Управление инфраструктурой. Применение фасилити менеджмента для оптимального управления объектом недвижимости

Тема «Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия»

1. Состав, содержание и задачи производственной инфраструктуры.

2. Организация материально-технического обеспечения производства.

3. Организация энергетического хозяйства.

4. Организация инструментального хозяйства.

5. Организация ремонтного хозяйства.

6. Организация транспортного и складского хозяйства.

7. Организация контроля качества и сертификация продукции.

1. Состав, содержание и задачи производственной инфраструктуры

Производственная инфраструктура предприятия – комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.

В состав производственной инфраструктуры включают: вспомогательные цехи, службы или хозяйства: ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческо-складское и др.

Ремонтные цехи и службы предприятия обеспечивают постоянную эксплуатационную готовность технологического оборудования путем ремонта и модернизации. Задачи этих цехов заключаются в том, чтобы ремонт и модернизация оборудования выполнялись качественно и в установленные сроки при оптимальных затратах.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии, организуют рациональное ее использование, поддерживают электрооборудование и энергоустановки в постоянной готовности путем их ремонта и модернизации, внедряют новое энергетическое оборудование, осуществляют контроль за выполнением правил эксплуатации энергоустановок в основных производственных цехах, обеспечивают телефонную и радиосвязь.

Инструментальные цехи и службы предприятия обеспечивают основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. Основными задачами инструментального хозяйства являются: бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом всех цехов и рабочих мест; контроль за правильной эксплуатацией инструмента и сокращение его расхода; уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента; поддержание минимально необходимых запасов инструмента.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства, цехи и службы обеспечивают своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность работы предприятия и экономичное использование материальных ресурсов.

2. Организация материально-технического обеспечения

производства

Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д.

Цели материально-технического обеспечения производства:

Ø своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

Ø улучшение использования ресурсов:

Повышение производительности труда, фондоотдачи;

Сокращение длительности производственного цикла;

Обеспечение ритмичности процессов;

Сокращение оборачиваемости оборотных средств;

Полное использование вторичных ресурсов;

Повышение эффективности инвестиций

Ø анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо выполнить следующие работы :

1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов по следующим факторам:

Наличие лицензии;

Наличие опыта работы в данной области;

Надежность и прибыльность работы;

Простота и стабильность поставок;

Приемлемость цены.

2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства ресурсами;

5) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

6) учет и контроль использования ресурсов;

7) анализ эффективности использования ресурсов;

8) стимулирование улучшения использования ресурсов.

Всеми этими работами занимается отдел материально-технического снабжения, который находится в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству.

Структура отдела материально-технического обеспечения производства:

ü Бюро маркетинга поставщиков ресурсов ;

ü Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами . Его функции : разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами.

ü Бюро управления запасами . Функции: расчет нормативов различных видов запасов по видам ресурсов; оптимизация запасов по видам ресурсов; организация пополнения запасов; учет и контроль использования ресурсов.

ü Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами . Функции : оснащение основным и вспомогательным оборудованием, тарой, инвентарем и т.д.; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, полуфабрикатами и т.д.; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.

ü Бюро управления эффективностью использования ресурсов . Функции: выявление факторов улучшения использования ресурсов (по видам), организация учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработка мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организация их внедрения и стимулирования.

Планирование материально-технического обеспечения производства включает комплекс работ по:

Анализу расходов материальных ресурсов за отчетный период;

Использованию технологического оборудования и оснастки;

Прогнозированию и нормированию отдельных видов ресурсов на плановый период;

Факторами улучшения использования ресурсов являются:

Ø совершенствование конструкции и структуры продукции;

Ø совершенствование технологии изготовления продукции;

Ø применение материалов с заранее заданными свойствами;

Ø стимулирование улучшения использования ресурсов.

Формы обеспечения ресурсами:

v через товарно-сырьевые биржи;

v прямые связи;

v аукционы, конкурсы;

v спонсорство;

v собственное производство.

Выбор форы обеспечения зависит от: особенностей ресурса; продолжительности его получения, качества предложений, качества и цены ресурса, также следует учитывать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности его продукции.

3. Организация энергетического хозяйства

Основными задачами энергетического хозяйства предприятия являются:

ü Бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии при наименьших затратах;

ü Наиболее экономное расходование энергии;

ü Внедрение новейшей энергетической техники и наиболее полное использование мощности энергоустановок;

ü Повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции;

ü Наблюдение и контроль за выполнением в технологических и других цехах правил эксплуатации энергетического оборудования;

ü Организация техосмотров и ремонта энергетического оборудования.

Основные виды энергии : электрическая, тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия.

Энергоресурсы : электрический ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, горячая вода и конденсат, вода под напором.

Выбор наиболее экономичных энергоресурсов осуществляется на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики путем сравнительного анализа удельных расходов (норм расхода) технологического топлива и энергии, единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм.

Формы обеспечения энергоресурсами :

- приобретение со стороны ;

- собственное производство . На предприятии могут производиться электроэнергия – на заводской электрической станции, пар и горячая вода – в котельных; генераторный газ – на газогенераторной станции.

Энергоснабжение предприятия имеет специфические особенности, состоящие в необходимости немедленного использования произведенной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года, поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования.

В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная: предприятие получает электрическую энергию от центральной (единой) электрической системы, пар – по тепловой сети районной энергетической системы, газ – из сети дальнего газоснабжения природным газом и т.д.

Основой рациональной организации энергетического хозяйства на предприятии является правильное планирование производства и потребления энергоресурсов с применением балансовых методов. Они дают возможность рассчитывать потребность предприятия в различных видах топлива и энергии, исходя из объема производства и прогрессивных норм, а также определять наиболее рациональные источники покрытия этой потребности.

Энергетические балансы входят в группу материальных балансов и подразделяются:

По назначению : - стратегические ;

- тактические плановые;

- отчетные.

По степени охвата : - сводные (по предприятию, цеху);

- частные (по агрегатам, видам энергоресурсов, виду обработки)

Структура энергетического хозяйства , например крупного машиностроительного предприятия:

ü энергетические цехи (электросиловой, газовый, электромеханический и т.д.);

ü преобразовательные и генерирующие установки (компрессорная, котельная и др.)

ü цеховые и общезаводские энергопередающие сети;

ü потребители энергии (оборудование, станки, печи и др.)

Энергетической хозяйство крупных предприятий находится в ведении главного энергетика, а на мелких – главного механика. В состав отдела главного энергетика входят:

v бюро энергоиспользования;

v бюро энергооборудования;

v электрическая и топливная лаборатории.

Персонал энергетических цехов подразделяется на:

Сменный;

Ведущий текущую эксплуатацию оборудования;

Ремонтно-монтажный

Энергетического хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:

ü Приобретение ресурсосберегающего оборудования;

ü Использование наиболее экономичных видов энергоресурсов;

ü Совершенствование схем энергопотребления;

ü Автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов;

ü Применение расчетно-аналитических методов нормирования ресурсов;

ü Упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия;

ü Стимулирование улучшения использования ресурсов

4. Организация инструментального хозяйства

Инструментальное хозяйство предприятия – совокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретением, ремонтом и восстановлением технологической оснастки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места.

Цель функционирования ИХ : обеспечение бесперебойного питания цехов и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее проектирование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонты, восстановление и утилизацию.

Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает:

1) технологический контроль конструкторской документации на предмет технологической конструкции, составных частей и конструктивных элементов изделий (линейные размеры, радиусы, диаметры, материалы, покрытие)

2) развитие предметной и технологической специализации и кооперирования производства;

3) унификация технологической оснастки и конструктивных элементов;

4) расчет запасов инструмента;

5) проектирование помещений, технических средств и организационных проектов для хранения и доставки до рабочих мест;

6) проведение маркетинговых исследований и заключение договоров на приобретение технологической оснастки со стороны, организация ее доставки на предприятие.

7) организация хранения, доставки, эксплуатации, ремонта и восстановления оснастки;

8) анализ эффективности использования оснастки;

1) разработка и экономическое обоснование организационно-технических мероприятий по улучшению использования оснастки.

В связи с многообразием решаемых задач организационная структура инструментального хозяйства довольно сложная:

Главный технолог предприятия

Заместитель начальника отдела по производству оснастки;

Заместитель начальника отдела по эксплуатации оснастки;

Технический сектор;

Планово-экономический сектор;

Инструментальные цехи;

Бухгалтерия отдела и т.д.

Основными направлениями совершенствования инструментального хозяйства являются:

1. в области проектирования выпускаемой продукции и технологии ее производства – упрощение конструкции продукции, ее унификация и стандартизация, применение при проектировании продукции научных подходов и методов оптимизации;

2. в области проектирования и производства технологической оснастки – унификация и стандартизация оснастки, ее составных частей и конструктивных элементов, сокращение продолжительности разработки и изготовления оснастки;

3. в области менеджмента – применение научных подходов и методов, развитие маркетинговых исследований, выявление конкурентных преимуществ предприятия, совершенствование учета, контроля, анализа и мотивации работ.

5. Организация ремонтного хозяйства

Ремонтное хозяйство предприятия – совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния оборудования, надзором над его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению использования.

Основными задачами ремонтного производства предприятия являются:

ü поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;

ü совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

ü снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.

Ремонтные работы на предприятии, проводимые ремонтным хозяйством, включают проведение текущего (малого), среднего и капитального ремонта.

Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.

Средний – это частичная разборка оборудования, замена и восстановление изношенных деталей. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.

Капитальный ремонт – наибольший по объему и сложности ремонт, требующий полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановления части деталей и проверки их на точность.

Затраты на все виды ремонта финансируются за счет ремонтного фонда, который образуется на предприятии по нормативу за счет себестоимости продукции.

Ремонтные работы ведутся в строгой последовательности. Объем и порядок их очередности зависят от длительности службы отдельных деталей и узлов.

Ремонтное хозяйство на предприятии возглавляет главный механик, подчиняющийся главному инженеру.

Структура ремонтного хозяйства может состоять из следующих подразделений:

Ø экономический отдел;

Ø технический отдел;

Ø организационный отдел;

Ø ремонтно-механический цех;

Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства могут быть:

· разработка рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;

· модернизация устаревшего оборудования;

· повышение организационно-технического уровня ремонтного производства.

6. Организация транспортного и складского хозяйства

Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом.

Основные задачи ТХ:

ü наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и ГП в соответствии с требованиями производственного процесса;

ü эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

ü механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

ü снижение себестоимости транспортных операций;

ü обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;

ü постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.

На предприятии используют различные виды транспортных средств:

§ по сфере обслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;

§ в зависимости от режима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки);

§ по направлениям движения – транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы) и смешанного перемещения (краны);

§ по уровню автоматизации – автоматические, механизированные, ручные;

§ по виду перемещения грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2. анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

3. выбор и обоснование транспортных средств;

4. составление балансов грузооборота (Грузооборот – суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период времени);

5. проектирование схем грузопотоков (Грузопоток – количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами);

6. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

7. диспетчирование работы транспорта предприятия.

Основными направлениями качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:

Повышение уровня автоматизации производства и управления;

Сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

Совершенствование нормирования, учета, и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

Анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению;

Комбинирование применения различных транспортных средств и погрузочно-разгрузочных средств;

Максимальное укрупнение транспортных партий и широкое применение пакетных перевозок и контейнеров.

Складское хозяйство :

Основные задачи :

ü своевременное обеспечение производства сырьем, материалами, полуфабрикатами и т.д.;

ü обеспечение сохранности материальных ценностей на складах;

ü снижение затрат, связанных с осуществлением складских операций и с содержанием складов;

ü повышение производительности труда и улучшение условий труда рабочих, обслуживающих склады.

Функции СХ:

Ø надлежащее хранение и учет предметов труда и ГП;

Ø подготовка материалов к их непосредственному потреблению;

Ø планомерное, бесперебойное и комплектное снабжение цехов и участков материальными ресурсами;

Ø отгрузка готовой продукции потребителям;

Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения, штебелирования и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.

Склады в зависимости от объема работ делятся на:

- общезаводские :

Ø материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива);

Ø склады полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других;

Ø производственные склады, обслуживающие производственный процесс;

Ø склады ГП, принимающие от цехов ГП, производящие упаковку и отправку ее потребителю;

Ø склады отходов и вторичного сырья;

Ø хозяйственные склады, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.

- цеховые:

Ø материальные;

Ø промежуточные;

Ø склады готовых деталей;

Ø комплектовочные;

Ø специальные

По своей конструкции – на:

Открытые;

Полуоткрытые;

Закрытые;

Специальные

По степени механизации - на:

Немеханизированные;

Механизированные;

Комплексно-механизированные;

Автоматизированные;

Автоматические

Организация складского хозяйства включает следующие работы:

1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;

2) определение номенклатуры и типа складских помещений;

3) разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;

4) организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;

5) организация выдачи и доставки грузов до потребителя;

6) анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка, внедрение предложений по улучшению его работы.

Рассматривается проблема минимизации рисков при эксплуатации основных фондов предприятия. Предприятию необходимо увязывать показатели технического обслуживания и ремонта оборудования с корпоративными целями в сфере надежности, безопасности, экологии и качества. В этой связи предлагается внедрение интегрированных систем управления инфраструктурой (ИСУИ). Свою миссию НПП “СпецТек”, как разработчик и владелец программного комплекса TRIM, видит в пропаганде, разработке и внедрении ИСУИ. Информационные технологии рассматриваются как необходимый инструмент и среда реализации предлагаемых подходов. Приводится пример проекта в сетевой энергетике.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в очередной раз показала, что инфраструктура является критически важным элементом обеспечения целостности и надежности производственной системы, а физический износ объектов инфраструктуры является серьезным фактором риска. Однако управлению инфраструктурой уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание как в международных стандартах (ISO 9001, п. 6.3), так и в практике отечественного менеджмента.

Очевидно, что старение оборудования является естественным процессом. Проблемы возникают, когда эти процессы становятся неуправляемыми. Решение задачи обеспечения эффективного и безопасного использования объектов инфраструктуры является ответственностью их владельца. В эпоху социализма, когда все принадлежало “народу” и работала плановая экономика, государство создало и поддерживало сложную систему управления инфраструктурой, которая включала отраслевые научно-исследовательские и проектные институты, органы надзора, учреждения высшего и среднего специального образования, технические службы на предприятиях. Именно государство планировало и осуществляло безопасное использование и своевременное обновление основных фондов. В процессе перехода от социализма к капитализму значительная часть основных фондов сменила владельца. Теперь ответственность за безопасное и эффективное управление ложится на частного собственника. К сожалению, в процессе “дележа” была в значительной степени разрушена прежняя плановая структура управления, а новая, ориентированная на современные экономические реалии, не создана.

В условиях, когда средняя изношенность основных фондов достигает 80 % и продолжает нарастать, сложившаяся ситуация представляется исключительно опасной и требует безотлагательного вмешательства государства в вопросы управления инфраструктурой.

Тем не менее, в отношении к износу основных фондов чувствуется какая-то обреченность. Износ достиг небывалой величины, для обновления нужны фантастические инвестиции, которые накопятся только со временем. Для замены в короткий срок всего, что устарело и изношено, нужны фантастические производственные мощности, которых нет - поэтому обновление будет длиться долго, даже если будут деньги. Остается запастись терпением на долгие годы и надеяться на лучшее. Но действительно ли надежда - это все, что осталось?

Например, износ российских магистральных электрических сетей, по оценкам экспертов, составляет 41 %, распределительных электросетей - 70 %. Износ муниципальных и сельских сетей в отдельных регионах превышает 90 %. Износ муниципальных и сельских сетей в отдельных регионах превышает 90 %. В химической отрасли средний уровень износа порядка 50%, а по отдельным видам оборудования - от 80 до 100%. В металлургии в среднем износ превышает 60%. Ресурсы, имеющиеся для технического перевооружения, технического обслуживания и ремонта (ТОиР), существенно ограничены. В этих условиях возникновение техногенных аварий (или даже катастроф) на первый взгляд представляется лишь делом времени.

Отсутствие стратегических целей и увязанных с ними измеримых целевых показателей, концентрирует внимание на краткосрочных проблемах, уводя менеджмент от глобальных долгосрочных проблем. Не анализируется влияние множества управляющих воздействий, реализуемых на нижних уровнях управления, на отдаленные цели. Это не соответствует насущным задачам управления, стоящим перед предприятием с изношенными основными фондами. Поскольку уровень износа высок, предстоящие объемы работ по замене и ремонтам велики, такое предприятие должно иметь долгосрочные планы замены и реновации. Оно должно прогнозировать состояние и остаточный ресурс своего оборудования, его производительность, уровень безопасности и надежности, оценивать влияние конкретных замен и ремонтов на будущую производительность и надежность, выбирать оптимальную стратегию замен и ремонтов, согласовывать планы ТОиР и обновления с планами производства.

Между тем, в теории и практике менеджмента уже выработаны концепции, подходы и методы, ориентированные на минимизацию рисков в условиях ограниченности ресурсов и изношенности объектов инфраструктуры.

Для иллюстрации приведем так называемую философию Performance Focused Maintenance (PFM) или техническое обслуживание, ориентированное на результативность деятельности и эффективность компании в целом. Этот подход возник на западе и достаточно активно там пропагандируется. В частности, его можно найти в отчетах американского Института исследований в области электроэнергетики (EPRI), который рекомендует внедрять PFM в практику управления основными фондами электрических сетей.

Как определил EPRI, “целью PFM является оказание помощи менеджерам по управлению основными фондами в концентрации их ограниченных ресурсов на тех направлениях, которые внесут наибольший вклад в достижение установленных корпоративных целей организации” .

Чтобы сегодняшнее управляющее воздействие вырабатывалось исходя из его влияния на достижение перспективных, стратегических целей необходимо установить связь между ремонтами (заменами) и целями предприятия. То есть, выделяя ресурсы под те или иные работы ТОиР, необходимо отслеживать их вклад в достижение целей, концентрировать ресурсы на тех работах, от которых ожидается наибольший вклад в безопасность, надежность, производительность и качество.

Таким образом, предприятию необходимо иметь следующие элементы управления:

  • систему корпоративных целей в области надежности, производительности, безопасности труда , экологии, качества;
  • систему показателей и допустимых уровней рисков, разработанных на основе целей и определяющих достижение целей;
  • математические модели объектов инфраструктуры, позволяющие количественно определять влияние обслуживания, ремонта или замены того или иного оборудования на величину установленных корпоративных показателей и, соответственно, на достижение целей;
  • математический инструментарий, позволяющий прогнозировать и анализировать отказы и их последствия (АВПКО), рассматривать сценарии “что, если”, строить тренды, планировать обслуживание и ремонт оборудования с учетом повышения его надежности;
  • инструменты сбора и анализа первичных данных об оборудовании - состав оборудования, наработки, техническое и эксплуатационное состояние каждой единицы, дефекты и отказы, планируемые работы ТОиР, история замен, ремонтов и перемещений каждой единицы оборудования, использованные, имеющиеся и требуемые под ТОиР запчасти и материалы, требующийся для работ персонал, трудоемкость работ и т.д.

Такой состав элементов представляет собой систему, которую мы называем интегрированной системой управления инфраструктурой (ИСУИ), и которая позволяет охватить все аспекты функционирования инфраструктуры предприятия, отслеживать миссию предприятия и достижение его целей при планировании и выполнении мероприятий по ремонту, замене, техническому перевооружению объектов инфраструктуры .

Однако многие компании России и СНГ испытывают трудности даже со сбором первичных данных, не говоря уже о компонентах более высокого порядка. Например, в сетевых энергокомпаниях имеют место проблемы с получением из удаленных РЭС актуальной информации об изменениях состава оборудования, схем электрических сетей, с доступом к этой информации при планировании. Данные об истории эксплуатации объектов, формуляры, паспорта и т.д. находятся на местах, в разрозненном и часто не актуализированном состоянии. Прогноз надежности и эффективности ведется не на основе моделей, а на основе таких неполных исторических данных. Нет оперативного сбора информации о проведенных осмотрах, выявленных дефектах, в результате реакция на дефекты запаздывает, возникают сбои в энергоснабжении. Очевидно, что решение указанных и других проблем сбора данных невозможно без информатизации процессов управления основными фондами. Задачи моделирования и прогнозирования также не могут быть решены без соответствующих специализированных программных систем.

Несмотря на очевидные проблемы с изношенностью основных фондов и на участившиеся аварии, мы не наблюдаем со стороны государства и российских предприятий той активности, которая была бы адекватна ситуации. Проекты в сфере внедрения информационных систем управления основными фондами имеют место, но они пока не стали массовым явлением в российской экономике. Здесь можно назвать проекты в таких компаниях, как ФГУП “Атомфлот”, ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”, ОАО “Енисейское речное пароходство”, ОАО “Кольская горно-металлургическая компания”, ОАО “Концерн Росэнергоатом”, ОАО “Новороссийский морской торговый порт”, Северо-Западная ТЭЦ и некоторых других.

В сфере менеджмента инфраструктуры одним из немногих проектов систем управления по целям, по-видимому, остается проект внедрения информационной системы управления надежностью энергоснабжения в ООО “Нижневартовскэнергонефть”. Это предприятие обеспечивает передачу электроэнергии от ОАО “Тюменьэнерго” до объектов нефтедобычи ОАО “Самотлорнефтегаз” и ОАО “Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие” корпорации ТНК-BP. В область ответственности компании входит бесперебойное энергоснабжение, но помимо этого его деятельность включает также эксплуатацию и обслуживание энергетического оборудования, в частности, выполнение планово-предупредительных, аварийно-восстановительных и капитальных ремонтов, проведение диагностик и измерений. Компания имеет значительную территориальную распределенность и большое количество сетевого оборудования (21 сетевой район).

В течение ряда лет добывающие предприятия наряду с ростом добычи фиксировали опережающий рост потерь, вызванных невозможностью добычи нефти из-за отказов сетевого энергоснабжающего оборудования. Анализ показал, что компания не располагает механизмом, позволяющим соблюдать требуемый уровень потерь при заданном объеме добычи. Финансирование содержания энергохозяйства не зависело от результатов его деятельности, в частности, от количества отключений.

В этой связи было принято решение о создании системы управления надежностью энергоснабжения (СУНЭ). Поддерживать все основные аспекты деятельности в этой сфере должна соответствующая информационная система (ИСУНЭ). Идеологически система была спроектирована так, что на нижнем уровне она опиралась на сбор и обработку первичных данных об оборудовании, а на верхнем уровне - на корпоративные цели, в числе которых:

  • сокращение потерь добычи нефти, вызванных отказами электрооборудования;
  • оптимизация затрат на содержание энергохозяйства;
  • повышение обоснованности бюджетов сервисных предприятий.

В рамках ИСУНЭ были созданы три подсистемы: “Управление ТОиР” (на основе EAM-системы TRIM разработки НПП “СпецТек”), “Стратегия ремонтов” (математическое моделирование электросети на основе программы Neplan, расчет стратегии ремонтов средствами программного обеспечения CalposMain, разработки компании ABB) и “Анализ эксплуатации и ремонтов” (на основе продукта PowerPlay компании Cognos).

Суть решения состоит в переходе от субъективных оценок свершившихся фактов к объективным расчетам и прогнозированию ситуации. В решении ИСУНЭ предложено формировать стратегию ремонтов на основе расчетных интегральных показателей, которые содержат в себе как оценку текущего состояния, так и прогноз состояния и надежности на будущее, а также комплексную оценку важности оборудования с точки зрения прямого и косвенного ущерба и последствий отключений - анализ соотношения потерь нефти и затрат на ТОиР. Формирование стратегии ремонтов осуществляется по каждой из единиц оборудования, выстроенных по степени их важности и риска отказа. На основании такой стратегии формируются уже полноценные планы работ по ТОиР и заменам, план обеспечения этих работ ресурсами, и про такие планы можно сказать, что они действительно обоснованны, то есть средства тратятся на поддержание установленного уровня надежности. Система позволяет моделировать различные варианты - что будет с потерями при заданном уровне финансирования, какой его объем необходим для сокращения потерь до заданного уровня.

Средствами TRIM в системе реализуются такие функции, как централизованное ведение нормативно-справочной информации по ТОиР, формирование и сопровождение базы данных объектов технической эксплуатации, планирование ТОиР по данным из подсистемы “Стратегия ремонтов” с учетом важности, надежности и технического состояния оборудования, планирование ТОиР по регламенту (календарное, по наработке), согласование плана ТОиР между подразделениями, регистрация внеплановых и аварийных работ, определение и обеспечение потребности в ресурсах, распределение работ на день, формирование заданий на работы, организация, учет и анализ выполнения работ и их результатов, в том числе анализ трудозатрат и расхода ТМЦ и другие.

Минимизация рисков при эксплуатации основных фондов, как было указано выше, связана с внедрением информационных систем, сочетающих в себе передовые методы и практики управления. Если основные фонды изношены, то значительно повышается важность учета условий безопасности труда, экологии, качества и т.д., то есть учета аспектов функционирования всей инфраструктуры предприятия. В этой связи НПП “СпецТек”, обладая 20-летним опытом работы в области систем управления основными фондами, являясь разработчиком и владельцем программного комплекса TRIM, видит свою миссию в том, чтобы приложить все возможные усилия для пропаганды, разработки и внедрения ИСУИ на предприятиях и в учреждениях РФ и СНГ. В условиях значительного старения основных фондов, увеличения вероятности техногенных катастроф и низкого уровня корпоративного управления, ИСУИ являются необходимым инструментом для обеспечения безопасности, качества и эффективности основных фондов. ИСУИ обеспечат прогнозируемость, прозрачность и управляемость процессов обновления основных фондов и в целом будут способствовать ускоренной модернизации экономик стран СНГ.

Список литературы

1. Performance-Focused Maintenance for Distribution Substations: Survey and Guide with KPIs and Algorithms for Living and Predictive Maintenance. EPRI, Palo Alto, CA: 2006.

2. Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Менеджмент инфраструктуры в системе менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2006. - № 3. - С. 70-73.

3. Струнилин П. Управление надежностью энергоснабжения // Новатор. - 2005. - № 6. - С. 26-29.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Управление инфрастуркутурой организации на примере Гостиницы Центральной»

Работу выполнила:

Студентка Зайцева Л.Ю.

Научный руководитель:

Иванов В.А., к.т.н., доцент

Ижевск,2013

Введение

1.Основные параметры объекта исследования и характеристика предприятия

2.Задачи и направления фасилити менеджмента

3.Управление инфраструктурой здания

3.1Инфраструктурный фасилити менеджмент включает:

3.2Технический фасилити менеджмент включает:

3.3 Коммерческий фасилити менеджмент

3.4 Управление поставками

4.Предложения по практическому применению фасилити менеджмента

Заключение

Введение

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.

Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и

Современная российская экономика на протяжении длительного времени находится в состоянии структурной перестройки. В наиболее бедственном положении, как известно, оказалась непроизводственная сфера: дефицит большинства городских и республиканских бюджетов с одной стороны, а также плохое содержание, непрофессиональное управление недвижимостью, и усиление ведомственного монополизма, с другой, привело к тому, что большинство, например, муниципальных предприятий буквально вынуждены бороться за выживание и искать пути для снижения своих расходов, затрат. Предлагаемые в последнее время различные программы ресурсо - и энергосбережения затрагивают проблему лишь частично и, как правило, с технической точки зрения (установка современного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, приборов учета и т. д.). Что опять же ведет к увеличению финансовой нагрузки на соответствующий бюджет, а принимая во внимание отсутствие интереса со стороны потенциальных инвесторов, невозможности их реализации.

Между тем города и муниципальные образования, являясь самыми крупными владельцами объектов недвижимости, расходуют значительную часть своих бюджетов на содержание и эксплуатацию последних, особенно в социальной сфере, т. е. школ, больниц, детских садов, муниципального жилого фонда. Фонд зданий в стране составляет около 2,6 млрд. м2 общей площади и только на их отопление и городское водоснабжение расходуется около 200 млн. тонн условного топлива (25% энергоресурсов стран). Отсюда, становится ясно, что значительный потенциал энергопотребления таится непосредственно в самом здании. Именно на этом пункте базируется относительно новое для России направление практического менеджмента – фасилити менеджмент.

Одним из путей снижения затрат, является эффективная эксплуатация имеющейся в распоряжении городов недвижимости, и, как следствие, концентрация предприятий, организаций на своей основной профессиональной деятельности. Например, невозможно продуктивно работать в помещении, которое плохо освещено, в котором холодно или грязно. К сожалению, сегодня управление большинством объектов недвижимости складывается из невообразимого количества договоров, а затраты на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений поглощают громадные суммы (к примеру, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, составляют 30-40% бюджета города).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия инфраструктуры предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты инфраструктуры предприятия,

    Проанализировать систему технического обслуживания,

    Показать производственную инфраструктуру предприятия.

Объектом данной курсовой работы является экономика организации.

Предмет исследования – инфраструктура предприятия.

Тема 5. Организация и управление инфраструктурой предприятия

Производственный
менеджмент
Тема 5. Организация и
управление инфраструктурой
предприятия

Организация и управление инфраструктурой предприятия

Инфраструктура предприятия и ее виды
Инструментальное хозяйство
Ремонтное хозяйство
Энергетическое хозяйство
Транспортное хозяйство
Складское хозяйство

Инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков,
хозяйств
и
служб
предприятия,
имеющих
подчиненный
вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия
для деятельности предприятия в целом
Производственная
инфраструктура
предприятия
это
совокупность подразделений, основная задача которых состоит в
техническом обслуживании основных процессов производства, а их
функционирование напрямую не связано с изменением предметов
труда и получением продукции
Производственная
инфраструктура
предприятия
включает
вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся
перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем,
топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом
оборудования и других средств труда, хранением материальных
ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими
процессами, предназначенными для создания нормальных условий
ведения производства.

Инфраструктура предприятия

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений
предприятия,
обеспечивающих
удовлетворение
социальнобытовых и культурных потребностей работников предприятия и
членов их семей
Социальная инфраструктура состоит из подразделений
общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны
здоровья
(больницы,
поликлиники,
медпункты),
детских
дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования
(школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищнокоммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений
бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры
(библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников,
спортивные комплексы) и т.п.

Инструментальное хозяйство

Инструментальное хозяйство - это совокупность
подразделений, занятых приобретением, проектированием,
изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической
оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.
Назначение инструментального хозяйства - своевременное и
бесперебойное снабжение цехов и рабочих мест
высококачественным инструментом при минимальных затратах на
его изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию.
Технологическая оснастка (инструмент) - это все виды
инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные
приспособления.

Инструментальное хозяйство

Виды инструмента: режущий, измерительный, слесарносборочный, монтажный, сварочный, кузнечный, литейный,
инструмент для обработки давлением, оснастка, приспособления
В инструментальное хозяйство входят:
- инструментальный отдел занимается централизованными
поставками инструментов и приспособлений, а также их
проектированием;
- инструментальный цех производит изготовление, ремонт и
восстановление специальной оснастки и инструмента;
- центральный инструментальный склад осуществляет
хранение, учет и выдачу в производство инструмента и
оснастки;
- цеховые инструментальные кладовые непосредственно
обслуживают рабочих инструментом и технологической
оснасткой.

Задачи инструментального хозяйства

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Создание запасов инструмента
Хранение инструмента и технологической
оснастки.
Организация учета инструмента и оснастки.
Организация выдачи инструмента и
оснастки.
Снижение затрат на единицу продукции.
Организация ремонта инструмента.
Организация заточки инструмента и
надзора за его эксплуатацией.

Схема внутризаводского обращения инструмента

Покупная техоснастка
Инструментальный
отдел
Центральный
инструментальный
склад
БИХ цеха основного
производства
Инструментальный
цех
Инструментальнораздаточная
кладовая цеха
Н овая и
восстан овленн ая
техо сн астк а
Изготовленная и восстановленная техоснастка в
инструментальном цехе
Заточная
централизованная
мастерская
Затупленный инструмент
Изношенная техоснастка
Заточенный инструмент
Заточенный инструмент
Затупленный инструмент
Новая и восстановленная
техоснастка
Изношенная техоснастка
Рабочие места в цехах основного производства

Организационная структура инструментального хозяйства

Генеральный
директор
Технический
директор
Отдел подготовки
производства
Инструментальный
отдел
Зам.ген. директора
по качеству
Инструментальные
цехи
Отдел
технического
контроля
Бюро планирования
Бюро покупного
инструмента
Технологическое
бюро
Бюро технического
контроля цеха
Бюро технического
надзора
Бюро труда и зарплаты

Заготовительное
отделение
Центральный
инструментальный склад
Планово-экономическая
группа
Бюро труда и зарплаты
Термоотделение
Планово-экономическое
бюро
Расточной участок
Группа механика
Отделение
централизованной
заточки инструмента
Бюро инструментального
хозяйства
Производственная
группа

Ремонтное хозяйство

Ремонтное хозяйство - это совокупность
производственных подразделений, осуществляющих
комплекс мероприятий по надзору за состоянием
оборудования, уходу за ним и ремонту.
Назначение ремонтного хозяйства – обеспечение
бесперебойной эксплуатации оборудования с заданными
точностными характеристиками и эксплуатационными
показателями при выполнении плановых заданий.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства
входят ремонтно-механический, электроремонтный и
ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту
санитарно-технического оборудования.

Объекты ремонтного хозяйства

Объекты
Структурные подразделения
Здания, сооружения
Отдел капитального строительства,
строительно-ремонтный цех
Инженерные сети
Отдел главного энергетика
Электрические сети
Отдел главного энергетика
Вычислительные сети

Машины и оборудование металлообработки,
кузнечнопрессовое
Отдел главного механика
Машины и оборудования для термообработки,
литья, гальванопокрытий, горячей штамповки,
резинотехнических изделий, пластмасс
Отдел главного металлурга, отдел главного
механика
Машины и оборудование по сварке
Отдел главного сварщика, отдел главного
механика
Машины и оборудование электрические
Отдел главного энергетика
Вычислительная и копировально-множительная
техника
Информационно-вычислительный центр

Основные функции ремонтного хозяйства

ведение системы планово-предупредительных работ (ППР);
управление выполняемыми ремонтными работами;
разработка техпроцессов ремонта оборудования;
снижение трудоемкости и стоимости ремонтных работ;
контроль за эксплуатацией оборудования;
учет оборудования, его паспортизация и аттестация;
контроль состояния, хранения и качества консервации
неустановленного оборудования;
планирование и контроль изготовления запасных частей;
контроль выполнения графика смазки оборудования;
модернизация оборудования

Система планово-предупредительных ремонтов

Система ППР - совокупность
организационно-технических мероприятий по
уходу, надзору, обслуживанию и ремонту
оборудования, проводимых профилактически
по заранее составленному плану (графику) с
целью предотвращения прогрессирующего
износа, предупреждения аварий и
поддержания оборудования в постоянной
эксплуатационной готовности.

Виды работ системы ППР

межремонтное обслуживание;
периодические профилактические осмотры, при которых
выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются
мелкие дефекты (неисправности);
плановые виды ремонта:
текущий - частичная разборка машины, замена
износившихся трущихся поверхностей, регулировка,
сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой;
средний - разборка узлов, замена и ремонт деталей,
износившихся в период между двумя текущими ремонтами,
окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.
капитальный ремонт - полная разборка оборудования,
осмотр всех его узлов и деталей, при этом выполняется
весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех
узлов и механизмов, фундаментов и опор, замену
футеровки, обмуровки и изоляции поверхности.

Организация ремонтных работ

Формы организации ремонтных работ:
централизованная
децентрализованная
смешанная
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью
нескольких нормативов:
1) ремонтный цикл - период времени между двумя капитальными ремонтами;
2) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;
3) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными
ремонтами, независимо от их вида;
4) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий
во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл
выше трудоемкости аналогичного ремонта оборудования-эталона.
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметнофинансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с
отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и
другие затраты.

Организационная структура ремонтного хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Технический директор
Главный механик
Отдел главного
механика
Ремонтный цех
Конструкторское бюро по
ремонту оборудования
Планово-производственное бюро
Технологическое бюро
Бюро труда
и зарплаты
Бюро планово-предупредительных ремонтов
Техническое бюро
Планово-распределительное бюро
Планово-экономическая группа
Бюро труда
и зарплаты
Планово-экономиЧеское бюро
Группа механика
Группа ремонта
оборудования
Бюро оборудования

Энергетическое хозяйство

Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для
обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.
Назначение энергетического хозяйства заключается в обеспечении
предприятия энергетическими ресурсами при минимальных издержках на их
приобретение, создание и использование.
В состав энергетического хозяйства входят:
- электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные
и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;
- теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры,
водоснабжение и канализация;
- газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильнокомпрессорные и вентиляционные установки;
- печное - нагревательные и термические печи;
- слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;
- мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.

Виды энергетических ресурсов

электроэнергия
пар
газ
вода
торф, уголь, горючий сланец
бензин, мазут и дизельное топливо
двора, древесные отходы, биомасса
ядерное топливо
солнечное излучение
кинетическая энергия воздушных масс

Основные задачи энергетического хозяйства

бесперебойное обеспечение всеми видами
энергетических ресурсов объектов производства и
бытового обслуживания предприятия;
выполнение работ по обслуживанию и ремонту
энергетического оборудования;
планирование, учет расхода, контроль качества
различных видов энергии на предприятии;
обеспечение экономичных способов обеспечения
предприятия энергией;
организация безопасной эксплуатации
энергетического оборудования и установок.

Показатели работы энергетического хозяйства

Показатели производства и распределения энергии.
Удельные расходы энергии и топлива
Показатели себестоимости производства энергии (тепловой,
электрической, пара, энергии сжатого воздуха).
Показатели энерговооруженности.
Потребность в энергии определяют на основании плана
производства продукции и переработки сырья, удельных
норм расхода энергии и условного топлива на единицу
продукции сырья, норм расхода энергии и условного
топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в
сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования
энергии.

Организационная структура энергетического хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Технический директор
Отдел главного энергетика
Главный энергетик
Отдел реконструкции
Электроремонтный цех
Энергетический цех
Конструкторская группа
электриков
Инспекторское бюро
Конструкторская группа
сантехников
Энергетическое бюро
Бюро труда и зарплаты
Планово-экономическое бюро

Транспортное хозяйство

Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья,
материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его
пределами.
Назначение транспортного хозяйства: перемещение грузов как внутри предприятия, так и за его пределами.

Виды транспорта

Внешний транспорт
автомобили, железнодорожные вагоны, грузовые
самолеты, водные транспортные средства.
Межцеховой транспорт
электровозы, мотовозы, автомобили, гужевой транспорт,
тракторы, электро- и автокары, мотороллеры.
Внутрицеховой транспорт
электро- и автокары, транспортеры различного типа
(ленточные, цепные, пластинчатые), краны (мостовые,
консольные, поворотные), монорельсы, ручные тележки.
Межоперационный транспорт
ручные тележки, транспортеры, мостовые краны,
рольганги, монорельсы, склизы.

Задачи транспортного хозяйства

своевременное обеспечение транспортом
подразделений предприятия;
выполнение работ по обслуживанию и
ремонту транспортных средств;
определение потребностей предприятия в
транспортных средствах;
планирование, учет использования
различных видов транспорта на
предприятии;
обеспечение экономичных способов
осуществления транспортных работ.

Показатели работы транспортного хозяйства

При организации транспортного хозяйства должны быть решены
следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки
и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа
транспорта и расчет потребности транспортных средств,
организация погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборот - количество грузов (в тоннах), поступающих на
предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах
самого предприятия за определенный период времени (смена,
сутки, месяц, год).
Грузопоток - количество груза, перемещаемого по одному
направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период
времени (сутки, месяц, квартал, год).
График грузопотоков составляется на основании шахматной
ведомости грузооборота.

Шахматная ведомость грузооборота (пример)

Пункты
отправления
грузов
Пункты получения грузов
Склад
комплектующих
Склад
комплектующих
т
Механический
цех 1
Механический
цех 2
Сборочный
цех
13 т
15 шт


20 шт
23

23
Механический
цех 1
13 т
15 шт
Механический
цех 2


Сборочный цех

20 шт


Склад
готовых
изделий
шт
35
15

15

7
20 шт
Склад готовых
изделий
Всего
Всего
40
20 шт
т
23
23
шт
35
15
15
20
7
40
68
20
110

маятниковые
односторонние
двухсторонние
веерные
кольцевые
с равномерным грузовым потоком
с возрастающим грузовым
потоком
с затухающим грузовым потоком
системы по принципу “такси”.

Маятниковые внутризаводские системы перевозки грузов

Односторонняя система
Литейный цех
Механический цех
Двухсторонняя система
Термический цех
Механический цех
Веерная система
Цех 1
Цех 2
Цех 3
Цех 4
Склад
Условные обозначения:
Движение транспорта с грузом
Движение транспорта без груза

Кольцевые внутризаводские системы перевозки грузов

Кольцевая система с затухающим потоком
Цех 2
Цех 1
Склад
Цех 3
Цех 5
Цех 4
Различают следующие кольцевые маршруты:
- с равномерным грузовым потоком;

Внутризаводские системы перевозки грузов

Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой
количественный показателей.
Количественные показатели характеризуют объем погрузочноразгрузочных работ, определяемый грузооборотом, числом тонно-операций и
количеством нормо-часов для выполнения запланированных объемов работ.
Число тонно-операций находят умножением количества тонн перевезенных
грузов на число погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
К качественным показателям относятся техническая и эксплуатационная
скорость транспортных средств; коэффициент грузоподъемности,
определяемый отношением массы перевезенного груза к паспортной
грузоподъемности машины, умноженной на число совершенный ездок;
коэффициент использования пробега, являющийся отношением длины пути,
проделанного машиной с грузом, к общей длине пути; коэффициент
использования рабочего времени машины, определяемый отношением
времени ездки машины за смену к продолжительности смены.

Организационная структура транспортного хозяйства (пример)

Генеральный директор
Коммерческий директор
Транспортный цех
Диспетчерская служба
Автоколонны
Участок строительно-дорожной техники
Участок электрокар
Бюро труда и зарплаты
Планово-экономическая группа
Ремонтные мастерские
Склад цеха

Складское хозяйство

Складское хозяйство включает комплекс складов,
специализированных по видам материальных ресурсов и
организованных с учетом требований по их хранению и
переработке.
Складом называется производственное помещение или
производственная площадь, предназначенные для временного
размещения материальных ценностей, хранения нормативных
запасов сырья и материалов и выполнения производственнохозяйственных операций по подготовке этих категорий к
производству.
Основное назначение складского хозяйства -
концентрация запасов, их хранение, обеспечение
бесперебойного и ритмичного снабжения потребителей в
соответствии с заказами.

Складское хозяйство

При организации складского хозяйства необходимо
установить количество и размеры складов, их
расположение относительно производственных
объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом
конкретном случае виды складского оборудования и
инвентаря.
При расчете площади складских помещений
необходимо определить площадь для хранения грузовую, а также для проходов, проездов,
разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска
их в производство - вспомогательную площадь.

Виды складов

Признак
Вид объектов хранения
Виды
Уровень обслуживаемых
потребностей
Степень оснащенности
(оборудованности)
материальные
полуфабрикатов и заготовок
готовой продукции
инструмента
оборудования и запасных частей
хозяйственные
отходов и утиля
общезаводские
цеховые
открытые
полуоткрытые
закрытые

Пример склада

Задачи и функции складов

Основная задача – комплектное и бесперебойное
обеспечение цехов, участков и рабочих мест всеми
видами товарно-материальными ценностями в
соответствии с их потребностями.
Функции складов:
приемка товарно-материальных ценностей
хранение товарно-материальных ценностей
выдача товарно-материальных ценностей
оперативный учет движения товарноматериальных ценностей
контроль за состоянием запасов товарноматериальных ценностей

Организационная структура складского хозяйства (пример)

Генеральный
директор
Зам.генерального
директора
по производству
Коммерческий
директор
Плановопроизводственный
отдел
Производственный
цех
Материальная
кладовая
Отдел складского
хозяйства
Склад готовых деталей
Отдел сбыта
Бюро централизованной
доставки материалов
Кладовые участков
Диспетчерская группа
отдела складского
хозяйства
Кладовая инструмента
Группа по
возврату тары
Кладовая запчастей
Группа механика
Материальные
склады
Склады готовой
продукции

1. Организация безопасности:

Установка и эксплуатация пожароохранной системы и сигнализации

Установка и обслуживание систем видеонаблюдения и сенсорных датчиков

2. Клининг – профессиональная уборка:

Подбор технического персонала – клинеров

Составление технологических карт уборки

Поддержание должного уровня чистоты и гигиены на объекте

Расчет расхода бытовой и/или профессиональной химии

Организация поставки и распределения бытовой и/или профессиональной химии, расходных материалов, инвентаря

Обеспечение униформой - единый фирменный стиль для клинеров

3. Кейтеринг:

Планирование и организация всего процеса питания с момента покупки сырья: хранение, приготовление и выдача потребителям.

Соблюдение санитарных норм и стандардов HACCP

Контроль и содержание ввереной техники и оборудования

Сервисные работы

Организация поставок воды, кофе и чая

Обслуживание вендинговых машин

4. Озеленение территории:

Ландшафтный дизайн

Уход за зелеными насаждениями

5. Контроль хранения и вывоз мусора

3.2Технический фасилити менеджмент включает:

1. Технический осмотр систем здания – аудит:

Анализ состояния всех систем здания: электропроводка, вентиляционные системы, канализация и пр.

Замена необходимых элементов системы или всей системы в случае необходимости

Постоянный контроль функционирования систем здания

2. Устранение последствий аварий:

Любые аварийно-ремонтные работы в кратчайшие сроки (электросети, канализация, отопительные и вентиляционные системы, лифты, эскалаторы)

3. Обеспечение постоянной работоспособности всей техники и оборудования

4. Ремонтные работы:

Ремонт, монтаж и демонтаж офисной мебели

Ремонт внутренних и внешних покрытий здания

Фасадные работы

Ремонт бытовой и оргтехники

3.3 Коммерческий фасилити менеджмент

1. Администрация

2. Расчеты с арендаторами

3. Продажа и аренда площадей

4. Расчет амортизации, налоги.

3.4 Управление поставками

1. Телефонные линии

3. Интернет обеспечение

4. Коммуникации: водно-канализационные, отопление, газ, электричество, технологический пар.

Все вышеперечисленные направления должны рассматриваться в контексте площадей, которыми обладает организация, занимающая объект недвижимости. Как известно, любая организация состоит из трех подсистем: производственной, административной и подсистемой их обеспечения.

Управление производством никогда не связывало напрямую создание благоприятных условий труда с экономическим выгодами, поэтому все жизнеобеспечивающие функции были закреплены за различными подразделениями организационной структуры. В основном все они находились в ведении главного инженера. Их делили между собой отдел главного энергетика, отдел главного механика, хозяйственный отдел, отдел охраны труда, служба вневедомственной охраны.

Практически любая организация обладает сегодня большим набором различных сервисных служб, управление которыми во многом сводится координацией усилий этих подразделений. Все эти службы, заметно различающиеся между собой, должны действовать не порознь, а как единый комплекс. Однако, в подавляющем большинстве российских организаций, они функционируют автономно вне всякой координации с друг другом. Подчинение одному административному лицу (замдиректора по общим вопросам или проректору по хозяйственной части, или управляющему делами и т. п.) не устраняет того факта, что каждая служба ревностно оберегает собственную "территорию". Вся сервисная часть организации в целом представляет достаточно механический набор служб, выполняющих свои узкопрофессиональные обязанности. А это одна из причин того, что многие направления и сферы деятельности организации на сегодняшний день ускользают из поля зрения сервисных служб. Только в том случае слаженного функционирования возможно достижение ими своей задачи. Таковой является периодическое снижение внутренних издержек организации. Именно это должно являться ключевым моментом в работе специалиста по управлению службами обеспечения. Так, например, важными направлениями экономии внутренних непроизводственных затрат могут являться такие мероприятия, как: организация внутреннего пространства, обеспечение оптимальной конфигурации инженерных и информационных сетей, организация эффективного рабочего места.

Современной тенденцией является также нежелание организации содержать в своем составе весь комплекс служб обеспечения. Все больше и больше организаций для выполнения функций, которые обычно возлагались на штатных сотрудников, нанимают консультантов со стороны или привлекают для этой цели более мелкие фирмы. Например, предпочитают выводить за штат или передавать другой организации обслуживающий персонал: уборщиц, водителей, курьеров, охрану и т. д. Происходит это по двум причинам: во-первых, чем меньше численность сотрудников, тем меньше фонд заработной платы и тем меньше налогов платит организация; во-вторых, меньше фонд заработной платы – меньше себестоимость продукции. Данное направление получило название - оутсерсинг (outcourcing).

Другим интересным направлением является контрактинг (contracting), когда администрация муниципального образования заключает специальный договор с фирмой-производителем конкретного оборудования (например, систем отопления, вентиляции и кондиционирования): администрация – фирма - производитель – муниципальное учреждение, который позволит снизить соответствующие затраты в муниципальных учреждениях (школах, дворцах культуры, театрах) за счет установки современного оборудования с последующим выкупом его администрацией. После полной оплаты установленного оборудования оно переходит в собственность администрации, а само муниципальное учреждение значительно снижает свои затраты на данный ресурс и тем самым уменьшает нагрузку на местный бюджет.



Поделиться