Сообщение на тему влияние интернета на подростков. Положительное и отрицательное влияние Интернета на жизнь подростка (Сочинение на свободную тему)

В числе преимуществ использования сети Интернет можно назвать увеличение качества и количества научных исследований, сближение людей между собой, установление звуковых и видео связей с минимальными затратами, экономия времени и денег и возможность доступа к новейшим научным дискуссиям.

Эти новые технологии, несмотря на их пользу и многие преимущества, также причиняют пользователям различный вред в зависимости от возрастной категории пользователей. Одной из этих категорий являются подростки, которые ввиду особой притягательной силы этих технологий увлеклись ими и посвящают им много своего времени. Сегодня Интернет охватывает важную часть жизни подростков, в том числе их учебу, развлечения и социальную активность. Подростки, учитывая их малый опыт, а также особенности подросткового периода, резко подвергаются негативному и разрушающему влиянию Интернет, которое угрожает их физическому и психическому здоровью. В этой передаче мы рассмотрим некоторые примеры оказываемого на подростков вреда вследствие использования сети Интернет.

Одной из причин чрезмерного использования Интернет среди подростков является заполнение их свободного времени. Одобряя то, что подростки находятся дома с родителями и заняты компьютером, большинство семей не обращают внимания на то, что в случае неправильного использования Интернет его отрицательное и разрушающее влияние намного больше многих других развлечений. Если же подростки будут заниматься спортом и здоровыми развлечениями, помимо мысленного и нравственного роста, они будут обладать еще и здоровым телом. Они также будут защищены от ожирения и болей в суставах, появляющихся при длительном просиживании за компьютером.

Для многих подростков Интернет является убежищем и средством развлечения, в котором они прячутся от своих проблем, страданий и трудностей. В числе прочих причин стремления подростков к использованию Интернет психологи называют отсутствие формирования желаемой личности, наличие социального раскола, разногласия между поколениями, а также ослабление взаимоотношений между родителями и детьми. Однако, то, что угрожает здоровью тела и души подростков, это чрезмерное и неправильное использование этих технологий.
Чрезмерное использование подростками сети Интернет служит причиной их отрыва от других социальных занятий. В числе самого обычного влияния этих технологий на подростков можно указать на резкое снижение успеваемости, отсутствие режима здорового питания, увеличение психических расстройств, снижение социальной активности, снижение уровня общения с людьми и старшими возрастными группами, нарушение закона, грубость, нервную головную боль и прочее.

Неправильное извлечение пользы от информационных технологий порой подготавливает почву для снижения успеваемости. Исследования показывают, что зависимость подростков от Интернет и нелогичное использование этих новых технологий может оказывать разрушающее влияние на качество запоминания и уровень их успеваемости. Новые технологии, такие как Интернет, мобильный телефон и цифровые игры, получили такое распространение среди подростков, что послужили тому, что большой процент учеников имеют серьезные проблемы в концентрации необходимого внимания к урокам и учебе.
Одним из вопросов, который вызвал серьезную обеспокоенность среди учителей и чиновников в области образования, является неправильное использование учениками сети Интернет для выполнения своих домашних заданий и проектов. Эти новые технологии стали причиной того, что многие ученики, посещая Интернет для выполнения домашних заданий и копируя информацию из интернет-сайтов, за кратчайшее время выполняют свои домашние задания. Также многие из них находят результаты своих исследований и заданий в Интернет и передают их своему учителю. Это стало причиной того, что научные знания учеников с каждым днем уменьшаются и они меньше посвящают времени на выполнение своих домашних заданий. Исследования показывают, что в настоящее время учащиеся считают Интернет в качестве самого лучшего источника информации и более 90 % из них предпочитают использование Интернет чтению книг. Многие ученики не готовы даже несколько минут подумать о том, как решить задание и для нахождения ответа обращаются к Интернет.

Отсутствие необходимого умения для установления связей с окружающими в реальном мире также является следствием использования сети Интернет, особенно это выражено среди подростков. Человек, устанавливающий связи с другими виртуальными личностями в кибер-пространстве, в реальной жизни сталкивается с многими проблемами для установления отношений с людьми. Подростки, имея доступ к компьютеру, входят в виртуальный мир и начинают общаться и обмениваться мнениями, постепенно отдаляясь от реальности и забывая, насколько отличаются виртуальные связи от реальных. Они сталкиваются с двояким поведением и подвергаются иллюзиям. На основании этого, подростки в среде Интернет не учатся умению устанавливать необходимые связи с другими людьми в реальном мире.

В ходе исследований, проведенных в различных точках мира, психологи пришли к выводу, что среди пользователей, подверженных интернет-зависимости, состояние подавленности больше, чем у обычных пользователей. В ходе других исследований было установлено, что интернет-зависимые страдают от недосыпания, падения успеваемости, одиночества, физических заболеваний, депрессии, тревоги и грубости. Недавние результаты исследований китайских и австралийских ученых показывают, что у подростков, страдающих интернет-зависимостью, по сравнению с другими возрастными группами, больше вероятность появления грубого поведения и самоистязания. К примеру, изучение поведения 1 тысячи 618 подростков в возрасте 13-18 лет в Китае показывает, что интернет-зависимость среди подростков сопровождается самоистязанием, в частности они рвут свои волосы, а иногда дело доходит даже до самосожжения. Исследования показывают, что уровень самоистязания среди учащихся, страдающих от интернет-зависимости, в 3 раза выше по сравнению с подростками, которые не зависят от Интернет.

Психическо-социальный вред от Интернет выражен также в распространении в виртуальной среде изображений, в частности фото и видео, аморального характера, которые смотрят подростки. Также необходимо отметить, что эти изображениям сопровождаются текстами пошлого и сексуального характера, которые могут повлечь за собой физические и психические расстройства, а также половые и моральные отклонения, так как вызывают у подростков чувство подавленности и раннюю половую зрелость. Следовательно, подростки подвергаются серьезным угрозам со стороны Интернет, так как в подростковый период более выражены половые стимулы и преобладают возбуждение и чувства, иногда подчиняющие себе разум. Поэтому просмотр порнографических фильмов и изображений больше возбуждает половое влечение подростков, отвлекая их от полезных и необходимых дел.

Помимо пошлых и аморальных изображений, необходимо также упомянуть о просмотре пользователями Интернет фильмов и изображений, отображающих неприятные происшествия или трагические события. Просмотр этих изображений является серьезной угрозой для психического здоровья подростков и вызывает появление у них жестокого поведения. Просмотр жестоких криминальных фильмов и игры, в которых присутствует жестокость, резко возбуждают у подростков волнения и чувства и могут быть опасными для них и общества в целом. Подтверждением этого являются происшествия, происходящие время от времени в школах Европы и США при участии учеников и заканчивающиеся трагедией.

Чат-ром форумы и социальные сети в Интернет часто используются подростками. Несмотря на то, что социальные сети могут быть подходящим местом для посещения и общения друг с другом подростков, учителей и других осведомленных людей по всему миру, однако, это может быть опасным с точки зрения использования подростков преступниками. В числе этих опасностей можно указать на использование личной информации подростков, заманивание их в ловушку и использование посредством установления связей с ними, а также назначение встречи с ними и др. Поэтому досадные новости об этом являются постоянными заголовками в колонке новостей газет.
Еще одним моментом, на который следует обратить внимание, является установление ложных связей между мальчиками и девочками в виртуальном пространстве. Хотя возможно, что вначале эти отношения будут незначительными и поверхностными, однако постепенно они могут перерасти в более глубокие и создать почву для встреч и отношений и привести к более серьезным ошибкам и заблуждениям.

Дорогие друзья, в следующей передаче мы поговорим о том, как воспрепятствовать тому вреду, который наносит подросткам Интернет в результате неправильного и чрезмерного его использования.

Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи "компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей . Да, в цепочке "подросток - компьютер - интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом .

В связи с поставленной задачей постараемся систематизировать и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от Интернета на личность подростка, а также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы аддиктивного поведения (количество интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%).

Психологические особенности подростка

Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека .

Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности . В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека .

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности . Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений .

Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации) .

Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета . Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.

Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как киберпространство.

Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников .

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве .

Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска .

Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности .

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом .

Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная .

Перечисленные последствия применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы.

Хакерство

Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство . Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка.

Деятельность хакеров подчиняется как познавательной мотивации, так и целому ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление добиться признания своих способностей, выразить себя, получить от общества то, что оно задолжало и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в своих крайних проявлений хакерство является негативной личностной аномалией.

По мнению Дж. Маркофа и К. Хефнер (1996), хакеры - это, как правило, люди с какими-либо недостатками: упоминаются излишняя полнота, детство в неполной семье, знакомство с наркотиками, отсутствие полноценного общения со сверстниками и со взрослыми и т.д. Если это так, то может быть высказано предположение, согласно которому увлечение информационными технологиями и хакинг служат компенсацией своих недостатков . Расхожим местом стало убеждение о полной асоциальности хакеров: они одиноки и не понимают других, лишены эмпатийности в общении, не сопереживают своим собеседникам, не умеют завязывать контакты, а при реализации хакерских замыслов не отдают себе отчета в последствиях. Если это действительно так, то речь может идти о недостаточной выраженности потребности в общении; о несформированности коммуникативных навыков; об инфантилизме как неготовности понимать последствия своих поступков; о несформированности моральной сферы личности; об индивидуальной системе ценностей, расходящейся с общепринятой и т. п . Таким образом, данная деятельность способствует формированию именно таких наклонностей у подростков, так как в этом возрасте они наиболее чувствительны к подобного рода влияниям.

Игровая деятельность

Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами . Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость (см. приложение 4).

Одной из наименее ясных проблем является принципиальная возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь. Например, когда игроки постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа. Опираясь на имеющиеся материалы, можно утверждать, что очевидные проявления переноса у игроков могут носить негативный (уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или адаптации к ней) характер. Например, попытка игроков идентифицировать себя с агрессивным персонажем может переносится в реальный мир, в реальные отношения .

Особый интерес представляет собой такое явление, как "игры с идентичностью" или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности - анонимность. Живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь, что забывают о реальной. Это может вызвать зависимость или сказаться на здоровье и психическом состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность, повышенная утомляемость. Общаясь от лица своего персонажа с другими, игроки начинают хуже распознавать реальные человеческие эмоции .

Коммуникативная деятельность в Интернете

Р.Ф. Теперик (Москва) выделяет следующие нарушения общения при Интернет-зависимости. Они проявляются в виде нарушения эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное состояние партнера и снижения способности распознавать невербальные аспекты коммуникации .

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе .

Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности .

В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета . Драматизм последнего вида зависимости заключается в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо это момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя Интернета" концентрируются в области самопринятия. Как известно подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического "Я" и своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет сопряжена с готовностью контролировать каждый этап работы компьютерных программ; эту склонность контролировать они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции .

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм .

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными .

Существует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.

Профилактика Интернет-зависимости

Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.

Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость (см. приложение 3).

Ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна в своем докладе "О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся" предложила профилактическую программу . Профилактическая программа, по мнению автора, должна быть направлена не только на группу Интернет-зависимых, но и на всех учащихся школы, она должна быть универсальна. Целью программы должны являться: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы.

В задачи программы, предложенной Павловой Е.А., входит проведение психогимнастических упражнений, систематических тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.

Но наибольшая ответственность в вопросе обеспечения безопасности детей в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы о том, какие опасности ожидают их детей в сети. Специалистами даются практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной (см. приложение 5).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число подростков, практически живущих второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые сетевые игры делают подростков более агрессивными, становятся причиной того, что тинейджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично . Если пользование компьютером в школе и вне ее не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о "заднем плане" многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.

1. С помощью Интернета подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

2. Очевидно, что основной группой риска для развития рассматриваемой патологии в России являются подростки. Это связано со спецификой данного возраста. Психологически этот возраст чрезвычайно сложен и противоречив. Эпоха подростничества - возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе .

3. Такие особенности личности Интернет-зависимых подростков как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет-аддикцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации . Не маловажную роль в этом играет и внутрисемейный стиль воспитания. Следует не забывать, что за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции, либо психические отклонения.

4. Многими специалистами понимается вся проблема данного вопроса. Изучения ведутся, и уже разработаны профилактические программы.

Пьянкова Нина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке,г. Тихорецк[email protected]

Матвиюк Виталий Михайлович,преподаватель СПО филиала ФГБОУ ВПО«Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк [email protected]

Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение. Раскрываются возможные последствия их негативного воздействия.Ключевые слова:интернет, подростки, информационные технологии, психика, интернетзависимость.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время россияне, как и жители других развитых стран, живут в мире современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Практически в каждом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения(ВЦИОМ), проведенного 4‬5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть ‬46%,или 53,6 млн взрослых россиян.Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернетпользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернетаудитории. В России ежедневно пользуются интернетом89% подростков в возрасте 12‬17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей (см. рис. 1).По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где вебпользователей более 600 млн человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно‬50%,или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.Темпы роста аудитории интернета в России замедляются. С осени 2012 по осень 2013 г. прирост численности пользователей хоть и составил 5 млн человек,или около 9%, но это самый низкий показатель за последние десять лет .

Рис. 1.Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам

По результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google, на вопрос«Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», большинство опрашиваемых выбрали вариант «Компьютер и интернет» (рис. 2).

Рис. 2.Результаты опроса подростков 12‬17 лет. Ответы на вопрос«Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», %

Нони для кого давно уже не секрет, что в одних случаях глобальная сеть Интернет является стимулом к развитию подростка и помощником при выполнении различных заданий и задач, а в других случаях представляет собойвесьма негативную среду, которая может привести к пагубному воздействию на еще не сформировавшуюсядетскую психику. Одной из наиболее встречающихся опасностей в процессе взаимодействия подростков с сетью Интернет являются, прежде всего, сайты с эротическим и порнографическим содержанием. Данная темавызывает интерес ребенка,у которого растет и усиливается интерес. Это связано, главным образом, с незнанием и любопытством у детей и подростков. Поэтому не стоит недооценивать данную проблему, а также считать ее закрытой в семье. Необходимо начинать постепенно вводить ребенка в курс дела с раннего этапа взросления, стараться преподносить при этом информацию таким образом, чтобы она была верно понята им. В случае, когда интерес ребенка будет максимально удовлетворен, он не будет проявлять столь нездоровый интерес к внешним источникам. Впоследствии родителям будет намного проще ответить на все волнующие его вопросы. Можно попытаться объяснить ребенку, что содержащаяся информация в Интернете совершенно далека от реальности, поэтому не нужно проявлять к ней интерес и доверять ей .Как известно, сегодня встречаются различные формы и виды зависимости, среди которых наиболее распространенными являются алкогольная и наркотическая зависимость. Но не меньшую опасность представляет еще одно бедствие среди подростков‬интернетзависимость. Зачастую под подростковой интернетзависимостью понимают, общение в социальных сетяхи время провождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационноразвлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока ребенок не станет заменять ими реальное общение с близкими и друзьями. В течение длительного периода ведения переписки в социальных сетях, большинство школьников утрачивают навыки коммуникативного общения, которые помогаютв развитии и самореализации в жизни ребенка.Так называемые «смайлики» зачастуюзаменяют проявления улыбки и настоящих эмоций и чувств.Регулярное нахождение у экрана компьютера приводит к возникновению физических и психических проблем. Играя и общаясь в социальных сетях и в различны онлайн играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорнодвигательного аппарата, но и с психологической нагрузкой, которая проявляется в замкнутости ребенка и в его агрессивном поведении .Конечно, степень интернетзависимости у подростков во многом определяется особенностями родительскоговоспитания.Однако, как показывает статистика, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр ит.д.Согласно другому исследованию экспертов, 74,4% подростков признают тот факт, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без ограничения по времени, а 9,7% утверждают, что хотя бы раз подвергались нападкам педофилов в чате и в различных социальных сетях. Также необходимо отметить, что, согласно международным исследованиям, средним приблизительным возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Данный показатель является весьма шокирующим, но, с другой стороны, это не удивительно, ведь по сути, десятки тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество не только взрослой, но детской порнографии. Поэтому необходимо не только органам власти, но и родителям сделать все, что в их силах, чтобы защитить психологическое здоровье их детей.Ученые выделяют следующие стадии развития интернетзависимости у подростков.На первойстадии подросток знакомится с Интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно он формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.Далее происходит отдаление от настоящей жизни, подросток все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернетзависимости, когда подросток перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернетзависимости налицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Подросток возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.Основными признаками, определяющими интернетзависимость у подростков, принято считать следующие.Ощущение огромной радости перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернетгрусть и уныние.Подростказа уши не оттащить от монитораи ни под каким предлогом не выманить на улицу.Подросток реже встречаетесь с друзьями, т.е.потихоньку теряет контакты со сверстниками в оффлайне.Подросток постоянно обновляет страничку в соцсетях, часто проверяет email почту, аккаунты на различных сайтах и т.д.Подросток теряетчувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, он зависает в сети на несколько часов и не замечает, как стремительно пролетает время.Во время интернетсерфинга забывает об учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.Сайты подросток посещает не с целью найти нужную информацию, а заходит на них бесцельно и механически.Тратит немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытается скрыть это от родителей.На физиологическом уровне подросток чувствует последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломоту в суставах, нарушение сна и режима питания.Испытывает влияние информации из сети на психологическое самочувствие‬негативные новости или сообщения вызывают у подростка бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.Все это является явнымипризнаками интернет зависимости. Главное необходимо помнить, что подростку самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает очень сложно.На сегодняшний день существует множество различных программы, способных помочь родителям и уберечь их детей от интернетзависимости. Так, к примеру, оснащение современных операционных систем такой функцией, как «родительский контроль», дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете (рис.3).

Рис. 3.Использование функции родительского контроля для ограничения просмотра содержимого

С помощью родительского контроля можно:назначить время, когда дети могут пользоваться компьютером, а также определить, какими играми и программами они могут пользоваться.ограничить время, в течение которого детям разрешен вход в систему. Это не позволит детям входить в систему в течение определенного периода. Можно установить разные разрешенные часы доступа для каждого дня недели. Если в момент окончания разрешенного периода времени дети работают за компьютером, происходит автоматический выход из системы.контролировать доступ к играм, выбирать допустимую возрастную категорию, выбирать типы содержимого, которые следует блокировать, и устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм. запретить детям доступ к определенным программам. Таким образом, принятие решения в ограничении использования компьютераребенком, вызывает необходимостьправильной организации свободного времени ребенка . Необходимо положительно воздействовать на общение ребенка со сверстниками, друзьями и т.д., приглашать одноклассников домой, к примеру, купить билеты в кинотеатр для него и друзей, записать его в спортивную секцию. Также необходимо по возможности больше проводить времени с ребенком. Заинтересованность родителей в развитии ребенка будет играть главнейшую роль в его будущем исможет помочь развивающейся личности. Присоблюдении этих требований ребенок сможет сделать правильный выбор своего жизненного пути и добиться поставленных целей, а значит стать успешной личностью.Несмотря на все сказанное выше, необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития ребенка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия сглобальной сетью, которые должны быть четкои верно установлены в любой семье, что лишний раз подтверждается в исследованиях многих ученных .

Ссылки на источники1.Пользователи интернета в России // Интернет в России и в мире.‬URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0151(дата обращения 25.10.2014).2.Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: монография. ‬М.: Пороги, 2006. ‬190 с.3.Болезни от компьютера, профилактика и лечение.‬URL: www.compdoctor.ru(дата обращения: 29.10.14).4.Академия Интернет. ‬URL:http://inetedu.ru/articles/26‬security/153‬internetforchildren.html.(дата обращения: 29.10.14).5.Лобанова А.В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.теорет. журн. ‬2007.‬№3.Развитие научного потенциала высшей школы, II научная международная конференция, 4‬11 марта 2008г., Объединенные Арабские Эмираты. ‬С. 95‬96.6.Дегтярева Е.А. Личностноразвивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. ‬2013. ‬№9 (48). ‬С.45‬48.7.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт: науч.метод. электрон. журн. ‬2014. ‬Т. 20. ‬С. 1741‬1745.8.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. ‬Краснодар, 2013. ‬С. 138‬142.9.Пьянкова Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности: автореф.дис.…канд.пед.наук / Дагестанский государственный педагогический университет. ‬Махачкала, 200910.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. ‬Краснодар: ЦНТИ, 2013. ‬250 с.

Nina Pyankova,Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher of social humanitarian disciplines, branch of the Kuban State University in [email protected] Matviyuk,Teacher, branch of the Kuban state Universityi in [email protected]

Influence of the global Internet on the psyche of children and adolescentsAbstract.The article deals with the problem of the influence of modern information technology on the younger generation. Disclosed are the possible consequences of their negative impact.Key words: Internet, teenagers, information technology, psyche, Internet addiction.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»


Данная проблема является актуальной в условиях тенденций развития современного общества. Вопросы этой темы на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. В одной среде подчеркивают плюсы Интернета, в другой – бытуют суждения о его минусах. В любом случае в цепи «подросток – компьютер – Интернет» возможно два варианта формирования взаимосвязи между ними, а именно «положительный» и «отрицательный».

Что же скрывается под этим, казалось бы, привычным понятием «Интернет»? В первую очередь, это широкомасштабная компьютерная сеть, которая предоставляет нам, пользователям, необъятные свободы. Да, несомненно, это грандиозное, сенсационное и исключительно впечатляющее изобретение, ставшее для человечества гигантским скачком в будущее. В наши дни Интернет можно назвать кладезем мирового коллективного сознания и восприятия. А что это означит для подростка? Именно в подростковом периоде организуется наше сознательное отношение к себе как к члену общества, что выводит нас на качественно новую социальную позицию.

То есть немалое число факторов развития социальных установок человека зависит от того, как протекает общественная ориентация в этом возрасте.

Итак, что дает нам Интернет? Спутниковые системы передачи данных, миллионы километров подземных кабелей и навесных проводов, бесчисленное множество широковещательных подстанций и вышек. Ведь все это функционирует только затем, чтобы тысячи тысяч гигабайт данных передвигалось по всей планете, чтобы в любой миг мы могли иметь доступ к ним, получив необходимую информацию своевременно и без искажений. Также Интернет является площадкой для заработка. Здесь каждый из нас может продемонстрировать свои способности, тем самым показав и проявив себя.

Так или иначе, Интернет позволяет нам использовать бескрайнее количество услуг, а главное, обратиться к помощи воистину глобального генератора данных. Казалось бы, рай. Но ведь эти самые безграничные возможности Интернета рождают чувство вседозволенности, которое извлекает из человека наихудшее, что в нем есть. Что же? В Интернете существуют нескончаемое количество негативной информации (клубы самоубийц, наркоманов, террористов), которая на данный момент, к сожалению, преобладает. Неслучайно данной теме посвящены многочисленные статьи и передачи. Однако Интернет сказывается не только на психологическом, но и на физическом здоровье, ведь длительная работа за компьютером влияет на многие функции нашего организма.

В частности же для подростков Интернет стал источником развлечения, а не информации. Больший интерес у учащихся вызывают игры, общение в социальных сетях, иными словами, информация отвлекающего характера.

Бесспорно, Интернет - огромное технологическое достижение, сулящее множество возможностей. Однако нередко эти возможности сопровождаются бедами. При правильном же, дисциплинированном подходе к этому чуду технологий можно получить немалую пользу и облегчить себе жизнь.

Обновлено: 2014-11-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Кибербуллинг (интернет-травля).

2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

4. Кибермошенничество.

5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

7. Просмотр сайтов для взрослых.

Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

Использование Интернета подростками

Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

Влияние Интернета на подростков

Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

Подростковая интернет-зависимость и жестокость

Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

Парадокс технологической грамотности детей

Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

«До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

"Фейсбук" на своей



Поделиться