Методы подбора персонала — изучаем важные нюансы. Современные методы оценки персонала при отборе

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Они бывают такие:

1. Источниковедческий (биографический)

2. Интервьюирование (собеседование)

3. Анкетирование (самооценка)

4. Социологический опрос

5. Наблюдение

6. Тестирование

7. Экспертная оценка

8. Критический инцидент

9. Деловая игра

10. Анализ конкретных ситуаций

11. Ранжирование

12. Программный контроль

13. Экзамен (зачет или защита бизнес-плана)

14. Самоотчет

15. Комплексная оценка труда

16. Аттестация персонала.

Выбор процедуры отбора кадров и факторы, влияющие на ее эффективность.

Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание условия текущей обстановки.

Главная цель отбора заключается в том, чтобы принять на работу сотрудников, наиболее отвечающим стандартам качества работы, выполняемой организацией.

Основные этапы отбора при приеме на работу следующие:

1. предварительная отборочная беседа - Этот этап направлен на выяснение первичной информации о претенденте:

Уровне его образования;

Личностных качеств;

Внешнего вида;

Умения себя подать;

Коммуникативных навыков;

2. Заполнение бланка заявления - направлен на отсев наименее подходящих кандидатов и определение круга факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении. Анализ анкетных данных должен выявить:

соответствие уровня и характера образования претендента минимальным квалиф. требованиям;

Наличие практического опыта;

Готовность к принятию дополнит. нагрузок (сверхурочных, командировок);

Личностные качества и источники мотивации;

Факторы, препятствующие работе;

3. собеседование. В ходе собеседования проводится комплексное наблюдение за претендентом. Учитываются:

что и как говорит соискатель;

Каково его поведение;

Полнота получаемой о претенденте информации (если ее недостаточно, задаются дополнительные вопросы и делаются запросы);

4. тестирование. Направлено на оценку знаний, способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения работы;

5. проверка рекомендации и послужного списка. Этот этап проводится посредством изучения отзывов, рекомендательных писем с предыдущего места работы, а также с помощью обмена мнений с предыдущим руководителем по телефону;

Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия профессиональных и личностных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.

Различают два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала (рис. 5.4). При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения и т.п. Оценка возможна также по результатам обучения, при контроле хода адаптации работников и т.п. Краткое описание методов оценки управленческого персонала приводится в табл. 5.5.

Отбор персонала - часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого- либо по установленным критериям с использованием определенных методов оценки из общего числа работников, отвечающих этим критериям.

В условиях рыночной экономики качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда старались проводить достаточно тщательно, поскольку качество персонала во многом определяет возможности и эффективность последующего его использования, но в прошлом ограничивались оценкой качества лишь претендентов, обращавшихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным методам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, со-

Рис. 5.4.

вершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только неэффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и дорогостоящим.

Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки профессиональных, деловых и личностных качеств

Методы оценки персонала

Название метода

Краткое описание метода

1. Биографический метод

Оценка работника по биографическим данным

2. Произвольные устные или письменные характеристики

Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения)

3. Оценка по результатам

Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником

4. Метод групповой дискуссии

Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника

5. Метод эталона

Оценка относительно работника, выбранного за эталон

6. Матричный метод

Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме)

7. Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам

Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме

8. Метод суммируемых оценок

Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем выставления по определенной шкале экспертных оценок

9. Метод заданной группировки работников

Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди

10. Тестирование

Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов

11. Ранжирование

Определение экспертным или другим путем ранга (места) оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов

12. Метод попарных сравнений

Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания

13. Метод заданной балльной оценки

Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения)

14. Метод свободной балльной оценки

То же, при осуществлении не на нормативной основе, а в разовом порядке

15. Метод графического профиля

Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с профилем «идеального» работника, а также сравнить между собой различных работников

16. Коэффициентный метод

Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников

17. Метод критического инцидента

Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (принятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.)

18. Метод свободного или индивидуального обсуждения

В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника

19. Метод самооценок и самоотчетов

Письменная или устная самооценка перед коллективом.

При благоприятном морально-психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обязательств и повышению моральной ответственности

20. Метод шкалирования

Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника

21. Метод упорядочения рангов

Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения

22. Метод альтернативных характеристик

Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества

кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. Осуществляется поэтапный отбор кандидатур. На каждом этапе последовательно отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора персонала. Опыт США показал, что распространенными стали методы собеседований (4 / 5 фирм), 2 /з фирм пользуются наведением справок и около */ 3 услугами центров оценки персонала.

Приведем пример положения о центре оценки одной из российских организаций.

ПОЛОЖЕНИЕ

О центре оценки персонала Регионального банка Сбербанка Российской Федерации

стей руководителей и высококвалифицированных специалистов структурных подразделений Банка.

  • 1.2. Центр оценки персонала является надежным и научно обоснованным инструментом отбора кадров, позволяет повысить качество отбора и интегрировать усилия специалистов и руководителей различного профиля, которые наряду с сотрудниками Управления персоналом несут ответственность за качественный отбор кандидатов.
  • 1.3. Центр оценки персонала является функциональным подразделением открытого типа, в которое, в зависимости от конкретной задачи, привлекаются специалисты и руководители различных управлений Банка, при этом общая организация, соблюдение необходимой технологии, а также адекватное использование результатов обеспечивается Управлением персонала Банка.
  • 2. Этапы проведения оценки

Центр оценки персонала разрабатывает специальную программу испытаний (которая имитирует реальные условия работы в конкретной должности), при этом поведение конкурсантов наблюдается и регистрируется квалифицированными независимыми экспертами при помощи специально разработанной системы оценки. Средняя длительность программы 2-3 дня, минимальная - 1 день, при необходимости длительность программы может быть увеличена до 4-5 дней. Реализация программы включает в себя следующие основные этапы:

  • ознакомление экспертов с технологией проведения оценки, обучение их навыкам наблюдения и регистрации результатов наблюдений:
  • разработка профиля требований к конкретной должности и критериев наблюдения соответствующих профессионально значимых качеств;
  • составление конкретного плана и программы проведения оценочных процедур;
  • подбор и разработка рабочих проб (имитаций профессиональной деятельности);
  • проведение оценки - инструктирование участников, работа кандидатов над заданиями, проведение видеосъемки, оценки наблюдений экспертами, заполнение регистрационных бланков;
  • согласование оценок экспертов по каждому кандидату, подведение итогов, выдача обратной связи каждому кандидату по поводу его сильных и слабых сторон, проявившихся в ходе выполнения заданий;
  • на заключительном этапе формулируются мероприятия по развитию каждого кандидата, протоколы и видеоотчеты передаются в Управление персоналом Банка, а при необходимости предоставляются руководству Банка.
  • 3. Эксперты
  • 3.1. В качестве экспертов для проведения оценки персонала привлекаются опытные руководители Банка по уровню не ниже должностной позиции, на которую рассматривается кандидат. Участие в качестве эксперта является обязанностью всех руководителей Банка. В исключительных случаях, при отсутствии в Банке экспертов требуемого уровня и профиля, возможно привлечение внешних экспертов.
  • 3.2. При проведении оценки персонала, в целях обеспечения надежности, количество привлеченных экспертов должно быть не менее числа участников процедуры оценки, при этом управление (структурное подразделение), курирующее профиль, по которому проводится отбор, должно предоставить не менее трех экспертов. Остальных экспертов предоставляют управление смежного профиля и Управление персонала Банка.
  • 3.3. Эксперты выделяются на все время проведения оценки персонала и освобождаются от выполнения своих основных обязанностей. С целью стимулирования активного участия в оценке работа экспертов может оплачиваться.
  • 3.4. Общую организацию, контроль за соблюдением процедуры и координации деятельности экспертов обеспечивает психолог, специализирующийся в данной области, выделяемый для этих целей Управлением персонала Банка.
  • 4. Основные требования к кандидатам
  • 4.1. Высшее финансовое, экономическое, юридическое или иное профильное для конкретного структурного подразделения образование.
  • 4.2. Профессиональная компетентность (наличие необходимых теоретических знаний и практического опыта их применения].
  • 4.3. Наличие соответствующей трудовой мотивации (активность, целеустремленность, ответственность, готовность к преодолению трудностей).
  • 4.4. Познавательные способности (умение выделять существенное, стратегическое видение проблемы, хорошая способность к обучению).
  • 4.5. Коммуникативные способности (умение убеждать людей, работать в команде, организованность, взаимодействие, эффективное сотрудничество с клиентом).
  • 4.6. Возраст, как правило, не старше 40 лет.
  • 4.7. Желателен стаж работы в банковской системе или организации финансово-экономического профиля не менее 2 лет.

Выделяются следующие этапы замещения вакантной должности специалиста или руководителя:

  • разработка требований к должности. В результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходимую квалификацию для указанной работы;
  • широкий поиск претендентов. Ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям;
  • проверка кадровой службой претендентов с использованием ряда формальных методов с целью отсева худших;
  • отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур. Обычно осуществляется руководителем с учетом заключения кадровых служб и данных различных проверок и испытаний.

В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными психологами, чтобы использовать самые современные методы. Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключительном этапах. Им принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.

Найму работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию этим требованиям придается большое значение.

В этом отношении философия отбора персонала на американских фирмах отличается от философии современной японской системы управления. В известном смысле, в японских фирмах организацию приспосабливают к человеку. При отборе работников в меньшей степени, чем в США, обращают внимание на специальные знания, навыки и практический опыт, необходимые для немедленного вхождения в должность, сосредоточивая внимание на личностном потенциале и качестве образования. Объясняется это тем, что японский рабочий или служащий принимается в организацию, как правило, на очень длительный срок. Даже выпускники лучших вузов в Японии первоначально зачисляются на рядовые должности. Специальное обучение в части приобретения конкретных производственных навыков и опыта происходит на самой фирме. Отбор в высшее и среднее звено управления также проводится преимущественно из работников самой фирмы и с учетом принципа старшинства.

В практике работы с кадрами руководителей выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации, замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки резерва руководителей.

При отборе на должности руководителей исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринимают серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, повышению их квалификации и практической подготовке, к воспитанию у них большей ответственности. Однако при этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необходимым замещение должностей руководителей и специалистов проводить на конкурсной основе.

При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка их деятельности не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Переход от работы с однородными функциями на работу с разнородными функциями, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями - все эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

В американской практике признано, что правильные кадровые решения не могут быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены настолько хорошо, что отдельные кандидаты могут быть соизмерены относительно установленных нормативов.

При определении требований к кандидатам на должность руководителей в американских фирмах базируются на правилах, которые можно сформулировать следующим образом.

  • 1. Всякий выбор должностного лица есть неизбежный компромисс - даже лучшие работники имеют недостатки, ключом к отбору должно служить ясное представление о том, какие качества являются действительно необходимыми для данной должности, а какими при необходимости можно пренебречь.
  • 2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для соответствия требованиям должности.
  • 3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто допускаемую ошибку и при установлении требований к должности проводить четкое различие между качествами, которые нужно обязательно иметь перед поступлением на работу, и теми, которые можно приобрести уже после поступления. Не следует вводить без необходимости дополнительных требований к квалификации. В отношении должности, на которую мало претендентов, это особенно нежелательно. В таких случаях требования к должности надо ограничить качествами, при отсутствии которых кандидат не сможет выполнять работу.
  • 4. Повышение требований к качествам сегодня может сказаться на недооценке общего потенциала работника и квалификации, на которую будет предъявлен спрос в будущем.
  • 5. Четкое определение требований к должности должно исключить неизбежный субъективизм оценок.
  • 6. Чем большее число, в разумных пределах, кандидатов рассматривается на каждую должность, тем больше вероятность того, что отбор даст позитивные результаты; чем меньше кандидатов, тем вероятнее придется пойти на серьезный компромисс по ряду важных качеств.
  • 7. При определении квалификационных требований для должности, входящей в состав высшего руководства или другой команды руководителей, можно попытаться компенсировать отдельные слабые стороны этой команды, обусловленные профессиональными и личностными характеристиками ее членов, сформулировав соответствующие дополнительные требования к кандидату.

Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых и личностных качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: 1) общественно-гражданская зрелость; 2) отношение к труду; 3) уровень знаний и опыт работы; 4) организаторские способности; 5) умение работать с людьми; 6) умение работать с документами и информацией; 7) умение своевременно принимать и реализовывать решения; 8) способность увидеть и поддержать передовое; 9) морально-этические черты характера.

Первая группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной жизни; обладание высоким уровнем политической грамотности.

Вторая группа объединяет следующие качества: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы.

Третья группа включает такие качества: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).

В четвертую группу входят следующие качества: умение организовать систему управления, свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда; способность к оценке возможностей и труда других.

Пятая группа включает такие качества, как умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

В шестую группу входят качества: умение коротко и ясно формулировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения, четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы.

Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в себе.

Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть новое; распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов, распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.

В девятую группу входят такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье.

В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и оценке степени обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность. Пример оценки профессиональных, деловых и личностных качеств руководителей приведен в табл. 5.6.

При отборе кандидатов на вакантную должность менеджера используют специальные методы (методы оценки и отбора персонала приведены в табл. 5.7).

Отбор кадров в организациях осуществляют менеджеры по персоналу. В их функции входят:

  • выбор критериев отбора;
  • утверждение критериев отбора;
  • отборочная беседа;
  • работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;
  • беседа по поводу принятия на работу;
  • тестирование;
  • окончательное решение при отборе.

Чтобы правильно определить критерии отбора, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии должны всесторонне характеризовать работника: опыт, здоровье и личностные характеристики. Эталонные уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик сотрудников организации, хорошо справляющихся со своими обязанностями.

Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами в работе, а критерии

Таблица 5.6

Социограмма начальника производственного отдела А.С. Иванова

Наименование качеств

качества

Очень слабый руководитель

Слабый руководитель

руководит.

руководит.

руководит.

Деловые и социальные: 4,7

Принципиальность

Чувство долга

Принципиальный подход к делу

I I I I /

Предприимчивость

Настойчивость

Способность доводить дело до конца

Требовательность к себе

Требовательность к подчиненным

Чувство ответственности

Производительность труда

Качество труда

1 1 1 1 / 1

Решительность

Энергичность

Трудолюбие

Способность создать сплоченный коллектив

Добросовестность

Дисциплинированность

Способность поддерживать высокую дисциплину в коллективе

Самостоятельность в принятии решения

II 1 1 4

Забота о людях

Инициатива

1 [ 1 1 З 1

Новаторство

Профессиональная квалификация и знания работника: 4,5

Опыт работы

Знания в области техники и технологии

1 1 1 1 V 1 1 1 1 .--"""‘l

Знания в области экономики

1 1 1 1

Знания в области организации и управления

Знания в области психологии

Знания в области социологии

Знания в области педагогики

Конкретные знания в области выполняемой работы

Общее образование

Культурный уровень

Отношение к повышению своей деловой квалификации

Отношение к повышению квалификации подчиненных

Личностные:

Здоровье

Работоспособность

Чувство собственного достоинства

Справедливость

Честность

Самообладание и выдержка

Способность находить выход из затруднительных положений

Коммуникабельность

Моральная устойчивость

Скромность

Чувство юмора

специалиста

руководителя

1 1 1 1 /

воспитателя

человека

1 1 1 1 Jr -1 -1---._1-

Методы оценки и отбора персонала

Наименование оцениваемых качеств

Анализ

анкет

данных

Психологическое тестирование

Оценочные деловые игры

Квали

фикаци

онное

тести

рование

Проверка отзывов

Собесе

дование

1. Интеллект

2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая]

3. Профессиональные знания и навыки

4. Организаторские способности и навыки

5. Коммуникативные способности и навыки

6. Личностные способности (психологический портрет]

7. Здоровье и работоспособность

8. Внешний вид и манеры

9. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации)

Условные обозначения:

«+ +» - наиболее эффективный метод; «+» - часто применяемый метод.

образования должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности.

Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т.д.

Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физических качеств, обычно сводящихся к выносливости, силе, здоровью. С этой целью следует выявить физические и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только в том случае, если все или большинство работников им соответствуют.

Одной из важнейших личностных характеристик работника является его социальный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк. Важной личностной характеристикой претендента является его возраст. Любой конкретный критерий отбора работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых в организации. Слишком молодые и старые по возрасту работники должны подвергаться тщательному отбору.

Приведем пример формулировки требований к кандидату на замещение вакантной должности со стороны работодателя.

1. Объявление

В аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводится конкурсный отбор на замещение вакантных должностей консультантов в аппарате Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики.

К участию в конкурсном отборе приглашаются федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Совета Федерации, аппарата Государственной Думы, аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных государственных органов исполнительной власти, а также помощники членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и помощники депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеющие высшее экономическое образование, стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по экономической специальности не менее трех лет.

Желающие участвовать в конкурсном отборе представляют до 17 марта 2001 г. в Управление кадров государственной службы аппарата Совета Федерации: личное заявление, краткое описание трудовой деятельности (резюме) не более чем на двух печатных страницах, выписку из трудовой книжки, заверенную кадровой службой по последнему месту работы, фотографию (4x6 см), документы, подтверждающие экономическое образование и квалификацию.

Возможные основные направления работы консультанта:

к кандидату на замещение должности консультанта аппарата Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики

Примерный перечень требований к кандидату на замещение вакантной государственной должности

Степень важности

Прим.

Очень

важно

Важно

Жела

тельно

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КАНДИДАТА (нужное подчеркнуть и пояснить)

Специальность

Высшее профессиональное образование по специализации «Государственное и муниципальное управление»

Высшее профессиональное образование по направлению «Экономика» или по специальностям:

теоретическая экономика

финансы и кредит

мировая экономика

национальная экономика

экономика и управление на предприятии

Наличие ученой степени

Дополнительное высшее образование

Специальная подготовка - главные направления:

государственное регулирование рыночной экономики

развитие предпринимательства

финансы и кредит

региональное управление социально-экономическими процессами

Владение иностранными языками

ОПЫТ РАБОТЫ КАНДИДАТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Профессиональный опыт по направлению «Экономика» не менее трех лет

Общий стаж государственной службы не менее двух лет на старших государственных должностях

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАНДИДАТА (нужное подчеркнуть и пояснить)

Устная речь (способность ясно выражать свои мысли при контактах с сотрудниками)

Работа с документами:

умение самостоятельно дать письменное заключение;

знание основ делопроизводства

Одним из способов отбора претендентов, соответствующих всем требованиям, и выбора наиболее подходящих из кандидатов является тестирование заявителей в условиях, максимально приближенных к рабочим. Для доказательства соответствия работника условиям работы необходимо быть уверенным, что тест действительно измеряет ту или иную черту характера и что эта черта характера действительно необходима в деятельности рассматриваемого работника. Доказать такое соответствие бывает очень сложно.

Поэтому практикой выработаны схемы по отбору персонала, широко использующие три обязательных требования для доказательства такого соответствия: 1) анализ рабочего процесса должен выявить тот стиль работы и те показатели, которые наиболее подходят для высокого качества выполнения данной работы; 2) с помощью теста нужно измерить только один из таких показателей; 3) необходимо доказать, что данная черта характера действительно связана с качеством работы и важна для занятия данного поста.

Соответствие метода отбора каким-либо конкретным требованиям или условиям определяет степень точности, с которой метод отбора выявляет способности претендента, соответствующие отдельным важным элементам стиля работы. Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в соответствии с требованиями к настоящей и последующей работе.

Используются два вида показателей соответствия критериям - показатели предполагаемого и действительного соответствия. Определить предполагаемое соответствие можно с помощью тестов. Например, предложить заявителям на место страхового агента выполнить серию операций (большое число тестов дается с целью получить по меньшей мере один достаточно обоснованный результат). Результаты тестов сохраняют в тайне. Решение по найму принимается без их просмотра. Они не оглашаются до тех пор, пока принятый работник не накопит минимальный опыт работы, чтобы они не могли повлиять на оценку ее качества. Предположим, что страховой агент становится опытным, умелым работником через 15 месяцев. Оценка качества его работы проводится лишь по истечении этого времени, а затем результаты оценки сравниваются с результатами тестов, до тех пор державшимися в тайне. В дальнейшем для принятия решения по отбору будут использоваться лишь те тесты, с помощью которых в наибольшей степени получено совпадение с показателями работника, уже приобретшего опыт. Именно эти тесты для оценки предполагаемого соответствия кандидатов и будут применяться ко всем желающим занять место страхового агента, а результаты тестов будут существенно помогать при вынесении решений по набору.

  • Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует порядок проведения оценкиперсонала при приеме на работу в Банк внешних кандидатов, а такжепри работе с резервом номенклатуры Банка, с целью отбора кандидатов,в наибольшей степени подходящих для замещения вакантных должно-

Отбор персонала - оценка кандидатов на вакантные должности или рабочие места. Отбор персонала включает: - предварительное собеседование; - анализ анкетных данных; - наведение справок о кандидате; - проверочные испытания, тестирование; - медицинское освидетельствование; - основное собеседование; - подготовку экспертного заключения.

Наиболее сложной представляется оценка работника при приеме на работу. Отличительная ее особенность в том, что предстоит изучить личные качества человека и исходя из этого оценить потенциальные его возможности как работника, т.е. оценить ожидания получить от него определенную отдачу. Теоретической посылкой здесь служит то, что имеется весьма тесная связь между физиологическими и психическими чертами человека и результатами его деятельности. Оценка деловых качеств работника при приеме его на работу затруднена и по существу также сводится к изучению его потенциала. Для этих целей используются: изучение документов с прежнего места работы, участие претендента в разборе производственных ситуаций, оценка ситуационного поведения при собеседовании, в необходимых случаях привлекаются результаты работы на протяжении испытательного срока. Итак, при подборе кадров чаще всего приходится иметь дело с оценкой личных качеств человека на соответствие требованиям должности. Главное же требование в подборе кадров - профессиональная компетентность претендента. Поэтому оценку нового работника целесообразно проводить в разрезе факторов результативности труда, акцентируя внимание на: - знаниях (что должен знать работник и что он знает); - умении (что он должен делать и что умеет делать); - свойствах характера (каковы требования к личности работника и каков он сам). Можно рассматривать каждое из личных качеств работника в отдельности, а саму их совокупность как простой набор, подобранный с учетом особенностей работы. Но можно подходить к оценке работника как к личности, что в методическом плане представляет собой более сложную задачу. Суть проблемы состоит в том, что на деятельность человека каждый фактор (качество) влияет не изолированно, а во взаимосвязи, формируя личность человека. Здесь будут полезными методики, разработанные психологами и отражающие связь между теми или иными качествами личности с проявлениями человеческого поведения, т.е. позволяющие прогнозировать поведение человека в тех или иных ситуациях.

  1. Выбор процедуры отбора кадров и факторы, влияющие на ее эффективность.

Прием на работу - это ряд действий организации по привлечению кандидатов, обладающих качествами необходимыми для достижения цели, поставленной организацией. Основой приема, поиска работника является наличие вакантных рабочих мест.

Процедура найма на работу:

Выявление кандидатов

Порядок найма на работу

Порядок, причины и условия увольнения сотрудника

Государственная поддержка и социальная защита, увольнение

Успешность приема на работу зависит от:

Наличия информации о потребности в кадрах

Знания ситуации на внешнем рынке труда (спрос и предложения, ставка з/пл)

Действия норм трудового законодательства (трудовая неделя 40часов)

Мобильность работников (желание и возможность перемещаться за рабочим местом)

Демографической ситуации в стране и регионе

Основные недостатки работы по найму персонала заключаются в следующем:

    технологические проблемы (процедуры с помощью которых следует осуществлять найм)

    ущерб здоровью (нервно-психологические процессы при найме на работу)

    ущемление личности

Отбор - это процесс изучения кандидатов. Критерии отбора:

Возрастные ограничения

Ограничения по полу

Профессиональные критерии (образование, подготовка)

Процедура отбора различные:

Анализ банка данных об имеющихся претендентах на работу (кадровые агентства, биржи труда)

Интервью с кандидатами по выявлению их квалификации и личностных характеристик

Проведение тестирования

Отбор кадров - часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на эту должность. Для отбора кадров используются отборочное собеседование, тестирование, услуги центров оценки и другие методы. Менеджеры по персоналу, анализируя эффективность методов отбора, используют такой показатель, как коэффициент отбора. Он определяется как отношение количества отобранных желающих к количеству желающих, из которых осуществляется выбор. Анализ анкетных данных - этап отбора персонала, позволяющий получить полную картину о личности потенциального сотрудника и его профессиональном опыте. Форма и содержание анкеты определяется организацией-работодателем

Биографический метод - в кадровой работе - метод отбора персонала, в основе которого лежит изучение индивидуального жизненного пути потенциального сотрудника: социальный статус родителей, место жительства, условия социализации, образование, семья, рабочее место и т.д

Генетический отбор - процесс определения пригодности или непригодности человека для выполнения конкретной работы на базе генетического теста.

Наведение справок - полученная в ходе наведения справок информация дополняет или уточняет сведения, содержащиеся в анкетных данных кандидата на должность

Отборочное собеседование - метод отбора кандидатов со способностями и целевыми установками необходимыми для занятия той или иной должности. В ходе отборочного собеседования выясняется степень заинтересованности кандидата в конкретной работе и его потенциал для работы в вакантной должности

Первичный отбор - процесс селекции кандидатов, обладающих минимальными требованиями для занятия определенной должности. Первичный отбор служит основой отбора персонала на индивидуальной основе.

Профессиональный отбор - процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Тест достижений - стандартизированный тест: - конструируемый на учебном материале; - предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.

Тест имитации - психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается.

Тестирование - метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов: - тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы; - тесты, созданные для оценки черт характера и свойств, которые способствуют эффективному исполнению работы

Введение

Привлечение, отбор и оценка персонала

Социально-психологическое взаимодействие персонала

Наем персонала

Трудовые отношения работников и работодателей

Трудовые договоры и соглашения

Адаптация персонала

Заключение

Литература

Введение

Главным источниками благосостояния человека и качества жизни людей в цивилизованном мире являются труд и капитал. Человек, соединяя в процессе производства труд и капитал, создает все материальные и духовные ценности, развивает свои профессиональные способности и трудовой потенциал. В любой экономической системе персонал является главной производительной силой. Чем выше человеческий капитал, тем лучше работает организация. Люди, персонал одновременно служат важнейшими экономическими ресурсами и основными факторами производства. Без людей, работников невозможно существование ни производства, ни организации. В рыночной системе организация и производство существуют до тех пор, пока там работают люди, пока их работа и услуги пользуются на рынке спросом у других людей. Персонал организации, работники предприятия, тесно взаимодействующие между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют свободные экономические отношения - как внешние между производителями, так и внутренние между сотрудниками, направленные на созидательную предпринимательскую и организационную работу всей фирмы.

В настоящее время решение проблемы рационального использования производственных ресурсов, в первую очередь человеческих, предполагает наличие обоснованного механизма управления всеми производственными ресурсами, в том числе и механизма управления персоналом различных категорий в процессе производства и потребления материальных благ на основе экономного расходования имеющихся ресурсов.

Менеджеры по управлению персоналом относятся к функциональным, или вспомогательным, подразделениям предприятия. Сотрудники службы по управлению персоналом, как правило, выступают в качестве экспертных советников линейных руководителей при решении вопросов о приеме на новую должность, увольнении с работы, направлении на обучение, повышении заработной платы и т.п.

Персонал предприятия - это личный состав предприятия (учреждения) или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным и иным признакам.

При подборе кадров мотивация труда и решение множество других вопросов на предприятии внедряются различные технологии управлением персоналом.

Потребность в персонале - это совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, объективно необходимых фирме для реализации стоящих перед ней целей и задач согласно избранной стратегии развития.

Привлечение, отбор и оценка персонала

Для привлечения, отбора и оценки, необходимые предприятию кадров целесообразно осуществлять следующие мероприятия:

оптимизировать соотношение внутреннего (внутри предприятия) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;

разработать критерии отбора персонала;

распределить новых работников по рабочим местам.

Кадровое планирование дает информацию о потребности организации (предприятия) в рабочей силе и о наличии вакантных рабочих мест. После этого начинается процесс поиска, подбора и отбора персонала, который подразделяется на несколько стадий.

Первая стадия - детализация требований к рабочему месту и к кандидату на его замещения.

Вторая стадия - набор кандидатов, желающих занять вакантное место.

Третья стадия - отбор необходимого персонала.

Четвертая стадия - прием на работу лиц, прошедших стадию отбора и заключения трудового договора.

Персонал предприятия может пополняться за счет внешних и внутренних источников. Пополнение персонала за счет внешних источников предусматривает привлечение кандидатов на вакантные должности со стороны, т.е. привлечение новых сотрудников, ранее не связанных трудовыми отношениями с данным предприятием. Использование внутренних источников для решения кадровых вопросов предполагает ротацию работников данного предприятия. Каждый из этих источников имеет свои преимущества и недостатки. (см. таблицу 1).

Таблица 1

Источник

Преимущества

Недостатки

Внутренний

Работник уже имеет определенную репутацию и дорожит ею

Использование только этого источника может привести к стагнации в организации, т.е. к отсутствию новых идей и приемов работы

Возможности работника известны администрации

Ухудшение отношения к сотруднику со стороны его бывших коллег

Продвижение работника может стать хорошим примером для его коллег и стимулировать повышение их деловой активности

Накопление сложных межличностных отношений, что ухудшает психологический климат

Вторичная адаптация происходит обычно быстрее и легче, чем первичная

Выбор из большого числа кандидатов

Долгий период адаптации

Новые работники приносят новые идеи и приемы работы, что обогащает организацию

Ухудшение морального климата в коллективе из-за "обид" ветеранов

Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия

Возможности новых работников точно неизвестны

Привлечение кадров со стороны начинается с объявления о приеме работников через средства массовой информации. При решении кадровых проблем за счет внутренних источников тоже дается объявление о найме на работу во внутрифирменных средствах информации. В объявлении излагается просьба составить резюме и представить его работодателю. Резюме - информация о работнике, представляемая работодателю. Резюме должно соответствовать определенным требованиям: резюме должно быть кратким, но при этом максимально информативным, в нем не должно быть длинных предложений, пассивных форм. Кроме того, возможно использование резерва кадров на выдвижение, а также внутрифирменное совмещение должностей.

На каждом этапе отбора может быть отстранена часть претендентов от дальнейшего участия в конкурсе вследствие несоответствия определенным требованиям или добровольного отказа от процедур дальнейшего участия в конкурсе.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Этап I. Оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных. Претенденты, допущенные к участию в конкурсе, должны составить автобиографию и заполнить анкету.

Этап 3 . Беседа . Существуют различные подходы к организации беседы. Однако при приеме на работу беседы преследуют такие цели, как сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата и проверка документальной информации в непосредственном контакте. В результате беседы, как отмечалось, могут быть получены дополнительные сведения о компетенции работника (о навыках и умениях претендента, которые могут быть полезны предприятию), о его кругозоре и культурном уровне, о состоянии здоровья и личных обстоятельствах.

При проведении беседы важно дать возможность кандидату высказаться (желательно, чтобы кандидат говорил больше, чем проводящий собеседование). Делать заключение только после окончания беседы.

Этап 4 . Оценка профессиональной пригодности . При отборе работников проводится оценка профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность - это соответствие работника по профессиональным качествам требованиям конкретного рабочего места и должностным обязанностям. При этом могут быть использованы различные квалификационные справочники. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

На этом этапе используются такие методы диагностики профессиональной пригодности, как тестирование, анкетирование, метод профессиограмм.

Кроме того, для оценки наличия и выраженности профессионально важных качеств обычно используется такие методы, как экзамен, экспертные оценки, инструментальные измерения.

Оценка профессиональных знаний (умений, навыков) может осуществляется в виде экзамена по специальным вопросам и заданиям теста. Она может проводиться как в устной или письменной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, каким тестовыми материалами располагает предприятие. Оценка проводится, как правило, в баллах по пятибалльной шкале. Уровень профессиональной компетентности может быть оценен и руководителем подразделения, в которое направляется кандидат на вакантную должность.

Тестирование может проводиться как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Комплекс тестов для психологического обследования (или комплексный тест) определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом (должностью), на которое претендует кандидат.

По результатам анализа оценок, полученных кандидатами по всему списку профессионально важных качеств, делается заключение о профессиональной пригодности, которое носит рекомендательный характер. Кандидаты, получившие положительное заключение, допускаются к этапу медицинского контроля.

Этап 5 . Медицинский контроль и аппаратные исследование . Медицинский контроль осуществляется на основе утвержденных методик с применением специальных приборов и оборудования.

Этап 6 . Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности . На этом этапе тщательно анализируются результаты оценок предыдущих этапов и подготавливаются заключения о профессиональной пригодности кандидатов.

Этап 7 . Принятие решения о найме на работу . На данном этапе отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения, в котором должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты профессионального отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые этапы отбора. Исходя из проведенного анализа выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его найме и оформляются все необходимые документы (контракт, приказ и др.).

Социально-психологическое взаимодействие персонала

В ходе экономической деятельности формируются сложные и многосторонние отношения между различными категориями работников. На производстве персонал - это, прежде всего работник, люди со своими комплексом профессиональных и индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические и профессионально-квалификационные характеристики человека занимают преимущественное положение. Именно поэтому в современных рыночных условиях человеческий фактор производства становится не только главным экономическим ресурсом, но и ключевым звеном эффективной деятельности всех предприятий, организаций и фирм с различными формами собственности.

По определению психологов, характер личности и ее поведение в процессе трудовой деятельности во многом определяют такие факторы, как природные свойства человека, его индивидуально-психологические особенности, а также сформировавшаяся система потребностей, интересов и мотивов и, кроме того, применяемая на предприятии система управления персоналом и методы воздействия на работников.

Природные свойства человека, в том числе активность, эмоциональность и многие другие качества, заложены в нем от рождения. По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредотачивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям.

В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Под характером понимается совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе. Черты характера формируются под воздействием конкретных условий, социальной жизненной среды и работы личности и во многом определяется ее природными данными, темпераментом.

В практическом отношении наиболее важными выступают внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляется как форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, так и в форме сотрудничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.

Оценка персонала организацииКурсовая работа >> Менеджмент

Базовыми кадровыми технологиями являются оценка и отбор персонала . Оценка персонала обеспечивает получение всесторонней достоверной... кадрах, разработка штатных расписаний; набор, отбор и оценка персонала ; тестирование; планирование перемещений и увольнений; ...

  • Оценка персонала предприятия

    Реферат >> Государство и право

    Не подходит для решения задачи отбора персонала , для оценки новичков, не поможет он... В.Г. Организация отбора и оценки персонала . / Коновалова В.Г. – М.: Экзамен, 2007. – 407 с. 17. Купер Д. Отбор и наем персонала : технологии тестирования и оценки ...

  • Методы оценки персонала (3)

    Реферат >> Государство и право

    Существуют специалисты, которые занимаются отбором и оценкой персонала . Кроме того. Оценка может быть произведена руководителем...

  • Оценка деловых и личностных характеристик при отборе персонала

    Методы деловой оценки персонала

    Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установ­ления соответствия качественных характеристик человека требова­ниям должности или рабочего места.

    Различают два основных вида деловой оценки персонала: оцен­ка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала. При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения и т.п. Оценка возможна также по результатам обуче­ния, при контроле хода адаптации работников и т.п. Краткое опи­сание методов оценки управленческого персонала приводится в табл. 14.1.

    Таблица 14.1

    Методы оценки персонала

    № п/п Название метода Краткое описание метода
    Биографический метод Оценка работника по биографическим данным
    Произвольные уст­ные или письмен­ные характеристики Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения)
    Оценка по результатам Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником
    Метод групповой дискуссии Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, лич­ностные черты и другие качества работника
    Метод эталона Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон
    Тестирование Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов
    Ранжирование Определение экспертным или другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов
    Метод заданной балльной оценки Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения)
    Метод критического инцидента Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации {принятие ответственного решения, разре­шение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.)
    Метод альтернатив­ных характеристик Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества

    Отбор персонала

    Отбор персонала - часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную долж­ность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор персонала, как уже от­мечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбо­ра кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов оценки из общего числа работников, отве­чающих этим критериям.

    В условиях рыночной экономики качество персонала стало глав­нейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Отбор работников всегда ста­рались проводить достаточно тщательно, поскольку качество люд­ских ресурсов во многом определяет возможности и эффектив­ность последующего использования, но в прошлом ограничива­лись оценкой качества претендентов, обращав-шихся за работой по своей инициативе. В настоящее время перешли к активным мето­дам поиска и вербовки персонала. Сейчас стремятся привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствуется процедура самого отбора. В прош­лом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадро­вых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации с прежнего места работы. Частые ошибки приводи­ли к увольнению работника и его замене новым. Такой подход в современных условиях становится не только неэффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной ра­бочей силе, но и попросту дорогостоящим.

    Работники кадровых служб давно ощущали потребность в более обоснованных и надежных процедурах. Повышение эффек­тивности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личностных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и ис­точниках информации. Осуществляется поэтапный отбор канди­датур. Каждый раз отсеивают тех, кто обнаружил явное несоответ­ствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыка­ми. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая сис­тема проведения отбора человеческих ресурсов. Опыт США по­казал, что распространенными стали методы собеседований (4/5 фирм), 2/3, фирм пользуются наведением справок и около 1/3 услу­гами центров оценок.

    Выделяются следующие этапы замещения вакантной должнос­ти специалиста или руководителя:

    Разработка требований к должности; в результате дальнейший поиск ограничивается претендентами, имеющими необходи­мую квалификацию для указанной работы;

    Широкий поиск претендентов; ставится задача привлечь для участия в конкурсе как можно больше кандидатов, отвечаю­щих минимальным требованиям;

    Проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая кадровой служ­бой;

    Отбор на должность из числа нескольких лучших кандида­тур; обычно осущест-вляется руководителем с учетом заклю­чения кадровых служб и данных различных прове-рок и ис­пытаний.

    В проведении отбора участвуют линейные руководители и фун­кциональные служ-бы. Эти службы должны быть укомплектованы профессиональными психологами, чтобы использовать самые со­временные методы.

    Непосредственный руководитель, а иногда и более широкий круг руководителей участвуют в отборе на начальном и заключи­тельном этапах. Им принадлежит решающее слово при установ­лении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой.

    Найму работника предшествует четкое представление о функ­циях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязан­ностях, правах и взаимодействиях в организации. Исходя из зара­нее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и их соответствию этим требованиям придается большое значение.



    В этом отношении философия отбора персонала на американских фир­мах отличается от философии современной японской системы управления. В известном смысле, в японских фирмах организацию приспосабливают к человеку. При отборе работников в меньшей степени, чем в США, обращают внимание на специальные знания, навыки и практический опыт, необходимые для немедленного вхож­дения в должность, сосредоточивая внимание на личностном потен­циале и качестве образования.

    Объясняется это тем, что японский рабочий или служащий принимает­ся в организацию, как правило, на очень длительный срок. Даже выпускники лучших вузов в Японии первоначально зачисляются на рядовые должности. Специальное обучение в части приобретения конкретных производственных навыков и опыта происходит на са­мой фирме. Отбор в высшее и среднее звено управления также проводится преимущественно из работников самой фирмы и с уче­том принципа старшинства. Вся система работы с кадрами в круп­ных фирмах приспособлена к пожизненному найму.

    При всей перспективности японской модели очевидно, что за редким исключением она не может быть рекомендована и реализована в нынешней ситуации экономического кризиса и неопределенности условий хозяйственной деятельности отечественных организаций.

    В практике работы с кадрами руководителей выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение опыт­ными руководителями и специалистами, подбираемыми вне орга­низации, замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность собственных сотрудников, имеющее целью заполнение образовавшейся вакан­сии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подго­товки резерва руководителей.

    При отборе на должности руководителей исходят из необходи­мости поиска кандидатов, в наибольшей степени отвечающих всем предъявляемым требованиям. Организации сегодня предпринима­ют серьезные усилия по развитию собственных сотрудников, по­вышению их квалификации и практической подготовке к воспита­нию у них большей ответственности. Однако при этом в органи­зации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с резервом) считается необхо­димым замещение должностей руководителей и специалистов про­водить на конкурсной основе, т.е. рассмотрением нескольких кан­дидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

    При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка их деятельности не даст полной информации о возможностях работника при продвижении на вы­шестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уров­ня на другой или с работы функционального характера на долж­ность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с од­нородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношени­ями, на работу с многочисленными внешними связями - все эти перемещения предполагают значительные изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

    В американской практике признано, что правильные кадровые реше­ния не могут быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены настолько хорошо, что отдельные кандидаты могут быть соизмерены относительно установленных нормативов.

    При определении требований к кандидатам на должность руководите­лей в американских фирмах базируются на правилах, которые мож­но сформулировать следующим образом.

    1. Всякий выбор должностного лица есть неизбежный компромисс - даже лучшие работники имеют недостатки, ключом к отбору должно служить ясное представление о том, какие качества являются дей­ствительно необходимыми для данной должности, а какими при не­обходимости можно пренебречь.

    2. Разные комбинации качеств могут быть равноценными для испол­нения должности.

    3. Руководители и специалисты должны обратить внимание на часто допускаемую ошибку и при установлении требований к должности проводить четкое различие между качествами, которые нужно обя­зательно иметь перед поступлением на работу, и теми, которые мож­но приобрести уже после поступления. Не следует вводить без необходимости дополнительных требований к квалификации. В от­ношении должности, на которую мало претендентов, это особенно нежелательно. В таких случаях требования к должности надо огра­ничить качествами, при отсутствии которых кандидат не сможет вы­полнять работу.

    4. Повышение требований к качествам сегодня может сказаться на не­дооценке общего потенциала работника и квалификации, на кото­рую будет предъявлен спрос в будущем.

    5. Четкое определение требований к должности должно исключить неизбежный субъективизм оценок.

    6. Чем большее число, в разумных пределах, кандидатов рассматрива­ется на каждую должность, тем больше вероятность того, что отбор даст позитивные результаты; чем меньше кандидатов, тем вероятнее придется пойти на серьезный компромисс по ряду важных качеств.

    7. При определении квалификационных требований для должности, входящей в состав высшего руководства или другой команды руко­водителей, можно попытаться компенсировать отдельные слабые стороны этой команды, обусловленные профессиональными и лич­ностными характеристиками ее членов, сформулировав соответ­ствующие дополнительные требования к кандидату. Исследования показывают, что климат организации, характеры других членов ру­ководства также обусловливают специфические черты, необходи­мые кандидатам на должность.

    Оценка деловых и личностных характеристик при отборе персонала

    Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претенден-тов на вакантную должность руководителя или спе­циалиста управления с помощью оценки деловых и личностных ка­честв кандидатов.

    При этом используются специальные методики, которые учи­тывают систему деловых и личностных характеристик, охватыва­ющих следующие группы качеств:

    1) общественно-гражданская зрелость;

    2) отношение к труду;

    3) уровень знаний и опыт работы;

    4) организаторские способности;

    5) умение работать с людьми;

    6) умение работать с документами и информацией;

    7) умение своевременно принимать и реализовывать решения;

    8) способность увидеть и поддержать передовое;

    9)морально-этические черты характера.

    Первая группа включает следующие качества: способность подчи­нять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной де­ятельности.

    Вторая группа объединяет следующие качества: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отно­шение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и тре­бовательность к соблюдению дисциплины другими.

    Третья группа включает такие качества: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных ос­нов управления производством; знание передовых методов руко­водства; стаж работы в данной организации (в том числе в руково­дящей должности).

    В четвертую группу входят следующие качества: умение орга­низовать систему управления, свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; спо­собность к самооценке своих возможностей и своего труда; спо­собность к оценке возможностей и труда других.

    Пятая группа включает такие качества, как умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных орга­низаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подо­брать, расставить и закрепить кадры.

    В шестую группу входят качества: умение коротко и ясно фор­мулировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения, четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы.

    Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентировать: в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации; способность к соблю­дению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в себе.

    Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть новое; распознавать и поддер-живать новаторов, энтузиастов и рациона­лизаторов, распознавать и нейтрализовать скеп-тиков, консервато­ров, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и ре­ши-тельность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.

    В девятую группу входят такие качества, как честность, добро­совестность, порядоч-ность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчи-вость; общительность, оба­ятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внеш­него вида, хорошее здоровье.

    В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конк­ретной должности и организации, и добав-ляются к ним специ­фические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для опреде­ления требований к кандидатам на ту или иную должность, сле­дует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

    После этого экспертами проводится работа по определению на­личия качеств у кандидатов на вакантную должность и оценке сте­пени обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимы­ми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.

    При отборе кандидатов на вакантную должность менеджера ис­пользуют специаль-ные методы (методы оценки и отбора персона­ла приведены в табл. 14.2).

    Таблица 14.2

    Методы оценки и отбора персонала

    Условные обозначения:

    «++» - наиболее эффективный метод;

    «+» - часто применяемый метод.

    Отбор кадров в организациях осуществляют работники отдела кадров (менеджеры по персоналу). В функции менеджеров по пер­соналу входят:

    Выбор критериев отбора;

    Утверждение критериев отбора;

    Отборочная беседа;

    Работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;

    Беседа по поводу принятия на работу;

    Тестирование;

    Окончательное решение при отборе.

    Чтобы правильно определить критерии отбора, следует ясно сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: опыт, здо-ро­вье и личные характеристики. Эталонные уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик со­трудников организации, хорошо справляю-щихся со своими обя­занностями.

    Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях рабо­тодатели предпочитают большее образование меньшему. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, а критерии образованности должны непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности.

    Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей отдают предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установ-ление трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной орга­низации, временем работы на определенной должности и т.д.

    Существуют многие виды работ, требующие от исполнителя определенных физи-ческих качеств, обычно сводящихся к вынос­ливости, силе, здоровью. С этой целью сле-дует выявить физичес­кие и медицинские характеристики преуспевающих работников и использовать эти данные как критерии, но только в том случае, если все или большинство работников им соответствуют.

    Одной из важнейших личностных характеристик работника яв­ляется его социаль-ный статус. Семейный, степенный работник способен на более высококачественную работу, чем холостяк.

    Второй важной личностной характеристикой претендента явля­ется его возраст. Любой конкретный критерий oтбopa работников, основанный на возрасте, должен быть тщательно изучен в отно­шении преуспевающих работников, занятых в организации. Слиш­ком молодые и старые по возрасту работники должны подвергать­ся тщательному отбору.

    Одним из способов отбора претендентов, соответствующих всем требованиям, и выбора наиболее подходящих из кандидатов явля­ется тестирование заявителей в условиях, максимально приближен­ных к рабочим. Для доказательства соответствия работника усло­виям работы необходимо быть уверенным, что тест действительно измеряет ту или иную черту характера и что данная черта характера действительно необходима в деятельности рассматриваемого работника. Доказать такое соответствие бывает очень сложно.

    Поэтому практикой выработаны схемы по отбору персонала, широко использую-щие три обязательных требования для доказа­тельства такого соответствия:

    * анализ рабочего процесса должен выявить тот стиль работы и те показатели, которые наиболее подходят для высокого ка­чества выполнения данной работы;

    * с помощью теста нужно измерить только один из таких по­казателей;

    * необходимо доказать, что данная черта характера действительно связана с качеством работы и важна для занятия данною поста.

    Соответствие метода отбора каким-либо конкретным требова­ниям или условиям определяет степень точности, с которой метод отбора выявляет конкретные способности претендента, соответству­ющие отдельным важным элементам стиля работы. Качество вы­полняемой при тестировании работы оценивается в соответствии с требованиями к настоящей и последующей работе.

    Используются два вида показателей соответствия критериям - показатели предпо-лагаемого и действительного соответствия.

    Определить предполагаемое соответствие можно с помощью тестов. Например, предложить заявителям на место страхового агента выполнить серию операций (большое число тестов дастся с целью получить, по меньшей мере, один достаточно обоснованный результат). Результаты тестов сохраняют в тайне. Решение по най­му принимается без их просмотра. Они не оглашаются до тех пор, пока принятый работник не накопит мини-мальный опыт работы, чтобы они не могли повлиять па оценку се качества. Предполо­жим, что страховой агент становится опытным, умелым работни­ком через 15 месяцев. Оценка качества его работы проводится лишь по истечении этого времени, а затем результаты оценки срав­ниваются с результатами тестов, до тех пор державшимися в тайне. В дальнейшем для принятия решения по отбору будут использо­ваться лишь те тесты, с помощью которых в наибольшей степени получено совпадение с показателями работника, уже приобретше­го опыт. Именно эти тесты для оценки предполагаемого соответ­ствия кандидатов и будут применяться ко всем желающим занять место страхового агента, а результаты тестов будут существенно помогать при вынесении решений по набору.



    Поделиться