Психологические тренинги в школе. Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации»

Игровой тренинг «Живой цветок»

Задачи игрового тренинга: формирование у детей комплексного восприятия мира и человека; воспитание таких позитивных черт, как доброжелательность, оптимизм; ознакомление ребят с материалом, имеющим познавательную ценность.

Учитывая многоплановость задач, для занятия была избрана форма игрового тренинга, хотя некоторые элементы этого занятия можно использовать и в интегрированном уроке по географии, истории и музыке, в организации танцевальных вечеров, вечеров отдыха.

Игровой тренинг «Живой цветок» рассчитан на ребят в возрасте 10-12 лет, но может быть адаптирован с учетом вышеназванных аспектов для любого возраста. В тренинге может участвовать группа не менее 12 человек, как мальчиков, так и девочек. Тренинг не требует от них специальной подготовки, а проводится ведущим, как говорится, экспромтом. Участники тренинга могут даже не знать друг друга. Все должны быть в спортивной форме или брюках.

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение (лучше с ковровым покрытием), а также нужен магнитофон. Реквизит не требуется.

Для тренинга записывается программа, включающая в себя специально подобранные музыкальные фрагменты. (В данной разработке использованы фрагменты современной поп-музыки.)

При подготовке тренинга желательно выяснить музыкальные вкусы детей, способность к взаимодействию, их интересы и общий уровень физического, психического и умственного развития. Сделать это можно с помощью импровизированной викторины, беседы или динамичной игры.

Ход тренинга

I. Организационный момент. Слово ведущего.

Ведущий выходит и встает перед ребятами.

Ведущий . Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в любом фильме, спектакле у каждого есть своя роль. Сейчас я хочу предложить вам поставить сказку, где вы все будете играть одну и ту же роль. А чтобы вам легче было угадать, что это за сказка, ответьте на такой вопрос. Вот я - человек, а ты кто? Тоже человек. А ты? И ты - человек. А все мы вместе? Правильно, люди. А эти люди, те и другие - кто? Все люди, живущие на Земле, называются человечеством. Итак, сегодня мы будем играть в человечество. Его историю. А с чего начинается любая история, чья-то жизнь? Да, с рождения. (Звучит фрагмент песни М. Джексона «Излечим мир».) Так вот, неизвестно как, неизвестно где и неизвестно почему, на Земле родилось человечество. Представьте, что вы - это первые люди планеты Земля. И вы сейчас появитесь на свет. Встаньте в линию, лицом ко мне, плечом к плечу. Возьмитесь за руки, закройте глаза. (Звучит фрагмент медитативной музыки «Путь дельфина».)

Не открывая глаз и не расцепляя рук, попробуйте образовать круг, лицом не внутрь, а вовне круга.

Ребята замыкают круг, пытаются выровнять его так, чтобы чувствовать плечо соседа.

Ведущий . Перед вами море, синее, холодное, как 3 тысячи лет назад. Вон, слева, летят белые-белые чайки, а справа ползут тёмные грозовые тучи. Волны почти докатываются до ваших ног. медленно наклонитесь вперёд, к морю. А теперь назад. Еще раз вперёд. Назад. Чуть-чуть влево. Вправо. Снова влево. Вправо. Медленно-медленно открываем глаза. (Звучит фрагмент африканской музыки Тони Чайлдс «Зимбабве».)

Посмотрите вокруг. Вы видите все это в первый раз. Где вы? Вы в Африке! Посмотрите друг на друга. Вы только что родились. Вы должны познакомиться друг с другом, верно? Как? Вы знаете, кто был первым другом человека? Верно, собака! Тогда играем в «Бинго», именно так, представим, звали первую собаку человека - Бинго!

II. Проведение игр.

Игра «Бинго»

Ребята образуют внешний и внутренний круги с равным количество участников. Внешний круг начинает движение по часовой стрелке, а внутренний - против часовой. При этом все хором произносят стихи: «Мой лохматый серый песик у окна сидит, мой лохматый серый песик на меня глядит». И затем произносят по буквам имя «песика», хлопая в ладоши: «бэ, и, эн, гэ...», и на букве «о» широко взмахивают руками, останавливаясь напротив соседа из другого круга, и радостно пожимают руки, обнимаются и хлопают друг друга по спине.

Ведущий. Но люди недолго жили в мире и согласии. Они стали делиться на племена, народы, страны, которые враждовали друг с другом. Они делились по цвету кожи, разрезу глаз, по вере в Бога. Вот и вы не избежали разъединения.

Ребята по команде должны быстро разделиться на тех, у кого карие глаза, и на тех, у кого голубые, зелёные или серые. Затем деление может произойти по начальным буквам имени или фамилии (гласные - негласные), по цвету отдельных элементов одежды (светлые - тёмные) и т. д. Далее ребята делятся на две равные по количеству человек команды, первая из которых становится племенем Тумба, а вторая - племенем Юмба. Племена выбирают себе вождей. Между племенами проводится граница.

Звучит песня группы «Доктор Албан» - «Хэлло, Африка!».

Ребята выбирают вид боя:

Вытолкнуть противника плечом, без помощи рук, и зайти на его территорию;

То же самое, но спинами;

Взявшись за руки, перетянуть противника на свою территорию и т. д.

Выигрывает племя, победившее в общем зачете.

Ведущий. В самый разгар раздоров в землях Тумба и Юмба появляется чужестранец. Он понял, что лучше всего поработить племена, когда они разделены.

Ведущий (за чужестранца). Здравствуйте, вождь племени Тумба! Я освобожу твое племя от рабства, но если я обману твоих соплеменников в игре, они будут служить мне. Согласен?

То же самое с племенем Юмба.

Игры-обманки

«Обезьяна на дереве»

Все встают плотно друг к другу в одну линию. Каждый должен по очереди повторить слова и действия ведущего. Например: «Петя, ты видишь вон ту обезьяну на дереве?».

Петя: «Вижу. Света, а ты видишь вон ту обезьяну на дереве?» И так по цепочке. Все держат перед собой вытянутую в направлении «дерева» руку. Затем ведущий садится на левую ногу, вытянув вперед правую, и, дождавшись, когда это сделают все, толкает соседа в бок, и все падают.

«Зоопарк»

Ведущий, шепча на ухо каждому, называет какое-то животное. Все встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и говорит: «Я иду по зоопарку и вижу... льва (носорога, слона и т. д.).

Условия игры: тот, «чьё» животное назовет ведущий, должен резко сесть, а его соседи схватить его за локти, чтобы он не успел это сделать. Но поскольку ведущий загадывает всем одно и то же животное, например обезьяну, то при ее упоминании все участники одновременно садятся.

Таким образом, оба племени попадают в «рабство» чужестранцу.

Ведущий говорит ребятам, что от рабства их может спасти только, если они... Ведущий выслушивает варианты решений, пока кто-нибудь не скажет: «Помириться». Мир начинается с рукопожатия. Как здороваются по-африкански? Придумывают вместе: ладошками, внутренними сторонами ступней и затем бедрами, как в танце «бамп». А как здороваются охотники, машинисты, канатоходцы? Все варианты тут же пробуются и повторяются всеми.

Ведущий. Итак, вы снова живёте в мире и согласии. Готовы ли вы все вместе пойти в Индию на праздник Лотоса? А знаете ли вы, что нам предстоит преодолеть (звучит восточная музыка) пустыню Сахару, Красное море, Аравийский полуостров, а затем от Персидского залива по Индийскому океану достичь берегов Индии? Тогда в путь! Готовьте своих верблюдов для каравана.

Все садятся на колени. Хлопают, повторяя за ведущим, руками по коленям. «Верблюды» вышли на исходную. Стоп! Резко убыстряют темп хлопков. «Караван» начал движение. Быстрее! Хлопают руками по щекам (караван идёт по воде), по груди (мост), трут ладошками одна о другую (идёт по песку), поднимают руки вверх и через мгновение опускают вниз (бархан). Так, чередуя все эти «препятствия» и убыстряя темп, «караван» достигает «финиша» - Персидского залива.

Перед ребятами - Персидский залив. Как доплыть до Индии, если ни деревца кругом? Решено идти под водой. (Звучит песня группы «Битлз» «Желтая подводная лодка».) Ребята встают за ведущим в колонну, взявшись за талию впереди стоящего, и в ногу, под ритм песни, начинают движение. Устав, «паровозик» замыкает круг, не прекращая синхронно шагать, и ведущий берется за талию последнего в колонне. Затем все останавливаются и одновременно садятся на колени друг другу. Отдыхают.

Ведущий . Мы в Индии! Уже начинается праздник Лотоса! Вы умеете танцевать? А танцевали ли вы когда-нибудь, лёжа на полу? Тогда исполним все вместе танец «Живой цветок»!

Все падают и садятся в круг, вытянув ноги к центру. (Звучит песня «Поклонись» группы «Джизус лавс ю».) Все синхронно повторяют движения за ведущим: взявшись за руки, покачиваются вправо-влево, опускают руки к центру и вверх, делают «волну», «взрыв» и т. д. Ребята сами могут предложить какие-то движения, и все их повторяют, двигаясь в ритме песни. (Звучит песня М. Джексона «Излечим мир».) Ребята отдыхают в произвольной прозе, но не нарушая круга. В это время ведущий спрашивает ребят, что им понравилось в этой игре, а что нет, что бы они изменили, дополнили и какой вывод сделал для себя каждый. Затем ведущий предлагает всем встать в круг, но на этот раз лицом друг к другу и, взявшись за руки, покачаться под музыку из стороны в сторону. После этого все складывают руки в общем рукопожатии, вытянув их к центру круга, и благодарят друг друга: «Спа-си-бо!»

Для успешного проведения первого тренинга «Живой цветок» необходимо выполнять следующие условия:

Музыкальные фрагменты должны поддерживать эмоциональный фон игры, соответствовать создаваемому на каждом этапе настроению и иметь чёткий ритмический и мелодический рисунок, доступный восприятию детей;

Ведущий должен иметь в запасе несколько дополнительных игр на случай, если ход тренинга примет незапланированное направление (например, во время «боев» или действий чужестранца);

Сам ведущий должен с первых минут заинтриговать ребят, быть весёлым и артистичным, его артистизм, а также удачно подобранная музыка помогут создать необходимый эмоциональный настрой;

Тренинг должен быть динамичным, объяснения ведущего - ясными и немногословными.

Хорошо проведённый тренинг может дать толчок к сочинению подобных мини-спектаклей, посвящённых разным темам, или стать поводом для более глубокого изучения музыкальной (танцевальной) культуры разных стран. Такие элементы тренинга, как игра «Караван», танец «Живой цветок» или «Подводная лодка», могут стать традиционными для последующих встреч участников тренинга, так как являются прекрасным средством психотерапии. А круг - это идеальная форма для создания коммуникативной ситуации.

Цель: Проведение тренинга, как средство получения участниками новой информации, развитие способности к пониманию и прогнозированию отношений, чувств и состояний человека в определённых ситуациях.

Задачи: 1. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

2. Развивать способности к пониманию других.

3. Создать условия для снятия внутриличностных конфликтов и напряжений.

4. Формировать навыки конструктивного разрешения конфликтов в общении, анализе ситуаций.

5.Провести диагностику исходя из личного опыта участников, выделяющую ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты.

6.Создать условия для рефлексии участников обработки результатов тестирования и соотношения агрессивных детей с видами классификации нарушений поведения.

На доске написаны афоризмы: (5 мин)

Обсуждение афоризмов.

1.Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

Радищев А.Н.

2.Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все

Смайлс Самюэл

Антуан де Сент - Экзюпери

4.Уважение других дает повод для уважения себя самого.

Рене Декарт

Игра «К солнцу»

Участники встают и берутся за руки, они должны поднять руки вверх, крепче сплести их и потянутся к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца

Упражнение «Выслушай - верни».

Участники, устанавливая контакт глазами, объединяются в пары (партнер и партнер Б). Партнер рассказывает все, что он хотел бы сообщить на этот момент о себе (2 мин.). Партнер Б слушает и, по окончании отведенного времени, пересказывает все, что услышал, говоря: «Я услышал, что ты.». На «возвращение» информации партнеру Бы также отводится 2 мин. Далее партнеры меняются ролями (партнер Б рассказывает партнеру А, а партнер А пересказывает услышанную информацию партнеру Б).

Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

Мои одноклассники - какие они?

Какой я?

Как нам можно жить вместе?

Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

Во-вторых - принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

Люблю - не люблю

Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

(Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

Инопланетяне-близнецы

Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов - участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

Паровозики

Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

Почему это получилось?

Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

Сборщики

Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

Удовлетворены ли вы своим результатом?

Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

Что вы чувствовали во время выполнения задания?

Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены.

Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

Основные правила выполнения этого задания:

Нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

Нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

Мой портрет в лучах солнца

Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3-4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики - качества, которые он видит в этом человеке.

В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

Это - мы!

Последнее упражнение - кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем - несколько и наконец - все шарики.

Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это - мы! Это наш класс!»

Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

Тренинг для учеников «группы риска» «Положительный образ «Я».

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.

Формировать навыки взаимоуважения;

Формировать представление подростка о положительный образ «Я»;

Способствовать выработке адекватной самооценки;

Формировать навыки общения без оценок.

Упражнение «Ожидание»

Цель: актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия. Психолог раздает подросткам стикеры в виде листочков, на которых ученики пишут свои ожидания озвучивают их и прикрепляют на дерево.

Игра-разминка "Эмоции и ситуации»

Цель: активизация участников для работы в группе, тренировки навыков контроля эмоций.

Материал: мяч.

Участники становятся в круг. Ведущий. Сейчас каждый участник назовет одну эмоцию или чувство и запомнит, что он назвал. Я начинаю: «Радость». Когда все назвали по одной эмоции и запомнили ее, ведущий продолжает упражнение.

Ведущий. А теперь каждый называет какую-то ситуацию и бросает мяч другому участнику, предлагая продолжить предложение и назвать свою эмоцию или чувство. Например: «Когда я работаю на работе, то чувствую радость».

Игра заканчивается, когда мячик побывает у каждого из участников.

Упражнение «Репортер»

Цель: формирование умения оценивать свои положительные качества. Один из участников группы берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь успешного завершения какого-то важного дела, в котором принимали участие подростки.

Обсуждение:

Трудно было говорить о себе?

Возможно, вы еще хотели бы сделать доброе дело? Почему?

Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»

Цель: формирование умения находить позитивное в себе и других.

Подросток садится на стул, стоящий в центре круга, и закрывает глаза. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и шепотом говорит несколько слов о его положительных чертах, за которые он его ценит и любит. Такую «бомбардировку» положительными эмоциями получает каждый участник группы.

Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»

Цель: развитие способности формирования навыков безоценочного общения.

Двое участников «обмениваются личностями»: каждый представляет, что он - другой: для этого копирует его язык, жесты, поведение, высказывания. После того, как они некоторое время (15 мин) общаются таким образом, каждый из двух рассказывает, что он чувствовал, когда видел свое изображение другим. Как он считает, это было похоже или смешно? Что он узнал нового, когда увидел, как выглядит со стороны и т.д.? Затем вся группа обсуждает увиденное. Подростки делают вывод, что умение поставить себя на место другого-очень важный элемент навыка коммуникации. В этом упражнении нужно обязательно придерживаться правил: «Не делай нарочно ничего такого, что могло бы неприятно задеть чувства того, чью роль ты играешь».

Упражнение «Я - уверенный человек»

Цель: содействие умению формировать желаемые черты характера, поддержка желание к самосовершенствованию. Участники по очереди называют время года и соответственно объединяются в четыре группы. Каждая подгруппа получает правило (и должна его изобразить) формирование личности на листе А4 в свободной форме.

Правило 1

Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в лучшем виде. В течение дня старайтесь заглянуть в зеркало, чтобы убедиться, что у вас привлекательный вид. Перед сном похвалите себя. Вы-лучший.

Правило 2

Не обостряйте внимание на своих недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство людей либо не замечает, или не знает, что они у вас есть. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.

Правило 3

Не будьте слишком критичны к другим. Если вы часто подчеркиваете пороки других людей, и такая критичность стала для вас привычкой-от нее нужно как можно скорее избавиться. Иначе вы будете думать, что ваша одежда и вид-лучшее основание для критики. Уверенности это не прибавляет.

Правило 4

Помните, что людям больше всего нравятся слушатели. Вам не обязательно говорить много остроумных реплик, чтобы привлечь внимание и вызвать привязанность. Слушайте внимательно других, и они будут уважать вас. Говорите в основном на тему, приятную для вашего собеседника, интересуйтесь его делами и проявляйте искренний интерес к его увлечениям. После окончания подготовки каждая подгруппа представляет свое правило. Участники обмениваются мнениями о том, насколько эти правила характерны для них.

Упражнение «Закончите фразу»

Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

Сегодня я узнал о том, что я.

Мне было приятно, когда.

Упражнение «Цветок пожеланий»

Цель: релаксация.

Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю.». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.

Упражнение «Я тебя прощаю»

Цель: формирование умения прощать обиды. Участники становятся в круг, поочередно вспоминают образы, которые когда-то и кто-то нанес (если их нет, то придумывают). Ведущий указывает на одного из участников группы и дает ему задание: подойти к любым трем членам группы и простить им образы, услышанные в группе. Нельзя, чтобы участник прощал обиды, высказанные тем участником, к которому он подошел. Следующим игроком становится тот, к кому подошел предыдущий игрок. Ведущий отмечает, что участники группы должны запоминать высказываемые в группе обиды и простить, не задумываясь, касаются они участников группы или нет.

Обсуждение:

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Что было самым трудным?

Упражнение «Почтенный стул»

Цель: формирование положительного образа «Я»; поднятия самооценки.

Психолог предлагает участникам сесть кругом. Посередине стоит пустой стул, который условно называют «важным». Задача: садясь на стул, изобразить самоуважение, достоинство и с уверенностью охарактеризовать себя с положительной стороны. Ведущий дает возможность всем участниками посидеть на «солидном стуле».

Упражнение «Сила дыхания»

Цель: обучение детей с помощью дыхания нормализовать психологическое состояние.

Ведущий. Сядьте удобно и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы выдыхаете

воздух, сконцентрируйтесь на том, от чего хотите избавиться. А вдыхая, пожелайте себе силы, энергии, вдохновения. Упражнение выполняют в течение минуты.

Упражнение «Пословицы»

Цель: осознание своих поступков, формирование навыков самоанализа.

Как вы понимаете такие утверждения?

Дерево крепкое корнями, а человек - друзьями.

Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

Птичка красна перьями, а человек - своим знанием.

Берись дружно - не будет трудно.

Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

Ведущий предлагает обсудить пословицы.

Упражнение «Ситуации»

Цель: формирование навыков анализа доброжелательного отношения.

Необходимо найти позитивные слова в предложенных ситуациях (дети работают в парах, ситуации напечатаны на отдельных карточках):

Карточка 1. Друг заболел;

Карточку 3. Друг получил плохую оценку;

Карта 4. Кто-то позвонил;

Карточку 5. Приятель предложил поиграть в игру;

Карточка 7. Тебя пригласили в гости;

Карта 9. Ты не можешь выполнить просьбу друга;

Карточку 10. Друг толкнул тебя;

Карточку 11. Ты заходишь в класс;

Карточку 12. На замене хочешь принять участие в игре;

Карточку 13. Вы встретились после разлуки;

Карточку 14. Сосед тебя обидел;

Карточку 15. Ты утешаешь друга.

Притча Долина и песок.

Девушка, гуляя вместе с мамой по пляжу, спросила:

Мама, как мне себя вести, чтобы удержать своих любимых друзей?

Мама подумала минутку, потом наклонилась и взяла две пригоршни песка. Подняла обе руки вверх и зажала крепко одну ладонь. А песок бежал сквозь ее пальцы: чем больше сжимала пальцы, то скорее высыпался песок. Вторая ладонь была открытой: весь песок на ней остался. Девочка смотрела удивленно, а потом сказала.

Обсуждение:

Как вы думаете, что сказала девочка?

Что нужно делать, чтобы не потерять друзей?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

На доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что.».

Обсуждение:

Какие ощущения вызвало упражнение?

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Дина Фомина

Конспект тренинга для учеников младших классов по формированию правил поведения в классе «Птица и птенцы»

Этот конспект занятия-тренинга подходит для психологов и учителей. Он предназначен для проведения в младших классах (1-3 класс, в которых ученики нарушают правила ответа в классе (выкрикивают, шумно себя ведут, проявляют несдержанность при фронтальных опросах детей.

Цель: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе.

Оборудование: плакаты «Птица и птенцы в гнезде», «Учитель и ученики в классе»

I. Организационный момент.

Ритуал приветствия.

Упражнение "Найди общее"

Ведущий: - Здравствуйте ребята. Начнем наше занятие. Сегодня мы поговорим с вами о школе и о вас - учениках. Но сперва посмотрите друг на друга. Вы все такие разные и неповторимые! Но у вас есть много общего. Пожалуйста встаньте те, у кого карие глаза. Встаньте те, кто любит мороженное. Встаньте те, у кого есть домашние животные. Встаньте те, кто любит играть в видеоигры. Видите, у вас есть много общего, поэтому вы легко можете подружиться друг с другом.

II. Основная часть

Упражнение «Что делает ученик?»

Ведущий: - Ребята, скажите, что обычно делает ученик, чем он занят. (Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, делает уроки и т. д.).

Ведущий:- Знаете игру "Крокодил?". В этой игре нужно без слов показать что-то. Сейчас каждый по очереди выйдет к доске и покажет без слов и без жестовой речи что-то, что делает ученик. А мы попробуем отгадать, что загадал ведущий. Старайтесь, чтобы действия не повторялись!

Анализ упражнения:

Как вы думаете, делает ли ученик в школе что-то бесполезное и ненужное?

Что интереснее всего делать в школе? Что вам в школе больше всего нравится?

На летних каникулах вам хочется в школу?

Упражнение «Тренировка Левитана»

Ведущий: Очень известный диктор Юрий Левитан, чтобы не делать ошибок во время записи в прямом эфире, тренировал свою концентрацию внимания. Разделитесь на пары. Переверните лист с текстом вверх ногами. Прочтите его. Сначала Вы, потом партнер. Теперь возьмите и переверните второй текст. Прочтите его, но при этом партнер будет всячески вам мешать: хлопать в ладоши, петь песню, махать руками, подталкивать, задавать вопросы и тп.

Анализ упражнения:

Поменяйтесь ролями.

Удалось ли прочесть его, когда тебе мешают и вокруг очень шумно?

Запомнилось ли, о чем говорилось в тексте?

Когда легче усвоить информацию, в шумной обстановке или в тихой, спокойной?

Бывает ли в вашем классе шумно во время занятия? Кому из вас это мешает?

Мотивационная беседа "Птица и птенцы"

(материал из книги «Психология. 2 класс. Развивающие занятия» Глазунов Д. А.)

Ведущий вешает на доску плакат «Птица и птенцы в гнезде».

Ведущий:- Посмотрите, ребята, что здесь нарисовано. Это дерево а на дереве, посмотрите. Что это? Гнездо с маленькими птенчиками. А вот взрослая птица, наверно, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы покормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, чтобы мама положила туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенцы голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец хочет получить от мамы больше еды, а делиться не хотят. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, кричат громче всех.

Ведущий вешает плакат «Учитель и ученики в классе»

А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - конечно учитель, пища - это знания, которые дает учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их головам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу. Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получать его в виде подсказки. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые громкие. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.

Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот плакат, это значит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

Игра «Принц – на – цыпочках»

Ведущий: - А теперь докажем, что вы можете если захотите быть очень тихими.

Ведущий: - Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумный класс в комнату, где стоит волшебная тишина. Кто хочет быть ведущим? Это будет Принц (цесса) – на – цыпочках. Неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до плеча, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до кого дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто идет за принцем, должен быть тише мышки. Когда соберешь всех, проводи их к доске. Повернись к ребятам и поблагодари их, молча поклоном. После чего все возвращаются на свои места так же тихо. Анализ упражнения:

Понравилась ли вам игра?

Сложно ничего не говорить и не шуметь?

В каком классе легче учиться в шумном или таком же тихом?

Ведущий: - Если учитель просит тишины в классе, вспомните эту игру.

Игра "Стоп-кадр"

Ведущий:- Ребята, вспомните игру "Море волнуется". По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура "птица" замри. ("лев","ученик", "воздушный шар", "дружба", "тишина", "счастье").

Анализ упражнения:

Какие фигуры было сложно показать? Почему?

Почему фигуры птиц, льва, воздушного шарика у всех похожи, а дружба, счастье - разные?

III. Итог

Ведущий: - Пора прощаться. Расскажите, ребята, что на сегодняшней встрече вам больше всего понравилось? Что вы поняли из сегодняшней встречи?

Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты».

Ведущий: - Ребята, вы хорошо занимались сегодня. Мне хочу вас похвалить и поблагодарить. Для этого каждый по очереди встанет на этот стул. Сперва пойдет тот, кто лучше всех занимался. Давайте от всей души похлопаем ему. Спасибо! Теперь пойдет.

Анализ упражнения:

Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?

Тебе понравилось хлопать в ладоши?

Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

Школьнику на память (отрывок)

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроке ты сиди,

Не стучи и не кричи.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

(С. Маршак)

До свидания, ребята! На занятиях ведите себя достойно!

Публикации по теме:

Консультация «Минутка безопасности» как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Все мы-педагоги,родители-пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детя?" Правила дорожного.

«Воспитание у детей правил поведения на улице». (консультация для воспита …) «Воспитание у детей правил поведения на улице». (консультация для воспитателей). Дети дороги всем. Мы хотим вырастить их здоровыми, крепкими.

Дети подготовительной группы "Детского сада № 40" Асбестовского городского округа под руководством воспитателя Андреевой Н. М. провели акцию.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дороге Авторская работа педагога Козлова н И на кож. конкурсе «Бумажная Вселенная» - 2012 г заняла 3 место. Цель: Научить детей правилам безопасного.



Поделиться