Эталонная группа. Эталонные (референтные) группы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Референтная группа и ее влияние на индивида

Исполнитель:

Пузан Я.Г.

Екатеринбург 2008

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов .

Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности. Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений - «интериоризация». Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас - как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

1. И стория возникновения и развития понятия референтности

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса .

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].

В 1952 г. Г. Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны - с перцептивными процессами. Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида...; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» .

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной. Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» .

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами. Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» .

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В. Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы - круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

2 . Н ормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) - сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Обе эти функции лежат в основе формирования ценностных ориентаций личности, хотя каждая из них имеет свое собственное содержание, но, как справедливо замечает Е.В. Щедрина, никто не станет отрицать, что ценностные аспекты характерны для референтных групп, которые Г. Келли отнес к категории нормативных. Однако, по ее мнению, они присущи и так называемым сравнительным референтным группам: «ориентируясь на нормы и ценности своей референтной группы, индивид не может не сравнивать их со своими нормами и ценностями...

Итак, мы можем прийти к заключению о том, что как для сравнительных референтных групп характерен ценностный момент, так для нормативных групп - момент соотнесения сравнения...» .

Таким образом, две эти функции референтных групп обладают глубокой внутренней связанностью.

Скорее всего, несправедливо говорить о существовании различных видов референтных отношений (нормативные, сравнительные, побудительные и оценочные). Каждый субъект референтных отношений (индивид или группа) реализует в большей или меньшей степени все эти функции.

3 . В лияние референтности на личность

Процессы познания личности другого человека и самой себя рассматриваются в отечественной психологии как две стороны диалектически единого процесса, основывающиеся на тесной внутренней связи между личностью и обществом. Исследуются разные аспекты взаимосвязи самопознания с познанием личностью других людей.

Ряд исследователей рассматривают вопрос о том, как сформировавшееся у личности знание о себе влияет на понимание ею другой личности.

Изучается также онтогенетически первичное влияние познания другого на самопознание личности. «Решающее влияние на личность оказывает сложившаяся у нее система субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений с другими людьми. Оптимальные возможности для самопознания возникают в общении человека с теми из них, которых он выделяет как значимых других» .

Т.К. Комарова и С.В. Кондратьева в своем исследовании «Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности» определяют понятие «эталон» как «совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самой себя» .

Формирование таких ценностей как качества личности (способности, черты характера и т.п.) имеют наибольшее значение для формирования всей личности.

Реализация оценивающей функции эталона, по мнению Т.К. Комаровой и С.В. Кондратьевой, позволяет индивиду выделить тех людей из круга ближайшего общения, у которых уровень развития значимых качеств выше, чем у него. Сравнивая себя с этими людьми (значимыми другими) в отношении значимых качеств, индивид в результате сравнения получает своеобразную самооценку. Применение эталона как мерки в познании субъектом окружающих людей создает возможности для реализации выделяемой Т.К. Комаровой и С.В. Кондратьевой мотивационной функции эталона, когда он выступает для субъекта как цель саморазвития. Таким образом, значимый другой задает индивиду «зону ближайшего развития».

Итак, отношение референтности возникает как результат восприятия индивидом социального субъекта (другого индивида, группы, общности и т. п.), если их нормы и ценности в определенной степени совпадают, но у субъекта восприятия значимые для него качества менее развиты.

Разрушение референтных отношений происходит в результате либо достижения индивидом того эталона, который был для него целью саморазвития и причиной возникновения отношения референтности, либо разочарования индивида в значимом другом, как следствие ошибки (субъективности) социального восприятия.

Посредством достижения одного эталона и одновременно формирования следующего, который будет в дальнейшем достигаться, личность проходит этапы формирования и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Референтные отношения возникают на основе социального восприятия, состоят в получении индивидом информации (мнений, оценок и т. п.) от значимого субъекта (обмен информацией, если референтность взаимная) и проявляются во взаимодействии индивида со значимым другим, либо в стремлении к этому взаимодействию.

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

Референтность, как избирательное отношение к субъектам, порождается потребностью индивида в выработке представлений о значимом для него объекте. Но принятие мнения другого и согласие с ним невозможно, если данное мнение значительно противоречит нормам и ценностям индивида. Определения референтных групп, вводимые западными авторами, хотя и поверхностно, но достаточно точно отражают причины возникновения и поддержания референтных отношений. Можно предположить, что в процессе социального восприятия индивидом социальных субъектов происходит познание норм и ценностей этих субъектов и сравнение со своими нормами и ценностями, а результатом может явиться (при определенном уровне совпадения) потребность в общении и взаимодействии.

Итак, причиной возникновения отношений референтности является определенный уровень совпадения норм и ценностей индивида и его представлений о нормах и ценностях познаваемого (воспринимаемого) индивида.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, в силу того, что свои нормы и ценности индивид сравнивает с воспринимаемым поведением другого индивида или с внешними проявлениями деятельности группы, то выводы индивида могут быть ошибочными, что приводит к разочарованию в значимом субъекте при приближении к нему. Во-вторых, количество значимых субъектов (друзей, референтных групп) зависит от уровня совпадений норм и ценностей, при котором появляется потребность в коммуникации и взаимодействии.

Низкий уровень и, как следствие, наличие многочисленных референтных связей, в сочетании с внушаемостью, может привести к тяжелому внутриличностному конфликту, если объекты референтных отношений индивида имеют противоположно направленные нормы и ценности. Незначительные изменения в ценностях индивида, происходящие под влиянием многочисленных значимых других, могут, складываясь, образовывать новую ценностную структуру, что приводит к разрыву одних референтных связей и образованию других.

Таким образом, можно предположить, что между референтными отношениями индивида и структурой его ценностных ориентаций существует определенная взаимосвязь. Тем не менее, характер связи, существующий между референтными отношениями индивида и структурой ценностно-ориентационной сферы его личности, не изучен, также как и динамика изменения индивидуальной структуры ценностных ориентаций под влиянием структуры ценностных ориентаций референтных партнеров.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Многие психологи говорят о значительном влиянии референтных групп на человека. Учитывая референтные отношения индивида, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности. Изучение системы таких отношений индивида можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя через значимого другого на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева и др. - М., 1978. - 271 с.

2. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. - М., 1984. - С. 197-203.

3. Комарова Т.К. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности / Т.К. Комарова, С.В. Кондратьева // Психол. журн. - 1991. - Т. 12, № 3. - С. 30-37.

4. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е.В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - С. 111-127.

Подобные документы

    Положительное воздействие общности на индивида. Факторы индивидуального психологического развития человека. Отрицательное влияние группы на личность. Восприятие и понимание людьми друг друга. Самочувствие личности в группе, причины конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2009

    Основные признаки лидерства и особенности возникновения лидерства и иерархия группы. Теория великих людей. Ключевые моменты жизни групп. Влияние, оказываемое личностью на окружающих участников группы. Формирование групповых целей и мировоззрения.

    реферат , добавлен 02.02.2011

    Основные линии взаимодействия: влияние личности на коллектив и коллектива - на личность. Авторитет, руководство, лидерство - выражение влияния личности на коллектив. Типология стиля руководителей. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.

    реферат , добавлен 29.04.2011

    Положительное воздействие общности на индивида. Отрицательное влияние группы на личность. Попадание в ловушку. Этикет ситуации. Смягчающие обстоятельства. Надзор. Восприятие и понимание людьми друг друга. Самочувствие личности в группе.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2007

    Влияние группы на индивида. Социальная фасилитация и леность как групповые эффекты. Деиндивидуализация как психологическое состояние. Принцип групповой поляризации. Феномен огруппления мышления. Рекомендации по предотвращению социальной лености.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2015

    Особенности развития личности школьника. Понятие и типы конфликтов. Особенности супружеских конфликтов и выбор стратегии поведения. Влияние неблагоприятных отношений внутри семьи и неудовлетворительных отношений к ребенку на уровень агрессии детей.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2010

    Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка, понятие семейных отношений. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик, результаты исследования.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2009

    Личность в психологии как система социально значимых качеств индивида. Изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг с другом в группе.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Влияние окружающей среды (природной, социальной) на социализацию индивида. Различия между особенностями временной перспективы подростков малого и большого города. Влияние поселения на межличностные отношения молодых людей при обучении в высшей школе.

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Исследование позиций и взглядов различных авторов на понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность". Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Характеристика индивида как продукта общественных отношений. Человек и личность.

§ 34. Малые группы

Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В 11 классе вы рассмотрите большие социальные группы и социологические подходы к их изучению. В этом параграфе мы остановимся в основном на социально-психологических подходах к изучению малых групп.
С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
В социальной психологии проблема малых групп составляет наиболее интенсивно разрабатываемую область исследований. Социальные психологи изучают психологические особенности, закономерности, процессы, возникающие в малых группах.

ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА

Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов. Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе - группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования - «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы.
Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объединения 2-3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Правда, чаще всего группы с численностью более двадцати человек не определяются как малые. Причина этого, видимо, состоит в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выраженно.

Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения.
Вероятно, вы помните из курса основной школы, что групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов. Эти нормы складываются в связи с отношением группы к социальным явлениям, что находит выражение в групповых ценностях (по сути, совместном ответе на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»). В этом проявляется связь групповых норм с групповыми ценностями. (Подумайте, что можно отнести, например, к нормам жизни и ценностям вашей семьи как малой группы.)

Малая группа является социальной системой. Ее элементами, как и элементами других социальных систем, выступают люди и возникающие между ними отношения.
Малая группа является динамической системой, о чем свидетельствуют процессы ее изменения, развития. Это открытая система, так как она связана с внешней средой, испытывает ее воздействия и реагирует на них. Однако, как утверждают исследователи, степень открытости различных групп влияниям окружающей среды, общества различна. Группы с незначительной степенью открытости довольно часто используются обществом для достижения каких-либо определенных задач. Примерами таких групп являются экипажи судов, находящихся в длительном плавании, команды космических кораблей, полярных экспедиций, армейских подразделений.
Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регулярной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10-11 лет.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ

В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп, называются разные основания этих классификаций. Остановимся на наиболее принятых.
Прежде всего среди групп выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. (Опираясь на определение группы, объясните, почему выделенная таким способом группа будет условной.) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. (Подумайте, какие еще признаки могут быть положены в основу выделения условных групп.)
В противоположность условным реальные группы - это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему . Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания.
Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Например, во время одного из экспериментов, в ходе которого изучалось влияние телепередач на детскую агрессию, в лабораторную группу были объединены несколько учащихся начальной школы. Исследователи организовали просмотр телепередач в лаборатории, чтобы можно было контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети, и прослеживать ее влияние на поведение детей.
Естественные группы возникают в ходе развития общества. В связи с численностью их участников среди естественных групп выделяют большие и малые группы . Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Примеры малых естественных групп - школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучалась, к примеру, «психология народов», «психология масс». Начиная с 20-х гг. XX в. социальные психологи сосредоточились на изучении малых групп. Подробно вы познакомитесь с большими группами в 11 классе. Здесь мы упоминаем их, чтобы дать целостное представление о том, какими бывают группы.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения - наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичную группу отождествляют с малой группой , говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня - вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.
Теперь посмотрим, какими бывают малые группы.
Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Согласно американскому социологу Элтону Мейо (1880-1949 гг.), впервые предложившему деление малых групп на формальные и неформальные, формальная группа отличается тем, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите свои примеры формальных групп.)
Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.
Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация - «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero - соотношу, англ. to refer - относить, соотносить).

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.
Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен (род. в 1942 г.), установивший при исследовании студенческой группы, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т. д.). Референтной может быть для человека как реальная (например, компания во дворе или близкие друзья), так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ

Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу.
Отношения в группе образуют сложную, изменяющуюся систему. В ней выделяют несколько видов отношений.
Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов.
В отличие от них на базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.
В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.
Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным - это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами - это отношения по горизонтали.
Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком. Психологов особо интересуют закономерности таких эмоциональных отношений, как дружба, привязанность, любовь, симпатия и антипатия между членами группы.
Межличностные отношения в группе - это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.
Практические исследования структуры межличностных отношений в малых группах связаны с работами австрийско-американского психолога, психиатра и философа Якоба Морено (1892-1974 гг.). В своих трудах он обосновал метод социометрии (от лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю). Социометрия - это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создают специальные вопросы - социометрические критерии. Например: «С кем вы хотели бы дежурить по классу?» или «С кем вы хотели бы пойти в театр?». Вопросы формулируются так, чтобы выявить характер взаимоотношений между членами группы и классифицировать их как тяготение, отталкивание или безразличие.
В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»). С помощью данного метода можно определить положение, которое занимает каждый член группы в системе межличностных отношений.

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой - оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции - степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу . Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
Основные понятия: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения.
Термины: групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация.

Проверьте себя

1) Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной ее характеристикой? 2) Укажите три признака малой группы как системы. 3) Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп. 4) Какими бывают малые естественные группы? 5) Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их. 6) Опишите виды отношений в малой группе. 7) Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

1. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах после уроков в компьютерном классе? Обоснуйте свое мнение.
2. Каждое ли объединение людей численностью до 30-40 человек можно назвать малой группой? Свой ответ аргументируйте.
3. К числу функций, которые выполняет малая группа, относят функции социализации и психологической поддержки. Опираясь на знание курса, раскройте содержание каждой из них.
4. Опираясь на текст параграфа, предположите, почему молодой человек, входящий в такие группы, как школьный класс и спортивная команда, начинает ориентироваться на нормы компании, отличающейся противоправным поведением. Какие понятия параграфа вам понадобятся для содержательного ответа?
5. Определите свои индивидуальные цели участия в нескольких группах, к которым вы принадлежите. Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие - референтными группами?
6. Почему референтную группу некоторые исследователи называют группой эталонной?
7. Проведите наблюдение за тем, что происходит с вашим классом во время соревнований с другими классами. Зафиксируйте, как ведут себя одноклассники; что преобладает: ссоры и обиды или поддержка в случае неудач; что происходит в других классах, старших и младших. Сделайте выводы о том, как процессы, происходящие в классе как малой группе, зависят от уровня ее развития.

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги «Основы социально-психологической теории», написанной современным российским психологом А. А. Бодалевым.

Важнейший фактор, от действия которого в сильнейшей степени зависит то, какая перед нами в конце концов окажется личность и какие, стало быть, отношения к разным сторонам действительности ее будут отличать от других людей, - это та малая группа - семья, школьный класс, рабочая бригада, небольшое объединение предпринимателей и т. д., в которые личность входит и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте.
По причине этой непосредственности общения каждого с каждым, постоянного выражения ими своих точек зрения на происходящие события как в самой группе, так и за ее пределами, совершаемых на глазах у всех поступков и действий, затрагивающих в положительном или отрицательном смысле интересы каждого, кто входит в группу, эта многоликая и многонаправленная, существующая в материальных и духовных формах жизнь группы оказывает свое обязательное влияние на развитие личности, и оно тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности. <...>
Специфика межлюдских отношений и их влияние на людей - их носителей заключаются еще и в том, что в них не просто один человек контактирует с другим или один человек «относится» к другому человеку как таковому, а они всегда взаимодействуют друг с другом как представители определенных общественных групп - половых, возрастных, профессиональных, национальных и других. Принадлежность же каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - для мужчины, для учителя, для мужа, для отца и т. д.
Вопросы и задания: 1) Что автор считает важнейшим фактором формирования личности? 2) Примеры каких малых групп представлены в тексте? 3) Назовите выделенные автором причины и проявления влияния малой группы на личность? 4) С каким понятием, раскрытым в параграфе, соотносится мысль автора о том, что влияние группы на развитие личности «тем сильнее, чем психологически значимее эта группа для личности»?

§ 35. Групповая сплоченность и конформное поведение

Малая группа в социально-психологическом отношении начинается не с механического объединения людей, а с их сплочения в общность, оказывающую влияние на каждого своего члена. Чтобы понять, как группа влияет на входящего в него человека, социальные психологи изучают процессы групповой сплоченности и группового давления. Процесс групповой сплоченности непосредственно связан с разделением членами группы ее целей, норм и ценностей. Процесс группового давления (в последнее время его часто называют социальным влиянием группы) связан с принятием каждым вновь вступающим в группу индивидом норм ее жизни, а следовательно, подчинением индивида группой. Позиция индивида, отражающая меру его подчинения групповому давлению, получила название «конформность». Вопросы сплоченности группы и конформности, о которых пойдет речь в данном параграфе, волнуют исследователей уже многие десятилетия.

10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 11 ...

  • Рабочая программа по обществознание профильный

    Рабочая программа

    В который входят: учебники : Обществознание : профильный уровень : учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова , Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007; Обществознание : профильный уровень : учебник для 11 кл...

  • Перечень учебников используемых в образовательном процессе на 2012-2013 учебный год

    Перечень учебников

    Выдается малообеспеченным Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. под ред. Боголюбова Л.Н.,

  • 1)назовите отличительные черты малой группа. что считают главной ее характеристики?

    2)укажите три признака малой группы как системы.
    3)дайте определение условных,реальных и лабораторных групп.
    4)какие бывают малые естественные группы?
    5)как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение?охарактеризуйте их.
    6)опишите виды отношения малой группе.
    7)что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

    11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

    группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре,сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - … .

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    – это … .

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

    5)Происхождение человека называется … .

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

    23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

    А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

    Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    24.Верны ли следующие суждения о духовности?

    А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

    Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

    Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

    Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

    26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

    «Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»а)статья первая Конституции определяет РФ правовым государством;
    б)следствие иногда используют запрещенные законом средства дознания для обеспечения процедурного правосудия;
    в)закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения в РФ ему соответствуют.

    Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

    «Уральский государственный педагогический университет»

    Факультет психологии

    Кафедра психологии развития

    Референтная группа и ее влияние на индивида

    Исполнитель:

    Пузан Я.Г.

    Екатеринбург 2008

    ВВЕДЕНИЕ

    С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

    Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов .

    Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

    Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки. Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

    Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности. Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация». Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

    Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

    Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

    Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

    Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

    Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

    Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?


    1. История возникновения и развития понятия референтности

    Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса .

    Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].

    М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].

    В 1952 г. Г. Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами. Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

    Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида...; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» .

    Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

    При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

    Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной. Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

    Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» .

    Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами. Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

    Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

    Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» .

    Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

    Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].

    Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

    Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В. Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

    Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

    2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

    Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

    Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

    Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

    Эталонные (референтные) группы

    Ключевые понятия темы

    Референтная группа.

    Группа социального взаимодействия. Реальная референтная группа.

    Воображаемая референтная группа

    как результат социального конструирования.

    Связь индивида с референтными группами.

    Позитивная эталонная группа.

    Негативная эталонная группа.

    Относительный характер референтных групп.

    Информационная референтная группа. Эксперты.

    Группа самоидентификации.

    Ценностная референтная группа.

    Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе "Архивы психологии" в 1942 г. Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения (Marshall 1996: 441).

    Наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт в работе, опубликованной в 1950 г.

    Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, - это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

    Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой , являющейся результатом социального конструирования , выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как "Запад", "Америка".

    Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности. Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально. "Американская мечта" как важнейший миф Америки гласит, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, говорящих о реальности этой мечты, в американской мифологии полно. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из "простых рабочих и крестьян" до высших постов в государстве. В постсоветском обществе основная масса богатейших людей страны еще вчера находились на том же этаже, что и большинство из нас.

    Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

    Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона.

    Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа - это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа - это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

    Набор референтных групп имеет относительный характер . Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон ("Не дай Бог быть на них похожими"). В этом случае говорят: "Ты вырядился (-лась), как:". В нашем обществе в качестве такого "комплимента" может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, "крутым" бандитом и т.д.

    Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации, ценностные.

    Информационная референтная группа - это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом неважно, впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации. Эта группа проявляется в двух основных формах:

    а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие "на своей шкуре" данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупке марки товара.

    б) Эксперты , то есть специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.

    Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом встала... Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.

    К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников - дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами.

    Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение - это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на Арбате или на престижной выставке, имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция - как негативная. Лишь эксперт не нуждается в чужом заключении для выбора товара. Однако эксперт - это всегда узкий специалист, и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.

    Референтная группа самоидентификации - это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, "с волками жить - по-волчьи выть". Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как "подобающий" для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней "неприличным", "странным".

    Ценностная референтная группа - это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он. Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути реализации этих ценностей, то индивид подражает этой группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения. Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают "звезды" спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

    (4) Утилитарная референтная группа - это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

    Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

    Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.

    Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается, и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, "высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир" (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.

    Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение - насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon and Bitta: 277).

    При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.

    Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим - сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа ("Кока-кола", маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.

    При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.

    Предметы

    необходимости

    Предметы

    Публичное потребление

    Предметы первой необходимости публичного потребления

    Влияние РФ

    1) На тип продукта - слабое (потребляют почти все).

    2) На торговую марку - сильное (марка - символ престижа).

    Примеры: ручные часы, костюм.

    Предметы роскоши публичного потребления.

    Влияние РФ

    1) На тип продукта - сильное (сам продукт является символом).

    2) На торговую марку - сильное.

    Примеры: автомобили высокого класса, заграничные курорты, драгоценные украшения.

    Приватное потребление

    Предметы первой необходимости приватного пользования.

    Влияние РФ

    1) На тип продукта - слабое.

    Примеры: матрас, постельное белье, нательное белье и т.п.

    Предметы роскоши приватного потребления.

    Влияние РФ

    1) На тип продукта - сильное.

    2) На торговую марку - слабое.

    Примеры: компьютерные игры, кухонный комбайн, электрический нож.

    Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

    Loudon D., Bitta A.J. Della. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. N.Y., 1988.

    Peter J.P., Olson J.C. Consumer Behavior and Marketing Strategy. Third edition. Boston, Homewood, 1993.



    Поделиться