Изложения с соединением разных типов речи: «Друг детства. Детские сказки онлайн

Год издания рассказа: 1959

Рассказы Виктора Драгунского уже давно стали классикой детской литературы. На его добрых произведениях выросло не одно поколение в нашей стране. И сейчас его творчество пользуется завидной популярностью, что позволило ему попасть в наш рейтинг . А некоторые из его рассказов даже включены в школьную программу.

Рассказа «Друг детства» краткое содержание

В рассказе Виктора Драгунского «Друг детства» читать можно о воспоминаниях Дениски. На момент этой истории ему было шесть или шесть с половиной лет, и он даже начал задумываться о будущей профессии. Он перебирал много вариантов. И астроном, и капитан дальнего плаванья, и художник, и машинист метро, и путешественник. Как в он представлял себя в каждой из этих профессий. Но как-то раз он увидел по телевизору первенство Европы по боксу и решил стать боксером. Чтоб тренировать силу удара ему нужна была груша с этим вопросом он и подошел к папе. Папа спросил сколько она стоит и когда Дениска ответил, что рублей сто или триста, то папа сказал, что он перебьется и без груши. Сказав это, папа ушел на работу, а Дениска обиделся.

Далее в рассказе «Друг детства» Драгунского читать можно о том, что эту обиду увидела мама. Она сразу нашла выход. Мама залезла в плетенную корзину со старыми игрушками и достала оттуда плюшевого Мишку. Кинув его на диван, она предложила Дениски тренироваться, а сама убежала говорить по телефону. Мишка сидел перед Дениской на диване с поднятыми руками, как будто говорил: «Сдаюсь». И на Дениску нахлынули воспоминания. Как когда-то Мишка был его лучшим другом. Они вместе ложились спать, Дениска кормил его и везде таскал собой. Это был лучший друг детства. А теперь тренировать на нем силу удара. Тут вернулась мама и спросила почему я не тренируюсь. Дабы она не видела моих слез я закинул голову и долго молчал. А потом сказал: «Ничего. Просто я некогда не буду боксером!».

Рассказ «Друг детства» на сайте Топ книг

Рассказ Виктора Драгунского «Друг детства» читать настолько популярно, что он занял достаточно высокое место среди . При этом с годами интерес к произведению не убывает, и мы наверняка еще не раз увидим его в рейтингах нашего сайта.

Рассказ Виктора Драгунского «Друг детства» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Все «Денискины рассказы»

  1. Англичанин Павля
  2. Арбузный переулок
  3. Белые амадины
  4. Главные реки
  5. Гусиное горло
  6. Где это видано, где это слыхано…
  7. Двадцать лет под кроватью
  8. Дениска размечтался
  9. Друг детства
  10. Дымка и Антон
  11. Дядя Павел истопник
  12. Живой уголок
  13. Заколдованная буква
  14. Запах неба и махорочки
  15. Здоровая мысль
  16. Зелёнчатые леопарды
  17. И мы!
  18. Когда я был маленький
  19. Кот в сапогах
  20. Красный шарик в синем небе
  21. Куриный бульон
  22. Мотогонки по отвесной стене
  23. Мой знакомый медведь
  24. На Садовой большое движение
  25. Надо иметь чувство юмора
  26. Не пиф, не паф!
  27. Не хуже вас, цирковых
  28. Независимый Горбушка
  29. Ничего изменить нельзя
  30. Одна капля убивает лошадь
  31. Он живой и светится…
  32. Первый день
  33. Перед сном
  34. Подзорная труба
  35. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…
  36. Похититель собак
  37. Поют колёса - тра-та-та
  38. Приключение
  39. Профессор кислых щей
  40. Рабочие дробят камень
  41. Разговаривающая ветчина
  42. Расскажите мне про Сингапур
  43. Ровно 25 кило
  44. Рыцари
  45. Сверху вниз, наискосок!
  46. Сестра моя Ксения
  47. Синий кинжал
  48. Слава Ивана Козловского
  49. Слон и радио
  50. Слониха Лялька
  51. Смерть шпиона Гадюкина
  52. Сражение у чистой речки
  53. Старый мореход
  54. Тайное становится явным
  55. Тиха украинская ночь…
  56. Третье место в стиле баттерфляй
  57. Тройка по поведению
  58. Удивительный день
  59. Учительница
  60. Фантомас
  61. Хитрый способ
  62. Человек с голубым лицом
  63. Чики-брык
  64. Что любит Мишка
  65. Что я люблю…
  66. …И чего не люблю!
  67. Шляпа гроссмейстера

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), презентация, лепестки цветка

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности

Запись анаграммы на слайде

Слово Речь

Теплое Естественная

Изумительное Чистая

Играющее Изысканная

УЧИТЕЛЬ. Самое главное в общении – это слово и речь. На слайде записаны определения к понятиям «слово» и «речь». Продолжите эти ряды (точное, грубое, красивая, правильная…)

Чем больше слов мы будем произносить и раскрывать их значения, тем лучше мы будем владеть своей речью, а значит какова тема нашего урока – урок развития речи. А точнее «Подготовка к сжатому изложению»

III . Формулирование целей урока

I V . Повторение теории

    Что значит пересказать текст подробно, сжато?
    – Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
    – За счёт чего можно сжать текст?

    – Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

    Алгоритм написания сжатого изложения

    Прочитайте текст.

    Определите его тему (о чем он?)

    Подумайте о его главной мысли (чему учит?).

    Выделите его основные части.

    Составьте план.

V. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61). (У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке. Первый раз каждый читает текст про себя, второй – по кругу)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.
Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… (127 слов)(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.

– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста?
(Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

    Я решил заняться боксом.

    Плюшевый мишка, чем не груша?

    Я обрадовался

    Такой нелепый, но родной мишка.

    Мой самый лучший друг.

Физкультминутка «Помощники на даче»

Учитель. Поиграем в помощников. Поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке по хозяйству.(дети встали и выполняют все, что говорит учитель). Бабушка постирала белье, а отжать не может. Помогите ей- крепко-крепко кулачки, отжимайте сильнее. Еще сильнее…А теперь встряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь.Еще немного…Ну вот, с бельем управились! Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком… Бери песок в руки и равномерно посыпай землю вокруг себя, старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками, попрыгай! Сильнее, еще сильнее. Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко- высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно. Ух! Получилось! Еще раз поднимаем. Ух! Здорово! Помогай голосом, размахнись сильнее! Готово! А теперь погреемся на солнышке….Почувствовали тепло во всем теле…

После работы на даче сядьте на диван, включите телевизор (учащиеся включают пультом телевизор). Что там? (В игровом телевизоре иллюстрации картин) .

Какой из плюшевых мишек больше походит на друга мальчика из текста?

Наверное, когда его только подарили маленькому мальчику, он тоже так красиво выглядел? А какого мишку мальчик видит спустя время?

4) Выделение главного

Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом .
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван . (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся… Вот он сидит на диване (,) мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара (Методы работы со словом: рисование образа слова, ассоциативный эксперимент, метод выравнивания, метод построения полей смыслов)

Орфографическая работа

-Тся , -ться в глаголах ( заняться, тренироваться, сдаётся )
Падежные окончания существительных (
груши, на диване )
Окончания прилагательных (
плюшевого, боксёрской ,)
Проверяемые гласные в корне слова (
боксёрской , смотрел, выпятил, сдаётся, сидит )
Чередующиеся гласные в корне слова (
предложила )
Приставки на
, ( расставил )

Пунктуационная работа

Учитель. Сформулируйте правила постановки запятых в предложениях

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении
устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану (в парах пересказывают друг другу)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

(68 слов, всего 127 слов)

V.Рефлексия (подведение итогов) Учитель. На листочках перед вами начала фраз, касающиеся ваших впечатлений от урока, продолжите их. А сейчас внимание на доску. Изобразим цветок наших знаний. Как думаете, распустился наш цветок? У вас на партах по три лепесточка разного цвета. Если вы достигли поставленных целей урока, прикрепите лепесток красного цвета, если в чем-то сомневаетесь – желтого цвета, а если вы не достигли поставленных целей – зеленого цвета. Оцените уровень полученных знаний на уроке.

БОУ «Соловьевская СШ»

Открытый урок развития речи по русскому языку в 5 классе

«Подготовка к сжатому изложению по тексту В.Драгунского «Друг детства»

Разработала и провела Балачий Г.В.-

учитель русского языка и литературы

.

Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом .
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване (,) мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся , -ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся )
Падежные окончания существительных (груши, на диване )
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской ,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской , смотрел, выпятил, сдаётся, сидит )
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила )
Приставки на , (расставил )

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый.Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

(68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

История ведется от первого лица и рассказывает о мальчике и его верном друге из детства – плюшевом медвежонке. Главный герой не расставался с игрушкой ни на секунду – и носил с собой везде, и сажал за один стол, когда кушал, и спать улаживал рядышком. А когда мальчик вырос, то хотел тренировать удары об мягкого мишку, но на него нахлынули воспоминания из детства.

Рассказ Друг детства скачать:

Рассказ Друг детства читать

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей сто или триста.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Сочинения и изложения 5 класс к учебнику М,М. Разумовской

Сочинение на тему

«Памятный день летних каникул»

Цель:

1. Проверить сформированность речевых умений в объёме программы начальных классов (писать на тему, раскрыть основную мысль, членить текст на части, подбирать заголовки);

2. Проверить уровень грамотности в условиях свободного письма

Задания к сочинению:

1. Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней.

2. Озаглавьте сочинение.

Вопросы по теме сочинения

1. Какой день вы должны выбрать для описания? (Чтобы интересно было узнать о нём и другим)

2. Как вы начнёте повествование? (С указания даты, времени, места действия)3. Чем вам запомнился этот день? Вы увидели что-то интересное, познакомились с новыми друзьями, участвовали в необыкновенных приключениях?

4. Какие определения вы используете в своём тексте для описания этого дня? Запишите их через запятую в тетради.

5. О чём вы скажете в последней части текста вашего сочинения?

6. Составьте простой план сочинения

Сочинение по теме «Особенности строения текста» (по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»)

Ц е л и:

1. Научить писать сочинение-описание по картине.

2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.

III. Беседа по картине.

В о п р о с ы для беседы:

– Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)

– Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи? (Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.)

– Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины

– красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу бросается в глаза? Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой переходящего в бордовый. Причем у двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.)

– С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах?

(Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.)

– Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.)

– Розу любят очень многие. Выражение расцвела как роза подчеркивает красоту, преображение девушки. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? (Роза очень красива, но у нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.)

– Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды про него?

– А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий? (На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, какхудожник выписывает каждый лепесток (они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

– Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет. Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепесточков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых

из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.)

– А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы им свойственны? (Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.)

– Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках. (Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.)

– Попробуйте описать этот необычный цветок. (Лепестки ириса начинаются

желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать что-либо труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. Можно заметить маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка.

Он какой-то необычный, несимметричный.)

– Посмотрите, на самом верху букета – ярко-синие васильки. Как они выглядят? (На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки,

которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно

открывают свою сердцевину солнцу.)

– А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Только эти

цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил

стройные, золотистого цвета колосья.)

– Вы правильно подметили на картине колосья. Какое бы слово вы употребили, чтобы

охарактеризовать их? На что они похожи? (Они очень похожи на туго заплетенную косу.)

– Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать

васильки? (Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они

легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.)

– Какие еще цветы мы с вами не заметили? (У самого края вазы незаметно примостились

небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета.)

– А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? (Ваза,

в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает

ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные,

очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые

уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается,

художник изображает орнамент.)

– Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним. (Узор.)

– Правильно! Орнамент – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения

каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Попробуйте подобрать прилагательные к

слову орнамент. (Необычный, оригинальный, красивый.)

– А еще мы можем сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой,

незамысловатый, но выполненный со вкусом узор. Посмотрите внимательно на слово

незатейливый – оно одного корня со словом затея («выдумка»).

Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И.

Хруцкого называется «Цветы и плоды». А какие же плоды здесь изображены? Давайте начнем

с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Сразу бросаются в глаза ярко- желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персикипривлекают к себе внимание, они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному

персику, который лежит отдельно от других – на столе.)

– А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета использует при этом И. Хруцкий? (Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.)

– С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым кверху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

– Что изобразил рядом с тыквой художник? (Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.)

– Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята! А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета.

– Какие еще фрукты изображены на картине? (На тыкве лежит целая гроздь винограда. Он прозрачный, янтарного цвета. Со стола тоже свисает маленькая гроздь винограда, состоящая из четырех виноградинок, правда, некоторые из них спорченные.)

– А смотрите, в самом уголке картины художник изображает красно-желтое яблочко, на которое не сразу обращает внимание зритель, поскольку оно почти скрыто от наших глаз. Рядом с грушами лежит разрезанный лимон, правда, художник показывает, что он не совсем свежий: мякоть матово-желтого цвета, почти непрозрачная.

– А какие еще предметы здесь изображены? (Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона.)

– Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека? (О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.)

IV. Работа с текстом.

Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.

А вот как описывает эту картину искусствовед Д. Н. Лебедева.

Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Все это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы. В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба – переходят из картины в картину как их непременные «персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением

собак и изящной ручкой в виде фигуры лисицы, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой, с опущенным в него ломтиком лимона подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит

необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветрившиеся края разделенного на половинки персика, засохшей лимонной кожуры. (И. Хруцкий: Альбом. М., 2000.)– О чем говорится в этом тексте? (В нем говорится о картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами.)

– Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью? (Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.)

– Что вы можете сказать о композиции текста, то есть о его построении? На

сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей? (Текст распадается на две части. Этому соответствуют два абзаца: в первом речь идет о том, что натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому, во втором непосредственно описывается картина.)

– Правильно, но обратите внимание, что во второй части текста описание начинается с центрального предмета в композиции картины – это букет цветов.

– Давайте обратимся к тем словам, из которых состоит этот текст. Какая часть речи преобладает в этом описании? Для этого попробуйте подсчитать, сколько здесь имен существительных, прилагательных, глаголов. (Имен существительных около 80, прилагательных – 26, глаголов – 14. В тексте преобладают существительные и прилагательные.)

– К какому же типу речи мы можем отнести этот текст? Почему? (Это описание, поскольку в тексте дается описание картины И. Хруцкого «Цветы и плоды». При этом преобладают имена существительные и прилагательные.)

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

В о п р о с ы и з а д а н и я:

1. Выпишите трудные слова и составьте с ними предложения.

Композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника.

Холст – картина, написанная масляными красками на ткани.

Столешница – верхняя поверхность стола.

2. Как вы понимаете выражение «услада для глаз»? (То, на что приятно смотреть.)

Подберите однокоренные слова к слову услада (сладкий, сладость). Значит, услада – это то, что «сладко» для глаз.

3. Найдите в тексте синоним к слову персонаж.

4. Найдите орфограммы в выписанных словах: роскошный, керамического, оживление.

VI. Написание сочинений.

Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование, написание сочинения в тетради по развитию речи.

Описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения – «Характеры цветов».

Изложение по теме «Художественный стиль речи»

«БАРСУЧОНОК»

Ц е л и: 1. Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой

на план изложения.

средства.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

ПЛАН РАБОТЫ

– Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста (упражнение 373

на с. 123);

– подбор названия, которое бы отразило содержание текста;

общее понятие о структуре рассказа (вступление, основная часть, заключение);

– составление плана;

– выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го лица («… писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый Барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…»);

– наблюдение над тем, как Г. Скребицкий избегает повторов слов;

– устный рассказ по частям;

– работа над черновиком, его редактирование;

Изложение по теме «Способы соединения фрагментов в целом тексте»

(по тексту В. Драгунского «Друг детства»)

Цели:

1. Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой

на план изложения, сохраняя стиль и типологию текста.

средства.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

II. Работа над написанием изложения.

ПЛАН РАБОТЫ

– слушание текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

– составление плана;

– нахождение частей текста, соответствующих пунктам плана;

– составление рабочих материалов;

– предупреждение орфографических ошибок;

– объяснение изученных орфограмм и пунктограмм;

– устный рассказ по частям;– работа над черновиком, его редактирование;

– написание изложения в тетради по развитию речи.

Друг детства

Я решил заняться боксом. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один

его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся… Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит,

смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов) (По В.Драгунскому)

Тип текста – повествование с двумя описания




Поделиться