Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free. Теоретические основы электронных учебников

Введение

1. Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

1.3 Работа с изображениями

1.4 Среды для создания электронного учебника

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного учебника

2.2.2 Наполнение электронного учебника информацией

Экономическая часть

1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

1.1 Исходные данные для расчетов

2 Расчет экономической эффективности.

3.2.1 Расчет затрат на разработку мультиседийного электронного учебника

4. Техника безопасности при работе за компьютером

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

электронный мультимедийный учебник компьютер

1 . Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий, что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.

Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов.

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

Основные понятия об электронном учебнике:

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.- это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные формы.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Основные этапы создания учебника:

1 выбор источников;

2 разработка оглавления и перечня понятий;

переработка текстов в модули по разделам;

реализация гипертекста в электронной форме;

разработка компьютерной поддержки;

отбор материала для мультимедийного воплощения;

разработка звукового сопровождения;

реализация звукового сопровождения;

подготовка материала для визуализации;

визуализация материала.

) Выбор источников - при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

) Разработка оглавления и перечня понятий - производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

) Переработка текстов в модули по разделам - перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

) Реализация гипертекста в электронной форме -гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

) Разработка компьютерной поддержки - разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

) Отбор материала для мультимедийного воплощения - изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

) Реализация звукового сопровождения -производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

1. 3 Работа с изображениями

Для работы с изображениями при создании электронного учебника необходимо использовать специальные программы, такие как:

Программы для работы с изображениями:

1) Adobe Photoshop - графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API - Wine 0.9.54 и выше.

Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне. В более ранней версии была включена специальная программа для этих целей - Adobe ImageReady, которая была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, а также включения в линейку программных продуктов Adobe Fireworks, перешедшего в собственность Adobe после приобретения компании Macromedia.

2) Picasa - программа для работы с цифровыми фотографиями. 13 июня 2004 года Picasa была приобретена компанией Google. Picasa интегрирована с Blogger, Gmail, YouTube и Google Earth.

1. 4 Среды для создания электронного учебника

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint Office Word - текстовый процессор. Доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Поддерживает OLE, подключаемые модули сторонних разработчиков, шаблоны и многое другое. Основным форматом в последней версии является позиционируемый как открытый Microsoft Office Open XML, который представляет собой ZIP-архив, содержащий текст в виде XML, а также всю необходимую графику. Наиболее распространенным остается двоичный формат файлов Microsoft Word 97-2000 с расширением.doc. Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт де-факто в документообороте большинства предприятий. Word также доступен в некоторых редакциях Microsoft Works. Главные конкуренты - OpenOffice.org Writer, StarOffice Writer, Corel WordPerfect и Apple Pages (только на платформе Mac OS), а также, с некоторыми оговорками AbiWord (в тех случаях, когда его возможностей достаточно, а малый объём и скорость работы при невысоких требованиях к ресурсам более важны).

Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

3ds Max (3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 - битных, так и в 64 - битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа - 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Можно сделать учебник, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц учебника.

Так же можно сделать учебник как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Учебник такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в учебнике.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного ученика

У электронного учебника по дисциплине «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных систем» будет 2 меню - верхнее и боковое.

В верхнем меню будут находится страницы с полным перечнем лабораторных работ и лекций, выход на главную страницу и тесты. Это позволит пользователю быстро найти нужную информацию.

Таким образом, на любую страницу учебника можно попасть в 2 клика.

Рисунок 1 - Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного ученика

Среды для создания дизайна и интерфейса

При создании дизайна электронного учебника необходимо учитывать 2 самые важные вещи, это:

1) удобство пользования - это сам рабочий интерфейс электронного учебника. Необходимо делать его удобным и интуитивно понятным. Для этого можно взять в пример любой известный сайт;

) красота исполнения.

Для создания дизайна воспользуемся следующими программами:

) Artisteer 2 - программа для создания дизайна для движка WordPress.

) Adobe Photoshop CS

) Macromedia Dreamweaver 8

) Блокнот

Ход создания дизайна и интерфейса электронного учебника

Необходимо открыть программу Artisteer 2, используя меню пуск или через ярлык на рабочем столе.

Для изменения цветовой гаммы необходимо выбрать пункт меню «цвета и шрифты», после чего нажать на «цветовые схемы» и выбрать понравившуюся.

После этих действий необходимо поменять фон. Необходимо учитывать, что фон не должен быть слишком яраким, так как такой фон не приятен глазу, и слишком тусклым, так как тусклый фон угнетает. Чтобы поменять фон нужно перейти во вкладку «фон», в ней можно добавить картинку на задний план, блики и т.д.

Таким образом надо сделать первые наброски для будущего электронного мультимедийного учебника. Интерфейс программы Artisteer 2 интуитивно понятен и с ним никаких проблем не возникает.

Делаем первые наброски, подбираем цветовую гамму нашего будущего дизайна:

Использование программы Artisteer 2 закончено, закрываем ее.

У нас есть тема для CMS WordPress, устанавливаем виртуальный сервер Denwer.

Для установки виртуального сервера Denwer необходимо запустить инстолятор, после чего выбрать каталог, в который установится комплекс и имя виртуального диска.

После установки виртуального сервера надо установить CMS WordPress, для этого надо скинуть все файлы движка и установить CMS.

После установки надо скинуть все файлы темы, которые мы получили от программы Artisteer 2 в …/корневая папка движка/wp-content/themes, далее заходим в администраторскую панель WordPress и меняем тему на созданную нами.

Теперь необходимо рипнуть тему. Для этого используется браузер mazilla firefox и плагин к браузеру, который называется ScrapBook. Чтобы рипнуть шаблон, надо кликнуть правой кнопкой мыши в любой части окна mazilla firefox с запущенным движком и выбрать захватить веб-страницу - корневой каталог. После чего в корневом каталоге появится папка с рипом главной страницы.

Теперь необходимо поменять тему под свои нужды, сделать ее более красивой и, главное, удобной для пользования. В этом нам поможет программа Adobe Photoshop CS.

Для начала надо изменить шапку электронного учебника, для этого выбираем файл шапки, нажимаем на нем правой кнопкой и выбираем открыть с помощью Adobe Photoshop CS. Открывается окно Photoshop и в нем появляется шапка.

Приступаем к изменению шапки, есть 2 картинки с изображением колледжа радиоэлектроники и с фотографией роботов. Для того, чтобы вставить их в шапку, надо открыть их в фотошопе, поставить в нужный размер и с помощью инструмента прямоугольная область выделить картинку, выбрать меню редактирование - копировать, перейти на окно работы с шапкой и вставить.

С помощью инструмента размывание надо сделать так, чтобы эти 2 картинки как бы сливались между собой.

Теперь надо изменить оставшуюся желтую область. Для этого надо выбрать инструмент градент и настроить его.

После этого надо выделить оставшуюся желтую область инструментом прямоугольное выделение и провести инструментом градент линию с левого верхнего угла до правого нижнего.

Потом делается надпись «электронный учебник» с помощью инструмента текст.

Выбирается размер и шрифт надписи.

Чтобы градент не смешивался с картинкой с роботами надо воспользоваться инструментом линия и провести черную линию толщиной в 2-3 пикселя на соединении градента и картинки.

Получилась готовая шапка.

Шапка для сайта готова, таким же образом необходимо преобразовать все оставшиеся файлы изображений.

Когда все файлы готовы, нужно поставить на php, для этого можно воспользоваться готовым скриптом из интернета.

Нужно изменить кодировку файла index.html из рипа. Для этого надо воспользоваться простым блокнотом AkelPad.

После чего надо переименовать файл index.html в template.php, т.е. изменить его разширение, тем самым подставив его под файл уже имеющегося «движка».

Для того, чтобы нащ сайт работал правильно, нужно немного поменять файл index.php, для этого нужно открыть его этим же блокнотом файл этот файл и меняем следующие строчки:

$site_name = "site_name";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$url_menu = "menu "; // Название страницы меню

$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов

$url_print = "print_cond"; // Версия для печати

$site_name = "Учебник по ИСРАПС";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$category_type = 1; // Тип меню. 1 - один уровень, 2 - два уровня

$url_print = "print"; // Версия для печати

Строчки «$url_menu = "menu "; // Название страницы меню» и «$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов» убираем вообще, так как они нам не нужны.

Работа с файлом index.php завершена, нужно закрыть его.

Перед тем как приступить к редактированию файла template.php и index.css лучше всего будет поставить весь сайт на локальный сервер, для этого нужно открыть диск, на который при установке denwer был назначен локальный сервер, зайти в папку home, и создать там папку под названием israps, а в ней папку uchoba. Полный путь в таком случае будет такой:

Название диска, назначенного на сервер:\home\israps\uchoba

И скорпировать туда сначала файлы php движка (папка content, папка pages, папка pic, index.css, template.php, print.php, index.php и.htaccess), а потом скопировать уже имеющиеся у нас файлы template.php и index.css, скопировать нужно с заменой.

А все картинки, имеющиеся в рипе - скопировать в папку pic.

Теперь нужно запустить локальный сервер, для этого надо выбрать на рабочем столе ярлык Start Denwer, после чего на несколько секунд появится черная табличка, после ее изчезновения сервер запустится.

Теперь необходимо приступить к редактированию файлов template.php и index.css. Для этого открываем сначало файл template.php с помощью AkelPad, и прописываем в строчке «» путь к таблице стилей index.css. Для этого необходимо поменять «href="style.css"» на «href="/index.css"».

После чего меняем строчку «Учебник по ИСРАПС» на «<?=$title?>», так как в файле index.php уже прописано, что переменная «$site_name = "Учебник по ИСРАПС";», а переменная «$title = $site_name;», поэтому надо просто подставить переменную между тегами и .

Теперь нужно указать путь к изображениям. Для этого воспользуемся функцией AkelPad, которая называется «заменить». Чтобы ей воспользоватся надо зайти в найти, там заменить.

В строчку «Что:» пишем «src="», а в строчку «Чем:» нужно написать «src="/pic/».

После чего надо нажать на «Заменить все», после чего выскачит сообщение, что заменено N-ое, количество объектов.

Таким же образом надо заменить пути к рисункам, которые находятся в файле index.css, только в строке «Что:» нужно указать «url("», а в строке «Чем:» - «url("/pic/».

Надо проверить все ли нормально, для этого открываем любой браузер, и вводим в адресной строке «#"531341.files/image002.gif">

Рисунок - Картинка, которую нужно поменять

И вставить в нее немного анимации.

Для этого нужно воспользоваться програмами Adobe ImageReady и Adobe Photoshop.

Необходимо открыть картинку с помощью Photoshop и инструментом «карандаш» стереть все надписи на ней:

Теперь нужно добавить свои надписи, но по 1 слову на слой:

Далее по кадру побавлять по 1 слову и 1 кадру сначала слово «вход», потом «выход», далее «управление», «механизм» и «функциональный блок», при чем расставить длительность кадров нужно так: на пустом фоне - 0 секунд, на появлении слов - 0,1 секунда, и после появления последней надписи «функциональный блок» - 2 секунды, чтобы работающий с учебником мог спокойно воспринимать нарисованное.

Страница lab1.htm готова.

Таким же способом нужно добавить все лабораторные работы и темы.

3. Экономическая часть

.1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

3.1.1 Исходные данные для расчетов

Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного учебника приведены в таблице 1. Исходные данные получены в УГКР во время преддипломной практики. Цены на компьютерную техника и электроэнергию указаны на 1 февраля 2011г.

Таблица 1. Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Отчисления на социальные нужды

Установленный процент премии

Стоимость электроэнергии

Руб/кВт*ч

Количество рабочих дней в году

Продолжительность рабочего дня

Уральский коэффициент

Коэффициент готовности оборудования

Стоимость ПЭВМ

Паспортная мощность оборудования

Оклад лаборанта, занятого разработкой

Затрата на материалы (CD-диск)

Услуги полиграфии (распечатка)

Рабочее место (стол, стул)

Норма амортизации


3.2 Расчет экономической эффективности

.2.1 Расчет затрат времени на разработку мультимедийного электронного учебника

Таблица 2 Определение сроков на разработку мультимедийного электронного учебника

Стадия разработки

Продолжительность разработки (мес.)


В т.ч. машинного времени

Моделирование и дизайнерская работа

Верстка и сборка мультимедийного учебника

Тестирование работоспособности

Написание документации

Примечание: среднее количество рабочих дней в месяце равно 22


Таблица 3 Затраты и данные использования дополнительных программ

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Срок аренды на установленные программные продукты

Количество ПК, на которых установлены програмные продукты

Программный продукт Adobe Dreamweaver CS5

Программный продукт Adobe Photoshop CS5

Программный продукт Аrtisteer 2.5


Расчет затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Зпр=Зосн*Кпр\100, (1)

где Зпр - премия (руб.);

Зосн - основная заработная плата;

Кпр - установленный процент премии %;

Зпр=Зосн*Кпр\100=5000*30\100=1500, руб

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100, (2)

где Зтер - территориальная надбавка;

Ктер - установленный процент территориальной надбавки;

Зосн - основная заработная плата;

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100=(5000+1500)*15\100=975, руб

Зобщ=Зосн+Зтер+Зпр, (3)

где Зобщ - общая заработная плата разработчика;

Зобщ=Зсон+Зтер+Зпр=5000+975+1500=7475, руб

ФОТ=Зобщ*Ср, (4)

где ФОТ - фонд оплаты труда разработчика програмного продукта;

Ср - полный срок создания мультимедийного ученика мес;

ФОТ=Зобщ*Ср=7475*1,2=8970, руб

Н=ФОТ*Ксоц\100, (5)

где Н - начисление на заработную плату, руб;

Ксоц - единый социальный налог %

Н=ФОТ*Ксоц\100=8970*26\100=2332,20, руб

Фгод=Драб.дн/г*Др.дн*Кгот, (6)

где Фгод - годовой фонд рабочего времени машины час.;

Драб.дн/г - количество рабочик дней в году дн.;

Кгот - коэффициент готовности оборудования;

Др.дн - длительность рабочего дня час;

Фгод= Драб.дн/г*Др.дн*Кгот=244*8*0,9=1756,8, руб.

Апк=Спк*Ка\100, (7)

где Апк - амортизационные отчисления на вычислительную технику;

Ка - установленный процент амортизированных обчислений на основне фонды;

Апк=Спк*Ка\100=15320*20\100=3064, руб.

Арм=Срм*Ка\100, (8)

где Арм - амортизационные отчисления на рабочее место;

Арм=Срм*Ка\100=4500*20\100=900, руб.

Зэл/эн=Сэл/эн*Мпк*Фгод, (9)

где Зэл/эн - расходы на электроэнергию, руб;

Сэл/эн - стоимость одного киловатт-часа электроэнергии, руб/кВт.*ч.;

Мпк - паспортная мощность оборудования кВт.*ч.;

Зэл/эн= Сэл/эн*Мпк*Фгод=2,5*0,35*1756,8=1537,2, руб.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн, (10)

где Зоборуд - суммарные затраты, связанные с содержаним рабочего места за год.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн=3064+900+1537,2=5501,2, руб.

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод, (11)

где Сраб.мест - стоимость рабочего места в час;

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод=5501,2\1756,8=3,13, руб.

Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш, (12)

где Зраб.мест - затраты, связанные с эксплуатацией рабочего места;


Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш=3,13*144=450,72, руб.

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3, (13)

где Зп.комп - затраты на программный комплект руб.;

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3=13765+24089+1600=39454, руб.

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр, (14)

где Сгод - стоимость затрат програмного комплекта на один ПК в год, руб;

Г - количество месяцев в году, мес.;

Тр - срок разработки мультимедийного учебного пособия, мес.;

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр=39454\1\4\12*1,2=986,35, руб.

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл, (15)

где Зразраб - затраты на разработу мультимедийного ученика;

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл=8970+2332,20+986,35+20+450,72+210=12969,27, руб.

Многие фирмы, занимающиеся разработкой мультимедийных программ, платят большие деньги за программные комплекты, которые нужны во время разработки. Разработанный и изготовленнный мультимедийный ученик в УГКР является вспомогательным программным обеспечением. Он поможет поднять уровень образования, облегчить работу преподавателя и организовать условия для дистанционного образования, что повышает рейтинг образовательного учереждения.

Приведенный расчет показал, что общие затраты на разработку электронного мультимедийного ученика силами колледжа во много раз окупаються в денежном и социальном факторах.

4. Техника безопасности при работе за компьтером

Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Их утомляемость во многом зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей освещенности помещения. Согласно гигиеническим нормам освещенность на поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 300 люкс, а вертикальная освещенность экрана - всего 100-250 люкс. Исследования физиологов и гигиенистов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана приводят к быстрому зрительному утомлению.

Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.

В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.

Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.

Пример страницы интерактивного учебника

Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам - учиться стало более занимательно.

Как это работает?

Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.


Сайт образовательной платформы LECTA

Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников - якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.


В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом - для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева - обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.


Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi - ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов - там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

Какие планшеты подходят для школ?

Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.


10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников

Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию - от этого и стоит отталкиваться:

  • устройство должно работать на базе ОС Windows 7 и 8.1, iOS 7/Android 4.4 и выше;
  • для первого скачивания понадобится подключение к интернету - следовательно, нужны модули Wi-Fi или сотовой связи, хотя сейчас это и не проблема;
  • диагональ девайса должна составлять 10,1” или больше, т.е. большинство недорогих и современных планшетов отпадает;
  • разрешение экрана - не ниже 1280х800 пикселей;
  • также у устройства должно быть более 3 Гбайт свободной внутренней памяти, чтобы там разместился комплект минимум из 10 учебников.
  • ZOOM подготовил небольшой перечень планшетов, которые подходят под все эти требования и в то же время морально не устареют уже завтра. Мы взяли устройства на базе трёх ОС и постарались ограничиться стоимостью 50 000 рублей - всё-таки для школьников редко приобретают более дорогие планшеты.

ОС Экран Объём внутренней памяти Цена
Apple iPad Pro 10,5 iOS 10,5", 2224x1668 пикс. от 64 Гбайт от i 46 990
Huawei MediaPad M2 10,0 Android 5.1 10,1", 1920x1200 пикс.

от 16 Гбайт,

слот microSD

от i 29 990
Huawei MediaPad M3 Lite 10 Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

от 16 Гбайт,

слот microSDXC

от i 20 990
Samsung Galaxy Tab A 10,1 Android 6.0 10,1", 1920x1200 пикс.

от 16 Гбайт,

слот microSDXC

от i 18 990
Lenovo Tab 4 Plus Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

от 16 Гбайт,

слот microSDXC

от i 17 990
Lenovo Miix 320 Windows 10 10,1", 1920x1080 пикс.

от 32 Гбайт,

слот microSD

от i 17 790
ASUS ZenPad 10 Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

от 16 Гбайт,

слот microSDXC

от i 14 999

Прокудина Елизавета МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области 11 класс

Введение

Тема:

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

· Познакомить с понятием электронного учебника

· Познакомить с основными этапами создания электронных учебников

· Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем

Гипотеза:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление: информационные технологии и вычислительные системы

Тема : «Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free»

Прокудина Елизавета

МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области

11 класс

Научные руководители:

Мухина И. А.

Алехина Т.Ф.

г. Обнинск, 2013/2014 учебный год

Введение

Обучаясь в 11 классе, понимаю, что скоро мне предстоит сделать жизненно важный выбор – высшего учебного заведения и дальнейшей своей судьбы. От того как я подготовлюсь и сдам экзамены – многое зависти. Поэтому занимаюсь подготовкой серьезно и основательно: по демонстрационным вариантам в интернете, по дидактическим материалам. В основном – это тесты, форма удобная и очень простая. После знакомства с разными видами тестов, я поняла, что для меня оптимально подходит электронное тестирование. Но для решения ЕГЭ в режиме он-лайн тестирования у меня не хватает времени и сил. К тому же он-лайн тестирование имеет для меня один существенный недостаток: я не могу сохранить свои результаты, чтобы отследить по каким темам и заданиям у меня имеются пробелы. Поэтому для меня более приемлем вариант тестирования в одной из тестовых оболочек. Я познакомилась с разными тестовыми оболочками и поняла, что они имеют свои особенности и недостатки. Столкнувшись с понятием электронный учебник, я заинтересовалась данной темой, поняв, что это может упростить решение вариантов ЕГЭ и изучение новых материалов.

Также электронный учебник-это довольно новое явление, которое необходимо внедрять в общество. Я хочу рассмотреть преимущества и недостатки данного учебника. Но даже сейчас я понимаю, что электронный учебник очень полезен для учащихся.

По каждому курсу ученик или студент может пройти тестирование и получить оценку или балл, причем программа сама указывает, какой материал усвоен плохо. Для дистанционного обучения электронный учебник - это незаменимая вещь. Человек не должен останавливаться на достигнутом, а именно продолжать модернизировать, изменять, корректировать это пособие, так как создание библиотеки электронных учебников по информационным технологиям - наша задача на ближайшее будущее.

Тема:

Создание электронного учебника на базе eBook Maestro Free.

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

  • Познакомить с понятием электронного учебника
  • Познакомить с основными этапами создания электронных учебников.
  • Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free.

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем.

Гипотеза:

Данный проект поможет мне выяснить плюсы и минусы данного учебника, с помощью чего я смогу использовать его в дальнейшем.

1.Общие сведения об электронных учебниках

1.1. Определения электронных учебников.

Существует не одно определение понятию электронный учебник. Основными являются:

1)Компьютерный учебник- это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. [Демушкин]

2)Электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. [Хуторской]

3)Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная, система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи". [Зайнутдинова]

1.2. Основными преимуществами электронных учебных материалов

Перед печатными можно назвать следующие:

1. Функция быстрого поиска . Индексация (т.е. процесс, в результате которого страницы сайтов и блогов появляются в выдаче поисковых систем) информации в печатном издании, если и присутствует, то ее возможности весьма ограничены. Электронный учебник, напротив, предоставляет возможность быстро и точно находить нужную информацию по любому требуемому запросу.

2. Возможность индивидуальной организации и структурирования информации в виде гипертекста. Такая система предоставляет возможность объединять наиболее важные информационные блоки в одну логическую цепочку. Это положительным образом влияет на восприятие учебного материала и помогает лучше усвоить материал.

3. Мультимедийные функции . Они дают возможность использовать в учебном материале не только иллюстрации, но также музыку и видеоматериалы. Это во многом способствует повышению качества обучения и гораздо лучше страницы обычного учебника удерживает внимание ученика, в полной мере концентрируя его на учебном процессе.

4. Интерактивное моделирование . У учеников появляется возможность проводить множество виртуальных экспериментов, к примеру, по курсу химии, биологии или физики. Причем виртуальные эксперименты могут быть как простыми, так и довольно сложными, такими, которые в школьной лаборатории повторить было бы просто невозможно. Можно, например, работать с трехмерными графическими моделями молекул и атомов.

5. Интерактивная система самопроверки, которая дает возможность ученику в удобной форме оценить уровень своих знаний, более основательно подготовиться к контрольным и экзаменам.

1.3.Недостатки электронного учебника

Существенных недостатков у электронного учебника нет, можно выделить лишь непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенную утомляемость при работе с монитором.

Рассматривая эти возможности в комплексе, можно сказать, что электронный учебник во многом отличается от классического бумажного. Он предоставляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации образовательного процесса.

2.Создание электронного учебника

EBook Maestro FREE 1.80 - это универсальный инструмент для создания презентаций и электронных книг с богатым перечнем возможностей. Бесплатная версия eBook Maestro предлагает полный набор опций для некоммерческих проектов.

Этапы создания электронного учебника на конкретном примере.

1 этап

Необходимо установить программу eBook Maestro Free

2 этап

Для создания электронного учебника воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Электронный учебник напоминает собой web-сайт и состоит из html страниц, поэтому изначально необходимо подготовить html файлы для вашего учебника. Воспользуйтесь редактором NVU
  1. Во вкладке «Общие» вы должны указать название книги, имя автора, адрес
  1. Во вкладке «Файлы» вы должны указать расположение вашей папки с html файлами на жестком диске и стартовый файл книги. Также можно указать иконку.

  1. Во вкладке «Интерфейс» вы настраиваете параметры книги.

  1. При необходимости воспользуйтесь справкой

  1. В конце следует откомпилировать файлы и получить исполняемый файл готового приложения

Вывод

Исследуя материал по данной теме, я пришла к выводу, что электронный учебник-очень полезная и удобная в использовании вещь, которая предоставляет массу возможностей, не осуществимых с книжными изданиями. НО применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Создание учебника данного вида, облегчило мне задачу с усвоением материала, а также решениями тестов. Применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Список литературы:

1.Методическое пособие в вопросах и ответах URL: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html [дата обращения 11.01.2013]

2.Педагогика URL: http://paidagogos.com/?p=154 [дата обращения 31.01.2013]

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:

Что такое электронная книга

Интересным фактом появления электронной версии книги является то, что ею стала Декларация независимости США. Ее создал еще в 1971 году американский изобретатель Майкл Штерн Харт . Именно он стал основателем проекта «Гутенберг », который подразумевает оцифровку и сохранение мировой литературы в электронном виде, а также предоставление свободного доступа к книгам:


В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.


E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан (прочитан ) с помощью обычного текстового редактора (Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг (MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:


  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов (построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :


  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению (редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Рассмотрим процесс создания электронной книги на основе HTML с помощью программы eBook Maestro . Вес инсталляционного пакета программы небольшой и составляет всего 2,7 Мб. После установки и запуска приложения вас приветствует диалоговое окно, сообщающее о том, что вы пользуетесь бесплатной версией данного программного продукта. Что в свою очередь несколько «ущемляет » возможности программы:


Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:


На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:


Теперь заново возвращаемся в наше приложение. На вкладке «Общие » вводим название книги и контактную информацию ее автора:


На вкладке «Файлы » сообщаем программе о расположении файлов книги. То есть задаем путь, где мы сохранили отредактированные нами веб-страницы стандартного шаблона. Также здесь можно указать путь к иконке для книги, а в поле «Выходной EXE-файл книги » — место сохранения готового образца:


Во вкладке «Интерфейс » настраиваем пользовательский интерфейс: задаем размеры, цвет и схему расположения основных элементов книги:


Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:


Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:


Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :


После запуска конвертирования приложение выдало нам большой pdf документ. Каждый из пунктов содержания, расположенного слева, отвечал определенному документу Word . Вот только названия в пунктах отображались некорректно. Хотя в окне «Свойств книги » настройки параметров кодировки мы так и не нашли:


Вот как выглядела наша созданная книга.



Поделиться