых металлов в плодородном слое почв.
  • Также решены непосредственные проблемы экологии. Был устранён и ликвидирован ряд предприятий, несущих высокую степень опасности для окружающей среды близлежащих районов, в том числе заселённых. Устраняются иные источники негативного воздействия.
  • Подготовлены дальнейшие проекты по совершенствованию политики.

Специальные разработки

Благодаря действию общих нормативных актов, регулирующих действия по охране окружающей среды, создаются специализированные проекты, направленные на устранение локальных проблем. Так, реализация экологической политики заключается в создании правовых документов, обязательных для исполнения; подборе специалистов и контроле их деятельности, а также непосредственном устранении проблем; разработке направлений деятельности для решений задач в будущем.

На местном уровне реализуются все специальные разработки, которые были созданы масштабными научными учреждениями государства.

Министерство природных ресурсов: коротко о главном

Любая экологическая политика РФ создаётся, разрабатывается и в конечном счете реализуется только благодаря функционированию главнейшего органа природоохранной сферы – Министерства природных ресурсов и экологии. Это федеральный орган, принадлежащий исполнительной ветви власти. Министерство данного типа уполномочено осуществлять государственное регулирование в сфере охраны и защиты природы, в области использования натуральных ресурсов окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный орган по охране природы может как самостоятельно, так и во взаимодействии с органами законодательной власти осуществлять разработку и утверждение нормативно-правовых актов. Кроме того, Министерство способно оказывать значительное влияние на утверждение, изменение и другие операции с федеральными конституционными законами, актами правительства, указами президента и так далее.

Рабочие сферы: первоначальная деятельность

Министерство природных ресурсов призвано осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях, первым из которых выступают земельные ресурсы. Сейчас существует большое количество экологических проблем, связанных с недрами, почвами и другими земельными ресурсами. Государственная экологическая политика направлена на проведение тщательного геологического исследования. Кроме того, к данному направлению деятельности относится рациональное использование земельных ресурсов. Так, например, важно следить за выращиванием растительных культур на одном участке в течение нескольких десятилетий; важно ограничивать выброс вредоносных продуктов производства на поверхность почв и так далее.

Вторым направлением работы Министерства является охрана водных объектов. В данную категорию также входит рациональное использование природных ресурсов. Государственный орган уполномочен следить за оптимальным и наиболее безопасным строительством водохранилищ, а также водохозяйственных систем различного назначения. Государственным бюджетом выделяются средства на сооружение защитных комплексов и гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасность.

Сферы деятельности: мировой уровень

Каждый современный школьник знает о том, что к числу всемирных проблем относится экологическая катастрофа. Именно поэтому Министерство охраны окружающей среды призвано активно участвовать в разработке мировой политики по защите планеты Земля. К данному направлению деятельности относятся следующие пункты:

  • Сохранить растительный и животный мир. Причём речь идет не только о вымирающих видах, но касается представителей, приносящих большую пользу окружающей среде. Важно также не упускать из внимания обеспечение оптимальных условий развития каждого сорта и любого вида.
  • Путём создания национальных парков и заповедников максимально защитить значимую природную территорию.
  • Выделять необходимое количество средств для очистки воздуха, а также предотвратить его дальнейшее загрязнение.
  • В случае возникновения опасности на территории одной из стран обеспечить максимальную поддержку и оказать необходимую помощь.
  • Избавиться от вредоносных отходов производства. Сократить использование радиоактивных элементов, а также не испытывать новые разработки из-за возможной угрозы уничтожения обитающий на участке флоры и фауны.
  • Постепенно совершенствовать экономический механизм регулирования воздействия на экологическую среду. Внедрять в практическую деятельность новые разработки по охране и защите окружающей среды. Предоставлять данные на всеобщее обозрение для использования их другими странами в целях устранения экологической катастрофы мирового масштаба.

В данной главе анализируются теоретические основы экологической политики, ее инструментов, компонентов и механизмов. Кроме того, дается описание экономических последствий наличия в стране экологических проблем, а также характеризуются системы управления качеством окружающей среды, контроля и мониторинга ее состояния.

Экологическая политика: понятие, виды, принципы

Экологическая политика - это сравнительно новый вид государственной политики стран мира, а также направление деятельности различных политических, экономических, государственных и негосударственных организаций. На формирование и развитие экологической политики различных государств и регионов оказывает влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми можно считать уровень экономического и социального развития общества, уровень влияние экологических проблем на развитие страны, уровень развития производства и масштабы использования природных ресурсов, а также уровень экологической грамотности и культуры населения. Особенности формирования экологической политики связаны, в первую очередь, с тем этапом развития, на котором страна находится. Процесс формирования региональной экологической политики также зависит от политических установок в обществе и системы государственного устройства.

Мы можем определить экологическую политику, как направление деятельности государственных и общественных организаций, нацеленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и решение экологических проблем. Однако, необходимо разграничивать понятие «экологическая политика» с точки зрения глобального и регионального уровней. В глобальном масштабе «экологическая политика» - это комплекс мер и акций международно-политических и общественных организаций, основной целью которых является рассмотрение глобальных экологических проблем с точки зрения влияния этих проблем на социально - экономическое развитие всего общества, а также с учетом имеющихся ресурсов и их распределения. Региональная экологическая политика по набору функции схожа с глобальной, однако она рассматривает влияние экологических проблем с точки зрения одного континента, страны или региона.

В современном мире большое внимание уделяется региональной экологической политике, в особенности с точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Региональная экологическая политика является одной из важнейших составляющих государственной политики большинства развитых стран. В данном случае мы можем говорить об элементах государственной экологической политики. Среди них можно выделить цели, механизмы и инструменты реализации, приоритеты и затраты на осуществление. Государственная экологическая политика основывается на экономических и социальных задачах всей государственной политики, а также зависит от степени оказываемого влияния экологическими проблемами и природными катастрофами на развитие страны, уровня научно - технического прогресса и возможностей применения его достижений для решения экологических проблем. Социальная экологическая политика чаще всего рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение экологической грамотности населения, и регулирующих отношение населения страны к использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что уровень экономического развития страны и состояние окружающей среды тесно взаимосвязаны. Обеспечение высоких темпов роста без проведения мероприятий по охране окружающей среды приведет к деградации окружающей среды, а также окажет влияние на жизнь и здоровье людей, что в свою очередь, приведет в долгосрочной перспективе к еще более негативным последствиям.

Процесс реализации экологической политики включает в себя три ступени:

  • · Разработка нормативно - правовых актов, административно - контрольных мер, прямого регламентирования со стороны государственных органов;
  • · Создание институтов экологического контроля и мониторинга;
  • · Разработка и внедрение инструментов экономического стимулирования, связанного с развитием различных рыночных механизмов и направленного на экологизацию хозяйственной деятельности экономических агентов.

Основными инструментами экологической политики являются административные и экономические методы. К экономическим методам можно отнести различные способы стимулирования пользователей природных ресурсов к разработке, использованию и усовершенствованию ресурсосберегающих технологий, а также побуждения их к использованию более экологически чистых методов организации и осуществления производственной деятельности. К таким методам непосредственно можно отнести инструменты ценовой и фискальной политики, программы субсидирования государством различных экологических программ, а также продажу прав на загрязнение. К числу административных методов относятся система штрафов, законодательное регулирование, экологические платежи, установление норм предельно допустимых выбросов для различных источников загрязнения окружающей среды, включая электростанции, промышленные предприятия и автотранспорт.

Существует и более детальная классификация методов экологической политики. В социальной экологии выделяют следующие механизмы экологической политики: законодательно - правовые, экономические, политические, образовательные и научно - технические. Законодательно - правовые методы в данном случае рассматриваются как набор законодательных актов и нормативно - правовых документов, которые регулируют отношения между государством, обществом и природой, а также устанавливают штрафы за загрязнение окружающей среды. Под научно - техническими методами понимается набор знаний и технологий, способствующих предотвращению и решению экологических проблем. Под политическими методами понимаются действия политических партий и организаций по благоустройству природоохранных комплексов, заповедников. Особое место занимают образовательные меры, так как их основной задачей является воспитание общества в духе бережного отношения к природе.

Процесс реализации экологической политики осуществляется субъектами экологической политики, к числу которых относятся: государства, экономические агента, политические партии и организации, негосударственный организации и научно - исследовательские и образовательные учреждения.

К целям экологической политики относятся: достижение результатов в области охраны окружающей среды и решение как региональных, так и глобальных экологических проблем, рациональное природопользование, сохранение здоровья населения и уменьшения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека, применение экологических отношений для решения других задач государственной политики. Для осуществления данных целей необходимо, в первую очередь, решить ряд важнейших задач:

  • · разработка, усовершенствование и освоение населением методов рационального использования природных ресурсов, а также экологически чистых методов производства;
  • · формирование в обществе системы ценности окружающей среды и понимание ограниченности природных ресурсов;
  • · воспитание населения с осознанием стратегии глобального устойчивого развития;
  • · разработка системы безопасной утилизации отходов;
  • · обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества продуктов питания;
  • · снижение риска катастроф природного и техногенного характера.

Для решения выше описанных задач, государству необходимо разработать четкую экологическую политику, а также способствовать финансовому и материальному обеспечению изучения состояния окружающей среды и биологического разнообразия, созданию эффективной системы мониторинга за состоянием окружающей среды и ее компонентов, разработке методов по контролю за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов, финансированию и поддержке использованию компаниями энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Одним из направлений экологической политики также является уменьшение ущерба, наносимого природной среде от антропогенной деятельности. Такой ущерб можно разделить на исчисляемый и условно - исчисляемый ущерб.

К исчисляемому ущербу относятся экономический и социально - экономический виды ущерба. Экономический ущерб - это затраты государства на ликвидацию последствий природных бедствий и катастроф, потери общества в результате недополучения результатов лесохозяйственной, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, снижение урожайности и как следствие усиление продовольственной проблемы, затраты на поддержание и восстановление равновесия в экосистемах, потери топлива, сырья и материалов.

К социально - экономическому ущербу относятся затраты на сохранение рекреационных ресурсов, увеличение численности людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также последствия от миграции населения, вызванной ухудшением состояния окружающей среды.

Условно-исчисляемый ущерб -- это увеличение патологических изменений в человеческом организме, рост числа людей, которые страдают аллергиями с детства, а также эстетический ущерб, наносимый населению, от изменения вида окружающих ландшафтов вследствие загрязнения окружающей среды.

Правильная интерпретация экономического ущерба от экологических проблем необходима практически во всех сферах экономической деятельности. Она позволяет оценить эффективность экономики региона или страны в целом, а также способствует развитию таких рыночных механизмов контроля за состоянием окружающей среды, как экологическое страхование. Отсутствие качественной оценки экологического ущерба приводит к тому, что природопользование исключается из состава факторов, которые определяют общую эффективность экономики.



Поделиться