Что является основой социальных гарантий. Опыт реализации социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой, необходимость его применения в России

Социальные гарантии - это реализация государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, представленные государством населению в РФ включают:

право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии;

единовременное пособие при рождении каждого ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лег,

ежемесячное пособие на каждого ребенка;

ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и др.;

ритуальное пособие;

минимальный размер пособия по безработице;

минимальный размер стипендии;

право на жилище;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на образование.

Источниками финансирования государственных программ социальных гарантий выступает преимущественно государственный бюджет и бюджеты местных органов власти.

Следующим элементом системы социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение- это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. И в отличие от социальных гарантий, социальное обеспечение представляет собой реакцию на социальные риски (травмы, болезни, старость, инвалидность, рождение больных детей, многодетность и т.д.), поэтому предоставляется не всем, а только тем, подпадает под эти риски. В свою очередь социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь.

Социальная помощь - это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь предоставляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье одежда, услуги). Источником ее финансирования являются не страховые отчисления, а налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

Социальное страхование - это система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т. д.). Может быть государственным и негосударственным. Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. Финансирование социального страхования осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, занятости и др.). Эти фонды функционируют в социальной рыночной экономике как некоммерческие организации .

Очевидно, что система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение степени патернализма (сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, сворачивание льгот и компенсаций) будет происходить одновременно с расширением степени ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.

На представленной выше схеме это отражено в виде блока экономических отношений личной самозащиты (включающих отношения между государством и индивидом по поводу личного добровольного страхования, формирования личных сбережений и самозанятости), сопряженных с системой государственной защиты и поддерживающих ее. В то же время государству необходимо сохранить и развить унаследованную от социализма систему коллективной защиты, что соответствует социокультурным корням российского общества (на схеме этот блок коллективной социальной защиты располагается справа от пирамиды государственной защиты). В противном случае все меры, направленные на большую либерализацию системы социальной защиты, без создания соответствующих компенсационных механизмов самообеспечения и коллективной защиты экономически активного населения будет сопровождаться падением уровня жизни населения и ростом бедности .

Социальная политика будет составной частью общей стратегии государства, ᴏᴛʜᴏϲᴙщейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики будет развитие образующих то или иное общество классов, социальных групп, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на базе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований.
Стоит отметить, что осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Стоит сказать - политика государства в сфере доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, кᴏᴛᴏᴩые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на ϶ᴛᴏт путь совсем недавно.
Стоит отметить, что особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей кᴏᴛᴏᴩой будет адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение ϶ᴛᴏй задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в данных благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения)

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов будут: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Стоит заметить, что оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов состоит по сути в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С ϶ᴛᴏй целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике будет поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— ϶ᴛᴏ социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и ϲʙᴏбод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд будет главным источником средств существования, по϶ᴛᴏму система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, кᴏᴛᴏᴩая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час) Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, кᴏᴛᴏᴩая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Основные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального ϲʙᴏеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может ϶ᴛᴏго делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

1. Правовые основы соц. политики.

2. Соц. гарантии.

1 – соц. политика – это комплексная характеристика гос. управления:

· Доктринальная (подход гос-ва к решению проблем)

· Нормативная

· Организационная (структура учрежд. и организаций, которые занимаются решением проблем)

· Инструментальная (совокуп. средств и методов реализации соц. задач)

· Процедурная (опр. процедура предоставления соц. льгот, соц. помощи)

Соц. политика гос-ва – это определённая ориентация и система мер по оптимизации соц. развития общества, отношений между соц. группами, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей.

Для осущ. соц. политики необходимо:

1. Общественно поддерживаемая соц. доктрина (официальные программные док-ты)

2. Конституционные и законодательные установления (законы + подзаконные акты)

3. Механизм организации исполнения гос-вом соц. обязательств.

4. Организационная структура мониторинга и контроля.

5. Ресурсы для реализации соц. обязательств.

Задачи соц. политики:

1. Повышение уровня жизни и соц. поддержки населения.

2. Оптимизация структуры занятости, сокращение безработицы.

3. Формирование механизма соц. защиты.

4. Разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспеченье безопасности.

5. Преобразования в соц. бытовой инфраструктуре и соц. культурной сфере.

Декларация прав и свобод граждан. Принята Верх. Советом РСФСР 22.11.1991 г. В основе всеобщая декларация прав человека (право на жизнь, равенство мужчин и женщин, равенство перед законом, ответственность по закону, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность к частной жизни, право на жилище, свободу передвижения, свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, право на участия в управлении делами гос-ва, право на собственность, на труд, на равное вознаграждение за равный труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование и на медицинскую помощь + право на юридическую помощь и на судебную защиту прав). К соц. работе с населением относятся статьи:

23(частично) – каждый имеет право на защиту от безработицы;

26 – каждый имеет право на соц. обеспеченье:

· По возрасту

· В случае утраты трудоспособности

· Потери кормильца

· Иных установленным законах случаях

Пенсии, пособия и иные виды соц. помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гос-во развивает систему соц. страхования и обеспеченья

Поощряется создание общественного фонда соц. обеспеч. и благотворительность;

28 – гос-во обеспеч. Защиту материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в соц. поддержке.

Статьи: 2, 6, 7, 17, 18, 21, 37, 38, 39, 72.

2 – под системой соц. гарантий понимается: предоставление соц. значимых благ и услуг всем гражданам без учёта их трудового вклада и проверки нуждаемости. Меру гарантии определяет принцип распределения по потребности с учётом ресурсных возможностей общества.

Минимальный набор и уровень гарантий динамичен и зависит от исторических условий каждого гос-ва.

В основе системы гарантий принципы общего налого обложения и бюджетного финансирования.

К системе соц. гарантий примыкают соц. льготы – соц. гарантии отдельным категориям лиц.

Основа гос. соц. гарантий – минимальные соц. стандарты – установленные законодательством гос-ва норма и нормативы закрепляющие минимальный уровень соц. защиты населения, ниже которого опускаться нельзя.

В структуру соц. гарантий входят стандарты в области:

· Оплаты труда

· Образования

· Здравоохранения

· Культуры

· Жилищно-коммунального обслуживания

· Соц. обеспеченья

В число минимальных гос. стандартов относятся – минимальный размер оплаты труда, размер прожиточного минимума(установлен федеральным законом о прожиточном минимуме в РФ; закон от 24.10.1997 г. В редакции от 22.08.2004 г.), потребительская корзина(утв. Постановлением правительства РФ от 19.02.1999 г. №192 «Об утверждении методических рекомендации по определению потребительской корзины для основных соц. демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ)

Соц. поддержка малоимущим семьям.

Среднедушевой доход семьи опр. федеральным законом от 05.04.2003 г. №44 ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказании им гос. соц. помощи.

Субъекты соц. гарантий:

1. Федеральные орган гос. власти.

2. Органы гос. власти субъектов РФ.

3. Органы местного самоуправления.

Механизм реализации соц. гарантий.

1. Установление минимального размера оплаты труда.

3. Компенсация.

4. Предоставление субсидий.

5. Предоставление соц. льгот.

6. Предоставление соц. услуг.

7. Выплата соц. пособий.

8. Оказание соц. помощи и соц. поддержки.

Соц. услуги – действия соц. службы закл. в оказании соц. помощи для преодоление трудной жизненной ситуации.

Соц. льготы – полная или частичная освобождение отдельных категорий граждан от выполнения установленных законом норм.

В зависимости от порядка формирования денежных средств гос. соц. обеспеченье осуществляется в различных формах:

· Гос. соц. страхование – за счёт страховых взносов.

· Гос. соц. обеспеченье – за счёт бюджетных средств. Гос. соц. помощь. Соц. защита(деятельность гос-ва; комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоёв населения)


Похожая информация.


Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.


Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Частью общей стратегии любого правительства в области общественных отношений выступает система социальных гарантий. Это направление предусматривает целенаправленную деятельность власти по разработке и реализации решений, касающихся непосредственно каждого гражданина и его положения. Создание тех или иных форм защиты осуществляется с учетом различий между группами населения.

Значение

Основная цель, которую преследует гарантий, это формирование защиты всех элементов, составляющих структуру общества, а также отдельных индивидов от деструктивных процессов, которые имеют место на тех или иных этапах развития. Деятельность власти направлена на развитие формирующих население групп, классов, слоев, этнических сообществ. Такая политика должна содержать определенные стратегические установки, ориентированные на достижение глобальных для страны целей. Основа, на которой формируются социально-экономические гарантии, это информация, которую получают при сборе статистических сведений и выполнении общественных исследований. Анализ и осмысление полученных данных позволяет выработать грамотную стратегию по реализации особо значимых целей, решению актуальных задач.

Политика власти в сфере доходов

Различия в показателе прибыли на душу населения именуются дифференциацией. В рыночном хозяйстве она всегда была и остается характерным признаком. отмечается и в странах, которые давно встали на путь развития, и которые находятся сейчас в самом его начале. Особенно характерен рост ее показателей для России. На смягчение установившегося неравенства как раз и ориентированы государственные социальные гарантии. Это считается сегодня первоочередной задачей Правительства страны. Решение данного вопроса предусматривает поддержание оптимального соотношения между доходами занятой (активной) части населения и нетрудоспособных граждан. Реализуется эта задача посредством введения налогов и трансфертов для жизнедеятельности людей или достижения ими определенного уровня жизни.

Снижение показателей дифференциации

В качестве основных направлений в данной политике выступают:

  • Перераспределение, регулирование, перерасчет поступлений граждан.
  • Поддержание беднейших категорий и так далее.

Перераспределение доходов производится посредством дифференциации налогов, получаемых из разных источников. Регулирование прибыли заключается в непосредственном вмешательстве в первичное направление денежных потоков путем установления или минимальной величины зарплаты или верхнего предела ее номинального размера. Наибольшее значение, однако, имеет поддержка беднейших слоев населения.

Социальная гарантия

Это определение выступает в качестве ключевого понятия в разработке программ, направленных на защиту населения от разного рода деструктивных общественных и политических процессов в стране. Оно включает в себя различные нормативы, которые обеспечивают гражданам общепризнанный уровень потребления - минимальный стандарт качества жизни с учетом возможностей национального хозяйства.

Основные требования

Институт общественной защиты граждан должен соответствовать следующим условиям:

  1. Иметь достаточный и необходимый объем.
  2. Располагать материальными и финансовыми ресурсами.
  3. Предусматривать адресность.
  4. Учитывать территориальные особенности.
  5. Обладать механизмом доведения помощи до получателей.

Характеристика

Социальная гарантия - это элемент, который обеспечивается населению в соответствии с конституционными положениями. Она может быть:

  • Общенациональной.
  • Региональной.
  • Отраслевой.

Защита трудоспособного населения

Социальные гарантии работникам - это инструменты обеспечения нормальных условий профессиональной деятельности и получения оплаты за нее. В России в качестве одного из таких средств выступает установление МРОТ. Во многих странах введена минимальная часовая зарплата. На сегодняшний день МРОТ в России находится на достаточно низком уровне. Это говорит о том, что проводимая политика в сфере занятости населения не дает нужного эффекта.

Социальные гарантии и компенсации

Это отдельное направление деятельности власти. Оно ориентировано в сторону нетрудоспособного населения, которое сегодня особенно нуждается в защите. Стратегия власти должна создавать оптимальные условия с учетом каждой категории таких граждан. Поступления на их обеспечение разделяются на три группы:


Классификация льгот

Они представлены в виде дотаций на:

  1. Оплату коммунальных услуг и жилья.
  2. Покупку лекарств.
  3. Бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на топливо и техобслуживание.
  4. Налогообложение.
  5. Предоставление путевок в санатории и на курорты.
  6. Проезд на внутригородском и междугороднем общественном транспорте.

Виды пособий

Денежные компенсации предусмотрены:

  1. По бедности.
  2. Матерям и детям.
  3. Инвалидам.
  4. Ветеранам, пенсионерам и пожилым людям.
  5. Вынужденным переселенцам и беженцам.

Функции

Любая социальная гарантия - это элемент общественного института защиты населения. В его рамках ставятся крупномасштабные цели и задачи. Их достижение и реализация осуществляется по разработанной Правительством программе. Четкое следование принятой схемы должно обеспечивать предполагаемый эффект. Социальная гарантия -это, кроме прочего, эффективный инструмент стабилизации положения граждан. Она исполняет следующие функции:


Заключение

Основные задачи, которые стоят перед охватывают стимулирование и поддержание экономического развития, подчинение производственной сферы интересам потребителей. Вместе с этим, благодаря внедрению разработанных программ, усиливается трудовая мотивация, деловая предприимчивость населения. Все это в свою очередь способствует достижению и последующему повышению уровня жизни, сохранению природного и культурного наследия, самобытности и национального своеобразия.



Поделиться