Блок питания вертолета ми 38. Экскурс в историю машин КБ им

Вертолет Ми-38 / Фото: www.russianhelicopters.aero

Четвертый опытный образец нового многоцелевого вертолета Ми-38 завершил серию наземных тестов и совершил первый полет на летно-испытательной станции Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России».

Во время 10-минутного полета вертолетом управляли заслуженный летчик-испытатель России Владимир Кутанин, летчик-испытатель второго класса Максим Шежин и ведущий инженер по летным испытаниям второго класса Сергей Панин.

Вертолет отправлен на летно-испытательную базу Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля для подготовки к сертификационным испытаниям, сообщает пресс-служба компании .

«Первый полет четвертого опытного образца Ми-38 прошел успешно, - прокомментировал командир воздушного судна летчик-испытатель первого класса Владимир Кутанин. - Вертолет хорошо управляется, все системы во время полета работали на «отлично». Разработчикам и производителям Ми-38 есть чем гордиться. Вертолет очень нравится нам, пилотам, и демонстрирует отличные летно-технические характеристики, которые должны обеспечить этой машине блестящие перспективы».

Четвертый опытный образец вертолета Ми-38 типовой конструкции отличается от третьего прототипа ударостойкой топливной системой и увеличенными проемами иллюминаторов. Четвертый прототип Ми-38 оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Двигатели имеют вывод мощности вперед и расположены за главным редуктором, что значительно снижает уровень шума в кабине вертолета.

«Программа создания вертолета Ми-38 успешно развивается, -пояснил заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» - генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай. - Сегодня в первый раз поднялся в воздух четвертый опытный образец вертолета, который вскоре присоединится к программе сертификационных испытаний. Над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Ми-38 на практике доказал уникальность своих возможностей. Уверен, что вертолет будет востребован и в России, и странах СНГ, и на наших традиционных рынках - в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки».


Вадим Лигай / Фото: smr16.ru

По мнению экспертов авиационной отрасли, грузоподъемность и объем грузопассажирской кабины вертолета Ми-38 в сочетании с высокими показателями скорости и комфорта позволят ему стать одной из наиболее востребованных машин для региональной авиации, в первую очередь для пассажирских и грузовых перевозок.

Низкий уровень шума, сжатые сроки подготовки к полету, просторная пассажирская кабина, следование новым стандартам безопасности полетов открывают широкие возможности использования Ми-38.





В сравнении с самолетами малой авиации вертолет класса Ми-38 имеет более высокий уровень рентабельности во время эксплуатации, потому что не зависит от наличия дорогостоящей аэродромной инфраструктуры, высокого ресурса, экономичности двигателей, а также ряда других показателей.

Перед началом серийного выпуска каждый вертолет проходит большое количество испытаний на земле и в небе. После заводских тестов машина передается на государственные испытания. Именно они определяют, насколько характеристики вертолета соответствуют заданным требованиям и нормам.

Техническая справка


Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью.

Фото: www.russianhelicopters.aero

Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты.

Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам.



Вертолёт Ми-38 оснащён силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства ОАО «Климов».

Тактико-технические показатели

Летно-технические характеристики

Крейсерская скорость, км/ч

285

Дальность полёта (с грузом массой 3 000 кг), км

660

Дальность полёта (с грузом массой 5 000 кг), км

420

Дальность полёта (с дополнительными топливными баками и грузом массой 2700 кг), км

1200

Практический потолок, м

5 900

Статический потолок висения вне зоны влияния земли, м

3 750

Массовые характеристики

Макс. взлетная масса, кг

15 600

Максимальная взлётная масса с грузом на внешней подвеске, кг

16200

6 000

Макс. полезная нагрузка на внешней грузовой подвеске, кг

7 000

Силовая установка

Двигатели газотурбинные

2хТВ7-117В (ОАО «Климов»)

Мощность на взлетном режиме, л.с.

2 500

Мощность на чрезвычайном режиме, л.с.

3 750

Размеры салона

Длина по полу, мм

7000

Ширина, мм

2 360

Высота, мм

1 840

Объем, м³

29,5

Экипаж вертолёта

1-3

Вместимость

Пассажиры

до 30


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.сайт
12

По сравнению с Ми-17 вертолет Ми-38 имеет более вместительную грузопассажирскую кабину и более эргономичную кабину пилотов, рассчитанную на экипаж из двух человек. Разработка вертолета Ми-38 ведется в рамках совместного предприятия «Eвро-Миль». На первом этапе создается вариант вертолета с двигателем Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Ми-38 — вертолет нового поколения, способен обеспечить новый уровень стандартов комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29).

Назначение. Ми-38 — предназначен для перевозки пассажиров (включая VIP перевозки), перевозки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, поисково-спасательных операций, а также для эвакуации больных. Ми-38 имеет вместительную кабину, дверь-трап по левому борту и грузовую сдвигаемую дверь по правому борту. В двери по правому борту может устанавливаться бортовая лебедка грузоподъемностью до 300 кг. В центре пола имеется люк, в котором устанавливается система внешней подвески, рассчитанная на грузы весом до 7000 кг. Комфортабельный пассажирский салон на 30 меcт с шагом кресел 0,765 м и минимальной шириной прохода — 0,38 м. В пассажирской кабине предусматривается буфет, отделение с полками для размещения багажа, туалет. Для создания комфортных условий в кабине экипажа и грузопассажирской кабине вертолет оборудуется системой кондиционирования и вентиляции. Пассажирская кабина оборудуется специальными выходами и люками для быстрого покидания в аварийной ситуации, для пассажиров и экипажа предусматриваются спасательные жилеты, вертолет оборудуется спасательным плотом и аварийно-спасательной УКВ-радиостанцией, в санитарном варианте в грузопассажирской кабине могут быть размещены 16 носилок.

Предусмотрено оборудование вертолета системой аварийного приводнения. Ми-38 оснащается новейшим пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять стабилизацию угловых положений вертолета в полете по крену, курсу и высоте, контроль работы двигателя, трансмиссии, контроль работы приборного оборудования. Ми-38 оснащен спутниковой навигационной системой. Для отображения информации кабина экипажа оборудована цветными многофункциональными дисплеями. Получение радиолокационной и радиотехнической информации обеспечивается с помощью навигационного метеолокатора. На Ми-38 планируется реализация технологии обслуживания по состоянию. Удельная трудоемкость технического обслуживания снижена по сравнению с вертолетом Ми-8 примерно в 2 раза за счет встроенной системы автоматизированного контроля исправности бортового оборудования и двигателей, сокращения количества узлов смазки.

Конструкция. Вертолет одновинтовой схемы имеет удлиненный фюзеляж, в «инструкции которого применяются трехслойные панели и детали из композитных материалов. Шестилопастная втулка несущего винта оборудована эластомерными подшипниками для крепления несущего винта. Размещение двигателей за главным редуктором снижает уровень шума в кабине и повышает безопасность при аварийной посадке. Лопасти несущего и рулевого винтов изготавливаются из стеклоуглепластика но технологии непрерывной намотки. Для защиты от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, а также передние стоила кабины экипажа, приемник воздушного давления и передняя часть пылезащитного устройства оборудуются электротепловой противооблединительной системой. Система электроснабжения дублированная. Гидравлическая система вертолета состоит из трех автономных гидросистем. Под грузовым полом размещаются 6 мягких топливных баков общей емкостью 3796 л. Для перегоночных полетов дальностью до 1300 км в грузовой кабине вертолета может устанавливаться дополнительный топливный бак.

Хронология создания:
— начало проектирования — 1981 год;
— презентация модели в Ле Бурже — 1989 год;
— макет — август 1991 года;
— презентация натурного макета — Мосаэрошоу 1992 года;
— начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 год;
— презентация доработанного макета — МАКС-95.
— в 1994-1999 годах проведено рабочее проектирование, завершена постройка опытных образцов для статических и динамических испытаний;
— в 2001 году проведены летные испытания комплекта лопастей на летающей лаборатории, созданной на базе вертолета Ми-17;
— в середине 2003 года на Казанском вертолетном заводе завершена постройка прототипа № 1 для начала летных испытаний.

После проведения заводских испытаний участниками объединения будет приниматься решение о строительстве других прототипов, сроках сертификации и начале серийного производства.

22 декабря 2003 года на аэродроме Казанского вертолетного завода состоялся первый полет многоцелевого вертолета нового поколения Ми-38. Его выполнили летчики-испытатели «МВЗ им. М.Л.Миля» В.Н.Ковтанин и А.М.Климов. Полет продолжался 6 минут. На следующий день вертолет демонстрировали в воздухе официальным лицам РФ: вице-премьеру Б.Салешину, Генеральному директору «Росавиакосмоса» Ю.Н.Коптеву и др.

В Казани 16 октября 2014 года поднялся в воздух четвёртый опытный образец нового многоцелевого вертолёта Ми-38. Его создателем является Казанский вертолётный завод (КВЗ), входящий в холдинг «Вертолёты России».

«Программа создания вертолёта Ми-38 успешно развивается. Сегодня в первый раз поднялся в воздух четвёртый опытный образец вертолёта, который вскоре присоединится к программе сертификационных испытаний. Над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Ми-38 на практике доказал уникальность своих возможностей. Уверен, что вертолёт будет востребован и в России, и странах СНГ, и на наших традиционных рынках – в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки» , – приводит пресс-служба слова гендиректора КВЗ Вадима Лигай.

«Вертолёт Ми-38 типовой конструкции четвёртого опытного образца (ОП-4) отличается от третьего прототипа (ОП-3) ударостойкой топливной системой и увеличенными проёмами иллюминаторов. Как и ОП-3, четвёртый прототип Ми-38 оснащён двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Двигатели имеют вывод мощности вперед и расположены за главным редуктором, что значительно снижает уровень шума в кабине вертолёта» , – говорится в пресс-релизе.

Командир винтокрылой машины Владимир Кутанин в свою очередь сказал: «Первый полёт четвёртого опытного образца Ми-38 прошёл успешно. Вертолёт хорошо управляется, все системы во время полёта работали на «отлично». Ми-38 очень нравится пилотам, и демонстрирует отличные лётно-технические характеристики, которые должны обеспечить этой машине блестящие перспективы.»

Модификация: Ми-38
Диаметр несущего винта, м: 21,10
Диаметр рулевого винта, м: 3,84
Длина, м: 25,22
Высота, м: 5,56
Ширина, м: 4,50
Масса, кг
-пустого: 8300
-нормальная взлетная: 14200
-максимальная взлетная: 15600
Тип двигателя: 2 х ГТД PW-127T/S или 2 х ГТД ТВ7-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 275
Перегоночная дальность, км: 1350
Практическая дальность, км: 820
Радиус действия, км: 325
Практический потолок, м: 5200
Статический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 32 пассажира или 5000 кг груза в кабине или до 6000 кг груза на подвеске.

Первый полет вертолета Ми-38. Казань, 22.12.2003 г.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Второй экземпляр Ми-38 на взлете.

Второй экземпляр Ми-38 в полете.

Второй экземпляр Ми-38 на выставке «HeliRussia 2011».

В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической выставки в Ле-Бурже. начались двумя годами ранее, но лишь в начале девяностых предприятие приступило к сборке первого опытного экземпляра. На этом трудности, однако, не закончились. Потребовалось более десятилетия для того, чтобы перед этой машиной замаячила перспектива конкретного практического воплощения. Дело в том, что вертолет Ми-38 задуман как смена заслуженного и любимого авиаторами многих стран (и в первую очередь российских) ветерана Ми-8. Задача ответственная, но есть надежда, что новичок не подкачает.

Заменить Ми-8 - задача сложная

Ми-8 стал одним из массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. Первый его опытный экземпляр, еще одномоторный, поднялся в воздух в год полета Гагарина. Работали над конструкцией долго и тщательно. Вертолет получился практически идеально соответствующим требованиям, предъявляемым к машинам грузо-пассажирского класса. Его можно использовать для самых разных целей, как гражданских, так и военных. Построено двенадцать тысяч единиц Ми-8 нескольких десятков модификаций. Диапазон применения широк, от сельскохозяйственного до десантно-штурмового назначения. Эксплуатантами стали более полусотни стран в разных климатических поясах планеты - от Арктики до экватора и далее до Антарктики. Среди стран, закупивших этот вертолет, - США, Канада, Южная Корея, Финляндия.

Ми-8 производятся и закупаются по сей день. Машина очень надежна, неприхотлива и проста в обслуживании. Управлять ею легко и приятно. Превзойти этот шедевр - задача амбициозная. Вертолет Ми-38 должен быть еще лучше, причем намного. Топливная эффективность, не столь важная в начале шестидесятых, сегодня становится одним из главных авиационных параметров. Она по сравнению с Ми-8 должна вырасти вдвое, а лучше втрое.

Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38

На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.

Технические показатели

Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.

Технологические новшества материалов

Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.

Силовая установка

В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный завод, фирма «Еврокоптер» и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.

Приборы

Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен компанией «Транзас Авиация», в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.

Вопросы безопасности

Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.

2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные опции

Уже при разработке базовой модели специалисты КБ им. Миля понимали, что, коль скоро ими создается многоцелевая машина, ее следует приспособить к решению максимально широкого круга задач. Для этого нужно продумать возможность достаточно простой постройки профильных модификаций на основе основной схемы. Для начала нужна пассажирская машина (в этом варианте она вмещает 32 человека). О потребностях вооруженных сил также не стоит забывать, Министерство обороны - заказчик выгодный и надежный. Народному хозяйству также потребуется замена Ми-8, следовательно, грузовая модификация тоже нужна. МЧС пригодится санитарный вертолет. А дальше - время покажет.

Во всех случаях машине нужны простые, надежные и удобные средства погрузки и такелажа. Всем этим оснащен вертолет Ми-38. Фото грузового салона поражает продуманностью расположения всех узлов, предназначенных для решения этой задачи. Грузовая рампа имеет ширину 1800 мм, она снабжена подъемным механизмом с дистанционным гидроуправлением. В проеме боковой грузовой двери смонтирована универсальная лебедка высокой (300 кг) грузоподъемности, а перемещения внутри салона облегчаются благодаря съемным роликовым дорожкам.

Скоро!

Ожидать начала регулярной эксплуатации вертолета Ми-38, по всей видимости, осталось недолго. Первый серийный образец уже заложен на стапелях Казанского вертолетного завода, за ним последуют другие. Пройдет несколько лет, и характерный силуэт этой машины станет привычным для всех. Будет ли Ми-38-х столько же, сколько 8-х? Станут ли они такими же известными во всем мире? Время покажет.

Ми-38 - современный российский средний многоцелевой вертолет, достойная замена для Ми-8. Производится на казанском вертолётном заводе.

Общее описание

В большой стране достаточно работы для вертолёта Ми-38, нужно перевозить грузы, пассажиров, проводить поисково-спасательные операции, перевозить раненых в современных летающих госпиталях. Для первых лиц государства Российского и VIP-персон нужны ещё и винтокрылые машины класса люкс – надёжные воздушные лимузины. Всё это новое поколение Ми-8 – Ми-38. Пришло время сменить заслуженных железных старичков – пришла достойная смена. Как и своему предшественнику Ми-8, у Ми-38 нет равных в мире. Приятным для пассажиров будет внешний вид машины и увеличенная площадь остекления иллюминаторов.

Гражданский грузопассажирский флот при случае решает и военные задачи, именно поэтому МО РФ стало первым покупателем этих машин. Все показатели превышают своего предшественника в 1,5 раза по дальности (900 км против 590) и грузоподъёмности (6000 кг против 4000). Новый мировой рекорд высоты 9,15 км. 2013 г. установлен с помощью двигателей ТВ3117ВМАСБМ1В 4Е. Скорости набора высоты 3 км составила за 6 минут. Двигатели теперь только российского производства ТВ7-117В – лучшие в мире и существенно дешевле канадских. По политическим причинам бесконечная украинская монополия «Мотор Сич» прекращена с 2014 г., отказ России из-за разрыва дружественных связей. Но, прежде решаются насущные вопросы для мирной жизни.

Экскурс в историю машин КБ им. Миля и отечественных достижений

В 1961 году 9 июля Ми-8 сделал свой первый полёт. И нет места на земле, где бы Ми-8 не летал, будь-то в Арктике, Антарктике или на экваторе, на суше или на море, где он не использовался бы в мирных и военных целях. Он служит в армии для десантно-штурмовых операций и работает грузовым и пассажирским воздушным транспортом, краном, госпиталем, спасателем в 100 странах, включая США, Канаду. Ему отдали предпочтение по грузоподъёмности, скорости, высоте, надёжности, неприхотливости и стоимости. Казанскому вертолётному заводу было суждено стать серийным производителем Ми-38, чьи работы не раз приводили к созданию макетов в 80-х и 90-х гг.

Совершенствование Ми-8 задумывалось в Казани с 1983 г. – макет 1987 г. В 1991 году ими же был разработан макет, в 1994-м была попытка привлечения компании Eurocopter, хоть отечественному вертолёту нет равных в мире с момента их появления (после экономического анализа иностранцам в сотрудничестве отказали). Сообщение ИТАР-ТАСС от октября 2011-го г. «Новинку протестировали, подняв в небо на 8,5 км» (на ещё российско-украинских двигателях). Всегда желанный для организаторов мировых выставок он был продемонстрирован в салоне «МАКС-2015». Тогда и узнали все, что он имеет новые силовые установки ТВ-7-117В управляемые и контролируемые ИЦК (интегрированным цифровым комплексом) с выводом на ЖК-экраны всех показателей контроля и управления.

Конструктивные изменения новой серии

Полёты могут выполняться круглосуточно в любых метеоусловиях в диапазоне температур -50 - +60 0С. Есть метеолокатор. Использована классическая одновинтовая схема с 6-ю лопастями (диаметром 21,1 м) из намотанного стеклопластика, что значимо продлевает срок службы. Рулевой винт тоже из композитного материала из 4-х Х-лопастей. Фюзеляж полумонокок (длиной 19,95 м, высотой 6,98 м и шириной 4,5 м) из дюралюминиевых лонжеронов, обшитых композитными трёхслойными панелями. Антикоррозийная конструкция Ми-38-го лёгкая и прочная.

Безопасность полётов

Улучшилась безопасность полётов, установлена система амортизаторов для аварийных посадок, для колёс и пассажирских кресел. Теперь при падении с высоты 15 м люди останутся живы и здоровы. Используется и множество другой защиты под контролем программного обеспечения бортовой системы управления, чтобы этого не произошло. Конструкторы подумали не только об этом, топливные баки стали взрывобезопасными при сильном ударе. Предусмотрена система приводнения для всех версий. Эвакуировать всех можно через боковую дверь. Только для отечественных двигателей (со времён СССР) предусматривается аварийный режим, после поломки системы смазки ресурс мотора рассчитан на 30 минут полёта.

Управляемость

class="eliadunit">

Управляемость нового вертолёта возросла, во всём используется автоматика с программным обеспечением. Есть автопилот. Большую роль выполняют новая гидравлика и компьютеризированная панель приборов. Достоинства аппаратуры и в том, что полёт можно осуществлять без бортинженера.

Силовая установка

Существенное изменение произошло в движителях. Устанавливаются 2 новейших турбовальных двигателя ТВ7-117В. Это тема заслуживает особого внимания. В связи с событиями на Украине было бы неразумным продолжить сотрудничество с «Мотор Сич». Рассматривалось предложение канадцев установить их двигатели, считающиеся лучшими в мире (ещё до этих событий), которые как раз больше соответствовали Ми-38. Так бы и произошло, если бы не враждебность и применение санкций. Нет худа без добра, в споре за контракт между сторонниками импортного и отечественного двигателя для Ми-38 победил здравый смысл – выбрать своё. Появился отличный стимул закончить разработку и начать массовое производство нового российского двигателя, который в период как раз с 2014-го по 2016-й был успешно завершён. Российская силовая установка превзошла импортную по качеству и цене. В отличии от предложенного канадцами варианта, наш получился меньшим по расходу топлива, способным работать не только под контролем ПО, а и в обычном режиме – под контролем и управлением человека. Контракты получили сразу на несколько заводов России.

Технические характеристики

Пассажирские перевозки

Для воздушного судна, перевозящего людей, важно количество пассажиров на борту и комфортабельность салона. Вместо 26-ти человек на Ми-8 новый Ми-38 берёт на бот 30. При этом пассажирские места расположены в шаге 75 см. Площадь значительно увеличилась, с 27-ми до 30-ти кв.м. Теперь есть туалет и буфет. Изменилась и крейсерская скорость с 225 км/ч до 295 км/ч. Количество шумов и вибрация заметно снизились благодаря используемым теперь эластомерным подшипникам во втулке винта, а также в трансмиссии. В экстремальных условиях Ми-38 без дозаправки способен преодолеть расстояние в 1 300 км.

Для VIP-персон продуман шикарный салон на 10 – 12 пассажиров, устанавливаются 2 дивана на 3 человека каждый и 4 – 6 кресел. Салон оборудован современными осветительными системами с лампами дневного света и иллюминацией. Столы, буфет, санузел тоже есть. После такого полёта ненужно отдыхать, даже в полёте ничего не мешает заниматься умственной работой. В пункте назначения выход делегации окажется вполне презентабельным, любое представительство на уровне руководителей держав будет выглядеть достойно своему статусу.

Грузовые и специальные перевозки

Грузовой отсек просторный по габаритам при длине 8,7 м, ширине 2,34 и высоте 1,82 м – это получается невиданная роскошь – 37 м3. Не менее впечатляет грузоподъёмность 6 т, а на подвеске 7 т., до максимальной остаётся 300 кг – это 3 человека, 2 из которых пилоты. Масса самого вертолёта 8 300 кг, нормальная – 14 200 кг. Появились лебёдка и рампа для погрузки цельных грузов до 300 кг.

Следует отметить и поисково-спасательные вертолёты. Ми-38 этой комплектации могут летать над сушей и морем. Летающие госпитали размещают в себе 12 пар носилок, а оборудованные буфетом и туалетом – 8 пар. Топливные баки встроены в пол, сокращают высоту потолка, но увеличивают площадь.

Военное назначение

Проводить боевые действия в гористой местности без десантно-транспортных вертолётов качественно невозможно. В своё время эту доктрину на практике доказал Ми-8-й, прослуживший в Афганистане порядка 10 лет. Что удивительно и кажется невероятным для транспортника (хоть и вооружённого), так это то, что он сам может за себя постоять против скоростных современных боевых самолётов. Там же впервые им был сбит самолёт 4-го поколения F-15, напугав убежавшего от него F-16-го, который был в паре. Значение винтокрылых машин много раз оспаривалось в руководстве Генштаба СССР, но практика доказала преимущества их использования.

class="eliadunit">

«Вертолеты России»

Казанский вертолетный завод приступил к серийному производству пяти средних многоцелевых вертолетов Ми-38 в военной и гражданской версиях. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационной отрасли, техническая документация на серийные машины уже готова. Военная версия Ми-38 - Ми-38Т - имеет некоторые отличия от гражданской и должна пройти дополнительные испытания.

Разработка многоцелевого вертолета Ми-38 с паузами ведется с 1981 года. В 1991 году был впервые представлен макет машины, а в 2003 году вертолет совершил первый полет. Ми-38 имеет в длину 19,9 метра, в ширину - 4,5 метра, а диаметр несущего винта - 21,1 метра. Машина способна развивать скорость до 320 километров в час и перевозить грузы массой от пяти до шести тонн на расстояние 1,3 тысячи километров.

Ми-38 выполнен по . Он оснащен шестилопастным несущим винтом и X-образным рулевым винтом. Лопасти винтов выполнены из углепластика. Изначально Ми-38 планировалось оснастить американскими турбовальными двигателями PW127TS взлетной мощностью 2,5 тысячи лошадиных сил.

Теперь в качестве основной силовой установки для машины выбраны турбовальные ТВ7-117В взлетной мощностью 2,8 тысячи лошадиных сил. Эти двигатели разработаны на базе самолетных турбовинтовых ТВ7-117С, предназначенных для установки на военно-транспортные самолеты Ил-112В и пассажирские Ил-114.

Как ожидается, после начала серийного производства Ми-38 заполнит нишу между легкими многоцелевыми вертолетами Ми-8 и тяжелыми транспортными Ми-26. Министерство обороны России заказало 15 новых машин, первые две из которых должны быть поставлены военному ведомству в 2018-м и 2019 годах.

К настоящему времени Казанский вертолетный завод собрал четыре летных образца Ми-38, которые в настоящее время проходят сертификационные испытания. Эти проверки планируется завершить до конца текущего года. В рамках сертификационных испытаний вертолет проверят в условиях жары и сильного холода, а также в высокогорье.

В конце мая прошлого года первый полноценный полет выполнил перспективный многоцелевой вертолет Ка-62. Испытания летательного аппарата прошли успешно. Во время полета Ка-62 летчики-испытатели проверили его устойчивость и управляемость. Во время первого полета Ка-62 пролетел по кругу со скоростью 110 километров в час.

Разработка Ка-62 ведется с 2011 года. Вертолет изначально проектировался как гражданская версия военного многоцелевого вертолета Ка-60, однако позднее стал самостоятельной разработкой. По неподтвержденным данным, работы по проекту Ка-60 в настоящее время приостановлены и будут возобновлены после завершения разработки Ка-62.

Максимальная взлетная масса Ка-62 составляет 6,5 тонны, а грузоподъемность - до 2,5 тонны на внешней подвеске. Машина может перевозить до 15 пассажиров. Согласно проекту, вертолет сможет развивать скорость до 308 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 770 километров.

Василий Сычёв



Поделиться