Является потребителем тепловой энергии. Основные потребители тепловой энергии

А. В. Богданов , начальник отдела ГУ «Кузбасский центр энергосбережения»; г. Кемерово

Развитие рыночных отношений в области энергетики сопровождается обострением взаимоотношений между потребителями энергоресурсов и энергоснабжающими организациями (ЭСО). Имеет место нарастающий конфликт интересов, характеризующийся тем, что одни - потребители - не могут жить по-старому, а другие - ресурсоснабжающие организации - не могут перестроиться и перейти на новые условия отношений. Это обусловлено, с одной стороны, имеющимися недостатками нормативно-правовой базы, с другой стороны - закостенелостью самих энергоснабжающих организаций. Необходимо сразу же оговориться, что все сказанное в настоящей статье относится не ко всем ЭСО, а определено как обобщенная тенденция в целом. Эта закостенелость выражается прежде всего в диктате ЭСО по отношению к потребителям, что является следствием их монопольного положения.

Что же касается нормативно-правовой базы, то во многом утеряна даже та ее четкость и ясность, которая была еще в недалеком прошлом. Отменены правила пользования электрической и тепловой энергией, а разработанные вместо них правила электроснабжения и правила теплоснабжения так и не были приняты. С вводом в действие закона о техническом регулировании потеряли свою обязательность практически все СНиПы, их положения носят только рекомендательный характер. Правила и рекомендации, разработанные в свое время Госстроем, носят только ведомственный характер. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что за последние 10-15 лет утеряна большая часть специалистов в области теплоснабжения. Старые кадры ушли, а новые на смену им так и не появились в силу отсутствия каких-либо стимулов. Особенно это актуально в коммунальной энергетике. Не только некому заниматься режимной наладкой котельного оборудования, тепловых сетей и систем теплопотребления, но и сами по себе эти понятия уже исчезают.

Потребители тепловой энергии свои отношения с ЭСО практически не изменили с прошлых времен: заключают договоры теплоснабжения, в которых не определены гидравлические режимы, параметры качества тепловой энергии и теплоносителя, которые должна обеспечить ЭСО; не определены в полной мере обязанности, а самое главное, ответственность ЭСО (при этом большую часть договора занимают обязанности и ответственность потребителя); персонал, обслуживающий системы теплопотребления, не имеет достаточной квалификации для этого, а самое важное - отсутствует полноценный контроль режимов теплопотребления, их анализ, анализ счетов за тепловую энергию, которые предъявляют ЭСО. Единственным продвижением вперед является установка коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

В результате имеют место отношения между ЭСО и потребителями тепловой энергии, при которых ЭСО предъявляют к потребителям требования, зачастую не подкрепленные никакими нормами и правилами, заставляя их оплачивать не потребленную (некачественную) тепловую энергию и теплоноситель, нести необоснованные затраты на выполнение различных условий ЭСО. В этих отношениях участвуют органы контроля и надзора. Но далеко не всегда их действия направлены на наведение порядка. Да и не во всех вопросах они могут разобраться, чему мешают собственные интересы, амбиции и недостаток знаний.

Отдельной, очень важной стороной в отношениях энергоснабжения являются проектные, монтажные, сервисные организации, и на них отражаются все проблемы, возникающие между ЭСО и потребителями энергоресурсов. Конечно, основная цель этих организаций - получение прибыли от своей деятельности. Все понимают, что это возможно только при грамотном, добросовестном выполнении своей работы. Но как это обеспечить, если находишься между трех огней? С одной стороны, надо сделать все в соответствии с нормами и правилами для потребителя, с другой стороны, это надо доказать ЭСО и надзорным органам, которые выдвигают свои требования. И чтобы не поссориться, иногда приходится соглашаться с ними вопреки требованиям правил и интересам потребителя, иначе в следующий раз не согласуют проект, выбор прибора учета, запретят или не допустят в эксплуатацию системы теплопотребления и учета и т. д.

До 2003 года все разногласия между потребителями, ЭСО, проектными, монтажными, сервисными организациями решались органами Госэнергонадзора. Однако Постановлением Правительства Госэнергонадзор был ликвидирован. Вновь созданной Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства от Госэнергонадзора перешла лишь одна функция - контроль безопасности в электроэнергетике. Таким образом, в настоящее время законодательно не определена государственная надзорная структура, осуществляющая надзорные функции в области теплоснабжения - контроль за системами теплоснабжения и теплопотребления (в том числе и котельных, за исключением котлов, работающих под давлением свыше 0,7 МПа и температурой выше 115 °С), узлами учета тепловой энергии и теплоносителя на источниках, экспертизу и согласование проектов, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, допуск на отопительный сезон систем теплопотребления, обучение и проверку знаний персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки. Все это в условиях относительной безграмотности потребителей в вопросах энергообеспечения (конечно же, не всех) приводит к определенному хаосу и позволяет ЭСО диктовать свои условия потребителям.

Рассмотрим некоторые, наиболее остро стоящие ситуации.

Энергосбыт одной из энергоснабжающих организаций не дает разрешение потребителям на включение систем теплопотребления на отопительный сезон без предъявления из управления тепловых сетей этой же энергоснабжающей организации документа об оплате услуг по опрессовке системы теплопотребления. Эту ситуацию трудно описать словами. Оказывается, что потребитель имеет договор теплоснабжения с Энергосбытом, который заставляет его оплатить тепловым сетям, с которыми у потребителя нет договора теплоснабжения, услугу по опрессовке, которую тепловые сети не оказывали и не собирались оказывать, о чем свидетельствует бланк договора на оказание услуг, предложенный этой организацией. В соответствии с этим договором потребитель САМ должен «произвести опрессовкусогласно требованиям действующих норм и правил» и за это заплатить тепловым сетям, а исполнитель (т. е. тепловые сети) обязан только «направить своего представителя для присутствия во время проведения опрессовки и оформления соответствующего акта». При этом не принимается во внимание, что потребитель, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, предварительно уведомив Энергосбыт, уже самостоятельно произвел промывку и опрессовку своих систем теплопотребления и составил акт, который был представлен Энергосбыту.

Надо заметить, что в соответствии с указанными Правилами раньше контроль за опрессовкой и промывкой систем теплопотребления осуществлял Госэнергонадзор. Энергоснабжающие организации должны осуществлять контроль только «за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей» (п. 9.1.56.). При помощи специалистов ГУ «Кузбасский центр энергосбережения» к тем потребителям, которые обратились за помощью, требования Энергосбыта по оплате тепловым сетям за опрессовку были сняты.

Похожая ситуация имеет место и с допуском в эксплуатацию (в том числе и с ежегодным) систем теплопотребления и узлов учета тепловой энергии и теплоносителя. Например, потребитель приглашает представителя энергоснабжающей организации для допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, предъявляет всю требуемую правилами документацию. В соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя оформляется акт допуска, который подписывается представителем энергоснабжающей организации. Дальше этот акт должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Но этого не происходит до тех пор, пока потребитель не заплатит за допуск. В результате ЭСО предъявляет этому потребителю требования по оплате за тепло и воду, как бесприборнику.

При этом п.7.5. указанных Правил гласит, что «узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя, учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о его приемке в эксплуатацию». Имеется разъяснение Региональной энергетической комиссии о том, что «все расходы по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии включаются в необходимую валовую выручку энергоснабжающей организации.

Учитывая, что допуск приборов учета энергии в эксплуатацию является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности ЭСО, взимание ею дополнительных средств за эти услуги является неправомерным, а выставление организацией, осуществляющей регулируемую государством деятельность, счетов за эту работу по произвольным (неутвержденным в установленном законодательством порядке) тарифам является нарушением государственной дисциплины цен.

Еще одна острая проблема возникла между энергоснабжающими организациями и проектными и монтажными организациями. Одна из энергоснабжающих организаций не принимает к рассмотрению и не согласовывает проекты узлов учета и регулирования теплопотребления без предоставления проектировщиками удостоверения о проверке знаний в органах Ростехнадзора, при том что проектные организации имеют лицензии на право проведения этих работ, полученные в установленном законодательством порядке. Это требование обосновывалось письмом из управления Ростехнадзора по Кемеровской области, подписанным одним из рядовых инспекторов. Представители Ростехнадзора утверждают, что они в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок имеют все полномочия осуществлять контроль и надзор за системами теплопотребления, осуществлять проверку знаний персонала, обслуживающего теплопотребляющие установки и котельные, а также у проектных и монтажных организаций.

| скачать бесплатно Нормативно - правовые аспекты взаимоотношений потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями , Богданов А. В.,

Проект,

Федеральный Закон

«О теплоснабжении в Российской Федерации»

Г л а в а 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Сфера применения и предмет правового регулирования Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации, функционирования и развития теплоснабжения в Российской Федерации. Действие настоящего закона распространяется на все типы взаимоотношений в производстве, передаче, распределении и продаже тепловой энергии и теплоносителя, за исключением случаев, когда производство тепловой энергии осуществляется исключительно для целей собственного потребления. Теплопотребление в настоящем законе рассматривается только в части взаимовлияния и взаимодействия теплоснабжения и теплопотребления.

Предметом правового регулирования Закона являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в теплоснабжении, отношения связанные с регулированием деятельности по организации и функционированию теплоснабжения, а также ответственность органов исполнительной власти всех уровней за надежность, качество, эффективность и доступность теплоснабжения.

С т а т ь я 2. Цель Федерального закона

Целью настоящего закона являются обеспечение потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности.

С т а т ь я 3. Основные понятия

В применении к настоящему закону понятия означают:

Теплоснабжение – деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Система теплоснабжения – совокупность технических устройств обеспечивающих теплоснабжение населенного пункта

Централизованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источника тепла через общую тепловую сеть

Децентрализованное теплоснабжение – теплоснабжение потребителей от источников тепла, не имеющих связи с общей тепловой сетью

Теплофикация – теплоснабжение при производстве электрической энергии и тепла в едином технологическом цикле

Теплопотребление – использование тепловой энергии и теплоносителя.

Тепловая энергия – термин, используемый для определения количества энергии, отдаваемой источником тепловой энергии в сеть или получаемой из сети

План развития теплоснабжения – набор конкретных организационно-технических, управленческих мероприятий по развитию систем теплоснабжения и обеспечения потребителям доступности качественного, надежного теплоснабжения, при минимальном воздействии на окружающую среду, соблюдении принципов энергетической и экономической эффективности

Схема перспективного развития систем теплоснабжения – технико-экономическая электронная модель системы теплоснабжения муниципального образования

Качество тепловой энергии и теплоносителя – в теплоснабжении характеризуется через совокупность термодинамических и химических характеристик теплоносителя, обеспечивающих пригодность тепловой энергии и теплоносителя для удовлетворения потребностей потребителя.

Теплоноситель - вещество, используемое для передачи тепловой энергии

Горячая вода - водопроводная вода, нагретая до температуры, устанавливаемой гигиеническими нормами

Источник тепловой энергии – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется производство тепловой энергии или использование для целей теплоснабжения тепловых отходов.

Альтернативные источники энергии – источники энергии, не основанные на сжигании ископаемого топлива в процессе получения энергии.

Возобновляемые источники энергии – источники, использующие не накопленную солнечную энергию в различных формах (энергия ветра, биомассы, солнечной радиации в солнечных батареях, геотермальная энергия).

Тепловая сеть – система трубопроводов и устройств, расположенных вне зданий или проходящих транзитом через здания, предназначенная для передачи тепловой энергии и теплоносителя

Тепловой пункт – совокупность технических устройств, посредством которых осуществляется приведение параметров теплоносителя к необходимым для потребителя.

Центральный тепловой пункт – тепловой пункт, соединенный с подключенными зданиями тепловыми сетями.

Индивидуальный тепловой пункт – тепловой пункт, не имеющий после себя тепловых сетей.

Приборы учета – счетчики, аттестованные соответствующим образом, показания которых используются при взаиморасчетах сторон в процессе теплоснабжения

Теплоснабжающая организация – организация, выполняющая любую из функций производства, передачи, распределения тепловой энергии, продажу произведенной или купленной тепловой энергии (мощности) потребителям

Сетевая теплоснабжающая организация – теплоснабжающая организация, выполняющая функции передачи тепловой энергии и теплоносителя

Передача тепловой энергии – услуга по транспорту тепловой энергии и теплоносителя на расстояние по тепловым сетям.

Распределение тепловой энергии – дозирование, изменение параметров теплоносителя и приготовление горячей воды в центральных тепловых пунктах.

Потребитель – юридическое или физическое лицо, покупатель тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Конечный потребитель – потребитель, непосредственно подключенный к тепловым сетям централизованного теплоснабжения, покупающий тепловую энергию и теплоносители для собственных нужд, нужд субпотребителей или для оказания платных услуг по обеспечению теплового комфорта в помещениях. В одном здании не может более одного конечного потребителя. Распределение тепловой энергии внутри здания между различными владельцами и арендаторами не относится к теплоснабжению.

Субпотребитель - физическое или юридическое лицо, тепловые установки которого подключены к тепловым установкам конечного потребителя.

Регулирующий орган – государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ государственное регулирование в сфере теплоснабжения.

Тариф на тепловую энергию (мощность) – система ставок, устанавливаемая регулирующим органом для осуществления расчетов в процессе теплоснабжения

Статья 4. Основные принципы организации отношений в сфере теплоснабжения

Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

обеспечение надежного и качественного теплоснабжения

стимулирование снижения издержек и повышения эффективности

обеспечение возможностей и условий для разумной конкуренции

обеспечение необходимых условий для привлечения инвестиций

планирование развития

развитие теплофикации

минимизация вмешательства государства в хозяйственную деятельность

обеспечение скоординированности деятельности государственных органов власти

разграничение функций, полномочий и ответственности органов исполнительной власти разных уровней

ограничение монопольных видов деятельности

техническое регулирование и надзор

развитие эффективной системы договорных отношений

защита прав потребителей и теплоснабжающих организаций

защита социально-значимых категорий потребителей и малоимущего населения

минимизация негативного воздействия на окружающую среду

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Государственные органы исполнительной власти в пределах полномочий установленных настоящим Федеральным законом несут ответственность за реализацию цели Закона изложенной в статье 2.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти

1. Правительство Российской Федерации:

утверждает государственную политику в области теплоснабжения

утверждает национальный план развития теплоснабжения

определяет структуру, функции и ответственность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в теплоснабжении

утверждает правила тарифообразования в теплоснабжении в соответствии с принципами, установленными настоящим законом

утверждает основные требования к договорам теплоснабжения и типовые договора теплоснабжения

утверждает систему обязательных технических регламентов и правил, определяет федеральные органы власти ответственные за их разработку, периодичность обновления

утверждает другие общеобязательные нормативно-правовые документы, регламентирующие экономические, юридические и технические взаимоотношения участников процесса теплоснабжения

утверждает порядок введения внешнего управления в теплоснабжающих организациях, неспособных обеспечить надежное, качественное теплоснабжение, а также в кризисных ситуациях

принимает меры социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством

создает общественный коллегиальный орган «Совет по теплоснабжению», который имеет право давать консультации и предложения по важным вопросам государственной политики и стратегии в теплоснабжении

ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования

2. Министерство Энергетики Российской Федерации:

разрабатывает и реализует государственную политику в области теплоснабжения

разрабатывает и реализует национальный план развития теплоснабжения

осуществляет координацию государственной политики и национального плана развития теплоснабжения с федеральными программами повышения энергоэффективности в потреблении тепловой энергии, программами использования атомной энергии на цели теплоснабжения и экологическими программами

составляет топливно-энергетические балансы страны, включая раздел «Теплоснабжение»

разрабатывает и утверждает методику разработки и утверждения региональных и муниципальных планов развития теплоснабжения

разрабатывает и утверждает стандарты качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает стандарты надежности теплоснабжения, в комплексе учитывающие состояние оборудования систем теплоснабжения и теплопотребления, степень резервирования топливом, теплоисточниками, тепловыми сетями и утверждает общеобязательные уровни надежности для разных климатических зон.

через органы госэнергонадзора контролирует исполнение стандартов надежности теплоснабжения в регионах, дважды в год докладывает в Правительство о регионах с ненадлежащей надежностью теплоснабжения с анализом причин и предложениями по повышению надежности теплоснабжения

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к технологическим процессам и оборудованию, применяемым в теплоснабжении

разрабатывает и утверждает правила и порядок проведения комплексного технико-экономического обследования систем теплоснабжения муниципальных образований и теплоснабжающих предприятий

разрабатывает и утверждает единые аттестационные и квалификационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере теплоснабжения

выполняет функции государственного энергетического надзора

3. Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

разрабатывает и реализует государственную политику и федеральные планы в области уменьшения теплопотребления зданий

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения и теплопотребления

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления зданий, методику оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления

разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.

организует через средства массовой информации разъяснительную работу о методах энергосбережения, правах и обязанностях теплоснабжающих, теплосервисных организаций, муниципальных органов управления, потребителей и граждан

4. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации:

разрабатывает государственную политику в области теплоснабжения и теплопотребления в промышленности

разрабатывает и утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления в промышленности.

разрабатывает государственную научно-техническую политику в области теплоснабжения и теплопотребления, финансирует приоритетные научно-технические проекты

разрабатывает совместно с Министерством Энергетики Российской Федерации, Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации балансы потребности и прогнозы спроса на энергоэффективное оборудование

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают организацию регулярного комплексного обследования систем теплоснабжения муниципальных образований

разрабатывают и обеспечивают реализацию региональных Планов развития теплоснабжения

разрабатывают и обеспечивают реализацию инвестиционных программ развития теплоснабжения, в пределах своих полномочий представляют гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

контролируют исполнение стандартов надежности теплоснабжения, при неисполнении стандартов принимают меры по восстановлению уровня надежности

содействуют организации конкурсов по заключению договоров с поставщиками топлива для нужд местных систем теплоснабжения

разрабатывают и осуществляют систему мероприятий по недопущению или оперативному устранению аварийных ситуаций в системах теплоснабжения

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

организуют разработку муниципальных планов развития теплоснабжения и обеспечивают их исполнение

имеют право требования у теплоснабжающих предприятий и потребителей всей информации, необходимой для разработки планов развития теплоснабжения

организуют инвестиционные конкурсы и представляют в пределах своих полномочий гарантии инвестиционным проектам в теплоснабжении и теплопотреблении

осуществляют контроль исполнения стандартов надежности теплоснабжения, качества тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения и теплопотребления

обеспечивают равные условия для всех участников отношений в системе теплоснабжения

обеспечивают открытость информации экономического и технического характера относительно функционирования систем теплоснабжения и теплоснабжающих организаций

осуществляют контроль подготовки систем теплоснабжения и теплопотребления к отопительному сезону, в том числе качество прокладки и ремонта тепловых сетей

разрабатывают планы ликвидации возможных аварий систем теплоснабжения

Глава 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ.

Статья 8. Участники отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Участниками отношений в системе централизованного теплоснабжения являются:

теплоснабжающие организации

потребители

конечные потребители

2. Теплоснабжающая организация может одновременно являться потребителем, но не может являться конечным потребителем поставляемой ею тепловой энергии.

3. Конечными потребителями могут являться юридические и физические лица, распоряжающиеся на правах собственности или иных законных основаниях зданиями и сооружениями, а также уполномоченные ими организации, в том числе теплосервисные.

4. В случае отсутствия организации, представляющей коллективные интересы жителей многоквартирных домов и общежитий, органами местного самоуправления должна быть назначена организация, выступающая в качестве конечного потребителя.

5. Границей раздела между теплоснабжающей организацией и потребителем является место, в котором теплопотребляющие установки потребителя присоединены к теплоисточнику или тепловым сетям теплоснабжающей организации

Статья 9. Теплоснабжающие организации.

1. Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы.

2. Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ.

3. Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, в том числе и с возможностью создания межмуниципальных акционерных обществ.

4. В целях создания равных условия для конкуренции теплоснабжающих организаций на рынке теплоснабжения недопустимо бюджетное финансирование теплоснабжающих организаций на невозвратной основе.

5. Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласовании с местными органами власти. Если прекращение деятельности теплоснабжающей организации приведет к снижению надежности системы теплоснабжения, органы местной власти вправе отсрочить прекращение теплоснабжающей организацией деятельности на срок необходимый для создания замещающих мощностей.

6. Сетевая теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет тепловых потерь в сетях и публичность этой информации.

Статья 10. Порядок технологического присоединения к системам централизованного теплоснабжения

1. Сетевая теплоснабжающая организация, являющаяся в соответствии с действующим законодательством субъектом естественной монополии, не может отказать в присоединении к тепловым сетям источников тепловой энергии и объектов теплопотребления, за исключением случаев, когда такое присоединение невозможно по техническим причинам, экономически нецелесообразно или подвергает опасности надежность снабжения ранее присоединившихся потребителей. Обоснованный отказ от присоединения должен быть представлен в письменном виде в течении 30 дней с момента обращения.

2. Присоединение к тепловым сетям осуществляется на основе технических условий, выдаваемых сетевой теплоснабжающей организацией. Сетевая теплоснабжающая организация должна согласовать технические условия присоединения с организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на внесение изменений в муниципальные планы развития теплоснабжения для изменения планируемого объема теплопотребления и определение возможности обеспечивать его наиболее экономичным образом.

3. Срок действия Технических условий 3 года, если застройщиком не обоснована необходимость более длительного срока. Технические условия могут быть аннулированы сетевой теплоснабжающей организацией в одностороннем порядке в случае отсутствия начала практической реализации технических условий в течении года с момента выдачи.

4. Все отношения связанные с подключением к тепловым сетям регулируются договором на присоединение. Обязательными разделами договора присоединения являются:

место присоединения

местонахождение приборов учета

права и обязанности сторон

ответственность сторон

условия присоединения и взаиморасчетов

срок действия условий присоединения

5. Договором присоединения также должны быть определены условия передачи объектов, обеспечивающих присоединение и построенных за счет потребителя в собственность или управление сетевой теплоснабжающей организации. Возмещение затрат потребителя на подключение должно быть реализовано одним из следующих способов:

предоставлением потребителю опциона на покупку акций сетевой теплоснабжающей организации в объеме понесенных затрат по цене акций сетевой теплоснабжающей организации на момент заключения договора на присоединение. Правила и порядок предоставления опциона на акции сетевой теплоснабжающей организации определяются действующим законодательством.

возмещением затрат в порядке межхозяйственных расчетов между потребителем и сетевой теплоснабжающей организацией, при этом срок возмещения полных затрат с учетом инфляции не должен превышать 10 лет

6. В случае подключения потребителя за счет или при долевом участии сетевой теплоснабжающей организации, потребитель должен принять на себя обязательства по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение на срок 10 лет. В случае последующего перехода на децентрализованное теплоснабжение, потребитель обязан компенсировать понесенные сетевой теплоснабжающей организацией затраты на присоединение пропорционально целому числу лет, оставшихся до прекращения действия обязательств потребителя по отказу от перехода на децентрализованное теплоснабжение.

7. Затраты на присоединение к тепловой сети источников тепловой энергии несет собственник источника тепловой энергии.

8. В случае неисполнения сетевой теплоснабжающей организацией обязательств по подключению в установленный договором срок, сетевая теплоснабжающая организация обязана за свой счет обеспечить временное децентрализованное теплоснабжение потребителя в соответствии с установленными стандартами качества теплоснабжения с момента срока, обозначенного договором, по тарифам, не превышающим принятых в централизованной системе.

9. Сетевая теплоснабжающая организация отвечает за поддержание в исправном состоянии тепловых сетей, находящихся в ее собственности или распоряжении на законных основаниях. Она обязана развивать тепловые сети таким образом, чтобы обеспечивалась возможность присоединения к сети потребителей находящихся в зоне действия централизованного теплоснабжения и разумная конкуренция между источниками тепловой энергии.

Статья 11. Порядок организации отношений в системах централизованного теплоснабжения

1. Товаром, являющимся предметом купли-продажи на рынке централизованного теплоснабжения является тепловая энергия (мощность) и теплоноситель

2. Отношения, возникающие между участниками системы централизованного теплоснабжения и связанные с куплей-продажей тепловой энергии (мощности) и теплоносителя осуществляются на основе Договора теплоснабжения. Договор теплоснабжения не распространяется на отношения потребителя и субпотребителя.

3. Договор теплоснабжения заключается при выполнении договора на присоединение. Договор теплоснабжения, заключенный на основе договора присоединения должен соответствовать всем техническим параметрам договора присоединения. При изменении технических параметров по вине теплоснабжающей организации потребовавших внесение изменений в технические установки потребителя, теплоснабжающая организация должна компенсировать затраты на эти изменения.

4. Продление срока действия договоров теплоснабжения является обязательным для теплоснабжающей организации. Отказ от продления договора теплоснабжения возможен только по взаимному согласию сторон или на условиях, определенных в главе 4 настоящего закона.

5. Надежность и качество теплоснабжения не может быть ниже уровня стандартов, а также противоречить требованиям типовых договоров теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации.

6. Обязательными разделами договора теплоснабжения являются:

график зависимости поставки тепловой энергии от температуры наружного воздуха

надежность теплоснабжения

качество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя

качество теплопотребления

учет тепловой энергии и теплоносителя

ответственность теплоснабжающей организации

ответственность потребителя

условия расторжения договора

Иные условия договора теплоснабжения устанавливаются сторонами на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.

7. Сетевая теплоснабжающая организация обязана в пределах технической возможности покупать тепловую энергию соответствующую всем требованиям по качеству и надежности от источников тепловой энергии, предложивших наименьшую стоимость с учетом затрат на ее передачу к потребителю.

8. Потребитель имеет право самостоятельно устанавливать время начала и окончания отопления зданий, за исключением периода проведения летнего планово- профилактического ремонта согласованного с органами местной власти.

9. Объемы и условия производства тепловой энергии устанавливаются предприятием – производителем самостоятельно на основе заключенных договоров с потребителями. Цена по договору устанавливается согласно договоренностям сторон, но не выше уровня предельного тарифа.

Статья 12. Отключение потребителей от системы централизованного теплоснабжения

1. Теплоснабжающая организация вправе ограничить отпуск тепловой энергии уменьшением расхода теплоносителя (без снижения температуры теплоносителя в подающем трубопроводе) вплоть до полного отключения при неоплате или не полной оплате потребителем потребленной энергии и теплоносителя сроком более трех месяцев, на условиях установленных договором теплоснабжения.

2. Теплоснабжающая организация имеет право прервать теплоснабжение, предварительно уведомив потребителя не менее чем за 10 дней, когда:

потребитель превысил права, данные ему условиями присоединения, или не выполнил взятые на себя этими условиями обязательства

воспрепятствован доступ теплоснабжающей организации к приборам учета для их проверки, замены или проведения других сетевых работ на территории конечного потребителя

3. Теплоснабжающая организация обязана перед прекращением теплоснабжения в случаях указанных в п.2 настоящей статьи, предоставить потребителю разумный срок для устранения недостатков

4. Потребители, имеющие право на непрерывное теплоснабжение, обеспечиваются непрерывной подачей тепловой энергии через присоединение к различным участкам тепловой сети, которые могут работать автономно в случае технических неисправностей, или путем установки резервных источников тепловой энергии. В случае, когда потребители, имеющие право на непрерывную подачу тепловой энергии, используют систему централизованного теплоснабжения в качестве резерва, они должны оплачивать тариф за мощность системы теплопотребления, подключенной к тепловой сети.

5. Отключение потребителя не освобождает его от обязательств по оплате тарифа за мощность систем теплопотребления.

Статья 13. Оперативно-диспетчерское управление в теплоснабжении

1. Для городов с населением менее 200 000 человек не рекомендуется, а для городов с населением более 200 000 человек, не допускается совмещение в одной теплоснабжающей организации деятельности по производству и передаче тепловой энергии, за исключением случаев, когда источники тепловой энергии, находящиеся в составе сетевой теплоснабжающей организации работают в режиме пиковых нагрузок, либо установленная тепловая мощность источника не превышает 20 Гкал/час.

2. Тепловые сети, принадлежащие разным собственникам и имеющим общие гидравлические связи, должны быть объединены под одним оперативно-диспетчерским управлением.

3. Оперативно-диспетчерское управление заключается в управлении гидравлическими и температурными режимами передачи тепловой энергии.

4. Оперативно-диспетчерское управление осуществляет та сетевая теплоснабжающая организация, к сетям которой присоединены источники тепловой энергии с максимальной суммарной установленной мощностью.

5. Собственники теплосетевых активов, переданных в оперативное управление ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

права заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по сетям, переданным в оперативно-диспетчерское управление, и определения условий этих договоров

права использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией, осуществляющей оперативно-диспетчерское управление

Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства не допускается

6. Сетевая теплоснабжающая компания, осуществляющая оперативно-диспетчерское управление заключает с собственниками теплосетевых активов, переданных под оперативно-диспетчерское управление договоры, определяющие порядок использования указанных активов. Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов теплосетевого хозяйства, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов теплосетевого хозяйства, доходов, получаемых в результате осуществления их прав и уменьшенных на сумму затрат на осуществление оперативно-диспетчерского управления

7. Стоимость услуг оперативно-диспетчерского управления в теплоснабжении определяется регулирующим органом.

8. Для ТЭЦ, работающих в режиме комбинированной выработки и имеющих системное значение при выработке электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление осуществляется в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Статья 14. Планирование в теплоснабжении

1. Региональные планы развития теплоснабжения не должны противоречить национальному плану развития теплоснабжения. Муниципальные планы развития теплоснабжения не должны противоречить региональным планам развития теплоснабжения.

2. Основной задачей Муниципальных планов развития теплоснабжения является обеспечение такого функционирования и такое развитие системы теплоснабжения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда обеспечение потребностей потребителей в тепловой энергии и теплоносителе будет осуществляться по минимальной цене без превышения ограничений негативного влияния на окружающую среду.

3. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны разрабатываться в соответствии с методикой, утвержденной Министерством Энергетики Российской Федерации.

4. В подготовке Муниципального плана развития теплоснабжения должны принимать участие все теплоснабжающие организации, работающие на территории муниципального образования, другие юридические лица, связанные с теплоснабжением, организации, представляющие интересы потребителей.

5. Муниципальные планы развития теплоснабжения должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, с учетом развития технологий производства и передачи тепла, изменения загрязнения окружающей среды и других факторов, способных оказать существенное влияние на развитие теплоснабжения в муниципальном образовании.

6. Основными разделами Муниципального плана развития теплоснабжения являются:

анализ существующего положения в системе теплоснабжения муниципального образования

анализ основных проблем и направления их решений

прогноз изменения спроса на тепловую энергию

возможность использования избыточной тепловой энергии и энергии от альтернативных и возобновляемых тепловых источников

схема перспективного планирования развития теплоснабжения

7. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения представляет собой технико-экономическую электронную модель системы теплоснабжения муниципального образования, позволяющая моделировать изменение параметров системы теплоснабжения при реализации инвестиционных проектов, решений в области энергосбережения и других мер повышения качества системы теплоснабжения. Схема перспективного планирования развития теплоснабжения должна обновляться каждый раз при изменении характеристик системы теплоснабжения.

8. Муниципальный план развития теплоснабжения, результаты моделирования инвестиционных проектов на схеме перспективного планировании являются публичными документами.

С т а т ь я 15. Техническое регулирование и контроль (надзор) в сфере теплоснабжения

Примечание: Данная статья находится в стадии разработки

1. Особенностями технического и энергетического надзора в теплоснабжении является безусловное выполнение всеми участниками отношений в теплоснабжении целей настоящего закона, и контроль полноты его исполнения.

2. Для определения возможности финансирования исполнения новых или расширении действующих обязательных государственных требований в области технического контроля (надзора) и регулирования, государственные органы, предписывающие эти нормы должны провести их согласование с федеральным органом, регулирующим тарифы.

Статья 16. Требования к учету тепловой энергии и порядок расчетов за тепловую энергию

1. Все расчеты между участниками теплоснабжения, при мощности теплопотребления выше 0,1 Гкал/час осуществляются на основании показаний приборов учета тепловой энергии.

2. Теплоснабжающая организация обязана обеспечить учет у конечного потребителя. Обязательства по установке приборов учета и их поверке возлагаются на теплоснабжающие организации.

3. Потребитель обязан предоставить доступ представителей теплоснабжающей организации к приборам учета

4. Ответственность за сохранность приборов учета, расположенных у потребителя, несет потребитель.

5. При изменении потребителем мощности теплопотребления сетевая теплоснабжающая компания заменяет или перенастраивает приборы учета и оборудования, ограничивающего мощность потребления, а потребитель компенсирует эти затраты.

6. Условия учета тепловой энергии и условия взаиморасчетов на основе учетных данных определяются сторонами Договора теплоснабжения. Учет тепловой энергии может осуществляться как одной из сторон договора, так и сторонней организацией.

7. Стороны, заключившие договор, могут потребовать внеплановую поверку приборов учета. В случае если претензии не подтвердились, расходы по проверке несет инициировавшая ее сторона. В случае подтверждения претензии, объем теплопотребления, предъявляемый на оплату, должен быть изменен в соответствии с данными предыдущей поверки и результатами осуществленной поверки.

8. Методология распределения оплаты за потребленную тепловую энергию многоквартирным жилым домом между владельцами, квартиросъемщиками отдельных квартир, а также конечными потребителями и субпотребителями устанавливается Государственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации.

9. Закупка приборов учета должна осуществляться на основе тендеров, организуемых теплоснабжающей организацией совместно с местными органами власти.

Статья 17. Ответственность юридических и физических лиц

1. Границы и меры ответственности участников отношений в теплоснабжении регулируются Договором теплоснабжения.

2. Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования систем теплоснабжения, нарушении охранных зон объектов теплоснабжения, самовольном подключении к тепловым сетям и хищении тепловой энергии и теплоносителя, а также других действиях, которые могут привести к ущербу в теплоснабжении, к снижению безопасности объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в технологическую и экономическую деятельность теплоснабжающих организаций, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ.

Статья 18. Права юридических и физических лиц на децентрализованное теплоснабжение

1. Для любого юридического или физического лица, являющегося застройщиком или собственником, отсутствуют ограничения на право выбора децентрализованного теплоснабжения, при соблюдении условий, установленных в настоящей статье.

2. Физические лица, являющиеся собственниками жилого помещения в многоквартирном доме могут реализовать свое право на децентрализованное теплоснабжение, при условии, если такое решение примет большинство жителей дома.

3. Юридические или физические лица, подключенные к системе централизованного теплоснабжения без фиксации в договоре присоединения условий отключения по желанию потребителя, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения без компенсации теплоснабжающей организации какого-либо рода финансовых потерь.

4. Юридические или физические лица, подключенные к централизованному теплоснабжению за счет теплоснабжающей организации, могут отключиться от системы централизованного теплоснабжения при условии компенсации затрат теплоснабжающей организации на условиях оговоренных в договоре на присоединение.

5. Затраты на отключение от централизованного теплоснабжения несет юридическое или физическое лицо, изъявившее желание отключиться от централизованного теплоснабжения.

6. Отключение юридического или физического лица от системы централизованного теплоснабжения не освобождает от оплаты тарифа за мощность систем теплопотребления.

7. Последствия отключение потребителя от системы централизованного теплоснабжения должно быть проанализировано на схеме перспективного развития теплоснабжения. В случае, когда отключение потребителя приведет к повышению средних расходов на теплоснабжение для остальных потребителей, органы местной власти вправе отсрочить отключение, но не более чем на 2 года.

7. Требования к проектированию и сооружению инфраструктуры систем централизованного теплоснабжения регламентируются нормативно-технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой соответствующими организациями и ведомствами.

Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 19. Стимулирование инвестиций и предоставление государственных гарантий

1. Инвестиционные проекты в развитие тепловых сетей стимулируются включением инвестиционной составляющей в тариф для тепловых сетей.

2. Государственные гарантии инвестиционным проектам в развитие мощностей источников тепловой энергии предоставляются только при условии отсутствия альтернативных экономически обоснованных проектов достижения такого же эффекта за счет энергосбережения. Предоставление таких гарантий относится к компетенции местных и региональных органов власти. Инвестиционные проекты, связанные с альтернативными и возобновляемыми источниками тепловой энергии и теплофикацией имеют приоритет на предоставление гарантий.

3. Инвестиционная политика федеральных, региональных и муниципальных органов власти устанавливается и конкретизируются в Планах развития теплоснабжения.

Глава 6. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ.

Статья 20 . Принципы регулирования тарифов в теплоснабжении

1. В целях создания эффективного рынка тепловой энергии, повышения качества и надежности теплоснабжения, стимулирования теплоснабжающих организаций и потребителей к повышению энергоэффективности, минимизации затрат потребителя государственное регулирование тарифов в теплоснабжении должно быть основано на следующих принципах:

обеспечение единства тарифного регулирования с передачей всех вопросов тарифообразования одному регулирующему органу на территории региона

разумная политика в области тарифообразования на природный газ, не дающая необоснованного преимущества системам централизованного или децентрализованного теплоснабжения

покрытие оправданных затрат теплоснабжающих организаций

защита потребителей от неоправданного завышения цен

свобода предпринимательской деятельности в производстве тепловой энергии в рамках предельного тарифа на производство тепловой энергии и теплоносителя

ограничение естественно-монопольной деятельности по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения

использование моделей расчета прибыли, стимулирующих снижение издержек, отказ от метода расчета прибыли как процента от суммы издержек

исключение из расчетной базы регулируемых тарифов необоснованных затрат на ремонтные работы, в том числе перекладку тепловых сетей, вызванных некачественной эксплуатацией или низким качеством работ

использование цен на топливо, определяемых по результатам открытых тендеров

раздельное регулирование тарифов на теплоноситель, производство, передачу, распределение и учет тепловой энергии

применение тарифов на передачу, распределение и учет тепловой энергии в виде одноставочных тарифов за мощность теплопотребления

определение экономически обоснованного уровня энергоэффективности систем теплоснабжения в каждом регионе

установление базовых цен и тарифов. Расчет базовых цен и тарифов по типовым методикам независимо от фактического состояния систем теплоснабжения. Определение повышающих коэффициентов к базовым ценам и тарифам, учитывающих фактическое состояние систем теплоснабжения

исключение применения в составе тарифов платы за неэффективно инвестированный капитал, когда плата за инвестиции превышает снижение издержек

исключение применения в составе тарифов расходов, связанных со сверхнормативными потерями тепловой энергии и теплоносителя и других необоснованных расходов

экономическое стимулирование потребителя к соблюдению стандартов качества теплопотребления в том числе снижения температуры обратной сетевой воды

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к снижению срока отключения теплоснабжения в период летнего профилактического ремонта

экономическое стимулирование теплоснабжающих организаций к соблюдению стандартов надежности и качества теплоснабжения тепловой энергии и теплоносителя

2. Тарифный орган может по ходатайству теплоснабжающей организации устанавливать формулу определения предельного тарифа сроком до трех лет. Формулу определения предельного тарифа используют при увеличении затрат теплоснабжающей организации по не зависящим от нее причинам.

3. Государственному регулированию в теплоснабжении подлежат:

для источников тепловой энергии - одноставочные предельные тарифы за отпускаемую тепловую энергию и теплоноситель

для тепловых сетей - одноставочные тарифы за мощность систем теплопотребления, подключенных к тепловой сети

для организаций осуществляющих учет - тариф за организацию учета тепловой энергии и теплоносителя у конечного потребителя

4. Тариф для конечного потребителя складывается из усредненной цены покупки тепловой энергии и теплоносителя у источника и тарифа сетевой теплоснабжающей организации.

5. При введении новых, или расширении действующих обязательных к исполнению государственных требований в области технического контроля и регулирования, затраты на их осуществление должны учитываться в тарифе.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона и его отдельных статей

Статья 22. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ (теория и тестовые материалы)

Редактор Асылбекова Б.А.

Подписано к печати 24. 01.2002 Формат60х90/16 Цена договорная

Объем 5,7уч.-изд. л. Тираж 300 экз. Заказ 2511

Печатно-множительная мастерская КарГТУ, г. Караганда, б. Мира, 56

Вопрос 1. Классификация потребителей тепла. Графики тепловых нагрузок.

Классификация потребителей тепла. (8, с.51..55)

Тепловое потребление - это использование тепловой энергии для разнообразных коммунально-бытовых и производственных целей (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, души, бани, прачечные, различные технологические тепло-использующие установки и т.д.).

При проектировании и эксплуатации систем теплоснабжения необходимо учитывать:

Вид теплоносителя (вода или пар);

Параметры теплоносителя (температура и давление);

Максимальный часовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение суток (суточный график);

Годовой расход тепла;

Изменение потребления тепла в течение года (годовой график);

Характер использования теплоносителя у потребителей (непосредственный забор его из тепловой сети или только отбор тепла).

Потребители тепла предъявляют к системе теплоснабжения различные требования. Несмотря на это, теплоснабжение должно быть надежным, экономичным и качественно удовлетворять всех потребителей тепла.

Режим работы технологически систем подвержен изменениям, которые могут носить как закономерный, так и случайный характер, быть длительными или кратковременными, но происходить они должны с минимальными затратами энергоресурсов, не нанося ущерба надежности эксплуатации оборудования и связанных с ним систем.

Пренебрежение этим фактором обычно приводит к просчетам при выборе оборудования источников энергоснабжения и необоснованному перерасходу топлива для обеспечения требуемой нагрузки.

Для того чтобы оценить действительную потребность предприятия или его подразделений в тепловых энергоресурсах, необходимо провести анализ графиков теплопотребления в определенные периоды работы – в течение суток, недели, месяца, года.

Характеристиками равномерности тепловых нагрузок в течение года являются число часов использования максимальной тепловой нагрузки , ч/год, и коэффициент К, представляющий собой отношение среднесуточной нагрузки к максимальной суточной за год.

По этим характеристикам промышленные предприятия разделяются на три группы: первая t =4000 - 5000 ч/год, К=0,57 - 0,68; вторая t =5000 - 6000 ч/год, К=0,6 - 0,76; третья t 6000 ч/год, К 0,76.

К первой группе относятся предприятия, например, легкой промышленности и машиностроения, в структуре затрат тепловой энергии которых более 40% имеют нагрузки систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения. Соответственно затраты теплоты на технологию составляют менее 60%. К третьей группе относятся предприятия с превалирующей долей затрат тепловой нагрузки на технологические нужды – более 90%. Затраты теплоты потребителями других категорий очень малы – менее 10% (табл.8).

Таблица 8

Потребителей тепла можно разделить на две группы:

1) сезонные потребители тепла;

2) круглогодовые потребители тепла.

Сезонными потребителями тепла являются:

Отопление;

Вентиляция (с подогревом воздуха в калориферах);

Кондиционирование воздуха (получение воздуха определенного качества: чистота, температура и влажность).

Круглогодовые потребители используют тепло в течение всего года. К этой группе относятся:

Технологические потребители тепла;

Горячее водоснабжение коммунально-бытовых потребителей.

Изменения сезонной нагрузки зависят главным образом от климатических условий (температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра, солнечного излучения, влажности воздуха и т.п.). Сезонная нагрузка имеет сравнительно постоянный суточный график и переменный годовой график нагрузки (рис.11).

График технологической нагрузки зависит от профиля и режима работы производственных предприятий, а график нагрузки горячего водоснабжения – от благоустройства зданий, состава и распорядка рабочего дня основных групп населения, режима работы коммунальных предприятий – бань, прачечных. Имеет почти постоянный годовой и резко переменный суточный график. Суточные графики в субботние и воскресные дни обычно отличаются от суточных графиков других дней недели.

Большинство систем теплоснабжения имеет разнообразную тепловую нагрузку (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, технологические потребители). Ее величина и характер зависят от многих факторов, в том числе от климатических и, главным образом, от температуры наружного воздуха.

На графике (рис.12) показана зависимость расходов теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды от температуры наружного воздуха, т.е. затраты теплоты.

По оси ординат отложены относительные значения расходов теплоты в долях единицы (за единицу принят максимальный суммарный расход теплоты, т.е. , где , , , - максимальные расчетные расходы теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды соответственно).

По оси абсцисс – температура наружного воздуха .

Построим четыре графика разных тепловых нагрузок. Расход теплоты на технологические нужды и горячее водоснабжение не является функцией наружной температуры. График будет иметь неравномерный характер в течение суток и в течение недели, но сглаживается в течение года и приобретает равномерный характер.

имеет, как правило, круглосуточный характер. При неизменной наружной температуре отопительная нагрузка жилых зданий практически постоянна. Для промышленных предприятий она имеет непостоянный суточный и недельный график, т.е. в целях экономии искусственно снижают подачу теплоты в ночной период и выходные дни. Максимальный расход на отопление соответствует расчетной температуре наружного воздуха для отопления и является расчетной величиной нагрузки отопления . Минимальный расход теплоты на отопление соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного сезона



Характерные температуры для графика вентиляционной нагрузки следующие:

Расчетная температура наружного воздуха для вентиляции соответствует расчетной нагрузке вентиляции (используется нагрев рециркуляцией). При расход тепла на вентиляцию постоянен и вентиляционные установки работают с рециркуляцией, т.е. с подмешиванием к наружному воздуху воздуха, взятого их помещений. Рециркуляция воздуха допустима для помещений, в воздухе которых не содержаться болезнетворные микроорганизмы, ядовитые газы, пары и пыль. Подмешивание воздуха осуществляется перед калориферной установкой и в количестве, обеспечивающем неизменяемую его температуру. С понижением температуры наружного воздуха подмешивание увеличивается, а подача наружного воздуха уменьшается. Температура воды, поступающей в калориферы, остается постоянной. Таким образом, когда температура наружного воздуха ниже расход теплоты на вентиляцию остается равным расчетному за счет сокращения кратности воздухообмена. Для регулирования кратности обмена воздуха в интервале вентиляционные установки должны быть оснащены авторегуляторами.

Температура включения вентиляции. Минимальный расход теплоты на вентиляцию соответствует расчетной наружной температуре начала и конца отопительного периода промышленных зданий.

Суммарный расход теплоты на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды по району является суммой расходов отдельных абонентов. Преобладающей является нагрузка отопления. График суммарного расхода теплоты имеет вид, показанный на рис.12. На нем есть три точки излома:

а) момент включения отопления;

б) момент включения вентиляции;

в) момент изменения нагрузки вентиляции.

Характер графика суммарной нагрузки зависит от соотношения нагрузок отдельных групп потребителей.

Основная задача отопления заключается в поддержании условий теплового комфорта (условия, благоприятные для жизни и деятельности).

Согласно СНиП допустимые (оптимальные) метеорологические условия в зоне жилых и общественных зданий:

Температура воздуха 18-22 о С (22-24 о С)

Относительная влажность 65% (45-30)

Скорость движения воздуха не более 0,3 м/с (0,1-0,15)

Для этого необходимо сохранение равновесия между тепловыми потерями здания и теплопритоком, которое может быть выражено в виде следующего равенства (теплового баланса ):

,

где - суммарные тепловые потери, - приток тепла через отопительную систему, - внутренние источники теплоты.

Включает в себя:

Потери из-за теплопередачи через наружные ограждения;

Потери инфильтрацией из-за поступления холодного воздуха в помещения через неплотности наружных ограждений, , где - коэффициент инфильтрации ( =0,03-0,06 – жилые, общественные здания, =0,25-0,30 – промышленные здания);

Теплота на подогрев холодных предметов (материалов), ()

Включает в себя:

От солнечной радиации (фонари, окна);

От коммуникаций и технологического оборудования;

От электрического оборудования и электрических осветительных приборов;

От нагретого материала и изделий;

При технологических процессах (конденсация);

От продуктов сгорания, поверхности печей;

От людей.

Есть две методики расчета .

1) Для малых зданий (помещений):

,

где - коэффициент теплопередачи, - площадь поверхности отдельных наружных ограждений, - разность температур воздуха с внутренней и наружной сторон этих ограждений.

Существует два основных вида источников тепловой энергии (теплоносители - пар и горячая вода): котельные и ТЭЦ.

Если ТЭЦ является источником и тепловой и электрической энергии, то котельная вырабатывает только теплоту.

Котельная - это совокупность устройств, состоящая из котлов, вспомогательного оборудования и систем хранения, подготовки и транспорта топлива; подготовки, хранения и транспорта воды; золо- и шлакоудаления, а также сооружений для очистки дымовых газов и воды.

Главный элемент любого источника тепловой энергии - котельная установка, служащая для выработки пара или горячей воды. Котельная установка - это совокупность котла и вспомогательного оборудования. Котел -это конструктивно объединенный в одно целое комплекс устройств для получения пара или нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива. Котлы подразделяются на паровые, водогрейные и паро - водогрейные.

Паровые котлы делятся на энергетические и котлы промышленной теплоэнергетики.

Энергетические котлы входят в состав тепловых электростанций и служат для получения перегретого водяного пара различных давлений и температур. Котлы промышленной теплоэнергетики служат для выработки насыщенного или перегретого пара низких и средних параметров. Этот пар используется либо в качестве технологического в производственных процессах предприятия, либо для приготовления горячей воды на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения (ГВС).

Водогрейные котлы могут устанавливаться как на ТЭЦ, так и в котельных. Нагретая в них вода используется для тех же нужд.

Паровые котлы классифицируются по целому ряду признаков: конструкции, компоновке поверхности нагрева, производительности, параметрам пара, виду применяемого топлива, способу подачи и сжигания топлива, давлению дымовых газов.

Широко распространенными паровыми котлами являются вертикально-водотрубные котлы типа ДКВР, предназначенные для производства насыщенного пара давлением 1,4 МПа. Паропроизводительность их составляет 4; 6,5; 10; 20 т/ч при работе на твердом топливе и увеличивается в 1,3... 1,5 раза при работе на мазуте и газе. В настоящее время взамен ДКВР выпускается новая серия котлов производительностью от 2,5 до 25 тонн насыщенного или перегретого пара в час типов КЕ (для слоевого сжигания твердого топлива) и ДЕ (для работы на мазуте и газе).

В промышленной теплоэнергетике используются также паровые котлы П - образной компоновки типов ГМ50-14/250, ГМ50-1, БК375-39/440. Котлы типа ГМ могут работать на газе или мазуте, а БКЗ - также и на твердом топливе.

Паровые котлы различаются по конструкции, типу, производительности, параметрам пара и виду применяемого топлива.

Котлы малой (до 25 т/ч) и средней (160...220 т/ч) производительности с давлением пара до 4 МПа применяются в производственных и отопительных котельных для получения тепловой энергии в виде пара, идущего на технологические и отопительно - бытовые нужды.

Котлы производительностью до 220 т/ч имеют естественную циркуляцию без промежуточного перегрева пара и применяются на промышленных теплоэнергетических установках и ТЭЦ.

Водогрейные котлы предназначены для подготовки теплоносителя в виде горячей воды для технологического использования и бытового (отопление, вентиляция, кондиционирование и горячее водоснабжение).

Водогрейные котлы могут быть чугунными секционными и стальными водотрубными.

Чугунные секционные водогрейные котлы, например, типов КЧ-1, «Универсал», «Братск», «Энергия» и др. отличаются размерами и конфигурацией чугунных секций; мощность этих типов котлов - 0,12... 1 МВт.

Стальные водогрейные котлы имеют маркировку ТВГ, ПТВМ и КВ. Эти котлы отпускают воду с температурой до 150°С и давлением 1,1... 1,5 МПа, теплопроводностью от 30 до 180 Гкал/ч (35...209 МВт).

Котлы типа ПТВМ работают на газе и мазуте. Котлы типа KB являются унифицированными, предназначенными для работы на твердом, газообразном и жидком топливе. В зависимости от вида и способа сжигания топлива котлы KB делятся на КВТС (слоевые механизированные топки), КВТК (камерная топка для сжигания пылевидного топлива), КВГМ (для сжигания газа и мазута).

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) - это станции комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Перегретый пар от котла подается на лопатки паровой турбины, закрепленные на роторе. Под воздействием энергии пара ротор турбины вращается. Этот ротор жестко связан при помощи соединительной муфты с ротором электрогенератора, при вращении которого вырабатывается электроэнергия. Пар, частично отдавший свою энергию в турбине, поступает потребителям либо для технологического использования, либо для нагрева воды, подаваемой потребителям.

На ТЭЦ применяются теплофикационные турбины с промежуточными теплофикационными отборами пара и турбины с противодавлением.

Тепловая схема ТЭЦ с противодавлением турбин показана на рис. 5, где: 1 - паровой котел, 2 - паровая турбина, 3. электрический генератор, 4 -потребитель теплоты, 5 - конденсатный насос, 6 - деаэратор, 7 - питательный насос.

Тепловая схема ТЭЦ с теплофикационными турбинами показана на рис. 6, где 1, 2, 3, 4 соответствуют обозначениям рис. 5, 5 - сетевой насос, 6-конденсатор, 7 - конденсатный насос, 8 - деаэратор, 9 - питательный насос.


Рисунок 5. Рисунок 6.

ТЭЦ с турбинами с противодавлением характеризуется тем, что производство электроэнергии здесь жестко связано с отпуском тепловой энергии, работа такой станции целесообразна только при наличии крупных потребителей теплоты с постоянным расходом ее в течение года, например, предприятий химической или нефтеперерабатывающей промышленности.

ТЭЦ с теплофикационными турбинами лишены этого недостатка и могут одинаково эффективно работать в широком диапазоне тепловых нагрузок. В тепловой схеме имеется конденсатор, а пар для подогрева воды отпускается из промежуточных ступеней турбины. Количество пара и его параметры регулируются, такие отборы называются теплофикационными в отличие от отборов, используемых для регенеративного подогрева питательной воды.

Для теплоснабжения городов и населенных пунктов используются отопительные котельные. Они бывают:

а) индивидуальные (домовые) или групповые для отдельных зданий или группы зданий. Теплопроизводительность таких котельных 0,5...4 МВт, вид котлов - водогрейные чугунные секционные, температура теплоносителя 95...115°С, КПД на каменном угле - 60-70%, на газе и мазуте- 80-85%;

б) квартальные для теплоснабжения квартала или микрорайона. Теплопроизводительность - 5...50 МВт, вид котлов - стальные паровые типа ДКВР или ДЕ и водогрейные типов КВТС, КВГМ, ТВГ, температура теплоносителя 13О...15О°С, КПД на каменном угле - 80-85%, на газе и мазуте - 85-92%;

в) районные для теплоснабжения одного или нескольких жилых районов. Теплопроизводительность - 70...500 МВт, вид котлов - стальные водогрейные типов ПТВМ, КВТК, КВГМ, температура теплоносителя 150...200°С, КПД на каменном угле - 80-88%, на газе и мазуте - 88-94%; или паровые типа ДКВР, ДЕ, ГМ-50.

Если котельная помимо нужд отопления и горячего водоснабжения (ГВС) I отпускает пар, то такая котельная называется промышленно-отопительной. Если котельная обеспечивает тепловой энергией в виде пара и горячей воды только нужды предприятия, то такая котельная называется промышленной. Котельные могут быть также только с водогрейными котлами (водогрейная котельная), только с паровыми котлами (паровая котельная) и с паровыми и водогрейными котлами (паро-водогрейная котельная). Пример отопительной котельной с паровыми котлами показан на упрощенной схеме рис. 7.

Рисунок 7.

Здесь 1 - питательный насос, 2 - паровой котел, 3-паровая редукционная установка (РУ), 4 - транспорт пара на технологические нужды предприятия, 5 - трубопровод подпитки тепловой сети, 6 - сетевой насос, 7 - теплообменники подогрева сетевой воды, 8 - тепловая сеть, 9 -деаэратор.

Тепловая сеть - это система прочно и плотно соединенных между собой участков стальных труб (теплопровод), по которым теплота с помощью теплоносителя (пара или, что чаще, горячей воды) транспортируется от источников (ТЭЦ или котельных) к потребителям теплоты.

Теплотрассы бывают подземные и надземные. Надземная прокладка тепловых сетей используется при высоком уровне грунтовых вод, плотной застройке районов прокладки теплотрассы, сильно пересеченном рельефе местности, наличии многоколейных железнодорожных путей, на территориях промышленных предприятий при наличии уже имеющихся энергетических или технологических трубопроводов на эстакадах или высоких опорах.

Диаметры трубопроводов тепловых сетей колеблются от 50 мм (распределительные сети) до 1400 мм (магистральные сети).

Около 10% тепловых сетей проложены надземно. Остальные 90% тепловых сетей проложены под землей. Около 4% проложены в проходных каналах и тоннелях (полупроходных каналах). Около 80% тепловых сетей проложены в непроходных каналах. Около 6% тепловых сетей уложены бесканально. Это самая дешевая укладка, но, во - первых, наиболее подверженная повреждениям и, во - вторых, она требует больших затрат при ремонте, особенно в условиях прокладки в кислых влажных грунтах Северо - Запада.

Тепловая энергия используется в процессе отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения, пароснабжения.

Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха служат для создания комфортных условий для проживания и трудовой деятельности людей. Объем потребления тепловой энергии для этих целей определяется сезоном и зависит прежде всего от температуры наружного воздуха. Для сезонных потребителей характерным является относительно постоянный суточный расход теплоты и значительные его колебания по временам года.

Горячее водоснабжение - бытовое и технологическое - круглогодичное. Оно характеризуется относительно постоянным расходом в течение года и независимостью от температуры наружного воздуха.

Пароснабжение применяется в технологических процессах обдувки, пропарки, паровой сушки.

Отопление может быть местным или централизованным. Простейшим видом местного отопления является печь дровяного отопления, представляющая собой кирпичную кладку с топкой и системой газоходов для удаления продуктов сгорания. Выделенная в процессе сгорания теплота нагревает кладку, которая в свою очередь отдает теплоту помещению.

Местное отопление может осуществляться с помощью газовых отопительных приборов, имеющих малые размеры и вес и высокую эффективность.

Применяются также поквартирные системы водяного отопления. Источник теплоты - водонагревательный аппарат на твердом, жидком или газообразном топливе. Вода нагревается в аппарате, подается в отопительные приборы и, охладившись, возвращается в источник.

В системах местного отопления в качестве теплоносителя может использоваться воздух. Аппараты нагрева воздуха называются огневоздушными или газовоздушными агрегатами. В помещениях воздух подается вентиляторами через систему воздуховодов.

Большое распространение получило местное отопление электрическими приборами, выпускаемыми в виде переносных аппаратов различных конструкций. В некоторых случаях применяются стационарные электроотопительные приборы с вторичными теплоносителями (воздухом, водой).

На предприятиях в производственных помещениях местное отопление практически не используется, однако в административных и бытовых помещениях оно может применяться (в основном электроприборы).

Централизованной называется система отопления с одним общим (центральным) источником теплоты. Это система отопления отдельного здания, группы зданий, одного или нескольких кварталов и даже небольшого города (например, для отопления и горячего водоснабжения города Сосновый Бор Ленинградской области используется один источник теплоты - Ленинградская атомная электростанция).

Отличаются системы также видом передачи теплоты воздуху помещения: конвективное, лучистое; типом нагревательных приборов: радиаторные, конвертерные, панельные.

На рис. 8 показана двухтрубная система центрального водяного отопления, в которой вода поступает в нагревательные приборы по горячим стоякам, а отводится по холодным. В этом случае температура воды получается одинаковой во всех приборах, независимо от их расположения.

Обозначения рис. 8: 1 - котельная, 2 - главный стояк, 3 -нагревательные приборы, 4 - расширительный бачок, 5 - горячая магистраль, 6 - горячий стояк, 7 - холодный стояк, 8 - обратная магистраль.

Рисунок 8.

Однотрубная система центрального отопления (рис. 9) отличается от двухтрубной тем, что вода поступает в приборы отопления и отводится от них по одному и тому же стояку. Схема однотрубной системы может быть проточной (рис. 9, а), с осевыми замыкающими участками (рис. 9, б), со смешанными замыкающими участками (рис. 9, в). Обозначения те же, что на рис. 8.

Рисунок 9.

В проточных системах вода последовательно проходит через все приборы стояка, в системах с осевыми замыкающими участками вода частично проходит через приборы, частично через замыкающие участки, общие для двух приборов одного этажа, в системах со смешанными замыкающими участками вода ответвляется через два замыкающих участка.

В однотрубных системах температура воды снижается в направлении ее движения, то есть приборы верхних этажей горячее приборов нижних этажей. В этих системах несколько меньше расход металла на стояки, но требуется установка замыкающих участков.

Нагревательные приборы, устанавливаемые в обогреваемых помещениях, изготавливаются из чугуна и стали и имеют различные конструктивные формы от гладких труб, изогнутых или сваренных в блоки (регистры), до радиаторов, ребристых труб и отопительных панелей.

Вода для горячего водоснабжения должна быть такого же качества, как и питьевая, так как она используется для гигиенических целей. Температура воды должна быть в пределах 55.. .60°С.

Различают местное и центральное горячее водоснабжение. Местное горячее водоснабжение осуществляется с помощью водонагревательных аппаратов автономного и периодического действия с устройством распределения и разбора горячей воды. Водонагреватели работают на твердом топливе (угле, дровах), на газе и могут быть электрическими. По принципу действия водонагреватели делятся на емкостные и проточные.

Система центрального горячего водоснабжения применяется для объектов тепловой мощностью свыше 60 кВт. Система является частью внутреннего водопровода и представляет собой сеть трубопроводов, распределяющих горячую воду между потребителями.

Рисунок 10.

На рис. 10 показана система центрального горячего водоснабжения с рециркуляцией, где 1 - водонагреватель первой ступени, 2 - водонагреватель второй ступени, 3 - подающая магистраль, 4 - водоразборные стояки, 5 -циркуляционные стояки, 6 - отключающие вентили, 7 - циркуляционная магистраль, 8 - насос.

Циркуляционные стояки предотвращают остывание воды в стояках при отсутствии водоразбора. Источником тепла служат водонагреватели (бойлеры), располагаемые в тепловом вводе здания или в групповом тепловом пункте.

Вентиляция служит для введения чистого воздуха в помещение и удаления загрязненного с целью обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий. Подаваемый в помещение воздух называется приточным, удаляемый - вытяжным.

Вентиляция может быть естественной и принудительной. Естественная вентиляция происходит под действием разности плотностей холодного и теплого воздуха, его циркуляция идет либо по специальным каналам, либо через открытые форточки, фрамуги и окна. При естественной вентиляции напор невелик и соответственно мал воздухообмен.

Принудительная вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов, которые подают воздух и удаляют его из помещения с высокой эффективностью.

По виду организации воздушного потока вентиляция бывает общеобменной и местной. Общеобменная обеспечивает обмен воздуха во всем объеме помещения, а местная - в отдельных частях помещения (на рабочих местах).

Система вентиляции, только удаляющая воздух из помещения, называется вытяжной, система вентиляции, только подающая воздух в помещение, называется приточной.

В жилых домах применяется, как правило, общеобменная естественная вытяжная система вентиляции. Наружный воздух поступает в помещения путем инфильтрации (через неплотности в ограждениях), а загрязненный внутренний воздух удаляется через вытяжные каналы здания. Потери тепловой энергии от поступления холодного наружного воздуха восполняются системой отопления и составляют величину 5.. .10% нагрузки отопления в зимний период.

В общественных и производственных зданиях обычно устраивается приточно-вытяжная принудительная вентиляция, причем расход тепловой энергии учитывается отдельно.

Кондиционирование воздуха - это придание ему заданных свойств независимо от наружных метеорологических условий. Это обеспечивается специальными аппаратами - кондиционерами, которые очищают воздух от пыли, подогревают его, увлажняют или осушают, охлаждают, перемещают, распределяют и автоматически регулируют параметры воздуха.

Широкое распространение получили системы кондиционирования для производственных помещений на приборостроительных, радиоэлектронных, пищевых, текстильных предприятиях, к воздушной среде которых предъявляются высокие требования.

Основная задача кондиционера - термовлажностная обработка воздуха: зимой воздух следует подогреть и увлажнить, летом - охладить и осушить.

Воздух нагревается в калориферах, охлаждается в поверхностных или контактных охладителях, аналогичных по устройству калориферам, но в трубах охлаждения циркулирует холодная вода или хладоноситель (аммиак, фреон).

Осушение воздуха получается в результате контакта с поверхностью охладителя, температура которого ниже точки росы воздуха - на этой поверхности выпадает конденсат.

Для орошения воздуха используются форсунки подачи воды или смоченные поверхности с лабиринтными ходами.

Баланс производства тепловой энергии в 2002 г. в Российской Федерации показан на диаграмме рис.1.

Рисунок 1.

Годовое теплопотребление жилищного фонда, объектов социального и коммунального назначения в 2003 г. составило порядка 2933 млн. ГДж (700 млн. Гкал).

Главным потребителем тепловой энергии в этом секторе ЖКХ является жилищный фонд - порядка 2095 млн. ГДж (500 млн. Гкал) в год или 71 % общего потребления.

Тепловая нагрузка системы теплоснабжения (тепловая нагрузка) - это суммарное количество теплоты, получаемой от источников теплоты, равное сумме теплопотреблений приемников теплоты и потерь в тепловых сетях в единицу времени.

Основными производителями и поставщиками тепловой энергии в ЖКХ являются специализированные предприятия коммунальной энергетики, находящиеся в ведении муниципалитетов и исполнительных органов власти субъектов регионов Российской Федерации. Предприятия коммунальной энергетики в 2003 г. обеспечивали отпуск порядка 2220 млн. ГДж (530 млн. Гкал) в год, что составило 64 % общей потребности жилищно-коммунальной и социальной сфер. Остальная часть тепловой энергии поставляется региональными акционерными обществами энергетики и электрификации, а также другими предприятиями и организациями министерств, ведомств, концернов, объединений.

Порядка 1477 млн. ГДж (352,4 млн. Гкал) в год предприятия коммунальной энергетики вырабатывают на собственных теплоисточниках (котельных) и около 964 млн. ГДж (230 млн. Гкал) покупают у других производителей с последующей передачей ее абонентам - потребителям по коммунальным распределительным

тепловым сетям.

Абонент (потребитель) - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности или на ином законном основании объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившие с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.

Объемы и структура производства тепловой энергии на источниках теплоты для теплоснабжения ЖКХ и объектов социальной сферы представлены в табл. 1. Основную технологическую структуру коммунального теплоснабжения формируют собственные домовые и групповые котельные (ГрКУ), квартальные (КТС) и районные (городские) тепловые станции (РТС) с тепловыми сетями от них, распределительные сети, а также многочисленные теплопотребляющие (абонентские) установки.

Таблица 1. Структура производства тепловой энергии

Источник теплоснабжения мощностью, МВт (Гкал/ч)

Производство тепловой энергии

Количество произведенной тепловой энергии, млн. ГДж (млн. Гкал)

Доля в общем объеме производства, %

Домовые котельные - до 3,5 (3)

Групповые котельные (ГрКУ) - от 3,5 до 23,3 (3-20)

Квартальные котельные (КТС) - от 23,3 до 116 (20-100)

Районные котельные (РТС) - более 116 (более 100)

Общий годовой расход топлива на производство тепловой энергии для ЖКК и объектов социальной сферы составляет порядка 150 млн. т условного топлива, в том числе в коммунальных котельных - 66 млн. т условного топлива. Структура производства тепловой энергии в коммунальных котельных по видам используемого топлива представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура производства тепловой энергии в коммунальных котельных по видам используемого топлива

Вид топлива

Число котельных, тыс. ед.

Произведено теплоты, млн. ГДж, (млн. Гкал)

Доля в общем производстве, %

Газообразное

Как следует из таблиц 1, 2, половина от общего числа котельных ЖКХ - 22,4 тыс. единиц, работают на твердом топливе и вырабатывают почти 35 % всей тепловой энергии, потребляемой жилищным фондом, оказывая значительную нагрузку (давление) на природную среду обитания людей. Здесь кроется существенный резерв для экологического оздоровления жилых микрорайонов путем замены многих мелких котельных централизованными источниками теплоснабжения или перевода их на экологически более «чистые» виды топлива - газовое, жидкое котельно-печное, а также нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (например, энергия солнца, волны, ветра, геотермальных источников и т.д.).

Решением Правительства РФ сельские системы теплоснабжения должны быть переданы на баланс и в эксплуатацию муниципальным образованиям местных администраций. Эта работа продолжается, и количество установок ЖКХ возрастает.



Поделиться