Целью повышения эффективности государственного контроля необходимо уточнить. Государственный финансовый контроль: оценка эффективности

Эффективность финансового контроля - сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой общественной деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления положительных результатов намеченным целям, степень при­ближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Контролирующие органы обязаны принимать необходимые меры для устране­ния и профилактики вскрытых упущений и промахов, всячески и во всех возмож­ных отношениях, оказать и осуществить на деле помощь, хоть в маленьком разме­рено реальную.

Однако результаты контроля будут неточными, если при их подведении не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты; длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы - на транс­порт, командировки - при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затра­чивается на достижение положительного результата.

Понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результатив­ности, поскольку последняя является главным критерием эффективности.

От критерия результативности неотделим, но не совсем совпадает с ним крите­рий действенности контроля, который, отражает то положи­тельное влияние, которое контроль оказывает на содержание деятельности про­веряемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полно­мочия.

Такие критерии эффективности контроля, как результативность, действен­ность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конк­ретно оценивать сами практические результаты контроля помогает разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей. Если кри­терии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей ха­рактерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ состав­ных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - помогают направлять их работу, выявлять и устранять возникающие неполадки. Показатели всегда должны содержать в себе оценку проводимой контрольным органом работы.

Сложнее обстоит дело с установлением эффективности контроля в сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, где уче­та одних экономических показателей нередко бывает недостаточно или они вооб­ще неприменимы. Например, в области торговли наряду с экономическими пока­зателями учитывается число нарушений правил торговли, ассортимент товаров широкого спроса, культура обслуживания покупателя; в области народного обра­зования - качество обучения и трудового воспитания учащихся; в области здра­воохранения - качество и культура медицинского обслуживания; в области бы­тового и коммунального обслуживания - количество и качество услуг; в области охраны общественного порядка - количество преступлений и других правонару­шений, их раскрываемость.

Конечно, эффективность контроля не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показате­лей может привести к «контролемании», формализму, при котором обилие про­верок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности контроля, загрузке контрольно­го органа, его активности и инициативе.

Выявление и разработка показателей контроля, их систематизация, установле­ние взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контро­ля и его результатами - непростая задача. Для ее решения необходим учет целого ряда условий.

Опираясь на общие критерии, учет количественных и качественных показателей, зная цели и задачи контроля, практические органы оценивают его эффективность, разрабатывают мероприятия по ее повышению. Неэффективность или низкая эффективность контроля в ряде случаев являются следствием несоблюдения ус­ловий его правильной организации и проведения.

При всей сложности выделения эффективности финансового контроля в общей эффективности управленческой деятельности все-таки возможно ее определить, используя методические подходы, изложенные в данном параграфе.

Современное состояние финансового контроля в некоммерческих организациях требует его дальнейшего совершенствования. Кроме того, это вытекает из новых требований повышения эффективности и результативности контроля.

Важную роль здесь играет совершенствование законодательства, регулирующего финансовые отношения в некоммерческих организациях. Часто существуют противоречия между отдельными законодательными актами, между законами и подзаконными актами. Важно их устранить. В целях борьбы с коррупцией водится практика изучения взяткоемкости нормативных актов. Не менее важную роль играет обеспечение стабильности законодательства (особенно налогового), чтобы уменьшить число неумышленных нарушений законодательства законопослушными некоммерческими организациями.

Необходимо повышение роли законодательных органов власти (в том числе счетных палат) в финансовом контроле как более независимого от исполнительной власти. Исполнительная власть тратит государственные финансовые ресурсы, и когда ее проверяют контрольные органы той же исполнительной власти, эффективность контроля оказывается неизбежно ниже.

Финансовый контроль в некоммерческих организациях не должен ограничиваться только проверкой законности совершенных операций, выяснением целевого расходования средств, но выяснением также экономической целесообразности совершения тех или иных финансовых операций, оценкой эффективности использования финансовых ресурсов.

Повышение действенности государственного финансового контроля требует улучшения организации последующего контроля. В первую очередь речь идет о выполнении мероприятий, связанных с реализаций результатов проверок и ревизий в некоммерческих организациях. Сейчас процент возврата бюджетных средств по результатам проверок не высок. Во многом это объясняется тем, что законодательство не содержит мер ответственности к руководителям бюджетных организаций, не осуществившим возвращение бюджетных средств. Необходимо в законодательстве уточнить ответственность должностных лиц за невыполнение требований органов контроля и за нецелевое использование бюджетных средств.

Важно повышение прозрачности и открытости финансовой информации. Электронные информационные технологии здесь открывают большие возможности. Например, эффективно для борьбы с коррупцией государственных служащих в открытом доступе в Интернете размещение информации о заключенных государственных контрактах на поставку товаров и услуг для государственных нужд и т.д.

Повышение эффективности финансового контроля невозможно без улучшения личного состава органов финансового контроля (особенно государственного), привлечения на работу высококлассных профессионалов. Для этого необходим высокий уровень оплаты труда, нормальные условия труда, обеспечение личной безопасности. Надо помнить, что высокая текучесть кадров в органах финансового контроля ведет к большим отрицательным последствиям. Во-первых, контролирующие органы теряют ценных сотрудников, обладающих большим опытом. Во-вторых, переход профессиональных сотрудников органов государственного финансового контроля в другие организации часто позволяет использовать их опыт для создания, например, схем уклонения от налогообложения и других финансовых нарушений.

Современная научно-техническая революция открывает новые возможности для повышения эффективности финансового контроля в некоммерческих организациях. Например, создание электронных баз данных, электронного документооборота, обеспечение защиты информации. Ускоряет и делает более эффективной работу контрольных органов создание компьютерных программ для анализа и контроля финансовой информации. Заманчивые перспективы создаст появление новых технологий. Например, повсеместная полная замена наличных денег электронными в будущем создаст условия для изучения контролирующими структурами всех денежных потоков физических и юридических лиц. Это создаст качественно другие условия для борьбы с взятками, неуплатой налогов, хищениями денежных средств и другими финансовыми преступлениями. Новое поколение полиграфов помогает эффективно оценить показания проверяемых лиц по их биометрическим показателям.

Для усиления результативности финансового контроля нужна более совершенная система оценки деятельности контрольных органов и проводимых ими контрольных действий в отношении некоммерческих организаций.

Одним из немаловажных уровней финансового менеджмента внутри компании можно назвать внутренний финансовый контроль. Это проводимая предприятием проверка осуществления и гарантии выполнения любых управленческих решений в сфере финансовой деятельности, организуемая, чтобы реализовывать финансовую стратегию и предотвращать кризисные ситуации, которые могут стать причиной банкротства бизнеса.

Финансовый контроль внутри организации

Чтобы повысить уровень эффективности управления, руководители хозяйствующих субъектов и иных структур (включая государственные) приходят к пониманию потребности формирования в своем подчинении специализированных подразделений для выполнения финансового контроля в управляемых ими организациях. Внутренний финансовый контроль - независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке/оценке своей работы, проводимая им в личных интересах. Хотя внутренний контроль и осуществляется руководителем, который его создал, он должен быть, насколько это возможно, функционально и организационно автономным.

Любому бизнесу приходится арендовать помещение. Кому-то чаще, кому-то реже. Мы опубликовали 12 лайфхаков, которые помогут сократить затраты на аренду.

Используя приемы из статьи, Вы сможете сократить цену вдвое.

Цель внутреннего контроля - помощь руководящему звену хозяйствующего субъекта или органа управления (в т.ч. государственного) в продуктивном осуществлении своих функций. Внутренние контролеры обеспечивают доведение до руководства информации, полученной на основе анализа и оценки, советов и определенных данных, основанных на материалах проверок. Благодаря этим сведениям руководители принимают решения о необходимых для ликвидации обнаруженных недочетов (в том случае, если они имеются) мероприятиях и могут оценить, какие участки обладают резервами для увеличения эффективности.

Резюмируя, можно сказать, что внутренний контроль:

  • организуется внутри компании (или структуры управления) ее служащими (контролерами);
  • создается по решению руководящего звена предприятия (или органа управления);
  • его данные обычно предназначаются для управленческого персонала компании;
  • создается и финансируется из бюджета организации.

Контроль финансовой деятельности фирмы ведется экономическими подразделениями компании: и финансовым отделами, службой финансового менеджмента. Именно они следят за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних организаций.

  • Финансовый контроль в строительстве: 4 основных принципа

Основные задачи финансового контроля в организации

  1. Помощь в установлении баланса между потребностью в финансовых ресурсах, объемами денежной прибыли и фондами народного хозяйства.
  2. Формирование гарантий по соблюдению законодательных и нормативных актов, в т.ч. нормативов налогообложения предприятий, принадлежащих разным организационно-правовым формам.
  3. Помощь в целесообразной трате материальных ценностей и финансовых средств в компаниях и бюджетных учреждениях, поддержка в осуществлении адекватного и грамотного ведения бухучета и всех форм отчетности.
  4. Обнаружение внутрипроизводственных потенциалов для увеличения денежных ресурсов, включая резервы по уменьшению себестоимости и увеличению прибыльности.
  5. Создание гарантий по исполнению вовремя и в полном объеме финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
  6. Финансовый контроль помогает в формировании качественного уровня отдачи внешнеэкономической деятельности компаний (в том числе по операциям с валютой и пр.).

Функции финансового контроля в организации

  1. Мониторинг хода достижения финансовых целей, которые формулируются системой плановых финансовых показателей и нормативов.
  2. Расчет уровня отклонения реальных итогов деятельности от запланированных.
  3. Диагностика по показателям расхождений регресса на финансовом уровне компании и серьезного уменьшения скорости ее денежного роста.
  4. Создание оперативных управленческих решений для упорядочивания финансовой деятельности фирмы с опорой на поставленные цели.
  5. Когда это неизбежно, коррекция выбранных задач и показателей финансового роста в контакте с переменами во внешней среде, конъюнктурой финансового рынка и внутренними условиями осуществления хозяйственной деятельности компании.

Данные функции иллюстрируют тот факт, что контроль финансовой деятельности предприятия не исчерпывается проведением внутреннего контроля подобной деятельности и операций. Финансовый контроль - продуктивная система, которая координирует и обеспечивает условия для выстраивания связи между созданием базы данных, финансовым анализом, планированием и внутренним финансовым контролем.

По каким принципам осуществляется финансовый контроль в организации

1. Его деятельность направлена на претворение в реальность сформированного финансового плана предприятия. Увеличение продуктивности финансового контроля связано с таким нюансом, как стратегический характер, который обязан демонстрировать ключевые приоритеты развития компании. Подобная ситуация характеризует уменьшение количества контролируемых финансовых мероприятий как целенаправленное. Нет ни необходимости, ни особой пользы в масштабном тотальном контроле над всеми сегодняшними операциями, т.к. это отвлекающий фактор для менеджеров. Они будут переключаться с глобальных целей управления финансовой деятельностью.

2. Финансовый контроль должен быть многофункциональным . Речь идет и об обеспечении контроля тех показателей финансового прогресса всей компании (плюс её обособленных центров ответственности), занимающих лидирующие позиции в плане этой организации, и о необходимости учреждения отдельных центров ответственности. Финансовый контроль должен создавать условия для проведения сравнительного анализа тех данных, которые находятся под контролем, со средним значением этих же параметров по отрасли, и позволять проводить корреляцию подконтрольных финансовых показателей.

3. Финансовый контроль необходимо настроить на количественные модели . В том случае если контролируемые стандарты деятельности компании принимают вид количественных эквивалентов, контрольные действия становятся намного более эффективными. При этом нельзя забывать и о качественных аспектах, которые, в свою очередь, необходимо выражать в парадигме количественных стандартов. При таком подходе не возникнет проблем различного понимания качественных аспектов.

4. Методы финансового контроля должны соответствовать особенностям методов финансового анализа и планирования . Когда вы находитесь на стадии составления плана и внедрения контроля, в первую очередь нужно обращать внимание на полный спектр рассмотренных до этого момента систем и методов финансового планирования (когда подготавливаются стандарты контроля) и анализа (когда разрабатываются показатели, иллюстрирующие реальное положение дел предприятия, и определяются причины несоответствия этих значений стандартам).

5. Операции контроля должны осуществляться своевременно , т.е. контрольные функции будут проводиться не просто быстро/часто. Эти периоды должны быть адекватны периоду проведения отдельно взятых операций, которые связаны с формированием итогов финансовой деятельности. Принципиальный нюанс своевременности финансового контроля возможно определить следующим образом: смысл в том, чтобы заранее уведомлять о потенциальном кризисном развитии, а значит, создавать условия для ликвидации текущих несоответствий еще до того момента, как они превратятся в серьезную проблему.

6. Организация финансового контроля должна быть максимально гибкой . Внутренний финансовый контроль необходимо выстраивать, учитывая потенциальную адаптацию к появляющимся финансовым инструментам, нормам и видам осуществления деятельности в сфере инвестиций и финансов, к новым технологическим решениям и способам проведения финансовых операций. Если система не обладает гибкостью, то она не принесет особой пользы и в тех областях контроля финансовой деятельности, для которых первоначально создавалась.

7. Модель финансового контроля должна быть простой . Причина данного утверждения в том, что контролирующим менеджерам нужно будет прикладывать меньше усилий, если методы внутреннего финансового контроля (выстроенного с учетом его целей) будут отличаться простотой форм. Если контроль финансовой деятельности осуществляется более сложными методами, то есть риск, что руководители не поймут или окажутся не способны поддерживать такую систему, в которой может возникнуть необходимость значительного увеличения объема информации для его реализации.

8. Финансовый контроль должен обладать таким качеством, как экономичность . Траты на его ведение должны уменьшаться в зависимости от адекватности производимого контролем эффекта. Значит, масштаб трат, необходимых для контроля, не должен быть больше того эффекта (уменьшение расходов, рост денежных поступлений и т.п.), который ожидается получить в ходе его реализации.

  • Финансовая стратегия предприятия: шпаргалка для нефинансового менеджера

Формы финансового контроля

Форма контроля финансовой деятельности - это конкретное выражение и организация контрольных мероприятий. Финансовый контроль имеет различные формы, которые могут быть классифицированы по определенным параметрам.

Основными из них следует назвать период осуществления контроля и период проведения проверяемых финансово-хозяйственных операций. Их соотношение лежит в основе выделения трех главных форм контроля:

Предварительный контроль проводится до проверяемых операций. Его осуществляют в момент создания, обзора и одобрения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и предприятий, проектов законодательных актов, договорных соглашений, учредительных документов и пр. Он помогает уже в момент планирования и прогнозирования предотвратить потенциальные недочеты действующего законодательства и нецелевого или нерационального расходования финансов, обнаружить резервы дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль (оперативный) идет одновременно с совершением хозяйственных и финансовых мероприятий, выполнением планов, бюджетов. Он дает возможность обнаруживать и координировать постоянно трансформирующиеся хозяйственные ситуации, упреждать убытки, финансовые правонарушения, нецелевое расходование средств, учитывая информацию первичной документации, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального мониторинга.

Последующему контролю подлежат результаты образования и расходования денежных ресурсов. Проводится исследование полноценности их комплектования, законности, а также адекватности и оправданности использования при исполнении бюджетов, соответствия финансовым планам субъектов хозяйствования, сметам бюджетных учреждений. В завершении оценки расходования ценностей любого уровня (будь то деньги, труд или материальные ресурсы), законности совершенных действий, финансовых итогов осуществляется процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности. Дальнейший контроль имеет такую особенность, как углубленное изучение на выбранном отрезке времени. Его итоги напрямую связаны с итогами предварительного и текущего контроля, а это дает возможность обнаружить недостатки их осуществления.

Если говорить о характере материала для реализации контроля, то можно назвать документальный (формальный) контроль и фактический.

Формальный (документальный) контроль осуществляется на основании первичной документации, регистров бухучета, бухгалтерских, статистических и оперативно-технических отчетов, нормативной, проектно-конструкторской, технологической и прочей документации.

Фактический контроль финансовой деятельности основывается на обработке и оценке действительного положения объектов проверки по собранным в ходе осмотра материалам (пересчет, взвешивание, лабораторный анализ и пр.), в связи с этим его нельзя рассматривать как всеобъемлющий в связи с непрерывностью хозяйственного процесса. Полнота и неоспоримая доказательность первичных документов и учетных записей в случае надобности определяются благодаря специальным приемам фактического контроля. Оба вида контроля работают не отдельно, а в ситуации взаимного дополнения.

Методы финансового контроля

Существует несколько методов финансового контроля (приемов и способов его ведения):

Проверки - обращение к отдельным аспектам финансовой деятельности через отчетную и расходную документацию. Далее выстраивается план ликвидации обнаруженных недочетов.

Обследование характеризуется большим охватом (относительно проверок) финансово-экономических показателей контролируемого экономического субъекта, чтоб дает возможность оценить его финансовое состояние/потенциальные перспективы роста.

Анализ финансовой деятельности включает подробный анализ периодической/годовой финансово-бухгалтерской отчетности для получения возможности оценки итогов данной деятельности, состояния обеспеченности собственным капиталом и продуктивности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - непрерывный анализ результативности текущей финансовой деятельности. Мониторинг необходим для обнаружения расхождений между фактическими результатами и плановыми показателями, после чего осуществляется их ликвидация. Наблюдение текущей деятельности содержит следующие уровни:

  1. Анализ и контроль текущей деятельности.
  2. Установление главных для предприятия видов, показателей финансовой стабильности и показателей, диагностирующих риск его банкротства, в качестве объектов наблюдения.
  3. Назначение сотрудников для выполнения мониторинга, определение их полномочий и степени ответственности.
  4. Проработка плана и сроков выполнения оперативной финансовой отчетности.
  5. Создание, коррекция и исправление оценочных показателей оперативной экономической деятельности предприятия и амплитуды их несовпадений с предусмотренными величинами.
  6. Обнаружение причин несоответствия имеющихся показателей плановым.
  7. Оценка адекватности системы нормативных показателей и данных, которые предполагаются по итогам, а также оперативно-тактических задач, стоящих перед организацией, ее финансовому состоянию и месту на рынке.

Система финансового контроля

Чтобы обеспечить эффективность управления предприятием, создаются уровни внутреннего контроля. Обычно это системы, которые основываются на линейных или функциональных принципах, которые часто применяются одновременно. Они строятся на распределении контрольных обязанностей отдельных служб и их менеджеров.

Уже несколько лет популярностью в странах с развитой рыночной экономикой пользуется контроллинг. Это современная система внутреннего финансового контроля на предприятиях. Ее принципиальные аспекты сложились еще в 1980 году, когда появилась необходимость изобретения активных методов упреждения кризисных ситуаций, после которых компания объявлялась банкротом. В основе контроллинга лежит ключевой принцип «управления по отклонениям», когда сопоставляются ключевые плановые (нормативные) и фактические показатели, а после определяются их расхождения, общие точки и взаимозависимости, чтобы можно было принять меры по нормализации деятельности. В современных условиях контроллинг распространяется и у нас.

  • Финансовый анализ для нефинансиста: на что обращать внимание в первую очередь

Из каких этапов состоит организация финансового контроля

Этап 1. Фиксируется объект финансового контроля . Для предприятий с позицией целевой ориентации поиск объекта является единым условием для создания моделей любого вида контроля. Управленческие решения в значимых для экономической деятельности компании аспектах - объект финансового контроля.

Этап 2. Выбор сферы и видов финансового контроля . С учетом структуры можно назвать следующие виды контроля:

  • стратегический;
  • текущий;
  • оперативный.

Частота осуществления функций контроля и его сфера зависят от выбранного вида.

Этап 3. Создание иерархии приоритетов показателей, находящихся под контролем . Все типы финансового контроля и их показатели распределяются по значимости. В систему приоритетов первого уровня вносятся ключевые показатели данного вида контроля. Далее определяются системы приоритетов второго уровня, показатели которого имеют факторную связь с показателями приоритетов первого уровня. Подобно этому составляются системы приоритетов дальнейших уровней. Такой комплекс подконтрольных показателей уменьшает сложность подхода к их разложению при дальнейшей трактовке оснований расхождения реальных величин и оговоренных в соответствующих заданиях.

Системы приоритетов для отдельных типов центров ответственности, направлений экономической деятельности предприятия, для каждой из сторон создания, распределения и применения финансовых ресурсов иногда характеризуются по-разному. Нужно разработать условия для иерархической сводимости всех показателей, находящихся под контролем, на уровне компании и их сводимости по отдельным направлениям финансовой деятельности, когда формируется система приоритетов.

Этап 4. Генерирование системы количественных стандартов контроля . Этапы определения и выстраивания списка подконтрольных финансовых показателей заканчивают этап определения количественных норм по каждому этапу. Количественные стандарты имеет смысл фиксировать и в абсолютных, и в относительных значениях, которые могут быть стабильными или подвижными (применяются во время контроля значений гибких бюджетов, для внесения поправок в стандарты, если меняется учетная ставка, скорость и уровень инфляции и др.). Целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или установленных организацией норм и нормативов и пр. могут восприниматься в качестве стандартов.

Этап 5. Составление плана мониторинга показателей финансового контроля . Мониторинг («следящая система») - база финансового контроля, наиболее активная часть схемы. Система финансового мониторинга - сложившийся в компании комплекс непрерывного контроля над показателями финансовой деятельности, вычисления количественных несоответствий фактических и плановых результатов и поиска оснований для такого рода расхождений.

Этап 6. Создание моделей алгоритмов мероприятий , целью которых является ликвидация отклонений. Это завершающий этап финансового контроля на предприятии. Здесь можно говорить о существовании трех алгоритмов в реакциях менеджеров.

  1. «Не пытаться ничего изменить», так как отрицательные отклонения во много раз меньше предусмотренного уровня, ниже которого они не должны опускаться.
  2. «Устранить расхождения». Инициируется, когда начинают поиск и реализуют резервы с учетом многочисленных и специфических моментов экономической деятельности и отдельных финансовых операций для воплощения в жизнь показателей разного уровня. Сюда можно отнести, например, оправданность ввода режима экономии, включения в деятельность системы финансовых резервов и т.д.
  3. «Внести изменения в саму модель показателей по планам и нормативам». Алгоритм срабатывает, когда невозможна нормализация параметров экономической деятельности или она затруднена. Тогда проводится финансовый мониторинг, и на основании имеющихся данных озвучиваются рекомендации по потенциальным нововведениям в целевых стратегических нормативах, показателях финансовых планов, отдельных бюджетов. В некоторых критических ситуациях целесообразно прекратить отдельные производственные, инвестиционные и финансовые операции или вообще на некоторое время заморозить работу некоторых центров затрат и инвестиций.

Совет 1. Не выявляйте возможные потери, а предупреждайте их . Внутренний финансовый контроль состоит из двух этапов, где первый - предварительный - играет принципиальную роль, поскольку дает возможность предотвратить потенциальные потери и уменьшить риски их появления. Сформируйте важные шаги по видам деятельности и бизнес-процессам, типам ресурсов (товарно-материальные ценности, данные, технологии и др.) для их реализации на предварительном этапе.

Совет 2. Четко регламентируйте все бизнес-процессы . Необходимо минимизировать риски непроизвольных и непредумышленных действий, которые могут стать причиной потери ресурсов. На уровне юридической службы следует сформировать договоры для каждой хозяйственной операции с учетом сведения к минимуму рисков недобросовестности контрагентов. Не следует забывать о сфере товародвижения. Если максимально точно регламентировать учетные процедуры (порядок оприходования и списания товарно-материальных ценностей, порядок учета движения денежных средств, частоту проведения инвентаризаций и т.п.), то можно исключить неточностей в данных. Допустим, рабочая смена продавца не завершится до того момента, как будет проведена программная сверка остатков ТМЦ и денежных средств. Иногда нужно провести пересчет наличности в кассе и внести информацию в систему учета.

Совет 3. Работайте с персоналом. Пусть финансовый контроль вовлекает в работу топ-менеджеров и руководящее звено подразделений. Одна из принципиальных обязанностей руководителей ЦФО - создание условий для сохранности ресурсов в их сфере ответственности и информирование подчиненных о нормах и методах работы с ценностями. Необходимо регулярно проводить разъяснительные беседы с сотрудниками, демонстрировать и учить их новым способам контроля и обеспечения сохранности ресурсов. Следует заключать договоры индивидуальной или коллективной ответственности с теми служащими, которые имеют прямой доступ к ценностям. Также стоит упомянуть об обязательности соблюдения регламентов внутреннего контроля в должностных инструкциях и трудовых договорах. Все сотрудники обязаны иметь компенсационный пакет, где будут оговорены постоянная и переменная части дохода, тогда можно будет стимулировать их деятельность материально. Помимо этого необходимо постоянно контролировать практику применения и понимания внутренних документов, ведь не редкость, что контролеры воспринимают довольно подробные инструкции по-своему. Причем это более справедливо для крупных предприятий (и чаще в тех ситуациях, когда контролера поддерживает юридическая служба организации).

Пусть инвентаризационные комиссии объединяют работников разных должностей. И в том случае если на предприятии существует отдельный контрольно-ревизионный отдел, необходимо обеспечить ротацию персонала в этом подразделении, чтобы обойти стороной сговоры тех, кто осуществляет проверку, с теми, кого проверяют.

Совет 4. Обеспечьте функциональность информации. Когда осуществляется организация финансового контроля, то одним из важнейших уровней становится сфера информационной безопасности. Здесь принципиально как сохранение внутренних данных от стороннего пользователя (ведь информация специфична и не всегда может быть применена даже прямыми конкурентами), так и создание условий для формирования надежной функциональности и быстродействия учетно-контрольных процедур. Ограничением прав доступа к сведениям внутри предприятия можно поступиться ради лучшей производительности системы и более высокой устойчивости к внешним влияниям.

Совет 5. Не забывайте об антикоррупционной составляющей. Персонал должен проводить проверку любых внутренних указов, регламентов, должностных инструкций на наличие коррупционного аспекта. Это тем более принципиально для работников расходных подразделений организации (отдел закупок, арендных отношений, ремонтно-строительная служба и пр.).

  • Хозяйственный анализ предприятия: повышение и укрепление финансового состояния

Как оценить эффективность финансового контроля

Финансовый контроль и менеджмент имеют распространенные группы аналитических финансовых коэффициентов, которые демонстрируют эффективность внутреннего финансового контроля в компании.

Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия дают возможность оценить уровень финансовых рисков, связанных со структурой источников формирования капитала фирмы и, соответственно, степень ее финансовой стабильности в ходе будущего развития. Чтобы провести такую оценку, в ходе финансового анализа вводятся следующие основные показатели.

  1. Коэффициент автономии (КА): КА= СК/К; КА= ЧА/А, где СК - сумма собственного капитала организации; ЧА - стоимость чистых активов; К - общая сумма капитала; А - общая стоимость всех активов.
  2. Коэффициент финансирования (КФ): КФ = ЗК/СК, где ЗК - сумма привлеченного предприятием заемного капитала.
  3. Коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает долю заемного капитала в общей используемой его сумме: КЗ = ЗК/К.
  4. Коэффициент текущей задолженности (КТЗ): КТЗ = ЗК к /К, где ЗК к - сумма привлеченного предприятием краткосрочного заемного капитала.
  5. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (КДН): КДН = (СК+ ЗК д)/А.

Коэффициенты оценки платежеспособности (ликвидности) иллюстрируют возможность компании вовремя погашать свои текущие финансовые обязательства, используя оборотные активы различного уровня ликвидности.

  1. Коэффициент абсолютной платежеспособности, или «кислотный тест» (КАП): КАП = (ДА+КФИ)/ОБ к, где ДА - сумма денежных активов организации; КФИ - сумма краткосрочных финансовых инвестиций компании; ОБ к - сумма всех текущих финансовых обязательств.
  2. Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП): КПП = (ДА+КФИ+ДЗ)/ОБ к, где ДЗ - сумма дебиторской задолженности всех видов (средняя или на определенную дату).
  3. Коэффициент текущей платежеспособности (КТП): КТП = ОА/ТФО, где ОА - сумма всех оборотных активов организации; ТФО - сумма всех текущих финансовых обязательств компании.

Коэффициенты оценки оборачиваемости активов демонстрируют скорость того, как уже сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности организации:

  1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов в рассматриваемом периоде (КО а): КО а = ОР/A, где ОР - общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.
  2. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов организации в рассматриваемом периоде (К0 оа): КО оа = ОР/OA, где OA - средняя стоимость оборотных активов в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
  3. Период оборота всех используемых активов в днях (ПО а): ПО а = A/ОР о; ПО а = Д/КО а, где ОР о - однодневный объем реализации продукции в рассматриваемом периоде; Д - число дней в рассматриваемом периоде.

Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала показывают, как быстро используемый организацией капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе ее хозяйственной деятельности.

  1. Коэффициент оборачиваемости всего используемого капитала в рассматриваемом периоде (КО к): КО к = ОР/К, где К - средняя сумма всего используемого капитала организации.
  2. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала в рассматриваемом периоде (К0 ск): КО ск = ОР/С к.
  3. Коэффициент оборачиваемости привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (К0 зк): КО зк = ОР/ЗК.

Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) демонстрируют возможность компании создавать нужную прибыль в ходе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала.

  1. Коэффициент рентабельности всех используемых активов, или коэффициент экономической рентабельности (Р а): Р а = ЧП о /А, где ЧП о - общая сумма чистой прибыли организации, полученная от всех видов хозяйственной деятельности, в рассматриваемом периоде.
  2. Коэффициент рентабельности собственного капитала, или коэффициент финансовой рентабельности (Р ск): Р ск = ЧП о /СК.
  3. Коэффициент рентабельности реализации продукции, или коэффициент коммерческой рентабельности (Р рп): Р рп = ЧП рп /ОР.

Оценка указанных показателей в динамике за нужный промежуток времени показывает эффективность финансового контроля и финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Рассматриваются особенности оценки эффективности внешнего финансового контроля на основе выбора соответствующих критериев и показателей. Выделяются такие составляющие результата контролирующей деятельности, как социальный, организационный и экономический эффект.

Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля позволяет сделать следующий вывод. От того, насколько квалифицированно и добросовестно контрольно-финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом - социально-экономическое благополучие российских граждан. Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была эффективной и созидательной, т.е. вносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов.

Понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результативности. От критерия результативности неотделим критерий действенности контроля, который, как представляется, отражает положительное влияние контроля на деятельность проверяемого органа или лица. Здесь существенное значение имеет умение контролирующего органа выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений. Оценка действенности контроля на объект контроля базируется на изменениях, которые произошли после его проведения в деятельности проверяемой организации.

Эффективность контроля (контрольной деятельности) определяется отношением достигнутого контролирующим органом (или лицом) результата к величине затраченных ресурсов. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше было произведено затрат на его осуществление.

В рассматриваемом аспекте общей целью единого механизма государственного и финансового контроля является обеспечение четкого, бесперебойного функционирования каждого органа управления, каждого должностного лица, аппарата государственного управления в целом на основе соблюдения законодательства, определяющего их задачи, функции и правомочия. Конкретизируя задачу, следует анализировать целевое назначение каждого органа или должностного лица, выполняющего контрольные функции, каждого вида контроля, каждой системы контроля, каждой отдельной проверки. От того, в какой мере эти цели достигаются, зависит эффективность проводимого ими контроля.

Совокупность объективных последствий контроля - главный критерий его эффективности. Невозможно судить о результатах контроля без выявления практических последствий, которые он оказал на деятельность проверяемого объекта или должностного лица. Учет практических последствий контроля для управленческой деятельности тем более необходим, что под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля.

Эффективность контроля может быть определена с помощью ряда показателей. Однако такие показатели, как результативность, действенность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты контроля помогает разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели, с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - помогают направлять их работу, выявлять и устранять обнаруженные недостатки.

Например, для администрации промышленных предприятий это - показатели роста производительности труда рабочих и служащих, использования основных фондов, прибыли, рентабельности, а также соблюдение установленных норм выработки продукции, нормативов расходования сырья и материалов, качество выпускаемой продукции. Таким образом, для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

На практике эффективность контроля часто оценивается по общим экономическим или иным результатам деятельности проверяемого объекта. Однако установление степени эффективности контроля в зависимости от общих итогов работы объекта может быть затруднено, поскольку успехи того или иного органа управления, администрации организации зависят не только от усилий контролеров, но и прежде всего от усилий самих проверяемых. Трудность заключается в том, что не всегда можно четко разграничить результат контрольной деятельности и результат работы других органов и лиц, трудовых коллективов, их общественных организаций и т.д. Таким образом, задача заключается в выделении той доли управленческого эффекта, которая относится именно к контролю.

Еще сложнее обстоит дело с установлением эффективности финансового контроля в сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, где учета одних экономических показателей нередко бывает недостаточно или они вообще неприменимы. Например, в области торговли наряду с экономическими показателями учитываются число нарушений правил торговли, ассортимент товаров широкого спроса, культура обслуживания покупателя; в области народного образования - качество обучения и трудового воспитания учащихся; в области здравоохранения - качество и культура медицинского обслуживания; в области бытового и коммунального обслуживания - количество и качество услуг; в области охраны общественного порядка - количество преступлений и других правонарушений, их раскрываемость. При этом контролеру приходится анализировать большое число разнообразных показателей. К тому же в зависимости от целей и задач контроля одни и те же показатели в анализе различных органов управления, их звеньев могут оцениваться неодинаково. Заметим, что в своей работе контролер оперирует как количественными, так и качественными показателями.

Если контрольный орган обнаружил конкретные недостатки или нарушения, выяснил, кто в них персонально виноват, то он обязан не только принять меры к виновным, но прежде всего указать способы улучшения дела, как и кто должен устранить недостатки, установить для этого определенный срок, а затем проверить фактическое исполнение рекомендаций.

При определении результативности контроля такие показатели, как количество проведенных проверок, принятых по ним и выполненных решений, в сочетании с другими позволяют судить о степени воздействия контроля на качество управления. Однако на практике нередки случаи проведения формальных, поверхностных проверок, когда органы контроля не доводят до логического конца начатое дело, не добиваются устранения выявленных недостатков, не выясняют, насколько своевременно и полно реализованы их предложения и рекомендации, действительно ли их введение положительно сказалось на управлении и т.д. Поэтому эффективность контроля не может и не должна измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к формализму, при котором многочисленные проверки не сопровождаются фактическим устранением недостатков и нарушений.

Результативная деятельность субъекта контроля проявляется в социальном, организационном и экономическом эффекте.

Социальный эффект финансового контроля выражается в том, что по результатам проверок к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, применяются меры, включая увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Таким образом, в результате финансового контроля улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные и честные люди. В обществе в целом формируется большее доверие к власти, поскольку оно (общество) видит реальные результаты действенности власти. Кроме того, финансовый контроль исполнения бюджета не позволяет отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий предлагаются и осуществляются меры, улучшающие структуру исполнительной власти, в результате чего повышается управляемость, сокращаются излишние звенья управления или создаются новые, повышается оперативность управления.

Экономический эффект проявляется, во-первых, в том, что средства, использованные не по целевому назначению, а также штрафные санкции за это возвращаются в федеральный бюджет. Эти средства составляют значительные суммы. Во-вторых, экономический эффект выражается в улучшении деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д. В целом подсчитать этот эффект довольно сложно, но конкретные примеры подтверждают его наличие.

Для определения экономической эффективности (Ээф) финансового контроля может быть использована следующая формула:

Ээф = (Эс + Эо + Ээ) / З,

где Эс - денежное выражение социального эффекта,

Эо - денежное выражение организационного эффекта,

Ээ - денежное выражение экономического эффекта,

З - затраты на содержание органа финансового контроля.

Учитывая, что не все указанные показатели можно оценить в денежной форме, часто применяют упрощенный расчет экономической эффективности по формуле:

Ээф = (Эб + Эд) / З,

где Эб - средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет,

Эд - средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.

Если сложно определить и Эд, то эффективность рассчитывается по формуле:

Ээф = Эб / З.

Таким образом, критериями эффективности финансового контроля являются результативность, действенность и экономичность. Каждый из них может быть оценен количественно.

Критерий результативности строится на показателях:

объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

объем неэффективно использованных средств;

объем средств, использованных не по целевому назначению;

количество подготовленных представлений и предписаний.

Критерий действенности основывается на показателях:

количество исполненных представлений и предписаний;

объем средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета организаций;

количество структурных преобразований в ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям и предложениям;

увеличение доходной части бюджета или экономия его расходной части, полученные по представлениям и предложениям;

количество поправок к действующему законодательству;

количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям и предложениям;

количество уголовных дел, открытых по представлениям и предложениям.

Критерий экономичности учитывает:

объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

уровень экономичности - отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений и предложений к затратам на содержание органа финансового контроля.

Отметим, что в экспертно-аналитической деятельности также целесообразно применение критериев эффективности.

Критерий результативности в этой сфере учитывает:

количество принятых экспертиз;

количество принятых аналитических материалов;

количество инициативных материалов.

Критерий действенности базируется на:

количестве организационных и структурных преобразований в экономике, ведомствах;

увеличении объемов доходной части бюджета (экономии расходной части), экономии материальных, трудовых, природных ресурсов.

Критерий экономичности целесообразно определять как отношение эффекта, полученного от реализации экспертно-аналитической деятельности, к затратам на содержание экспертно-аналитических подразделений.

Таким образом, представленные методические основы определения эффективности государственного финансового контроля позволяют оценить эффективность финансового контроля как управленческого действия (функции), так и деятельности органа финансового контроля. Кроме того, они дают возможность оценивать деятельность различных уровней управления органа финансового контроля (от инспектора до органа контроля в целом).

А.В.Бликанов

Специалист-эксперт

Контрольно-счетной палаты

Кабардино-Балкарской Республики

Подписано в печать

18.02.2009

    рефераты

  • 146.5 КБ
  • добавлен 09.11.2009

Теоретические основы финансового контроля: Понятие финансового контроля и его значение, Классификация видов финансового контроля, Финансовый контроль в России: Государственный финансовый контроль, Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль. заключение, список литературы. 19 страниц.

  • 196.5 КБ
  • добавлен 09.01.2012

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. - Н. Новгород, 2011. - 42с.

  • 761.5 КБ
  • добавлен 30.10.2009

Дисциплина - Финансы.
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики
Финансовый контроль, его цели и задачи
Формы и методы финансового контроля
Государственный финансовый контроль
Органы государственного финансового контроля
Счетная палата как орган финансового контр...

  • 60 КБ
  • добавлен 01.09.2010

Статья // Банковское право. - 2007. - N 1

В статье рассматривается государственный финансовый контроль над деятельностью банков, банковских групп и лизинговых компаний. Правовое регулирование государственного финансового контроля и его документационное сопровождение.



Поделиться