Перечень субъектов естественной монополии. Естественная монополия

Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (эксклюзивное владение ресурсами, крайне высокая стоимость или исключительность материально-технической базы).

Чаще всего, естественные монополии - фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: водоснабжение, электроснабжение, железные дороги).

Субъект естественной монополии

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Субъекты естественной монополии созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет группы субъектов естественной монополии:

1.Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:

  • транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ),
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
  • услуги по передаче электрической энергии.

2.Субъекты естественной монополии на транспорте:

  • железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию),
  • предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.

3.Субъекты естественной монополии в области связи:

  • услуги почтовой связи,
  • услуги электрической связи.

Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.

Реестр естественных монополий

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:

  • реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК,
  • реестр по субъектам естественных монополий на транспорте,
  • реестр по субъектам естественных монополий в области связи.

Регулирование естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.

Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) есть злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Эти факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.

Органы регулирования естественных монополий применяют методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, через определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня,
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Страница была полезной?

Еще найдено про естественная монополия

  1. Системные проблемы банкротства в России
    Общий перечень направлений этого анализа достаточно широк - 23 актуальных для российской экономики вида и направления деятельности в том числе энергетика и естественные монополии противодействие коррупции развитие малого и среднего бизнеса и многие другие В конечном итоге
  2. Вариативное изменение стоимости основных производственных фондов и качественные оценки на основе модифицированного метода анализа иерархий
    Выделять конкурентов как заинтересованную группу не имеет смысла ввиду того что предприятие на определенной территории является естественным монополистом Смежные сетевые организации не несут никакой конкурентной нагрузки наоборот их взаимодействие может выражаться
  3. Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью
    Ко второй группе факторов влияющих на формирование прибыли но не зависящих от предприятия традиционно относят следующие 3 природные географические транспортные и технологические условия работы производственного предприятия являются изначально заданными рамочными их изменение всегда сопряжено с переориентацией производства сменой масштабов деятельности и как следствие выливается в серьезный уровень дополнительных инвестиций в производство уровень цен на потребляемые материальные ресурсы и услуги естественных монополий -если первые в очень малой степени можно отрегулировать индивидуальными договоренностями с поставщиками разовым
  4. Оценка и анализ дебиторской и кредиторской задолженности с учетом фактора времени
    ЖКХ являясь естественной монополией Таблица 4. Расчет текущей стоимости кредиторской задолженности за 2013 г Месяц Сумма тыс
  5. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации
    ФЗ Об особенностях несостоятельности банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса распоряжением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству от 20.12.2000 №26-р
  6. Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятий
    Объектами мониторинга должны являться только наиболее крупные экономически или социаль-нозначимые градообразующие предприятия и естественные монополии Вместе с тем территориальным органам и агентствам ФСДН России предоставлено право проводить мониторинг
  7. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности
    Область научных интересов стратегия и управление развитием кампании инновации предпринимательство и современные бизнес-модели в финансовом и реальном секторах экономики динамика и развитие электронного бизнеса опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий Линдер Н В кандидат экон наук доцент кафедры Стратегический и антикризисный менеджмент заместитель
  8. Концепция финансово-экономического мониторинга
    В-четвертых объектами мониторинга должны служить только наиболее крупные экономически или социально значимые градообразующие предприятия и естественные монополии т е пока сфера мониторинга ограничена В-пятых предоставляется право территориальным органам и агентствам... Федерации укрупненная стоимостная инвентаризация активов и обязательств повышение финансовой устойчивости предприятий выявление резервов имеющихся на предприятиях или отсутствия резервов а также определение возможности восстановления или утраты платежеспособности на предприятиях создание финансовых историй предприятий в регионе совершенствование нормативной базы финансово-экономического анализа проведение работ по реструктуризации задолженности упорядочение распределения средств федеральной и региональной поддержки предприятий повышение финансовой устойчивости регионов развитие конкурентной среды снижение уровня монополизма В ходе мониторинга должны решаться следующие задачи выявление основных тенденций социально-экономического развития субъектов рынка

"...39. Реестр представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной формах информацию о хозяйствующих субъектах, занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, а именно: полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес местонахождения юридического лица (места жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя) и почтовый адрес, телефоны (факсы), коды государственного статистического наблюдения, ИНН, данные об объемах произведенных товаров, оказанных услуг, реквизиты лицензии на осуществление регулируемых видов деятельности, сведения об источниках опубликования информации о регулируемой деятельности. ФСТ России изменяет или дополняет перечень и содержание информации, содержащейся в Реестре, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Реестр состоит из:

Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включающего в себя следующие разделы:

раздел 1 - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии;

раздел 2 - транспортировка газа по трубопроводам;

раздел 3 - транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

раздел 4 - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, включающего в себя следующие разделы:

раздел 1 - железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

раздел 2 - услуги в аэропортах;

раздел 3 - услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

Реестра субъектов естественных монополий в области связи, включающего в себя следующие разделы:

раздел 1 - услуги общедоступной почтовой связи;

раздел 2 - услуги общедоступной электросвязи..."

Источник:

Приказ ФСТ РФ от 30.08.2010 N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2010 N 19001)

  • - - Краснодар, ул. Сормовская, 12. Психология. См. также Негосударственные ВУЗы Ч489...

    Педагогический терминологический словарь

  • - устанавливает правила формирования и ведения Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль...
  • - включает субъектов естественных монополий – хозяйствующих субъектов, занятых производством товаров в условиях естественной монополии в следующих сферах: услуги по передаче электрической и тепловой энергии...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК - изучение методов познания мира средствами естествознания. Эта методология родилась в 17 в. в трудах Ф. Бэкона и Р. Декарта, посвященных именно методу познан и я. В...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - нанесение на карту естественного распространения в пространстве природных ресурсов и отражение на ней региональных особенностей природных условий...

    Экологический словарь

  • - - изучение методов познания мира средствами естественных наук. Методология естествознания родилась в 17 в. в трудах Ф. Бэкона и Р. Декарта, посвященных именно методу познания...

    Философская энциклопедия

  • - реестр, ведение которого осуществляет Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. Естественная монополия...

    Большой юридический словарь

  • - ежемесячный журнал, наполнявшийся перепечатками из "Журн. Мин. Нар. Проев."...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. в ст. Государственно-монополистический капитализм...
  • - Трест, 1) форма капиталистических монополий, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению...

    Большая Советская энциклопедия

  • - основана в 1990 в Москве как Российская академия естественных наук. В 1991 6 секций: физики; химии; наук о Земле; математики, информатики, кибернетики; биологии и медицины; "Российской энциклопедии"...
  • - России - основана в 1915 при АН для изучения Курской магнитной аномалии, полезных ископаемых Кольского п-ова, Кара-Богаз-Гола и др., а также комплексного изучения Урала, Ср. Азии, Кавказа и др. районов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - прил., кол-во синонимов: 2 доброкачественный свежий...

    Словарь синонимов

"Реестр субъектов естественных монополий" в книгах

4.4 Реформирование естественных монополий

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

4.4 Реформирование естественных монополий Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и

43. Правовое регулирование деятельности естественных монополий

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

43. Правовое регулирование деятельности естественных монополий Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с

ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Твердо следуя линии на поддержку олигархов и монополий, Путин принял решение повысить тарифы на услуги монополий. Тарифы на электроэнергию в течение года вырастут на 27,5 %, на газ - на 25 %, железнодорожные перевозки - на

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 23.59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 настоящего Кодекса.2. Рассматривать дела об административных

§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий

автора Автор неизвестен

§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий 1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или)

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий 1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 198. Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий 1. В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании

6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 23. 59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 настоящего Кодекса.2. Рассматривать дела об административных

автора Автор неизвестен

Статья 23.59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 23.70. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса 1. Осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия

ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ УСЛУГ

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ УСЛУГ Некоторые отрасли экономики традиционно контролируются государством либо напрямую, либо через создание подконтрольных государству предприятий.По общему правилу государствам запрещается

Нина Александровская СИНИМ ПЛАМЕНЕМ... (Экономический аспект войны естественных монополий)

Из книги Газета Завтра 334 (17 2000) автора Завтра Газета

Нина Александровская СИНИМ ПЛАМЕНЕМ... (Экономический аспект войны естественных монополий) Начало 2000 года в России, помимо прочих увлекательных событий, ознаменовалось битвой "богов" и "титанов", которую с изумлением вначале созерцал российский обыватель, а

Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) - это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены , работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Реестром субъектов естественных монополий называют перечень организаций, которые занимают в своей сфере деятельности положение монополистов. Какие компании вносят в реестр.

Читайте в нашей статье:

Законодатель не сформулировал определение реестра субъектов естественных монополий. Понять, что представляет собой такой перечень, можно с помощью терминов, которые есть в соответствующем нормативном акте (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» , далее – закон № 147-ФЗ).

Естественной называют монополию, которая существует на рынке при определенных обстоятельствах: когда спрос эффективнее без конкуренции. Причины такой ситуации:

Внимание!

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

  • технологические особенности производства (понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объема производства);
  • невозможность заменить товар, который производит субъект естественной монополии.

Субъект естественной монополии – лицо, которое создает (реализует) товары в условиях такой монополии. Соответственно, реестр – база данных по организациям, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определенной сфере деятельности. Закон разрешает такую деятельность в сферах:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • железнодорожных перевозок;
  • услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • передачи электрической энергии, электроэнергетике;
  • использования инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути.

Например, существует Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий в области электроэнергетики и т. д.

Реестром субъектов естественных монополий занимается ФАС

Обязанности по ведению реестра возложены на органы регулирования таких монополий (ст. 10 закона № 147-ФЗ). Несколько лет назад за это отвечала Федеральная служба по тарифам, но затем произошли изменения. Поэтому иногда возникает вопрос, кто ведет реестр субъектов естественных монополий. В 2015 году ФСТ упразднили (указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»). Функции по ведению реестра субъектов естественных монополий ФСТ передала ФАС РФ.

Сведения из реестра доступны на сайте ФАС . Данные на сайте ФСТ утратили актуальность. ФАС формирует реестр на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти.

Чтобы ФАС внесла организацию в реестр субъектов естественной монополии в РФ или исключила ее из перечня, потребуется заявление от организации. Порядок подачи утвердили в специальном приказе (раздел II приказа ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э):

  1. Заявление нужно составить на бланке организации по форме, которую определили в приказе (приложения № 2 и № 4).
  2. Документы подают на бумажном носителе и в электронном виде (абз. 3 п. 8 раздела II приказа № 481-э).
  3. Общий срок рассмотрения заявления составляет шесть месяцев с даты открытия дела о введении, изменении или прекращении регулирования (п. 19 раздела II приказа № 481-э).

В тексте приказа № 481-э законодатель упоминает ФСТ. В настоящее время решение принимают территориальные органы ФАС. Об этом свидетельствует судебная практика.

Например, в споре о признании приказа ФСТ незаконным суд привлекал для участия в деле представителя ФАС ().

Если компании нет в реестре субъектов естественной монополии в РФ, доказать статус помогут другие документы

Невключение организации в реестр субъектов естественных монополий не свидетельствует бесспорно об отсутствии у нее статуса субъекта с учетом осуществляемой ею деятельности ().

Суды отмечают, что отсутствие сведений о компании в реестре не является «определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии. Установить статус возможно, исходя из деятельности компании (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2017 № Ф03-2023/2017 по делу № А51-27367/2016).

Реестр поможет участникам правоотношений в хозяйственной деятельности.

Закон запрещает субъектам естественных монополий взимать дополнительную плату с контрагентов. Если компания обнаружит завышение цен, она вправе обратиться в антимонопольную службу.

Например, ФАС вынесла предписание в отношении ОАО «РЖД». Суд признал документ законным и оставил в силе. ОАО «РЖД» взимало дополнительную плату с контрагента по договору об организации перевозок. Антимонопольная служба и суд посчитали такие действия неправомерными. Ответчик является перевозчиком, который организует перемещение грузов в соответствии с установленными тарифами. Дополнительную плату РЖД требовать не в праве (). Истец в споре использовал в том числе данные реестра субъектов естественных монополий.

В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.

Практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.

Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.

Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.

Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?

Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:

  • железнодорожные перевозки;
  • сырьевой сектор;
  • производство электрической энергии;
  • авиастроение.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.

В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.

Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.

ФСТ осуществляет такие функции, как:

  • установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
  • контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.

ФАС осуществляет такие функции, как:

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
  • контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
  • содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.

Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.

Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:

  • формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
  • определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
  • контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • реализация законотворческой инициативы;
  • взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.

Реестры монополий

Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.

Закон о субъектах естественных ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.

Методы регулирования деятельности монополий

Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:

  • ценовое регулирование;
  • субсидирование;
  • определение целевых групп потребителей.

Рассмотрим их сущность подробнее.

Ценовое регулирование естественных монополий

Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:

  • установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
  • утверждения предельной величины цен;
  • установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.

При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:

  • определение предельных издержек;
  • исчисление средних издержек.

В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.

Субсидирование монополий

Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию - по расценкам ниже себестоимости.

Определение целевых групп потребителей

Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.

Компетенции регулирующих органов

Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.

Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.

Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.

Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.

Так, соответствующие госструктуры могут:

  • направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
  • штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
  • привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
  • направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.

Отраслевая специфика деятельности монополий

Та или иная субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.

Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.

В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.

Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.

Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.

Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.



Поделиться