Общественное мнение как элемент гражданского общества. «Общественное мнение как институт гражданского общества

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ВИСХАНОВА Полла Гаибовна,

кандидат социологических наук, соискатель

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (РАНХиГС).

Е-та1!:ро!а-у1зИапоуа@та1!.ги

Краткая аннотация: в статье рассматриваются функциональные аспекты института общественного мнения в процессе формирования гражданского общества на уровне субъекта Российской Федерации.

The article discusses the operational issues of the public opinion environment as part of the civil society development process at the regional - in subjects of the Russian Federation.

Ключевые слова: общественное мнение; общественные объединения; общественная палата; общественно-политический консультативный совет; механизмы обратной связи.

The public opinion; non-governmental organizations; public advisory council; feed beck mеchanisms.

Рассмотрение общественного мнения как социального института предполагает выделение относительно устойчивых форм связи, взаимодействия и отношений между людьми, и, следовательно, их качественных, содержательных характеристик, которые выделяют этот институт в системе других институтов гражданского общества.

Структурно и содержательно общественное мнение представляет собой взгляды, суждения, оценки, выражающие отношение группы людей или некоторой общности (носителя данного мнения) к определенному социальному явлению, событию, факту, сфокусировавшему на себе общественное внимание и интерес. С этой точки зрения общественное мнение - это интен-дированное, направленное оценочное сознание. А направленность и оценки в данном случае детерминированы конкретной социальной ситуацией, резонансом, вызванным данным событием.

Ситуативный характер общественного мнения означает диалектическое единство двух моментов в его содержании - относительной устойчивости и изменчивости - оно подвержено постоянному воздействию многих объективных и субъективных факторов - внешних, влияющих как стихийно, так и сознательно, целенаправленно (сегодня в политическом арсенале существует много технологий формирования общественного мнения) и внутренних.

Относительная устойчивость и изменчивость присущи именно институтам гражданского общества как сферы жизни, социального пространства, независящего от воздействия жестких структур государства. Таким образом, общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества и представляет собой систему социально-организованных и социально значимых суждений, оценок, организованных не только «извне», но и «изнутри» (уровень компетентности, ценностные образцы, стереотипы, установки и другие психологические факторы).

В контексте данной статьи важно учитывать то обстоятельство, что общественное мнение способно не только отражать объективную действительность, но и воздействовать на деятельность и поведение людей через механизмы социальных норм и контроля, что и содержится в его основных функциях: экспрессивной, консультативно-рекомендательной и директивной.

Далее учтем роль общественного мнения в процессе взаимодействия гражданского общества и власти как института участвующего в управлении политическими процессами, прежде всего, как активного компонента электорального механизма, формирования путем свободных выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих выработку и принятие нормативно-правовых актов (правил жизнедеятельности

и развития системы общество-власть). Реальным достижением проводимых реформ является то, что демократический электоральный механизм становится обыденным явлением российской жизни, достаточно успешно действующим, хотя и нуждающимся в доработке и совершенствовании. В частности, большое значение в этой связи принадлежит общественному контролю. Однако электоральный механизм, представляющий собой механизм дискретного действия (действует только в период выборных кампаний), не может обеспечить практически постоянно необходимого гражданам, субъектам экономической деятельности, различным общественным, корпоративным и иным негосударственным объединениям и организациям взаимодействия со структурами власти. Даже в государствах с устойчиво развивающейся экономикой и отлаженной политической системой постоянное взаимодействие общества и различных его элементов с властью является необходимым для обеспечения социально-политической стабильности и выработки оптимальных решений по дальнейшему развитию.

В условиях современной России, такой подход становится актуальным, так как любые социально-экономические и, тем более, политические реформы сопряжены с конфликтом интересов. Наиболее приемлемым условием для успешного их проведения и оберегающим общество от революционных протестных действий, является наличие эффективной обратной связи в постоянно действующем механизме взаимодействия власти и общества. Такое взаимодействие общества и власти, во-первых, необходимо выстраивать на принципах партнерства и взаимного признания; во-вторых, должен реализовы-ваться принцип «диктатуры закона»: безусловное следование требованиям законодательства, а в качестве механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций приоритетным выбирается переговорный процесс по выработки консенсуса или судебное разбирательство, исключающий любые формы силового воздействия.

В странах с большими демократическими традициями и развитыми демократическими институтами наряду с таким традиционным способом взаимодействия общества и власти, каким является электоральный механизм учета воли

граждан, так же повсеместно успешно развивается механизм связи с общественностью «паб-лик рилейшнз» (РР) и предоставления информационных услуг населению со стороны властных структур и механизм законодательно регламентированного лоббирования и публичного выражения общественного мнения (публичной политики) со стороны различных социальных групп.

Все перечисленные механизмы функционируют в тесном взаимодействии, и, будучи различными, по своей сути, они реализуются не только с использованием одних и тех же методов и средств, но и фактически параллельно. В настоящее время является общепризнанным, что «паблик рилейшнз» (РР) - неотъемлемая часть института управления, в том числе государственного и муниципального, одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между любой организационной структурой и общественностью. Многие исследователи определяют РР не только как функцию, но и как философию управления.

Современная общественно-политическая карта регионов и России в целом представлена большим количеством общественных объединений, которые представляют широкий спектр общественных и политических пристрастий граждан. Это обстоятельство накладывает ряд требований к организации общественного взаимодействия: учет сферы деятельности общественного объединения, мотивов деятельности, организационных и финансовых ресурсов. В силу этого обстоятельства при определенном организационном построении модели взаимодействия органы власти имеют возможность получать информацию о состоянии общественного мнения в определенной социальной страте общества, что позволяет осуществлять с ним эффективную обратную связь.

Еще одной действенной и значимой формой реализации субъективного фактора формирования общественного мнения выступают созданные при органах власти консультативные общественные советы или комиссии, специализирующиеся по важнейшим укрупненным направлениям деятельности в зоне ответственности этих органов. В условиях радикального реформирования общества достоверное знание

сути общественного мнения и использование этого знания в законотворческой и управленческой деятельности является одним из важнейших факторов обеспечения социальной легитимности формируемого законодательства и принимаемых управленческих решений.

Власть является носителем принципов порядка, которые, однако, выходят за ее собственные рамки и служат средством ее регуляции или, по крайней мере, служат стандартом, на основе которого оценивается существующая власть. Формирование механизмов взаимодействия общества и власти происходило в ходе эволюции общества, его исторического развития. Являясь неотъемлемым элементом в системе баланса интересов власти и общества, эти механизмы становятся наиболее востребованными в кризисных условиях, когда в обществе возникает конфронтация по различным социальным проблемам, или же власть становится заложницей отдельных элит, а государственные органы не в состоянии эффективно управлять происходящими в обществе процессами.

Неразрешимое противоречие интересов приводит к возникновению стихийных форм регуляции власти (заговоры, бунты, восстания, революции и т.д.) и тем самым стимулирует процессы по изменению системы государственного управления. Конфликт интересов, приводящий к возникновению кризисной для системы в целом ситуации, объясняется искажениями в цепи прохождения сигналов обратной связи, либо полностью их отсутствием у субъекта управления.

В современных условиях вызревает необходимость инициирования демократических форм взаимодействия общества и власти, которые необходимо дополнять институциональными инновациями демократического содержания. В политической системе следует выстраивать дополнительные каналы взаимодействия власти и общества, обеспечивающие стабилизирующее воздействие обратных связей на власть. Необходимость инициирования надежных связей в системе «общество - власть» обусловлена также сильной социальной поляризацией и культурной фрагментацией российского общества. Данные статистики и соответствующие социологические исследования о состоянии социальной структуры общества свидетельствуют о значи-

Общественное мнение – это выражение позиции, базирующейся не только на факте, но и на кон-цепции и оценке события, человека, предмета и т. д. Необходимо его представлять, с одной стороны, как духовное отношение (оценочное суждение), а, с другой, как духовно–практическое отношение, как про-явление социальной воли.

Общественное мнение может выражаться как в вербальной (словесной) форме, так и в невербальной, в непосредственном поведении и отношении людей. Его субъектами (носителями) выступают ус-тойчивые общности людей, которым принадлежит мнение, чьи интересы оно выражает. Выразителями могут выступать любые объединения людей, организации, средства массовой информации, отдельный человек.

Выразители общественного мнения выступают и лидерами мнения. Лидерами мнения является та часть его выразителя, которая обладает возможностью не только высказывать существующее мнение, но и оказывать реальное воздействие на его функционирование.

Сформированное общественное мнение обладает такими характеристиками, как:

Направленность (бывает позитивной, негативной, нейтральной),

Интенсивность,

Определенная стабильность,

Динамизм,

Распространенность,

Зрелость.

К основным факторам формирования общественного мнения относят: экономические и соци-ально–политические условия, уровень культурного развития, образовательный уровень населения, ут-вердившийся образ жизни, средства формальной и неформальной, массовой и межличностной коммуни-кации. Общественное мнение формируется как стихийно, так и сознательно. Основными методами его формирования являются внушение, убеждение, подражание.

Условия оптимального формирования и функционирования общественного мнения следую-щие:

Возможность получения информации, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к социальной информации (т. е. систематизированность, комплексность, полнота, объективность, оп-тимальность, оперативность);

Возможность обмениваться мнениями внутри данной общности в целом и значимых ее групп;

Право и реальная возможность публично выражать весь диапазон мнений по данной проблеме.

Американский социолог У. Липпман в книге «Общественное мнение» высказал мысль, что теперь общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации. В то же время, считал он, мнения – это улица с двусторонним движением. Общество состо-ит из бесчисленных организаций, групп, ассоциаций, позиции которых не всегда учитываются властями. Однако общественное мнение обладает ограниченными возможностями, так как не способно адекватно отражать социальную реальность, а в некоторых случаях может оказаться даже ошибочным. Этот вывод Липпмана был подкреплен теорией стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди, как правило, оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, который обладает значительной устойчивостью. Человек замечает в социальном окружении лишь то, что уже сформировано для него культурой, привычками, установками, пропагандистскими ярлыками. Социальный стереотип включает в себя знания и отношения. Знаний о социальных объектах человеку часто не хватает, преобладают отношения, в основном, эмоционально окрашенные. Часто в их основе лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации, усвоенные без критического осмысления. Поэтому в ситуации, когда нужны анализ и выработка собственной позиции, стереотипы не могут служить основой правильных решений. Вместе с тем, человек не может существовать без стереотипов. Они помогают ему сравнительно быстро упорядочить окружающую социальную действительность, позволяют относительно свободно ориентироваться в обстоятельствах.

Таким образом, можно сказать, что общественное мнение в современном обществе выступает как индикатор социальных процессов и явлений.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Социология как наука об обществе объект и предмет социологии этимологически.. классические социологические теории социология.. классификация групп..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социология как наука об обществе. Объект и предмет социологии
Социология - это наука об обществе. Однако социология изучает общество не само но себе, а обязательно во взаимодействии с человеком. При этом она изучает как наиболее общие закономерности взаимодей

Функции социологии
Наиболее распространённая классификация функций социологического знания строится на двух критериях: во-первых, учитывается объективная необходимость многообразного включения со

Взаимосвязь социологии с другими науками
Давид Майер теология наука о богословии интегративные науки, науки о системе философия наука о быти

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки
Появление социологии как особой науки стало возможным лишь после того, как философия, история, этнография, психология и др. науки накопили концептуальные идеи и конкретные данные о человеке и общес

О. Конт как родоначальник социологии
Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим, политическим и духовным развитием человечества, а также французского общества в частности

Социология Г. Спенсера
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе, а также его представление об обществе как о целостном социальном орг

Теория борьбы в обществе
Сравнивая функционалистскую социологию и конфликтологические теории можно сделать следующий вывод: У функционалистов порядок в обществе абсолютен. Он предполагает отсутствие борьбы. Конфликт - это

Русская социологическая мысль
В направлениях русской социологической мысли второй половины Х1Х – начала ХХ века можно выделить несколько течений: позитивистское (М. М. Ковалевский), религиозно-консервативное или христианско-г

Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласн

Теория глобализации социальных и культурных процессов
Глобализация социальной жизни, по мнению исследователей, представляет собой 1) рост взаимозависимости мирового сообщества во всех сферах жизни, прежде всего – политической, экономической и культурн

Современные социологические теории
Теория социальной энтропии объединяет конкретную, реальную и абстрактную системы на основе изоморфизма, где изоморфизм -соответствие между объектами, выражающее тождество их ст

Понятие социальной общности. Виды общностей
Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образован

Общности и социальные группы
Социальная общность включает самые разные совокупности людей, объединенные процессом взаимодействия и общностью интересов. Формирование общности проходит ряд фаз: сначала общность статусной позиции

Формальными (формализованными) и неформальными
В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в

Малыми, средними и большими
Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы с

Первичными и вторичными
Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую р

Реальными и социальными
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода,

Интерактивными и номинальными
Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образ

Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инст

Понятие социальной организации
Социальная подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве харак­терных примеров социальных подси

Общность и личность. Проблемы взаимодействия
Основным психологическим механизмом социализации является идентификация - способ осознания человеком принадлежности к той или иной общности. Общество - это самая сложная из всех известных


Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.


Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается сове

Общественное мнение и его роль в обществе
В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действител


В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки: оно не является частью какой-либо другой более крупной системы; пополнение


Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемле


Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальн


Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отноше


Социальные институты помогают удовлетворять потребности общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов: - потребности в воспроизводстьве рода (и


Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ


3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Социальные институты отличаются друг от друга св


. Политический институт - это, во-первых, состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллектив


Семья - самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшим


Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и вза


Образование как социальный институт - это система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, университетов, академий, институтов),


Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функц


Что касается социологического определения религии, то вышеприведенные рассуждения дают основание отнести ее к одному из главных компонентов культурной системы, связа

Общественное мнение начало формироваться в нашей стране совсем недавно - лишь с начала перестройки. До этого ни в царской России с характерным для нее расколом общества на два совершенно разных по уровню развития культурных типа (социальные низы, составлявшие подавляющее большинство, и так называемые просвещенные слои общества), ни при советской власти, когда вообще не могло быть публичных высказываний, общественного мнения как такового не было.

Правда, опросные исследования среди населения проводились в России земскими статистиками уже со второй половины 1860-х годов. Но это были не опросы общественного мнения, а статистические исследования условий труда и быта крестьян, уровня культурного развития и просвещенности народа, предпочтений читающей публики и т. и. В начале XX в. интенсивно развивалось изучение с помощью опросного метода труда и быта рабочих, бюджетов семей рабочих и служа-

Глава 3. Общественное мнение и право 771

щих и т. и.1 В конце XIX - начале XX в. в России начинает формироваться и так называемая статистика мнений. Однако речь еще не идет об общественном мнении: главным субъектом мнения здесь является эксперт (по терминологии того времени - "сведущий человек"), в роли которого мог выступать специалист-управленец или один из наиболее толковых и компетентных представителей "простого народа"2. Мнения же рядовых, типичных представителей различных слоев общества, совокупность которых и составляет общественное мнение, в тот период не были предметом специальных эмпирических исследований.

В первые годы советской власти продолжались и развивались традиции социально-статистических исследований, сложившиеся в стране до 1917 г. Но начиная с 30-х годов исследования, основанные на опросных методах, исчезают из арсенала советского обществоведения вплоть до конца 50-х годов. С возрождением интереса к социологии и официальным признанием за ней права на существование (точкой отсчета здесь можно считать создание в 1958 г. Советской социологической ассоциации) опросные методы исследований становятся в нашей стране все более популярны в качестве метода социологических, а не только социально-статистических исследований. В 1960 г. при газете "Комсомольская правда" начал работать Институт общественного мнения, положивший начало созданию исследовательских групп и лабораторий по всей стране3. Однако проводившиеся в тот период опросы зачастую лишь с очень большой натяжкой можно было бы назвать опросами общественного мнения. Речь, скорее, шла об изучении предпочтений населения в таких вопросах, как способы проведения свободного времени, выбор жизненных планов, включенность людей в систему средств массовой информации, предпочтения читательской аудитории, и т. и.



Ближе к тому, что можно было бы считать изучением общественного мнения, были закрытые для публикации опросы (так называемые исследования для служебного пользования), которые проводились по заказам и под эгидой комсомольских и партийных органов. В 60-е годы при ЦК ВЛКСМ и целом ряде республиканских, краевых и областных комитетов комсомола были созданы структуры, занимавшиеся опросами общественного мнения. Позднее этот "комсомольский почин"

См.: Социология в России. М., 1996. С. 45-50, 516-518. : См.: Социология в России. С. 50. См.: Социология в России. С. 521.

772 Раздел IX. Проблемы постсоциалистического развития в России

был подхвачен КПСС. В 1978 г. пленум Московского городского комитета партии принял решение о создании при всех московских райкомах КПСС советов по изучению общественного мнения, а с 1979 г. в аппарате ЦК КПСС начала работать группа анализа общественного мнения1. Исследования, проводившиеся комсомольскими и партийными органами, нередко были направлены на выяснение отношения населения к довольно значимым и актуальным проблемам общественной жизни, в том числе и проблемам социально-правового характера.

При этом, разумеется, трудно было рассчитывать на подлинную откровенность опрашиваемых в условиях борьбы против инакомыслия и официальных деклараций о морально-политическом единстве советского общества. И тем не менее в тот период тотальный идеологический прессинг сталинского времени был уже в значительной мере ослаблен. Люди начинали все смелее и увереннее высказывать свои личные суждения по проблемам общественной жизни, и эти первые ростки общественного мнения явились одним из признаков будущего распада тоталитарного общества.



За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сложилось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение. Однако можем ли мы говорить о том, что наше общественное мнение стало уже вполне сформировавшимся и полноценным институтом гражданского общества?

Для ответа на этот вопрос вспомним краткую, но весьма насыщенную историю становления и развития общественного мнения в посттоталитарной России. Ее отсчет надо начинать с 1988 г., когда устами Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева был провозглашен курс на гласность и плюрализм мнений. В марте 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, давшие мощный импульс формированию нового общественного самосознания. В этот период общественное мнение становится не только очень заметным фактором социально-политической жизни страны, но нередко и основным двигателем проводимых преобразований. Для общества, находившегося на начальной стадии перехода от тоталитарного состояния к гражданскому обществу, такая роль общественного мнения, очевидно, является закономерной.

1 См.: Сафаров Р. А. Политический статус общественного мнения. С. 16.

Глава 3. Общественное мнение и право

Дело в том, что в условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает там как один из многих институтов гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется в общем контексте влияния гражданского общества, и всех его институтов на государство не напрямую, а во многом опосредованно, через различные формы прямой и представительной демократии. Причем посредниками между обществом и государством, выразителями и защитниками общественного мнения выступают там политические партии и иные общественные объединения политического характера.

В нашей же ситуации, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия (ведь после выборов 1989 г. настойчиво звучали призывы к перевыборам по партийным спискам) и т. д., общественное мнение нередко пыталось непосредственно осуществлять не свойственные ему функции института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур. Вышедшие на улицу массы оказались непосредственно вовлечены в активную политическую деятельность, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом прямое давление на государственные органы.

Заметным этапом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 г. новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального органа представительной власти на основе пропорционально-мажоритарной системы (когда одна половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а другую составляют депутаты, выступившие в своем личном качестве и получившие большинство голосов в своем избирательном округе) явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию по выражению общественного мнения и доведению позиций общества до органов государственной власти. С этого периода наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни.

774 Раздел IX. Проблемы постсоциалистического развития в России

В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации. Политические партии все активнее выступают в роли выразителей мнений различных социальных слоев, все более заметное влияние на принятие законодательных решений оказывают партийные парламентские фракции.

В целом уже можно сказать, что современное российское общественное мнение представляет собой институт формирующегося гражданского общества. Неразвитость этого института обусловлена уже тем, что гражданское общество в стране находится в стадии становления, процесс отделения власти и собственности далек от своего завершения, отсутствует средний класс, позиция которого в развитых демократиях составляет основу общественного мнения, и т. д. Все это заметно сказывается на характере и уровне развитости общественного мнения.

Качество нашего общественного мнения (в силу очень небольшого по историческим меркам опыта его функционирования) во многих отношениях оставляет желать лучшего: оно отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, маргинальностью оценок и суждений. Кроме того (и это, пожалуй, главное), в результате шоковых реформ 1992 г. и последующих преобразований в экономической сфере общественное мнение оказалось расколотым на приверженцев принципиально различных взглядов на пути, цели и средства реформирования общественных отношений. Это уже не прежнее достаточно монолитное общественное мнение, сплотившееся в борьбе против всевластия КПСС. Раскол существенно ослабил позиции общественного мнения в его взаимоотношениях с органами власти. Общественное мнение перестает быть сколько-нибудь влиятельным фактором социально-политической жизни. И даже в периоды избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти российское общественное мнение не осуществляет роль авторитетного критика злоупотреблений со стороны участвующих в выборах политических сил, которую весьма эффективно выполняет общественное мнение в развитых демократических странах.

Глава 3. Общественное мнение и право 775

В последнее время власть все в меньшей мере считается с общественным мнением. Ярким свидетельством безразличия органов власти к общественному мнению является то обстоятельство, что многочисленные политические и финансовые скандалы последних лет, которые в странах с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного мнения.

Очевидно, что качественное состояние общественного мнения и перспективы его утверждения и функционирования как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.

Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общества .

Впервые этот термин прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Затем этот термин пришел в другие страны и стал общепринятым с конца XVIII в. Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. Г. Гегель в «Философии права» выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения; второй – объект (содержание) общественного мнения; третий – носитель общественного мнения; четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание. Это происходило в силу того, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах и процессах бытия. Содержание общественного мнения есть показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Первоначально термин «общественное мнение» означал мнение только английских баронов – правящей феодальной верхушки, окружавшей короля. С XVIII в. он стал охватывать большинство населения страны, ее свободных граждан, обладавших юридическими правами и свободами.

В настоящее время общественное мнение является необходимым институтом гражданского общества особого типа общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена .

Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности. Выделяются следующие факторы возникновения и функционирования общественного мнения :

1. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т.е. затрагивающая социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни).

2. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те вопросы, которые предполагают различия в оценках и характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности.

3. Для формирования общественного мнения необходимо наличие определенного уровня компетентности людей.

Сущность и содержание общественного мнения заключаются в следующем:

1. Рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.

2. Критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Его объектами становятся только те явления или факты общественной жизни, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего решения.

3. Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (достоверности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации людей компенсируют ее слухами или интуицией. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение.

4. Этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, овладевшей массами части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия.

5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения – отдельное мнение может стать общим, некоторые мнения вообще не войдут в общее мнение. Субъектом общественного мнения могут выступать общество в целом, народ, партия, международная общественность. Выразителем общественного мнения могут быть отдельные лица или группы людей. Могучими рычагами формирования общественного мнения являются средства массовой информации – газеты, радио, телевидение. Мнение можно классифицировать как индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное.

Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов и умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой, т.к. принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления и напряженная работа мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнение не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение также может выступать в форме позитивных или негативных суждений.

Для общественного мнения характерны следующие функции:

1. Экспрессивная (контрольная) , заключающаяся в том, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов, государства, лидеров партий.

2. Консультативная , состоящая в том, что общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения и методы управления.

3. Директивная , проявляющаяся в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный (повелительный) характер, например волеизъявление народа во время выборов и референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия определенному лидеру, но и высказывает свое мнение. По проблемам, волнующим все население земного шара, может формироваться мировое общественное мнение. Оно является мощным фактором общественно-политической жизни современного человечества. Например, существует четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, химической или биологической войны и других. В настоящее время происходит формирование сознания широких народных масс, формой проявления которого является мировое общественное мнение, имеющее новую качественную определенность - демократический характер. Платформой этого движения, к которому примыкают люди разных социальных слоев, вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества - Земли. Становление мирового общественного мнения - это необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения отношений между высокоразвитыми и развивающимися странами. Это мнение носит по сути социально-политический характер, т.к. именно такой характер имеют сами мировые проблемы, являющиеся предметом мирового общественного мнения.

Массовые общности вырабатывают общественное мнение. Одним из источников информации являются официальные сообщения средств массовой информации, которые часто в условиях массового поведения произвольно и ошибочно интерпретируются. Популярным источником информации в массовых общностях являются также различного рода слухи и сплетни.

В теме «Социальная организация» мы рассмотрели вопросы о государстве и гражданском обществе, о проблемах формирования последнего в нашей стране. Гражданское общество невозможно без функционирования института общественного мнения.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Приведем наиболее распространенное определение.

Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях.

Сфера проявления общественного мнения – это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм. Все эти проблемы оказываются в поле внимания гражданского общества.

Без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти, гражданского общества. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.

Признаки общественного мнения:

Выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, оценки, отношения;

Включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом, в отношении которого данная совокупность выступает как общность;

Касается конкретной ситуации, вопроса; не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения;

Должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много);

Складывается только при условии доступа общественности к информации, которая может отражать реальное положение вещей, так и искажать действительность;

Не является неизменным, сохраняется на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена;

Продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т. д.).


Условия возникновения общественного мнения:

1. Наличие социальных интересов людей. В поле интересов - проблемы, имеющие важное практическое значение, затрагивающие значимые интересы людей (экономические, политические, духовные).

2. Наличие момента спорности, дискуссионности.

3. Уровень компетентности – информированности общественности по проблемам.

Необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения.

Субъект – это народное большинство. Это классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями.

Объект общественного мнения - то, по поводу чего складывается общественное мнение. Это актуальные проблемы общественной жизни (экология, война и мир, политика и пр.). Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

В зависимости от сложности объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно.



Поделиться