Повышение эффективности затрат на качество в отделе логистики. Транспорт: собственный или наёмный? Что выгоднее

Прежде чем осуществить какие-либо вложения, инвесторы в обязательном порядке стараются узнать, когда инвестиции начнут приносить прибыль.

Для этого используется такой финансовый коэффициент как срок окупаемости.

Понятие

В зависимости от целей финансовых вложений можно выделить несколько основных понятий срока окупаемости .

Для инвестиций

Срок окупаемости – это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль.

Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше. Это связано с тем, что он быстрее станет доходным.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Для капитальных вложений

Данный показатель позволяет оценить эффективность реконструкции, модернизации производства. В этом случае этот показатель отражает период, в течение которого возникающие в результате экономия и дополнительная прибыль превысят сумму, затраченную на капитальные вложения.

Нередко подобные расчеты используются для оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. Если значение коэффициента будет слишком большим, возможно, придется отказаться от подобных вложений.

Оборудования

Срок окупаемости оборудования позволяет рассчитать, за какое время средства, вложенные в данный производственный агрегат, будут возвращены за счет прибыли, полученной при его использовании.

Методы расчета

В зависимости от того, учитывается при расчете срока окупаемости изменение стоимости денежных средств с течением времени или нет, традиционно выделяют 2 способа расчета этого коэффициента:

  1. простой;
  2. динамичный (или дисконтированный).

Простой способ расчета представляет собой один из самых старых. Он позволяет рассчитать период, который пройдет с момента вложения средств до момента их окупаемости.

Используя в процессе финансового анализа этот показатель, важно понимать, что он будет достаточно информативен только при соблюдении следующих условий :

  • в случае сравнения нескольких альтернативных проектов они должны иметь равный срок жизни;
  • вложения осуществляются единовременно в начале проекта;
  • доход от инвестированных средств поступает примерно равными частями.

Популярность такой методики расчета обусловлена ее простотой, а также полной ясностью для понимания.

Кроме того простой срок окупаемости довольно информативен в качестве показателя рискованности вложения средств . То есть большее его значение позволяет судить о рискованности проекта. При этом меньшее значение означает, что сразу после начала его реализации инвестор будет получать стабильно большие поступления, что позволяет на должном уровне поддержать уровень компании.

Однако помимо указанных достоинств, простой метод расчета имеет ряд недостатков . Это связано с тем, что в этом случае не учитываются следующие важные факторы:

  • ценность денежных средств значительно изменяется с течением времени;
  • после достижения окупаемости проекта он может продолжать приносить прибыль.

Именно поэтому используется расчет динамического показателя.

Динамическим или дисконтированным сроком окупаемости проекта называют длительность периода, который проходит от начала вложений до времени его окупаемости с учетом дисконтирования. Под ним понимают наступление такого момента, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и в дальнейшем таковой остается.

Важно знать, что динамический срок окупаемости будет всегда больше, чем статический. Это объясняется тем, что в этом случае учитывается изменение стоимость денежных средств с течением времени.

Далее рассмотрим формулы, применяющиеся при расчете срока окупаемости двумя способами. Однако важно помнить, что при нерегулярности денежного потока или различных по размеру суммах поступлениях удобнее всего пользоваться расчетами с применением таблиц и графиков.

Способ расчета простого срока окупаемости

При расчете используется формула вида:

Пример 1

Предположим, что некий проект требует вложений в размере 150 000 рублей. Ожидается, что ежегодные поступления от его реализации составят 50 000 рублей. Необходимо рассчитать срок окупаемости.

Подставим имеющиеся у нас данные в формулу:

РР = 150 000 / 50 000 = 3 года

Таким образом, ожидается, что вложенные средства окупятся в течение трех лет.

Предложенная выше формула не учитывает, что в процессе реализации проекта может возникать не только приток средств, но и их отток. В этом случае полезно воспользоваться модифицированной формулой:

РР = К0 / ПЧсг, где

ПЧсг — , получаемая в среднем за год. Она рассчитывается как разность между средними доходами и расходами.

Пример 2

В нашем примере дополнительно введем условие, что в процессе реализации проекта существуют ежегодные издержки в размере 20 000 рублей.

Тогда расчет изменится следующим образом:

РР = 150 000 / (50 000 – 20 000) = 5 лет

Как видим, срок окупаемости при учете издержек оказался больше.

Подобные формулы расчета приемлемы в случаях, когда поступления по годам одинаковы. На практике это встречается редко. Гораздо чаще сумма притока изменяется от периода к периоду.

В этом случае расчет срока окупаемости осуществляется несколько иначе. Можно выделить несколько шагов этого процесса:

  1. находится целое количество лет, за которые сумма поступлений максимально приблизится к сумме инвестиций;
  2. находят сумму вложений, которые еще непокрыты притоками;
  3. считая, что вложения в течение года идут равномерно, находят количество месяцев, необходимых для достижения полной окупаемости проекта.

Пример 3

Сумма инвестиций в проект составляет 150 000 рублей. В течение первого года ожидается получение дохода в размере 30 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 40 000, четвертого – 60 000.

Таким образом, за первые три года сумма дохода составит:

30 000 + 50 000 + 40 000 = 120 000

За 4 года:

30 000 + 50 000 + 40 000 + 60 000 = 180 000

То есть, срок окупаемости больше трех лет, но меньше четырех.

Найдем дробную часть. Для этого рассчитаем непокрытый остаток после третьего года:

150 000 – 120 000 = 30 000

30 000 / 60 000 = 0,5 года

Получаем, что окупаемость инвестиций составляет 3,5 года.

Расчет динамического срока окупаемости

В отличие от простого, этот показатель учитывает изменение стоимости денежных средств с течением времени. Для этого вводится понятие ставки дисконтирования.

Формула приобретает следующий вид:

Пример

В предыдущем примере введем еще одно условие: годовая ставка дисконтирования – 1%.

Рассчитаем дисконтированные поступления за каждый год:

30 000 / (1 + 0,01) = 29 702,97 рублей

50 000 / (1 + 0,01)2 = 49 014,80 рублей

40 000 / (1 + 0,01)3 = 38 823,61 рублей

60 000 / (1 + 0,01)4 = 57 658,82 рублей

Получаем, что за первые 3 года поступления составят:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 = 117 541,38 рублей

За 4 года:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 + 57 658,82 = 175 200,20 рублей

Как и при простой окупаемости, проект окупается более чем за 3 года, но менее чем за 4. Рассчитаем дробную часть.

После третьего года непокрытый остаток составит:

150 000 – 117 541,38 = 32 458,62

То есть до полного срока окупаемости не хватает:

32 458,62 / 57 658,82 = 0,56 года

Таким образом, окупаемость инвестиций составит 3,56 года. В нашем примере это не намного больше, чем при простом способе окупаемости. Однако ставка дисконтирования нами была принята слишком маленькая: всего 1%. На практике она составляет около 10%.

Срок окупаемости является важным финансовым показателем. Он помогает инвестору оценить насколько целесообразны вложения в тот или иной проект.

Следующая видео лекция посвящена основам финансового планирования, инвестиционному плану и сроку окупаемости:

Является одним из важных показателей при его оценке. Период окупаемости для инвесторов является основополагающим. Он в целом характеризует насколько ликвиден и доходен проект. Для правильного определения оптимальности вложений, важно понимать каким образом получается и рассчитывается показатель.

Смысл расчета

Один из самых важных показателей при определении эффективности вложений - срок окупаемости. Формула его показывает за какой отрезок времени доход от проекта покроет все единовременные затраты на него. Метод дает возможность рассчитать время возврата средств, которое затем инвестор соотносит со своим экономически выгодным и приемлемым сроком.

Экономический анализ предполагает использование различных методов при расчете упомянутых показателей. Его используют, если осуществляется сравнительный анализ для определения самого выгодного проекта. Важно при этом, что он не применяется как основной и единственный параметр, а рассчитывается и анализируется в комплексе с остальными, показывающими эффективность того или иного варианта инвестиций.

Расчет срока возврата средств как основной показатель можно применить, если предприятие нацелено на быструю отдачу от вложений. Например, при выборе способов оздоровления компании.

При прочих равных условиях принимается к реализации тот проект, у которого самый маленький срок возврата.

Окупаемость вложений - формула, демонстрирующая число периодов (лет или месяцев), за которое инвестор вернет свои вложения в полном объеме. Иначе говоря, возврата средств. При этом следует помнить, что названный период должен быть короче отрезка времени, на протяжении которого осуществляется пользование внешними займами.

Что необходимо для расчета

Период окупаемости (формула его использования) предполагает знание таких показателей:

  • издержки по проекту - сюда включены все инвестиции, осуществленные с его начала;
  • чистый доход в год - это выручка от реализации проекта, полученная за год, но за вычетом всех издержек, включая налоги;
  • амортизация за период (год) - размер денежных средств, которые были потрачены на совершенствование проекта и способов его реализации (модернизация и ремонт оборудования, совершенствование техники и т.п.);
  • длительность затрат (имеются ввиду инвестиционные).

А для расчета дисконтированного срока возврата вложений, важно принять во внимание:

  • приход всех средств, сделанных за рассматриваемый период времени;
  • норма дисконта;
  • срок, на который дисконтировать;
  • первоначальный размер инвестиций.

Формула расчета окупаемости

Определение периода возврата вложений происходит с учетом характера поступления по проекту. Если подразумевается, что денежные потоки поступают равномерно на протяжении всего времени работы проекта, период окупаемости, формула которого представлена ниже, можно рассчитать так:

Где Т - срок возврата инвестиций;

И - вложения;

Д - полная сумма прибыли.

При этом полная сумма дохода складывается из и амортизации.

Понять, насколько целесообразен рассматриваемый проект при использовании данной методики, поможет то, что получаемая величина срока возврата инвестируемых средств должна быть ниже той, которая была задана инвестором.

В реальных условиях работы проекта, инвестор отказывается от него, если период возврата вложений выше заданной им лимитной величины. Либо он изыскивает методы по снижению периода окупаемости.

Например, инвестор вкладывает в проект 100 тыс. руб. Доход от реализации проекта:

  • в первый месяц составил 25 тыс. руб.;
  • во второй месяц - 35 тыс. руб.;
  • в третий месяц - 45 тыс. руб.

В первые два месяца проект не окупился, так как 25+35 = 60 тыс. руб., что ниже суммы вложений. Таким образом, можно понять, что проект окупился за три месяца, так как 60+45 = 105 тыс. руб.

Преимущества метода

Достоинствами описанного выше метода выступают:

  1. Простота расчета.
  2. Наглядность.
  3. Возможность провести классификацию инвестиций с учетом заданной инвестором величины.

В целом по этому показателю возможно вычислить и риск инвестиций, так как существует обратная зависимость: если срок окупаемости, формула которого указана выше, снижается, уменьшаются и риски проекта. И наоборот, с ростом срока ожидания окупаемости инвестиций, увеличивается и риск - инвестиции могут стать невозвратными.

Недостатки метода

Если же говорить о недостатках метода, то среди выделяют: неточность расчета, ввиду того что при его вычислении не принимается во внимание временной фактор.

По факту, выручка, которая будет получена за границей срока возврата, никаким образом не влияет на его срок.

Чтобы грамотно осуществить расчет показателя, важно под инвестициями подразумевать издержки на формирование, реконструкцию, улучшение основных средств предприятия. Вследствие этого эффект от них не может наступить сиюминутно.

Инвестор, когда вкладывает деньги в совершенствование какого-либо направления, обязан понимать тот факт, что лишь спустя какое-то время он получит неотрицательную величину денежного потока капитала. Из-за этого важно использование в расчетах динамических методов, которые дисконтируют потоки, приводя цену денег к одному моменту во времени.

Необходимость в подобных сложных расчетах вызвана тем, что цена денег на дату начала инвестиций не совпадает со стоимостью денег в конце реализации проекта.

Дисконтированный метод расчета

Срок окупаемости, формула которого представлена ниже, предполагает принятие в расчет временного фактора. Это расчет NPV - чистой приведенной стоимости. Расчет осуществляется по формуле:

где Т - период возврата средств;

IC - инвестиции в проект;

FV - планируемый доход по проекту.

Здесь учитывается и поэтому планируемый доход дисконтирован при помощи ставки дисконта. Эта ставка включает в себя риски по проекту. Среди них можно выделить основные:

  • риски инфляции;
  • риски неполучения прибыли.

Все они определяются в процентах и суммируются. Ставка дисконта при этом определяется так: + все риски по проекту.

Если поток денег неодинаковый

Если поступления от реализации проекта каждый год разные, окупаемость затрат, формула которой рассматривается в настоящей статье, определяется в несколько шагов.

  1. Сперва, необходимо определить число периодов (причем, оно должно быть целым), когда сумма прибыли нарастающим итогом станет приближенной к сумме вложений.
  2. Затем необходимо определить остаток: из суммы вложений вычитаем размер накопленной величины поступлений по проекту.
  3. После этого величина непокрытого остатка делится на величину денежных притоков следующего отрезка времени. Главный экономический показатель в этом случае - ставка дисконтирования, которая определяется в долях единицы либо в процентах в год.

Выводы

Срок окупаемости, формула которого была рассмотрена выше, показывает за какой отрезок времени произойдет полный возврат вложений и наступит момент, когда проект начнет давать доход. Выбирается тот вариант вложений, у которого период возврата самый маленький.

Для расчета используют несколько методов, которые имеют свои особенности. Самый простой - это деление суммы затрат на величину годовой выручки, которую приносит профинансированный проект.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая оценка инвестиций на транспорте»

Тема: «Сравнительная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по приобретению транспортных средств».

Выполнила: Левицкая А.В.

Санкт-Петербург

Введение

Цель выполнения данной курсовой работы - закрепление теоретических знаний дисциплины и освоение практических аспектов рассматриваемых в работе вопросов:

1. Сформировать себестоимость перевозок по маркам выбранных автотранспортных средств.

2. Определить эффективность приобретения автотранспорта при различных источниках финансирования, рассчитав критерии «Чистая текущая стоимость» и «Дисконтированный период окупаемости» (графическим методом).

3. Сравнить эффективность инвестиционных проектов, сделать выводы.

Для выполнения курсовой работы по данным об объеме грузоперевозок, характере груза и характеристика автотранспортных средств (табл.1) выберем модель автомобиля (автомобилей) и их количество.

Автотранспорт может быть приобретен по различным схемам:

В собственность (с учетом кредитования);

По договору финансового лизинга

Таблица 1. Характеристика транспортного средства

Таблица 2. Исходные данные для расчета

Наименование показателя

Номер варианта

Объем грузоперевозок, т.

Характер груза

Сроки (период) перевозки

Средняя протяженность маршрута перевозки, км

Характер перевозки

Условные обозначения:

Ст. - груз, не требующий особого температурного режима, стандартный груз (стандартные размеры упаковки, груз не требует постоянной температуры перевозки)

ЕДН - ежедневно (по рабочим дням); ЕНД - еженедельно

Г - внутригородские перевозки (общая протяженность маршрута «от двери до двери»)

1. Расчет необходимого количества, а/м и суммы прогнозируемых капитальных вложений

При выборе транспортного средства необходимо учитывать дополнительные ограничения:

Средняя скорость движения автотранспорта в черте города - 30 км/час

Рабочий день для водителя составляет 8 ч

График работы водителя 5дней / 2 дня).

На основании характеристик выбранного типа автотранспортных средств и их количестве определим общую сумму прогнозируемых капитальных вложений (табл.3).

Определим необходимое количество машин:

Объем грузоперевозок по условию 20т. ежедневно, грузоподъемность одной машины 5т., так как дана средняя протяженность маршрута 120км, а средняя скорость, а/м 30км/ч, то

продолжительность одного рейса равна:

120/30=4ч., рабочий день водителя 8ч, значит, в день выходит 2 рейса по 5т. одной машиной, равно 10т., значит нам необходимо 2 машины.

Таблица 3

Сумма прогнозируемых капитальных вложений

2. Расчет себестоимости перевозок на автомобильном транспорте

При выборе типов автотранспортных средств или при применении различного графика их работы расчет себестоимости по статьям производится по каждому типу машин отдельно, а потом суммируется.

Расчет расходов на топливо и смазочные материалы.

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях:

Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн. человек - до 25% , мы возьмем 20%

Норма затрат на смазочные материалы составляет: для автомобилей иностранного производства - 4,5%.

Стоимость 1 литра диз.топлива на момент настоящих расходов в среднем составляет 33р.

Итоговый расчет расходов на топливо и смазочные материалы представляется по форме таблицы (табл.4).

Таблица 4. Расчет расходов на топливо и смазочные материалы (2 а/м)

Наименование показателя

Значение

Примечание

Норма расхода топлива, л/100 км

Увеличение нормы расходов, л/100км

Суммарная норма расхода топлива, л/100км

Пробег автомобиля за рейс, км

Продолжительность рейса с грузом, ч

Стоимость топлива, руб/л

Расходы на топливо за рейс, тыс.руб.

Расчет под таб.

Норма затрат на смазочные материалы, %

Расчет под таб

Расходы на смазочные материалы за рейс, тыс. руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за час, руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за рейс с грузом, тыс.руб.

Количество рейсов за год

Расчет под таб

Расходы на топливо и смазочные материалы за год, тыс. руб.

№11*(№6+№8)

Расчет расходов на топливо за 1 рейс:

120км*18л/100км =21.6л на 1 рейс

21.6л*33р=712.8р =0.7тыс.руб

Расчет расходов на смазочные материалы за рейс:

0.7*4.5%=0.03тыс.руб

Расчет количества рейсов за год (2 а/м):

По условию у водителей пятидневка, значит одна а/м делает за день 2 рейса, за неделю(с учетом выходных) 10рейсов, за месяц 40рейсов и за год 480рейсов, у нас 2 а/м, значит общее количество рейсов за год 960

Расходы по заработной плате водителей и командировочных расходов

Заработная плата водителя на внутригородских перевозках составляет 15000 рублей в месяц. Ставка страховых взносов составляет 30% от фонда оплаты труда водителей, страховой тариф по страхованию от несчастных случаев на производстве (6 класс профессионального риска) - 0,7% от фонда оплаты труда водителей.

Расчет заработной платы водителей и страховых взносов производится по форме (табл.5).

Таблица 5. Расчет затрат по заработной плате и отчислениям на социальное страхование

Наименование показателя

Значение

Примечание

Сумма ежемесячной заработной платы 1 водителя, тыс.руб.

Количество водителей

Сумма ежемесячных расходов на заработную плату, тыс.руб.

Расходы на социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за год, тыс. руб.

3. Расходы по износу и восстановлению автомобильных шин

Нормативный пробег шины в среднем составляет 70000 км (независимо от типа и марки шин).

Для транспортных средств малой и средней грузоподъемности необходимо приобретение «зимних шин».

Первоначальное приобретение шин отражается в сумме инвестиционных ресурсов.

Расчет затрат по износу и восстановлению шин представляется по форме (табл.7).

Таблица 7

Расчет затрат по износу и восстановлению шин

Стоимость одной шины взята средняя на настоящее время 8тыс.руб,

У 1 а/м 6 колес, два комплекта(зима, лето)составляют 12 шин на 1 а/м, значит на 2 а/м необходимо 24 шины.

Рассчитаем пробег, а/м за год и сравним с нормативом:

За день а/м делает 2 рейса=240км, за год 240раб.дней*240км=57.6тыс.км

Получаем 2 комплекта шин по нормативу хватит на 2 года использования, значит на 1 год: 12*8=96тыс.р.

4. Амортизация автомобиля (полуприцепа)

Полезный срок службы грузового автомобиля и полуприцепа составляет 5 лет. Амортизация определяется линейным методом (табл.8).

Ежегодная амортизация равна отношению первоначальной стоимости автомобиля к полезному сроку службы.

Среднегодовая стоимость автомобиля определяется как средняя арифметическая величина между первоначальной и остаточной стоимостью автомобиля.

Таблица 8

Расчет амортизации и остаточной стоимости автотранспортного средства

Первоначальная стоимость, тыс. руб.

Сумма начисленной амортизации, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость, тыс. руб.

5. Расчет затрат на плановое техническое обслуживание (ТО) автотранспорта и страхование автомобиля по КАСКО

Расчет планового технического обслуживания производится на основании исходных данных о его средней стоимости технического обслуживания и межремонтного пробега (см.табл.1). Количество единиц ТО за месяц (год) определяется расчетным путем (табл.9). При расчете количества единиц ТО за период производится округление до целочисленного значения в большую сторону.

По условию плановое ТО через 20тыс.км, пробег 1а/м за год у нас 57.6, значит на 1 а/м в год 3 ТО, на 2а/м 6ТО в год.

Таблица 9

Расчет затрат на плановое ТО

Расчет страховых платежей по КАСКО осуществляется на основании процентных ставок (см.табл.1) и остаточной стоимости автомобиля (см.табл.8) за каждый год (табл.10). Ставка по КАСКО не изменяется при увеличении амортизации автомобиля.

Таблица 10

Расчет платежей по КАСКО(2 а/м)

Расчет налоговых платежей

Ставка по транспортному налогу 40 руб. за 1 л/с, значит транспортный налог составит:

130л.с.*40р=5.2тыс.руб *2 а/м=10.4тыс.руб.

Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой стоимости автомобиля. Ставка налога составляет 2,2%

Налог на прибыль определяется исходя из валовой прибыли, уменьшенной на сумму налога на имущество и страхования автомобиля по КАСКО. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Расчет общей суммы себестоимости перевозок

Планируется ежегодный рост цен на топливо 0,5% в год, заработной платы водителей - на 1% в год.

Прочие затраты составляют 10% от общей суммы затрат за год (без учета амортизации).

Для расчета финансового результата (табл. 13) необходимо:

Доход определяется как произведение полной себестоимости (с учетом амортизации) на коэффициент 1.21, учитывающий увеличение на норму прибыли. Норма прибыли, вложенная в цену составляет 20%

Валовая прибыль определяется как разность между доходом и полной себестоимостью производства;

Прибыль от продажи перевозок представляет собой валовую прибыль, уменьшенную на налог на имущество организаций и платежи по КАСКО.

6. Расчет экономической эффективности проекта

Реализация проекта приобретения автотранспортных средств возможна при различных условиях:

Приобретение в собственность за счет собственных средств;

Приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

Приобретение по договору лизинга.

В курсовой работе рассмотрен сравнительный расчет эффективности приобретения автотранспортных средств за счет кредитных ресурсов и по договору лизинга.

Для определения экономической эффективности инвестиционного проекта в курсовой работе необходимо рассчитать критерии «чистая текущая стоимость» и «дисконтированный период окупаемости».

Расчет основан на определении чистого денежного потока по годам реализации проекта. Для определения чистого денежного потока необходимо:

Перенести соответствующие данные из таблиц в соответствующие строки;

Чистый поток определяется как разность между притоком и оттоком по проекту.

Таблица 12

Расчет себестоимости перевозок, тыс. руб.

Показатель

Расходы на топливо и смазочные материалы

Расходы по заработной плате водителей с отчислениями

Командировочные расходы

Расходы на износ и восстановление шин

Расходы на плановое ТО

Транспортный налог

Прочие расходы

Итого себестоимость (без амортизации)

Амортизационные отчисления

Общая сумма затрат с учетом амортизации (полная себестоимость)

Таблица 13

Расчет финансового результата, тыс.руб.

Показатель

Себестоимость без амортизации

Амортизационные отчисления

Полная себестоимость

Доход (с учетом нормы прибыли)

Валовая прибыль

Налог на имущество

Прибыль от продажи перевозок

Дисконтирование-стоимость денег во времени.

Чистая текущая (дисконтированная) стоимость (NPV - net present value of cash flows) представляет собой сумму дисконтированных по годам денежных потоков за все периоды реализации проекта:

где r - процентная ставка, использующаяся для данного инвестиционного проекта;

Т - период реализации проекта.

Чистая дисконтированная стоимость показывает настоящую стоимость разновременных результатов от реализации конкретного проекта. Правило отбора проектов по критерию чистой дисконтированной стоимости гласит: проект является приемлемым для инвестора, если его чистая дисконтированная стоимость больше нуля. Положительная величина чистой дисконтированной стоимости свидетельствует не только о полном возмещении затрат на инвестиционный проект при прогнозируемом уровне доходности капитала, но и о получении дополнительного дохода, то есть об увеличении активов предприятия вследствие принятия проекта.

Для дальнейших расчетов коэффициент дисконтирования принимается по ставке 14% в год.

Дисконтированный период окупаемости определяется графическим методом, где по горизонтальной оси - порядковый номер года реализации проекта, по вертикальной - сумма чистой текущей стоимости за данный год.

6.1 Расчет эффективности приобретения автомобилей при использовании кредитных ресурсов

Кредит погашается дифференцированными платежами исходя из остатка задолженности по договору. Ежегодное погашение основного долга осуществляется равномерно.

Остаток по кредиту за первый год определяется как сумма инвестиционных ресурсов с учетом доли использования кредитных ресурсов. Остаток по кредиту в последующие годы определяется как разница между остатком по кредиту за предыдущий период и суммой основного долга за текущий год. Расчет суммы начисленных процентов производится как произведение остатка по кредиту и процентной ставки по кредиту. Расчет погашения кредита производится по форме (табл.15).

3270-100% 2943-90% 327-10%

2943:4года=735.75т.р.

Под 11% годовых

Расчет чистой текущей стоимости производится по форме (табл.16). На основании данных таблицы необходимо построить график периода окупаемости проекта.

6.2 Расчет эффективности приобретения автомобилей по договору лизинга.

Расчет лизинговых платежей производится ежегодно равными частями исходя из расчета общей суммы лизингового платежа. Последовательность расчета лизинговых платежей следующая.

1. Производится расчет размеров лизинговых платежей по годам, если договор лизинга сроком более одного года

2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.

3. Рассчитываются размеры лизинговых платежей в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов (ежегодно).

Расчет общей суммы лизинговых платежей (без НДС) осуществляется по формуле

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ, (2)

где ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга; КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателя, предусмотренные договором лизинга.

Амортизационные отчисления определяются отношением первоначальной стоимости к сроку полезного использования

АО = первоначальная стоимость / срок полезного использования

Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества - предмета договора рассчитывается по формуле

ПК = Q х КР х СТк / 100% , (3)

где ПК - плата за используемые кредитные ресурсы, руб.; Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1 или 100%;

КР - сумма кредитных ресурсов, руб.;

СТк - ставка за кредит, % годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или со среднегодовой остаточной стоимостью имущества - предмета договора:

КРt = (OCн + OCк) / 2 (4)

где КРt - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, руб.;

OCн и OCк - расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, руб.

Комиссионное вознаграждение (КВ) рассчитывается от среднегодовой остаточной стоимости имущества по формуле

КВt = ((ОСн + ОСк) /2) х СТв / 100 , (5б)

где Ств - ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества - предмета договора. Т.е

КВ1=2943х6/100=176.58

КВ2=2289х6/100=147.94 ит.д по годам

Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассчитывается по формуле:

ДУт = (Р + Р + ... Рn) / Т, (6)

ДУт - плата за дополнительные услуги в расчетном году, руб.; Р, Р, .., Рn - расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу, руб.;

Т - срок договора, лет.

В состав дополнительных услуг включается страхование имущества (КАСКО), местные налоги (например, налог на имущество) и т.п.

Условия приобретения автомобилей по договору лизинга представлены в таблице (табл.14).

Таблица 14. Условия договора кредита

Таблица 15

Расчет погашения кредита, тыс.руб.

Условия использования кредитных ресурсов сформулированы ранее в таблице (кроме срока договора кредита) (см.табл.14). Расчет кредитных платежей производится по формулам (3) и (4).

В сумму дополнительных услуг включается налог на имущество и страхование по КАСКО.

Выплата лизинговых платежей (включение в состав затрат) осуществляется ежегодно равными долями.

Общая сумма лизинговых платежей представляется по форме (табл.18).

Расчет размера ежегодного лизингового платежа осуществляется по формуле

ЛВг = ЛП: Т, (7)

где ЛВг - размер ежегодного лизингового платежа, руб.;

ЛП - общая сумма лизинговых платежей, руб.;

Т - срок договора лизинга, лет.

На основании произведенных расчетов формируется таблица движения денежных потоков, в которой производится расчет критерия «чистая текущая стоимость» по проекту, где сумма капитальных вложений будет составлять сумму авансового платежа (табл. 19).

Таблица 16

Таблица движения денежных потоков

Показатель

Приток, тыс.руб.

Отток, тыс. руб.

Капитальные вложения

Налог на прибыль

Налог на имущество

Выплаты по кредиту

CF (чистый поток), тыс. руб.

DCF (дисконтированный чистый поток), тыс. руб.

NPV, тыс. руб.

Графический метод определения периода окупаемости проекта.

автомобиль перевозка лизинг кредитный

Два проекта:

1-Голубой график -приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2-Зеленый график -приобретение по договору лизинга.

Таблица 17

Условия оформления договора финансового лизинга

Таблица 18

Расчет лизинговых платежей за весь период договора, тыс.руб.

Амортизация

Плата на кредитные ресурсы

Комиссионное вознаграждение

Дополнительные услуги

Итого платеж за год

Таблица 19

Таблица движения денежных потоков, тыс. руб.

Показатель

Капитальные вложения

Себестоимость без амортизации

Лизинговый платеж

Налог на прибыль

CF (чистый поток)

DCF (дисконтированный чистый поток)

Мы рассчитали возможность приобретения автотранспортных средств по двум проектам:

1-приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2 -приобретение по договору лизинга.

Мы определили дисконтированный период окупаемости в обеих проектах и показали полученные данные в графика на рис.1

Проанализировав данные, можно сделать следующие выводы.

Проект 1 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.2года

Проект 2 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.6 лет

Графики сошлись в одной точке в отметке 3.7 лет при NPV= -42.0т.р.

За период, равный 5 годам проект №1 принес прибыль 18.3т.р., а проект №2- 34т.р.

Несмотря на то, что проект №1 за годы до достижения отметки 0 меньшие убытки, проект №2 за тот же срок окупился и более того, принес прибыль почти вдвое большую.

Исходя из этого вывод таков - инвестиционный проект по приобретению автотранспортных средств по договору лизинга более эффективен для предприятия.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.

2. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009г (с последующими изменениями).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006г №857 «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

4. Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008г №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

5. Инвестиции: Учебник. /Под ред. В.В.Ковалева. - М.; Проспект, 2006.

6. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие. - М.; ОМЕГА-Л, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проведение расчета ресурса легкового автомобиля Икарус-280. Оценка и расчет оптимизации эффективности работы средств обслуживания автомобилей по критерию минимума затрат от функционирования системы. Прогноз грузооборота автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Расходы на авиаГСМ. Амортизация ВС и авиадвигателей. Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС, на оплату труда летного состава, бортпроводников и наземного персонала. Расчет экономической эффективности сравниваемых типов воздушных судов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Расчет количества автомобилей на автотранспортном предприятии для выполнения грузовых перевозок. Производственные программы по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей. Разработка технологического процесса, экономический анализ стоимости.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    Производственная программа по эксплуатации автомобилей. Программа материально-технического обеспечения и по труду и заработной плате. Расчет затрат предприятий автомобильного транспорта, себестоимости перевозок, прибыли и финансовых показателей АТП.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Составление сметы затрат на автоперевозку грузов и расчет калькуляции себестоимости автомобильных перевозок. Основные технико-экономические показатели работы подвижного состава. Определение экономической эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Расчет основных эксплуатационных показателей электровоза. Определение нормы удельного расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто. Определение себестоимости перевозок, обоснование выбора марки электровоза, экономическая эффективность от его использования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Затраты, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок. Основные методики оценки эффективности лизинговой сделки. Расчет лизинговых и кредитных платежей. Определение экономического эффекта от лизинговой сделки по сравнению с кредитной.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2013

    Характеристика маршрутов и технико-эксплуатационные показатели работы автобусного парка. Обоснование метода технического обслуживания и диагностирования автомобилей. Принцип действия проектируемого подъемника, расчет затрат и экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2013

    Понятие международной перевозки и зависимость ее себестоимости от различных технико-эксплуатационных факторов. Расчет затрат на топливо и обеспечение, заработную плату и техническое обслуживание. Выбор рациональных маршрутов работы транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2009

    Назначение, классификация и конструкция бортовых автомобилей. Выбор рациональной модели бортового автомобиля по трем критериям: производительность, конкурентоспособность, качество. Расчет экономической эффективности бортовых автомобилей. Оценка качества.

Срок окупаемости оборудования – это экономический показатель, который необходимо рассчитывать при анализе и планировании хозяйственной деятельности. Он характеризует время, за которое деньги, потраченные на приобретение очередного средства производства, возвратятся в полном объеме за счет использования агрегата.

Для начала определите сумму, которую компания готова выделить для покупки нового оборудования . В нее включите непосредственно стоимость приобретения, а также расходы, связанные с установкой и наладкой. Например, если планируется обзавестись дополнительным конвейером, который позволит перераспределить нагрузку, то в параметре «Капитальные вложения» посчитайте цену аппарата, сумму доставки, стоимость работ по монтажу и запуску. Однако если все подготовительные мероприятия осуществлял штатный сотрудник фирмы, и поэтому организации удалось избежать дополнительных расходов, то и сверх покупных затрат прибавлять ничего не нужно.

Вычислите размер валового дохода, полученного от использования оборудования . Например, если в новой печи в месяц будет выпекаться буханок хлеба и продаваться по цене 20 р за единицу товара, а затраты на сырье из расчета одной булки составят 5 р, то валовая прибыль будет равна 7 р (7 = (20 р – 5 р) *). При этом расходы на содержание зарплатного фонда не учитываются, но если для обслуживания оборудования будет нанят дополнительный персонал, то выплаты вновь принятым сотрудникам необходимо учесть. Налоговые отчисления следует проигнорировать – они в любом случае будут зависеть от итоговой суммы дохода. Таким образом, валовый доход – это разница между продажной ценой и себестоимости продукции, в торговле – сумма надбавок.

Подставьте найденные показатели в формулу:T = К / ВД, где T – срок окупаемости; К – капитальные вложения; ВД – валовой доход.При подсчете периода окупаемости можно взять любой интервал времени. Если выбран квартал, то сумма валового дохода тоже берется из расчета за 3 календарных месяца.

Вместо показателя доходности можно подставить величину экономии, которая станет возможной после внедрения дополнительной единицы оборудования , ведь согласно народной мудрости, «Сэкономил – значит заработал».

  • О умении рассчитать окупаемость
  • Разработка проекта, как правило, заканчивается расчетом его окупаемости.
  • Срок окупаемости – это тот интервал времени,
  • Как рассчитать срок окупаемости
  • Окупаемость - один из показателей, отражающий эффективность экономической деятельности компании.
  • Сущность срока окупаемости капитальных вложений
  • Расчет срока окупаемости
  • Для оценки эффективности инвестиционного проекта в финансовом менеджменте используются различные методы и критерии.
  • Расчет простого срока окупаемости
  • Расчет дисконтированного срока окупаемости

Думать о том, что умением рассчитать окупаемость должны обладать только экономисты и бизнесмены, в корне неверно. Каждая семья вкладывает денежные средства в квартиры, дома, автомобили и банковские вклады. Все это способно через некоторое время вырасти в цене и принести выгоду своим хозяевам. Поэтому говорить об окупаемости вложений можно и с друзьями, и с коллегами, и с соседями по лестничной площадке. И нет ничего удивительного, если они не знают словосочетание «окупаемость вложений», ведь не всем дано быть экономистами и бизнесменами.

  • - калькулятор
  • - ручка
  • - лист бумаги

Для бытового применения расчет окупаемости крайне прост и незатейлив. Чтобы рассчитать окупаемость, нужно величину вложенных средств разделить на сумму получаемой прибыли. Полученная величина будет показывать период времени, в течение которого наступит окупаемость.

Например, мы купили квартиру на первом этаже жилого дома за 3 000 000 руб. Еще 600 000 рублей мы потратили на ремонт, бюрократические процедуры и обустройство прилегающей территории. После чего, подав объявление, сдали это помещение арендатору, который будет ежемесячно оплачивать коммунальные услуги и сумму в размере 40 000 рублей.

Таким образом, наши вложения составили 3 600 000 руб. А ежемесячная прибыль с проекта – 40 000 рублей. Для полной окупаемости вложений потребуется сдавать наше помещение в аренду в течение (3 600 000 / 40 000) 90 месяцев, или 7,5 лет.

Еще один пример. Друг предлагает нам заняться грузоперевозками. Для этого понадобится автомобиль ГАЗель, который придется приобрести. Предположим, что величина ежемесячной прибыли от грузоперевозок после всех затрат на ремонты и топливо ожидается порядка 40 000 руб. Допустим, мы купим подержанную ГАЗель за 300 000 руб.

Таким образом, окупаемость вложений наступит через (300 000 / 40 000) 7,5 месяцев работы.

Кроме того, окупаемость вложений можно сравнивать, выбирая более выгодные возможности. Сравним доход от ГАЗели из предыдущего примера с доходом по банковскому вкладу при ставке 10,5% годовых.

Для простоты сравнения возьмем сумму вклада, равную стоимости ГАЗели, 300 000 руб. Предположим, что, по условиям банка, проценты выплачиваются в конце срока. Таким образом, по истечению 1 года сумма наших вложений прирастет на (300 000 * 10,5%) 31 рублей. И у нас на руках будет 331 рублей.

За 12 месяцев работы в грузоперевозках мы получим (40 000 * 12) 480 000 руб. С математической точки зрения, это означает, что в наших примерах выгоднее вложить деньги в грузоперевозки, а не в банк.

Надеемся, что теперь вы будете принимать финансовые решения с еще большей рациональностью.

  • доступ в Интернет
  • калькулятор
  • Блокнот и ручка
  • весы (для определения веса груза)
  • сантиметровая лента или рулетка (для определения размеров груза)

Определите расстояние между пунктами доставки. Если перевозка осуществляется междугородняя и на автомобиле, то это расстояние необходимо умножить на два, так как обратная дорога тоже входит в стоимость доставки.

Узнайте стоимость перевозки за один километр. Самый простой способ узнать это – обратиться к сети интернет или позвонить в фирму, которая будет заниматься транспортировкой груза. Также можно использовать различные печатные издания или спросить у знакомых, которые недавно заказывали доставку груза.

Определите вес груза. Если он превышает допустимые нормы, то стоимость будет несколько выше, так как посылка будет перевозиться в других условиях. Например, на другом транспорте, способном перевезти больший вес.

Обратите внимание на габариты. За негабаритные грузы также придется доплатить по причине замены транспорта.

Определите, насколько срочно нужно доставить посылку. В случае если это требуется сделать как можно быстрее, то лучше воспользоваться экспресс доставкой. Практически все фирмы в настоящее время имеют возможность сделать ее. Но цена доставки значительно возрастет.

Определите необходимость дополнительных услуг, при наличии которых оплата возрастает. В различных фирмах спектр оказываемых дополнительных услуг значительно меняется. Это может быть упаковка, охрана груза, страховка, оформление документов самой фирмой. Часто такая ситуация возникает при перевозке объемных и тяжелых грузов.

Рассчитайте итоговую стоимость доставки. Расстояние умножается на стоимость одного километра перевозки, затем умножается на вес посылки и прибавляется добавочная стоимость за излишний вес, негабаритный груз или дополнительные услуги (если таковые имеются).

Видео по теме

Если по каким-либо причинам проект признается неперспективным, меняются его экономические показатели (например, уменьшаются расходы на материалы). Как же можно посчитать окупаемость проекта и что для этого потребуется?

  • калькулятор, ручка, блокнот, экономические показатели реализации проекта

Рассчитайте период окупаемости проекта, то есть тот интервал времени, по прошествии которого проект начинает приносить прибыль.Т = К/П, где

Т – период окупаемости, К – ежегодные капитальные вложения, П – проектная прибыль.Допустим, в первый год реализации проекта предприятие осуществило закупку нового оборудования на сумму 15 миллионов рублей. Во второй год реализации проекта предприятие провело капитальный ремонт цехов для усовершенствования работы отдела. На ремонт было потрачено 2 миллиона рублей. В первый год прибыль от проекта составили 5 миллионов рублей, а во второй – 17 миллионов рублей. Если денежные потоки в течение года, квартала или месяца неодинаковы, стоит рассчитывать период окупаемости на каждый из вышеперечисленных интервалов времени. В первый и второй год он составит соответственно:

Т1 = 15/5 = 3 года

Т2 = 2/17 = 0.11 года или примерно через месяц проект окупится при аналогичной сумме прибыли.

Посчитайте простую норму прибыли или показатель, который указывает на то, какая часть инвестиционных вложений окупается за счет прибыли.ПНП = ЧП / ИЗ, где

ПНП – простая норма прибыли, ЧП – чистая прибыль, ИЗ – инвестиционные затраты.

Согласно нашему примеру, простая норма прибыли в первый и второй год составит соответственно:

ПНП1 = 5/15 = 0.33 миллиона рублей,

ПНП2 = 17/2 = 8.5 миллионов рублей.Иными словами, на втором году реализации проекта можно утверждать, что инвестиции окупили себя, проект признается перспективным.

Сопоставьте полученные результаты согласно простой норме прибыли и срока окупаемости. В нашем примере на второй год реализации проекта инвестиции начинают работать на прибыль. Примерно через два года и один месяц проект полностью окупит себя, а значит, можно утверждать, инвестиции в проект были вложены не зря.

Зачастую этих показателей недостаточно для расчета окупаемости сложных проектов, которые реализуются поэтапно и в разных областях (например, строительство и продажа товаров). В данном случае показатели рассчитываются на каждый конкретный вид деятельности и с учетом изменения денежных поступлений в отдельном отчетном периоде.

Срок окупаемости – это тот интервал времени, за который инвестиции, вложенные в проект, окупят себя в полном объеме. Как правило, этот интервал времени измеряется месяцами или годами. Но как найти срок окупаемости и что для этого может потребоваться?

  • таблица с указанием времени (например, года) и соответствующих капитальных вложений в проект, калькулятор, блокнот и ручка

Составьте таблицу инвестиций (вложений) и планируемых доходов от реализации проекта на каждый год. Например, на предприятии планируется внедрить проект «Икс», стоимость которого оценивается в 50 миллионов рублей. В первый год реализации проект потребовал дополнительных инвестиций в размере 10 миллионов рублей. Во втором, третьем, четвертом и пятом году планируется, что проект начнет приносить прибыль в размере 5, 20, 30 и 40 миллионов рублей соответственно. Тогда итоговая таблица будет выглядеть следующим образом:

Временной период и Вложения и прибыль

0 - 50 миллионов рублей

1 - 10 миллионов рублей

2 + 5 миллионов рублей

3 + 20 миллионов рублей

4 + 30 миллионов рублей

5 + 40 миллионов рублей

Определите накопленный дисконтированный поток, то есть ту сумму вложений, которая изменяется согласно планируемым доходам. Допустим, на предприятии проект «Икс» отдача от проекта или ставка дисконтирования равна 10%. Рассчитайте накопленный дисконтированный поток до первой положительной величины по формуле:

НДП = В1 + В2/(1 + СД) + В3/(1 + СД) + В4/(1 + СД) + В5/(1 + СД), где

НДП – накопленный дисконтированный поток, В1-5 – вложения на определенный период времени, СД – ставка дисконтирования.

НДП1 = - 50 – 10 / (1+0.1) = - 59.1 миллионов рублей.

Подобным образом рассчитываем НДП2,3,4 и так далее, пока не получится нулевого или положительного значения.

НДП2 = - 54.9 миллионов рублей

НДП3 = - 36.7 миллионов рублей

НДП4 = - 9.4 миллионов рублей

НДП5 = 26.9 миллионов рублей

Таким образом, инвестиции, вложенные в проект, окупятся полностью только на пятом году реализации проекта.

Рассчитайте точный срок окупаемости проекта по формуле:

Т = КЛ + (НС/ПН),

Где Т – срок окупаемости, КЛ – количество лет, предшествующих окупаемости, НС – невозмещенная стоимость проекта на начало года окупаемости, то есть на 5 год (последняя отрицательная сумма НДП), ПН – приток наличности в первый год окупаемости (40 миллионов рублей).

В нашем примере Т = 4 + (9.4 / 40) = 4,2 года.

Иными словами, проект окупит себя за 4 года, 2 месяца и 12 дней.

Обратите внимание

Срок окупаемости позволяет определить, еще на стадии разработки, в каких случаях (при известных затратах и сумме прибыли) проект будет рентабельным.

Скорость возврата вложенных средств является ключевым критерием привлекательности того или иного инвестиционного проекта. Период окупаемости дает возможность инвестору сравнить разные варианты бизнеса и выбрать наиболее подходящий, соответствующий его финансовым возможностям.

Помните, что период окупаемости проекта – это отрезок времени от начального этапа (внедрения проекта) до того момента, когда он полностью окупится. Моментом окупаемости считается то время, после которого финансовый поток от проекта приобретает положительное значение и остается таковым.

Метод расчета периода окупаемости инвестиций заключается в определении периода, который понадобится для возмещения начальной стоимости вложений. Срок окупаемости является показателем того, возместятся или нет первоначальные инвестиции в течение жизненного цикла проекта.

Существует два способа расчета периода окупаемости. Если денежные поступления от проекта по всем годам одинаковы, то срок окупаемости можно рассчитать следующим образом:

РР = I/CF, где:

РР – период окупаемости проекта,

I – первоначальный объем инвестиций в развитие проекта,

CF – среднегодовая стоимость денежных поступлений от реализации проекта.

Если денежный поток по годам не одинаков, то расчет периода окупаемости осуществляется в несколько этапов. Сначала найдите целое число периодов, за которые накопленная сумма поступлений от проекта станет наиболее близкой к первоначальному объему инвестиций, но не превзойдет его. Затем рассчитайте непокрытый остаток – разницу между величиной вложений и полученной суммой денежных поступлений. Затем непокрытый остаток разделите на величину денежных поступлений следующего периода.

Учтите, что указанные методы обладают некоторыми недостатками. Они игнорируют различие ценности денег во времени и существование денежных поступлений после окончания срока окупаемости. В связи с этим рассчитывают дисконтированный период окупаемости, под которым понимают продолжительность периода времени от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования.

Помните, что дисконтирование – это определение нынешней стоимости денежных потоков, которые мы получим в будущем. Иными словами, это перенесение будущей стоимости денег в настоящее. При этом ставка дисконтирования определяется на основе процента по безрисковым вложениям на основе процента по заемному капиталу, по экспертным оценкам и т.д.

Дисконтированный срок окупаемости является наиболее адекватным критерием оценки привлекательности инвестиционного проекта, поскольку позволяет заложить в проект некоторые риски, такие как снижение дохода, повышение расходов, появление альтернативных наиболее выгодных направлений инвестирования, тем самым снизив его номинальную эффективность.

Одна из важных задач на этапе проектирования вентиляции, кондиционирования и отопления здания – расчет тепловой нагрузки. Проектная мощность – это количество энергии, которое нужно доставить в помещение (или удалить из него), для поддержания требуемой температуры и влажности воздуха.

  • - калькулятор;
  • - термометры;
  • - исходные данные.

При расчете мощности следует учесть, что существует два типа тепловой нагрузки: sensible cooling load (сухое или явное тепло) и latent cooling load (скрытое или влажное тепло). Величину явного тепла находят по показателям «сухого» термометра, а скрытого – по «влажному» термометру. Эти две величины учитываются при расчете тепловой нагрузки.

На величину сухого тепла влияют следующие факторы: наличие окон и дверей в помещении, отопление, характер освещения, толщина стен, присутствие людей в здании, воздухообмен через щели и трещины и т.д. Источники влажного тепла: люди, оборудование, установленное в помещении, и поток воздуха, поступающий извне через щели в стене.

Зная факторы, влияющие на температуру и влажность воздуха внутри помещения, проанализируйте их. Так, поступление солнечной энергии через окно зависит от времени суток и года, внешних затеняющих устройств, а также от того, куда выходит окно. Помимо этого, приток солнечной энергии поступает через крышу и стены здания, поэтому конструкционные особенности строения и используемый для его возведения материал существенно влияют на темп передачи тепловой энергии.

Рассчитать почасовое поступление тепла за счет теплопроводности можно по формуле: qi=U*A*(te-trc), где qi – поступление энергии за счет теплопроводности поверхности, U – суммарный коэффициент теплопроводности поверхности, A – величина площади поверхности, trc – расчетная температура воздуха внутри помещения, а te – температура внешней поверхности в определенный час.

Для расчета теплового потока, поступающего через стены или крышу, используется следующая формула: qQ= c0qiQ + c1qiQ-1 + c2qiQ-2 + c3qiQ-3 +…+ c23qiQ-23, в которой qQ – ежечасное поступление тепла, qiQ – количество тепла, поступившее в течение последнего часа, Q-n – поступление тепла n часов тому назад, c0, c1, с2 и т.д. - время поступления тепла.

Расчет тепловой нагрузки позволяет выявить отдельные компоненты, оказывающие наибольшее влияние на суммарную нагрузку, и при необходимости скорректировать проектную мощность.

Обратите внимание

Будьте внимательны при расчетах! Ошибки недопустимы!

Расчетная температура наружного воздуха определяется как средняя температура самого холодного пятидневного периода.

Он характеризует, насколько грамотно и успешно используются капиталовложения.

В экономическом анализе существуют различные подходы к определению срока окупаемости. Этот показатель применяют в рамках сравнительного анализа при определении наиболее выгодного варианта вложений. Стоит отметить, что он используется только в комплексном анализе, принимать срок окупаемости за главный параметр эффективности не совсем верно. Определение срока окупаемости в качестве приоритетного возможно только при условии, если компания ориентирована на быстрый возврат инвестиций.

С другой стороны, при прочих равных условиях, предпочтение отдается тем проектам, которые имеют наименьший срок окупаемости.

При реализации проекта на заемные средства важно, чтобы срок окупаемости был короче периода пользования внешними заимствованиями.

Показатель является приоритетным в том случае, если для инвестора главным является максимально быстрый возврат инвестиций, например выбор путей финансового оздоровления обанкротившихся предприятий.

Под сроком окупаемости понимается период, в течение которого возмещаются капитальные затраты. Это достигается за счет получения дополнительных доходов (например, при вводе более производительного оборудования) или экономии (например, при введении энергоэффективных производственных линий). Если же речь идет о стране, тогда возмещение происходит за счет прироста национального дохода.

На практике срок окупаемости - это тот временной промежуток, в течение которого прибыль компании, обеспеченная капитальными вложениями, сравняется с суммой инвестиций. Он может различным - месяц, год и пр. Главное, чтобы срок окупаемости не превышал нормативных значений. Они отличаются в зависимости от конкретного проекта и от отраслевой направленности. Например, для модернизации оборудования на предприятии нормативный срок один, а при строительстве автодороги - другой.

Расчет срока окупаемости стоит производить с учетом временного лага между капитальными вложениями и эффектом от них, а также изменений цен и других факторов (инфляционных процессов, роста стоимости энергоресурсов и пр.). Согласно такому подходу срок окупаемости - временной промежуток, через который при рассматриваемой ставке дисконта произойдет выравнивание положительного денежного потока (дисконтированного дохода) и отрицательного (дисконтированных инвестиций).

В упрощенном виде срок окупаемости рассчитывается как отношение капитальных вложений к прибыли от них. Однако такой подход не учитывает временную оценку инвестиционных затрат. Это приводит к неккорректной, заниженной оценке срока окупаемости.

Более правильным является анализ инвестиционной привлекательности проектов с учетом инфляционных процессов, альтернативных вариантов инвестирования, необходимости обслуживания заемного капитала.

Поэтому срок окупаемости равен сумме числа лет, которые предшествовали году окупаемости, а также отношения невозмещенной стоимости на начало года окупаемости к притоку наличности в течение года окупаемости. Алгоритм расчета выглядит следующим образом:

Расчет дисконированного денежного потока, исходя из ставки дисконта;

Расчет накопленного дисконтированного денежного потока как суммы затрат и доходов по проекту - он рассчитывается до первой положительной величины.

Остается только подставить указанные значения в формулу.

Самый простой способ оценить привлекательность проекта – это рассчитать срок окупаемости.

Метод простого срока окупаемости – это один из самых легких способов оценки проекта. Для расчета этого показателя достаточно знать чистый денежный поток по проекту. С учетом этого показателя рассчитывается сальдо накопленного денежного потока. При выборе между несколькими инвестиционными проектами к реализации принимается то проект, у которого срок окупаемости будет наименьшим.

Предположим, что первоначальные инвестиции по проекту составили 180 млн рублей. Проект будет реализовываться в течение 5 лет, он будет ежегодно генерировать денежные потоки:

1 год: 40 млн рублей

2 год: 30 млн рублей

3 год: 50 млн рублей

4 год: 70 млн рублей

5 год: 90 млн рублей

С использованием представленных данных необходимо составить аналитическую таблицу. Период окупаемости по проекту рассчитывается путем суммирования ежегодных денежных потоков до тех пор, пока сумма притоков денежных средств не сравняется с величиной первоначальных инвестиционных затрат.

Из таблицы видно, что сальдо накопленного денежного потока принимает положительное в период между 3 и 4 годом реализации инвестиционного проекта. Рассчитать точный срок окупаемости поможет следующая формула:

В этом примере срок окупаемости составит: 3 года 10 месяцев

Основной недостаток этого метода заключается в том, при расчете не применяется процедура дисконтирования, а следовательно, не учитывается уменьшение стоимости денег во времени.

Дисконтированный срок окупаемости – это период, за который дисконтированные денежные потоки покрывают первоначальные затраты, связанные с инвестиционным проектом. Дисконтированный срок окупаемости всегда меньше простого, так как со временем стоимость денежных средств всегда уменьшается. Процедура дисконтирования позволяет учесть при расчетах стоимость используемого капитала.

Предположим, что первоначальные инвестиции по проекту составили 150 млн рублей. Ставка дисконтирования составляет 15%. Проект будет реализовываться в течение 3 лет, он будет ежегодно генерировать денежные потоки:

1 год: 30 млн рублей

2 год: 120 млн рублей

3 год: 15 млн рублей

С использованием представленных данных необходимо также составить аналитическую таблицу. На первом этапе рассчитывается дисконтированный денежный поток в каждом периоде. Дисконтированный срок окупаемости по проекту рассчитывается путем суммирования ежегодных дисконтированных денежных потоков до тех пор, пока сумма притоков денежных средств не сравняется с величиной первоначальных инвестиционных затрат.

Из таблицы видно, что сальдо накопленного дисконтированного срока окупаемости не принимает положительное значение, следовательно, в рамках реализации проекта окупаемость не будет достигнута.

Для создания эффективной транспортно-логистической системы при оптимальных затратах необходимо произвести анализ эффективности транспортно-логистической системы компаниив соответствии со следующими разделами:

2. Проанализировать необходимость приобретения собственных ТС или использования наёмного транспорта;

3. Определить оптимальное соотношение собственных и наемных ТС;

4. Выбрать варианты аренды ТС.

Количество используемых транспортных средств напрямую зависит от грузооборота – чем выше грузооборот, тем большее количество транспортных средств необходимо для доставки. Рассчитать необходимое количество транспортных средств можно по формуле:

, где:

n – количество транспортных средств, (штук),

Q – грузооборот, (тонны, паллетоместа),

Kн – коэффициент неравномерности грузооборота,

W — производительность транспортного средства.

, где

W- производительность транспортного средства, (тонны/час, паллетоместа/час),

g – количество груза, которое может перевезти одновременно транспортное средство (грузоподъемность, вместимость), (тонны, паллетоместа),

Ки – коэффициент использования транспортного средства

, где

q — количество груза, загруженное в транспортное средство, (тонны, паллетоместа)

tц – время цикла (время на погрузку, доставку, разгрузку, возврат транспортного средства), (час.).

Определив количество необходимых транспортных средств необходимо решить задачу о приобретении собственного транспорта, использования арендованного или использования услуг транспортно-логистических компаний. Для принятия обоснованного решения необходимопроизвести оценку затрат.

При использовании собственного транспорта необходимо учитывать затраты на материалы (включая топливо, ГСМ, запчасти, технические средства, расходные материалы, спец.одежду и обувь), учесть амортизацию транспортных средств, отчисления в государственные фонды, рассчитать заработную плату персоналу и прочие расходы.

Альтернативным решением является аренда транспортных средств. Оплата производиться по договору фрахта, а арендный платёж вычисляется следующим образом:

Ар.пл. – Арендный платеж, (ден. ср.),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ср.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ср.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ср.)

В зависимости от срока аренды и возможности возврата арендодателю транспортных средств выделяется текущая идолгофинансируемаяаренда, а так же лизинг.

Таблица 2. Виды аренды в РФ

Рассмотрим так же возможность использования транспорта на условиях лизинга. Лизинг делится на операционный и финансовый их особенности представлены в таблице 2.

Таблица 3. Виды лизинга

Расчёт лизингового платежа производиться по формуле:

, где

Л.пл. – Арендный платеж, (ден. ед.),

А.О. – амортизационные отчисления (ден. ср),

В – вознаграждение арендодателю, (ден. ед.),

Д.У. – дополнительные услуги арендодателя, (ден. ед.),

К– проценты по кредиту банка на приобретение транспортных средств, (ден. ед.),

НДС – налог на добавленную стоимость за предоставленные услуги арендополучателю, (ден. ед.)

Для принятия решения об использовании собственного или арендованного (наемного) транспорта необходимо сопоставить затраты в зависимости от грузооборота компании. На рисунке показано, что при небольшом грузообороте выгоднее использовать арендованный транспорт, при увеличении грузооборота снизить затраты на транспортировку товаров можно путём приобретения транспорта в собственность. Принимая решение на основании данной методики показатели транспортной логистики Вашей компании будут оптимизированы.

Рисунок 1. Зависимость затрат на транспортировку товаров от грузооборота

Наиболее эффективным способомоптимизации транспортной логистики является выбор и внедрение системы маршрутизации. Выбор оптимальных маршрутов доставки грузов позволяет определить в территориальном и временном разрезе объемы перевозки, рассчитать необходимое количество транспорта, сократить простои подвижного состава.

Для разработки оптимальных маршрутов проводится сравнительный анализ всех возможных маршрутов, при котором учитываются следующие параметры:

  • место отправки и назначения груза;
  • сроки доставки;
  • ограничения по габаритам и весу груза;
  • стоимость перевозки;
  • возможность перевозки груза различными видами транспорта;
  • доступность транспортных единиц;
  • требования по сопровождению груза;
  • ограничения по прохождению груза через логистичечкие узлы и пропускные пункты.
  • и др.

Как выбрать оптимальный маршрут? Одним из способов решения этого вопроса будет планирование маршрута доставки на основе сетевого графика.

Сетевая модель выбора маршрута позволяет оптимизировать затраты на перевозку и учесть временной параметр транспортировки.При использовании сетевой модели выбора маршрута работа начинается с определения всех возможных маршрутов доставки груза и составления сводной таблицы, отражающей их стоимостные и временные характеристики.

Затем строится сетевой график альтернативных путей доставки с учетом анализа маршрутов и дополнительных нетранспортных составляющих.Параметр время Т, стоимость С и приведенная стоимость С* для первой работы приравниваются к 0.

Принцип построения сетевого графика

1. Вектор (дуга) = работа

2. Проекция дуги на ось Х = время выполнения работы

3. Узлы моменты завершения работы

4. tij– время выполнения работы

5. i, j – события

6) Тм – максимальное время выполнения работы;

tм — минимальное время выполнения работы;

tв – наиболее вероятное время выполнения работы;

7. Критический путь – путь, по которому время движения равняется полному времени.

8. Полное время – наибольшее время, затраченное на маршрут.

9. Vi – событие.

10.E (Vi) – срок совершения события.

11. E (V1) = 0 – срок выполнения исходного события;

12. (E (Vk) + t ki);

(E (Vp) + t pi); ……………..

(E (Vz) + tzi) – время выполнения событий;

13. E (Vi) – время выполнения i-й работы;

14. Раннее время завершения последней работы – полное время осуществления проекта;

15.L (Vi) – поздний срок наступления события – (время проекта не меняется).

16. L (Vn) = E (Vi) – для последней работы;

17. (L (Vk) – tik);

(L (Vp) – tpi); ……………..

(L (Vz) – tzi);

Минимальная разность = поздний срок L (Vi);

18. Резервы:

18.1. Общий Rij = L (Vj) – E (Vi) – резервное время, задержка на которое не повлияет на общее время выполнения работ.

18.2.rij = E (Vj) – E (Vi) – tij

Свободный резерв отражает время, на которое можно задержать начало работы i без потерь для срока Vj.

18.3. Pij = E (Vj) – L (Vi) – tij

Независимый резерв показывает насколько можно увеличить время выполнения работы без влияния на резервы времени предшествующих и последующих работ.

19.Логистическая схема при смешанной транспортировке.

20. Критерии выбора вариантов доставки:

— время (Т);

— стоимость (С)

— приведенная стоимость

С* = (Сгруза + Ст) * (1 + ,

где С* — интегральная оценка стоимости груза;

Сгруза– стоимость груза при закупке;

Ст – цена перевозки;

(1 + — множитель наращивания процентов;

— процентная ставка;

n – период n = ;

21. Каждой работе Vi соответствуют три значения:

Ti – время

Сi – стоимость доставки

С* — интегральная оценка стоимости груза.

22. Сетевой график доставки груза

23. Для пункта (работа V5) появляются альтернативы.

Выбор осуществляется исходя из определяющего показателя на данный момент времени. Если же показатели имеют равнозначное значение, то применяютя дополнительные критерии такие как критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица. Эти критерии позволяют принимать решение на основе исследования матрицы предполагаемых результатов: строки – варианты доставки Rj, столбцы – критерии доставки Si.

Критерий Лапласа берет в основу принцип, что все состояния природы S i (i= ) являются равновероятными, а вероятность вычисляется по формуле:

Варианту оптимальной стратегии доставки будет соотвествовать минимальное значение W = min {M j (R)}.

Критерий Вальда отражает принцип наибольшей осторожности. Сначала выбирается наибольший элемент в каждой строке, а потом – действие, которое отражает минимальный из наибольших результатов

По критерию Сэвиджа анализируются риски, которые определяются формулой:

По данному критерию выбирается та стратегия, в которой риск минимален в самой неблагоприятной ситуации.

Критерий Гурвица берет в основу 2 принципа: вероятность нахождения в самом невыгодном положении (1 — ), а вероятность самого благополучного положения — , где - коэффициент доверия. Если в матрице отражены потери, то оптимальным является действие, выполняющее условие:

В результате применения метода сетевого планирования при выборе маршрута выбирается оптимальный вид транспорта для доставки и логистические посредники. В то же время, нереализованные варианты доставки могут оставаться в резерве на случай непредвиденных изменений.



Поделиться