Социальные отношения. Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания

А1. (3.9.) Доброжелательное расположение – это пример применения санкций

1) формальных позитивных, 2) формальных негативных, 3) неформальных позитивных,

4) неформальных негативных.

А2. (3.1.) Гражданин К. сменил свою профессию педагога на работу продавца. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин К. был включён в групповую мобильность?

1) произошло движение вниз по социально-экономической шкале, 2) он изменил свой социальный статус, 3) он поменял работу, следуя примеру своего друга, 4) многие педагоги в стране потеряли работу.

А3. (*) В стране Р. социологической службой был проведён в 1998 г., 2008 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств?».

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответа 1998 г. 2008 г.
Постоянно
Время от времени
Очень редко
Никогда

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Доля тех респондентов, которым никогда не приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, не изменилась.

2) Процент тех, кому постоянно приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

3) Процент тех, кому очень редко приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшился.

4) Доля тех респондентов, которым время от времени приходилось отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денежных средств, уменьшилась.

А4. (*) В стране Н. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какое направление социальной политики государства, по Вашему мнению, должно быть приоритетным?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

– установление государственных пенсий и пособий, – обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, – установление гарантированного минимума размера оплаты труда, – обеспечение охраны труда и здоровья людей.

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приоритетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охраны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено недостаточной государственной поддержкой семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве приоритетных направлений социальной политики государства.

А5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А) Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

В1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

В2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество; 4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул, 2) недоброжелательный отзыв, 3) присуждённая учёная степень, 4) признание лидерских качеств, 5) почётная грамота, 6) отлучение от церкви.

В4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной __ (А). Методы контроля зависят от применяемых __ (Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, прямые и косвенные. __ (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согласовывая его с общепринятыми __ (Г). В процессе __ (Д) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __ (Е). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов : 1) внутренний контроль, 2) обязанность, 3) стабильность, 4) социальная стратификация, 5) социализация, 6) внешний контроль, 7) санкция, 8) социальная норма, 9) долг.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

С1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

С2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме. Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

– государство, – сами граждане, – работодатели, – профсоюзы, – затруднились ответить

С3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Социальные отношения.

Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания. Ответы

А1-3 \\ А2-4 \\ А3-2 \\ А4-3 \\ А5-4 \\\\ В1-Вертикальная \\ В2-15 \\ В3-135 \\ В4-371859.

С1. Условия (факторы), влияющих на процесс социальной мобильности, и иллюстрирующие их примеры: 1) образование (пример: Сергею, закончившему университет и получившему высшее образование, открылась возможность претендовать на занятие должности креативного менеджера в солидной фирме); 2) заключение брака (пример: Олег, будучи простым шофёром, женился на дочери вице-мэра, что позволило ему заняться бизнесом, открыть свою авторемонтную мастерскую, что привело к изменению его социального статуса).

Могут быть названы другие условия и приведены иные иллюстрирующие их примеры.

С2 . Выводы по результатам опроса:

1) и в 2006, и в 2009 г. большинство опрошенных были уверены в том, что пенсионное обеспечение граждан в стране В.– обязанность государства;

2) менее 10% опрошенных в 2006 и в 2009 г. были уверены в том, что пенсионное обеспечение в стране В.–забота работодателей;

3) в 2006 г. было больше респондентов, которые считали, что о будущих пенсиях работников в стране В. должны заботиться сами граждане;

Обоснование вывода 1: А) то, что большинство опрошенных продолжает надеяться на государство, означает, что в стране «В». среди населения преобладает патерналистское сознание;

Б) можно говорить о том, что институты гражданского общества в стране В. (профсоюзы, инициативные организации граждан и др.) по защите прав граждан, ещё недостаточно развиты.

Могут быть сформулированы другие выводы и приведено обоснование иного вывода.

С3 . Вариант плана темы:

1. Понятие социального контроля: а) в широком смысле слова; б) в узком смысле слова.

2. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) санкции.

3. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний.

4. Совесть – проявление внутреннего контроля.

5. Методы социального контроля.

6. Органы власти РФ, осуществляющие социальный контроль:

а) Прокуратура РФ; б) Счётная палата РФ; в) Федеральная служба безопасности и др.

7. Соотношение внешнего контроля и самоконтроля.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Социальные отношения. Примеры тематических заданий. Ответы

А11 (3.11.) – 3 \\ А11 (3.1.) – 2 \\ А11 (*) – 3 \\ А11 (*) – 3 \\ А12 (3.8.) – 1 \\\ В1 – рабство \\ В2 –25 \\ В4 – 135 \\ В6 – 752419.

С6 (3.12.). Примеры, иллюстрирующие разновидности ролевых конфликтов: 1) гражданин Н., будучи журналистом светской хроники, собирал «жареные» факты о звёздах шоу-бизнеса, подчас используя любые средства, что вступало в противоречие с его нравственными принципами, с пониманием недопустимости нарушать право на неприкосновенность частной жизни звезды (применительно к внутриролевому конфликту); 2) гражданин Л. являлся руководителем крупной фармацевтической фирмы, что заставляло его проводить значительное время на работе в ущерб выполнения ролей мужа и отца (применительно к межролевому конфликту); 3) гражданка К. обладала блестящими способностями драматической актрисы. Закончив театральный институт, она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и сосредоточила все свои силы на ведении домашнего хозяйства, постоянно думая о том, что не может раскрыть и проявить свои актёрские способности (применительно к личностно-ролевому конфликту).

Совет : целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:

Разновидности ролевых конфликтов. Иллюстрирующие их примеры.

1. Внутриролевой – Пример... 2. Межролевой – Пример... 3. Личностно-ролевой – Пример...

С7 (3.14.) Выводы по результатам опроса :

1) Большинство студентов и представителей работающей молодёжи предпочитают традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений.

2) Большее число опрошенных старшеклассников, чем студентов и представителей работающей молодёжи, на первое место среди основных видов брачных отношений поставило традиционный зарегистрированный брак.

3) Гражданский брак одинаково приемлем для студентов и для работающих молодых людей.

Обоснование вывода 2 : такой высокий результат, продемонстрированный старшеклассниками, обусловлен их следованием установкам, формируемым родителями, другими членами семей, школой и т. д. в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности, а также меняющимся к лучшему отношением общества к традиционным ценностям, среди которых семья и брак занимают первое место.

С8 (3.3.) План

1) Молодёжь как социологическое понятие.

2) Особенности социального положения молодёжи: а) переходность положения; б) высокий уровень мобильности; в) освоение новых социальных ролей; г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.

3) Социально-психологические качества молодёжи: а) неустойчивость психики; б) внутренняя противоречивость; в) низкий уровень толерантности; г) стремление отличаться от остальных; д) специфическая молодёжная субкультура.

4) Типы самодеятельности молодёжи.

5) Неформальные молодёжные группы: а) хиппи; б) панки; в) рокеры; г) футбольные фаны и др.

6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

«Социальная политика РФ» - Полное исчезновение малочисленных народов. Номинальные доходы. Политика шоковой терапии. Регулирование и стратегическое планирование социально – экономических процессов на макроуровне. По целям прогнозирования. Решение локальных задач. Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала. Реально располагаемые доходы.

«Социальная политика» - Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Две составные части социальной политики. Аргументы в пользу социального государства. Основные дилеммы современной социальной политики Брюссель, 1995. Противоречивость сигналов. Субъекты социальной политики: Единственное достижение – возникновение демократии…представляется хрупким…

«Социальный конфликт» - Драка двух выпивших мужчин. Такие действия называются инцидентом. Основные социальные процессы. Столкновение покупателя с продавцом. Типы социальных движений. 8. Не относится к способам разрешения социальных конфликтов… a) игнорирование b) посредничество c) арбитраж d) компромисс. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель?

«Социальная работа в школе» - Приложение № 1 АКТ обследования материально-бытовых условий семьи «_____» _____________200__г. План. Основные формы и методы работы социального педагога в школе. ЦЕЛЬ: осуществление мероприятий по социальной защите детей и социальному развитию личности в школе. Направления работы. Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом внимании.

«Социальные проблемы» - Решение проблем врачей. Социальные проблемы врачей. Резюме. Острые проблемы медицинских работников, частота упоминаемости в СМИ. Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Эксперты предложили дополнить перечень проблем: Социальные проблемы врачей и предлагаемые решения. Количество публикаций за месяц.

«Индивид и личность» - «Личность» - «индивидуальность». Развитие сфер личности. Общества и ребенка. Особая личностная структура. Решает задачи развития индивидуальности. Развитие всех сфер в интересах. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область - индивидуальность личности. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Социальный контроль»

Введение

Общество -- саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование - институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок. социальный контроль общество индивид

Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых -- таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер - была разработана теория социального контроля.

Я считаю тему данной контрольной работы актуальной, так как общество - система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

Таким образом, объектом данной работы является непосредственно институт социального контроля, а предметом - его тесная взаимосвязь с обществом, формы, в которых он осуществляется, а также эффективность влияния социального контроля на общество.

Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и элементы

1.1 Понятие социального контроля, его функции

Социальный контроль -- система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:

· Социальный контроль - составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;

· Проблема социального контроля - это определенный срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;

· Нельзя представлять себе социальный контроль односторонне - как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;

Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).

Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:

1)упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями -- наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.

Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, можно выделить следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:

· индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;

· социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие;

· категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;

· характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия;

· характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;

· индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.

Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм - «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. « П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не можетобойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет двеосновные функции:

Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества - это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

1.2 Элементы социального контроля

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “, а не “ групповыми привычками “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность.

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

· Позитивные санкции - это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции - осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия - заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций - правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:

Материальными - подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными - награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

Санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

Санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

Санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

1.3 Самоконтроль

В зависимости от способа вынесения санкций - коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Самосознание - чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

« Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.» *

Самоконтроль - это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.

Заключение

Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

Если рассматривать социальный контроль как социальный институт, то можно сделать следующие выводы:

Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;

По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.

Основное назначение социального контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;

Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные элементы системы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления. Право пользования общественными ресурсами от имени общества. Функция социального контроля по Т. Парсонсу. Сохранение существующих в обществе ценностей.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Этапы и сущность процесса социализации. Виды социального контроля. Сущность, содержание, формы и основные элементы политической жизни общества. Методы внешнего контроля. Общественные условия социализации. Функции агентов первичной социализации.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Понятие социального контроля: его сущность и основные элементы. Концепция социального контроля П. Бергера. Основные формы, агенты и инструменты социального контроля. Самоконтроль как чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2009

    Понятие и типология отклоняющегося поведения человека. Анализ определяющих его факторов. Сущность и цели социального контроля. Виды девиантного поведения и его отличие от нормативного. Специфика девиаций в современном обществе и их основные компоненты.

    презентация , добавлен 20.01.2014

    Сущность социального контроля, его функции, формы реализации и отличительные черты. Регламентация в социальных институтах и организациях. Групповое давление. Влияние общественного мнения и принуждение. Социальные нормы и санкции как основа контроля.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Понятие социального контроля, его действие. Социальная санкция как мера воздействия и важнейшее средство социального контроля. Конформизм как вид социального поведения, его когнитивные последствия. Характеристика девиантного поведения, основные признаки.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Личность с точки зрения социологии, уровни ее структуры. Представление об индивидууме и индивидуальности. Периоды социализации в обществе. Понятие ролевого конфликта. Стабилизирующая функция системы социального контроля. Девиантное поведение человека.

    презентация , добавлен 17.10.2014

    Современное понимание социального контроля и его место в системе социального менеджмента. Три способа осуществления общественного контроля: эффективное воспитание; принуждение; политическая, нравственная, юридическая и финансовая ответственность.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Изучение понятия и функций социального контроля - группового одобрения или осуждения трудового поведения работника в зависимости от сложившихся в коллективе ценностей и правил трудового поведения. Особенности административного, общественного контроля.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Структура и классификация форм социального взаимодействия. Концепции социальной стратификации и определяющие признаки страты. Роль социальных институтов в жизни общества, их типология и функциональные качества. Понятие и виды социального статуса.

Тема: Социальное поведение и социальный контроль. Вопросы: 1. Социальное поведение. Сущность социального отклонения. 2. Типология девиантного поведения. 3. Понятие социального контроля. Виды, формы, функции социального контроля. 4. Основные элементы и методы социального контроля.

Понятие социального контроля. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и психологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т. е. соответствующему нормам общества, поведению.

В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание и был тесно связан с процессами социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными ожиданиями, требованиями и вследствие этого «здоровый» социальный порядок.

Американский социолог С. Аск выделил в осуществлении социального контроля особую роль группового давления, которое понуждает индивида приспосабливаться к существующим коллективным мнениям, ценностям и нормам.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи от поколения к поколению.

Американский социолог Т. Парсонс понимал социальный контроль как механизм обеспечения в пределах данной системы согласованности всех ее функций с поведенческими ожиданиями людей, усвоения ценностей и норм общества его членами, создания системы авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемой специально созданными в обществе институтами права, культуры, управления и т. п.

Социальный контроль способ регуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т. п.) посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов по средствам нормативного регулирования. В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля: 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества; 2) процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая или профессиональная группа, территориальная, политическая, религиозная общность и т. п.) представляет собой сложноорганизованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов.

Компоненты социального контроля Индивидуальное (групповое) действие, соотносящееся (или не соотносящееся) с действующими в группе (общности) ценностями и нормами; Реакция социального окружения на индивидуальное (групповое) действие в соответствии с существующей социальной шкалой оценок в культуре, морали, праве и т. п. ; Действующая в обществе (общности) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения; Система формализации и категоризация индивидуальных или групповых действий и соответствующих им оценок(одобряющих, порицающих, осуждающих) социальным окружением; Существующие в системе общественное (групповое) сознание и мнение; Система социальных санкций (предупреждающих, осуждающих, репрессивных и т. д.) по отношению к индивидам, допустившим то или иное отклонение от действующих социальных норм; Формирующаяся у личности в процессе социализации индивидуальная шкала оценок.

Социальный контроль групповое и индивидуальное, организованное и неорганизованное отслеживание поведения с целью предотвращения, недопущения отклонений от социальных норм, наказания или исправления девиантов.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции: релятивную контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; охранительную социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности (человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй). Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению; стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Виды социального контроля неформальный процесс взаимного контроля участников какого -либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.), а так же самоконтроль личности формальный связан главным образом с созданными государством контрольными органами, а также с осуществлением функций cоциального контроля различными государственными организациями и учреждениями

Неформальный контроль осуществляют: общественное мнение, традиции, обычаи и др. ; Дж. Кросби выделил 4 типа неформального контроля: Социальные вознаграждения Наказание Убеждение Переоценка норм

Формальный контроль осуществляют официальные органы (уголовное право, милиция, суд, прокуратура и др.) Принципы формального контроля: предупреждение возможных отклонений от нормы; удержание людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания; применение санкций в случае нарушения действующих норм.

Основа социального контроля Совокупность норм и ценностей, которые навязываются индивиду или группе извне – со стороны общества в лице его полномочных представителей(гос. служащих) и обладают принудительной силой, а также система санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

Классификация норм социальные нормы политические нормы технические нормы профессиональной этики нормы морали нормы экономического характера нормы семейных отношений нормы повседневного поведения

Основные виды социальных норм: Нормы права - это общеобязатель ные, формально -определенные правила поведения, которые установлены или санкционирован ы, а также охраняются государством. Нормы морали - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливост ии несправедливос ти, долге, чести, достоинстве. Нормы обычаев Нормы общественных организаций - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократног о повторения, исполняются в силу привычки. поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Социальные санкции разветвленная система реакций окружающих на поведение индивида или группы, преследующая своей целью надзор за выполнением норм.

Элементы социального контроля Нормы физические Наказание индивида за нарушение групповых норм Санкции Экономические Запугивание, штраф и др. Административные Освобождение от должности. Понижение на службе, арест и др.

Санкции формальные Повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание неформальные Одобрение, негодование Позитивные Общественное признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания Негативные Общественное отрицание, штраф, осуждение, изоляция

Специфические способы осуществления социального контроля: Ø предотвращение осуждаемых поступков, Ø удержание от них, Ø сдерживание (устрашение), Ø принятие санкций.

Методы социального контроля по Т. Парсонсу Изоляция Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. Обособление Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Реабилитация Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Методы социального контроля (Т. Парсонс) 1) Изоляция – применяется с целью отлучения лица, нарушавшего социальную норму, от других индивидов, но не предусматривает процесса его реабилитации. Например, такой метод применятся в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам. 2) Обособление – предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, однако не полную его изоляцию от общества. Например, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. 3)Реабилитация – подготовка девианта к возращению в нормальную жизнь и исполнению своих обычных ролей в обществе. Например, во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации по которым осуществляется реабилитация девиантов, которые не являются преступниками.

Социальное поведение Совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества. Нормативное Девиантное

Нормы – 1) (от лат. norma - угломер; перен. – мерка, правило, образец, предписание), исторически утвердившаяся форма регулирования отношений и личного поведения людей; 2) понятие означающее границы (меру трансформаций), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как Девиация предосудительное и недопустимое. Девиантное поведение совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

Сущность социального отклонения. Биологическое объяснение: Ч. Ломброзо выделил 4 типа преступников Прирожденный преступник Душевнобольной преступник Преступник по страсти Случайный преступник

В. Шелдон выделил 3 типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками: Эктоморф Эндоморф Мезоморф

Психологическое объяснение (З. Фрейд) Сторонники подхода объясняют девиантное поведение исходя из психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые носят отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой.

По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Социологическое объяснение (Р. Мертон). 1. Конформизм (цель +, средства +) 2. Инновации (цель +, средства -) 3. Ритуализм (цель -, средства +) 4. Ретритизм (цель -, средства -) 5. Мятеж, бунт (цель -, средства -)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по Р. Мертону) 1) Конформизм (полное принятие социальных целей общества и способов их достижения) 2) Инновационность (принятие социальных целей, но не способов их достижения (рекет, подделка денег, воровство, злоупотребления)) 3)Ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (стяжательство, подлоги, махинации и др.)) 4)Ретритизм (отрицание и того и другого (анархия, бродяжничество, наркомания)) 5)Мятеж, бунт (активное неприятие первого и второго (радикализм, борьба за свободу, политический терроризм и др.))

Виды девиантного поведения Деструктивное поведение Асоциальное поведение Противоправное поведение вред только самой личности причиняющее вред личности и его семье, компании друзей, соседям и др. нарушение как моральных, так и правовых норм

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно разделить следующие основные виды девиантного поведения. 1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социальнонравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.



Поделиться