Закон о конкуренции на финансовых рынках. С изменениями и дополнениями от

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

1. Понятие финансовой услуги.

Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.

Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

2) страховые услуги:

обязательное страхование;

добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;

добровольное имущественное страхование;

добровольное страхование ответственности;

перестрахование;

взаимное страхование;

3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение;

5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).

Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз.

Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

Доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.

Доминирующее положение оценивается с учетом:

продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;

географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги - это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрац

Оренбургский институт

Московской государственной юридической академии

Кафедра предпринимательского

Доклад

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг.

Выполнила студентка 41 группы

Устимова Юлия.

Оренбург

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.

ПЛАН ДОКЛАДА

Вводная часть………………………………………………………………………………….……...2

Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2

Доминирующее положение………………………………………………………..3

Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4

Создание объединений финансовых организаций……………………………....4

Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5

Недобросовестная конкуренция……………………………………………...……6

Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6

Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на

рынке финансовых услуг……………………………………………………….....7

Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых

услуг………………………………………………………………………….……..8

список используемой литературы………………………………………………...8

С

татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.

Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.

На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).

В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.

2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.

Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.

Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.

Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.

3.Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.

Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.

Разрешены соглашения направленные на позитивное регулирование рынка финансовых услуг. Их целью должно быть унификация стандартов деятельности, проведение совместных научных исследований, совместную закупку технических средств для осуществления основной деятельности, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных. Кроме того, Правительство может предусмотреть и другие, не подлежащие запрету условия соглашений.

Обо всех заключаемых соглашениях требуется уведомить федеральный антимонопольный орган. Исключение составляют соглашения организаций, доля на рынке финансовых услуг которых составляет менее установленного норматива.

Федеральный антимонопольный орган, рассмотрев представленные вместе с уведомлением документы выносит решение. Решение носит обязательный характер для участников соглашения они обязаны выполнить указанные требования.

Соглашения, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны судам недействительными по иску антимонопольного органа. В соответствии с Гражданским Кодексом возмещаются все убытки, причиненные заключением соглашения.

4. Создание объединений финансовых организаций может осуществляться только после получения предварительного согласия антимонопольного органа. Закон, не дает каких либо исключений, для которых такое согласие не обязательно.

Участники или один из них обязаны направить в антимонопольный орган ходатайство о получении такого согласия в срок 30 дней со дня принятия решения о создании объединения.

Антимонопольный орган должен принять в течение 30 дней одно из следующих решений: о признании объединения правомерным либо ограничивающим конкуренцию. В последнем решении могут содержаться обязательные требования о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

5. Нормативные акты государственных органов. Требования, предъявляемые данным актам общие: они не должны быть направлены на ограничение конкуренции, создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций. Исключения устанавливаются законодательством РФ.

Своеобразное исключение содержится в рассматриваемом законе. Это привлечение финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджетов. Перечень таких организаций определяется путем проведения открытого конкурса.

Такой конкурс должен проводится во всех случаях не зависимо от уровня бюджета, со средствами которого предполагается осуществлять операции. Определены единые требования к порядку проведения конкурса, который определяется органом власти соответствующего уровня согласованно с антимонопольным органом.

Для проведения конкурса необходимо утвердить порядок его проведения, порядок организации и деятельности конкурсной комиссии, единые требования к участникам, являющиеся предпосылкой справедливого проведения конкурса. Участники конкурса должны быть ознакомлены с правилами его проведения в приемлемый срок. Ограничения, прекращение доступа, исключение из состава участников допускается только в случае нарушения ими правил проведения конкурса.

Для обеспечения равного доступа к участию в конкурсе ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия, например доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе. Афилированные лица рассматриваются как один участник.

В целях объективного проведения конкурса и оценки его результатов запрещено совмещать деятельность по организации конкурса с деятельностью по участию в нем в любом качестве.

Открытый конкурс проводится на альтернативной основе, то есть число его участников не может быть менее двух.

6. Недобросовестная конкуренция. В законе “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” сохранен традиционный подход к определению недобросовестности конкуренции.

7. Государственный контроль за концентрацией капитала.

Законом введен термин концентрации капитала. Под концентрацией капитала понимается слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Государственный контроль осуществляется в случаях:1) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале), активов, величина активов превышает величину, установленную Правительством. Приобретение может быть результатом одной или нескольких сделок. 2) приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа. Основанием приобретения могут быть договор о доверительном управлении, договор о совместной деятельности, договор поручения и т.п.

3) создание финансовой, изменение уставного капитала, слияние, присоединение финансовых организаций.

В зависимости от того превышает ли размер уставного капитала, активы, акции размер, установленный Правительством, различается порядок контроля за названными сделками. При превышении размера требуется предварительное согласие антимонопольного органа, то есть осуществляется предварительный контроль. Если размер не превышает установленный, то антимонопольный орган уведомляется после совершения сделки, в течение 30 дней.

Список документов предъявляемых при уведомлении и для получения предварительного согласия, одинаковый. Предоставления иных документов антимонопольный орган требовать не вправе. В случае не предоставления достоверных документов в ходатайстве о получении предварительного согласия отказывается.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 30 дней, о результатах рассмотрения сообщается участникам сделок. Антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: об отклонении либо удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на совершения сделок, решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Отклонение ходатайства о получении предварительного согласия возможно, если его удовлетворения может привести к усилению, возникновению доминирующего положения либо ограничению конкуренции. В таком решении могут быть указаны требования, при исполнении которых такое ходатайство удовлетворяется. Ходатайства также могут быть удовлетворены, если несмотря на ограничение конкуренции на финансовом рынке участники сделки докажут, что положительный эффект превысит негативные последствия, или если они докажут, что владение акциями связано исключительно с получением дохода по ним, а не управлением организацией или иным воздействием на ее деятельность.

Сделки, приводящие к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения на финансовом рынке, совершенные без соблюдения установленного порядка, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

8. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию осуществляется МАП совместно с соответствующим органом в зависимости от вида рынка. Это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк, Министерством финансов. МАП и названные органы координируют свою деятельность на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации, разграничения ответственности.

Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ”подтвердил полномочия права и обязанности, указанные в законе “О конкуренции ” и в отношении финансового рынка.

9. Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых услуг.

Ответственность возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления (их руководителей), финансовые организации (их руководителей), граждан, индивидуальных предпринимателей. Кроме обязанности выполнить законные требования антимонопольного органа на них могут быть наложены штрафы.

Размеры штрафов закон не определяет. По-видимому, конкретные суммы должны быть определены Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме гражданско-правовой и административной ответственности предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

© Устимова Ю. 1999 г.

Другие материалы

    Возможной экономической, фискальной и монетарной политики, - расчетов валового внутреннего продукта и др. Статистика: Развитие международных финансовых отношений и международных сопоставлений потребовало унификации методов составления платежных балансов в различных странах и согласования их с...



  • Разработка системы управления продвижения изделий фирмы на рынок
  • Достижения нормальной цели рыночной деятельности: процветания, т.е. коммерческого успеха. Темой данного дипломного проекта является «Разработка системы управления продвижения изделий фирмы на рынок», понятие которой включает в себя маркетинг. В условиях рыночных отношений эта тема занимает особое...


    ... (или труда). Это самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось, что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание становится императивом. Эта проблема становится...


  • Развитие конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования
  • Количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения. Развитие конкурентной среды потребительского рынка в муниципальном образовании способствует созданию эффективных условий для лучшего обеспечения населения услуг торговли и общественного...


    Этапы формирования, структура и тенденции развития. Стратегия развития банковского сектора экономики. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Включает в себя два уровня: Центральный...


  • Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
  • Юридических лиц. В России отсутствует процедура государственного лицензирования деятельности страховых брокеров, которая довольно широко используется за рубежом. Нет также процедуры аккредитации страховых брокеров при тех или иных субъектах отечественного страхового рынка. Страховые брокеры...


    Инструменты рыночной политики; - чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов. Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся...


  • Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку
  • В удостоверение заключенного договора страхователю вручается «страховой полис». 2.2 Классификация страхования по форме организации По форме организации страхование выступает как: Государственное страхование – представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает...


  • Глава 2. Доминирующее положение финансовой организации (ст.ст. 4 - 5)
  • Глава 3. Контроль, осуществляемый в случае ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг (ст.ст. 6 - 11)
  • Глава 4. Нормативные правовые акты и действия федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (ст.ст. 12 - 14)
  • Глава 5. Недобросовестная конкуренция (ст. 15)
  • Глава 6. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг (ст.ст. 16 - 20)
  • Глава 7. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг (ст.ст. 21 - 27)
  • Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (ст.ст. 28 - 29)
  • Глава 9. Порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний федерального антимонопольного органа (ст.ст. 30 - 32)
  • Глава 10. Заключительные положения (ст. 33)
  • Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ
    "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"

    С изменениями и дополнениями от:

    Москва, Кремль

    Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг. Установлено, что доминирующее положение финансовой организации определяется федеральным антимонопольным органом. Ее доля на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг. Методика определения оборота финансовых услуг финансовых организаций и границ рынка финансовых услуг устанавливается Правительством РФ. Запрещаются действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на этот рынок другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке, в том числе такие, как: включение в договор дискриминационных для других финансовых организаций условий; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована; установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу. Не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими соответствующее регулирование, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами (за исключением соглашений или согласованных действий финансовых организаций с ЦБ РФ), если такие соглашения или действия могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе если они направлены на: установление цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по видам предоставляемых услуг либо по потребителям; ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций; установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг. Установлен порядок получения разрешения и уведомления антимонопольного органа относительно заключаемых соглашений и сделок, а также создания объединений. Также установлено, что федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные с другими органами и финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций. Указанным органам также запрещается: необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок или устранять с него финансовые организации; препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке; устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют; предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям. Перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса. Также запрещена недобросовестная конкуренция между финансовыми организациями, которая необоснованно умаляет деловую репутацию конкурента.

    ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

    1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

    2. Особенности доминирования на финансовых рынках

    3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

    1. Понятие финансовой услуги.

    Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

    Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

    К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

    Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

    Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов - на первую сотню фирм.

    Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

    Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

    1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

    2) страховые услуги:

    обязательное страхование;

    добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;

    добровольное имущественное страхование;

    добровольное страхование ответственности;

    перестрахование;

    взаимное страхование;

    3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

    4) негосударственное пенсионное обеспечение;

    5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).

    Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

    Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз.

    Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

    Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

    2. Особенности доминирования на финансовых рынках

    Доминирующее положение финансовой организации - это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.

    Доминирующее положение оценивается с учетом:

    продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;

    географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги - это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиалов.

    Однако согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ речь идет о постановке на учет в налоговых органах, которая, в свою очередь, проводится по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений. В соответствии со ст. 11 НК РФ место нахождения организации - это место ее государственной регистрации. А согласно Закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при регистрации организации ее местом нахождения считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

    Таким образом, при определении географических границ финансового рынка во внимание принимается формальный критерий, а не экономическая характеристика, которая используется при определении границ товарного рынка (исключение - местом оказания услуг на рынке ценных бумаг считается место заключения договора управляющего с клиентом).

    При определении нормативов доминирования нужно различать следующие виды рынков:

    а) региональный рынок финансовой услуги, который соответствует территории субъекта РФ;

    б) федеральный рынок финансовой услуги, который соответствует территории Российской Федерации в целом.

    Для негосударственных пенсионных фондов (см. Приказ МАП России от 6 мая 2000 г. N 337а) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что НПФ осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика доминирования - это объем сформированного пенсионного резерва.

    Для страховых организаций, перестраховщиков и обществ взаимного страхования (см. Приказ ФАС России от 10 марта 2005 г. N 36) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что страховщик имеет не менее двух дочерних (зависимых) обществ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, либо сам страховщик осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика оборота - это общий объем собранной страховой премии.

    Для лизинговых организаций (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 213) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что лизинговая организация осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота лизинговых услуг является общая стоимость всех действующих договоров лизинга за вычетом лизинговых платежей.

    Для управляющих ценными бумагами (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 212) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что управляющий осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота услуг по доверительному управлению ценными бумагами является общая стоимость имущества, находящегося в доверительном управлении, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета.

    Для кредитных организаций (см. Приказ ФАС России от 25 октября 2005 г. N 247) специальных условий определения нормативов доминирования не предусмотрено.

    Правовые последствия установления факта доминирования:

    антимонопольный контроль за злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов;

    контроль за концентрацией капитала на финансовых рынках.

    3. Государственный контроль за концентрацией капитала

    на рынке финансовых услуг

    Если размер уставного капитала финансовой организации меньше указанного в таблице, то достаточно последующего контроля в форме уведомления.

    Порядок дачи согласия на совершение сделок установлен Приказом МАП России от 28 февраля 2001 г. N 210.


    Литература

    "РАСШИРЕННЫЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 23 ИЮНЯ 1999 Г. N 117-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
    (постатейный)
    (Л.Н. Борисова, В.А. Ларионова)
    (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

    "КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
    (постатейный)
    (А.А. Ткачев)
    (Юридический Дом "Юстицинформ", 2002)

    "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ"
    (Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин)
    (Издательство "Дело", 2001)

    ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг 2. Особенности доминирования на финансовых рынках 3. Государственный контроль за концентрацией капитала на ры

    AK&M 09.06.99

    Совет Федерации принял сегодня закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Принятый закон восполнит пробел в антимонопольном законодательстве, где отсутствуют нормы, регулирующие сферы банковских и страховых услуг, а также услуг на рынке ценных бумаг.
    Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" принят большинством голосов членов Совета Федерации. За проголосовали 117 сенаторов, 1 - против, воздержавшихся не было.

    Журнал “Спрос”

    Страницы КонфОП

    Финансовая Служба КонфОП анализирует законопроект ""О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Так себе закончик....

    Больше жизни! Больше хлеба, молока и яиц!

    Больше конкуренции на рынке финансовых услуг!

    В сентябре на рассмотрение Государственной Думы РФ был представлен подготовленный в Государственном комитете по антимонопольной политике РФ проект Федерального Закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

    Предлагаемый закон должен, по мнению разработчиков, стать составной частью российского антимонопольного законодательства. Действительно ли сегодняшних норм, присутствующих в российском праве, недостаточно для борьбы с монополизмом на рынке финансовых услуг, или проблема в недостаточном применении этих норм регулирующими органами - сказать сложно. Но попробуем разобраться, насколько предлагаемый законопроект решает те проблемы, на которые указывают сами разработчики.

    Необходимость специального закона, определяющего основы защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, обосновывается специфичностью этого рынка. Однако, к сожалению, именно эта специфика слабо прослеживается в структуре и положениях документа. Он в основном воспроизводит подходы закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", оперируя понятиями доминирующего положения, контроля за концентрацией и недобросовестной конкуренции (имеются в виду соглашения финансовых учреждений, направленные на ограничение конкуренции, и аналогичные действия Центробанка и органов власти всех уровней). В качестве новшеств присутствуют вызывающие недоумение ограничения компетенции Центрального банка РФ (например, предусмотрена необходимость обязательного согласия Федерального антимонопольного органа на приобретение лицом или группой лиц более 20% долей или акций в уставном капитале кредитной организации, в то время как действующим законодательством такое согласие определено как прерогатива Центрального банка). Антимонопольные органы, кстати, наделяются правами санкционировать решения и действия Центрального банка и органов власти или признавать их недействительными, что также противоречит существующему законодательству.

    Ни регулирование, ни утверждение конкуренции само по себе не может становиться самоцелью экономической политики. Скорее, ее целью должно являться обеспечение условий для оптимального функционирования данного рынка.

    Для потребителя оптимальность функционирования рынка финансовых услуг означает:

    • надежность и бесперебойность работы платежной системы, которая, вообще говоря, является в экономическом смысле "общественным благом" и как таковая нуждается в особых условиях финансирования и поддержки;
    • безопасность вложений денежных средств;
    • доступность кредита;
    • информационную "прозрачность", обеспечивающую возможность компетентного выбора.

    Из текста законопроекта не следует с очевидностью, что он будет способствовать достижению именно этих целей.

    Остановимся на них подробнее.

    Надежность платежной системы и безопасность вкладов.

    Прежде всего, для обеспечения надежности платежной системы и безопасности вкладов необходимо устойчивое положение банков и уверенность общества в стабильности банковской системы. Ради этого во многих странах идут на весьма строгое регулирование финансовой отрасли, не только лицензируя и контролируя деятельность финансовых организаций, но и благоприятствуя санации несостоятельных учреждений наиболее безболезненными для клиентов способами, например, путем слияния со здоровым институтом. Однозначная установка закона на "защиту конкуренции" представляется в этой связи не только несвоевременной для нашей страны, но и не отвечающей требованиям финансового рынка вообще. Поэтому и ограничение полномочий Центробанка РФ в области эффективного надзора за состоянием банков или дублирование его функций федеральным антимонопольным органом, подразумевающееся в законе и способное привести к межведомственным конфликтам, также представляются безосновательными.

    Доступность кредита

    Доступность кредита, в том числе отсутствие дискриминации в его получении, действительно, может предопределяться структурой рынка. Так, в результате роста концентрации на финансовом рынке и вытеснения с него мелких кредитных учреждений, их традиционные клиенты могут лишиться кредита.

    Процедура определения строения рынка, долей отдельных финансовых учреждений на нем и его географических границ отнесена к компетенции федерального антимонопольного органа и в законе не прописана четко. Однако именно эти, казалось бы, формальные процедуры могут решающим образом определять квалификацию того или иного финансового учреждения как подпадающего под компетенцию закона и в сферу интересов антимонопольных органов.

    Дело в том, что рынки финансовых услуг в большинстве случаев - узко локальные рынки (их границы определяются прежде всего удобством пользования: сложно представить, что потребитель из Москвы поедет за получением пластиковой карточки в Нерюнгри). Если учесть к тому же разнообразие предлагаемых услуг и возможную специализированность клиентуры (так называемую естественную сегментацию потребителей), большинство рынков отдельных видов услуг, определенных по традиционным методологиям, могут оказаться сильно концентрированными (монополизированными). Согласно проекту закона, они потребуют жесткой регламентации и создания массивной контролирующей отрасли на базе антимонопольных органов, что явно неэффективно. Из проекта неясно, насколько детально антимонопольные органы намерены исследовать соответствующие рынки. Наконец, финансовые услуги плохо поддаются стандартизации. Например, исследователь получит весьма разное представление о концентрированности рынка потребительского кредита в Москве в зависимости от того, что будет считаться финансовой услугой: предоставление кредитов физическим лицам вообще (здесь, скорее всего, не будет явного лидера), или по отдельности - кредитование под "денежное поручительство" (здесь, наверное, обнаружится доминирование Сбербанка РФ), залог ценных бумаг или недвижимости (последним Сбербанк вообще не занимается).

    Между тем, доминирующее положение на рынке не ограничивается долей финансовой организации в обороте данного вида услуг, но может определяться и другими факторами, например, государственным участием. Этот случай в законе не рассмотрен. Не упоминается также проблема обеспечения одинаковых условий функционирования на рынке учреждений разных форм собственности (например, банков и кредитных союзов).

    Информационная прозрачность

    Информационная закрытость финансовых учреждений - один из главных недостатков отечественного рынка финансовых услуг. Информационная асимметрия во взаимоотношениях кредиторов и заемщиков как раз свидетельствует о крайнем несовершенстве конкуренции на этом рынке. Но, на наш взгляд, в законе не использованы все возможности для ее преодоления и обеспечения большей информационной прозрачности финансовых институтов. Положения о недобросовестной рекламе дублируют положения соответствующего закона, а требование доступа к информации направлено на утоление информационного голода самого антимонопольного органа, но не на расширение возможностей компетентного выбора для участников рынка финансовых услуг. А ведь актуальность вопроса такова, что федеральные органы, стремящиеся к совершенствованию структуры рынков, просто обязаны выступить за совершенствование учета и порядка предоставления информации потребителям финансовых услуг. Такого требования в законе не содержится.

    Необходимо также сказать о многочисленных дублированиях и противоречиях между его положениями и действующим законодательством (в частности, ГК РФ, Законом РФ "О Центральном банке РФ", Законом РФ "О банках и банковской деятельности"). А терминологические несоответствия существуют не только между законопроектом и существующим законодательством, но и внутри самого предлагаемого проекта (в частности, нечетко определено различие между монополизацией и недобросовестной конкуренцией), основополагающие термины сформулированы расплывчато.

    Представленный в Думе законопроект выглядит как попытка организовать реальность при посредстве теоретической схемы. Полезность такой процедуры для современного российского финансового рынка спорна. На самые же больные его вопросы законопроект ответов не предлагает.

    Финансовая Служба Международной Конфедерации обществ потребителей при поддержке Фонда развития парламентаризма в России



    Поделиться