Размещение отраслей инфраструктурного комплекса. Инфраструктурный комплекс России: состав, значение

Я живу в городе среднего размера. В принципе, у нас есть все, что необходимо для комфортного проживания. Но, конечно же, хочется, чтобы город не стоял на месте, и улучшалась его инфраструктура. А что такое инфраструктура, я вам сейчас и расскажу.

Инфраструктурный комплекс и его состав

Слово «инфраструктура» каждый из нас по-любому слышал, но далеко не все понимают, что это такое. Все очень просто, инфраструктурный комплекс - это все сооружения, здания, различные системы и службы, которые необходимы населению для комфортной жизни.

В каждом городе есть определенная инфраструктура. Разумеется, в сельской местности она будет значительно уступать по уровню развития. Не удивительно, вряд ли вы в деревне увидите, например, крупный торговый центр или гипермаркет.


Разделить инфраструктурный комплекс можно на две части: коммуникационную систему и сферу обслуживания. С коммуникациями нет ничего сложного. К ним относятся транспорт и связь. А вот сфера обслуживания очень объемная. В нее входят:


Магазины, театры, поликлиники и прочие организации относятся к инфраструктуре города. И, чем больше населенный пункт ими обеспечен, тем лучше развита у него инфраструктура.

Какие услуги предоставляются населению

Люди, проживающие в том или ином городе, пользуются благами от различных организаций, входящих в инфраструктурный комплекс, множеством видов услуг. То есть, люди получают не конкретную вещь от них, а деятельность. Услуги можно тоже классифицировать.


По характеру их предоставления они делятся на материальные и нематериальные. Первым видом услуг людей снабжают торговые предприятия, предприятия общественного питания и бытовых услуг. За обеспечение населения нематериальными услугами отвечает сектор образования, культуры и медицины. Одними из них люди пользуются постоянно, а другие необходимы им только в определенное время.

>> Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс

§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный 1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов .

Услуга - особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.


? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.

1 Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации , энергии и различных грузов.

Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)

Основная задача транспорта - надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них - Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).

Грузооборот (т км) - произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).

Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт - железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз - железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта - авиационный .

Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок - автобусами.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).


Вопросы и задания


1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?


Внимание! Проблема!

Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.

Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.

Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей - 60%.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока :

    познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

    продолжить работу со схемами, таблицами;

    воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

    развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока : Проектор, 3 презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.(Обеспечение людей продовольствием)
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? (три основных звена)
– Что относится к 3 звену АПК? (Пищевая и легкая промышленность)
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК? (отрасли, использующие необработанное сырье-- крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная; и отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку-- чаеразвесочная, кондитерская,хлебопекарная, макаронная)

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой и легкой промышленности проведем небольшой тест из 8 вопросов.

1. Основным звеном АПК является:

А) растениеводство; Б) животноводство; В) сельское хозяйство.

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы(плодородия),называются:

А) рекультивация Б) мелиорация; В) рентабельность.

3. К первому звену АПК относится:

А) производство удобрений; Б) пищевая промышленность; В) торговля.

4. Основная часть картофеля(90%) в стране выращивается на:

А)фермерских хозяйствах; Б) в колхозах; В) личных подсобных хозяйствах.

5. Важнейшей зерновой культурой России является:

А) гречиха; Б) овес; В) пшеница.

6. Полеводство занимается возделыванием:

А) овощей; Б) зерновых культур; В) технических культур.

7. В Нечерноземной зоне выращивают:

А) лен-долгунец; Б) сахарную свеклу; В) подсолнечник.

8. найдите соответствие:

1 тундра Б. рожь, ячмень, лен

2 лесная зона А. оленеводство

3 лесостепи и степи Г. Овцеводство. 4 полупустыни В. пшеница, кукуруза, сахарная свекла.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса. Познакомимся с инфраструктурным комплексом поселка Излучинск и города Сочи.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника и найдите таблицу 31.
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу(нематериальные), на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32. .(слайд 13)
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос : А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

Что такое инфраструктура? (Инфра - - ( infra -) - приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 131 (в сноске внизу страницы)

Каково же значение этого комплекса? .(слайд 15)

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Вся инфраструктура подразделяется на несколько видов. Посмотрим на слайде какие виды инфраструктур бывают. .(слайд 15)

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

(Внимание! Проблема! Стр.137) - прочитать вслух.

А сейчас посмотрим какую долю инфраструктурный комплекс занимает в экономике отдельных стран в процентах к внутреннему валовому продукту

Что такое внутренний валовый продукт? .(слайд 16)

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

А сейчас давайте обратимся к социальной инфраструктуре. Что она собой представляет у нас в Излучинске?

Запишите в тетрадь это определение.

Социальная инфраструктура - это система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли , культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
- А сейчас Валя Степаненко представит вашему вниманию инфраструктурный комплекс нашего поселка.

Презентация "Излучинск"

Вы все прекрасно знаете, что в нашей стране сейчас проходят 22 зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Для проведения этой Олимпиады наше государство выделило колосальную сумму денежных средств для создания уникальной во всем мире инфраструктуры. Было построено свыше 300 различных зданий и сооружений. Бакаев Тимур познакомит вас с некоторыми из них. Он потрудился и сделал выборку самых значимых объектов.

Презентация "Сочи"

5. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

6. Домашнее задание.

§ 31 страница 131 – 137

Приготовить презентации по видам транспорта.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.

Основные виды — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляетсяобмен грузами между ними.

Единая транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн человек.

Ведущее место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния. По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растет удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60%, а в объеме перевозок пассажиров он преобладает (около 97%).

Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2 территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Адыгея и Кабардино-Балкария.

Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.

Ведущим в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от . В европейской части страны конфигурация дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к , Оренбургу). После распада СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей-Транссибирской, Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами страны.

Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он обладает большой маневренностью и скоростью движения, дает возможность доставлять грузы непосредственно потребителям. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Однако 1/10дорогу нас , а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообороте принадлежит портам (Восточный, Ванино, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота. ( , Выборг, Калининград) имеет очень выгодное положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки (главным образом на Севере). По выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки ( , зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы бассейн ( с притоками). Крупные порты есть также в , Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн ( , Сухона, Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток.

Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть достаточно развита (свыше 50 тыс. предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами существенно уступает . Быстро развивается сеть мобильной , что позволит смягчить остроту проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.



Поделиться