Недостоверной признается реклама которая содержит. Недобросовестная реклама

Причины и факторы развития инфляции

Инфляционные процессы характеризу­ются большим разнообразием причин и факторов. В разных странах или в одной и той же стране, но в разные периоды времени может значительно различаться как состав факторов, так и характер их взаимодействия.

Причины развития инфляции условно делят на денежные и неденежные . Денежные факторы действуютсо стороны пла­тежеспособного спроса и относительно независимы от расширения товарного оборота. Как правило, они дают первичный толчок развитию инфляционного процесса и активно влияют на его протекание. К ним относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денег вследствие чрезмерной эмиссии; дефицит госу­дарственного бюджета; увеличение скорости оборота денег; чрез­мерное увеличение кредита; превышение темпов роста доходов над тем­пами роста производительности труда; методы поддержания курса национальной валюты и т. д.

Уровень рыночных цен зависит не только от количества денег и скорости их оборота, но и от товарного предложения. Факторы, действующие со стороны производства и реализации товаров, выступают как неденежные . К ним относятся: структурные диспропор­ции общественного производства, монополизация и милитаризация экономики; мировые структурные кризисы (на­пример, сырьевой, энергетический); неадекватное объективным условиям государственное регулирование экономики; стихийные бедствия и т. д.

Часто диспропорции, возникающие в денежной сфере, являются производными и отражают реакцию денежного обращения на глубинные расстройства общественного хозяйства. Так как деньги опосредуют все важнейшие хозяйственные процессы, поэтому большинство нарушений в сфере производство проявляется в денежной форме. Таким образом, денежные и неденежные факторы взаимозависимы, оказывают влияние друг на друга.

Глубинными причинами инфляции являются:

Нерациональная структура экономики;

Степень монопо­лизации общественного хозяйства;

Хронический дефицит государствен­ного бюджета;

Несоответствием между объемом инвестирования средств в экономи­ку и реальными потребностями в капиталовложениях;

Психологические факторы, роль которых, как правило, возрастает с усилением инфляционных процессов - инфляционные ожидания, т. е. ожи­дания роста цен;

Глобальные процессы, протекающие в мировой экономической системе.

В мировой экономической литературе в на­стоящее время представлено множество разновидностей инфля­ции. Выделение того или иного вида инфляции обусловлено ее особенностями, т. е. различием причины возникновения отдельных инфляционных процессов и спецификой их протекания.


Обычно выделяются следующие виды инфляции:

1) в зависимости от пределов распространения - локальная и мировая. Локальная инфляция охватывает денежное обращение в отдельной стране, мировая инфляция развивается одновременно в большинстве стран мира;

2) в зависимости от темпов роста цен - умеренная, галопиру­ющая и гиперинфляция. Инфляция рассматривается как умерен­ная, если ее годовые темпы роста не превышают 5-10 процентов. При галопирующей инфляции этот показатель может достигать десятков и даже сотен процентов. Если же темпы роста цен составляют 30 и более процентов в месяц, то считается, что галопирующая инфляция перешла в стадию гиперинфляции.

Гиперинфляция является достаточно редким явлением, миро­вой опыт показывает, что она развивается, как правило, вследствие политических и социальных катаклизмов. Ее протекание харак­теризуется чрезвычайно быстрым ростом товарных цен и денежной массы. Наряду с этим, многократно увеличивается скорость оборота денег, так как при высоких темпах возрастания номинальной денежной массы ускоряющееся обесценивание денег приводит к резкому уменьшению реальной денежной массы и она все быстрее может совершать свой оборот. Гиперинфляция вызывает глубокое расстройство денежного обращения, бегство от денег, свертывание производства, резкое снижение реальных доходов населения, по­терю сбережений, усиливает диспропорции экономики;

3) в зависимости от характера движения цен - ползучая и ступенчатая. При ползучей инфляции цены растут равномерно медленными темпами, при ступенчатой возрастание уровня цен происходит неравномерно и скачкообразно;

4) в зависимости от формы проявления - открытая и подав­ленная. Открытая (или видимая) инфляция проявляется в росте цен, подавленная (или скрытая) находит свое отражение в дефиците товаров, на которые не распространяется свобода ценообразования, т. е. в росте неудовлетворенного платежеспособ­ного спроса. Кроме того, скрытая инфляция имеет место, если при неизменных ценах на товары их потребительские свойства ухуд­шаются, или при установлении цен на новые образцы товаров, цены на них повышаются в большей степени, чем улучшилось качество;

5) в зависимости от места возникновения - инфляция, вызы­ваемая внутренними факторами и импортируемая, т. е. вызывае­мая внешними факторами. Существует несколько каналов импорта инфляции. Так, при росте цен на импортируемые товары и услуги в связи с повышением уровня этих цен в стране-экспортере происходит увеличение издержек у фирм-импортеров, которое стимулирует рост цен на отечественные товары и услуги и в конечном итоге может привести к повышению общего уровня цен в стране. Другим каналом импорта инфляции служит приток в страну иностранной валюты. Центральный банк, покупая ее у коммерческих банков, производит дополнительную эмиссию на­циональных платежных средств, причем эта эмиссия мало связана с реальными потребностями воспроизводства. Каналом инфляции может служить также активное сальдо платежного баланса страны, если избыток поступлений иностранной валюты используется для увеличения резервов;

6) в зависимости от причин возникновения:

Инфляция спроса - инфляция, которая возникает под воздей­ствием избыточного платежеспособного спроса, созданного рос­том денежной массы темпами, превышающими реальные по­требности общественного хозяйства;

Инфляция издержек - инфляция, которая вызывается уве­личением издержек производства, произведенных затрат. В данном случае рост цен обусловлен не повышением спроса, а удорожанием факторов производства. Этот вид инфляции при­водит к спаду производства, способствует росту безработицы.

Инфляция спроса и инфляция издержек обычно настолько тесно взаимодействуют в рамках общего инфляционного процесса, что их достаточно сложно разграничить.

Структурная инфляция - инфляция, вызываемая нарушени­ем относительной сбалансированности структуры общественного хозяйства, т. е. развивающаяся на основе возникновения вос­производственных, межотраслевых, внутриотраслевых и других диспропорций;

Стагфляции и представляющее собой сочетание стагнации и инфляции. Если раньше уровень цен, как правило, повышался при оживлении и подъеме экономики и снижался в фазе кризиса, то после второй мировой войны развитие инфляции происходит и на фоне замедления темпов роста или кризисного падения производства, т. е. во всех фазах экономического цикла. Это обусловлено изменениями в циклических процессах, произо­шедшими под воздействием деятельности монополий, государ­ственного регулирования экономики, возрастания государствен­ного долга и т. д.

B самом простом случае прогноз спроса на импорт основан на предпосылке о том, что импортирующая страна невелика по размерам и сокращение или рост ее импорта не могут повлиять на уровень мировых цен (так называемая “предпосылка малой страны”).

B этом случае размер импорта определяется преимущественно внутренним спросом на него.

Спрос на импорт может быть также спрогнозирован на основе следующей упрощенной формулы:

Уравнение показывает, что импорт в реальном выражении положительно зависит от реального внутренного ВВП, фактически от роста внутреннего спроса, и, разумеется, от соотношения внутренних и мировых цен на импортируемые товары, выраженных в национальной валюте, а также ряда других факторов. Чем выше уровень внутренних доходов, тем выше будет уровень импорта. Изменение относительных цен отражает одновременно и изменение соотношения внутренних и импортных цен, и изменение валютного курса. Чем выше импортные цены в национальной валюте по сравнению с внутренними ценами, тем меньше будет импорт, поскольку внутренний спрос переориентируется на национальные товары, которые дешевле. Необходимо учитывать, что на соотношение внутренних и импортных цен критическим образом может влиять изменение валютного курса - падение курса национальной валюты удорожит импортные товары в национальной валюте и сократит спрос на них. Напротив, рост курса национальной валюты сократит цену в национальной валюте на импортные товары и может сделать аналогичные местные товары неконкурентоспособными по сравнению с импортными.

Ценовую эластичность импорта (e), показывающую масштаб изменения объема импорта при изменении относительной цены импорта, можно определить на основе следующей формулы:

@ Ценовая эластичность импорта (price elasticity of imports) - параметр, показывающий, насколько изменится объем импорта в реальном выражении при изменении относительных цен на 1%.

Обычно ценовая эластичность импорта низка для тех товаров, заменить которые другими невозможно или крайне сложно (нефть, газ, цветные металлы). Чем выше степень обработки товара, тем выше его ценовая эластичность, поскольку возможность заменить один вид оборудования на другой значительно выше.

Сильное влияние на соотношение внутренних и импортных цен могут оказать меры государственной торговой политики - импортные пошлины, квоты, лицензии и прочие ограничения, явно или косвенно приводящие к увеличению цены на импортные товары в национальной валюте. Среди многих прочих факторов, влияющих на спрос на импорт, наиболее существенным является наличие в финансовой системе страны достаточного потенциала для кредитования импорта, а также достаточного для импортеров объема иностранной валюты. B наиболее простом случае, если цены и валютный курс относительно стабильны, рост импорта можно принять равным росту номинального ВВП в среднесрочной перспективе.

Представители Российского топливного союза бьют тревогу по поводу грядущего дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке и даже размещают открытые письма руководству страны, требуя навести порядок в ценообразовании, уничтожающем независимых производителей. На этом фоне нефтетранспортная монополия рапортует о начале промышленной эксплуатации экспортного трубопровода от Волгограда до Новороссийска мощностью 8,7 миллиона тонн в год. Почему нефтяным компаниям выгоднее экспортировать углеводороды, чем перерабатывать в России, и к чему это может привести - в материале .

Пошли на рекорд

Российский топливный союз (РТС) обратился с открытым письмом к председателю правительства . Участники некоммерческой организации жалуются на ценовые потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензин и дизельное топливо, уровень которых «бьет исторические рекорды».

«По состоянию на 11 мая региональный биржевой индекс (Москва) на бензин АИ-92 вырос (за период со дня выборов президента РФ - 18 марта) на 28,8 процента, подорожав с 43 481 до 56 044 рублей за тонну; на бензин АИ-95 вырос более чем на 23 процента, подорожав с 45 543 до 56 073 рублей за тонну; на дизтопливо вырос на 15 процентов. Аналогичный рост оптовых цен наблюдается и по другим региональным индексам», - говорится в документе.

По данным РТС, по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост биржевых ценовых индикаторов по АИ-92 составил более 30 процентов, по АИ-95 - 27,8 процента, по дизельному топливу - более 37 процентов.

Представители топливного рынка утверждают, что работать в условиях постоянного диспаритета оптовых и розничных цен могут позволить себе только АЗС нефтяных компаний, у которых «центр прибыли переносится в оптовое звено, и убытки розничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности». При этом независимые АЗС терпят убытки и разоряются.

На фоне нервозного состояния на внутреннем топливном рынке «Транснефть» в начале апреля запустила в промышленную эксплуатацию систему нефтепродуктопроводов «Юг» от Волгоградского НПЗ до . Она предназначена для поставки дизтоплива с черноморского побережья России за рубеж, в Европу, мощность трубы составит до 8,7 миллиона тонн в год. В компании пояснили, что проект «Юг» позволит нефтеперерабатывающим предприятиям Юга, не подключенным к магистральной сети, направлять энергоносители на экспорт.

Общий объем внутреннего потребления дизельного топлива в России в 2017 году составил 33 миллиона тонн. Таким образом, 8 миллионов тонн, которые могут отправить на экспорт по новому продуктопроводу, - это четверть годового потребления России. В результате экспортеры не только заработают премию в 50 долларов за тонну, что невозможно при поставках на внутренний рынок, но и получат логистические преимущества. Однако увеличение экспортных поставок на фоне снижения объемов внутренней переработки грозит дефицитом дизтоплива, причем накануне посевной кампании.

Рискованная выгода

Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что одной из ключевых причин является действующая модель налогообложения, которая понизила эффективность переработки и привела к отрицательной доходности этой отрасли.

«Учитывая существующую фискальную модель, можно не сомневаться, что южный экспортный продуктопровод "Транснефти", по которому будет поставляться дизельное топливо, будет загружен под завязку. Тем более что чисто географически он заточен под интересы частных компаний - в первую очередь и », - говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России .

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Он подчеркивает, что частные компании «с пониженной социальной ответственностью» получают возможность максимизировать не только экспорт сырой нефти, но и экспорт нефтепродуктов, загрузив в том числе свои перерабатывающие мощности. «С точки зрения дикого капитализма, ситуация для них идеальная. Но очень странно, что в авангарде - государственная инфраструктурная монополия, в задачи которой входит обеспечение эффективности транспортировки и равные условия для участников рынка в интересах государства», - добавляет эксперт.

Гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» соглашается с тем, что с появлением новых экспортных мощностей ситуация с дефицитом топлива на внутреннем рынке может усугубиться. Поставки по трубе на четверть ниже стоимости транспортировки по железной дороге, поэтому сомнений в том, что труба будет заполнена, у экспертов нет.

Глава Российского топливного союза (РТС) отмечает, что рост экспортного паритета - увеличение маржинальности поставок за рубеж - сильно влияет на насыщение внутреннего рынка и, соответственно, на цены. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остается биржевой фактор - оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», - подчеркивает эксперт.

Критическая ситуация

«С введением трубопровода ситуация действительно становится критической. Южные российские регионы теряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетает: ведь поставкам на внутренний рынок предлагается альтернатива, которая выглядит куда заманчивей», - указывает Танкаев.

Вслед за оттоком топлива за рубеж снижается и объем топлива, обращающийся на бирже. Сейчас, по закону, нефтегазовые холдинги должны продавать через биржу не менее пяти процентов от объема собственного производства дизтоплива (по автомобильным бензинам норматив составляет 10 процентов). «Эти нормы бесконечно устарели, - сетует Илья Мороз. - Они утверждались на заре биржевой торговли, но с тех пор количество игроков на рынке существенно увеличилось, вырос и спрос на топливо». По словам эксперта, в настоящее время обсуждается инициатива пересмотра этих нормативов в сторону увеличения: до 8 процентов - по дизтопливу и до 15 процентов - по автобензинам.

По данным ЦДУ ТЭК за первый квартал 2018 года, крупнейшими поставщиками дизтоплива на биржу были , «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Объемы продаж у всех компаний де-факто выше нормативов: «Роснефть» поставила 9,7 процента при пятипроцентом нормативе, показатель «Лукойла» - 6,7 процента, Сургутнефтегаза - 6,8 процента. У госкомпании есть социальные обязательства в регионах, поэтому объемы поставок на внутренний рынок у нее априори выше, поясняют эксперты.

«Конечно, независимые производители, которые бьют сейчас в набат, заботятся в первую очередь о своем выживании. Но они абсолютно правы, требуя принять срочные меры для предотвращения дефицита топлива на внутреннем рынке, если никак невозможно сбалансировать фискальное регулирование», - считает Рустам Танкаев. Одним из вариантов таких мер, по его мнению, могут стать квоты на экспорт нефтепродуктов.



Поделиться