Оценка конкурентоспособности предприятия основные подходы. Оценка конкурентоспособности организации


Имя: Алексей Маресьев (Aleksey Maresiev)

Возраст: 84 года

Место рождения: Камышин, Саратовская губерния

Место смерти: Москва

Деятельность: военный деятель, лётчик-герой

Семейное положение: был женат

Алексей Маресьев - биография

Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.

Алексей Маресьев - мечта о небе

Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.

В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен». В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей Маресьев впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.

Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, Маресьев охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?

Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Маресьев сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».

Алексей Маресьев - на краю гибели

Первый боевой вылет в своей военной биографии Алексей совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...

Очнулся Маресьев от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило Маресьеву, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.

Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли Маресьева в деревню.

Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Маресьев - звезда героя

Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.

Прочтя ее, Маресьев воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»

После госпиталя Алексея отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами Маресьев репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.

Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Маресьев снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...


В мае 2016 года исполняется сто лет Герою Советского Союза Алексею Маресьеву , сумевшему после крушения самолета и ампутации обеих ног вновь вернуться в строй и даже сбить еще 7 вражеских машин.

Самого летчика окружает множество легенд. Скажем, его день рождения официально отмечается 20 мая. Википедия и многие другие источники утверждают: "Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916 года, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва)".

На самом деле "настоящий человек" появился на свет 16 мая. И этому есть документальные подтверждения - свидетельство о рождении.

Правда, сам Алексей Петрович не придавал большого значения точности даты. Раз закрепилось 20 мая, пусть так и будет.

Из хутора Веревкина

"Камышин... детство! Уютно жилось в крохотном домике на окраинной улице!.." - это из "Повести о настоящем человеке", в которой Борис Полевой описал реальную историю летчика Мересьева, прототипом которого и был Алексей Маресьев. Дом, где прошло его детство, не сохранился. Но в Камышине хранят память о земляке.

Есть у нас в городе старые дома железнодорожников. Мой сын недавно приобрел там жилье. Стали мы с ним разбирать всякий хлам в сарае и нашли черно-белую фотку, на ней какие-то школьники, - рассказывает местный историк Вячеслав Шамаев. - И среди них юный Маресьев.

Раритетное фото датировано 1929 годом. После "школы 2-й ступени", обычной семилетки, он пошел на рабфак. Сохранилось его заявление о приеме.

На групповом школьном фото. Маресьев - первый слева в нижнем ряду. Фото: Из архивного фонла музея Маресьева г. Камышин

Написано оно с огромным количеством ошибок. В то время у него был такой уровень образования, - признает Шамаев. - В аттестате по всем предметам у него стоит "удовлетворительно". Но это не значит, что "тройки". Просто тогда была такая система: либо "уд.", либо "неуд.". А впоследствии Маресьев окончил Высшую партийную школу и даже стал кандидатом исторических наук.

Самолет так и не нашли

В небо он влюбился, как только увидел самолет. Набирал воду и услышал рокот мотора. Задрав голову, неотрывно следил за маленьким силуэтом на синем фоне. Смотрел-смотрел, да и свалился в воду.

Но в авиашколы его не брали из-за слабого здоровья: мучили малярия и ревматизм. Но в 18 лет райком комсомола отправил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Тамошний воздух благотворно подействовал на Маресьева.

Легендарная часть его жизни началась 5 апреля 1942 года, когда Як-1 был сбит над новгородскими лесами. Во все справочники здесь тоже вкралась хронологическая ошибка: обычно указывают 4 апреля. А на месте, где обнаружили полуживого Маресьева, и вовсе была мемориальная плита, надпись на которой гласила, что истребитель рухнул в феврале.

Кандидат исторических наук Алексей Иванов из Камышина лично общался с Маресьевым.

Плиту уже поменяли, сейчас указан апрель. Путаницу в числах Маресьев объяснил просто: "Я так при падении головой о дерево ударился, что у меня все время галлюцинации были", - говорит историк. - 10 лет ищут самолет Маресьева. Достали 5 - все с мертвыми пилотами. И ни одного "Яка".

Мересьев выбрался из самолета и начал свой 18-дневный путь к людям. Ползком - ноги были покалечены. До сих пор никто точно не знает, где разбился его самолет, какое расстояние он преодолел.

Полевой немного облегчил участь своего героя. Мересьев находит банку тушенки у убитых советских солдат. Таких подарков на пути Маресьева не попадалось, - уверяет Алексей Иванов. - Он питался шишками да ягодами. Еще засовывал руку в муравейник, там его кусали муравьи, а он слизывал кислоту с пальцев.

В одном из интервью сам Алексей Петрович также опроверг, что ел ежа (еще одна придумка Полевого. - Ред.). Из живности ему попалась лишь ящерица. Но она оказалась настолько противной на вкус, что Маресьев ее выплюнул.

Стулья, крылья

После операции медсестра успокаивала Маресьева, что теперь будет легче. Литературный персонаж, глядя на укороченные после ампутации ноги, съязвил: "На сколько килограммов?"

Реальному Маресьеву было ничуть не проще. По словам Вячеслава Шамаева, первые протезы сделал госпитальный мастер-самоучка. Алексей Петрович ходил в галифе, чтобы не видно было деревяшек. Но они сильно скрипели при ходьбе. Потом уже в Москве ему сделали заводские протезы. А после войны он получил пластиковые, сделанные на лучшем протезном заводе страны в Ленинграде.

Маресьев часто говорил, что не читал повесть Полевого. Убежден, что это лишь легенда. Как и то, что книга была написана за 19 дней, - считает историк Иванов. - Вообще еще в 1943 году о Маресьеве был опубликован в "Красной звезде" рассказ фронтовика Ильченко. А повесть Полевого - тогда в два раза тоньше нынешней - была готова уже в 1944 году. Ее прочитал лично Сталин и синим карандашом наложил резолюцию: "Пока не время". Чтобы гитлеровская пропаганда не использовала в своих целях то, что у нас инвалиды воюют. А после войны Полевой расширил первоначальный вариант.

Военно-полевой роман

Алексей Маресьев с женой и сыном на даче. Фото: Яков Рюмкин / Музей Москвы

В повести кроме героической есть и любовная линия. Конечно, всем было интересно, что из этого было на самом деле. Но исследователи единодушны: трогательные женские образы "Повести о настоящем человеке": камышинки Оли и "метеорологического сержанта" - только плод воображения писателя. А со своей будущей женой Галиной летчик познакомился уже после войны в Москве.

Впрочем, одна Ольга в судьбе Маресьева все же была. Сбитого летчика выхаживали нашедшие его жители деревни Плав (у Полевого - Плавни). Читатели вспомнят и Варю, выполнявшую роль сиделки при больном. Как указывает Иванов, ее прототипом была молодая солдатка Ольга Сергеева.

В мае 2001 года должна была состояться ее встреча со спасенным ею 59 лет назад летчиком. Сергееву пригласили на концерт в честь 85-летия Алексея Петровича. К сожалению, им не удалось увидеться вновь. Маресьев перед выходом из дома почувствовал себя плохо, прилег перевести дух. Через минуту его сердце остановилось. Но вечер в Театре Российской армии состоялся. Открывала его минута молчания.

В мирное время Маресьев работал в ветеранских организациях. Тогда в Серпухове хотели выпускать мотоколяски для инвалидов. Как вспоминает его сын, Маресьев возмутился: неужели это все, что заслужили люди? Тогда и стали выдавать ветеранам бесплатные "Запорожцы".

Сам он водил обычную машину, с педалями. В 1966 году, на 50-летие, ему подарили "Москвич". Когда рабочие узнали, кому предназначается автомобиль, собрали его вручную.

Кстати

Военно-патриотический туристический маршрут, посвященный подвигу Алексея Маресьева, появится в Валдайском районе. Одной из главных его точек станет двухметровый памятник с копией винта истребителя Як-1, установленный на месте, где его нашли. Монумент открыли 13 мая, среди гостей был сын летчика Виктор Маресьев.

Памятник А. П. Маресьеву в родном городе Камышине

В этом году рядом с памятником появятся места для ночлега и отдыха, парковка. Власти обещают привести в порядок и дороги - как автомобильные, так и тропинки. Добраться до деревни Плав можно будет в любое время года: летом - на автобусах, осенью - на джипах и квадроциклах, зимой - на снегоходах. Гостям предложат круглогодичный палаточный городок и осмотр дома семьи Вихровых, где приютили раненого летчика и где сейчас живет внук одного из его спасителей.

Маресьевский Як-1 здесь ищут много лет. Последняя экспедиция состоялась прошлой осенью, тогда поисковики заявили, что найденные в районе озера Селигер фрагменты принадлежат самолету Маресьева. Но выводы не подтвердились. Новая поисковая экспедиция стартовала на днях.

Инга Бугулова, Новгородская обл.

Прямая речь . Интервью с сыном летчика Виктором Маресьевым

Сегодня Маресьев-младший на пенсии, однако по мере сил способствует поддержанию памяти об отце.

Конечно, по медицинским показателям он был инвалид. Но не хотел быть калекой. И с виду был абсолютно обычный человек. После войны же было очень много безруких, безногих. И некоторые тогда, образно говоря, поднимали лапки кверху. Отец был другого характера.

Вы ездили на Валдай, где он был сбит?

Конечно. Там без всяких туроператоров, без указаний сверху люди проложили "маресьевскую тропу": едут к деревне Плав. Дом, где отца выхаживали, сохранился. Я там побывал. В нем живет семья Вихровых. Сам отец больше туда не ездил. Боялся, что не выдержит сердце. Еще он не любил летать на пассажирских самолетах. Летал лишь дважды: в Париж и в США. А так все поездом.

Между тем

К столетнему юбилею Алексея Маресьева камышинский мультипликатор Вячеслав Горбунов экранизировал "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Многостраничная книга уместилась в 4-минутный видеоролик. Работа над фильмом заняла 4 месяца. Чтобы успеть к юбилею, аниматор вынужден был отказаться от ряда важных сцен. Например, от танца на протезах в госпитале - так Маресьев убедил врачей, что годен к службе.

Когда в 1946 г. вышла в свет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, о безногом лётчике-герое Алексее Маресьеве узнали многие. А после того как в середине октября 1948 г. на экранах страны показали фильм с тем же названием, Маресьев превратился в легенду. Правда, поползли слухи, что лётчик невзлюбил писателя за то, что тот не дал ему прочитать рукопись и исправить ошибки.

«Отца часто спрашивали: «Почему Полевой в книжке изменил вашу фамилию с Маресьева на Мересьев?», - рассказывает «АиФ» сын легендарного лётчика Виктор Маресьев . - Он пошутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь, и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось».

Исполнитель главной роли лётчика Мересьева актёр Павел Кадочников в своём дневнике записал: «Впервые я с Алексеем Петровичем встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру… Я подошёл к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего… Как мне удалось преодолеть… врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю… председателю комиссии: разве это не ноги? Разве не тренировка?» И, звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кино родилась сцена «приёмная комиссия».

«Отец часто ездил на студию, где его обо всём расспрашивали, - продолжает Виктор Маресьев. - Более того, ему даже предлагали сыграть... Мересьева! Отец отмахнулся: «Да вы что! Никогда в жизни!» Только после его отказа назначили на эту роль Кадочникова. А про медкомиссию - всё правда. Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» - «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали.

Рассказывал отец и о том, как упал, как лежал долго без сознания на снегу, а очнувшись, увидел: рядом сидит медведь-шатун. Март месяц был, медведи ещё спать должны, а этот вот проснулся. «Я лежал навзничь, одна рука была под спиной, - вспоминал папа. - Я всё пытался расстегнуть молнию на меховом американском комбинезоне, чтобы достать из-под ремня наган, но никак не получалось». Медведь его не трогал, думал, что он мёртвый. А мертвечину-то они не едят. Но вдруг Маресьев дёрнулся, медведь тут же лапой замахнулся, разорвал комбинезон, но отец всё-таки успел выхватить наган: «Всю обойму в него выпустил. Зверь зарычал, поднялся и упал тоже навзничь. Хорошо, не на меня».

Говорили, якобы отец у нем-цев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…»

Летчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева - Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

Самолёт не нашли

На премьеру картины «Повесть о настоящем человеке» Алексей Маресьев пришёл вместе с Павлом Кадочниковым. Посмотрел фильм и в задумчивом настроении отправился домой, а с Кадочниковым потом не встречался…

«Дело совсем не в том, что фильм отцу не понравился, а в том, что он очень не любил вспоминать аварию: как полз по морозу в лесу, - уверен Виктор Маресьев. - Даже когда я пытался его расспрашивать о подробностях, он старался перевести разговор на другую тему. Поэтому фильм папа посмотрел всего один раз, на премьере. Его спрашивали: «Понравилось ли вам?» А что он мог ответить? Как ему могло понравиться то, что заново пришлось всё это пережить, глядя на экран? Это всё равно когда меня спрашивают: «А вы не подскажете, каким маршрутом полз Маресьев до деревни?» Да он сам не знал, каким маршрутом. Он же был ранен. Его подбили, самолёт врезался в лес, отца выкинуло на ёлку, по веткам он сполз на снег. Снег в марте был ещё глубокий, это спасло ему жизнь. А так никто не знает, где до сих пор лежит его самолётик. В Москве есть две школы имени Маресьева - 760-я и 89-я. Они ходили, искали, эмчеэсовцы даже давали им для этого вездеходы. Ничего не нашли! Даже сейчас там непроходимые места, очень глухой лес.

Отца самого много раз звали на место, где нашли, в тот самый лес. Люди там даже тропу Маресьева сделали, ездят туда на джипах. Камень поставили со звёздочкой и памятной надписью. Но отец всегда отказывался: «Не поеду - и всё!»

Алексей Маресьев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков Он не любил воспоминаний, не любил повышенного внимания к себе, которое появилось после выхода книжки и фильма. Говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали. Есть даже книжка такая - «Сколько у нас Маресьевых». Мы награждали как-то лётчика из Тулы, Ивана Леонова, - он без правой руки летал. Отец знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь - и всё!» Он же очень совестливый от природы мужик был.

Что касается образа главного героя в фильме, то ничего против Кадочникова он не имел. Они тоже были из разных миров, поэтому и не общались. А вот Евгений Кибкало , который пел партию Мересьева в опере «Повесть о настоящем человеке», был внешне больше похож на отца, чем Кадочников. По поводу самой оперы я согласен с Михаилом Задорновым, который рассказывал о её нелепицах. Когда отец посмотрел это «произведение» в Большом театре, не знаю, что он пережил в сам момент представления, но потом на вопрос: «Вам понравилось?» - ответил: «Хорошо сымитирован звук мотора». Думаю, этим всё сказано. А Кадочников, хоть и не был сильно похож, смог передать напор, стремление Маресьева жить во что бы то ни стало. Таким Алексей Маресьев был всю свою жизнь. Он умер 18 мая 2001 г., не дожив до 85-летия всего два дня. Но в апреле того же года, уже чувствуя себя плохо, он всё равно вставал и ходил с палочкой. И я да и все близкие ощущали даже тогда в нём неуёмную тягу к жизни».

Кто ещё у нас «Маресьев»?

Алексей Маресьев был не единственным лётчиком, поднявшимся в небо после тяжёлой травмы и ампутации.

Михаил Левицкий . Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Михаила схватили немцы и отвезли в лагерь, где пленный врач провёл ему ампутацию без наркоза. Лётчик был освобождён из плена, но долгое время провёл в больницах. Левицкий вернулся уже в гражданскую авиацию.

Юрий Гильшер . Лётчик, корнет. В 1916 г. получил травму в результате падения самолёта: Гильшеру оторвало стопу левой ноги. Из-за гангрены ногу ампутировали до колена. Корнет не сдался и вернулся в Авиационный отряд истребителей.

Александр Прокофьев-Северский . Лётчик, дворянин. После ранения в 1915 г. ему ампутировали ногу. Вернулся в небо благодаря протекции Николая II.

Захар Сорокин . Во время боя в 1941 г. был ранен в бедро. С такой травмой прополз 70 км по тундре. Ступни пришлось ампутировать. После выздоровления Сорокин вернулся в авиацию.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

От редакции .

Желание защищать идею иногда оказывается сильнее желания жить. За идею живут и умирают, страдают и претерпевают лишения. Идея — это то, что соединяет, казалось бы, несоединимое. Идея рождает то, что никогда бы не родилось в иных условиях.

Когда-то идея справедливости для всех людей земного шара родила социализм.

Было немало героев Гражданской войны, умиравших за то, что казалось мечтой, за социализм, который грезился, но не являлся текущей исторической реальностью. Прошло время, и смельчаки, чья хата всегда была не с краю, а в самом центре, в самой гуще событий, начали строить этот новый мир. Эти ребята первыми шли принимать участие в «великих стройках социализма», первым и становились коммунистами, первыми исследовали новые земли, вставали в атаку первыми и отдавали жизни за нашу советскую Родину.

Нацистская Германия тоже знает случаи героизма. Ещё больше случаев упёртости и самопожертвования было, например, в Средние века у религиозных фанатиков. Вера в идею во все времена творила чудеса, независимо от того, правильна она была, воплотима ли…

Но массовый героизм стал реальностью лишь в Советском Союзе. Героев были не сотни и не тысячи. Героев были миллионы. Ведь именно в Советском Союзе идея практически не вступала в противоречие с её воплощением.

О некоторых таких героях поведает нижеследующая статья.

20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения прославленного советского летчика Алексея Павловича Маресьева (1916 — 2001).

А.П. Маресьев родился в городе Камышин (ныне Волгоградской области). В возрасте трех лет потерял отца. Его мать, работавшая уборщицей на заводе, одна вырастила троих сыновей. В 1934 году по комсомольской путевке Алексей Маресьев направляется строить Комсомольск-на Амуре. Одновременно с работой он занимается в аэроклубе.

Юноша трижды подавал документы в летное училище. Дважды ему отказывали по состоянию здоровья, на третий раз все-таки приняли. В 1940 году Алексей Маресьев окончил летное училище и получил воинское звание младшего лейтенанта. В августе 1941 года он совершил свой первый боевой вылет.

4 апреля 1942 года над территорией Новгородской области самолет А.П. Маресьева был подбит немцами. 18 суток Маресьев добирался по лесу к своим и, наконец, его, совершенно обессиленного, нашли крестьянские дети.

У Маресьева были ампутированы обе ноги выше колена. Но, несмотря на это, он решает вернуться в строй и активно тренируется.

В феврале 1943 года Алексей Маресьев совершил первый пробный вылет. А в июне 1943 года вернулся на фронт на Курскую дугу. Совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов (7 уже после потери ног).

24 августа 1943 года Алексею Петровичу Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

После война А.П. Маресьев окончил Высшую партийную школу, защитил кандидатскую диссертацию по истории, с 1956 года работал Секретарем Советского комитета ветеранов войны.

Советский лётчик Алексей Маресьев

В 1946 году всего за 19 дней писатель Борис Николаевич Полевой (1908 — 1981) пишет книгу «Повесть о настоящем человеке». Эта книга приобрела большую популярность и в Советском Союзе и в других странах. В 1948 году по книге снимается фильм, а композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 — 1953) пишет оперу. Впрочем, опера Прокофьева была не слишком удачной и на сцене исполнялась не часто.

В годы Великой Отечественной войны в СССР были и другие летчики, летавшие без ног: Например, Леонид Георгиевич Белоусов (1909 – 1998) и Захар Артемович Сорокин (1917 — 1978). Оба они были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1973 году советский военный летчик капитан Юрий Валентинович Козловский (род. 1943) попал в авиакатастрофу. Его искали несколько суток и нашли без сознания с травмами, несовместимыми с жизнью. Врачи спасли летчику жизнь, но обе ноги пришлось ампутировать. Козловский очень мечтал вернуться к летной работе, но разрешения не получил: современная техника предъявляет более высокие требования к летчикам. Ю.В. Козловский окончил технический ВУЗ, плодотворно работал инженером в КБ. При этом он продолжал пилотировать в аэроклубе маленькие учебные самолеты.

Без двух ног на протезах летал английский военный летчик Дуглас Бадер (1910 — 1982). За это английская королева пожаловала ему дворянство и право именоваться сэр Дуглас.

Похожий случай имел место и в нацистской Германии, правда, лётчик потерял только одну ногу. Звали немецкого летчика Ганс Ульрих Рудель (1916 — 1982). К сожалению, Рудель был убежденным фашистом и остался им до конца своей жизни.

И ещё один яркий пример. Из глубины веков дошла до нас легенда о Защитнике Земли Русской богатыре Илье Муромце. В этой легенде есть очень странная деталь: до 30 лет живший в селе Карачарово Илья Муромец не слезал с печи. Для крестьянского сына такой образ жизни был возможен лишь в одном случае: если он – тяжелый инвалид. Для проверки этой гипотезы исследователи вскрыли могилу с мощами богатыря в Киеве и исследовали кости современными методами. Предположение подтвердилось: у Ильи Муромца было тяжелое соединительнотканное заболевание и его ноги были, по-видимому, парализованы. Легендарный богатырь действительно был Алексеем Маресьевым 11 века.

«В здоровом теле – здоровый дух», — говорили в Древней Греции. Физическое здоровье – это конечно, очень хорошо, но само по себе здоровый дух оно не формирует. И не является необходимым условием для сохранения и поддержания здоровой психики. Здоровый дух вполне может сочетаться и с телесной немощью. В России об этом впервые сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри». А после Великой Октябрьской социалистической революции появился роман Николая Островского «Как закалялась сталь». У умиравшего от болезни Бехтерева, героя этого романа, была психика и круг интересов здорового человека. Как справедливо показал писатель, это было связано с вовлеченностью Павла Корчагина в деятельность по строительству нового общества.

В какой-то степени Алексей Маресьев повторил судьбу Николая Островского. И, наверное, книга об Алексее Маресьеве помогла многим тяжело больным людям, несмотря на тяжелую болезнь, остаться в строю.

Люди, работающие с тяжело больными детьми, понимают, что их главная задача – заставить ребенка не думать о своей болезни. Рыцарь из последнего великого произведения советской детской литературы «Плутишкиной сказки» В. Озерова привез искалеченному на войне мальчику марки…

18 мая 2001 года в театре Российской армии в Москве должен был состояться вечер, посвященный 85-летнему юбилею А.П. Маресьева. За несколько часов до его начала Алексей Маресьев скоропостижно скончался.

К.б.н. Сергей Багоцкий



Поделиться