Аутсорсинг в логистике: что он собой представляет, и как выбрать наилучшего оператора. Уникальные технологии региональной логистики

В связи с высокой конкуренцией на рынке, тенденцией к снижению издержек и сокращению затрат, владельцы бизнеса фокусируются на своей основной деятельности, а второстепенные вопросы (бухгалтерию, транспортировку, логистику и т.д.) отдают на аутсорсинг.

Что такое аутсорсинг?

Аутсорсинг – это передача части не ключевых функций компании подрядчикам извне. Особенностью аутсорсинга является то, что договор на оказание определенных услуг заключается на длительный период (от полугода до нескольких лет), то есть – это не разовая акция, а долгосрочное сотрудничество.

Актуальность аутсорсинга

Согласно статистике, владельцы бизнеса обращаются к аутсорсингу в тот момент, когда перед ними остро встает необходимость сохранения своей конкурентоспособности или быстрого масштабирования. Стратегическое преимущество аутсорсинга заключается в том, что руководящее звено фирмы может использовать все временные ресурсы для сосредоточения на ключевых бизнес-процессах. При выборе подрядчика, бизнесмена интересует только стоимость и качество выполнения услуг, поскольку вся ответственность, в том числе и финансовые риски, перекладывается на плечи партнеров-аутсерсеров.

У предпринимателя появляется возможность сократить штат или перераспределить нагрузку на существующий, таким образом увеличивается инвестиционная привлекательность предприятия: эффективность каждого отдельного сотрудника растет, что отражается на ценности компании в целом.

Аутсорсинг в логистике

Аутсорсинг логистики в последнее время достаточно популярен. Он является наиболее оптимальным способом решения логистических задач для бизнес-структур. Логистический аутсорсинг подразумевает, что отдельные логистические функции передаются специализированному 3-PL оператору, располагающему и опытом, и средствами, и широкой инфраструктурой для выполнения требуемых операций.

Таким образом, издержки на собственную логистику в компании существенно уменьшаются. Если судить по опыту зарубежных компаний, то затраты на логистику при использовании услуг логистических провайдеров составляют 1%. При этом качество обслуживания и сервиса значительно повышаются, что можно сравнить с 10-процентным увеличением продаж.

Во-первых , эта услуга нужна компаниям, стремящимся к расширению: например, к росту от регионального до национального уровня. Таким образом, логистический аутсорсинг необходим, прежде всего, для фирм, работающих в сфере малого и среднего бизнеса . Как правило, крупные компании имеют собственные логистические подразделения.

Однако не все так однозначно, как может показаться. Аутсорсинг логистики может понадобиться любым растущим компаниям, в том числе и весьма крупным , которым невыгодно тратить время на организацию внутренней логистики. Всем известно, что при расширении фирме становится намного тяжелее решать бюрократические вопросы, а при увеличении количества новых работников число инструкций, контролей и порядков растет буквально в геометрической прогрессии. Аутсорсинг помогает компаниям избавиться от этих проблем, отвлекающих руководителей от главных задач.

Во-вторых , логистический аутсорсинг может быть необходимым крупным компаниям, осознающим, что максимальной эффективности можно достичь исключительно путем снижения себестоимости товара. «Собственный» отдел логистики зачастую влияет на повышение себестоимости продукции, ведь его нужно содержать постоянно, вне зависимости от того, загружен он или нет. При обращении в аутсорсинговую компанию этих затрат можно избежать.

Нужно отметить и то, что собственные логистические и складские службы иногда могут играть роль внутренней монополии, услуги которой стоят гораздо больше рыночных предложений. Многие предприниматели признают, что, когда логистическая служба с автопарком и складами является структурным подразделением компании, реальную стоимость ее услуг отследить практически невозможно. В итоге компаниям приходится переплачивать.

В-третьих , использование внешнего логистического оператора помогает облегчить работу отечественным производителям, деятельность которых основывается на импорте-экспорте товаров, комплектующих или конечной продукции. Полный комплекс услуг включает в себя доставку товаров до и от границы, таможенное оформление грузов, предоставление складских помещений и (при желании клиента) поддержание в них необходимого уровня товарных запасов.

Собственный склад или арендуемый?

Аутсорсинг в складской логистике.

Функции складской логистики могут осуществляться на собственном складе, а могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. переданы другой компании, специализирующейся на оказании подобных услуг.

Чаще к аутсорсингу прибегают, когда у компании нет необходимой суммы для строительства собственного склада.

Сотрудничество с компанией по оказанию складских услуг вместо самостоятельной организации склада:

1. Как правило, дешевле;

2. Повышает перспективы развития компании;

3. Повышает качество услуг;

4. Повышает скорость приобретения навыков.

Чтобы принять решение, чей склад использовать, необходимо сопоставить:

1. Среднюю стоимость аренды склада и оплаты складского персонала со стоимостью услуг 3-PL оператора в перерасчете на 1 год;

2. Сумму, необходимую для строительства и обустройства собственного склада со стоимостью услуг 3-PL оператора в перерасчете на 3-5 лет.

Свой склад выгодно строить в том случае, если транспортные расходы будут полностью покрываться прибылью от транспортировки грузов.

Насколько целесообразен переход компании на логистический аутсорсинг?

Выгоды от перехода компании на логистический аутсорсинг :

Сейчас многие торговые компании передали выполнение ключевых логистических функций на аутсорсинг. По словам и отзывам экспертов, данная тенденция обусловлена тем, что логистические компании готовы предоставить обширный перечень услуг по доступным ценам, помогая, со своей стороны, развивать бизнес.

Целесообразность перехода компаний на логистический аутсорсинг определяется следующими факторами:

Все логистические процессы перекладываются на компанию, предоставляющую услуги аутсорсинга, что существенно уменьшает риски;

При аутсорсинге персонала, у руководителей появляется больше времени на осуществление ключевых бизнес-процессов и качественной реализации второстепенных процессов предприятия;

Изучение рынка и пожеланий потребителей осуществляется более качественно;

Снижаются логистические затраты;

Компания становится более «гибкой» и быстрее адаптируется к изменениям на рынке;

Появляется возможность подстраивать под клиентов решения, касательно закупок и распределения;

Ускорение реализации ключевого логистического цикла.

Cокращаются издержки от затрат на развитие;

Второстепенные затраты переводятся из постоянных в переменные;

Можно быстро и качественно провести необходимые изменения в компании, снижается продолжительность технологических процессов;

Появились новые идеи, и надо привести компанию в состояние, в котором можно начинать реализацию этих идей;

Повышается управляемость компании. Организационный порядок соответствует бизнесу, его эффективности и темпам роста;

При переходе на аутсорсинг фирма получает компетенцию более высокого класса;

Есть возможность использовать наиболее интересный опыт, причем комплексно.

Согласно статистике, компании, которые специализируются на аутсорсинге, заинтересованы гораздо больше в повышении рентабельности предприятия, чем собственный персонал компании. Все дело в том, что фирма-исполнитель несет полную ответственность за все свои решения и действия. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что логистический аутсорсинг – это мощнейший потенциал для развития компаний на рынке.

Как выбрать компанию-аутсерсер по оказанию складских услуг?

Выбирая компанию аутсорсинга, обратите внимание на следующие пункты:

1. Если компания крупная, вся сеть должна быть связана единым информационным потоком;

2. Высокая скорость работы;

3. Высокая точность выполнения заказов;

4. Опыт работы в данной области - один из самых важных показателей;

5. Качество услуг - можно оценить, ознакомившись с работой компании лично, или поискав отзывы прошлых клиентов на тематических форумах;

6. Большой комплекс предоставляемых услуг (помимо складирования компания может предоставлять услуги по таможенной логистике и транспортировке грузов) - значительно упростит вашу работу.

Складской Аутсорсинг – устойчивое развитие и мобильность Вашего бизнеса.

Сфера деятельности логистического аутсорсинга не ограничивается вышеперечисленными направлениями.

Во-первых , логистические фирмы могут заниматься организацией или передислокацией региональных складов.

Проблема открытия складов в разных регионах имеет такое же решение, как и вопрос с региональными офисами. При появлении компаний, занимающихся строительством и сдачей в аренду офисных зданий, фирмы становятся очень мобильными. Их стратегические решения уже не привязываются к конкретным помещениям. Сегодня они снимают офис с площадью 500 м2, а завтра могут переехать в другой город и арендовать там помещение в два раза больше; затем их стратегия снова изменяется, и они арендуют пять небольших офисов в разных городах.

Аналогично поступают и со складами – в каждом конкретном регионе логистический оператор обрабатывает тот товарный поток, который там имеется в данный момент времени, чем исключаются затраты на незагруженные площади и персонал.

Во-вторых , логистические компании могут заниматься повышением качества складского обслуживания. Очевидно, что предприниматель, для которого склад представляет только место для хранения продукции, и логистическая компания, для которой работа на складе является основным бизнесом, организуют соответствующие бизнес-процессы на совершенно разных уровнях.

В-третьих, (кто-то посчитает этот пункт самым важным), логистические компании могут значительно уменьшить проблемы, связанные с контролем и ответственностью. По мнению менеджеров многочисленных компаний, непрерывный контроль за собственной логистической службой – это абсолютно безнадежное дело. Если логистика не является хобби руководителя, то он прекрасно понимает, что для грамотной работы компании нужно сосредоточиться на ее главной задаче. К тому же «свои» логисты могут допускать ошибки, которые обходятся фирмам довольно крупными убытками в десятки, а то и в сотни тысяч. Эти деньги руководителям никто не вернет. Такова и есть объективная реальность.

Складской Аутсорсинг – совершенно другое дело, когда у руководителя есть четкий контракт с прописанными условиями хранения груза. За просрочку всегда предусматриваются штрафные санкции. Проконтролировать опоздания очень просто. Аналогичную ответственность логистический провайдер несет во всех аспектах своей деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день логистический и складской аутсорсинг является одним из наиболее действенных способов быстрого повышения эффективности бизнеса для самого широкого круга компаний.

Уникальные технологии региональной логистики

В логистике аутсорсинг имеет ту же задачу, что и в других, а именно - снижение затрат компании.

Можно выделить 5 групп логистических посредников, осуществляющих свою деятельность на рынке (Рис.1):

Логистические компании уровня First Party Logistics (1PL) –«Автономная Логистика». Эти компании осуществляют свою деятельность в рамках исполнения 1 услуги. Примером могут служить таможенные брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном оформлении грузов.

Логистические компании уровня Second Party Logistics (2PL) – «Традиционная Логистика» - традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями.

Логистические компании уровня Third Party Logistics (3PL) – «Логистика Для Третьих Лиц» Такие компании исполняют несколько или все логистические функции и наиболее приближены к единому логистическому оператору.

Логистические компании уровня Fourth Party Logistics (4PL) – «Интегрированная Логистика» - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. Данные организации занимаются процессом планирования, управления и контролирования всех логистических процедур одним поставщиком услуг с долгосрочными стратегическими целями.

Логистические компании уровня Fifth Party Logistics (5PL) – «Интернет-Логистика» - это управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации. Этот уровень интеграции является реалией хоть и ближайшего, но все-таки будущего.

Управление всеми компонентами цепи поставок с помощью средств информации

Интеграция всех компаний,

вовлеченных в цепь поставки

Предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товаров

Традиционный набор по услуге по транспортировке и управлению складскими помещениями

Выполнение всех логистических операций самим грузовладельцем

Интернет-Логистика

Интегрированная Логистика

Логистика для Третьих Лиц

Традиционная Логистика

Автономная Логистика

Рис. 1. «Логистические посредники, которые могут осуществлять деятельность на рынке

Но в теории это одно, а на практике другое. Согласно принятой на Западе и применяемой у нас классификации, компании, реально действующие сейчас на рынке и предоставляющие логистические услуги, подразделяются на три основных группы. Эти группы формируются в зависимости от таких критериев:

    степени интегрированности их деятельности с бизнесом заказчика,

    количества реализуемых логистических функций,

    доступ к международным и региональным рынкам сбыта.

Все эти группы указаны в представленной ниже таблице (таблица 1).

Таблица 1

Классификация существующих компаний

Параметр

Традиционный логистический посредник

3 Pl- посредник

4PL- посредник

Взаимоотношение в цепи поставок

Разовые сделки(контракт на 1 год)

Долговременные отношения (3-5)

Стратегическое партнерство

Ценность компаний для клиентов

Снижение

издержек благодаря оптимизации отдельных функций

Снижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессов

Снижение издержек и оптимизация всех бизнес процессов благодаря интеграции цепи поставок

Услуги

1 или 2 функции

Многофункциональность

Интегрированная многофункциональность. Комплексность услуг

Доступ к рынкам

Местный, региональный

Межрегиональный

Глобальный. Доставка «от двери до двери»

Конкурентоспособность

Разрозненная

Кооперация логистических

посредников, формирование

альянсов

Несколько крупных

альянсов на рынке

Компетентность

компании

Много активов,

выполнение

отдельных

операций

Смещение от владения

активами к владению

информацией

Акцент на управлении

информацией, интеграция

на основе IT-решений

3-PL-провайдеры (third party logistics providers) – это фирмы, оказывающие клиентам (промышленным, торговым или сервисным компаниям) комплексный логистический сервис.

4-PL-провайдеры (fourth party logistics providers) – это логистические интеграторы полного цикла. Отличие данного типа компаний от 3PL- провайдеров заключается в применении системного подхода к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координации действий фокусной компании и ее ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечении их эффективного взаимодействия и обмена данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем и технологий.

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще­ствленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Склад - это нежилое помещение, предназначенное для хранения сырья, продукции, товаров и прочих грузов, обеспечивающее соблюдение требуемых условий хранения и оснащенное оборудованием для хранения и удобными для разгрузки-погрузки конструкциями и сооружениями. С целью описания характеристик самого складского помещения, а также складского хозяйства была разработана система классификации, наиболее полно отражающая характеристики складского помещения, как логистической и маркетинговой единицы компанией Swiss Realty Group.

Классификация складских помещений .

Класс А+

Класс В+

Класс А

Класс В

Класс С

Класс D

Обязательные критерии:

Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы, без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров, с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

Площадь застройки - 40–45%.

Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн на 1 м2, на уровне 1,2 метра от уровня земли.

Высота потолков - не менее 13 метров, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования (6–7 ярусов).

Регулируемый температурный режим.

Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения.

Система вентиляции.

Система охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Достаточное количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) не менее 1 на 500 м2.

Площадки для отстоя большегрузных и парковки легковых автомобилей.

Площадки для маневрирования большегрузных автомобилей.

Вспомогательные помещения при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

Оптико-волоконные телекоммуникации.

Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

Расположение вблизи центральных магистралей.

Профессиональная система управления. Опытный девелопер.

Железнодорожная ветка.

Аналогичен классу А+ за исключением следующих пунктов:

Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, построенное или реконструированное.

Площадь застройки - 45–55%.

Высота потолков - от 8 метров.

Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) - не менее 1 на 1000 м2.

Такие критерии, как “Профессиональная система управления”, “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел” и “Ж/д ветка”, относятся к желательным.

Аналогичен Классу А+ за исключением следующих пунктов:

Шаг колонн должен составлять не менее 9 метров.

Площадь застройки - 45–55%.

Высота потолков - не менее 10 метров.

Такие критерии, как “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел”, “Ж/д ветка” относятся к желательным.

Обязательные критерии:

Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное промышленное здание.

В случае двухэтажного строения необходимо наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3-х тонн, не менее 1 на 2000 м2.

Высота потолков - от 6 метров.

Пол - асфальт или бетон без покрытия.

Система отопления.

Пандус для разгрузки автотранспорта.

Телекоммуникации.

Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

Желательные, но необязательные критерии:

Система вентиляции.

Офисные помещения при складе.

Система учета и контроля доступа сотрудников.

Автономная электроподстанция и тепловой узел.

Ж/д ветка.

Обязательные критерии:

Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

Высота потолков - от 4 метров.

Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

Желательные, но необязательные критерии:

В случае многоэтажного строения - грузовые лифты/подъемники.

Ворота на нулевой отметке.

Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

Система вентиляции.

Система отопления.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Офисные помещения при складе.

Ж/д ветка.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Пандус для разгрузки автотранспорта.

Охрана по периметру территории.

Телекоммуникации.

Вспомогательные помещения при складе.

Обязательные критерии:

Подвальные помещения или объекты ГО, неотапливаемые производственные помещения или ангары.

Желательные, но необязательные критерии:

Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

Пожарная сигнализация и система пожаротушения.

Система отопления.

Система вентиляции.

Офисные помещения при складе.

Ж/д ветка.

Телекоммуникации.

Охрана по периметру территории.

Классификация складских помещений от Swiss Realty Group

Класс А1

Класс А2

Класс В1

Класс В2

Класс С1

Класс С2

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование отвечают следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

Год постройки: позднее 1994.

Расположение: на основных транспортных магистралях в 10–40 км от Москвы. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам;

Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками, позволяющее установить любое стеллажное (конвейерное и т.п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

Высокая проектная нагрузка на поверхность пола (от 4 тонн на 1 м2), позволяющая применять тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

Редкая сетка колон (не менее 12 на 18 метров), позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

Наличие офисных, административных и бытовых помещений в здании склада.

Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на 1 тысячу м2 склада, а также обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов, позволяющая максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (сплинкерная или порошковая).

Регулируемая температура и влажность в помещениях склада.

Автономные системы тепло- и водоснабжения.

Аварийные системы электропитания.

Центральное кондиционирование и вентиляция.

Современные системы охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Погрузочно-разгрузочные ворота, оборудованные гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

Развитая транспортная инфраструктура, наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, парковок для всех видов транспорта, указателей и светофоров.

Благоустроенная прилегающая территория.

Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление и пр.).

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20–30-летней постройки. Характеристики идентичны Классу А1, за исключением местоположения: склады часто находятся в черте города, в промзонах.

Годы постройки: 1970–1980.

Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения требуют некоторых (незначительных) дополнительных капитальных вложений и изменений для осуществления складской деятельности: смена полового покрытия, установка современных охранных систем и пр.

Годы постройки: 1970–1980.

Центральное отопление (собственные котельные).

Высота потолков - 6–9 метров.

Бетонный пол (стяжка или плиты).

Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2–3 параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр.

Год постройки: с начала 1990-х.

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку и требующие значительных строительных и технических изменений: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация полового покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

Годы постройки: 1950–1990.

Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

Высота потолков - от 7 до 18 метров.

Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

Расположение в промзонах в черте города.

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода, многие из которых строились еще в 1930–60 годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз.

Склады данного класса зачастую не соответствуют современным нормам пожарной безопасности и экологичности, а также требованиям современных логистических компаний по возможностям грузооборота и, соответственно, требуют значительных дополнительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

Годы постройки: 1930–1980.

Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

Центральное отопление.

Высота потолков - от 4–5 метров.

Бетонный или асфальтированный пол.

Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать, поскольку с финансовой точки зрения для повышения класса склада, как правило, более выгодно снести такой объект и построить на его месте новое здание, чем осуществлять реконструкцию.

Основу рынка логистического аутсорсинга (около 95%) составляют услуги по транспортировке и складированию грузов, на этом рынке преобладают «классические» экспедиторские компании,– 2-PL операторы, а операторы 3PL занимают не более 7-8% сегмента экспедиторских услуг. Основную долю российского рынка 3-PL занимают сейчас международные операторы, (например, французская компания «FM Logistic», британская компания «Tablogix»), а отечественных компаний в этом сегменте очень мало(Smart Logistic Group (SLG), Русская логистическая служба (РЛС), Группа ЕВРОСИБ), хотя емкость рынка оценивается в $ 45 млрд. в год. В России, конечно, о широком развитии уровня интеграции категории 4-PL говорить пока вообще не приходится. Очень редки случаи, когда используются элементы схемы 4-PL. Так, 2002 году на ОАО "КоСладКо" внедрена 4-PL схема логистики готовой продукции, что позволило фирме сократить прямые логистические затраты на 10 %.

В 2009 г. углубление спада в промышленности, снижение потребительского и инвестиционного спроса отрицательно сказались на динамике грузооборота и доходов транспортных компаний. Рост сегментов грузоперевозок и экспедиторских услуг в 2009 г. не превысил 3% при уровне инфляции в 13%. 1

На рынке складской недвижимости и складских услуг влияние кризиса начало проявляться с сентября 2008 г. Основной проблемой для девелоперов стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Ставки по кредитам в конце 2008 г. выросли в два–три раза (до 25–35%), в результате девелоперы заморозили вход в проекты, находящиеся на стадии проектирования. По итогам 2008 г. в московском регионе и Ленинградской области введено 50% от запланированных качественных складских площадей, в других регионах этот показатель не превышал 30%.

Аутсорсинг в логистике заключается в передаче логистических процессов третьей стороне. В качестве последней может быть, как одна фирма, так и группа компаний. Суть данной услуги состоит в уменьшении расходов компании, при реализации поставок продукции благодаря привлечению одного или нескольких квалифицированных профессионалов – логистических операторов.

Почему аутсорсинг в логистике сейчас так популярен?

Рано или поздно многие компании приходят к выводу, что без комплексного взаимодействия опытных специалистов наладить бизнес-процессы в логистической сфере практически нереально. Одни фирмы начинают инвестировать огромные суммы на подготовку и содержание большого штата персонала, отвечающего за координацию транспортных и складских процессов, другие же считают, что аутсорсинг в логистике – это наиболее оптимальный способ решения логистических задач. В первом случае далеко не всегда удается достичь, по-настоящему, высоких результатов и потому многие предпочитают передавать полностью или частично организацию бизнес-процессов зарекомендовавшим себя профессионалам без найма их в свой штат персонала.

Классификация операторов

В сфере логистики, довольно часто, используется специфическая терминология, позволяющая судить о компетенции того, или иного логистического оператора. Поэтому не лишним будет ознакомиться со следующим классификатором:

  • 1PL - независимая автономная логистика. Грузовладелец самостоятельно выполняет все необходимые операции;
  • 2PL – предоставление традиционных услуг по управлению складами и транспортировкой груза;
  • 3PL – стандартный перечень услуг дополнен прочими операциями, такими как: перегрузка, складирование, обработка груза и т.д;
  • 4PL – предполагает интеграцию всех фирм, которые вовлечены в цепь поставок. Лог-провайдер данного класса занимается планированием, управлением и осуществлением контроля над всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, что позволяет достичь долгосрочных стратегических целей и расширить бизнес клиента;
  • 5PL – менеджмент всех компонентов, входящих в единую цепь поставок продукции с использованием электронных средств обработки информации.
Критерии эффективности логистического аутсорсинга

При выборе наилучшего лог-оператора для дальнейшего сотрудничества, в основном, ориентируются на его эффективность работы. Последняя зависит от ряда факторов, которые у разных логистических операторов могут существенно варьироваться.

Зачастую, будущие заказчики ориентируются на уровень ценового предложения, то есть на стоимость типичных логистических услуг, однако такой подход к оценке эффективности не всегда является верным. Почему? Да потому, что технология оказания услуг во многом зависит от характеристик продукции, величины грузопотока, структуры поставок, частоты прихода машин и других факторов. Поэтому если стоимость услуг все же имеется, то всегда нужно иметь в виду, что тарифы посчитаны «в среднем» и могут отклоняться в ту, или иную сторону.

Второй критерий, по которому можно оценить аутсорсинг в логистике, - это скорость исполнения. Однако и здесь возникают нюансы. Нельзя однозначно ответить на вопрос: 2,5 часа на приемку машины – мало или много? Если приходит товар с большими габаритами, расположенный на монопаллетах – это одно, а если приходит фура с ноутбуками, груженными внавал – это совсем другое. Поэтому в этом случае следует ориентироваться на нормативы, на отдельные типы операций, которые должны быть у каждого профессионального оператора.

Третий параметр эффективности – точность составления заказа. Тут тоже все зависит от особенностей бизнеса. Для одних компаний точность подбора в 80% является приемлемой и достаточной, а для других фирм уровень ниже 95% может подкосить весь бизнес.

Напрашивается вывод – эффективность каждого конкретного логистического оператора лучше всего рассматривать через призму потребностей и особенностей бизнес-процессов потенциального предприятия-заказчика. И лишь после комплексного анализа можно будет сделать правильный окончательный выбор.

Во-первых, эта услуга нужна компаниям, стремящимся к расширению: например, к росту от регионального до национального уровня. Таким образом, логистический аутсорсинг необходим, прежде всего, для фирм, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Как правило, крупные компании имеют собственные логистические подразделения.

Однако не все так однозначно, как может показаться. Аутсорсинг логистики может понадобиться любым растущим компаниям, в том числе и весьма крупным, которым невыгодно тратить время на организацию внутренней логистики. Всем известно, что при расширении фирме становится намного тяжелее решать бюрократические вопросы, а при увеличении количества новых работников число инструкций, контролей и порядков растет буквально в геометрической прогрессии. Аутсорсинг помогает компаниям избавиться от этих проблем, отвлекающих руководителей от главных задач.

Во-вторых, логистический аутсорсинг может быть необходимым крупным компаниям, осознающим, что максимальной эффективности можно достичь исключительно путем снижения себестоимости товара. «Собственный» отдел логистики зачастую влияет на повышение себестоимости продукции, ведь его нужно содержать постоянно, вне зависимости от того, загружен он или нет. При обращении в аутсорсинговую компанию этих затрат можно избежать.

Нужно отметить и то, что собственные логистические службы иногда могут играть роль внутренней монополии, услуги которой стоят гораздо больше рыночных предложений. Многие предприниматели признают, что, когда логистическая служба с автопарком и складами является структурным подразделением компании, реальную стоимость ее услуг отследить практически невозможно. В итоге компаниям приходится переплачивать.

В-третьих, использование внешнего логистического оператора помогает облегчить работу отечественным производителям, деятельность которых основывается на импорте-экспорте товаров, комплектующих или конечной продукции. Полный комплекс услуг включает в себя доставку товаров до и от границы, таможенное оформление грузов, предоставление складских помещений и (при желании клиента) поддержание в них необходимого уровня товарных запасов.

Что входит в услуги современных логистических компаний?

Логистические компании берут на себя все обязательства по доставке грузов «из» и «в» любую точку мира.

Часто при этом используются «интермодальные перевозки», представляющие собой доставку продукции через несколько государственных границ на нескольких видах транспорта по единому перевозочному документу. Все, что необходимо сделать грузовладельцу в этом процессе, – это только заключить договор с логистической компанией.

Логистические компании принимают грузы своих клиентов на ответственное хранение.

Необходимо заметить, что логистические компании, как правило, не просто хранят грузы на собственных складах, но и осуществляют услуги по их накоплению (консолидации), упаковке и комплектации партий, а также по проверке на брак (бракеражу), приклеиванию этикеток, ведению учета, выписке счетов и т.д.

Логистическая компания доставляет грузы клиентов наиболее эффективным в каждом конкретном случае видом транспорта, минимизируя затраты клиента на транспортную составляющую.

Наконец, в любую минуту логистическая компания готова предоставить клиенту полную информацию о его грузе, будь он в это время на складе или в пути. Клиент всегда будет знать, что происходит с грузом и где он находится.

Логистические компании занимаются таможенным оформлением грузов.

Существует большая разница между тем, когда с таможенным законодательством и таможней несколько раз в месяц один на один сталкивается представляющий интересы грузовладельца таможенный брокер (во многих случаях его правильнее было бы назвать «таможенным курьером») и когда таможенное оформление проводит специальная компания, которая постоянно сотрудничает с данной государственной службой.

Выгоды от перехода компании на логистический аутсорсинг:

● Сокращаются издержки от затрат на развитие;

● Второстепенные затраты переводятся из постоянных в переменные;

● Появляется возможность сосредоточиться на основной деятельности компании, не отвлекая ресурсы на обеспечивающие бизнес-процессы;

● Можно быстро и качественно провести необходимые изменения в компании, снижается продолжительность технологических процессов;

● Появились новые идеи, и надо привести компанию в состояние, в котором можно начинать реализацию этих идей;

● Повышается управляемость компании. Организационный порядок соответствует бизнесу, его эффективности и темпам роста;

● При переходе на аутсорсинг фирма получает компетенцию более высокого класса;

● Есть возможность использовать наиболее интересный опыт, причем комплексно.

Развитие логистического аутсорсинга

Сфера деятельности логистического аутсорсинга не ограничивается вышеперечисленными направлениями. Во-первых, логистические фирмы могут заниматься организацией или передислокацией региональных складов.

Проблема открытия складов в разных регионах имеет такое же решение, как и вопрос с региональными офисами. При появлении компаний, занимающихся строительством и сдачей в аренду офисных зданий, фирмы становятся очень мобильными. Их стратегические решения уже не привязываются к конкретным помещениям. Сегодня они снимают офис с площадью 500 м2, а завтра могут переехать в другой город и арендовать там помещение в два раза больше; затем их стратегия снова изменяется, и они арендуют пять небольших офисов в разных городах.

Аналогично поступают и со складами – в каждом конкретном регионе логистический оператор обрабатывает тот товарный поток, который там имеется в данный момент времени, чем исключаются затраты на незагруженные площади и персонал.

Во-вторых, логистические компании могут заниматься повышением качества складского обслуживания. Очевидно, что предприниматель, для которого склад представляет только место для хранения продукции, и логистическая компания, для которой работа на складе является основным бизнесом, организуют соответствующие бизнес-процессы на совершенно разных уровнях.

В-третьих (кто-то посчитает этот пункт самым важным), логистические компании могут значительно уменьшить проблемы, связанные с контролем и ответственностью. По мнению менеджеров многочисленных компаний, непрерывный контроль за собственной логистической службой – это абсолютно безнадежное дело. Если логистика не является хобби руководителя, то он прекрасно понимает, что для грамотной работы компании нужно сосредоточиться на ее главной задаче. К тому же «свои» логисты могут допускать ошибки, которые обходятся фирмам довольно крупными убытками в десятки, а то и в сотни тысяч. Эти деньги руководителям никто не вернет. Такова и есть объективная реальность.

Аутсорсинг – совершенно другое дело, когда у руководителя есть четкий контракт с прописанными условиями доставки груза. За просрочку всегда предусматриваются штрафные санкции. Проконтролировать опоздания очень просто. Аналогичную ответственность логистический провайдер несет во всех аспектах своей деятельности.

Современные потребности западных производителей и прогрессивных дистрибьюторских компаний к складским операторам можно сформулировать так: «Вы для меня - черный ящик». Машина привозит и увозит товар. Меня не интересует, что происходит внутри. Я обратился к вам, чтобы мне не нужно было ездить на склад и следить за его работой».

Логистический Аутсорсинг - использование для Вашего бизнеса.

Основная концепция логистического аутсорсинга – это отсутствие необходимости использования собственных ресурсов при организации логистических операций, которые компания доверяет внешнему партнеру. Те процессы, которые нельзя отнести к основным видам вашей деятельности, нужно оценивать в соответствии с возможностями аутсорсинга.

Компания по аутсорсингу всегда будет более мотивированной на повышение эффективности работы, чем собственная служба фирмы. Она будет нести прямую финансовую ответственность за уровень качества выполняемой работы и предоставит юридическую гарантию.

Препятствия для перехода к аутсорсинговым услугам:

● Боязнь потери контроля, страх доверить сторонней фирме коммерческие тайны, боязнь изменений;

● Сложность точного подсчета имеющихся затрат на логистику и их сравнения с предложением аутсорсинга;

● Отсутствие знаний о принципах аутсорсинга в развитии бизнеса.

Необходимо знать, что производитель или дистрибьютор, которые хотят добиться успеха на рынке, должны получать комплексное логистическое обеспечение. Это помогает значительно снизить расходы и оптимизировать путь продукции от производителя к потребителю.

Важнейшей составляющей процесса дистрибуции являются склады: качество и способы складирования напрямую влияют на пунктуальность поставки товара клиентам и качество поставляемой продукции.

Какова стоимость услуг логистического аутсорсинга?

Некоторые менеджеры по логистике промышленных и торговых компаний считают, что привлечение «внешних» услуг обходится слишком дорого. Они считают, что фирме выгоднее использовать свой автотранспорт либо привлекать для перевозки груза автотранспортные предприятия (АТП). Работники логистических компаний спокойно воспринимают подобные высказывания.

Во-первых, сложно ожидать объективности от менеджеров, чья прибыль понизится от использования фирмой логистического аутсорсинга.

Во-вторых, между предложением АТП и логистических компаний есть существенная разница. Если логисты, с которыми фирма заключает контракт, задерживают или срывают поставку товара, они платят штрафные санкции. АТП этого не предоставляет, особенно если работает без предоплаты (как бывает в большинстве случаев). Это разная степень ответственности перед клиентом.

Цена от 350 руб/час

Логистика является важным элементом повышения конкурентоспособности современной компании, заинтересованной в максимально рациональной организации процесса перемещения необходимых грузов по оптимальному маршруту. Это понимают все представители бизнеса, но далеко не все из них могут позволить себе затраты на содержание персонала и всей инфраструктуры, необходимой для безопасной и оперативной транспортировки груза. Дело в том, что в логистике имеет большое значение не только организация и управление перевозками, но и управление запасами, подготовка различной документации, складское хранение, обработка груза, а также его доставка конечному потребителю. Если одно из звеньев в этой цепочке работает слабо, то происходит резкое снижение эффективности всей системы.

Аутсорсинг позволяет выстроить оптимальную схему доставки груза, которая сможет мгновенно реагировать на изменения конкурентного окружения. Так как на каждом этапе задействованы опытные и квалифицированные специалисты, при необходимости вся система может оперативно изменяться, подстраиваясь под запросы потребителей, всплески сезонной активности и другие параметры, которые прямо влияют на уровень продаж. В результате этого практически любая компания, которая заказывает логистический аутсорсинг получает конкурентные преимущества. При этом она не становится бюрократически неповоротливой, так как у компании нет никакой необходимости увеличивать основной штат своих сотрудников, для управления которыми требуется издавать огромное количество инструкций, распоряжений и других документов, регламентирующих их функциональные обязанности.

Чаще всего логистический аутсорсинг используется в следующих случаях:

  1. Увеличение масштаба компании. В том случае, когда компания осваивает новые рынки сбыта или увеличивает степень покрытия, ей просто необходимо построение логистической системы. Правильно используя аутсорсинг, можно установить полный контроль за передвижениями груза, начиная от складских помещений и заканчивая непосредственно конечным пунктом назначения.
  2. Снижение финансовых издержек. Содержание собственного парка автомобилей, складских помещений и сотрудников, которые их обслуживают, требует серьезных вложений. Аутсорсинг логистических услуг дает возможность сократить эти издержки, что очень выгодно для представителей малого и среднего бизнеса, вынужденных постоянно работать над оптимизацией своих затрат.
  3. Экономия ресурсов. При заказе аренды логистических специалистов происходит сокращение нагрузки на кадровую службу. В результате основной персонал компании может полностью сосредоточиться на своей профильной деятельности, а руководство получает возможность сфокусировать освобождающиеся ресурсы на реализацию собственных бизнес-проектов.

Выгодная стоимость аутсорсинга логистики

Наша компания предоставляет профессиональные услуги по аутсорсингу логистики, значительно облегчающие жизнь промышленным предприятиям или организациям, которые работают в торговой сфере. Мы в кратчайшие сроки подберем специалистов и подготовим выгодные условия сотрудничества, которые обеспечат надежную защиту наших клиентов от возникновения рисков срыва отправки продукции потребителям.



Поделиться