Государственное регулирование инновационной. Государственное регулирование инновационной деятельности в россии

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом.

Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным.

Прямое регулирование более свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям: установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении; применение государством санкций и мер ответственности; создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий); заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестимулирование осуществления деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в правовую форму акта . Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, разрешения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов: нормы, нормативы (например, нормы амортизационных отчислений); лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду); размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей; квоты (например, при экспорте товаров); коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов); резервы (например, установление сумм, резервируемых коммерческими банками); размеры капиталов и фондов (например, установление минимального размера уставного капитала).

Современный этап развития мировой экономики характеризуется все ускоряющимся процессом глобализации, где важнейшую роль играет инновационная и информационная инфраструктура государств. Главной стратегической целью развития России сегодня является перевод ее экономики на инновационный путь развития, рост конкурентоспособности и повышение качества жизни людей. В условиях широкого развития информационных технологий, вовлечения России в глобализационные процессы, основными факторами социально-экономического развития становятся передовые прорывные открытия и технологии, рост качества человеческого капитала и повышение роли институтов регулирования и стимулирования инновационного экономического роста и интеграции в глобальную информационную экономику. В деле успешного достижения поставленных целей важное значение играет эффективная государственная политика, стимулирующая функционирование институтов инновационного развития. Разработка концептуальных подходов к анализу эффективных методов государственного регулирования национальных инновационных систем является актуальным, новым динамично развивающимся и недостаточно исследованным направлением в экономической науке.

Руководство российского государства разработало нормативно-правовую базу, призванную обеспечить становление, формирование и стимулирование развития инновационной среды и формирующих ее институтов. Основополагающим документом является «Стратегию развития России до 2020 года». В ней определены долгосрочные приоритеты развития, получившие свое выражение в концепции четырех «И», включающей в себя: институты, инфраструктура, инвестиции и инновации. Данная концепция в дальнейшем получила расширенную трактовку за счет добавления «пятого элемента» - интеллекта, а также информации, учитывая громадный потенциал информационного общества и использования интернет-технологий. Важное значение имеет вступившая в силу в феврале 2008 г. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», где сформулированы цель, задачи и принципы развития информационного общества в РФ, а также определены основные направления реализации данной стратегии.

Переход к инновационному пути развития требует создания условий для осуществления серьезного технологического рывка, обеспечивающего достойные конкурентные позиции России на мировых рынках. Сегодня поставлена задача модернизации глобальной системы регулирования, основными элементами которой являются упорядочение самих институтов регулирования, более четкая координация между органами, отвечающими за разные сегменты рынка - как на международном, так и на национальном уровне; создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов и оценки различных финансовых инструментов; создание эффективной системы стимулов к рациональному поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получения выгод за достижение стабильно высоких результатов .

Важнейшую роль в регулировании и стимулировании инновационной деятельности играет государство, частные и общественные институты. Решить задачу перехода к наиболее перспективному инновационному пути развития России необходимо в условиях высочайшего уровня конкуренции на мировых рынках и ограниченности объема ресурсов, которые бизнес и государство могут привлечь для финансирования инновационных проектов. Успех преобразований в развитых странах был связан с системой государственных мер, направленных на убеждение в перспективности инновационной деятельности и организацию конкретных механизмов стимулирования инновационной активности. Так, в США большую роль сыграло создание системы венчурных фондов в сочетании с законом о передаче авторских прав разработчикам инновационного продукта; в Израиле - создание специального государственного «фонда фондов», средства которого используются для капитализации частных венчурных фондов с иностранным капиталом; в Финляндии - создание национального технологического агентства и госфонда поддержки инновационных компаний на начальном этапе развития; в Индии - содействия экспорту программных продуктов и др.

Государственное регулирование базируется на выборе стратегических направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития. В условиях ограниченности ресурсов основой задачей является выбор направлений их использования, которые способны дать в будущем наибольший эффект (экономический, социальный, политический). Этот выбор осуществляется в виде системы приоритетов, отражающих перспективные направления развития экономики. Для их определения часто используется методика форсайт-прогнозов.

В России данный метод в основном применяется для формирования национальных технологических приоритетов развития в форме перечня критических технологий. Данный перечень разрабатывается Советом Безопасности России и корректируется один раз в четыре года. В 2002 году этот перечень впервые был опубликован и содержал 52 технологии, в 2006 году он сократился до 34 направлений, в 2011 году он составил 27 направлений.

Инновационная политика должна быть направлена на регулирование инновационных процессов, поддержку приоритетных отраслей экономики, стимулирование производства конкурентных товаров и услуг для достижения целей устойчивого экономического роста. Инновационная политика характеризует деятельность государства по стимулированию нововведений. Объектом ее является инновационный процесс, а основной целью – обеспечение быстрого прохождения научно-технической идеи через стадию «исследования-разработки» к стадии «производство» и выпуск товарной продукции в виде законченного образца нового конкурентного продукта и реализации ее на национальном или глобальном рынке.

Целью государственной инновационной политики является построение в стране высококонкурентной экономики, основанной на знаниях, способной в перспективе вывести страну в число научно-технологических лидеров мирового экономического сообщества и обеспечить высокий уровень и качество жизни населения, экологическую и национальную безопасность путем создание стимулов и условий для частного и государственно-частного предпринимательства для инвестирования средств в осуществление инновационной деятельности и продвижения высокотехнологичных и наукоемких товаров на рынок.

В условиях перехода к инновационному развитию возникает целый ряд важнейших направлений деятельности государства, в том числе рационализация условий хозяйствования, стимулирование процессов конкуренции и кооперации, совершенствование организационных форм и систем финансирования научных исследований, формирование инфраструктуры инновационных взаимодействий, совершенствование системы подготовки специалистов. Государственная экономическая политика, направленная на проведение активной инновационной деятельности должна включать в себя меры по: развитию конкурентной среды на основе законодательной и нормативной базы, соответствующей международным нормам; формированию профессионального инновационного менеджмента с соответствующей инфраструктурой; созданию институтов трансфера и диффузии технологий; вовлечению в процесс инвестирования лидеров высокотехнологичного бизнеса; формированию условий для развития малого и среднего бизнеса; развитие организационных форм реализации инновационных проектов на основе частно-государственного партнерства.

В качестве государственных механизмов поддержки инновационного процесса и формирования инновационных кластеров выступают: инновационные проекты государственного значения; инновационно-технологические центры и технопарки; льготное кредитование и налогообложение; фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере; страхование инновационных рисков государством и др. Государство, преодолевая «слабости» рыночного механизма, в своей научно-технической политике на практике реализует следующие основные подходы: прямо участвует в производстве знаний путем организации государственных исследовательских центров и лабораторий; выступает заказчиком целых направлений НИОКР, реализуемых промышленностью, наукой и высшей школой; на конкурсной основе предоставляет безвозмездные субсидии на материально-техническое обеспечение научных исследований, формирование необходимой инфраструктуры и подготовку специалистов университетам и частным бесприбыльным организациям; выступает гарантом соблюдения авторских прав; обеспечивает благоприятные условия производства научных знаний и технологий в частном секторе путем введения кредитных, налоговых и амортизационных льгот.

Для стимулирования инновационной активности предприятий необходимо ввести налоговые стимулы, которые направлены на снижение рисков инновационной деятельности, стимулирование технического перевооружения и модернизацию предприятий, стимулирование инновационного спроса. К основным мерам можно отнести списание затрат на НИОКР в общем порядке, освобождение от НДС НИОКР государственных организаций и инновационного бизнеса, введение нулевой ставки НДС при ввозе технологического оборудования, реформы в области администрирования НДС. В настоящее время необходимо создание условий, которые стимулировали бы передачу полученных научных результатов для разработки и производства конкурентоспособной инновационной продукции. Для этого необходимо активизировать деятельность по созданию центров трансфера технологий, которые должны способствовать коммерциализации полученных новых научных результатов.

Для реализации стратегии инновационного развития необходимо принятие мер, включающих в себя совершенствование системы государственного инвестирования. В настоящее время политика государственных инвестиций в инновационной сфере должна быть направлена на повышение доступности инвестиционных ресурсов через льготное кредитование, через российскую венчурную компанию, совершенствование практики проведения инвестиционных и венчурных ярмарок, участие в реализации инновационных проектов, совершенствование защиты прав интеллектуальной собственности, страхование рисков и предоставление гарантий.

Особое внимание должно уделяться созданию эффективного механизма частно-государственного партнерства. Отработка этого механизма началась с реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. Они стали инструментом отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом, где задача науки – новые разработки, миссия государства – обеспечение комфортных условий, роль бизнеса – коммерционализация разработок. Такие проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на получение экономического эффекта для крупных секторов экономики. Инновационная политика должна быть направлена на стимулирование притока новых технологий в страну, подготовку и сопровождение встраивания российских предприятий в мировую экономику, стимулирование экспорта наукоемкой продукции, на определение перспективных направлений ожидаемых технологических изменений и производства новых конкурентных продуктов .

В последние годы в России принят целый ряд законодательных актов, которые определяют основные направления инновационной политики на период до 2020 года и в которых определены перспективные направления развития, соответствующее законодательное и ресурсное обеспечение и механизмы, призванные обеспечить создание организационных и экономических условий для формирования и развития национальной инновационной системы и всех ее составляющих.

Также реализуется госпрограмма по развитию технопарков в России, в качестве точек роста в сфере высоких технологий предполагается создание особых технико-внедренческих зон. Основополагающее значение имеет принятая и вступившая в действие с января 2008 г. IV часть Гражданского кодекса РФ, которая с учетом требований международного законодательства стала нормативно-законодательной базой для использования, контроля и защиты прав на интеллектуальную собственность. В рамках развития законодательной базы поддержки инновационного предпринимательства на региональном уровне Правительством Ставропольского края принята «Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае на период до 2020 года». Конечным итогом реализации Стратегии станет появление широких возможностей для развития экономики Ставропольского края на основе генерации новых знаний и их внедрения в реальном секторе экономики.

Стратегия инновационного экономического развития страны предполагает анализ, разработку и осуществление сложной, последовательной и взаимоувязанной системы мер государственного регулирования, направленных на достижение целевых параметров развития национальной инновационной системы, концентрации инвестиционных, трудовых и научно-технологических ресурсов для производства, продвижения и реализации инновационных конкурентных товаров с целью обеспечения устойчивого экономического роста и реализации конкурентных преимуществ национальной экономики на глобальных мировых рынках.

Литература:

1.Савина Е.Н. Законодательное обеспечение инновационного предпринимательства // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвуз. сб. науч. тр. Выпуск 8.- СПБ.: Изд-во «Диалог», 2007.- 0,2 п.л.

2. Соколов, А.В. Форсайт: взгляд в будущее/ А.В. Соколов // Форсайт. 2007. №1. С.8-15.

3. Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности/ П.А. Полтавский //Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №27 (208). Вып 29. Экономика. С.52-56.


Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот И.Шумпетер. Он первым рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 1930-е гг. он уже ввел измененное понятие «инновация», раскрывая его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В соответствии с современными международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности (ИД), получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Т.о. создание и распространение инноваций осуществляется на основе инновационного процесса (ИП), который могут быть организован как: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи, т.е. отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей продуктов. В условиях инновационного процесса действует как минимум два субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) продукта.
В рамках своего участия в инновационных процессах государство выполняет две ключевые функции: осуществляет координацию деятельности всех субъектов национальной инновационной системы и осуществляет стимулирование инновационных процессов. Способы и приоритеты тех или иных механизмов находят свое отражение в государственной инновационной политике.
На практике реализуются пять основных механизмов государственного регулирования ИД:
Прямое участие государства в производстве знаний (бюджетное финансирование).
Предоставление безвозмездных субсидий на проведение НИОКР ученым, находящимся вне государственных лабораторий (в университетах и коммерческих фирмах).
Облегчение доступа к кредитным ресурсам для вновь образованных или подтвердивших свою способность к быстрому развитию частных предприятий.
Предоставление налоговых и амортизационных льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в ИД.
Макроэкономическое стимулирование инновационного процесса, нацеливание эмиссионной политики ЦБ на решение задач развития экономики.
В первых двух случаях объем и структура расходов на инновационную систему являются непосредственным результатом государственной политики, в третьем и четвертом - экономическая ответственность за развитие инновационной системы, объемы вложений и приоритеты полностью лежат на компаниях частного сектора и государство прямо не претендует на эти результаты. Рассмотрим данные механизмы на примере ряда наиболее развитых стран из Европы, Северной Америки и Азии.
Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. Так по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в развитых странах государство берет на себя от 1/5 до половины национальных расходов на НИОКР при этом для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от половины до 2/3. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в гослаборато- риях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок «большой науки». Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна и колеблется в пределах 0,5-1,0%: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 33,5% в Японии. Финансирование оборонных ИР поглощает большую часть государственных научных бюджетов США (55,3% в 1994 г.), Великобритании (44,5%), Франции (33,5%). Фундаментальные исследования необоронного характера стоят на первом месте в Японии (51,2%), Германии (51,4%), Канаде (35%) и Италии (46,4%).
Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.
В уровне государственной поддержки частного сектора США существуют большие отраслевые различия в зависимости от доли участия государства в самой отрасли: от 90-100% финансирования НИОКР в сфере исследований космоса до практического нулевого государственного финансирования НИОКР в автомобильной или химической промышленности.
В Японии частный сектор практически не получает прямой государственной поддержки. Доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет здесь всего 1,2% (в США - 34%, Франции - 22,4, Великобритании - 16,5%). Главная причина - низкая доля оборонного компонента в японской экономике в целом и в инновационной системе в частности. Непосредственно из бюджета финансируются НИОКР в университетах и некоторых государственных компаниях. Частный сектор получает поддержку преимущественно в виде налоговых льгот.
Взаимодействие частного и государственного секторов национальной инновационной системы, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ, - контракты и проекты. Оба эти инструмента в США, например, являются частью федеральной контрактной системы (ФКС), обеспечивающей размещение любых федеральных заказов и управление ими.
Функционирование ФКС затрагивает все уровни федерального правительства, начиная от президента, Конгресса и федеральных министерств и кончая региональными и штатными подразделениями этих органов власти, а также представителями государства на фирмах - исполнителях заказов.
Другим механизмом является предоставление грантов молодым ученым. Достаточная простота получения средств обеспечивает широкие возможности субсидирования принципиально новой тематики. Гибкость грантовой системы заключается и в том, что низкоприоритетные или не давшие отдачи направления сравнительно легко и оперативно могут быть закрыты.
Система государственных контрактов и индивидуальных субсидий дополняется административно-ведомственным механизмом распределения средств, ассигнуемых учреждениям (преимущественно государственным лабораториям или центрам). В этом случае средства предоставляются в зависимости от штатного расписания и потребностей организации в оборудовании и сторонних услугах (подобная форма финансирования преобладала в СССР). Такая форма бюджетного финансирования редко встречается в чистом виде. Как правило, государственные лаборатории кроме институциональной поддержки получают средства для работы по программам или проектам от соответствующих министерств, а также определенное число индивидуальных грантов.
Новым организационным механизмом, реализуемым в рамках данного направления поддержки инновационной системы в последнее десятилетие, становятся национальные программы создания и развития центров компетенций - сетевых объединений науки, бизнеса и промышленности в работе по созданию и постоянному обновлению т.н. технологических карт развития, в рамках которых перечисленные стороны согласовывают направления исследований, актуальных для развития бизнеса, а государство получает информацию для корректировки направлений бюджетных ассигнований на НИОКР и образование.
Вместе с тем с ростом объемов и механизмов финансового участия государства в ИД актуальней становится проблема повышения эффективности использования бюджетных средств. Одним из них, популярным во многих развитых странах, является перераспределение научного бюджета в пользу мелких инновационных компаний, на долю которых по экспертным оценкам приходится до половины успешных внедрений инновационной продукции. Исторически сложившаяся концентрация бюджетных средств в ограниченном круге крупных корпораций рассматривается как фактор торможения НТП.
В США в 1982 г. началась программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса («Small Business Innovation», SBIR), в соответствии с которой 11 федеральных ведомств, финансирующих науку, должны были целевым порядком финансировать SBIR в объеме 0,2% своего научного бюджета. В 1989 г. этот «налог» вырос до 1,25%, а с 1992 г. ежегодно увеличивался. С 1997 г. его ставка подскочила с 2 до 2,5%. В результате скромная 50-млн программа 1983 г. выросла в бюджете до 3 млрд долл. в 2008 г..
В Ирландии, Шотландии, Уэллсе и других западных странах малые предприятия могут получать финансовую помощь в виде субсидий на оплату процентов, связанных грантов на покупку имущества и некоторых услуг. Всемирный банк проводит опыты с применением таких программ в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Субсидии облегчают выплаты по займам и предотвращают опасность дефолта. Снижение риска потерь банками может привести к снижению процента. Более того, финансовая помощь вытаскивает предприятия из нелегальной экономики, улучшая их отношения с государством и превращая их таким образом в законопослушных «граждан».
Схема связанных грантов может быть использована для определенного вида затрат, например, при приобретения оборудования, международного консалтинга при заключении экспортных сделок, стандартизации продуктов, услуг и т.д. Может быть полезной схема, применяемая в Северной Италии, согласно которой пять и более фирм объединялись для поощрения кластерного образования малых предприятий. Другой тип связанных грантов имеет дело с транснациональными корпорациями, которые поощряются для больших вложений, при которых вокруг крупных корпораций образуются массы мелких предприятий - поставщиков деталей и других компонент.
В Великобритании малые инновационные предприятия могут рассчитывать на получение субсидии в качестве первоначального капитала при открытии своего дела.
Стратегия ускоренного развития крупного высокотехнологичного бизнеса была с успехом применена в Южной Корее. Данные процесс, длящийся последние 50 лет условно можно разделить на несколько этапов:
Первый этап был связан с формированием основ госрегулирова- ния (1940-50-е гг.). Данный период характеризует выработка государством стратегических основ и планов. Основной приоритет политики отдается импортозамещению и формированию инфраструктуры. Государство ведет активную деятельность в предпринимательском секторе.
На втором этапе (1960-70-е гг.) приоритет был отдан модели экспортного развития. В этот период всестороннее развитие получила система полнокровного государственного регулирования и планирования. Вместе с тем полная зависимость южнокорейского бизнеса от госаппарата подрывала эффективность и мобильность экономики, а также повышала сопротивление со стороны предпринимательского сообщества.
Следующий этап характеризовался снижением степени государственного участия и постепенным «размыванием» государственной экономики (1980-е гг.).
Текущий этап развития отличается яркой антигосударственной направленностью. Судьба госсектора в Южной Корее была в целом схожа с аналогичными процессами в западноевропейских странах. Сказывались и слабые возможности государственного предпринимательства в отношении быстрой адаптации к изменениям конъюнктуры мирового рынка, к которому в силу экспортной ориентации страна оказывалась все более тесно привязанной. Становилось к тому же очевидным, что избранная в 60-е годы стратегия экспорториентированного развития требует усиления открытости национального хозяйства, интегрированности в мировое экономическое сообщество. Под давлением всех этих факторов госсектор постепенно сдавал свои позиции частному бизнесу, уступая ему в результате приватизации ряд объектов как в производственной, так и финансовой сферах.
На фоне постепенного отхода государства от предпринимательской деятельности особенно отчетливо выделяется тенденция резкого усиления его финансового контроля и влияния посредством него на экономику. Именно на этом направлении сфокусировалась экономическая политика государства, вступившего в постиндустриальную стадию развития. Государство установило контроль над финансовыми институтами, в его руках находятся все рычаги финансового давления, нацеленные на содействие государственной экономической стратегии. Таким образом, в конечном итоге оно по-прежнему контролирует ситуацию в экономике. Республика Корея представляет оригинальную модель органического сочетания рынка с системой косвенного государственного вмешательства.
Большинство развитых стран по достоинству оценило инновационный потенциал субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность (МСП). В этой связи интересен опыт Китая, где сектор МСП служит движущей силой технологических инноваций во всех секторах экономики страны. Поскольку инновационные предприятия сектора МСП существуют во всех отраслях экономики, то и их деятельность диверсифицирована в различных направлениях. Это развитие технологий, совершенствование производства, инновации в сфере услуг и менеджмента. В связи с тем, что деятельность инновационных МСП связана с множеством рисков, то для их поддержки необходима помощь со стороны государства. В Китае были выработаны основные принципы и механизмы их поддержки:
разработка общей стратегии в отношении инновационных МСП;
создание административного органа по координации инновационной деятельности в секторе МСП;
предоставление налоговых преференций для модернизирующихся МСП;
создание системы финансовой поддержки для инновационного развития МСП;
обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационного развития МСП;
создание бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся МСП;
содействие в организации венчурных фондов для МСП.
Кроме того, в стране эффективно действует система общественной поддержки и развития инновационных мСп. Общественная поддержка осуществляется через систему некоммерческих и профессиональных ассоциаций, организующих комплекс мероприятий по продвижению новых научно-технических идей.
Правительство Китая предприняло ряд мер по облегчению доступа малых предприятий к кредитным ресурсам. Практика выдачи мелких обеспеченных кредитов в стране началась в конце 2002 года и в последние годы постоянно увеличиваются объемы кредитов, выдаваемых МСП.
Другим действенным механизмом поддержки является налоговое стимулирование. Впервые в 1966 г. налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 г. В 1980-1990 гг. налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых и новых индустриальных стран.
Налоговое стимулирование в рыночной экономике имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, поскольку оно:
сохраняет автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений ИР и их реализацию;
не создает искусственно поддерживаемого государством рынка знаний и нововведений, далеко не всегда экономически целесообразных;
требует меньшей бюрократической работы на всех уровнях государственной власти, не привязано к ежегодному бюджетному процессу с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств и принятия законодательных решений;
поощряет компании различных отраслей на основе равного принципа достигнутой эффективности, соответствующей целям и компании, и экономики в целом;
имеет психологические преимущества как с точки зрения получения льгот самими компаниями в результате их собственных усилий, так и с политической точки зрения (обычно налоговые льготы общего характера вызывают меньшее общественное сопротивление, чем субсидии избранным компаниям).
Существуют два основных вида налоговых скидок («tax credit») - объемный и приростный. Объемный принцип действия скидки дает льготу пропорционально размерам затрат. В данном случае при установленной законом скидке, например в 25%, компания получит возможность вычесть из общей суммы налогооблагаемого дохода 25 долл. из каждых 100 долл., затраченных на НИОКР. Наиболее высокую ставку этой скидки используют Австралия (150%) и Сингапур (200%). В Нидерландах объемную скидку (150%) применяют не ко всем затратам на инновационную деятельность, а только к трудовому компоненту, т.е. к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых в этой сфере.
Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. В этом случае при ставке скидки в размере 25% сумма налоговых платежей компании будет уменьшена на 25 долл. из каждых 100 долл. прироста затрат на НИОКР в данном году. Максимальная приростная ставка - 50% - имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20%.
Некоторые страны используют одновременно оба принципа, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований. Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних японских компаний - 15%). В Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостный предел налоговой скидки. В США используется оригинальный подход - компания не может удваивать затраты на ИР в течение года и средняя наукоемкость (отношение затрат на ИР к стоимости продаж) не может превышать 16%. Эти ограничения имеют по крайней мере две взаимосвязанные причины: не допустить резких колебаний в суммах налоговых платежей частного сектора и исключить возможность манипуляции с корпоративной отчетностью для получения неоправданно высоких льгот.
Амортизационная политика также может быть механизмом поддержки инновационной деятельности. В отличие от субсидий и тамо- женных барьеров, она не подпадает под запретительное действие международных институтов (ВТО и прочие). Тем не менее специальный амортизационный режим может:
радикально увеличивать внутренний спрос на продукцию приоритетных отраслей;
содействовать усилению процессов кластеризации. Представленный анализ показал, что в развитых странах проводится активная инновационная политика, а государство выступает полноценным регулятором и участником инновационного процесса. Более того современная национальная инновационная система предъявляет ряд требований к государству:
по организации инновационного процесса на уровне страны (региона);
по планированию инновационных процессов как на макроуровне,
так и на уровне ключевых субъектов инновационной системы;
по контролю инновационных процессов;
по стимулированию субъектов инновационной системы.
Государство определяет приоритетные направления развития, целевые ориентиры и механизмы их достижения, разрабатывает соответствующую нормативно-правовую базу и таким образом, формирует государственную инновационную политику. Зарубежный опыт показывает, что эффективная государственная инновационная политика объединяет в себе государственную научно-техническую и промышленную политики, а также стимулирует вхождение национальной инновационной системы в мировые инновационные процессы.
Майорова С.В., д-р филол. наук, профессор
Никифоров А.А.

2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности в России

Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

Разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

Определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

Осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В России в области государственной поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом по следующим причинам:

Провал политики конверсии военного производства привел к значительному сокращению военной инновационной деятельности при отсутствии значительного наращивания на оборонных предприятиях инновационной деятельности по продуктам гражданского назначения;

Невозможность найти применения своим изобретениям и “ноу-хау”, низкий уровень жизни привел к массовому явлению “утечки мозгов” за границу.

Невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;

Отсутствие продуманной налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность предприятий, является причиной низкой инновационной активности предприятий;

Постепенное снижение активности фундаментальной и прикладной науки.

Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности.

В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:

Министерство образования и науки Российской Федерации;

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент);

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Управление научно-технической деятельностью государство осуществляет через государственные и федеральные научно-технические программы. Например, на ближайшие годы запланированы следующие федеральные программы:

Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (Принята постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498);

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54);

Федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года" (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 605);

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена Правительством Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613);

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 Изменена постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 502);

Концепция Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 года N 977-р).

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:

Конституцию Российской Федерации;

Гражданский кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых различных уровнях управления

В настоящее время можно говорить о первых итогах проделанной работы, определяющей направления научно-технологического развития России на ближайшее десятилетие. В марте 2002 г. в Кремле состоялось совместное заседание Совета Безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ, на котором обсуждались "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Целью государственной политики в этом документе, подписанном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, назван "переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов".

Здесь же определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации. Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2) Фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы, достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3) Важнейшие прикладные исследования и разработки, производственный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов должны быть решены следующие задачи:

1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологи и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

7) укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

8) активизация деятельности по обмену знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;

11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе международным.

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший государственный, федеральный;

2) средний государственный, отраслевой;

3) государственный региональный;

4) нижний государственный, институциональный.

а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

г) систему подбора и расстановки кадров.

Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена в Приложении Д. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание.

В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы.

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская Академия наук (РАН), Госстандарт России, Государственный комитет РФ по делам изобретений и открытий и др. Государственный комитет по делам изобретений и открытий является не только экспертным органом, который регистрирует изобретения и открытия и выдает соответствующие документы (патенты, свидетельства), но и участвует в организации внедрения изобретений, осуществляя контроль за деятельностью ведомств в этой области.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на значительное отставание России от стран Запада в области государственной поддержки инновационной деятельности, наша страна имеет значительные перспективы развития. Кроме того, инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, многие из которых уже начали претворяться в жизнь.


Многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики Глава 2 Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) ...

18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России. Общество всегда нуждалось и нуждается в регулировании экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной...

Подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ . Рассматривая государственное регулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности: · выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени...


Предусмотрены Законом о республиканском бюджете в сумме 2689432779 тыс. р. и расходы в сумме 3222042888 тыс. р. 2.3 Практика налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь На примере четырех предприятий Железнодорожного района г. Витебска разных форм собственности и осуществляющих различные виды деятельности, рассмотрим порядок налогообложения инновационной деятельности. ...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Направления деятельности федеральных и региональных целевых программ, задачи и условия их исполнения. Анализ итогов реализации федеральных целевых программ, их эффективность. Особенности внебюджетных фондов. Граждане, имеющие право на социальную пенсию.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2009

    Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России. Нормативная база разработки и реализации федеральных целевых программ. Основные направления реализации ФЦП "Мировой океан".

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Основные тенденции и перспективы развития системы защиты интеллектуальной собственности в России в связи с присоединением к ВТО. Пути совершенствования механизма защиты авторского права в России. Классификация видов интеллектуальной собственности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Виды федеральных конституционных законов Российской Федерации. Приведение вариантов логических схем принятия законов: подготовки законопроектов, их чтения и рассмотрения. Порядок официального опубликования и принятия федеральных конституционных законов.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    Нормативно-правовые акты и организационно-экономическая основа разработки и реализации программно-целевого подхода в управлении. Результативность и эффективность действующих целевых программ на примере муниципальной целевой программы "школьные окна".

    дипломная работа , добавлен 31.01.2013

    Исследование организационно-правового обеспечения управленческой деятельности федеральных государственных унитарных предприятий. Анализ проблем правового положения унитарных предприятий в России. Обзор нарушений, допущенных при решении кадровых вопросов.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2013

    Диспозитивный и императивный механизмы обеспечения финансирования федеральных программ из территориальных бюджетов. Особенности политики софинансирования. Проблемы межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.



Поделиться