Обязанности руководителя структурного подразделения. Функции и задачи руководителя малого структурного подразделения в организации его деятельности

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения

Должностные обязанности. Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее - структурное подразделение). Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя структурного подразделения

(по документационному обеспечению управления)

  1. 1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от21.08.1998г. №37 «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, учреждениях и организациях».

1.2. Руководитель структурного подразделения относится к категории руководителей.

1.3. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения.

1.4. На должность руководителя структурного подразделения назначается лицо с высшим, или средним специальным образованием, имеющей опыт работы по делопроизводству не менее5 лет.

1.5. Руководитель структурного подразделения назначается на должность приказом директора техникума, подчиняется непосредственно директору техникума.

1.6. Руководитель структурного подразделениядолжен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законодательство о труде;

Законодательные и нормативные правовые акты, постановления, положения, инструкции и другие нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся документационного обеспечения управления;

Основные положения Единой государственной системы делопроизводства;

Стандарты унифицированной системы организационно- распорядительной документации;

Организационно-функциональную структуру организации, распределение обязанностей между руководящими должностными лицами организации и структурными подразделениями;

Порядок контроля прохождения служебных документов и материалов;

Порядок оформления, классификации, хранения, экспертизы ценности документов;

Организацию архивного дела;

Порядок планирования, проектирования и технологию работы на базе организационной и вычислительной техники служб документального обеспечения техникума;

Порядок работы с персональным компьютером, современные компьютерные программы, а также уметь пользоваться Интернетом;

Нормы делового этикета и уметь работать с людьми;

Устав, приказы и указания директора техникума, основные нормативно-методические документы, регламентирующие правила составления и оформления документов;

Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

Правила и нормы охраны труда.

1.7. Руководитель структурного подразделения в работе руководствуется:

Уставом, приказами и указаниями директора техникума;

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими правила составления и оформления документов и организацию работы с ними;

Инструкцией по делопроизводству;

Правилами внутреннего трудового распорядка техникума;

Настоящей должностной инструкцией.

1. 8. В период временного отсутствия руководителя структурного подразделения его обязанности возлагаются на документоведа (секретаря директора) приказом директора техникума. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Функции

2.1.Организация и контроль движения документов в техникуме с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

2.2.Внедрение и совершенствование автоматизированной системы делопроизводства.

2.3.Сопровождение программного и информационного обеспечения, внедрение технологической базы данных.

2.4.Оформление, выпуск, учет и хранение приказов и распоряжений по техникуму.

2.5.Экспедиционная обработка, прием, регистрация, учет, хранение, доставка и рассылка корреспонденции, в том числе с применением электронных и факсимильных средств связи.

2.6. Обеспечение режима доступа к документам и использования информации, содержащейся в них.

2.7.Обеспечение техникума бланками на электронном носителе для составления соответствующих документов, касающихся делопроизводства.

2.8. Прием и отправка документов по почте, факсу, электронной почте и их первичная обработка.

2.9.Регистрация документов.

2.10.Хранение и использование печатей, штампов и бланков.

2.11.Контроль над сроками исполнения документов.

2.12.Подготовка и сдача документов в архив согласно установленным требованиям.

2.13.Поиск и подготовка инструктивных и справочных материалов, необходимых для организации делопроизводства в техникуме.

2.14.Методическое руководство делопроизводством в службах техникума.

2.15.Разработка предложений по установлению исполнительской дисциплины, по исполнению службами техникума поручений, о заслушивании на директоратах руководителей служб техникума и отдельных сотрудников, допускающих просрочку и неисполнение решений и поручений директора техникума.

  1. 3. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения обязан:

3.1. Организовывать работу сотрудников службы документационного обеспечения техникума.

3.2. Участвовать в подготовке созываемых директором совещаний и организовывать их техническое обслуживание.

3.3. Вести предварительную запись посетителей на личный прием к директору техникума.

3.4. Осуществлять доклад директору поступивших документов адресованных директору техникума.

3.5. Осуществлять контроль над сроками исполнения документов и их правильным оформлением.

3.6. Вести учет всех документов взятых на контроль и контролировать их исполнение.

3.7. Отвечать за качество подготовки, правильности составления, согласования и оформления документов, предоставляющих на подпись директору техникума.

3.8. Вести журнал учета печатей и штампов техникума.

3.9. Проводить сверку наличия печатей и штампов 1 раз в год.

3.10. Разрабатывать инструкции по ведению делопроизводства в техникуме и организовывать их внедрение.

3.11. Разрабатывать должностные инструкции на сотрудников службы документационного обеспечения техникума.

3.12. Принимать меры по обеспечению сотрудников службы документационного обеспечения техникума необходимыми инструктивными и справочными материалами, а также инвентарем, оборудованием, оргтехникой.

3.13. Организовывать и проводить практические занятия с сотрудниками службы документационного обеспечения техникума и руководителями служб техникума по ведению делопроизводства.

3.14. Осуществлять проверки организации работы по ведению делопроизводства в службах техникума.

3.15. Формировать и подготавливать архивные материалы в дела по передаче в архив, согласно перечню номенклатуры.

3.16. Ежегодно готовить номенклатуру дел техникума.

3.17. Принимать меры по упорядочению состава документов и информационных показателей, сокращению их количества и оптимизации документопотоков.

3.18. Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации.

3.19. Составлять отчетные данные по направлению своей работы.

3.20. Проводить выборку документов, дел и журналов для уничтожения согласно срокам хранения по перечню номенклатуры.

3.21. Обеспечивать соответствующий режим доступа к документам и использования информации, содержащейся в них.

3.22. Проводить первичный и повторный инструктаж по охране труда.

3.23. Контролировать своевременное прохождение сотрудниками обязательных ежегодных медицинских осмотров.

3.24. Контролировать соблюдение работниками требований действующих инструкций по охране труда.

3.25. Организовать контроль и учет рабочего времени сотрудников службы документационному обеспечению управления.

3.26. Вести табель учета рабочего времени сотрудников службы документационному обеспечению управления.

3.27. Инициировать в порядке, предусмотренном законодательством, а также локальными нормативными актами, процедуру вынесения дисциплинарного взыскания в случае нарушения сотрудниками службы документационного обеспечения техникума трудовой дисциплины, неисполнения или ненадлежайшие исполнение сотрудниками по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.

3.28. Выполнять иные поручения директора техникума по вопросам, возникшим в связи со служебной необходимостью.

  1. 4. Права

Руководитель структурного подразделения имеет право:

4.1.Получать от руководителей служб техникума информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2.Представлять на рассмотрение директору техникума предложения по вопросам документационного обеспечения техникума.

4.3.Требовать от руководителей служб оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

  1. 5. Ответственность

Руководитель структурного подразделения несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения- в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба- в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных - в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения - в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

6.Взаимодействия

Руководитель структурного подразделения:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из40-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие. План работы утверждается директором техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Получает от директора техникума информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с заместителями директора техникума и работниками техникума.

6.5. Исполняет обязанности секретаря директора техникума в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом техникума на основании приказа директора или решения Педагогического совета техникума, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.

6.7. Соблюдает конфиденциальность.

1.1. Руководитель структурного подразделения Центра дополнительного образования назначается на должность и увольняется с должности приказом директора согласно ТК РФ.

1.2. Должен иметь высшее образование, стаж работы по профилю, не менее 3 лет.

1.3. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно заместителям директора Центра, решает все вопросы, деятельности и развития отдела.

1.4. Руководитель структурного подразделения должен знать:

  • Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово-хозяйственной деятельности;
  • Основы трудового законодательства;
  • Основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения, гигиены, физиологии, социологии;
  • Содержание деятельности образовательного учреждения;
  • Современные достижения в соответствующем направлении науки, техники, культуры и искусства;
  • Программно-методическую документацию;
  • Правила и нормы охраны труда;
  • Вопросы экономики, управления.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществлять руководство отделом:

  • отвечает за планирование и организацию образовательного процесса;
  • составляет перспективный план работы, осуществляет планирование;
  • обеспечивает выполнение учебного плана и программ;
  • контролирует качество работы непосредственно ему подчиненных работников;
  • организует повышение квалификации, профессионального мастерства педагогических работников отдела, обмен опытом работы педагогов дополнительного образования;
  • обеспечивает своевременное комплектование учебных объединений;
  • принимает меры по сохранению контингента учащихся, занимающихся в учебных объединениях.

2.2. Пропагандирует детское творчество:

  • участвует в подготовке и проведении выставок и соревнований;
  • осуществляет связь со школами и учреждениями дополнительного образования, творческими организациями города, области.

2.3. Участвует в финансово-хозяйственной деятельности в пределах компетенции:

  • ведет учет рабочего времени работников, составляет табель, утверждает расписание занятий педагогов дополнительного образования, составляет общее расписание занятий отдела, составляет график отпусков (совместно с администрацией).
  • Отвечает за оформление помещений, состояние имеющегося оборудования и учебного инвентаря, санитарно-гигиенических требований;
  • Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы отделов.

2.4. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров.

2.5. Доводит до сведения работников отдела решения и приказы администрации.

2.6. Периодически отчитывается о работе отдела перед руководством Центра.

I квалификационной категории

2.7. Обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы своего подразделения, организует участие в региональных, зональных, российских смотрах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах и т.д.

2.8. Внедряет в практику работы подразделения новые педагогические технологии.

2.9. Организует по профилю подразделения совместную работу с другими образовательными учреждениями (региональные смотры, конкурсы, соревнования).

2.10. Руководит малым педагогическим советом подразделения.

Дополнения к должностным обязанностям руководителя структурного подразделения

высшей квалификационной категории

2.11. Обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы своего подразделения, организует участие в региональных, зональных, российских смотрах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах и т.д.

2.12. Внедряет в практику работы подразделения новые педагогические технологии.

2.13. Организует по профилю подразделения совместную работу с другими образовательными учреждениями (региональные смотры, конкурсы, соревнования).

2.14. Руководит малым педагогическим советом подразделения.

2.15. Обеспечивает высокий научно-методический уровень работы своего подразделения: разрабатывает совместно с педагогами разнообразные образовательные программы, программы деятельности, новые концепции и педагогические технологии, организует их внедрение в практику работы подразделений.

2.16. Руководит экспериментальной деятельностью в подразделении в пределах компетенции.

2.17. Имеет научно-методические разработки, публикации.

учреждения образования

Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
руководителя структурного подразделения
учреждения образования
(учебно-консультационного пункта, секции,
лаборатории, кабинета и т.п.)
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Руководитель структурного подразделения учреждения образования
относится к категории руководителей.
1.2. На должность руководителя структурного подразделения учреждения
образования назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование
и стаж работы на педагогических или руководящих должностях в учреждениях,
организациях, на предприятиях, соответствующих профилю работы учреждения
образования, не менее 5 лет.
1.3. Руководитель структурного подразделения учреждения образования
назначается на должность и освобождается от нее приказом директора
учреждения по представлению ____________________________________________.
1.4. Руководитель структурного подразделения учреждения образования
должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных
органов управления образованием по вопросам образования и воспитания
обучающихся (воспитанников);
- устав учреждения образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику, педагогическую психологию, достижения современной
психолого-педагогической науки и практики;
- основы физиологии, гигиены;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- основы экономики, права, социологии;
- организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- административное, трудовое и хозяйственное законодательство;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
- _________________________________________________________________.
1.5. Руководитель структурного подразделения учреждения образования
подчиняется непосредственно _____________________________________________
(директору учреждения, иному должностному лицу)
и в своей практической деятельности руководствуется распоряжениями
директора учреждения образования и настоящей должностной инструкцией.
1.6. Во время отсутствия руководителя структурного подразделения
учреждения образования (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его
обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за
качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности
Руководитель структурного подразделения учреждения образования:

2.1. Руководит деятельностью структурного подразделения.
2.2. Организует образовательный процесс.
2.3. Контролирует выполнение учебных планов и программ.
2.4. Принимает меры по методическому обеспечению образовательного
процесса.
2.5. Организует заключение договоров с заинтересованными
предприятиями, учреждениями и организациями по подготовке кадров.
2.6. Обеспечивает комплектование образовательного учреждения
обучающимися (воспитанниками).
2.7. Создает необходимые социально-бытовые условия обучающимся
(воспитанникам) и работникам учреждения.
2.8. Принимает меры по сохранению контингента обучающихся
(воспитанников).
2.9. Вносит предложения руководству учреждения по подбору и
расстановке кадров.
2.10. Обеспечивает развитие и укрепление учебно-материальной базы
учреждения, сохранность оборудования и инвентаря, соблюдение
санитарно-гигиенических требований, правил и норм охраны труда и техники
безопасности.
2.11. _____________________________________________________________.

3. Права
Руководитель структурного подразделения учреждения образования
вправе:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения,
касающимися деятельности подразделения.
3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по
улучшению деятельности структурного подразделения.
3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных)
структурных подразделений учреждения.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководителя учреждения образования).
3.6. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.7. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников,
наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой
дисциплины.
3.8. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.9. ______________________________________________________________.

4. Ответственность
Руководитель структурного подразделения учреждения образования несет
ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Введение

Материальное стимулирование - это комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

Следовательно, в понятие материального стимулирования включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации, и все формы материального неденежного стимулирования. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике используются следующие виды прямых и косвенных материальных выплат: зарплата, премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале.

Центральная роль в системе материального стимулирования труда принадлежит заработной плате. Она остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Функции и задачи руководителя малого структурного подразделения в организации его деятельности.

В высших эшелонах управления (дирекции) решаются вопросы стратегического порядка: формируются кадровая политика, стратегия и тактика ее реализации, задания на разработку методических и нормативных материалов (документов), осуществляются контроль за их выполнением и общее руководство всеми подразделениями по работе с кадрами.

На уровне отдельных производств в объединении работа по управлению персоналом носит в основном оперативный характер. Разделение функций управления кадрами между аппаратом дирекции и руководителями отдельных производственных структур должно быть достаточно четким, исключающим параллелизм в работе, что повышает ответственность за результаты.

Функции управления кадрами на уровне цеха выполняют линейные руководители цеха (начальник цеха, мастера, бригадиры), а также специалисты цеховых управленческих структур (экономисты, инженеры-организаторы, нормировщики), цеховые общественные организаций (прежде всего профсоюз). Линейные руководители участвуют в наборе персонала, а мастера вместе со специалистами обеспечивают условия для высокопроизводительного труда и использования работника по его способностям.

Основные приоритеты координации: согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. Координация осуществляется на основе информации с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

Превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

Регулирующая, т.е. способствующая сохранению существующей схемы работы;

Стимулирующая, т.е. улучшающая деятельность системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Для выполнения данной функции используются:

– всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы);

– результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, и т.д.;

технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

В общей функции координации можно выделить два основных направления.

1. Координация деятельности между структурными подразделениями.

2. Согласованность между отделами и службами предприятия путем установления рациональных связей между ними, для чего в организации должны выполняться следующие мероприятия:

Выяснение причин отклонения от плановых заданий;

Определение состава дополнительных работ и порядок их выполнения;

Определение состава резервов, выделяемых организацией для выполнения дополнительных работ;

Перераспределение обязанностей и ответственности между должностными лицами;

Оперативное принятие мер для устранения отклонений.

В организациях, ориентированных на долгую и плодотворную работу, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей. В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.

Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.

Совместная работа отдельных сотрудников, осознающих необходимость объединения усилий, будет наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны, поэтому различают следующие виды взаимозависимости подразделений предприятия:

1. Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны. (Заводы-смежники, обеспечивающие самыми разнообразными материалами и полуфабрикатами, например, автомобильный завод, вносят общий вклад в производство автомобилей, но являются самостоятельными и между собой непосредственно не связаны. Степень координации их деятельности минимальна.)

2. Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах. При последовательной взаимозависимости требуется более тесная координация, чем при номинальной, особенно на более поздних этапах производства.

3. Обоюдная взаимозависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

Проблемы обеспечения эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития коммуникаций, необходимости поддержания постоянного информационного обмена. Когда руководитель производства передает указания или иную информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Важным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе бывают сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. В этом заключается серьезная проблема, так как источником информации для решений на самом высоком уровне являются низшие звенья организации.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие как неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

Неформальная непрограммируемая координация. Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. Поэтому организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия. Широкое разделение труда вызывает появление тех или иных производственных, хозяйственных и социальных проблем, для решения которых используется неформальная координация. Однако имеется ряд условий, соблюдение которых должно повысить эффективность добровольной координации. Такими условиями, в частности, являются:

Работник должен знать свои задачи и задачи подразделения;

Работнику следует четко представлять, что от него требуется;

Работник должен чувствовать себя частью организации и считать своими стоящие перед ней задачи.

Часто такая причастность является результатом тщательного отбора и ориентации работников. С увеличением размера предприятия, существенными изменениями кадрового состава неформальную координацию необходимо заменить на программируемую. Вместе с тем ни одно предприятие не сможет функционировать без проведения (в той или иной форме) добровольной координации.

Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации не создано надлежащих условий или если организация слишком сложна для того, чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Можно существенно сэкономить время, если установить способ решения часто повторяющихся проблем координации в форме процедуры, плана или курса действий. Примером такого подхода могут служить предельные сроки выполнения планов. Запрограммированные методы безличной координации используются на средних и крупных предприятиях и почти всеми малыми организациями.

Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации.

Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и использует свое влияние для того, чтобы подразделения разрешили общую проблему. Если это не удается, он использует свои полномочия и устанавливает процедуру будущего взаимодействия. В той мере, в какой решение рассматривается как справедливое и реальное, оно снимает проблему координации.

Второй подход – деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учредить отдельную должность. Приведем лишь несколько разновидностей второго подхода к координации:

Руководитель по продукту, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми производственными службами, что способствует росту объема реализации продукции и прибыли;

Руководитель проекта, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми подразделениями на протяжении всего срока выполнения проекта;

Представитель заказчика, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми службами и постоянным заказчиком;

Специальное бюро, т.е. подразделение, координирующее получение и распространение всей информации для клиентов и заказчиков.

Разумеется, содержание специального координатора и его аппарата может вызывать рост прямых административных расходов. Координаторы же в данных ситуациях располагают достаточно ограниченными возможностями влиять на ход дела. Этот подход используется не часто, но может оказаться эффективным, когда время "поджимает" и издержки почти не имеют значения.

Программируемая групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп – будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На основе этих обсуждений принимаются согласованные решения. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций предпринимательства, объединения руководителей, работающих в разных подразделениях. Здесь происходит полезный обмен мнениями, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.

При разных стилях управления имеются существенные различия в способах распределения заданий и работников для достижения целей предприятия. С расширением предприятия структура управления становится более жестко регламентированной. Если предприятие крупное, работает, используя неизменную технологию, на устойчивый рынок, оно, как правило, стремится формализовать свою организационную структуру. Авторитарный стиль управления характеризуется большей долей формализации, большей стандартизацией и делением на подразделения по технологии или функциям. Он предусматривает высокие иерархические структуры, небольшие зоны управляемости и значительную централизацию. Координация в этом случае осуществляется по иерархии управления, на основе устава и процедур организации, а также принятой ею стратегии. При либеральном стиле координация осуществляется неформальными методами с использованием групповых координаторов. Здесь доминируют децентрализация, большие зоны управляемости и менее высокие иерархические структуры. При либеральном стиле управления больше внимания уделяется проявлению творческих способностей работников. Все стили организации имеют ту или иную степень формализации и стандартизации, но либеральный старается свести их к минимуму и структурировать предприятие по целям. Демократический стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей.

Таким образом, благодаря функции координации:

– обеспечивается динамизм работы предприятия;

– создается гармония взаимосвязей структурных подразделений;

– осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением или уточнением задач.


Похожая информация.




Поделиться