Муниципальное частное партнерство нормативные акты. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях

От 13 июля 2015 г. направлен на формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества услуг, продукции и работ, обеспечение которыми входит в ведение органов госвласти и местных структур. В документе определены ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон "О муниципальном частном партнерстве" устанавливает гарантии реализации интересов сторон сделок. Рассмотрим далее ключевые аспекты нормативного акта.

Положение о муниципальном частном партнерстве

МО заключают контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок их заключения определяется нормативными актами РФ. Контракты, финансируемые исключительно средствами местного бюджета, не являются договорами муниципально-частного партнерства. Это обуславливается тем, что в них, по сути, содержится только одностороннее обязательство предоставить услугу, выполнить работу или поставить продукцию в конкретный срок за оговоренную цену. Муниципальное частное партнерство - это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для МО. В отечественной практике такие сделки рассматриваются как инвестиционные.

Арендные отношения

Каким может быть муниципальное частное основывается на разных сделках. К примеру, предприятие может использовать имущество на праве аренды. Между тем не каждая такая сделка будет выступать как муниципальное частное партнерство. Пример можно привести здесь следующий. Предприятие берет в аренду сооружение, использует его в производственных нуждах. Муниципалитет, передавая здание компании, преследует цель пополнить местный бюджет за счет оплаты за эксплуатацию. Такие отношения не выступают как муниципальное частное партнерство. Определение рассматриваемого института содержит указание на софинансирование реализации нужд МО. Другими словами, предприятие берет объект в аренду на конкретных условиях для решения им общественно-значимых задач. В договоре при этом могут прописываться некоторые льготы для компании. Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории. Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.

Муниципальное частное партнерство: положение

Подписывая контракт, стороны оговаривают свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником. Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. МО при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты. Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендатором в имущество, которым он пользуется.

Концессии

Эта форма сотрудничества считается сегодня наиболее популярной. В рамках концессионного контракта реализуются различные проекты муниципально-частного партнерства. К самым актуальным относят договоры в сфере общественного транспорта, ЖКХ, сбора и уничтожения отходов. В РФ действует отдельный закон, регламентирующий заключение концессионных контрактов.

Участие в капитале

Муниципальное частное партнерство в России может реализовываться в результате приватизации предприятий либо образования Так, унитарная организация может быть акционирована, затем доля ценных бумаг может продаваться. Нормативное регулирование осуществляется в этом случае в соответствии с ФЗ "О приватизации муниципального и госимущества".

Еще один вариант - учреждение хозяйственного общества. Оно будет иметь смешанную форму собственности. В нем части либо доли ценных бумаг будут принадлежать МО, а оставшиеся - инвесторам. Экономическая деятельность в этом случае осуществляется на средства участников. Ими, соответственно, выступают частные инвесторы и муниципалитет. Управление созданным обществом они осуществляют совместно. Такое муниципальное частное партнерство предполагает пропорциональное распределение рисков в соответствии с величиной доли участников в капитале. Баланс интересов будет определяться тем, кто владеет блокирующими и контрольными пакетами. В отличие от прочих форм, муниципальное частное партнерство такого типа предполагает постоянное участие представителей власти в хозяйственной деятельности общества. Соответственно, бизнес обладает меньшей самостоятельностью и свободой в принятии управленческих решений.

Смешанные формы

Государственно-частное, муниципальное партнерство не разграничиваются в нормативных актах. В этой связи на практике могут реализовываться разнообразные смешанные формы сотрудничества. Кроме этого, могут существовать и такие проекты, которые сложно отнести к какому-либо из приведенных выше вариантов партнерства.

Преимущества для МО

Муниципальное частное партнерство может существовать только при условии взаимной выгоды для участников. Ее наличие выступает в качестве необходимого условия для сотрудничества. Вместе с этим выгода для сторон может иметь различные, а в ряде случаев и противоположные, основания. В этой связи для правильного формулирования условий сотрудничества необходимо понимать природу преимуществ для каждого участника в отдельности. Преимущества для МО состоят в следующем:

  1. Привлечение инвестиций в сферу социально-экономического развития. Поступление средств способствует повышению эффективности собственных финансов МО.
  2. Уменьшение сроков реализации программ развития.
  3. Сокращение собственных затрат.
  4. Улучшение качества услуг, снижение их стоимости.
  5. Привлечение технологий, бывших ранее недоступными.
  6. Мультипликационный эффект.
  7. Привлечение квалифицированных работников.

Между тем неправильно было бы говорить, что указанные выгоды появляются сами по себе и всегда сопутствуют отношениям. Эти преимущества необходимо сначала обнаружить, убедить в их реальности лиц, которые принимают управленческие решения.

Выгоды для бизнеса

Какие преимущества дает соглашение? Муниципальное частное партнерство может обеспечить предприятию:

  1. Высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода.
  2. Получение ряда льгот, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности.
  3. Наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта.
  4. Более высокую доступность кредитования.
  5. Гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств МО.
  6. Возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам.
  7. Получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.

Риски для власти

Муниципальное частное партнерство всегда сопровождается вероятностью возникновения потерь. Для власти потенциальные риски могут состоять в следующем:

  1. Необходимость обеспечивать дополнительное финансирование, если оно предусматривается условиями контракта или есть задержка реализации программы до полного отказа от нее. Последнее вероятно в случае допущения ошибки при проекта либо при изменении конъюнктуры рынка.
  2. Затягивание срока реализации исполнителем.
  3. Увеличение сумм собственных расходов.
  4. Снижение качества услуг или повышение их стоимости при низкой подготовленности либо недобросовестности партнера.
  5. Репутационные потери при провале проекта или недостижении поставленных целей.

Потенциальные потери для предприятия

Риски для бизнеса могут заключаться в:

  1. Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
  2. Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов.
  3. Изменении предпочтений потребителей.
  4. Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения.
  5. Невыполнении договора солидарной ответственности.
  6. Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей.

Инвестиции

Несмотря на то что муниципалитеты получают стабильные неналоговые и налоговые доходы, статья расходов у них достаточно объемна. Как показывает практика, затраты только в редких случаях могут покрываться полностью собственной прибылью МО. Обычно же большая часть расходов погашается за счет поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Вместе с этим МО существенно ограничены в возможности покрывать дефицит за счет заимствований. Выходом из ситуации может стать муниципальное частное партнерство. Закон допускает частичное или полное финансирование реализации задач со стороны бизнеса, передачу части имущества МО предприятиям. При этом вложенные сторонними компаниями средства могут окупаться за счет потребителей, или этот процесс будет растянут во времени, если приобретателем услуг будет местная власть.

На практике МО вынуждено привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных задач социально-экономического развития территории. Что касается бизнеса, то закон "О муниципальном частном партнерстве" предусматривает ряд гарантий для предприятий. В первую очередь они касаются процедуры возврата вложенных средств, а также извлечения расчетного дохода. Однако следует иметь в виду, что всегда существуют потенциальные риски. Чем проект будет масштабнее, тем они будут выше.

Использование имущества

Проекты муниципально-частного партнерства, основанные на арендных и концессионных отношениях, предполагают передачу коммерческим предприятиям определенных объектов, находящихся в собственности местной власти. В этом случае МО освобождается от обязанности содержать имущества, а бизнес, в свою очередь, экономит средства на его создание. Несмотря на очевидность выгод, при реализации конкретных проектов преимущества могут быть не такими явными. Объекты, особенно относящиеся к сфере ЖКХ, зачастую пребывают в ветхом состоянии. В этой связи оценить риск, связанный с необходимостью реконструкции либо капремонта, бывает сложно. После окончания периода концессии либо аренды пользователь должен вернуть объект муниципалитету. В этом случае также существует риск износа и необходимости провести восстановление основных средств.

Эффективность управления

В теории экономики рынка существует тезис о том, что является более эффективным, чем государственный менеджмент. Между тем это мнение справедливо для конкурентных условий хозяйствования, развитых институтов гражданского права и нормативного регулирования отношений, а также высокой культуры управления. Только при сочетании этих факторов заинтересованность коммерческих обществ в уменьшении расходов и извлечении прибыли перерождается в повышенную ответственность перед покупателями. Соответственно, предприятия стремятся повышать качество услуг и изделий, применяют новые технологии, постоянно совершенствуют производство. Для этого в рамках муниципально-частного партнерства должны устанавливаться такие условия, при которых управление деятельностью будет осуществляться компетентными лицами. При этом они могут являться представителями как власти, так и самих предприятий.

Выводы

Муниципально-частное партнерство по своей сути и юридическому содержанию практически не отличается от государственного. Разница только в масштабах сделок и объемах реализуемых задач. Обычно государство принимает участие в осуществлении крупных проектов для развития отдельных регионов или секторов народно-хозяйственного комплекса. МО заинтересованы в менее масштабных программах.

Между тем указанные отличия не меняют принципов подготовки и последующей реализации проектов. От масштабов программ будет зависеть только выбор модели или формы реализации. Государство, являясь заинтересованной стороной в крупных сделках, при их осуществлении в ряде случаев не может обойтись без участия в них муниципалитетов. Это обуславливается тем, что в некоторых ситуациях необходимо согласование с местной властью документов по территориальному планированию, отвод земель, предоставление разрешений на строительство объектов и решение прочих вопросов, относящихся к компетенции органов самоуправления. В этой связи практически все крупные программы государственно-частного партнерства реализуются при тесном взаимодействии с представителями муниципалитетов.

Следует также отметить, что во многих случаях местная власть проявляет большую заинтересованность в привлечении инвестиций на свою территорию. Однако при этом муниципалитеты существенно ограничены в своих возможностях в сравнении с государством. Соответственно, они могут использовать только некоторые инструменты мотивации коммерческих обществ. Это, в свою очередь, указывает на необходимость формирования определенной политики по привлечению финансовых ресурсов в отношении не только представителей бизнеса, но и органов госвласти региона.

Заключение

Муниципальное частное, как и государственно-частное, партнерство преследует цель улучшить привлекательность экономики для представителей бизнес-сообщества. Существующая сегодня нормативная база позволяет реализовывать как крупные, так и небольшие программы развития. При этом государственно-частное партнерство, привлекая инвесторов, стремится решать более масштабные проблемы, касающиеся региона или отрасли экономики. Вместе с этим госорганы, уполномоченные на заключение контрактов, зачастую не могут обойтись без участия местной власти. Муниципалитеты, в свою очередь, заключают соглашения с частными партнерами для решения наиболее актуальных вопросов территориального значения. Как правило, сотрудничество осуществляется в сфере бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Особое значение участие частных инвесторов имеет в области транспортных услуг и социальной поддержки нуждающихся категорий граждан.

1.Понятие муниципально-частного партнерства, его сущность и основные признаки 2

2. Основные формы муниципально-частного партнерства 6

2.1. Инвестиционные договоры (соглашения) 10

2.2. Муниципально-частное партнерство на основе отношений аренды муниципального имущества 10

2.3. Концессии 11

2.4. Участие в капитале 12

2.5. Соглашения о разделе продукции 12

2.6. Смешанные формы 12

3. Выгоды и риски муниципально-частного партнерства 13

4. Правовое обеспечение муниципально-частного партнерства 17

4.1. Правовое обеспечение участия муниципалитетов в хозяйственной деятельности 17

4.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности 23

4.3. Правовое обеспечение арендных отношений 27

4.4. Правовое обеспечение концессионных соглашений 31

4.5. Правовое обеспечение создания хозяйственных обществ со смешанной формой собственности 35

4.6. Региональные и муниципальные нормативные акты 40

5. Выбор отраслей и проектов муниципально-частного партнерства, форм реализации проектов и оценка эффективности проектов 47

5.1. Выбор отраслей, перспективных для развития с применением муниципально-частного партнерства 49

5.2. Опыт Германии 53

5.3. Выбор форм муниципально-частного партнерства 63

1.Понятие муниципально-частного партнерства, его сущность и основные признаки

Актуальность темы развития публично-частного партнерства (ПЧП) в России порождает необходимость четкого определения данного термина.

Существует немало различных определений публично-частного партнерства. Не вдаваясь в тонкости научных дискуссий и подходов к детерминации понятия, следует однако заметить, что актуальность дискуссии определяется необходимостью отграничения публично-частных партнерств от иных, сходных механизмов взаимодействия публичной власти и частных акторов (выделения их из различных смежных явлений).

Зачем нужно такое отграничение? Если законодательный акт принимается не просто для того, чтобы обозначить законотворческую активность на популярную в данный момент тему, а для того, чтобы предусмотреть какие-то особенности правового регулирования, отсутствовавшие в законодательстве до настоящего времени, дополнительные стимулы и преференции, способствующие более активному внедрению данного механизма, то безусловно необходимо четко определить круг отношений, на которые будут распространяться соответствующее регулирование.

Каким образом может/должно осуществляться такое отграничение? Путем максимально четкого формулирования ключевых признаков, которые в своей совокупности составят специфику и отразят уникальность публично-частного партнерства (ПЧП) как понятия и категории. Этот набор признаков должен быть необходимым и достаточным для «идентификации» публично-частного партнерства. При этом обыватели могут продолжать использовать данный термин и для любых других механизмов взаимодействия публичной власти и частных лиц – однако для целей правового регулирования, применения последствий и т.д. будет использоваться только детерминация, содержащая соответствующие признаки.

С.В. Васильева подтверждает проблему недостаточной проработанности существующих определений данного понятия и в статье «Обеспечение публичных интересов в частно-государственном партнёрстве» пишет о проблеме, при которой ПЧП может пониматься как в чрезмерно зауженном смысле, так и в слишком широком. Широкий подход к пониманию частно-государственного партнерства предполагает относить к ПЧП меценатство и благотворительность, участие представителей бизнеса в подготовке нормативных правовых актов (правотворческая инициатива, экспертиза и др.), общественный контроль, обеспечение безопасности и правопорядка казачьими сообществами. В этот ряд можно было бы включить социальную ответственность бизнеса. В литературе отмечается, что таким образом коммерческие организации вкладывают социальные инвестиции в общегосударственное развитие. Как пишет Васильева, если смотреть на частно-государственное партнерство как на абстрактную общую категорию, то позволительно включать в ее содержание любое взаимодействие бизнеса и власти. Между тем частно-государственное партнерство представляет собой прикладную самостоятельную институциональную форму взаимодействия бизнеса и государства, развивающуюся по определенному «правовому сценарию» для достижения однотипных целей – решения общественно-полезных задач.

Подход к пониманию ПЧП должен быть более конкретным.

М. Дерябина в статье «Государственно-частное партнёрство: теория и практика» пишет, что существуют два крайних подхода к трактовке категории государственно-частного партнерства. Согласно одному из них, ГЧП идентифицируется с приватизацией и рассматривается как особая ее форма - косвенная приватизация. Данный подход учитывает масштабность участия частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемых им в рамках проектов от государства: финансирование, проектирование, строительство, владение и эксплуатация государственных предприятий.

В соответствии с другим подходом партнерства находятся на границе государственного и частного секторов, не являясь ни приватизированными, ни национализированными институтами. Это своего рода "третий путь", позволяющий использовать политические по сути формы улучшения предоставления населению общественных (публичных) благ».

Важно и законодательное определение данного термина.

Недавно на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации поступил проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», в котором также закрепляется определение исследуемого термина. Прежде чем перейти к юридическим признакам ПЧП, необходимо сделать одно важное вводное замечание о названии законопроекта . Нося название «Об основах государственно -частного партнерства в Российской Федерации», проект в ч. 1 ст. 3 дает следующее определение государственно-частного партнерства (ГЧП):

«Под государственно -частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно -частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи».

Публичными (точнее – публично-правовыми) образованиями – участниками гражданских правоотношений, как известно, являются как государство (Российская Федерация и субъекты РФ), так и муниципальные образования (поселения, муниципальные районы и городские округа) . В этой связи следует сразу определиться – должен ли данный закон регулировать исключительно отношения между государством и частным бизнесом, или все-таки – между любыми публично-правовыми образованиями (т.е. включая муниципальные образования) и частным бизнесом. В первом случае можно считать корректным название будущего закона, но некорректной формулировку ч. 1 ст. 3 (везде вместо «публичный партнер» должно быть указано «государство» как публично-правовое образование). При этом сфера регулирования будет резко сужена. Во втором случае необходимо везде изменить формулировку «государственно-частное» на «публично-частное». В таком случае на стороне публичного партнера будут выступать как государство (РФ, субъекты РФ), так и муниципалитеты.

Переходя непосредственно к юридическим признакам , квалифицирующим публично-частное партнерство, следует отметить, что в законопроекте они прописаны слабо. Определение лишь предусматривает стороны партнерства и его цели («направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций»). При этом указание целей, на наш взгляд, не несет особого правового смысла и вряд ли может служить признаком ПЧП.

Данное понятие впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В нем также имело место определение не публично-частного партнерства, а государственно-частного партнерства (речь идёт о сотрудничестве Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации с частными партнерами). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 данного Закона, «государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в Санкт-Петербурге, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных».

В Ростовской области действует Областной закон № 448-ЗС от 22.07.2010 «Об основах государственно-частного партнерства».

В данном Областном законе под государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ростовской областью либо Ростовской областью и муниципальными образованиями в Ростовской области, с одной стороны, и российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).

П. 1 ст. 4 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 № 15-РЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай» содержит следующие положения:

«1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество участников государственно-частного партнерства в реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных;

2) участники государственно-частного партнерства - Республика Алтай в лице Правительства Республики Алтай с одной стороны и партнер с другой стороны.
Стороной соглашения о государственно-частном партнерстве могут выступать муниципальные образования Республики Алтай в лице соответствующих органов местного самоуправления на добровольных началах;

3) партнер - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица, участвующие в соглашении».

Как видно из текста данных законодательных актов, существующие определения исследуемого термина содержат недостатки, аналогичные недостаткам определения из исследованного выше законопроекта.

Нам представляется более правильным определение следующего рода:

ПЧП - это устойчивое взаимодействие между публично-правовыми образованиями (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частными хозяйствующими субъектами, при котором публичная власть для решения стоящих перед ней задач заключает соглашения с частными хозяйствующими субъектами на предоставление публичных услуг, обусловленные использованием объектов публичной собственности или исключительных прав публичного образования.

Такое определение содержит три, на наш взгляд, основных признака ПЧП, которые позволяют отграничить данное понятие от смежных.

Первый признак – наличие публичной задачи . ПЧП инициируются с целью решения публичных задач. В противном случае у публичной власти нет никаких оснований (никакой легитимации) устанавливать какие бы то ни было преференции, специальное регулирование, да и вообще каким-то образом выделять те или иные отношения. Публичная задача как основание для соответствующих решений, действий и т.п. – обязательный признак ПЧП. При этом понятие «публичная задача» носит совершенно определенный правовой смысл. А именно: публичная власть обладает не общей (универсальной), а специальной правоспособностью – т.е. она вправе заниматься решением только таких задач, которые ей «вменены» федеральными законами (в случаях, если это предусмотрено соответствующими федеральными законами, и при соблюдении установленных ими условий – также и законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований). Такое «вменение» осуществляется путем установления компетенции соответствующего уровня публичной власти (в частности – перечень публичных задач местного самоуправления установлен ст.ст.14-16 и 14.1-16.1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, а в отношении субъектов РФ Конституцией РФ и главой IV.I Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» №184-ФЗ; применительно к уровню РФ, полагаем, необходимо применять нормы Конституции РФ в части компетенции РФ, а также нормы Закона «О правительстве РФ» и ряда других). Таким образом, круг публичных задач – как минимум, применительно к субъектам РФ и муниципальным образованиям – очерчен весьма жестко. Отсутствует в компетенции соответствующего публично-правового образования та или иная задача – значит, отсутствуют основания для заключения соглашений о ПЧП.

Второй признак – наличие определенной устойчивости взаимодействия , которая проявляется в виде заключения и реализации соглашения о ПЧП , которое, по нашему мнению, должно быть к тому же не краткосрочным, а как минимум среднесрочным, либо долгосрочным . Необходимость формулирования признака устойчивости с указанными параметрами объясняется тем, что во-первых, ПЧП связаны с предоставлением публичных услуг - а это означает ответственность публичного партнера перед обществом за устойчивое предоставление таких услуг. Во-вторых, - тем, что установление особого правового режима для подобного взаимодействия предполагает определенное оформление/закрепление последнего, установления встречных прав и обязанностей сторон. А это означает ни что иное как соглашение/договор. Средне- и долгосрочность как признак ПЧП, хотя формально и не является безусловно обязательным условием, тем не менее соответствует международной практике подобных соглашений. Какого рода соглашения должны заключаться в рамках ПЧП – в значительной мере зависит от содержания такого сотрудничества. Можно предположить, что в случае необходимости в законе имеет смысл урегулировать лишь отдельные особенности заключаемых договоров (в рамках, допускаемых Гражданским кодексом РФ).

Третьим обязательным признаком, на наш взгляд, является использование существующего или будущего объекта публичной собственности или определенного исключительного (монопольного) права на предоставление публичной услуги, принадлежащего публичному партнеру. Предоставление публичных услуг, связанных с организацией хозяйственной деятельности (то есть не «суверенных» услуг вроде выдачи и заверения документов и т.п.), как правило, связано с использованием частным хозяйствующим субъектом: 1) либо уже существующего материального объекта, находящегося в собственности публичного образования (например, сетевое хозяйство, объекты социальной инфраструктуры и др.), 2) либо с созданием такого объекта и передачей прав на него (на различных условиях – это в данном случае не принципиально) публичному образованию – «носителю мандата», 3) либо с использованием (как правило, монопольного) права оказания соответствующих публичных услуг на территории (например, в сфере общественных перевозок и т.д.). Даже в тех случаях, когда в рамках ПЧП задействуется объект частной собственности, который не предполагается передавать в собственность публичного образования, собственник должен получить право предоставления соответствующих услуг, за организацию которых отвечает публичное образование (публичный партнер). Таким образом, предоставление муниципальных услуг частным хозяйствующим субъектом (оператором) осуществляется с использованием объектов публичной собственности или права на оказание услуг (мы его называем «исключительным», либо «монопольным» правом). Соответственно, предметом соглашения о ПЧП, по сути, являются две группы отношений – регулирующие предоставление публичных услуг и регулирующие создание/ санацию/ реставрацию/ реконструкцию и эксплуатацию объекта публичной собственности.

В завершение представляется уместным обозначить такой дискуссионный вопрос, как возможность отнесения к ПЧП создание и деятельность хозяйствующих субъектов смешанной формы собственности (например, ООО или ОАО, некоторые формы некоммерческих организаций с участием публичного и частного собственников). По сути, здесь также присутствуют все необходимые признаки ПЧП, но поскольку речь идет не просто о договорном, а уже о т.н. институциональном ПЧП, то возможно необходимо либо установить особенности данного механизма (в т.ч. и соотношение с законодательством о приватизации), либо априори вывести его из сферы регулирования закона.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ. ВОРОВСКОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Положения "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области"

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , Земельным кодексом Российской Федерации , Градостроительным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" , Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" , Законом Московской области от 22.06.2013 г. N 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве" , Уставом муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области,

Совет депутатов решил:

1. Утвердить Положение "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области" согласно Приложению к настоящему решению.

2. Опубликовать настоящее Решение в муниципальной газете Ногинского муниципального района "Волхонка", в газете муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" "Официальный вестник" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Главу администрации муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" А.И. Радченко.

Председатель Совета депутатов П.А.Ермилов

Глава муниципального образования А.И. Радченко

ПОЛОЖЕНИЕ "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области"

1. Предмет регулирования настоящего Положения

1. Положение "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - Положение) разработано в целях привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", обеспечение стабильных условий для развития муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании, эффективного использования муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы для развития экономики и социальной сферы муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", повышения уровня жизни населения, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, формы участия, основания принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" и порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве.

2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

2.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

1) Муниципально-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" с частным партнером на основе соглашения в целях создания, реконструкции, модернизации, обслуживания или эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, развития инвестиционного, инновационного, инфраструктурного потенциала муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) частный партнер - российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица, индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность на основании соглашения;

3) соглашение о муниципально-частном партнерстве - контракт (договор), заключаемый муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" в лице Администрации муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее – Администрация города) направленный на осуществление деятельности на основе муниципально-частного партнерства в соответствии с федеральным законодательством, законами Московской области, настоящим Положением и принятым в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области". Соглашение о муниципально-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров в зависимости от формы муниципально-частного партнерства, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области;

4) объект соглашения о муниципально-частном партнерстве - создаваемое путем строительства, реконструкции и модернизируемое, обсуживаемое, эксплуатируемое в соответствии с условиями соглашения имущество;

5) конкурс - торги на право заключения соглашения, проводимые в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, законодательством Московской области, нормативными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", в случае, если условия торгов предусматривают заключение с победителем торгов или иным лицом, имеющим право на заключение соглашения, договора аренды земельного участка, иного недвижимого и (или) движимого имущества;

6) модернизация объекта соглашения - осуществление мероприятий по переустройству объекта соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, замена морально устаревшего оборудования и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием

7) реконструкция объекта соглашения - изменение параметров объектов капитального строительства, входящих в состав объекта соглашения, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема, показателей производственной мощности) и качества инженерно-технического обеспечения, приспособление для современного использования объектов культурного наследия без изменения их особенностей, составляющих предмет охраны, и (или) мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;

8) техническое обслуживание объекта соглашения - осуществление мероприятий по поддержанию объекта соглашения в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением;

9) эксплуатация объекта соглашения - использование объекта соглашения партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением.

3. Цели и задачи муниципально-частного партнерства

3.1. Целями муниципально-частного партнерства являются:

1) объединение муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические на взаимовыгодной основе для решения вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - вопросы местного значения);

2) повышение доступности и улучшение качества продукции (работ, услуг), предоставляемых потребителям на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", за счет привлеченных средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых программ и проектов в социально-экономической сфере на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" с использованием средств бюджета муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - бюджет поселения) и (или) объектов муниципальной собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

3.2. Задачами муниципально-частного партнерства являются:

1) привлечение частных ресурсов для решения вопросов местного значения муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", в том числе создание, реконструкцию, модернизацию, и (или) обслуживание, эксплуатацию общественно значимых объектов на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) повышение эффективности использования муниципального имущества;

3) привлечение дополнительных доходов в бюджет города;

4) техническое и технологическое развитие общественно значимых объектов на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) повышение конкурентоспособности местной продукции (работ, услуг) и их производителей (исполнителей), а также обеспечение высокого качества продукции (работ, услуг), предоставляемых на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

6) создание новых рабочих мест.

4. Принципы муниципально-частного партнерства

4.1. Муниципально-частное партнерство основывается на принципах:

1) законности;

2) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон муниципально-частного партнерства;

3) равноправия сторон муниципально-частного партнерства;

4) договорной основы взаимоотношений сторон муниципально-частного партнерства;

5) разделения ответственности, рисков и выгоды между сторонами муниципально-частного партнерства;

6) кооперация материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов;

7) гласности и прозрачности отношений сторон муниципально-частного партнерства.

5. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве

5.1. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве осуществляется путем:

1) заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" ;

2) участия в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" ;

3) заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с которыми, муниципальное образование "Городское поселение им. Воровского Московской области" предоставляет частному партнеру на праве аренды находящиеся в собственности муниципального образования земельные участки, или земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, в целях создания частным партнером объекта соглашения путем строительства, эксплуатации, технического обслуживания в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на объект соглашения в течение срока, определенного в соглашении, будет принадлежать частному партнеру, по истечении которого частный партнер передает объект соглашения в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, с возможностью дальнейшей эксплуатации в течение определенного срока объекта соглашения, если иное не установлено соглашением;

4) заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с которыми муниципальное образование "Городское поселение им. Воровского Московской области" предоставляет частному партнеру на праве аренды земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящихся в собственности муниципального образования, земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, в целях осуществления частным партнером реконструкции, модернизации объекта соглашения и его последующей эксплуатации, технического обслуживания в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на объект соглашения в течение срока, определенного в соглашении, будет принадлежать частному партнеру, по истечении которого частный партнер передает объект соглашения в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, с возможностью дальнейшей эксплуатации в течение определенного срока объекта соглашения, если иное не установлено соглашением;

5) использование иных форм, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве с учетом форм участия, указанных в настоящем пункте, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Положения. В рамках соглашения могут использоваться одна или несколько форм участия муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве.

5.2. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве, предусматривающее расходование средств бюджета поселения, возможно при условии включения бюджетных ассигнований на эти цели в решение о бюджете муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на очередной финансовый год и плановый период через муниципальные программы.

6. Формы муниципальной поддержки развития Муниципально-частного партнерства

6.1. Формами муниципальной поддержки, оказываемой частным партнерам в целях развития муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области", являются:

1) предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации , нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, а также городскими нормативными правовыми актами;

2) предоставление льгот по аренде имущества, являющегося муниципальной собственностью;

3) предоставление бюджетных инвестиций;

4) информационная и консультационная поддержка.

6.2. Условия и порядок предоставления форм муниципальной поддержки развития муниципально-частного партнёрства в поселении, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Положения, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

7. Объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве

7.1. Объектами соглашения о муниципально-частном партнерстве являются:

1) объекты транспортной (дорожной) инфраструктуры;

2) объекты коммунальной инфраструктуры и благоустройства;

3) объекты энергоснабжения;

4) единые инфраструктурные комплексы для развития территории;

5) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической, научно-исследовательской и иной деятельности в системе здравоохранения;

6) объекты культуры, образования, спорта, туризма, рекреации и социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения;

7) объекты похоронного назначения;

8) объекты торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания;

9) объекты незавершенного строительства и временно приостановленные и законсервированные стройки;

8. Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства

8.1. Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства:

1) принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере муниципально-частного партнерства;

2) утверждает в составе бюджета муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" расходы, связанные с участием муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве;

3) ежегодно рассматривает представленную Администрации информацию о заключенных соглашениях;

4) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением решений Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", регулирующих отношения муниципально-частного партнерства;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами муниципального образования.

8.2. Администрация муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства:

1) принимает муниципальные правовые акты по вопросам осуществления муниципально-частного партнерства;

2) в пределах своей компетенции принимает решения об использовании находящегося в муниципальной собственности имущества в целях муниципально-частного партнерства;

3) принимает муниципальные программы с использованием муниципально-частного партнерства;

4) организует и проводит конкурсы на право заключения соглашений и договоров аренды;

5) ежегодно предоставляет в Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" информацию о реализации муниципально-частного партнерства;

6) готовит предложения о заключении соглашения, либо рассматривает предложения частного партнера о заключении соглашения, принимает по ним решения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

9. Основания принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве и порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве

9.1. Основаниями для принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве являются:

1) соответствие проекта целям и задачам, установленным документами стратегического планирования муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", соответствие генеральному плану муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования;

3) повышения уровня обеспеченности социально значимыми муниципальными объектами;

4) повышение качества и объемов услуг, предоставляемых населению муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) повышение эффективности управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

9.2. Порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе порядок принятия решений об участии в муниципально-частном партнерстве муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" принимает Совет депутатов. Требования к содержанию конкурсной документации, порядок проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве устанавливается постановлением Администрации.

9.3. Соглашение о муниципально-частном партнерстве заключается в письменной форме в соответствии с действующим законодательством и должно содержать следующую информацию:

1) объект соглашения;

2) срок действия соглашения и (или) порядок его определения;

3) порядок создания объекта соглашения путем строительства, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания;

4) порядок расчетов между сторонами;

5) распределение рисков между сторонами;

6) ответственность за нарушения взятых на себя обязательств, сторонами соглашения.

9.4. Помимо условий, предусмотренных в п. 9.3 настоящего Положения, участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве осуществляется при согласовании в соглашениях иных условий, не противоречащих законодательству, в частности:

1) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;

2) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" прекращения (приостановления) эксплуатации, модернизации, технического обслуживания частным партнером объекта соглашения, за исключением случаев, когда такое прекращение (приостановление) вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы, а также иных случаев, предусмотренных законодательством и соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством;

3) порядок и сроки передачи объекта соглашения муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области", включая требования к его качеству, в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

4) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях последующей эксплуатации модернизации, технического обслуживания объекта соглашения муниципальным образованием Городское поселение им. Воровского Московской области", в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) порядок эксплуатации, модернизации, технического обслуживания объекта соглашения в течение срока, необходимого муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области" для перехода к эксплуатации объекта соглашения муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" в полном объеме, в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области";

6) срок выполнения работ по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;

7) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;

8) объем участия, в том числе финансирования, предоставления имущества, имущественных или неимущественных прав, каждой из сторон соглашения, необходимого для создания, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания объекта соглашения, или порядок его определения;

9) плата, подлежащая внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", размер и порядок внесения которой, устанавливается условиями соглашения;

10) технико-экономические показатели и характеристики, которых необходимо достигнуть в результате создания, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания объекта соглашения;

11) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при эксплуатации объекта соглашения;

12) порядок осуществления муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" контроля за исполнением соглашения;

13) обеспечение исполнения обязательств сторон соглашения;

14) возможность передачи частным партнером объекта соглашения в залог, на иных обязательственных правах либо продажи под отлагательным условием, а также возможность уступки прав, в том числе в рамках договора финансирования под уступку денежного требования, в частности, при наступлении определенных в соглашении обстоятельств без необходимости заключения дополнительного соглашения;

15) порядок дачи согласия частному партнеру на передачу прав и обязанностей по соглашению, в том числе в порядке уступки права требования и (или) перевода долга, а также на передачу объекта соглашения в залог или на ином праве в целях обеспечения исполнения обязательств по соглашению. Указанное согласие может быть дано как в отношении конкретного лица или нескольких лиц, так и в отношении группы лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным в соглашении;

17) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;

18) страхование в связи с исполнением соглашения;

20) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;

21) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" требований, предъявляемых к организации, привлекаемой частным партнером для осуществления эксплуатации объекта соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

22) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" требований, предъявляемых к подрядчику (генеральному подрядчику), привлекаемого частным партнером для осуществления строительства (реконструкции) объекта соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

23) право муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на отстранение частного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;

25) возможность заключения между частным партнером, кредитной организацией и муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" соглашений, определяющих права и обязанности сторон в случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению;

26) порядок заключения и исполнения сделок, совершаемых во исполнение соглашения в случае, если заключение таких сделок предусмотрено соглашением;

27) исключительные случаи одностороннего изменения условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения.

"Глава местной администрации", 2011, N 12

Статья посвящена исследованию института муниципально-частного партнерства. Предложен перечень сфер, в которых оно может быть создано, и вопросов местного значения, которые могут быть успешно решены с использованием данного инструмента. Анализируются основные направления взаимодействия органов местного самоуправления с градообразующими предприятиями в условиях кризиса.

Термины "социальная ответственность бизнеса", "корпоративная социальная ответственность", "государственно-частное партнерство" находятся сегодня в центре научных исследований и повседневной практики. Организация эффективного взаимодействия государственной власти и бизнеса, создание механизмов государственно-частного партнерства рассматриваются как одни из ключевых условий обеспечения социальной стабильности и развития общества.

В отличие от этого термин "муниципально-частное партнерство" (далее - МЧП) не получил широкого распространения. Имеет ли он право на существование, есть ли у него такая специфика, которая позволяла бы выделить его из общей модели партнерства бизнеса и власти в качестве относительно самостоятельной формы взаимодействия? Мы отвечаем на этот вопрос положительно.

Таблица 1. Сферы государственно-частного и муниципально-частного партнерства

Обоснованность выделения МЧП в отдельный вид публично-частного партнерства вызвана тем, что любое, даже самое крупное предприятие, независимо от его общегосударственной значимости, находится на территории конкретного города, встроено в городскую среду и функционирует в ней. Если для государства главные направления взаимодействия с бизнесом - это технологии, инновации, занятость, экономика, налогообложение, конкурентоспособность на российском и мировом рынке, то для муниципальной власти - это городская среда и инфраструктура: инженерная, транспортная, социальная. Из города хозяйствующий субъект черпает трудовые ресурсы. Крупные промышленные предприятия оказывают определяющее воздействие на экологическую ситуацию в городах. Словом, у местной власти и бизнеса есть широкий круг специфических общих интересов и широкое поле для эффективного и взаимовыгодного взаимодействия. Именно в этом смысле мы считаем обоснованным выделять муниципально-частное партнерство как особый вид взаимодействия бизнеса и публичной власти.

Под муниципально-частным партнерством мы будем понимать совместное и взаимовыгодное участие муниципальной власти и бизнеса в решении проблем социально-экономического развития территории муниципального образования.

Под социальной ответственностью бизнеса или корпоративной социальной ответственностью применительно к муниципальному уровню мы будем понимать обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие различных сфер жизни города, принятое сверх того, что требует закон.

Повышая заработную плату своим работникам, социально ответственные предприятия способствуют пополнению местного бюджета через подоходный налог. Создавая или сохраняя рабочие места, предприятия способствуют социальной стабильности на территории. Со своей стороны, муниципальная власть создает для предприятий благоприятную институциональную среду, способствуя их адаптации к местным условиям. Она максимально содействует предприятиям в получении земельных участков, доступе к местным природным ресурсам, подсоединении к инженерным и транспортным коммуникациям, выкупе муниципальных нежилых помещений, обеспечивает максимальное снижение бюрократических преград и упрощение процедур получения разрешительной и согласовывающей документации и т.д.

На территории города функционируют как крупные градообразующие предприятия, так и многочисленные субъекты малого и среднего бизнеса. В отношении последних в законодательном и методологическом плане проблема взаимодействия в общем ясна. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления определено "содействие развитию малого и среднего предпринимательства". Во многих городах разработаны, утверждены и успешно реализуются соответствующие городские программы, созданы муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, на эти цели в бюджетах выделяются, хотя и небольшие, денежные средства. Со своей стороны, субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают дополнительные рабочие места и поступления в местные бюджеты. В условиях экономического кризиса и снижения производства на крупных предприятиях роль малого и среднего бизнеса в жизни городов возрастает и, соответственно, возрастает внимание городских властей к его развитию. Трудностей на этом пути немало, но направления работы ясны, и есть определенные достижения.

Гораздо более сложной является проблема взаимодействия муниципальной власти с крупным бизнесом. Продукция градообразующих предприятий в основной своей части реализуется не в городе, а за его пределами. Многие такие предприятия имеют общегосударственное значение. Поэтому их главным партнером в системе органов публичной власти является государство в лице региональных, а в отдельных случаях и федеральных органов. Никаких полномочий по нормативно-правовому или экономическому воздействию органов местного самоуправления на крупный бизнес, функционирующий на территории муниципального образования, в российском законодательстве не предусмотрено. Если в предыдущей редакции Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была запись о том, что органы местного самоуправления "вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории", то в редакции Федерального закона N 131-ФЗ эта запись исчезла. Налоговая система РФ не предусматривает зачисление в местные бюджеты даже долей каких-либо налогов, связанных с деятельностью крупных предприятий: налоги на прибыль, на имущество предприятий, на добавленную стоимость. Тем самым у муниципальной власти отсутствуют механизмы воздействия на крупный бизнес, и все здесь зависит от доброй воли руководителей предприятий.

При наличии такой воли градообразующие предприятия могут вносить существенный вклад в развитие городов. В рамках МЧП предприятия могут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета подвижной состав городского транспорта, задействованный на перевозке пассажиров от ворот предприятия до жилых массивов, содержать дома и дворцы культуры, поддерживать спортивные коллективы городов и т.д. Особую значимость деятельность крупных, градообразующих предприятий имеет для моногородов, когда судьба города целиком зависит от состояния экономики и финансов на одном-двух градообразующих предприятиях. В условиях кризиса государству приходится принимать чрезвычайные меры по спасению многих моногородов. Уже предложено разделение их на перспективные (имеющие шансы на возрождение) и депрессивные. Признано, что некоторые моногорода придется закрывать, а их жителей расселять. В значительной мере такая ситуация явилась следствием политики советского государства.

В СССР управление городским развитием на 70 - 80%, а то и полностью входило в круг забот промышленных предприятий, а управление городом понималось как один из компонентов обеспечения основного производственного процесса. На балансе крупных предприятий находилась подавляющая часть жилищного фонда, часть объектов инженерной инфраструктуры (котельные, объекты водоснабжения и водоотведения и др.) и объектов социальной сферы (детские сады, дома и дворцы культуры, больницы, стадионы, загородные базы отдыха и т.д.). И грамотный хозяйственник, нацеленный на выполнение плана, заботился не только о техническом уровне производства, но и о своих кадрах, занимаясь вопросами жилья и социальной сферы. Город, по существу, был социальным цехом предприятий. Финансирование развития города осуществлялось по титулам соответствующих промышленных министерств и ведомств. Лишь небольшая часть городской инфраструктуры (местная промышленность, некоторая часть жилья и социальных объектов) находились в ведении исполкомов. Следствием данного подхода стали города, состоящие из разрозненных поселков (соцгородков), "пристроенных" к предприятиям.

Переход к рыночной экономике и разнообразию форм собственности, передача жилищного фонда и объектов городской инфраструктуры с баланса предприятий в муниципальную собственность создали в этих вопросах качественно новую ситуацию. Город для людей, а не для производства, предприятия для людей и для города - вот та кардинальная смена парадигмы мышления, которая происходит сейчас. Эта новая парадигма особенно важна в период перехода России на путь инновационного развития, когда главной целью деятельности становится человек, его благополучие и всестороннее развитие. Отсюда вытекает необходимость новых подходов во взаимоотношениях крупных предприятий и руководства городов. Однако при реализации этих новых подходов возникают сложные проблемы.

Первая проблема, о чем уже было сказано выше, состоит в отсутствии законодательных механизмов участия предприятий в социально-экономическом развитии территорий. Типичный тезис современного хозяйственника: я плачу вам налоги (а это лишь налог на землю, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности предприятия), остальное - обязанность муниципалитета.

Вторая проблема - вхождение крупных предприятий в вертикально ориентированные финансово-промышленные группы, головные структуры которых зарегистрированы в столице, а то и в какой-нибудь офшорной зоне. Эти группы заинтересованы в подчинении местных экономических ресурсов своим корпоративным интересам. Им зачастую безразличны интересы территорий, иногда они напрямую ведут дело к обескровливанию, банкротству и распродаже градообразующих предприятий с целью скупки их активов по бросовым ценам и последующей спекулятивной перепродажи. Одна из наиболее опасных для городов тенденций - перерегистрация предприятий в других местах. Так была предпринята попытка перерегистрации Новокузнецкого алюминиевого завода в г. Дмитрове Московской обл. Сама законодательная возможность подобных акций вызывает как минимум недоумение. У муниципальной власти нет никаких рычагов для борьбы с этими тенденциями.

Третья проблема - сохраняющаяся криминализация экономики, также способствующая искусственному банкротству градообразующих предприятий. Органы государственной власти в последние годы усилили борьбу с этими негативными тенденциями. Муниципальная власть может оказывать содействие в восстановлении работоспособности градообразующих предприятий и их реструктуризации с учетом местных нужд и стратегических целей развития муниципального образования.

Рассмотрим возможности организации МЧП в рамках перечня вопросов местного значения, перечисленных в Федеральном законе N 131-ФЗ. В условиях экономического кризиса на городские власти лег ряд дополнительных функций, открылись новые сферы взаимодействия органов местного самоуправления и градообразующих предприятий.

Некоторые субъекты РФ разработали региональные нормативно-правовые акты о государственно-частном партнерстве, отдельные положения которых регулируют организацию муниципально-частного партнерства. К таким субъектам относятся: Республика Алтай, Иркутская область, Московская область, Томская область и др.

Со своей стороны, некоторые органы местного самоуправления пытаются подвести под муниципально-частное партнерство свою правовую базу путем разработки и принятия местных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношение органов местного самоуправления и местного бизнеса. Так, в Улан-Удэ в 2007 г. было утверждено положение "О муниципально-частном партнерстве в городском округе". Подобного рода положения приняты в г. г. Махачкала, Набережные Челны и др.

Положение, принятое в Улан-Удэ, призвано объединить ресурсы органов местного самоуправления и их партнеров для решения вопросов местного значения и оказания общественных услуг. Положение определяет цель, формы МЧП, процесс заключения соглашений о МЧП.

В рамках реализации данного положения при строительстве многоквартирных жилых домов, которое вели частные инвесторы, администрация города профинансировала их подключение к инженерным коммуникациям, что позволило снизить стоимость одного квадратного метра. В результате этого квартиры смогли приобрести работники бюджетной сферы, молодые семьи и молодые специалисты. За счет бюджетных и привлеченных средств была построена силовая электроподстанция, что решило проблему электроснабжения центральной части города.

Таблица 2. Вопросы местного значения городского округа, для решения которых может быть использован механизм МЧП

Вопросы местного значения Формы организации МЧП
Хозяйственная сфера
Владение, пользование и
распоряжение имуществом,
находящимся в муниципальной
собственности
Аренда муниципального имущества, создание
муниципально-частного предприятия,
передача муниципального имущества по
концессионному соглашению, в
доверительное управление
Организация электро-, газо-,
тепло-, водоснабжения и
снабжения топливом населения
Передача муниципальных предприятий
электро-, газо-, водо-, теплоснабжения и
водоотведения в концессию, доверительное
управление, аренду
Дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог
общего значения
Строительство платных автодорог,
содержание транспортных сооружений с
использованием механизмов МЧП на
основании заключения концессионных
соглашений
Обеспечение жильем малоимущих
граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий
Приобретение жилья для своих работников,
предоставление ссуды работникам,
погашение части процентной ставки по
ипотечному кредиту
Создание условий для жилищного
строительства
Совместное участие в реализации
инвестиционных проектов в области
жилищного строительства
Организация транспортного
обслуживания населения
Передача муниципальных транспортных
предприятий частному бизнесу на основании
договора аренды, в доверительное
управление. Предоставление городу
подвижного состава автотранспорта
частными предприятиями
Организация сбора, вывоза,
утилизации и переработки
бытовых отходов
Совместное финансирование строительства
мусороперерабатывающих заводов
Организация благоустройства и
озеленения территории,
использования и охраны
городских лесов
Благоустройство и озеленение частными
предприятиями прилегающих городских
территорий
Организация мероприятий по
охране окружающей среды
Стимулирование предприятий к проведению
мероприятий по охране окружающей среды
Социальная сфера
Создание условий для массового
отдыха жителей округа и
организация обустройств мест
отдыха
Передача в частные руки мест массового
отдыха путем заключения договоров аренды
или в доверительное управление
Участие в решении вопросов
опеки и попечительства
Создание частных детских домов и
интернатов, благотворительная
деятельность
Организация предоставления
начального и среднего
образования, дополнительного и
дошкольного образования
Создание частных образовательных
учреждений, шефство над муниципальными
учреждениями
Организация отдыха детей в
каникулярное время
Организация частным бизнесом отдыха детей
своих работников
Организация оказания скорой и
первичной медико-санитарной
помощи
Строительство частных поликлиник, оплата
лечения своих работников предприятиями,
приобретение оборудования для лечебных
учреждений
Создание условий для
организации досуга и
обеспечения жителей услугами
организаций культуры
Привлечение бизнеса для совместного
проведения праздников, в том числе
профессиональных
Создание условий для развития
народного творчества и
художественных промыслов
Поддержка муниципальными органами власти
инициатив бизнеса по созданию и
реализации проектов в данной сфере
Создание и развитие лечебно-
оздоровительных местностей и
местных курортов
Создание муниципально-частного
предприятия

С использованием средств местного бюджета и бизнеса была возведена городская поликлиника N 3, что позволило улучшить обеспечение жителей города качественными медицинскими услугами, а для бизнеса явилось источником дополнительной прибыли за счет оказания платных медицинских услуг.

Таблица 3. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями в условиях кризиса

Направления деятельности Механизмы и возможные результаты
Мониторинг и анализ
финансово-хозяйственной
деятельности предприятий
Выявление тенденций развития предприятий,
выявление предприятий, способных в результате
оздоровления дать наибольший эффект для
местной экономики, а также предприятий,
подлежащих банкротству, при реализации мер по
социальной защите их работников
Разработка предложений по
ориентации предприятий на
местный рынок
Наличие незагруженных мощностей на многих
предприятиях позволяет рассчитывать на
осуществление такой переориентации при
небольших затратах. Администрация должна
обеспечить предприятия информацией о
потребностях территории в определенной
продукции и услугах
Предотвращение
необоснованного банкротства
предприятий
Вхождение руководителей городов в состав
комитетов кредиторов градообразующих
предприятий - должников местных бюджетов
Привлечение предприятий к
участию в развитии
территории
Разработка комплексных программ развития с
определением роли отдельных предприятий в их
реализации, совместное финансирование
программ

Также на основе использования механизмов МЧП в городе открыты и функционируют частные детские сады, создано акционерное общество "Городские маршруты", что позволило приобрести 51 автобус. Администрацией города переданы в долгосрочную аренду бизнесу два городских парка.

В Красноярске создана муниципально-частная автотранспортная компания, в которой 51% уставного капитала принадлежит городу, а 49% - частному инвестору, который передал в аренду этой компании 200 новых автобусов "ЛиАЗ". Создается еще одна компания, для которой инвестор приобретает 150 новых автобусов. По сходному алгоритму будет реформироваться и городской электротранспорт.

В Иркутске на основании Соглашения о сотрудничестве администрации города и ОАО "Иркутскэнерго" последнему были переданы в аренду тепловые сети трех районов города, питающиеся от источников "Иркутскэнерго". В результате муниципальное теплоснабжающее предприятие получило арендную плату за пользование муниципальным имуществом; выполнен план капитального ремонта переданных сетей; проведена реконструкция переданного в аренду имущества - за счет средств бюджета города.

В Братске компания ОАО "Русал-Братск" реализует грантовые конкурсы, финансирует решение городских проблем, реализует целевые социальные проекты: "Сто классных проектов", "Сто спортивных проектов", "Вместе в будущее", "Зеленый дозор" и другие. Это способствует повышению имиджа компании. Как заявил заместитель управляющего директора ОАО "Русал-Братск" по взаимодействию с органами власти А. Балабанов, компания применяет проектный подход в сфере благотворительности. Концептуальным моментом нашего системного подхода является то, что мы стали финансировать не людей, не организации, а решение проблем.

В г. Шелехове Иркутской области в МЧП активно участвует ОАО "СУАЛ-Холдинг". Вице-президент компании по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления В. Киселев заявил: "Мы тратим деньги на развитие местной социальной сферы, потому что понимаем: будущее зависит от того, как отдыхают и воспроизводят свои силы наши сотрудники. Вся наша деятельность в этой области - часть стратегии бизнеса".

На территории г. Новокузнецка функционируют крупнейшие металлургические, угольные, строительные и другие компании: "Евразхолдинг", "Кузнецкие ферросплавы", "Русал", "Сибуглемет", "Южкузбассуголь", "Южкузбасстрой" и др. До начала кризиса администрация города практиковала заключение соглашений о добровольном партнерстве в сфере социально-экономического развития города. В рамках таких соглашений администрация принимала на себя обязательства по сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства; по максимально возможному учету рекомендаций и предложений руководителей предприятий, способствующих развитию бизнеса; по обеспечению эффективного использования денежных средств, формируемых за счет добровольных взносов и пожертвований. Предприятия, в свою очередь, принимали обязательства по участию в реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие города, вносили предложения, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города.

Примером сочетания государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Новокузнецке является строительство мусороперерабатывающего завода, введенного в эксплуатацию в 2008 г. В рамках реализации проекта областной бюджет профинансировал строительство дорог и линии электропередачи общей стоимостью около 1 млрд руб. Частный инвестор - Новокузнецкое ООО "Инвестиционная компания "Лэнд Финанс" - вложил 400 млн руб. в строительство завода и полигона. Город выделил в аренду землю под полигон, а также профинансировал инженерное обеспечение завода в размере 83,6 млн руб., в том числе софинансировал строительство подъездной автодороги. В результате реализации проекта решена проблема переработки твердых бытовых отходов. А предприятие-инвестор, в свою очередь, получит прибыль от деятельности мусороперерабатывающего завода.

Новокузнецким заводом резервуарных металлоконструкций имени Н.Е. Крюкова в течение ряда лет производилось строительство домов для своих сотрудников с предоставлением квартир на льготных условиях. Заводом была также построена поликлиника, в которой медицинская помощь оказывается как работникам завода, так и горожанам. Для работников завода она бесплатная, но горожанам оказывается на коммерческой основе.

Компанией "Русал" реализуется проект "Сто классных проектов", направленный на вовлечение школьников и учителей в совместную общественно полезную деятельность. В рамках проекта ежегодно более 100 общественно полезных идей школьников получали финансовую поддержку компании. Компания "ЕвразХолдинг" реализует конкурс молодежных проектов "Город друзей - город идей"; конкурс волонтерских движений "Ты нужен городу!", согласно которым компанией выделялись денежные гранты на реализацию проектов-победителей; проект по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с диагнозом "детский церебральный паралич", - "Любимые дети".

С наступлением кризиса при поддержке администрации города 20 городских предприятий вошли в федеральный список по оказанию мер государственной поддержки и 13 предприятий вошли в аналогичный региональный список.

Однако в целом практика использования механизмов МЧП для решения городских проблем в России только начинает набирать обороты. Зачастую муниципальные власти относятся к предприятиям, расположенным на территориях, только как к спонсорам. Больше всего просят деньги на различные праздники, юбилеи, встречи делегаций, на социальную поддержку отдельных групп населения, культурные и спортивные мероприятия, на благоустройство территории и даже на выборные кампании. Руководители предприятий сплошь и рядом уступают, не желая портить отношения с городской властью, но энтузиазма при этом, естественно, не испытывают. Тем самым добровольное и взаимовыгодное сотрудничество подменяется своеобразным дополнительным налогообложением. Все, что может получить бизнес взамен, - это похвала в местных СМИ, хотя это тоже имеет значение для имиджа фирмы. Причина такой ситуации, наряду с дефицитом средств в местных бюджетах, заключается в отсутствии у многих руководителей муниципалитетов культуры взаимодействия с бизнесом. Выработка такой культуры и традиций требует длительного времени.

Серьезным тормозом является несовершенство правовой базы. Как уже упоминалось, отсутствует федеральный закон о публично-частном партнерстве. Лишь немногие субъекты РФ приняли свои законы, содержащие упоминание о МЧП.

В администрациях многих городов отсутствует орган, отвечающий за взаимодействие с бизнесом. В положении о МЧП, принятом в Улан-Удэ, в качестве такого органа определен комитет по экономическому развитию, в Махачкале - комитет по управлению имуществом. В Новокузнецке нормативного акта о МЧП нет, в администрации за эту работу не отвечает никто, и каждое отраслевое структурное подразделение администрации ищет себе партнеров и "спонсоров" самостоятельно.

Недостает и теоретических разработок в сфере МЧП. Так, в последние годы появились научные исследования по региональной адаптации промышленных предприятий. В частности, А.А. Сапожниковым предложен модельный инструментарий решения задач адаптации, обеспечивающий возможность построения моделей промышленных бизнес-единиц, функционирующих в заданных условиях, и проведения модельных экспериментов с ними <1>. Однако для муниципального уровня такая теория и методология до настоящего времени отсутствует.

<1> Сапожников А.А. Управление региональной адаптацией промышленных предприятий: теория и инструментарий. Братск: ГОУ ВПО "БрГТУ", 2004.

Тем не менее МЧП как форма взаимодействия местной власти и бизнеса развивается и имеет хорошие перспективы для будущего. Задача органов местного самоуправления - осваивать технологии МЧП, сделать партнерство муниципальной власти и местного бизнеса подлинно равноправным и взаимовыгодным. Одновременно необходимо создание для МЧП необходимой правовой базы на федеральном уровне. В частности, представляется целесообразным внести в перечень полномочий органов местного самоуправления (ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ) полномочие по координации деятельности хозяйствующих субъектов в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований.

вице-президент

Ассоциации сибирских

и дальневосточных городов (АСДГ),

член Европейского клуба



Поделиться