Передовые производственные технологии (Advanced Manufacturing Technology) станут одним из приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в России. Аддитивные технологии в фармакологии

Дорогие друзья!

Экономическая мощь любой страны определяется сегодня уже не столько объемом производимых товаров и услуг, сколько созданием принципиально новых продуктов и технологий.

Основной тренд происходящих на наших глазах изменений заключается в том, что промышленное производство становится цифровым, «безбумажным», интеллектуальным и кастомизированным.

Заводы и предприятия будущего будут существенно отличаться от тех, к которым мы привыкли. И эти изменения, которые приходят вместе с укладом, мы уже можем наблюдать.

Я предлагаю сегодня поговорить о том, какие именно передовые производственные технологии меняют облик мировой промышленности, и как эта «новая индустриализация» проводится в России.

Передовые производственные технологии часто называют «прорывными», подчеркивая тот факт, что они не просто совершенствуют, а принципиальным образом меняют структуру производства. Главная цель их внедрения – производить продукцию качественнее, быстрее и при этом дешевле.

Под передовыми технологиями мы имеем в виду комплекс технологических процессов, включающих различные машины, приборы, оборудование, которые управляются в той или иной мере с помощью компьютера.

Практически все эти технологии объединяет то, что они «оцифровывают» традиционную промышленность, а их ядром является и .

Почему новым производственным технологиям уделяется сегодня такое большое внимание? Если традиционные рынки показывают ежегодный рост на 5-7%, то такие высокотехнологичные направления, как промышленный интернет или аддитивное производство, – от 30% и выше.

Приведу всего лишь несколько наглядных цифр, демонстрирующих бурный рост новых рынков, связанных с передовыми производственными технологиями.

По оценкам экспертов, мировой рынок промышленной автоматизации уже в 2019 году может составить почти 150 млрд долларов, а рынок «больших данных» может достичь через два года 187 млрд долларов.

Индустрия аддитивного производства должна вырасти с нынешних 6 млрд до 30 млрд долларов к 2022 году, а объем рынка всех «цифровых», «умных» и «виртуальных» фабрик превысит к 2035 году 1,5 трлн долларов. Это, конечно, прогнозные значения, но они отчетливо показывают то, как «завтра» будет выглядеть мировая промышленность.

Очень быстрыми темпами растет сегодня рынок новых материалов, в первую очередь благодаря спросу на них со стороны крупных отраслей промышленности. Без углепластиков уже сложно представить себе авиакосмическую сферу, или строительство крупных сооружений и мостов.

Фотополимеры, металлические сплавы, порошковые и волоконные материалы все чаще заменяют традиционные металл или дерево. Главное преимущество композитов – это снижение веса конструкции, что приводит к существенному сокращению издержек.

Например, уменьшение массы искусственного спутника на околоземной орбите всего на 1 килограмм приводит к экономии 1 тысячи долларов. Снижение веса самолета на тот же 1 килограмм – сокращает издержки уже до 30 тысяч долларов ежегодно в течение всего срока эксплуатации воздушного судна.

Практически ежегодно появляются новые «умные» материалы, обладающие памятью возврата к своей исходной форме, способностью самовосстанавливаться и даже самоочищаться. Их активное внедрение также серьезно меняет саму экономику промышленного производства.

Многие из вас наверняка слышали о том, что в этом году прошли первые летные испытания нового флагмана российской гражданской авиации – самолета МС-21. Это проект, в котором воплощены самые передовые на сегодня инженерные и научные решения.

Одной из главных особенностей МС-21 является крыло из полимерных композиционных материалов, впервые в мире созданное для узкофюзеляжных самолетов. Доля композитных материалов в конструкции лайнера доходит до 35%, что делает его уникальным в своем классе. За счет применения передовых технологий и материалов МС-21 обладает высокими аэродинамическими качествами, потребляет меньше топлива и требует меньших затрат в ходе эксплуатации по сравнению со своими сегодняшними главными конкурентами – 737 и Airbus A320.

Благодаря своей легкости и прочности композиционные материалы широко применяются в , судостроении и атомной промышленности. Способность композитов выдерживать значительные нагрузки делает эффективным их применение при изготовлении, например, лопастей ветрогенераторов.

Одним из самых перспективных направлений является промышленная 3D-печать, или аддитивные технологии, которые меняют традиционно сложившиеся подходы к обработке материала.

На протяжении многих столетий технология оставалась, по большому счету, неизменной: человек резал металл, фрезеровал, обтачивал его. Иначе говоря, удалял всё лишнее, чтобы получить нужную деталь. Аддитивное производство, наоборот, построено на добавлении материала – металлического порошка, расплава или проволоки, что подчеркивается и в самом названии этих технологий.

3D-принтинг можно назвать одним из главных открытий последних десятилетий. Данная технология позволяет создавать методом послойной печати изделия различной формы и сложности на базе цифрового макета. Это совершенно новая концепция проектирования, значительно сокращающая временной отрезок между появлением в голове инженера идеи и ее материализации в конечный продукт.

Аддитивные технологии позволяют внести еще на стадии проектирования необходимые правки и корректировки, поменять объем выпускаемой партии в зависимости от спроса, сделать каждое изделие уникальным, адаптированным под конкретного потребителя, то есть производить кастомизированную продукцию.

Более того, уже началась разработка технологий 4D-печати. Речь идет о создании дополнительного измерения, позволяющего объекту меняться во времени. Если эти идеи удастся воплотить в жизнь, то появится новое поколение самоизменяющихся продуктов, способных реагировать на изменения окружающей среды.

Справочно. Под 4D-печатью имеется в виду добавление к трем измерениям для создания реальных объектов (длине, широте и высоте) четвертого параметра – фактора времени. Материалы приобретают способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, но при этом обладают «памятью формы», что позволяет им возвращаться в исходное состояние. Пример: одежда или обувь меняют свою форму и функционал в зависимости от погодных условий – жары, ветра.

Уже сегодня аддитивные технологии получают всё более широкое распространение в машиностроении, аэрокосмической промышленности, двигателестроении, металлургии, биомедицине.

Например, наша Объединенная двигателестроительная корпорация планирует применять аддитивные технологии при производстве газотурбинных двигателей. До 20% деталей в массе двигателей, как ожидается, будут изготавливаться с помощью 3D-печати. И уже были с успехом внедрены при изготовлении деталей двигателя ПД-14 для гражданской авиации, а также в конструкции нового газотурбинного двигателя морского применения.

Аддитивным способом планируют печатать отдельные компоненты и «Вертолеты России» – в первую очередь несиловые детали и элементы рулевого управления.

С помощью аддитивных технологий люди уже пробуют возводить жилые дома и офисы, создают первые прототипы «пластикового» огнестрельного оружия. Печатаются протезы для кистей рук и нижних конечностей, разрабатываются специальные биочернила для печати костных тканей и хрящей.

Разработкой 3D-принтеров в нашей стране занимается целый ряд исследовательских центров – Московский центр лазерных технологий МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский «Политех», Томский политехнический университет и другие. На базе НПО «Сатурн» в Рыбинске центр аддитивных технологий создает «Ростех».

Очень сильные позиции в сфере трехмерной печати у предприятий «Росатома». Например, первый российский 3D-принтер металлической печати был сделан в «ЦНИИТмаше» (Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения, г. Москва). На выходе получаются сложнопрофильные изделия, которые на 10-15% прочнее тех, что изготавливаются традиционным литьём.

Аддитивные технологии – настоящий образец «новой» промышленности, переживающей цифровую трансформацию. Данные, необходимые для запуска производства и создания изделий, теперь могут храниться в цифровом виде, буквально на «флешке», что существенно экономит издержки предприятия.

Пожалуй, самым важным этапом производства промышленной продукции является процесс перехода от идеи ее создания к реальному воплощению в жизнь.

Как выглядит традиционная цепочка разработки нового продукта? Конструкторы проектируют, инженер-расчетчик делает расчетные проверки, затем проводится большое количество натурных испытаний. В итоге на всех этапах жизненного цикла вносится множество изменений, каждое из которых приводит к росту себестоимости и сроков.

Цифровизация промышленности меняет эту систему – проектирование ведется уже на базе проведенных сложных математических расчетов. Иными словами, конструктор начинает работать не с чистого белого листа, а с конкретной цифровой моделью.

Высокотехнологичные компании в аэрокосмической сфере, автомобилестроении или нефтегазовом машиностроении создают «цифровых двойников», то есть точную виртуальную копию объекта. Для чего это делается? Чтобы заранее выявить любые ошибки в конструкции, оптимальным образом задействовать все имеющиеся ресурсы, улучшить совместную работу конструкторов и технологов.

По такому принципу создается, к примеру, отечественный цифровой подводно-добычной комплекс для разработки шельфовых месторождений в Арктике.

Цифровое проектирование ускоряет подготовку производства, сокращает издержки и устраняет возможные риски на самых первых этапах разработки продукта. Эти принципы успешно применялись, например, в проекте «Кортеж» по созданию линейки отечественных автомобилей на единой модульной платформе. Всего лишь за два года были изготовлены прототипы машин в четырех вариантах кузовов. Столь коротких сроков удалось достичь за счет использования самых передовых технологий проектирования.

Но любой завод начинает кардинальным образом меняться, когда внедряется автоматизация. В среднем автоматика быстрее человека в 3-4 раза. Там, где раньше применялся рутинный ручной труд, работу выполняет робот-автомат, который не ошибается, не устает и действует по заранее установленной программе.

В этом и заключается главный положительный эффект от роботизации за счет повышения скорости и эффективности работы и снижения риска ошибок, вызванных человеческим фактором. Причем особую ценность промышленные роботы представляют на тех участках, которые связаны с тяжелыми или опасными для человека условиями работы.

Массовое внедрение роботизированных технологий является главным фактором перехода к безлюдной промышленности. И эти перемены ощущают на себе даже самые консервативные отрасли.

Например, новосибирская группа компаний «Обувь России» создает фабрику, где все основные операции – от раскроя до окончательной сборки обуви – выполняют промышленные роботы. Одна «умная» машина способна заменить десяток швей, а производительность труда «интеллектуального» станка в 6-8 раз выше обычной .

Более того, роботы уже обучают конструкторов, технологов и дизайнеров. Машина, получившая флешку с будущей моделью обуви, всего за несколько секунд успевает отсканировать информацию, перенести ее на фрезерный станок, который быстро вырезает из кожи заготовку, а затем сам сшивает детали.

«Умными», впрочем, могут быть не только компьютеры, роботы и материалы, но и целые предприятия. Когда к единой сети подключаются и начинают взаимодействовать между собой различные единицы , датчики, сенсоры и прочие небытовые устройства, значит мы говорим о промышленном, или индустриальном, «интернете вещей».

Самый важный эффект от внедрения таких сетей – это практически полное исключение человека из части производственных процессов и операций. Наряду с робототехникой, именно индустриальный интернет является главным драйвером перехода к безлюдной промышленности.

Вся поступающая информация с большого количества датчиков и оборудования объединяется в единую сеть. Человеку остается только осуществлять мониторинг этих данных, анализировать их и вносить при необходимости определенные коррективы.

«Интернет вещей» – это, пожалуй, самое яркое проявление симбиоза физических объектов и цифровых технологий. По разным оценкам, количество подключенных устройств увеличится с 6 млрд в 2015 году до 25-50 млрд к 2025 году. Так же, как «умный» холодильник может сообщить об истечении срока годности продуктов, так и промышленное оборудование само «расскажет» инженеру о состоянии своей работы и передаст все необходимые данные по сети.

Экономический эффект от объединения производственных систем в единую сеть ожидается колоссальный. К примеру, эксперты международной консалтинговой компании «Аксенчер» оценивают общий вклад промышленного интернета в мировую экономику к 2030 году
в 14,2 трлн долларов.

Эта сумма складывается из экономии на издержках за счет оптимизации производства, цифровизации всех технологических и бизнес-процессов, перехода на сервисную модель использования традиционной продукции, повышения производительности и безопасности труда.

Отдельное место в списке прорывных производственных технологий занимают
«большие данные». Они используются для достижения максимальной продуктивности и эффективности промышленности на основе анализа огромного массива собранной информации. Аналитика «big data» позволяет в отдельных случаях снижать издержки предприятий на 5-10%.

Компания General Electric применяет «большие данные» с целью минимизации времени простоев производства. Apple – для улучшения дизайна и удобства использования своих продуктов, а корпорация Intel снижает себестоимость за счет сокращения числа проверок и тестов перед выводом на рынок новых микропроцессоров.

В России технологии «big data» активно используются в банковской и телекоммуникационной сфере. Например, Сбербанк анализирует с помощью них данные, касающиеся 135 млн частных и более 1,5 млн корпоративных клиентов. Ростелеком благодаря новым аналитическим инструментам обрабатывает 20 млн документов в сутки, с минимальным участием человека в этом процессе. Сотовый оператор МТС использует «большие данные» при выборе формата и места размещения новых салонов связи, а также для оптимизации рабочего дня сотрудников.

Навыки обращения с огромными массивами данных необходимо прививать уже со школьной скамьи. Так, в московском лицее при ядерном университете «МИФИ» (№ 000) установлен суперкомпьютер производительностью 18 терафлопс, то есть 18 триллионов операций в секунду. Он объединен в единую сеть суперкомпьютеров России и подключен к сети обмена данных экспериментальных установок мира. Таких, как CERN («ЦЕРН», Европейская организация по ядерным исследованиям).

Технологии «больших данных» очень эффективны и в промышленности. В частности, в нефтегазовой отрасли они помогают выбрать наиболее оптимальные способы извлечения недр, позволяют отслеживать процессы бурения и анализировать качество сырья.

К примеру, компания «Газпром нефть» решила, благодаря «большим данным», проблему сбоя автоматического перезапуска насосов после аварийного отключения электропитания. Справиться с этой задачей традиционными аналитическими инструментами было бы невозможно.

В этом году «Газпром нефть» начала сотрудничать со специальным подразделением компании «Яндекс» – Yandex Data Factory. Применение технологий машинного обучения и искусственного интеллекта поможет нефтяникам оптимизировать процессы бурения и освоения скважин.

Успешный опыт совместной работы с Yandex Data Factory уже имеет Магнитогорский металлургический комбинат. После каждой плавки сохраняются статистические данные – о химических замерах, массе лома и чугуна, расходе ферросплавов.

Полученная информация накапливается, и, исходя из нее, можно сделать вывод о том, как эффективнее осуществлять данный процесс. Это позволяет при заданном качестве уменьшить затраты и максимально оптимизировать процесс плавки.

Таким образом, технологии «больших данных» – это набор решений, позволяющих оптимизировать производство. А опыт взаимодействия «Яндекса» и металлургов подчеркивает, насколько современная промышленность тесно связана с IT-индустрией.

Показательным примером стала прошедшая минувшим летом в Екатеринбурге международная промышленная выставка «Иннопром». В этом году было особенно заметно, насколько существенно выросла доля представителей IT-индустрии в общем составе участников выставки.

Если все эти передовые технологии собрать на одной производственной площадке, мы получим завод нового поколения. На такой «фабрике будущего» можно будет выпускать современную, кастомизированную продукцию в разы быстрее и дешевле, чем на традиционных производствах.

«Фабрики будущего» можно условно разделить на три основные этапа формирования. На первом этапе, при переводе всех основных производственных процессов в «цифру», появляется «цифровая фабрика». На следующем, более сложном этапе, появятся «умные фабрики», где технологический процесс будет проходить с минимальным вмешательством человека.

И, наконец, в результате объединения цифровых и умных предприятий в единую сеть создается «виртуальная фабрика». Учитывая высочайшую скорость передачи информации, строить такие «заводы будущего» можно будет в любой географической точке.

На первый взгляд, «фабрики будущего» могут показаться чем-то очень далеким, из области научной фантастики. Однако первую «умную фабрику» в России уже до конца этого года планирует запустить госкорпорация «Ростех» – на базе рыбинского «ОДК-Сатурн».

На предприятии будет создан испытательный полигон для отработки передовых производственных технологий на практике. Эти решения могут применяться в дальнейшем для изготовления, например, сложных деталей нового поколения для авиадвигателей.

На базе передовых производственных технологий в России уже реализуются проекты по созданию мощнейшего в мире атомного ледокола «Арктика», новой линейки автомобилей « Патриот».

«КамАЗ» в этом году впервые представил уникальный беспилотный автобус «Шатл»
это совместный проект в кооперации с НАМИ и «Яндексом». Сейчас проводятся испытания автобусов, а их тестовые образцы будут использоваться уже в следующем году во время чемпионата мира по футболу.

Каждая новая технологическая эпоха несет за собой не только производственные, но и социальные изменения.

Безлюдная промышленность, с одной стороны, высвобождает с предприятий большое количество сотрудников. С другой, возникает потребность в новых специалистах для цифрового производства. Обеспечить работоспособность новых систем сможет только высококвалифицированная рабочая сила.

Все эти изменения будут происходить плавно, эволюционным путем. Современное оборудование, станки – это еще и эволюция сознания работников. Новые технологии и компьютеризация производства привлекают в промышленность молодое поколение, что благотворно сказывается на процессе омоложения кадрового состава предприятий.

К примеру, еще в 2013 году средний возраст сотрудников концерна «Калашников» составлял 47 лет, а сегодня этот показатель – 35-36 лет. Причем спрос на рабочие профессии растет по всей стране в целом. В этом году к обучению по программам среднего профобразования приступят 976 тысяч учащихся, что на 66 тысяч больше,
чем по итогам 2016-го.

Любая передовая технология по отдельности не несет за собой «революцию», но все вместе, в комплексе, они меняют саму идеологию промышленного производства. Например, исчезает потребность строить крупные заводы конвейерного типа, производящие огромное количество деталей.

«Фабрика будущего» – это, скорее, инжиниринговый центр с компактным цифровым оборудованием, аддитивными машинами и большим количеством компьютеров, где оперативно создаются изделия нужной формы с требуемыми характеристиками. Меняются и подходы к логистике. «Умные фабрики» смогут обмениваться друг с другом информацией, независимо от своего местонахождения.

Еще совсем недавно искусственный интеллект, беспилотные автомобили, роботы и «умные фабрики» фигурировали только в фантастических фильмах и книгах. Сегодня – это наша реальность. По разным прогнозам, доля автоматизации процессов в производстве и логистике достигнет к 2035 году 90-95%, а по дорогам мира будут перемещаться более 20 млн беспилотных автомобилей.

Важную роль в популяризации рабочих профессий играет движение World Skills. Только в этом году свыше 15 тысяч российских выпускников сдали демонстрационный экзамен в соответствии со стандартами World Skills по 74 компетенциям – от мобильной робототехники до многоосевой обработки на станках с ЧПУ. По результатам экзаменов выдаются «Skills-паспорта» (паспорта компетенций), которые признаются такими работодателями, как госкорпорация Росатом, ОАК, группа «СТАН», ЧТПЗ и другими.

Эра цифровых технологий предоставляет больше возможностей для личностного и карьерного роста. Среди экспертов бытует даже мнение о том, что более половины представителей вашего поколения займут должности, которые сейчас еще просто не существуют.

Вполне вероятно, что востребованной профессией станет аналитик данных «интернета-вещей», проектировщик «умного дома» или, например, биофармаколог.

С появлением новых профессий неизбежно будут исчезать старые. В первую очередь те специальности, которые окажутся ненужными из-за развития искусственного интеллекта, беспилотного транспорта и робототехники. Но этот процесс может пройти без каких-либо социальных волнений. Например, в Сбербанке когда-то работало 33 тысячи бухгалтеров, а сегодня их 1,5 тысячи, и никакой глобальной катастрофы при этом не случилось.

Дальнейшее развитие технологий во многом зависит от вас самих. Ваше поколение выросло в «компьютерную» эпоху, поэтому вы уже хорошо адаптированы к цифровым технологиям и способны легко воспринимать и усваивать всё новое.

Новая промышленная революция открывает для вас новые, захватывающие возможности. Не упустите их, ребята!

Спасибо за внимание!

Прим.: хронометраж: ~30 минут (85 сл./мин., 2700 слов)

Россия – одна из крупнейших мировых стран, способная вести передовые разработки в самых разных отраслях техники и производства. В последние годы появилось немало успешных проектов с использованием новейших российских технологий.

Компанией «Вокорд» придумана инновационная система по распознаванию лиц. Она подходит для смартфонов и прочих гаджетов. Их конкурентами являются крупные рыночные компании Самсунг и Эппл. Но у последних пока есть серьезные трудности и недоработки. Например, самсунговский смартфон можно легко разблокировать, поднеся к нему снимок владельца, скачанный из социальных сетей. Поэтому российская разработка вызывает к себе большой интерес. «Вокород» пророчит, что у их новинки есть большие перспективы.

Российской компанией был успешно разработан облачный сервис беспилотников. Он называется Le Talo Robotics. В нем есть вся статистика по работе дрона. Используя его, можно легко оценивать состояние устройства и выявлять появляющиеся неполадки. Также учеными уже придумана зарядная станция для беспилотников, вызвавшая любопытство у многих инвесторов.

Отечественный принтер печатает изделия при помощи электронно-лучевых технологий. Оборудование создала томская компания «ТЭТА», а разработки проекта велись в Томском политехническом университете и Институте физики прочности и материаловедения.

У принтера есть возможность брать в работу сплавы, меняющие свои свойства при контакте с воздухом. Что касается размеров, то они могут быть самыми разными.

Разработчики планируют активно использовать инновацию также в судостроении и машиностроении

Экзоскелет

С помощью новых технологий российские ученые придумали «носимого человеком робота», который носит название ExoAtlet. Его предназначение – реабилитация пациентов со следующими проблемами:

  • неудачные операции;
  • травмы;
  • постинсультные состояния.

Такой робот помогает больному в самостоятельном передвижении, ускоряет процессы восстановления.

Это транспортное средство, работающее исключительно на солнечной энергии. Автомобиль получает ее за счет солнечных панелей, общая площадь которых составляет 4 кв. м. Корпус выполнен из композитного материала, используемого также в космическом производстве и ракетостроении.

Созданием солнцемобиля занимаются специалисты в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Проект активно поддерживается российским Министерством промышленности и торговли, а также «Лабораторией Касперского».

Московским техническим институтом представлено уникальное новое изобретение – шлем виртуальной реальности, оснащенный встроенным интеллектом. Он подходит для использования в самых разных отраслях. Среди них:

  • развлекательная индустрия;
  • образование;
  • медицина;
  • искусство;
  • оборона.

Создатели утверждают, что шлем превзошел зарубежные аналоги по всем техническим характеристикам.

Крупнейшие корпорации из силиконовой долины заняты созданием транспортных средств, умеющих летать. Наша страна тоже не отстает и готовится выпустить похожие аппараты. Компания Hoversurf изобрела летающий мотоцикл «Скорпион-3», развивающий скорость 320 км/ч. Он обладает способностью сохранять подзарядку до 450 км. Новая российская технология будущего уже вызвала интерес со стороны зарубежья.

Научные сотрудники Томского политехнического университета разрабатывают уникальные технологии, обеспечивающие беспроводную передачу энергии посредством мобильной связи на внушительные расстояния. При этом планируется использовать связи пятого поколения. Согласно придуманному алгоритму, передача энергии будет происходить от одного устройства к другому вместе с радиосигналом. Сейчас эту инновацию проверяют на эффективность.

Среди новейших российских технологий и разработок ─конструктор BiTronics. Его предназначение – изучать человеческие биосигналы. К примеру, возможно создание человеко-машинных интерфейсов управления.

Дополнительные отрасли использования:

  • изучение роботехники, физико-математических наук у школьников;
  • улучшение спортивных сенсоров, пульсометров и других устройств.

В дальнейшем возможно выведение продукта на международный уровень.

В компании «Моторика» создаются высокоэффективные методики для протезирования конечностей с уникальным дизайном. Ими создана инновация, позволяющая человеку с травмой вернуть верхней конечности функцию хвата. Она называется активный тяговый протез. В него можно встраивать устройства, чтобы обеспечить беспроводной доступ в интернет. Выведение данных происходит на дисплей, который располагается на предплечье.

Цена такого изделия на порядок ниже, чем у иностранных разработок. В отдельных случаях государство предоставляет компенсацию, и получить протез можно абсолютно бесплатно.

Современные самолеты преодолевают большие расстояния, но на них затрачивается немало времени. Российский авиационный научный центр занялся работами по созданию сверхзвуковых авиалайнеров. Для этого активно привлекаются сторонние специалисты, так как спектр задач очень широк. По предварительным оценкам, новые самолеты будут издавать шумы, сравнимые с шумами обычных гражданских самолетов.

Перед учеными стоят следующие задачи:

  • разработка предварительной конструктивно-силовой схемы планера;
  • выбор основных конструкционных материалов;
  • оценка характеристик двигателей;
  • выстраивание необходимой тепловой защиты аппарата;
  • выработка требований к измерительным средствам.

Сверхзвуковые самолеты будут способны совершать трансатлантические перелет всего за пару часов.

Робот-вездеход

Полезным отечественным стартапом стало устройство Anywalker.Оно представляет собой небольшого робота, способного самостоятельно передвигаться. Также Anywalker нажимает на кнопки и открывает двери, перемещается по лестницам.

Разработан план по масштабированию производства подобных устройств до одной тысячи экземпляров ежегодно.

Это устройство, которое обеспечивает прямой квантовый канал обмена информации между двумя абонентами. Данное изобретение разрабатывается учеными физического факультета в Московском государственном университете. Разговоры по такому устройству будут полностью защищенными от «подслушиваний». Для этого нужно, чтобы телефоны были соединены оптоволокном. Именно по нему идет передача квантовых состояний света.

«Умная» сельхозтехника

Данный проект активно развивается и поддерживается финансовыми вливаниями со стороны государства. Компания Cognitive Technologies разработала систему компьютерного зрения, которая позволяет сельскохозяйственной технике видеть на полях опасные объекты в виде столбов, камней и др. Эта информация используется для того, чтобы обеспечить безопасность механизмов при сборе урожая.

Первый трактор, оснащенный этой системой, уже успешно протестирован на российских полях. Повсеместное использование «умной» сельхозтехники позволит значительно экономить средства (до десятков миллионов рублей ежегодно в масштабах одного хозяйства).

В Томском государственном университете изобрели особый лазер, который предназначен для резки биологических тканей и костей. Установка разработана на парах стронция и может функционировать на разной длине волны. Она компактна и помещается на обычном столе. Под воздействием лазерного луча на тканях остается разрез и тонкая пленочка.

Ученые планируют тестировать изобретение и хотят использовать его в нейрохирургии, имплантологии и прочих медицинских сферах.

В основе всей современной техники лежат микросхемы. Чем меньше их размер, тем более компактным будет устройство. Московские ученые придумали тончайшую микросхему в мире, ее толщина – всего лишь одна молекула.

Когда новая российская технология будет внедрена в производство, появятся миниатюрные гаджеты, кардиостимуляторы и прочие приборы. Это изобретение, по мнению экспертов, способно «перевернуть мир». Оно уменьшит потребление энергии, вес и габариты гаджетов, а производительность поднимется на новый уровень.

Студенты из Перми задумали сделать робота, способного не только к самостоятельному передвижению, но и к общению с людьми. Они создали Promobot, который определяет возраст и половую принадлежность человека, распознает лица. Он владеет огромным словарным запасом, подключен к интернету и может дать ответы на многие вопросы. Такой робот подходит для выполнения функций продавца, официанта или администратора. Promobot используют некоторые пермские торгово-развлекательные центры и банки. Стоимость его составляет десять тысяч долларов, что намного дешевле корейских аналогов.

В ближайшем году в планах Томского политехнического университета заняться созданием нового рентгеновского томографа. Он будет отличаться тем, что сможет работать с фазой электромагнитной волны. В то время как обычные аппараты работают лишь с ее амплитудой. Это позволит устройству получить гораздо большее количество информации о структуре объектов исследования.

Помимо применения в медицинской сфере, изобретение подойдет для того, чтобы проводить диагностику композитных изделий.

Проект активно финансируется со стороны государства и промышленных партнеров.

Беспилотники разрабатывают не только в Америке, но и в нашей стране. На Урбанистическом форуме компанией «Волгабас» из города Волжский разработан и презентован первый беспилотный автобус. Он изготовлен полностью из запчастей отечественного производства. Такой автобус подходит для того, чтобы перевозить пассажиров по закрытым территориям. Планируется, что в 2018 году первые экземпляры уже появятся в столице.

Корпорацией Ростех представлена новейшая уникальная камера. Ее главная особенность в том, что она имеет коротковолновый ИК-диапазон. В нем достигаются высокие уровни природных контрастов и лучшая ночная освещенность.

«Всевидящие» камеры могут найти применение в разных областях. Среди них:

  • мониторинг сельскохозяйственных угодий;
  • навигация судов;
  • проверка подлинности денежных купюр.

В России много талантливых людей, которые способные привнести еще много интересных идей и изобретений. В ближайшие годы появится еще немало новых технологий, которые кардинально изменят мир.

Технологический процесс не стоит на месте, с каждым днем происходит усовершенствование цифровых технологий, что позволяет использовать новшества в различных сферах жизни человека. Аддитивные технологии - одни из самых передовых и востребованных во всем мире.

Аддитивные технологии – что это такое?

Аддитивные технологии (Additive Manufacturing – от слова аддитивность – прибавляемый) – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3d технологий. Изобретение принадлежит Чарльзу Халлу, в 1986 г. сконструировавшему первый стереолитографический трехмерный принтер. Что значит аддитивный процесс послойного создания модели и как он происходит? В современной промышленности это несколько разных процессов, в результате которых моделируется 3d объект:

  • UV-облучение;
  • экструзия;
  • струйное напыление;
  • сплавление;
  • ламинирование.

Материалы, используемые в аддитивных технологиях:

  • воск;
  • гипсовый порошок;
  • жидкие фотополимеры;
  • металлические порошки;
  • разного рода полиамиды;
  • полистирол.

Применение аддитивных технологий

Технологический прогресс способствует производству множества полезных вещей для быта, здоровья и безопасности человека, например аддитивные технологии в авиастроении помогают создавать более высокоэкономичный и легкий по весу авиатранспорт, при этом его аэродинамические свойства сохраняются в полном объеме. Это стало возможным в результате применения принципов строения костей птичьего крыла в проектировании крыльев самолета. Другие сферы применения аддитивных технологий:

  • строительство;
  • сельскохозяйственная промышленность;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • космонавтика;
  • медицина и фармакология.

Аддитивные 3d технологии

Динамически развивающиеся быстрыми темпами аддитивные технологии 3d печати используются в прогрессивных производствах. Существует несколько инновационных видов аддитивных технологий:

  1. FDM (Fused deposition modeling) – изделие формируется послойно из расплавленной пластиковой нити.
  2. CJP (ColorJet printing) – единственная в мире 3d полноцветная печать с принципом склеивания порошка, состоящего из гипса.
  3. SLS (Selective Laser Sintering) – технология лазерного запекания, при которой образуются особо прочные объекты любых размеров.
  4. MJM (MultiJet Modeling) многоструйное 3d моделирование с использованием фотополимеров и воска.
  5. SLA (Laser Stereolithography) – с помощью лазера происходит послойное отвердевание жидкого полимера.

Аддитивные технологии в машиностроении

Джим Корр, американский инженер использует аддитивное производство в машиностроении уже в течении 15 лет. Проект Urbee, компании Kor Ecologic – это создание первого прототипа 3d автомобиля со скоростью 112 км/ч, его кузов и некоторые детали напечатаны на 3d принтере. Другая компания Local Motors в ноябре 2015 г. представила «умный и безопасный» автомобиль LMSD Swim – 75% деталей которого, выполнены с помощью трехмерной печати используя АБС-пластик и углеволокно.

Аддитивные технологии в строительстве

Аддитивное производство зданий и различных сооружений существенно сокращает время застройки. Строительная 3D печать в тренде по всему миру. Эксперименты, производимые на лазерных 3d-принтерах для обывателей выглядят на грани фантастичных. Аддитивные 3D технологии – положительные аспекты в строительстве:

  • экономия времени и финансовых затрат (скорость возведения в считанные дни снижение затрат на логистику, расходные материалы, наем большого количества персонала);
  • воплощение в жизнь любых дизайнерских решений и сложных геометрических форм (средневековые замки, дома в форме астероидов и галактик);
  • возможность строить дома с учетом сейсмоустойчивости в зонах, склонным к землетрясениям и ураганам.

Самые известные 3d строения:


Аддитивные технологии в медицине

В 2016 г. для медицины стал прорывом благодаря аддитивным 3d технологиям. Качество медицинских услуг возросло в разы. Аддитивный процесс затронул несколько сфер здравоохранения и это снизило смертность среди пациентов, нуждающихся в качественных и срочных медицинских услугах. Преимущества использования аддитивной 3d печати в медицине:

  1. С помощью томографических снимков стала возможной в высокой точностью печать органа с патологией для изучения тонкостей и нюансов предстоящей операции.
  2. Трансплантология шагнула далеко вперед. Аддитивные технологии здесь решают сразу несколько задач – морально-этическую и сокращение времени ожидания, известный факт, что люди по нескольку лет ждут донорские органы, но иногда счет идет не на года, а на дни и даже часы. В скором времени пересадка искусственно выращенных человеческих органов станет реальностью.
  3. Печать стерильного инструментария. В эпоху тяжелых и неизлечимых вирусных инфекций, одноразовые стерильные инструменты сводят на нет заражение во время медицинских манипуляций.

На сегодняшний день, в медицине успешно применяются следующие продукты аддитивных технологий:

  • искусственно выращенная человеческая кожа (актуальна для пересадки людям с высокой площадью ожогов);
  • биосовместимая костная и хрящевая ткань;
  • печать органов с онкологическим процессом и изучения влияния лекарств на опухоли;
  • стоматологические импланты, протезы, коронки;
  • индивидуальные слуховые аппараты;
  • ортопедические протезы.

Аддитивные технологии в фармакологии

При обилии современных медикаментов, для врача важно знать, что такое аддитивный эффект в лекарствах, от этого зависит успех лечения. Совокупное действие принятых препаратов во время лечения должно быть синергичным (взаимодополняющим и усиливающим), но не всегда это так. Все зависит от индивидуальной непереносимости, состояния организма. Аддитивные технологии приходят на помощь и здесь. Уже тестируются напечатанные 3d таблетки Spritam от эпилепсии, в которых заложена информация о пациенте: пол, вес, возраст, состояние печени, индивидуальная дозировка.


Аддитивные технологии в образовании

Аддитивные технологии в школе уже активно внедряются, если еще недавно школьники изучали 3d моделирование в специализированных компьютерных программах, то сейчас уже стала возможной печать смоделированного изображения в объеме. Учащиеся наглядно видят свои изобретения, допущенные ошибки и как механизм работает. К 2018 году Министерство образования планирует обучить аддитивным технологиям в учебных заведениях 3000 педагогов.

Деревообработка

Огромное количество предприятий занимаются обработкой древесины грубо говоря, можно разделить на три основные группы производств:

  • фабрики, занимающиеся изготовлением полуфабрикатных материалов, то есть бревен, досок и так далее из сырья);
  • производства, изготавливающие изделия из этих полуфабрикатов (например, детали деревянных домов);
  • компании, специализирующиеся на сложных изделиях из дерева.
  • Шпон, фанера ДСП и так далее относятся к слоистой клееной древесине. В результате измельчения и прессования бревен получаются древесностружечные плиты.
  • Комбинаты по глубокой переработке сырья.

Последний вид предприятий – лесопромышленные комплексы, на них древесина не только обрабатывается, но и может пройти полную переработку, дав на выходе другой материал, например, целлюлозу или канифоль. Именно на таких производствах используют не только ствол дерева, но и его ветви, кору, пни и другие элементы, максимально используя все ресурсы.

(цели которые преследует Заказчик):

— Повышение производительности труда и эффективности производства за счет повышения уровня автоматизации, рационализации оборудования и технологических процессов, внедрение новых форм организации и управления производством;
— Оптимизация технологических процессов для получения наибольшей эффективности;
— Внедрение гибкого автоматизированного производства на базе использования робототехнических устройств и вычислительной техники;
-Организация бесперебойного снабжения производственных мощностей, за счёт поиска надёжных поставщиков комплектующих.

Технологическое оборудование на производстве выделяется своими особенностями:
1. Преимущественное место здесь занимают станки общего назначения.
2. Процессы обработки мимолетные. Скорости подачи достигают 200 м / мин, а скорости резания — 200 м / с.
3. Тяжелые условия работы;
— Большой диапазон изменения сил резания;
— Большая запыленность, влажность, значительные перепады температур;
— Довольно низкий уровень технологического обслуживания.

Передовые Технологии готовы предложить высококачественные импортные компоненты для деревообрабатывающих предприятий:

  • Силовая гидравлика различные версии распределителей, фильтрующей техники, любые разновидности насосов и приводных механизмов таких всемирноизвестных гигантов как Bosch RexRoth, Hydac и Kracht.
  • Вакуумная техника и присоски Schmalz для захвата, перемещения и фиксации деталей.
  • Трубопроводная арматура для контроля и перераспределения различных сред: регулирующие клапаны RTK, запорные вентили Spirax Sarco, седельные и отсечные клапаны Buschjost, конденсатоотводчики Spirax Sarco,
  • Пневматическое оборудование IMI Norgren, IMI Herion, Metal Work.

Полезно знать:

Нефтехимия

Режимные производства с повышенными требованиями к работе оборудования, безопасности и охраны труда. Большинство технологических процессов нефте- и газопереработки направлены на разделение сырья, а после – на получение готовых или промежуточных продуктов. Промежуточные становятся сырьем для последующей перегонки и очистки. Сегодня наиболее распространенным является крекинг, а также комбинирование различных технологий переработки.

К числу факторов, выделяющих нефтепереработку и нефтехимию из сферы промышленного производства, следует отнести:

  • широкое применение в технологических процессах повышенных и криогенных температур
  • высоких давлений и вакуума
  • коррозионных, огне- и взрывоопасных сред
  • сильнодействующих ядовитых веществ
  • сложные режимы нагружения технологического оборудования
  • различные виды и сочетания силовых, тепловых и коррозионных нагрузок.

Для большинства видов оборудования эти факторы действуют одновременно, приводя к проявлению необходимости системного обслуживания производственных узлов и агрегатов, инженерных сетей, трубопроводов…

Совокупный производственный процесс нефтеперерабатывающего и нефтехимического предприятия представляет собой сложное сочетание частичных производственных процессов, каждый из которых является определенной стадией изменения предмета труда.

Основная продукция нефтеперерабатывающих заводов:

  • светлые нефтепродукты,
  • мазут,
  • котельное топливо,
  • масла,
  • кокс,
  • битум и парафин.

Наиболее востребованным остаётся процесс получения светлых нефтепродуктов.Он складывается из следующих частичных процессов подготовки нефти к переработке:

  • переработки нефти физическими и физико-химическими методами,
  • очистки и облагораживания дистиллятов,
  • смешения компонентов в товарные продукты.

Цели которые преследует Заказчик:

  • Осуществить техническое перевооружение.
  • Произвести модернизацию действующих производств, с целью создания новых, более эффективных.
  • Выпускать продукцию наивысшего качества.
  • Развить новые ресурсно-сырьевые возможности для дальнейшего развития нефтехимических комплексов.
  • Применение новых и более совершенных средств автоматики, механизации производственных процессов.
  • Разработка, внедрение новых технологий переработки.

Передовые Технологии готовы предложить высококачественные импортные компоненты и запчасти для нефтехимических предприятий, а именно:

  • измерители давления Endress+ Hauser
  • аппаратура для измерения температурного режима различных жидкостей и газов Endress+Hauser.
  • расходомеры Endress+Hauser
  • конденсатоотводчики Spirax Sarco
  • регулирующие и предохранительные клапаны на линию высокого давления GHR и Buschjost
  • мембранные и циркуляционные насосы ARO и Hendor
  • датчики для измерения и контроля уровня жидкости Wega и UWT
  • предохранителная и запорно-регулирующая арматура RTK, Buschjost, Spirax Sarco.

Все узлы и комплектующие требуют повышенного внимания и контроля, как на стадии производства, так и во время эксплуатации.

Полезно знать:

Производство гофрокартона

Горфокартон — один из самых распространенных упаковочных материалов. Чаще всего он представляет собой трехслойный материал, состоящий из двух слоев картона и гофрированной бумаги между ними. Подобная структура придет ему жесткости и повышает сопротивление.Слоев может быть три, или, для придания большей прочности, пять или семь.

На разных этапах производства гофрокартона происходит:

  • нагревание бумаги,
  • придание ей волнистой структуры,
  • обработка клеем
  • соединение гофрированной части с картоном.
  • Нанесение логотипа

Основные типы оборудования для производства:

  • раскат для рулонов
  • гофропресс
  • аппарат вакуумной натяжки
  • клеепромазочный аппарат
  • сушильно-охлаждающий стол
  • продольно-резательный станок
  • электропогрузчик
  • листоукладчик

Перед изготовлением рулоны картона и бумаги обязательно прогревают: в течение 24 часов держат в тёплом помещении. Рулоны закрепляют на разматывающих станках, где они увлажняются и нагреваются. Это поможет клею глубже проникнуть в структуру материала, то есть обеспечить необходимую прочность. Бумага обрабатывается на гофропрессе и отправляется на клеепромазочный аппарат. Клей наносится только на пиковые точки гофров. Затем бумага накладывается на листы картона, под давлением оборудования они скрепляются. Двухслойный гофрокартон готов. Если требуется наложение новых слоёв лайнеров и гофрированной бумаги, по транспортёрной ленте двухслойный материал направляют на накопительный мост и в клеильную машину, где все операции повторяются. Когда все слои совмещены, материал отправляют в сушильную машину, где гофрокартон доходит до окончательной готовности. В процессе сушки уходит вся лишняя влага, а клей затвердевает. Листы поступают на охлаждение и нарезку. Теперь из них можно производить тару.

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии - Александр Фертман, директор по науке, технологиям и образованию Фонда "Сколково".

С ним мы обсуждили, что такое "Индустрия 4.0", что такое новейшие технологии и как они реализуются в мире и в России, в частности.

Что такое передовые технологии? В массовом понимании, когда произносится фраза "технологии XXI века" - это IT-технологии. Да, они составляют значительную часть передовых технологий, но это далеко не всё. И есть европейская программа индустриализации "Industry 4.0" и есть американская "Advanced Manufacturing Programs" . Что внутри этих программ?

А. Фертман: Не могу не сказать о том, что, конечно, не зря в массовом сознании информационные технологии занимают существенное место. Точно так же и в рамках передовых производственных технологий без информационных технологий, без цифровизации программ, которые сейчас разрабатываются в стране, никуда не деться. И они занимают в них существенное место.

Однако, безусловно, кроме мира виртуального, мира цифр, мы с вами едим и потребляем самые разные физические продукты. И вот как производить их быстрее, качественнее, с более высокой точностью, с меньшим количеством отходов, с лучшей энергоэффективностью, вот об этом всём заботятся передовые производственные технологии, формируя новый промышленный уклад. Когда сегодня говорят о новой промышленной революции, во многом это речь о передовых производственных технологиях (это наш вольный или невольный перевод английского термина "advanced manufacturing").

Что находится внутри? В первую очередь, это цифровое проектирование и моделирование . Это технологии, позволяющие создавать цифровых двойников не только самого продукта или, как мы раньше просто переводили чертёж в цифру, пользуясь на компьютере теми программами, которые позволяли нам формировать образ объекта, нет, сегодня и процессы, которые происходят в этом объекте, и моделирование его жизненного цикла, и то, как он будет использоваться, - всё это переводится в цифру, и только тогда приносит по-настоящему большую выгоду.

А можно какой-нибудь пример, чтобы ощутить это?

А. Фертман: Самый известный на сегодня пример в Российской Федерации - проект "Кортеж" , когда создавался образ продукта - нового президентского автомобиля, на базе которого будут созданы и массовые автомобили. Сроки и требования к качеству, понятно, в этом случае были очень жёсткие. Большая часть российской индустрии сказала, что это нереально. Проектировать взялся Петербургский политехнический университет, Инжиниринговый центр его Института передовых производственных технологий под руководством Алексея Ивановича Боровкова . А основным исполнителем стал НАМИ .

И этот проект весь целиком был сначала сделан в цифре. То есть, все испытания, все краш-тесты были сначала промоделированы. Не было натурных испытаний. Первое натурное испытание прошло в начале лета 2016 года в Берлине. Ну, так как всегда хочется проверить созданное на международной арене, на известных полигонах, которые уже проверяли не один подобный автомобиль. И с первого раза этот автомобиль получил высшую оценку по шкале безопасности.

Понятно, что его надо было сделать максимально лёгким, чтобы можно было на него навесить как можно больше защиты. Возникли новые производственные процессы, которые тоже сначала были протестированы в цифре. В общем, даже наши зарубежные партнёры были удивлены тем, как нам удалось быстро и эффектно создать новый автомобиль.

А. Фертман: Безусловно. Материалы являются вторым ключевым элементом передовых производственных технологий. Создание новых материалов является для любой отрасли корневым делом. Без новых материалов переходить к производству новых продуктов сегодня очень тяжело. Мы в какой-то момент даже в Сколково предполагали создавать новый кластер материалов, потому что во всех наших пяти направлениях материалы играют ключевую роль.

Но сегодня материалы должны разрабатываться так же, как разрабатываются конструкции. То есть, во многом в цифровой форме должна существовать возможность развивать материалы и конструкцию одновременно. Такая возможность сегодня в американских нормативах уже заложена, когда 30 процентов времени проекта продукт развивается без фиксации материала. Не так, когда взял из справочника материал наш конструктор, зафиксировал его и из него уже делает конструкцию. Нет. Вы выставляете требования к материалу, и только после этого разрабатываете его вместе с конструкцией. У вас получается единый инженерный объект.

Не придумываете, а что же можно сделать из этой деревяшечки, которая дана, а сначала решаете задачу, а потом приспосабливаете, через какой материал вы можете её реализовать?

А. Фертман: Да. Это очень важная особенность. И, конечно, здесь придётся работать и с нормативной базой, изменять сам процесс сертификации, проводить цифровую сертификацию материалов, сначала проверяя их на кодах и сверяя с теми данными о материалах, которые у нас есть. Такой проект цифровой сертификации запускает сейчас Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) в рамках Национальной технологической инициативы.

Но ведь это будет способствовать появлению всё новых и новых материалов?

А. Фертман: Да. Но это есть всё-таки и некая оптимизационная схема, когда вы улучшаете качество материала, делаете его всё подходящим под те функциональные задачи, которые перед вами стоят. Мы надеемся, что удастся разрабатывать материалы не со скоростью материал в 15-20 лет, а чуть побыстрее. Рынок требует сегодня этого.

Раньше действительно материалы разрабатывались с такой уважаемой скоростью, так солидно? К примеру, тот же самый пластик. Сколько над ним бились?

А. Фертман: Разные виды полимеров разрабатывались и по 15, и по 20 лет. Если говорить о металлах, о новых сплавах, то бывали и ещё более длительные циклы. Но сегодня рынок не терпит так долго. Материаловеды, физики, химики, нанотехнологи фактически достают задачи и решения этих задач из наработанного материала. Очень многое было наработано и не использовано за последние 50 лет. Они пытаются оптимизировать существующие материалы. И кое-что из этого удаётся сделать.

То есть, что-то достаётся буквально из столов?

А. Фертман: Я бы не сказал, что буквально достаётся из столов. Идеи достаются из столов. Ведь магистральный путь, как в Советском Союзе, так и в США, в то время сильно конкурировавших, не позволял отвлекаться на мелочи. А вокруг магистрального пути всегда существовало много интересных идей. И эти идеи откладывались в сторону, не всегда развивались. В Штатах больше развивались, в нашей стране меньше развивались. И сейчас на новом витке технологий, когда мы можем работать уже лучше с материалом в проектной форме, я думаю, нам удастся какие-то идеи реализовать из предыдущего поколения.

То есть, вы обращаетесь сейчас к учёным предыдущего поколения?

А. Фертман: Я обращаюсь к связи учёных предыдущего поколения с новым поколением. Невозможно опереться только на людей старшего поколения, но отметать их опыт, безусловно, неграмотно. Надеюсь на то, что они смогут в короткое время передать наработанные навыки, а главное: международную кооперацию, свои связи, своё понимание современного мира - молодым ребятам, потому что моё поколение, поколение 40-45-летних, из науки всё-таки по многим причинам вымыто.

Есть американская программа "Advanced Manufacturing" , есть европейская , разработанная немцами, но она всё-таки считается европейской, "Industrie 4.0" и есть российская Национально-технологическая инициатива. Наша к чему ближе: к европейской или к американской? А те как-то друг от друга отличаются? Или они взаимодействуют между собой? Что здесь происходит?

А. Фертман: Очень важный вопрос. Европейская и американская программы, безусловно, похожи. Они обе опираются на новый цифровой мир, на новый цифровой уклад.

Но есть между ними и очень существенная разница, которая заключается в том, что цели американской программы - это создание высокопроизводительных рабочих мест на территории США и глобальная конкурентоспособность экономики страны. Эти цели очень близки России. На сегодняшний день нам очень не хватает высокопроизводительных рабочих мест и конкурентоспособности во многих отраслях.

Европейская программа нацелена на лидерство Германии во внедрении и разработке киберфизических систем. Здесь на сегодняшний день, сфокусировавшись только на киберфизических системах, нам будет чрезвычайно сложно догонять.

Поэтому программа ("дорожная карта") рабочей группы "Технет" , которая была принята 14 февраля 2017 года на Совете по модернизации, является сплавом из европейской и американской программ . Где-то учитываем опыт и наших китайских коллег . Мы развиваем как цифровые технологии, так и технологии разработки и создания новых материалов, технологии обработки новых материалов, очень модные сегодня аддитивные технологии, технологии промышленного Интернета, технологии связи между компонентами промышленного производства.

Где сейчас в России есть такие точки, где происходит это кипение, где создаётся будущее?

А. Фертман: Никуда не денутся Москва и Санкт-Петербург . Мы работаем в направлении очень хорошей кооперации с Сибирью (Новосибирск, Томск, в последнее время ещё и Иркутск), с Уралом (Екатеринбург). Там очень сильный в промышленных технологиях кластер. И связано это не только с возможностями по разработке, но и индустрия, востребовавшая новые производственные технологии, в Свердловской области очень хорошо развита. Могу сказать, что именно Екатеринбург показал наиболее интересные проекты в области производственных технологий в рамках последнего стартап-тура.

Ну и про Сколково. Что в Сколково в этом направлении сейчас происходит?

А. Фертман: Две вещи, которые я бы хотел отметить. Первая. Понимая, что передовые индустрии, а это преимущественно два направления: ядерные и космические технологии , очень сильно востребуют advanced manufacturing , весь этот набор технологических решений, административно было принято решение об объединении кластеров ядерных и космических технологий. Сегодня он называется кластером передовых производственных, космических и ядерных технологий . И это не просто формальное объединение.

Конечно, никуда не денутся и те направления, которыми мы занимались последние шесть лет. Однако сборка и в какой-то степени инжиниринг всех компаний, которые разрабатывают передовые производственные технологии, технологии цифрового моделирования, технологии автоматизации и роботизации, технологии создания новых материалов, технологии контроля и промышленного Интернета, это их объединение и предложение российской индустрии является, наверное, ключевой вещью для нового кластера.

Есть примеры и в области цифрового проектирования и моделирования. Есть очень интересные решения и в области аддитивных технологий.

Что такое аддитивные технологии?

А. Фертман: Аддитивные технологии - это технологии, которые позволяют не отрезать от целого кусочки для того, чтобы сформировать деталь, а выращивать деталь фактически на пустом месте слой за слоем, добавляя один слой за другим. И для того чтобы процесс создания детали привести в порядок, то есть понять, как он происходит, а это не простая вещь - спекание слой за слоем, у нас компания "КинтехЛаб" разработала программный пакет, позволяющий не только прогнозировать, какие будут физические свойства изготавливаемой детали, но и в процессе изготовления подсказывать производителю, какие изменения требуется внести в производство. Это один из лучших программных пакетов в мире на сегодняшний день, и он продаётся как в РФ, так и за рубежом.

Очень интересна и всем будет понятна история о создании платформы 3D-приложений . Предположим, у вас есть очень сложный объект. Пусть это будет даже ваш дом. Его проект, его визуальное изображение, 3D-модель вашего дома обычно требует достаточно больших компьютерных мощностей. Если вы будете представлять это в виде 3D-приложения, то вы сможете посмотреть довольно детально все конструкции своего дома даже на смартфоне. И компания "ВГТ" ("WGT ") такую платформу для представления сложных объектов малыми компьютерными силами уже разработала и предоставляет её и Росатому, и Ростеху…

Аналоги этого в мире есть?

А. Фертман: Конечно, есть те, кто стараются делать то же самое, но, на наш взгляд, "ВГТ" продвинулась дальше остальных.

Безусловно, нельзя не упомянуть о каких-то материальных технологиях. Например, о технологиях контроля промышленного производства . Компания "Техноавтомат" , например, обратила свой взор на важную для России отрасль нефтедобычи и нефтетранспортировки. Их ультразвуковое устройство позволяет контролировать уровень жидкости в замкнутом нефтепроводе, то, чего раньше делать не удавалось. Совершенно не возмущающим образом определять, какова ситуация с заполненностью нефтепровода или любого другого закрытого объекта.

Важнейшим аспектом является промышленный Интернет . Собирая информацию с динамических систем: станков, турбин, вы можете оптимизировать их действия, уменьшить простои, улучшить эффективность использования. В этом случае вы изменяете свою бизнес-модель, увеличивая количество собираемой информации, используете новые алгоритмы предсказательной аналитики и повышаете выгоду от использования той или иной системы.

Это как раз про то, что развитие этого направления современных технологий оказывает влияние на экономику прямо уже сейчас?

А. Фертман: Да, уже сегодня. И те системы, которые разрабатывают сколковские компании "Signum Winnum", "Твинс технологии", "КРИТ" , используются на современных предприятиях. То есть, они контролируют работу станков, оптимизируют эту работу, уменьшают простои и таким образом реально повышают эффективность экономики предприятия. На 40-50 процентов можно улучшить экономические показатели предприятия при использовании таких систем.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.



Поделиться