Всегда в бою. Условия ведения боевых действий авиации на территории афганистана

Су-24 (М,МР,МК,М2) еще воюет?

Вопрос риторический. Понятно, что воюет, хотя я думал, что уже отвоевался. Поэтому и не открывал такую тему. Последние события показали, что еще есть о чем писать. В свое время я знал эксплуатацию этого самолета очень хорошо. Поэтому буду писать все что вспомню по памяти, и буду благодарен за статьи, рассказы, исправления и прочие материалы по теме.

Вот, нашел о самом первом применении Су-24 в Пандшере - долина в Афганистане, известная своими россыпями алмазов, вотчина "Пандшерского льва" Ахмад Шаха Масуда.

Спойлер

="Су-24 поступили на вооружение в полки СССР незадолго до ввода войск в Афганистан. Условия войны, горная местность, безупречная ориентация в ней местного населения, все это требовало достаточно мощных бомбовых ударов. Бомбардировщик Су-24 идеально подходил для этого. Он имел вдвое большую боевую нагрузку, чем все другие самолеты, поднимал до 7000 кг суммарного веса бомб, дальность полета до 2400 км. Также новинкой было у него использования прицельно-навигационной системы (ПНС). Впервые решение о его использовании было принято для операции в Панджерской долине, где базировались моджахеды Ахмет Шаха. До этого была не одна попытка разгромить его, но все они закончились неудачно. До 21 апреля с "панджшерским тигром", как называли Ахмет Шаха, должно было продолжаться перемирие. И для эффекта неожиданности было решено провести операцию несколько раньше. Для удара с воздуха сгруппировали на пограничных пиступах МиГ-21, Су-17, Ту-16 и Су-24 149-го гвардейского Краснознаменного полка с Николаевки, что возле Алма-Аты (месту его базирования было выбрано аэродром в Кокайты) и грузинского 143 -го БАП (местом базирования которого была выбрана авиабаза Ханабад под Карши). Грузинский полк владел более новыми самолетами, модернизированными системой ПНС-24М "тигр" и нагрузкой до 8000 кг. Казахский же вообще прилетел в Кокайты на обучение под командованием подполковника С. А. Бокач. Но пришлось задержаться несколько дольше. Двести шестьдесят третьей разведывательная эскадрилья 40-й армии на Су 17МЗР и Ан-30 провели фотосъемку арены будущих действий. Основное - разведали точные координаты, чего только и нуждалась прицельно-навигационная система Су-24. Рано утром 19 апреля, за два дня до окончания срока перемирия Панджерской долине шириной 12 км и протяженностью 70 км начался ад. Раз за разом на горизонте появлялись самолеты, сбрасывали бомбы. Казалось, этому не будет конца и края. Су-24 поднялись с двумя подвесными топливными баками. Самолеты первых эскадрильи несли по 4 пьятсоткилограмови бомбы, 2-й и 3-й - ФАБ-250. Бомбы сбрасывали с высоты 5 км, преимущественно накрывая защитные рубежи в районах одарит, Тавах, Чимальварда, Хисарак и Гувати, а также все подозрительные места. И это все при том, что не была использована авиация сороковой армии из-за неблагоприятных погодных условий. После окончания первой волны пошла в ход артиллерия, после второй - был высажен вертолетный десант и введена армия. Так действовали и в дальнейшем - бомбардировщики обеспечивали продвижение армии. Всего Су-24 совершили по 10 вылетов. Хотя эффективность ударов была не очень высокой (свою роль сыграла горная местность), но они обеспечили незначительное сопротивление... По крайней мере, так казалось вначале. Даже было доложено маршалом Соколовым о "безоговорочной победе". И как потом выяснилось, что до начала операции боевые отряды и подавляющее большинство населения было выведено из долины. То есть, воевать, по сути, не с кем. Как Масуд удалось узнать о планах Советских ВС, доподлинно неизвестно, но факт остается фактом - первое применение Су-24 в Афганистане удачным не назовешь... В июле Су-24 вернулись на свои базы, пару лет о них ничего не было слышно..."

Фронтовых бомбардировщиков Су-24 в базовом варианте (без литеры в индексе). Они сняты с вооружения, теперь в войсках из этого семейства остались лишь модернизированный Су-24М и другие модификации бомбардировщика.

Последним из этих самолетов совершил свой полёт борт «03 белый» 1981 года выпуска, приписанный к 43-му Севастопольскому Краснознаменному ордена Кутузова III степени отдельному морскому штурмовому авиационному полку авиации Черноморского флота. Он поднялся в небо 31 августа 2016 года.

Фото: russianplanes.net

За плечами этой модели долгая и славная история, и, пожалуй, лучшего повода еще раз поговорить о ней не найти.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 (при разработке — «изделие 41») серийно производились на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова в 1971-1983 годах, на вооружение самолет был принят 4 февраля 1975 года. Именно Су-24 (точнее, опытный Т-6 в процессе разработки) — первый в СССР ударный самолет тактической авиации, который мог поражать цели круглосуточно и практически при любой погоде.

Су-24 пришёл на замену фронтовым бомбардировщикам Ил-28 и Як-28Б . По сравнению с ними его бомбовая нагрузка была увеличена почти вдвое, а конструкция нового самолета позволяла использовать почти весь спектр имеющегося в то время авиационного вооружения фронтовой ударной авиации.

Боевая нагрузка Су-24 равна 7500 кг, имеется восемь узлов подвески. В его вооружении использовались неуправляемые авиационные бомбы калибра 100, 250, 500 и 1500 кг (ФАБ-1500С были специально разработаны под этот бомбардировщик) и зажигательные баки ЗБ-500. Неуправляемое ракетное вооружение состоит из ракет калибра 57 (блоки на 32 пусковых ствола), 80 (двадцатиствольные блоки), а также 240 и 266/340 (420) мм. В качестве управляемого ракетного вооружения использовались УР Х-23 класса «воздух-поверхность», противорадиолокационные Х-28 и Х-58, а также Р-55 класса «воздух-воздух» с тепловыми головками самонаведения.

Су-24 изначально рассматривался как главный авиационный носитель тактического ядерного оружия.

Кроме того, на вооружении находилась шестиствольная пушечная установка ГШ-6-23 или ГШ-6-23М калибра 23-мм скорострельностью 9 тыс. выстрелов в минуту и боекомплектом 500 снарядов.

Вооружение для своего времени, как видите, очень неплохое. Настолько, что Су-24 оставались в строю до сих пор, до 2016 года, и даже распугивали американские эсминцы:

Особенностью Су-24 является изменяемая геометрия крыла: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Максимальная скорость Су-24 равна 1600 км/ч, практический потолок полета — 11,5 тыс. метров, перегоночная дальность с подвесным топливным баком — 2850 км, боевой радиус — 560 км.

Сейчас, конечно, это уже не смотрится убедительно, а вот в 70-х… Когда в 1979 году три авиаполка, базирующихся на территории ГДР, получили Су-24, капиталисты Европы крепко призадумались.

К недостаткам Су-24 можно отнести высокие требования к качеству наземного технического обслуживания и мастерству пилотов. Особенно они чувствовались на самолетах ранних годов выпуска: машина была, как сейчас принято говорить, инновационная, и новые технические решения не были ещё отработаны на практике в условиях реального использования.

Эксплуатационные недостатки опередившего своё время самолёта были исправлены в первой половине 80-х: были внесены изменения в механизацию крыла, электрооборудование, а также системы навигации, радиотехнической разведки и госопознавания. Была достигнута высокая степень взаимозаменяемости узлов, что в боевых условиях давало возможность использовать сильно повреждённые машины в качестве источника запчастей, поскольку их стандартизация достигла требуемого уровня.

Тем не менее необходимость аккуратного пилотажа осталась особенностью данной модели.

Первые боевые вылеты Су-24 совершил в Афганистане. Поскольку бомбардировщик разрабатывался для применения на европейских равнинах, а в горах было практически невозможно и незачем использовать маловысотный режим полёта, предназначенный для прорыва ПВО, самолёт очень неплохо показывал себя на высотах порядка 5 тыс метров. Будучи недоступным для ПЗРК душманов, Су-24 неспешно бомбил противника 250 и 500 кг фугасами. При этом радиус действия позволял базироваться на советских аэродромах в Средней Азии, за пределами Афганистана.

Особо следует отметить штурм укрепрайона Ахмат Шаха Масуда в Панжерском ущелье: неблагоприятные погодные условия тогда «приземлили» всю авиацию, кроме Су-24, которые и оказали авиаподдержку наступающим войскам. Выход с территории Афганистана 40-й армии также прикрывали Су-24.

Интенсивно эти самолёты применялись в ходе обеих Чеченских войн, затем Су-24 также принимали участие в отражении агрессии Грузии в 2008 году, а сейчас используются правительственными войсками Сирии.

Здесь, конечно, нельзя не вспомнить известную подлость со стороны Турции, сбившей российский бомбардировщик…

Фронтовой бомбардировщик тактической авиации Су-24 хотя и принимал участие в небольшом количестве военных конфликтов с участием России, но вполне успешно воевал за рубежом, а сейчас продолжает борьбу за мир в составе ВВС Сирии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Судана, Анголы. Также самолет, пожалуй, к сожалению, стоит на вооружении в армии Украины.

Ну а в армии России на замену Су-24 пришли Су-34, которых состоит на вооружении уже более ста. И у них уже не менее славная боевая история.

Широко известно, что превосходный штурмовик Су-25 участвовал в военных действиях в Афганистане. Об этом рассказывали многие летчики.

А о том, что в афганском небе воевали фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М с двигателями АЛ-21Ф-3, знали немногие. Их участие было совершенно засекреченным. Поэтому они не базировались на территории Афганистана. Полки, принимавшие участие в боевых действиях, базировались в Закавказском округе на аэродроме Копитнари, недалеко от Кутаиси, и в Среднеазиатском округе, на аэродроме Карши в Узбекистане. Сейчас там базируются американские авиасоединения, которые постоянно пополняются.

Командовал одним из полков Су-24 Николай Антонович Кузьминский. В.В. Подвальнюк был штурманом подразделения. «В начале 84-го года был первый вылет, - рассказывает Валерий Васильевич. - Летим над цветущими садами по берегам Амударьи. Пересекли государственную границу, и начались полупустыни, горы Гиндукуш, перевалили через них, подошли к Баграму, сбросили бомбы. Бомбометание выполнялось в горной местности с превышением целей до 2000 м с использованием наземных навигационных систем. Полеты выполнялись днем и ночью в любых метеоусловиях. Так что личный состав испытывал большие физические и психологические нагрузки, связанные с работой при высокой температуре воздуха, сменой времени выполнения задачи (день сегодня - следующая задача ночь и наоборот)».

При боевой работе у самого Пакистана, особенно под Джелалабадом и Кандагаром самолеты проходили вдоль границы и после сброса бомб сразу отворачивали в глубь афганской территории. Бомбя дорогу на Пешавар, где цели лежали в 3–5 км от нее, экипажи проходили в развороте возле самой границы. Для предупреждения угрозы перехвата пакистанскими истребителями поднималось звено МиГ-23 с аэродрома Баграм, дежурившее в зоне между районом нанесения удара и границей на высоте 2000–3000 м выше бомбардировщика.

Несмотря на скрытность ночных вылетов, командование стало принимать дополнительные меры безопасности. Чтобы обмануть наблюдателей противника, начали программировать выход в назначенную точку с разных направлений или отворот перед ней для бомбометания с неожиданного направления, избегая засадных позиций вражеских ПВО на горных вершинах, уход от цели и возвращение на «базу» выбирались с изменением маршрута полета, обязательно меняли курс при повторном ударе по той же цели. В боевой работе фронтовой бомбардировщик Су-24 оказался весьма надежной машиной, случаи отказа по планеру и двигателям АЛ-21Ф были единичны и относились в основном к системам управления силовой установкой, механизацией и гидравлике. Один раз произошел помпаж двигателя на самолете эскадрильи майора Рыбака. Вспышки в сопле заметил его ведомый, после чего летчику пришлось выключить неисправный двигатель, избавиться от бомб и возвращаться домой. Су-24 снизился до рискованной высоты, но долетел благополучно. Были отказы и сложной электроники, иногда не работала бортовая цифровая вычислительная машина (ЦВМ), но постепенно система «прирабатывалась», и неисправностей становилось меньше.

…В начале декабря 1988 года южнее Баграма, когда советских войск уже практически не было в Афганистане, при бомбардировке горного района севернее Кабула взрывы прозвучали в предместье города. Погибли наши десантники, подозрение пало на летчиков 735-го полка.

Прилетевший разбираться на аэродром в Карши генерал В.И. Варенников привез с собой осколки боеприпасов с сохранившейся маркировкой. На аэродромных складах таких бомб не оказалось, обвинение сняли, списав произошедшее на душманскую диверсию.

Боевых потерь полки Су-24 над Афганистаном не понесли, однако напряжение и усталость, умноженные на ночной образ жизни, дали свои результаты. Немалую роль в аварийных случаях играла погода. Один такой случай закончился трагически.

20 декабря 88-го года молодой летчик 735-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант В. Шостенко со штурманом капитаном А. Черницовым вылетели на ретрансляцию, обеспечивая связь с ударной группой. Когда эскадрилья отбомбилась и возвращалась домой, ретранслятор пошел на посадку. Дул сильный боковой ветер, и летчик не стал выпускать тормозной парашют, чтобы машину не потянуло в сторону. Пилот поступил строго по инструкции, в его действиях впоследствии не отыскали ни малейших отклонений от наставлений. Однако Су-24 на пробеге снесло с полосы на грунт. В оказавшейся там яме сломалась основная стойка шасси, которая пробила фюзеляж и баки. Шостенко успел выбраться из лежавшего самолета. А правую створку фонаря заклинило, и пока штурман освобождался от ремней и перелезал на место летчика, вокруг машины разлилась лужа керосина. Ему пришлось прыгать в огонь. Подбежавшие шинелями сбили с капитана пламя, но он уже сильно обгорел - ночью Андрей Черницов умер в госпитале.

Во втором аварийном случае тоже виновата погода. Сырой туманной ночью в середине декабря экипаж в составе летчика подполковника Б. Маркина и штурмана капитана А. Савельева вырулил на старт. Они не заметили, что консоли крыла сложены (механизация убрана), а жесты стартового наряда, осматривавшего Су-24 перед взлетом, не разглядели сквозь морось и запотевшие стекла фонаря. Для рейда на Кандагар машина была заправлена «под пробку», несла два дополнительных топливных бака, авиабомбу 1500 кг и две по 500 кг. Из-за такой нагрузки затянувшийся отрыв поначалу не показался экипажу подозрительным, но бомбардировщик не хотел взлетать и в конце взлетной бетонной полосы. На скорости 350 км/ч Су-24 выскочил на грунт и, задрав нос, понесся дальше. Стойки шасси выдержали, и машина оторвалась только перед самым ближним приводом, снеся на нем антенны и столб ограждения. Обе стойки со свисавшей колючей проволокой нормально убрались, и Су-24 пошел вверх, задрав угол атаки до запредельных 27°. Самолет достиг цели, отбомбился и благополучно вернулся обратно. Но садиться пришлось без выпуска закрылков и предкрылков, блок управления которыми вырвало еще при взлете прошедшим по фюзеляжу столбом. Два раза экипаж спасся от неминуемой гибели благодаря прочности конструкции суховской машины, большой тяговооруженности двигателя Люльки АЛ-21Ф и ровной поверхности пустыни.

«Победителей» в этом уникальном случае не наказали, дали три дня отдыха, после чего снова подключили к боевой работе.

Со второй половины декабря большинство вылетов стали выполнять для нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным вдоль путей вывода наших войск, предупреждая вражеские вылазки и создавая «зоны безопасности» у дорог. Для повышения точности ударов, наносимых вблизи расположения своих войск, вылеты все чаще проводились днем с высот 2000–3000 м над целью с использованием оптических прицелов в простых метеоусловиях, то есть работа шла почти равномерно круглые сутки.

Последний раз на боевое задание экипажи бомбардировочного полка из Николаевки отправились 11 января 1989 года, отбомбив цели у Джелалабада. За все время боевого применения выполнено 100 полковых вылетов, сброшено 7000 тонн бомб. Эстафету этого полка принял бомбардировочный полк из Закавказья на самолетах Су-24М. Днем 20 января полк отправился в первый боевой вылет. Цели в районе Пули-Хумри располагались вдоль трассы Кабул - Хайратон, по которой шли советские войска на Родину.

Бомбы на душманов бросали за облаками, вне видимости целей с использованием прицельно-навигационного комплекса и наземных систем навигации с высот 6000–6600 м. С наступлением сумерек удар авиабомб 1500 и 500 повторили. В дальнейшем дневные и ночные вылеты чередовались примерно в равном соотношении, как по ближним, так и по дальним целям. 21 января поступило сообщение особой важности: разведке удалось отыскать Убежище неуловимого Ахмад Шаха в ущелье близ Карабата к северу от Кабула. Ночью 143-й и 735-й БАЛ выполнили по два полковых вылета, но «панджерский лев» снова Ушел. Под нажимом Кабула, для которого продолжение войны оставалось единственным шансом сохранить власть, 23 января началась операция «Тайфун». Она свелась к трехдневным артиллерийским, ракетным и авиационным налетам по формированиям Масуда в Панджерском ущелье и на южных предгорьях Саланга. Но и это не принесло успеха.

Перспективы на случай аварийных ситуаций выглядели безрадостно. Поисково-спасательные службы оставались только в Кабуле, Баграме и Кундузе, да и там они сворачивали свою работу, готовясь к перелету в Союз. На предполетных указаниях экипажам прямо говорили: «В случае чего тяните к Пакистану и там прыгайте. Над Афганом вам надеяться не на кого, а оттуда сумеем выкупить или обменять. Как произошло с Руцким». Работая в эти дни по ущельям возле Асадабада, откуда рукой подать до Пакистана, экипажи Су-24 не раз наблюдали в отдалении силуэты пакистанских F-16. Несмотря на то что МиГи из Баграма еще в конце января ушли домой, F-16 в бой не рвались и ограничивались наблюдением, обозначая себя по ночам аэронавигационными огнями (АНО) и проблесковыми маяками.

Боевые вылеты Су-24 продолжались до последних дней и часов пребывания в Афганистане 40-й армии. Последние боевые задания выполнялись на Су-24М 14 февраля, бомбили «полуторками», вызывавшими в заснеженных горах настоящие землетрясения со сходом лавин и обвалами.

Благодаря журналистам, освещавшим вывод войск, Су-24 мелькнули на телеэкранах. Комментатор новостей, указывая на инверсионные хвосты «последних советских самолетов, покидавших Афганистан», явно поторопился - по мосту на север двигалась уходившая армия, а следы на небе тянулись в обратную сторону… Несмотря на уход советских войск из Афганистана, сворачивать присутствие авиагруппы не торопились. Полки оставались в готовности поддержать правительство Наджиба. Готовность к вылету сохранялась три недели после 15 февраля. Однако оппозиция на штурм столицы не пошла, избрав привычную тактику изнуряющих обстрелов и диверсий. \ 6 марта 1989 года был дан «отбой», и Су-24, «закрыв командировку», вернулись на свою авиабазу в Копитнари недалеко от Кутаиси.

«Фронтовой бомбардировщик Су-24 и Су-24М, - говорит подполковник Валерий Подвальнюк, - проектировался как самолет для боевых действий над равнинной холмистой местностью (европейский театр военных действий ТВД), но применяли его в горах Гиндукуш в экстремальных условиях пилотажно-навигационного комплекса ПНК. На модернизированных Су-24М ПНК этот комплекс позволял выполнять бомбометание по целям в горной местности, что уже облегчало выполнение задачи. Его конструкция, мощный двигатель АЛ-21 Ф-3 оказались настолько надежными, что выдержали все перегрузки и спасли наши жизни».

Су-24: "Атомные уколы" "Фехтовальщика"

История этого бомбардировщика началась ещё в начале 1960-х, когда Министерство обороны выдало КБ Сухого заказ на проектирование ударного самолёта, предназначенного для нанесения высокоточных бомбово-ракетных ударов по наземным целям в любых погодных условиях и на минимальных высотах полёта.

КБ Сухого достойно справилось с поставленной перед ним задачей. Правда, чтобы уложиться в технические характеристики, которые должны были быть у нового самолёта, пришлось немало потрудиться. Первый испытательный полёт прототипа состоялся в середине 1967 года, а опытный образец бомбардировщика , получившего название Су-24, поднялся в воздух в январе 1970 года.

Опасен на любой высоте

Бомбардировщики Су-24 должны были составить основу ударной мощи авиации стран Варшавского договора и одними из первых вступили бы в бой в случае начала военного конфликта с НАТО. Су-24 должны были стать носителями тактического ядерного оружия. То есть стать аналогами противостоящих им натовских самолётов F-111 и «Торнадо».
Немудрено, что внешне новая машина оказалась очень похожа на американский F-111. От него Су-24 отличался лишь формой обтекателей воздухозаборников и более грубыми «угловатыми» очертаниями корпуса. Так же, как в F-111, на Су-24 лётчик и штурман размещались в кабине не как обычно — друг за другом, а рядом — бок о бок.
После проведения государственных испытаний новый бомбардировщик был принят на вооружение советских ВВС. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего начался выпуск новой модификации Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в полтора-два раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался до 1993 года.
Новые советские бомбардировщики в первую очередь поступили на вооружение в авиачасти западных округов. Они стали одним из самых мощных соединений ВВС СССР. Несмотря на секретность, самолёт уже в середине семидесятых годов стал известен на Западе и сразу же привлёк внимание военных экспертов, усмотревших в нём значительную опасность. Автор статьи в журнале Air International считал, что Су-24 «представляет потенциально наибольшую угрозу странам Западной Европы среди всех боевых самолётов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР».
Су-24 было присвоено кодовое обозначение НАТО «Fencen» («Фехтовальщик»). Ввиду того, что авиаторы соблюдали повышенный режим секретности в отношении Су-24, первые качественные фотографии машины в западной прессе появились только в 1980-1981 годах.
Западные военные эксперты отмечали высокие боевые возможности самолёта. Вот ещё одна цитата из английского журнала Air International за 1981 год: Су-24 «обладает превосходными характеристиками по показателю «боевая нагрузка/радиус действия», способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности ». На картах Европы были отмечены предполагавшиеся направления удара частей фронтовой бомбардировочной авиации, вооружённых самолётами Су-24. Отмечалось, что «тактический радиус позволяет самолёту достигать большей части территории ФРГ и Нидерландов, большей части Скандинавского полуострова, всей территории Великобритании, 2/3 территории Франции и северной Италии, всей территории Италии, Греции, Турции, большей части территории восточного Средиземноморья».
Семь тонн смерти пол крылом
Фронтовой бомбардировщик Су-24 представлял собой двухместный высокоплан с крылом изменяемой в полёте стреловидности и двумя двигателями. Конструкция цельнометаллическая с использованием, в основном, алюминиевых, а также титановых и магниевых сплавов. Кабина герметическая с системой кондиционирования, оснащена двойным управлением. Лётчик и штурман расположены рядом — один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, а для уменьшения пробега оснащён тормозным парашютом. Электронное оборудование включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину.
Самолёт несёт бомбовое управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.


Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырёх подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырёх подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограммов и разовых бомбовых кассет. Не управляемое оружие включает блоки не управляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров. Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырёх КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трёх подвижных пушечных установок СППУ-б с ГШ-6-23М.
В качестве оружия самообороны Су-24 может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения .
Всего было построено около 1200 самолётов Су-24, из них более 770 — Су-24М и его модификаций. К концу 1998 года российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24 и Су-24М, а также 80 разведчиками Су-24МР и самолётами РЭБ Су-24МП. Кроме того, около 70 Су-24 и Су-24М, а также 25 Су-24МР и МП имелось в российском ВМФ.

Всегда в бою

Своё боевое крещение Су-24 прошёл во время войны в Афганистане. Первая же операция с участием этих бомбардировщиков стала одной из самых известных в афганской войне операций. Она проходила в апреле-мае 1984 года, когда 40-я советская часть совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине реки Панджшер к северу от Кабула. Су-24М действовали, начиная с 21 апреля 1984 года, вместе с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за гористой местности и отсутствия у «духов» средств ПВО, способных поражать цели на средних высотах (тогда маловысотных ПЗРК «Стрела-2», «Редай», а также пулемётов ДШК у них было достачно), Су-24М не использовали режим огибания рельефа местности, а наносили бомбовые удары с высоты около 5500 м, оставаясь недосягаемыми для огня противника. Базировались самолёты на советской территории — в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах. По советским данным, в ходе Панджшерской операции из 3000 душманов были уничтожены не менее 1700, а остальные покинули этот район.
Во время войны в районе Персидского залива зимой 1991 года Су-24МК ВВС Ирака в боевых действиях участия не принимали, так как Ирак к началу операции «Буря в пустыне» располагал лишь одним экипажем, подготовленным для боевого применения этой сложной машины. Однако все 24 самолёта Су-24МК, имевшиеся в ВВС Ирака, после начала бомбовых ударов союзников благополучно перелетели в Иран, избежав при этом атак американских истребителей (чего нельзя было сказать о самолётах других типов — «Мираж» F.1, F-7, МиГ-23, Су-7 и Су-22), значительное число которых было сбито американскими истребителями F-15C «Игл» во время перелёта в Иран.


Схема бомбардировщика Су-24М

1 — Обтекатель
2 — Убираемая топливозаправочная штанга
3 — Двухколёсная носовая пара шасси
4 — Двухместная кабина экипажа
5 — Лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра-24М»
6 — Теплопеленгатор
7 — Контейнер АПК-9 для командного наведения УР Х-59
8 — Крыло в убранной позиции (крыло в положении максимальной стреловидности)
9 — Отсек тормозного парашюта
10 — Сопло двигателя с форсажной камерой
11 — Подвесной бак ПТБ-3000
12 — Подвесной агрегатзаправкиУПАЗ-1А 13-23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23
14 — Бомба с телевизионным наведением КАБ-500КР(500 кг)
15 — Ракета «воздух-земля»X-29T
16 — Ракета «воздух-земля» Х-29Л
17 — Ракета «воздух-земля» Х-31П
18 — Неуправляемая ракета С-8 19-БлокБ8М-1 для пуска неуправляемых ракет
20 — Противорадиолокационная ракета «воздух-земля»Х-58
21 — Фугасная авиационная бомба ФАБ-500М62(500 кг)
22 — Осколочно-фугасная бомба ФАБ-100(100 кг)
23 — Ракета «воздух-земля» Х-25МЛ 24-Ракета «воздух-земля»Х-25МП с радарным управлением
25 — 266-мм неуправляемая ракета С-25-ОФ
26 — Ракета «воздух-земля» Х-59М
27 — Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58
28 — Ракета «ближнего боя» класса «воздух-воздух» Р-60

Таким образом, даже пилотируемые неподготовленными экипажами маловысотные Су-24 оказались трудно уязвимыми для истребителей противника, действовавших почти в полигонных условиях.
В начале 1990-х годов Су-24 приняли участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Первыми целями российских Су-24 стали аэродромы и самолёты дудаевского режима. Били они и по другим целям. Так, 29 декабря 1994 года Су-24М с помощью корректируемой бомбы с телевизионным наведением КАБ-500Кр разрушил дамбу у села Чечен-Аул. Кроме КАБов, с борта Су-24М к Чечне применялись и хорошо зарекомендовавшие себя в Афганистане тяжёлые фугаски калибра 1500 кг. Они позволяли уничтожать боевиков в горных укрытиях и разрушать тропы, которые связывали стратегически важные населённые пункты с бандитскими базами в горах.
Как и в ходе боевых действий в Афганистане, в той войне Су-24 действовали с высот не ниже 4000-5000 м, что обеспечивало защиту от огня крупнокалиберных пулемётов и переносных зенитных ракетных комплексов, имевшихся у противника. По официальным сообщениям, боевых потерь Су-24 не понесли. Один самолёт этого типа погиб при невыясненных обстоятельствах — он врезался в гору, оба члена экипажа погибли. Вероятно, причиной тому стал отказ техники или ошибка пилота, так как обстрел с земли зафиксирован не был.
Согласно официальным сообщениям в Чечне самолёты Су-24М использовались массово (их количество в 36-п БАД можно оценить в 50-70 штук). Их роль всячески подчёркивалась, однако сами участники событий говорят, что основная нагрузка легла на штурмовики Су-25, поражавшие цели свободно падающими бомбами и не управляемыми ракетами, а также на вертолёты, более приспособленные для действий в горах.
В ходе боевых действий в «войне трёх восьмерок» Су-24 тоже приняли активное участие. Два бомбардировщика были потеряны. Первый сбит 9 августа 2008 года ракетой ЗРК «Питон» израильского производства, а второй — по ошибке — 11 августа ПЗРК российской войсковой колонны в районе Цхинвали.
Руководство российских вооружённых сил планирует, что самолёты Су-24М в составе ВВС и ВМС РФ сохранятся, как минимум, в течение ближайших десяти лет, когда им на смену придут бомбардировщики нового поколения Су-27ИБ и Су-34. В этих условиях особое значение приобретают работы по модернизации самолётов, направленные в первую очередь на расширение возможностей его электронного оборудования и комплекса вооружения. ОКБ Сухого проработано несколько вариантов модернизации бомбардировщика — от простейшего, предусматривающего установку приемника спутниковой системы навигации, до наиболее радикального, в соответствии с которым истребитель-бомбардировщик должен получить «электронную начинку», созданную для бомбардировщика Су-27ИБ.

Панджшерский дебют

Операция началась на рассвете 19 апреля 1984 года массированным бомбовым ударом пяти полков, длившимся два часа. Такого Афганистан ещё не видел: на Панджшерскую долину шириной 12 км и протяжённостью около 70 км волна за волной накатывались подходившие с севера самолёты. Машины 1-й эскадрильи несли по четыре «пятисотки», а 2-й и 3-й — по двенадцать ФАБ-250. Все задания выполнялись с двумя ПТБ. Экипажи работали с высоты 5000 м по площадям, накрывая бомбовым «ковром» оборонительные рубежи в районах Обдарах, Тавах, Чимальварда, Хисарак и Гуват, а то и просто подозрительные горные узости, пещерные города и древние крепости, где могли разместиться вражеские подразделения.
Когда рёв авиадвигателей над Панджшером стих, разрывы бомб сменил артналёт, за время которого самолёты подготовили к повторной атаке. После нового авиаудара в долине были высажены вертолётные десанты, а следом за ними вошли войска. Серьёзного сопротивления они не встретили, но бомбовые удары по пути продвигавшихся частей продолжались. Использование Су-24 было не особенно интенсивным: оба полка совершили примерно по десять групповых вылетов, работая звеньями, восьмёрками и поэскадрильно. Экипажи отправлялись на очередную цель не чаще одного раза в одну-две недели. Перед вылетом они сдавали все документы, даже мелочь из карманов, получали по две «лимонки», пару пистолетов (Макарова или Стечкина) и сигнальные ракеты. В лётных книжках задания записывались как выполненные по Курсу боевой подготовки. Причины такой скрытности оставались непонятными, но за этим ревностно следили особисты, а один штурман, дерзнувший записать себе боевой вылет , подвёргся страшному разносу.
(Из воспоминаний участника тех событий).

Су-24М — технические характеристики

Размеры

Длина: 22,59 м
Высота: 6,19 м
Максимальный размах крыла: 17,64 м
Минимальный размах крыла: 10,37 м
Двигатели: два ТРДФ АЛ-21Ф-ЗА тягой на крейсерском режиме 76,67 кН и тягой на форсажном режиме 110,29 кН

Вес

Пустого снаряжённого: 22300 кг
Нормальный взлетный: 36 000 кг
Максимальный взлётный: 39700 кг
Максимальный запас топлива во внутренних баках: 9850 кг
Максимальная масса боевой нагрузки на внешней подвеске: 8000 кг
Максимальная скорость на уровне моря (у земли): 1400 км/ч
Максимальная скорость на уровне моря с ПТБ: 1325 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 1700 км/ч
Практический потолок: 11000 м
Разбег: 850-900 м
Пробег: 800-850 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 6,5 g
Перегоночная дальность с двумя подвесными топливными баками: 2850 км
Перегоночная дальность с одной дозаправкой: 4270 км
Радиус действия на малой высоте с боевой нагрузкой 3000 кг и двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000:570 км
Радиус действия на малой высоте с боевой нагрузкой 3000 кг, без подвесных топливных
баков: 390 км

На восьми точках внешней подвески Су-24М может нести свободно падающие авиабомбы , блоки НАР, корректируемые авиабомбы, УР «воздух-поверхность» различных модификаций; УР «воздух-воздух». Самолет может также нести разовые бомбовые кассеты, контейнеры малогабаритных грузов или пушечные контейнеры. Изначально он был приспособлен к применению тактических ядерных бомб .

Георгий Петров

«Пламенные моторы» Архипа Люльки Кузьмина Лидия

В небе Афганистана. Боевое применение Су-24 с АЛ-21ф-3

Широко известно, что превосходный штурмовик Су-25 участвовал в военных действиях в Афганистане. Об этом рассказывали многие летчики.

А о том, что в афганском небе воевали фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М с двигателями АЛ-21Ф-3, знали немногие. Их участие было совершенно засекреченным. Поэтому они не базировались на территории Афганистана. Полки, принимавшие участие в боевых действиях, базировались в Закавказском округе на аэродроме Копитнари, недалеко от Кутаиси, и в Среднеазиатском округе, на аэродроме Карши в Узбекистане. Сейчас там базируются американские авиасоединения, которые постоянно пополняются.

Командовал одним из полков Су-24 Николай Антонович Кузьминский. В.В. Подвальнюк был штурманом подразделения. «В начале 84-го года был первый вылет, – рассказывает Валерий Васильевич. – Летим над цветущими садами по берегам Амударьи. Пересекли государственную границу, и начались полупустыни, горы Гиндукуш, перевалили через них, подошли к Ваграму, сбросили бомбы. Бомбометание выполнялось в горной местности с превышением целей до 2000 м с использованием наземных навигационных систем. Полеты выполнялись днем и ночью в любых метеоусловиях. Так что личный состав испытывал большие физические и психологические нагрузки, связанные с работой при высокой температуре воздуха, сменой времени выполнения задачи (день сегодня – следующая задача ночь и наоборот)».

При боевой работе у самого Пакистана, особенно под Джелалабадом и Кандагаром самолеты проходили вдоль границы и после сброса бомб сразу отворачивали в глубь афганской территории. Бомбя дорогу на Пешавар, где цели лежали в 3–5 км от нее, экипажи проходили в развороте возле самой границы. Для предупреждения угрозы перехвата пакистанскими истребителями поднималось звено МиГ-23 с аэродрома Баграм, дежурившее в зоне между районом нанесения удара и границей на высоте 2000–3000 м выше бомбардировщика.

Несмотря на скрытность ночных вылетов, командование стало принимать дополнительные меры безопасности. Чтобы обмануть наблюдателей противника, начали программировать выход в назначенную точку с разных направлений или отворот перед ней для бомбометания с неожиданного направления, избегая засадных позиций вражеских ПВО на горных вершинах, уход от цели и возвращение на «базу» выбирались с изменением маршрута полета, обязательно меняли курс при повторном ударе по той же цели. В боевой работе фронтовой бомбардировщик Су-24 оказался весьма надежной машиной, случаи отказа по планеру и двигателям АЛ-21Ф были единичны и относились в основном к системам управления силовой установкой, механизацией и гидравлике. Один раз произошел помпаж двигателя на самолете эскадрильи майора Рыбака. Вспышки в сопле заметил его ведомый, после чего летчику пришлось выключить неисправный двигатель, избавиться от бомб и возвращаться домой. Су-24 снизился до рискованной высоты, но долетел благополучно. Были отказы и сложной электроники, иногда не работала бортовая цифровая вычислительная машина (ЦВМ), но постепенно система «прирабатывалась», и неисправностей становилось меньше.

…В начале декабря 1988 года южнее Баграма, когда советских войск уже практически не было в Афганистане, при бомбардировке горного района севернее Кабула взрывы прозвучали в предместье города. Погибли наши десантники, подозрение пало на летчиков 735-го полка.

Прилетевший разбираться на аэродром в Карши генерал В.И. Варенников привез с собой осколки боеприпасов с сохранившейся маркировкой. На аэродромных складах таких бомб не оказалось, обвинение сняли, списав произошедшее на душманскую диверсию.

Боевых потерь полки Су-24 над Афганистаном не понесли, однако напряжение и усталость, умноженные на ночной образ жизни, дали свои результаты. Немалую роль в аварийных случаях играла погода. Один такой случай закончился трагически.

20 декабря 88-го года молодой летчик 735-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант В. Шостенко со штурманом капитаном А. Черницовым вылетели на ретрансляцию, обеспечивая связь с ударной группой. Когда эскадрилья отбомбилась и возвращалась домой, ретранслятор пошел на посадку. Дул сильный боковой ветер, и летчик не стал выпускать тормозной парашют, чтобы машину не потянуло в сторону. Пилот поступил строго по инструкции, в его действиях впоследствии не отыскали ни малейших отклонений от наставлений. Однако Су-24 на пробеге снесло с полосы на грунт. В оказавшейся там яме сломалась основная стойка шасси, которая пробила фюзеляж и баки. Шостенко успел выбраться из лежавшего самолета. А правую створку фонаря заклинило, и пока штурман освобождался от ремней и перелезал на место летчика, вокруг машины разлилась лужа керосина. Ему пришлось прыгать в огонь. Подбежавшие шинелями сбили с капитана пламя, но он уже сильно обгорел – ночью Андрей Черницов умер в госпитале.

Во втором аварийном случае тоже виновата погода. Сырой туманной ночью в середине декабря экипаж в составе летчика подполковника Б. Маркина и штурмана капитана А. Савельева вырулил на старт. Они не заметили, что консоли крыла сложены (механизация убрана), а жесты стартового наряда, осматривавшего Су-24 перед взлетом, не разглядели сквозь морось и запотевшие стекла фонаря. Для рейда на Кандагар машина была заправлена «под пробку», несла два дополнительных топливных бака, авиабомбу 1500 кг и две по 500 кг. Из-за такой нагрузки затянувшийся отрыв поначалу не показался экипажу подозрительным, но бомбардировщик не хотел взлетать и в конце взлетной бетонной полосы. На скорости 350 км/ч Су-24 выскочил на грунт и, задрав нос, понесся дальше. Стойки шасси выдержали, и машина оторвалась только перед самым ближним приводом, снеся на нем антенны и столб ограждения. Обе стойки со свисавшей колючей проволокой нормально убрались, и Су-24 пошел вверх, задрав угол атаки до запредельных 27°. Самолет достиг цели, отбомбился и благополучно вернулся обратно. Но садиться пришлось без выпуска закрылков и предкрылков, блок управления которыми вырвало еще при взлете прошедшим по фюзеляжу столбом. Два раза экипаж спасся от неминуемой гибели благодаря прочности конструкции суховской машины, большой тяговооруженности двигателя Люльки АЛ-21Ф и ровной поверхности пустыни.

«Победителей» в этом уникальном случае не наказали, дали три дня отдыха, после чего снова подключили к боевой работе.

Со второй половины декабря большинство вылетов стали выполнять для нанесения бомбовых ударов по целям, расположенным вдоль путей вывода наших войск, предупреждая вражеские вылазки и создавая «зоны безопасности» у дорог. Для повышения точности ударов, наносимых вблизи расположения своих войск, вылеты все чаще проводились днем с высот 2000–3000 м над целью с использованием оптических прицелов в простых метеоусловиях, то есть работа шла почти равномерно круглые сутки.

Последний раз на боевое задание экипажи бомбардировочного полка из Николаевки отправились 11 января 1989 года, отбомбив цели у Джелалабада. За все время боевого применения выполнено 100 полковых вылетов, сброшено 7000 тонн бомб. Эстафету этого полка принял бомбардировочный полк из Закавказья на самолетах Су-24М. Днем 20 января полк отправился в первый боевой вылет. Цели в районе Пули-Хумри располагались вдоль трассы Кабул – Хайратон, по которой шли советские войска на Родину.

Бомбы на душманов бросали за облаками, вне видимости целей с использованием прицельно-навигационного комплекса и наземных систем навигации с высот 6000–6600 м. С наступлением сумерек удар авиабомб 1500 и 500 повторили. В дальнейшем дневные и ночные вылеты чередовались примерно в равном соотношении, как по ближним, так и по дальним целям. 21 января поступило сообщение особой важности: разведке удалось отыскать убежище неуловимого Ахмад Шаха в ущелье близ Карабата к северу от Кабула. Ночью 143-й и 735-й БАП выполнили по два полковых вылета, но «панджерский лев» снова ушел. Под нажимом Кабула, для которого продолжение войны оставалось единственным шансом сохранить власть, 23 января началась операция «Тайфун». Она свелась к трехдневным артиллерийским, ракетным и авиационным налетам по формированиям Масуда в Панджерском ущелье и на южных предгорьях Саланга. Но и это не принесло успеха.

Перспективы на случай аварийных ситуаций выглядели безрадостно. Поисково-спасательные службы оставались только в Кабуле, Баграме и Кундузе, да и там они сворачивали свою работу, готовясь к перелету в Союз. На предполетных указаниях экипажам прямо говорили: «В случае чего тяните к Пакистану и там прыгайте. Над Афганом вам надеяться не на кого, а оттуда сумеем выкупить или обменять. Как произошло с Руцким». Работая в эти дни по ущельям возле Асадабада, откуда рукой подать до Пакистана, экипажи Су-24 не раз наблюдали в отдалении силуэты пакистанских F-16. Несмотря на то что МиГи из Ваграма еще в конце января ушли домой, F-16 в бой не рвались и ограничивались наблюдением, обозначая себя по ночам аэронавигационными огнями (АНО) и проблесковыми маяками.

Боевые вылеты Су-24 продолжались до последних дней и часов пребывания в Афганистане 40-й армии. Последние боевые задания выполнялись на Су-24М 14 февраля, бомбили «полуторками», вызывавшими в заснеженных горах настоящие землетрясения со сходом лавин и обвалами.

Благодаря журналистам, освещавшим вывод войск, Су-24 мелькнули на телеэкранах. Комментатор новостей, указывая на инверсионные хвосты «последних советских самолетов, покидавших Афганистан», явно поторопился – по мосту на север двигалась уходившая армия, а следы на небе тянулись в обратную сторону… Несмотря на уход советских войск из Афганистана, сворачивать присутствие авиагруппы не торопились. Полки оставались в готовности поддержать правительство Наджиба. Готовность к вылету сохранялась три недели после 15 февраля. Однако оппозиция на штурм столицы не пошла, избрав привычную тактику изнуряющих обстрелов и диверсий.

6 марта 1989 года был дан «отбой», и Су-24, «закрыв командировку», вернулись на свою авиабазу в Копитнари недалеко от Кутаиси.

«Фронтовой бомбардировщик Су-24 и Су-24М, – говорит подполковник Валерий Подвальнюк, – проектировался как самолет для боевых действий над равнинной холмистой местностью (европейский театр военных действий ТВД), но применяли его в горах Гиндукуш в экстремальных условиях пилотажно-навигационного комплекса ПНК. На модернизированных Су-24М ПНК этот комплекс позволял выполнять бомбометание по целям в горной местности, что уже облегчало выполнение задачи. Его конструкция, мощный двигатель АЛ-21Ф-3 оказались настолько надежными, что выдержали все перегрузки и спасли наши жизни».

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Применение НП Наблюдательные посты можно использовать для охраны различных объектов в районах ведения противопартизанской борьбы. В этом случае они будут выполнять роль пограничных «секретов» и служить для предотвращения нападений партизан на объекты. В этом случае

Из книги Лариса Рейснер автора Пржиборовская Галина

Глава 28 ЗВЕЗДА НЕЗАВИСИМОГО АФГАНИСТАНА Нет ничего бессмысленнее дипломатического корпуса при старинном восточном дворе. Ничего бессмысленнее и экзотичнее. Л. Рейснер Двадцать седьмой день рождения Лариса Михайловна встретила в дороге, в Бухаре или Ташкенте. В садах

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

«Правительницы Афганистана» Этот очерк о правительницах не вошел в книгу, поэтому приведем большой отрывок:«Дамы двора – жена и возлюбленная эмира, жены его братьев, замужние сестры, жены виднейших министров и фаворитов составляют замкнутый кружок, тесно связанный

Из книги Неповторимое. Книга 5 автора Варенников Валентин Иванович

Шлейф Афганистана Англия потребовала убрать Ф. Ф. Раскольникова (нота министра иностранных дел Керзона). «Смертельно боясь вмешательства России, ее заступничества и помощи Афганистану или племенам, – Керзон прикрывает свое поражение шумом мирового скандала… Позвольте

Из книги Солдаты Афганской войны автора Бояркин Сергей

Правильное применение силы Один из учителей как всегда опаздывал, и в классе царила невообразимая суматоха. «Некоторые хотели избить Комолло и еще одного хорошего паренька, Антони Кандело – пишет дон Боско. Я требовал оставить их в покое, но хулиганы не послушались и

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Глава V Из Афганистана в Чернобыль и обратно. Боевые операции продолжаются Трагедия Чернобыля меня не обошла. Из ада в пекло. Организация работ по ликвидации последствий аварии. Главные усилия - АЭС. Создание полевого НИИ. Инженерные работы по всей пойме Припяти. Очистка

Из книги Александр Македонский автора Фор Поль

ВРАГИ АФГАНИСТАНА 27 декабря, в день государственного переворота, советские войска переходят границу. Через Кушку и Термез нескончаемой лавиной устремляются танковые и мотострелковые колонны 40-й армии. Войска сразу принялись основательно закрепляться по всей

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Из книги Неизведанный Гиндукуш автора Эйзелин Макс

В сердце Афганистана В конце августа 330 года Александр из персидских донесений узнал, что Бесс, сатрап Бактрианы, увенчал себя царской диадемой и под именем Артаксеркса провозгласил себя законным наследником Дария. Но у Азии не могло быть двух государей, тем более коли

Из книги Войсковые разведчики в Афгане. Записки начальника разведки дивизии автора Кузьмин Николай Михайлович

Применение особых мер Вот в это горячее время, как только вернулась я в Геническ, не успев еще опомниться от своего огорчения, представитель из центра по наблюдению за проведением коллективизации на периферии обрадовался:- Вот здорово, - заявил он, - ты приехала

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

I. НА МАШИНАХ ЧЕРЕЗ СТЕПИ АФГАНИСТАНА

Из книги Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский 1889-1972 автора Катышев Геннадий Иванович

После Афганистана (1989–2013 гг) 1. Ашуров М.А. – в 1979–1981 начальник разведки 122 мсп, в 1992–1993 командир 201 мсд (Таджикистан), генерал-лейтенант, Герой России, умер в 2007 г.2. Колесников Е.Н. – в 1988–1989 командир взвода 2 рр 783 орб, майор, Герой России, погиб в бою, г. Грозный

Из книги Мои рецепты от рака. Опыт врача, победившего онкологию автора Фернандес Одиле

Из книги Джуна. Одиночество солнца автора Савицкая Светлана

Из книги автора

Лекарственные растения и их применение при раке Многим растениям приписывают противораковые свойства, но не все золото, что блестит. Зачастую нам продают добавки со множеством трав, якобы искореняющих рак. Некоторые из них не только не помогают, но даже увеличивают

Из книги автора

Симптоматическое применение бесконтактного массажа Головная боль Лечение головной боли может быть успешным только после установления диагноза. Лучшие результаты получены при применении бесконтактного массажа у больных мигренью.При мигрени лечение может проводиться



Поделиться