Темы проектов сервис и туризм. Курсовая работа: Туризм как вид социально-культурной деятельности

Направление подготовки специалистов в сфере туризма с каждым новым учебным годом становится более востребованным, так как растет доля туркомпаний на рынке, развиваются новые туристические направления, появляются новые туристические продукты. К будущим работникам в сфере туризма рынок предъявляет усложненные и расширенные требования.

Принимая на работу молодых специалистов, работодатель четко знает, кого он хочет видеть на создаваемом рабочем месте. И задача специалиста – доказать, что он может принести доход работодателю и укрепить его репутацию.

На оценки в приложении к диплому работодатель почти никогда не смотрит. Но его интересует, как и где практиковался потенциальный работник, какую тему он развил в выпускной работе, какие предложения по развитию туризма и совершенствованию сервиса сделал.

Поэтому к подготовке диплома выпускнику нужно подойти серьезно и ответственно, начиная от выбора темы и завершая защитой. Справиться с этой задачей помогут наши специалисты, которым можно заказать либо просто работу по туризму, либо весь комплекс услуг по подбору темы и написания речи к защите.

Тема должна отвечать таким критериям:

  • Быть актуальной с точки зрения науки туризма,
  • Быть актуальной с точки зрения экономики и общественный реалий,
  • Отвечать новым веяниям в сфере развития туризма.

Например, очень сейчас популярные темы по:

  • музейному,
  • косметическому,
  • оздоровительному,
  • сельскохозяйственному,
  • этническому,
  • экзотическому туризму.

В этих подотраслях требуются новые специалисты, и диплом на одну из указанных тем будет большим преимуществом для кандидата. Чем более современной и острой будет тема, тем больший потребительский интерес будет к автору работы у работодателя.

Если же студент планирует научную деятельность в сфере туризма, то ему стоит обратить внимание на фундаментальные темы, называемые классическими: экономическое обоснование того или иного вида туризма;

  1. социальные основы конкретного вида туризма;
  2. педагогические условия для обучения студентов по направлению «туризм»;
  3. правовое обеспечение туристской деятельности.

Качественно подготовленный диплом естественным образом ложится в основу диссертации, подготавливаемой выпускником вуза в ходе освоения им программы послевузовского образования.

Сама работа должна включать в себя:

  • Критический авторский анализ научно-монографической, периодической, научно-популярной литературы, диссертационных исследований,
  • Полномасштабная научная характеристика проблемы, положенной в основу темы,
  • Практическое исследование по теме с выявлением наиболее существенных проблем,
  • Обобщение результатов исследований,
  • Собственные авторские разработки по внедрению нового продукта и/или по усовершенствованию реализации уже существующего продукта.

Работа должна иметь такую цель, для достижения которой требуется решить задачу по разработке реальных приемлемых практических рекомендаций по использованию туристских ресурсов конкретного исследуемого региона.

Важно уделить внимание при написании работы на любую тему интернету и высоким технологиям как эффективному средству повышения конкурентоспособности организации на рынке туркомпаний или туристского продукта среди аналогичных продуктов.

Тему дипломной работы по туризму лучше выбирать из той области, где проводились исследования диссертантов и имеется база научных статей в общем доступе. Приоритетными направлениями к написанию дипломной по специальностям гостиничный бизнес и туризм являются:

  1. Развивающиеся и перспективные рынки туризма
  2. экологический туризм
  3. кросс-культурный
  4. познавательно-культурный
  5. свадебный
  6. гастрономический и событийный
  7. паломничество и религиозный
  8. лечебно-оздоровительный


Тема формируется научным руководителем в зависимости от возможной специализации на кафедре. Лучше выбрать из вариантов тем представленных в методичке.

Инновации в темах направлены на:

  • Исследования национальных заповедников и парков, их природоохранного значения рекреационной ценности;
  • Выявление нового направления для тура, возможностей определенных территорий и стран;
  • Анализ лицензирования операторов, агентов;
  • Организация экскурсионных программ развивая культурные и этнические регионы;
  • Инфраструктуру туризма территорий и платежеспособность населения.

Состав практической главы дипломной работы по туризму

В первом параграфе описывается объект исследования, его основные характеристики и данные. Второй параграф подводит экономическую или культурную ценность объекта. В третьем, выдвигаются возможные меры к улучшению, предлагаются мероприятия, ведется анализ деятельности объекта по теме ВКР. Даже будет выполняться как научное исследование по актуальным проблемам в туристической сфере, содержать определенные нормативные акты. Туризм должен обязательно быть квалифицирован на национальный, внутренний или международный.

Студент должен самостоятельно собрать научно-исследовательскую , изучить ее, сгруппировать и систематизировать всю необходимую и важную информацию, нормативные акты. На основании данных и тематического обзора пишется дипломная работа. Это делается в соответствии с планом исследований.

Необходимо упомянуть институт страхования в работе, поскольку именно в страховой сфере возникают самые горячие споры, из нее вырастают самые резонансные судебные дела. При этом мало имеет значение то, из какой туристической отрасли или подотрасли родился правовой спор. По этим же причинам хотя бы один параграф работы необходимо посвятить правам потребителей туристических услуг и их защите.

Таким образом, от выпускника ожидаются знания не только специального спектра, но также некоторые познания в сфере экономики, потребительских предпочтений, социологии и права.

Работу необходимо строить так, чтобы каждый параграф логически исходил из предыдущего и создавал почву для последующего. Не допускаются в диплом е ошибки любого свойства.

ГОУ СПО “Новгородский областной колледж искусств

им. С. В. Рахманинова”

Курсовая работа

по дисциплине

“Социально – культурная деятельность”

“Туризм как вид социально – культурной деятельности”

Выполнил студент: 3 курса

Бондаренко Денис

Проверил: преподаватель

Гладилина В.И.

Великий Новгород, 2007 год


Введение

1. Теоретическая часть

1.2 Понятия, функции туризма

1.3 Виды туризма

1.4 Экстремальный туризм и его формы

1.5 Выводы

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы


Туризм очень современный вид деятельности, популярность которого возрастает с каждым днём. Это целая отрасль, индустрия, объединяющая ряд различных организаций и предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов и предоставляющих потребителям разнообразные услуги. В целом, говоря о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах, в отпусках и просто хорошо проводят время.

Туризм развивает личность, расширяет познавательные горизонты, творческую и организаторскую деятельность, освобождает от чувства усталости, предоставляет множество видов развлечений и отдыха.

На сегодняшний день вид тризма не только разнообразны и интересны, но как правило, связаны друг с другом и тесно переплетаются между собой.

Целью курсовой работы является: Изучение туризма как вида социально-культурной деятельности.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю зарождения туризма.

2. Рассмотреть понятия и функции туризма.

3. Рассмотреть виды туризма.

4. Изучить экстремальный туризм и его основные формы.

5. Разработать положение тура «Мама, папа, я крепкая семья».

Предметом курсовой работы является: Туризм, как вид социально – культурной деятельности.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из двух основных частей: Теоретической и практической. В теоретической части рассматриваются понятия и функции туризма, виды туризма, история зарождения, экстремальный туризм и его основные формы.

В практической части представлена разработка тура “Папа, Мама, я крепкая семья”.


1. Теоретическая часть

1.1 История зарождения туризма

Туризм (как национальный, так и международный) – это продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности. Современный туризм – явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны: с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древних времен.

В истории развития туризма можно выделить четыре этапа:(6, с. 34)

1. До начала XIX века – предыстория туризма.

2. Начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристический услуг.

3. Начало XX века – до начала Второй мировой войны – начало становления социального туризма.

4. После второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Большая подвижность была характерна для населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи поездка в Грецию была связана с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Еще в первом веке до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга в расстоянии одного дня езды на лошади.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает, религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграло развитие транспорта: изобретение парохода Фунтоном в 1807 году, паровоза Стефенсом в 1814 году, совершенствование постовой связи, сопровождавшиеся расширением сети дорог в Европе и в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.(5, с.56). Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживание временных посетителей. На смену скромным пансионатам и “комнатам для гостей” в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы.

Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входит организация туристический поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж – тура – комплекса туристических услуг, продаваемого по одной цене – является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т. Куком в 1841 году.(6, с.24)

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 года он стал называть себя “организатором поездок” и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристическое снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.

Первая мировая война, экономическая депрессия 30 – х годов, и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем в период между двумя мировыми войнами появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенное десятилетие. Туристические поездки как внутри стран, так и зарубежных постепенно приобретают качественно иной характер. Они преследуют уже не только развлекательный характер, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. (8)

1.2 Понятия, функции туризма

Слово “туризм” происходит от корневой основы “тур” что означает прогулка, путешествие. Существуют более двухсот определений туризма, простейшие из которых рассматривают только какие – либо его грани, например отдых или оздоровление, и потому являются далеко неполными. К таким определениям относятся, например, следующие: туризм – это лучший отдых.(6, с.76). Еще одно из определение туризма: туризм – это временное перемещение людей с места своего проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально – деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. (5, с.65)

В существующей мировой практике к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства на срок более 24 часов с любой целью. Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, ходить в походы, читать, разговаривать и наконец, просто наслаждаться окружающим миром.

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют с туризмом.

1. Туристы – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей туристической деятельности. (5, с.44).

2. Организации предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредствам предоставления товаров и услуг с учетов спроса на туристическом рынке.

3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.

4. Принимающая страна. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.

Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистике. Так, в 1937 году определение “Международный турист” было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Нации. В 1950 году Международный союз официальных туристических организаций, преобразованный в 1975 году во Всемирную туристическую организацию (ВТО), уточнил определение “турист”, введя новые понятия: “экскурсант” и “транзитный путешественник”. Туризм – это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, распространенный в большинстве стран мира.(4).

Есть еще одно определение туризма на котором мы и остановимся. Туризм – это временный выезд граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью.

В настоящее время туризм – это целая отрасль, индустрия, объединяющая ряд различных организаций и предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов и предоставляющих потребителям разнообразные услуги. В индустрию туризма входят гостиницы, предприятия питания, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также киносервис, службы быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и другие. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха.

Индустрия туризма выполняет следующие основные функции:

1. Освобождение индивидуума от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности.

2. Предоставление отдыхающим возможности развлечься. Сюда относится знакомство с местностью, ее жителями, а также участие спортивных и других мероприятиях (Активный отдых).

3. Предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.

Но также существуют множество видов туризма.

1.3 Виды туризма

На сегодняшний день существует много видов различного туризма. Выделим наиболее распространенные виды туризма:

1. Рекреационный туризм – поездки в целях лечения и отдыха.

2. Экскурсионный туризм – путешествия в познавательных целях.

3. Спортивный туризм – путешествия для участия в спортивных различных мероприятиях.

4. Деловой туризм – поездки, связанные с какой – либо профессиональной деятельностью.

5. Этнический туризм – поездки в целях посещения родственников.

6. Экстремальный туризм – это вид туризма, напрямую связанный с физическими нагрузками различной степени тяжести, а иногда с риском для жизни.

7. Водный туризм – путешествие на борту морского или речного судна по рекам, озерам, морям.

8. Целевой туризм – включает в себя поездки на различные массовые мероприятия.

9. Религиозный туризм – поездки с целью выполнения религиозных миссий.

Все эти виды туризма, как правило, связаны друг с другом и тесно переплетаются между собой. Это классификация одна по видам туризма, но также существует другая более подробная, такая как:

1. Религиозный туризм.

2. Кладоискательство.

3. Ностальгический туризм.

4. Сафари.

5. Туры на места катастроф.

6. Военный туризм.

7. Деловой и корпоративный туризм.

8. Экологический туризм. (4, с. 34)

Религиозный туризм.

Путешествия с религиозными целями – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одним из первых туристов несомненно были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец.

Кладоикательство.

Туры с целью кладоискательства. Различаются на профессиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и любительские – приключения развлекательного характера, с предоставлением возможности помыть золотой песок в отходах золоторудного производства, поиска драгоценных камней, на островах Индийского океана предлагают туристам лопату и карту с закопанным сказочным сундуком – такой вид занятий входит в перечень островных развлечений туристов.

Ностальгический туризм.

Ностальгический тур на места исторического проживания. Туризм на места исторического проживания населения, для встречи с родственниками или изучения с особенностями культуры и быта определенной этнической группы. Туризм приобрел массовый характер – посещения родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др. Программа таких туристических туров очень специфична – их участники в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цель приезда – индивидуальное или мелкими семьями посещение на легковых машинах местных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Это туризм для определенного поколения, в памяти, которую сохраняется ореол родины, со временем у последующих поколений ностальгические чувства притупляются или пропадают новее. Большой вклад в реализацию программ туров для финнов – переселенцев внес “Совет по туризму и экскурсиям Санкт – Петербурга”, который переоборудовал турбазу в поселке Лосеве в гостиницу международного класса “Лосевская” и организовал прием финских туристических групп.

Сафари.

Сафари, тур в целях охоты, рыбной ловли, поездки на природу в заповедники для наблюдения за животными, фото охота, тур в национальный парк в Кении или ЮАР, в целях увидеть уникальных животных на природе в естественных условиях. Практикуется поездка на природу или путешествие в заповедник к местным или тур примечательностям на вне дорожных автомобилях (джипах). Организуется колонна автомашин, в которой, кроме собственно джипов с туристами и проводниками, следует транспорт сопровождения с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др. В программу тура входит не только посещение достопримечательностей местной природы, но обучение вождению машины в горных условиях, преодоление препятствий, устройству лагерной жизни, изучение техники выживания в экстремальных условиях.

Туры на места катастроф.

Туры на места катастроф могут быть следующими: на потухшие вулканы, на затонувшие суда, на места землетрясения. Так, летом в 1998 году научно – исследовательское судно “Академик Келдыш”, оснащенное глубоководными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Атлантику и организовало спуски на дно и место гибели легендарного Титаника. Не так давно, после тайфуна в Южной Азии и Центральной Америки возможны туры в эти места.

Военный туризм.

Военный тур на места боев и исторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещение военных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катание на военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из военного оружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и маневрах, запуске космических кораблей на космодромах, а качестве зрителей, к таким же можно отнести и туры на посещение концлагерей и тюрем, хотя такое мероприятие является лишь составной частью тура.

Деловой и корпоративный туризм.

Западные компании давно освоили такой вид проведения мероприятий как бизнес – туризм. Выездные конференции, семинары, тренинги – прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принять бизнес – решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам. Российские бизнесмены, оглядываясь на западных коллег, тоже начинают задумываться о возможностях делового туризма. Вот только возможностей этих маловато. Пока российские туроаператоры настроены скептически. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Турфирмы ориентируются в первую очередь на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления “Индивидуальный туризм”, но как отдельный вид туристических услуг продвигать деловой туризм невыгодно.

Экологический туризм.

Особое внимание можно уделить экологическому туризму, как одному из направлений туризма. Экотуризм ставит своей целью минимизировать губительный эффект, который туризм может нанести природной сфере и самобытной культуре коренных жителей. А главная цель экологического туризма является приобщение к природе, познание ее глубинной сути, слиянием с ней и понимание необходимости ее охраны. Экологический туризм можно определить как туризм, предполагающий, прежде всего, пребывание человека в условиях “Открытой” природы, его непосредственное взаимодействие с живописными, экзотичными, неповторимыми явлениями природы и объектами, удовлетворяющим познавательные, научные, краеведческие потребности человека. В настоящее время значительное количество туристов отдают предпочтение именно экологическому туризму, о чем свидетельствует растущая популярность пеших экскурсионных маршрутов и увеличение посещаемости привлекательных в природном и культурном отношении мест. Важнейшая основа экологического туризма – качество окружающей среды. Понимая это, многие государства вкладывают значительные инвестиции в отрасль, чтобы улучшить условия для туристов в национальных парках, заповедниках, на других природных и исторических территориях.

Существуют виды туризма, которые связаны с физическими нагрузками, а иногда даже с риском для жизни человека. Из выше перечисленных к ним относятся:

1. Кладоискательство.

2. Сафари.

3. Туры на места катастроф.(6, с. 75).

2.4 Экстремальный туризм и его формы

Условно виды отдыха под общим названием “Экстремальный туризм” можно разделить на несколько категорий по видам:

1. Водные виды экстремального туризма (дайвинг, рафтинг, виндсёрфинг, водные лыжи и каякинг).

2. Горные виды экстремального туризма(горные лыжи, сноубординг, альпинизм)

3. Воздушные виды экстремального туризма (прыжки с парашютом, пара планеризм, дельтапланеризм, X – jumping).

4. Наземные виды экстремального туризма (маунтинбайкинг, спелеология, спелеспология и Х – гонки).

Экстремальный туризм – это вид туризма, напрямую связанный с физическими нагрузками различной степени тяжести, а иногда и с риском для жизни.(№7).

Водные виды экстремального туризма .

Дайвинг - это подводное плавание, подразделяется на два вида.

1. Собственно дайвинг, в массовом понимании – это плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха для дыхания под водой на 20 –360 минут, в зависимости от глубины и типа дыхательного аппарата. Дайвинг можно разделить на два класса: рекреационный – любительский, и профессиональный.

2. Фри – дайвинг – подводное плавание на задержке дыхания. Позволяет пробыть под водой до 5 минут.

Чтобы заниматься подводным плаванием, необходимо иметь набор навыков, позволяющих решать подавляющее большинство проблем при погружении. Погружения без прохождения обучения возможны, но могут привести к серьёзным заболеваниям и даже смерти.

Вейкбординг.

Представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой широкой доске. Двигаясь на скорости 30 – 40 км/ч с дополнительным баластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин.

Водные лыжи.

Один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятия водными лыжами потребуются четыре вещи: водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Водные лыжи в настоящее время активно практикуются на Черноморском побережье, как и на всех мировых курортах.

Виндсерфинг.

Тем, кто намерен всерьез увлечься этим захватывающим видом отдыха, стоит учесть, что это незабываемое удовольствие связано с постоянными падениями в воду и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках. Но красота, зрелищность и захватывающие ощущения скольжения на доке по волнам способны сторицей восполнить любые неприятности. Снаряжения для виндсерфинга – это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками – стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг это то же самое, только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10 – 12 км/ч.

В современном каякинге развиваются три основных направления – гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг – это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду. Родео, в отличие от слалома – это не только виртуозная техника, но еще элемент игры. Фристайл на каяке – это выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки. И, наконец, сплав. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности, или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка(препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.

Горные виды экстремального туризма.

Альпинизм.

Считается самым экстремальным отдыхом. Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерно развивается и популяризуется. Как правило, для восхождения принято выбирать лето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченной вершины. Однако любители самых острых ощущений не останавливаются и зимой.

Горные лыжи и сноуборд.

Горные лыжи – один из самых старых видов активного отдыха. Горнолыжный сервис сейчас гораздо качественнее и разнообразнее, чем 10 лет назад. Почти в любом горнолыжном курорте есть спуски, как для профессионалов, так и для новичков, которых всегда могут научить правильно кататься местные инструкторы.

Сноубординг – спуск по снегу с горных склонов на специально оборудованной доске. Это более агрессивный, активный и экстремальный вид, нежели горные лыжи. Сейчас в России можно приобрести разнообразную экипировку от ведущих мировых производителей и получить уроки катания у опытных инструкторов.

Воздушные виды экстремального туризма.

Прыжки с парашютом.

Парашютизм – это весьма молодой и популярный спорт по всему миру. Не смотря на то, что парашютизм связан с огромным риском для жизни, а во многом и благодаря этому он привлекает к себе все больше и больше людей по всему миру. В наши дни существует немало разновидностей прыжков с парашютом. Это и скайсерфинг, и групповая акробатика, и парапланеризм, но все большую популярность приобретает BASE – Jumping. Это не только острые ощущения, но и великолепное зрелище. Base – jump – это прыжок с парашютом с фиксированных объектов, то есть с какой – либо базовой точки. Именно с этих базовых точек совершают свои прыжки бэйсджамперы.

Наземные виды экстремального туризма.

Спелеология.

Если судить по тому, что спелеологи – это люди, которые в свободное время отправляются в горы с огромными рюкзаками. Но, в то же время, спелеология – это наука о пещерах. Чтобы заниматься спелеологией, надо иметь серьезную подготовку, причем не только физическую, но и техническую, а также и психологическую. Ведь пещера – совсем другой мир, где человек лишен привычных ориентиров: неба над головой, линии горизонта и другие. Его можно сравнить разве что с подводным или космическим пространством.

Х – гонки.

Это когда одни и те же люди настолько хорошо и универсально подготовлены, что могут лезть на скалы, скакать на лошади, справляться на каяке или на плоту по порогам, нестись по горам на велосипеде и спускаться по веревкам под водопадом. На Западе ежегодно проводятся более 200 экстремальных гонок.

Спелестология.

Увлекательная смесь туризма и науки, изучающая полости искусственного происхождения. В самом широком смысле слова спелестология – это наука об искусственных подземных сооружений. Спелестология тесно связана со спелеологией, только спелестологов не интересует пещеры. Им интересно проникновение, в какие – либо подземные городские структуры, недоступные либо неинтересные для остальных. Для того чтобы какое – либо подземелье заинтересовало спелестологов, надо чтобы оно было неиспользуемым в настоящее время, и представляло определенный исторический интерес. К таковым относятся заброшенные каменоломни, шахты, водоводы, колодцы, подземные храмы, ходы, и монастыри.

Экзотические виды экстремального туризма.

Космический туризм.

Самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма – путешествие на орбиту Земли. Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам это американский миллионер Денис Тито и гражданин ЮАР Марк Шаттлворд. Впрочем, в “Росавиакосмосе” утверждают, что в будущем снизится стоимость туров, и с удовольствием примут заявки на космическое путешествие от любого гражданина Земли.

Кайтсерфинг.

Суть его заключается в том, что человек, стоящий на доске, разгоняется с помощью воздушного змея, веревка то которого находится у него в руках. Заниматься кайтсерфингом можно как в горах, так и на равнинной местности, единственным обязательным и необходимым условием является ветер. Можно даже кататься по любым полям, как угодно плоским или бугристым. Но особым шиком считается прокатиться на доске по водоемам, покрытым ледяной коркой, и запорошенных снегом. К тому же русла рек и озер, как правило, являются самыми ветреными местами. Удивительная всесезонная универсальность позволяет использовать воздушных змеев зимой и летом. А некоторые профессионалы совершают прыжки до 100 метров в длину и в высоту 30 метров. Кайт позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза.

Джайлоо – туризм.

Это один из видов экзотического экстремального отдыха – жизнь в первобытном племени со всеми прелестями кочевого быта. Этот увлекательный вид туризма успешно развивается на высокогорных пастбищах Кыргызстана, в некоторых племенах Африканского континента и на Ближнем Востоке. Прекрасная и практически безопасная возможность отдохнуть от большого города.

Туризм на Северный и Южный полюса и другие экстремальные места.

Относительно недавно начали осуществляться круизы в Арктику и Антарктику. И все больше желающих хотят побывать в экстремальных условиях и посмотреть на экзотических животных и птиц, таких, как пингвин. К тому же Северный и Южный полюса наиболее экологически чистые места на Земле.

Встречаются и такие экзотические туры, как поездка в чернобыль или путешествие по джунглям. Желающих поехать в Чернобыль, по понятным причинам, не много. Ведь и по прошествии 16 лет экологическая обстановка в этом районе далеко от оптимальной. Конечно, отправляют туда любителей острых ощущений в специальных костюмах и в сопровождении специалистов с дозиметрами. Однако доступ в запретную 30 – километровую зону закрыт для беременных и несовершеннолетних, так как непосредственно у электростанции излучение многократно превышает допустимые пределы. При походах в джунгли у туриста появляется возможность буквально вписаться в природу, но при этом оказаться полностью отрезанным от цивилизованного мира. В такой ситуации любая случайность может стать причиной несчастного случая.


2.5 Выводы

Изучение туризма как вида социально – культурной деятельности позволило сделать следующие выводы.

Туризм направлен на различные виды проведения свободного времени и отдыха, как с семьёй, так и индивидуального. На сегодняшний день существуют множество интересных туров и поездок, который может приобрести практически каждый.

Главная цель привлечь, заинтересовать, предоставить выбор, для отдыха и проведения свободного времени.

Заграничный опыт не исключен, благодаря зарубежным странам приезжающие в Россию повышают экономический уровень страны.

Также туризм имеет познавательный характер, люди едут и многое познают. Люди расслабляются как физически, так и духовно, психологически, морально. При выборе же экстремального досуга, который популярен в большей, степени среди молодёжи, на сегодняшний день составляет не малую конкуренцию многим видам проведения свободного времени.


2. Практическая часть

В практической части представлена разработка семейного тура в Солецкий район Новгородской области. Этот тур будет проходить один раз в год, посвященный празднику “День семьи” 15 мая, утвержденный ООН в 1993 году. Это праздник утвердили на укрепление семьи, из – за проблем с которыми сталкиваются семьи. В этот праздник семья в полном составе должна проводить вместе время - гулять, разговаривать, прощать друг друга и т.д., и на основание этих проблем разрабатывается семейный тур “Папа, мама, я крепкая семья”, полаточных городках.

Тур “Папа, мама, я крепкая семья”. Это – интересный, развлекательный, воспитывающий, укрепляющий семью тур, направленный на отдых и развлечение, получение навыков общения в не стандартных ситуациях, нахождение взаимопонимания между членами семьи. Тур проходит в течение 6 дней. В летний период, на открытой местности, вблизи водоёма.

За отправку участников отвечает администрация Солецкого района Новгородской области, платит за всё, оправляющая сторона.

Победителям тура представляются различные призы и подарки. В шестой день окончания тура, устраивается прощальная вечеринка. Итоги по проведению тура подводит жюри администрации Солецкого района Новгородской области.

Цели и задачи:

1. Укрепление семейных отношений.

2. Взаимопонимание в не стандартных ситуациях между членами семьи.

3. Приобщение людей к эстетике природы.

Участники:

Молодожёны и семейные пары имеющие детей.

Порядок проведения тура “Папа, мама, я крепкая семья”.

I день: расположение в палатках, знакомство. Получение экипировки, оборудования.

II день: знакомство с полосой препятствия и с прохождением реки. Учение по применению экипировки и оборудованию.

III день: прохождение полосы препятствий, ориентирование на местности.

IV день: “день веселья” аттракционы, развлечения, театрализованные мероприятия.

V день: проход через реку в экстремальных условиях.

VI день: подведение итогов, изменились ли отношения в семье, вручение утешительных призов, прощальная вечеринка.

Финансирование тура “Папа, Мама, я крепкая семья”

Расходы участников тура – за счёт отправляющей стороны.

Организаторские расходы - администрация Солецкого района Новгородской области.


Заключение

В условиях сегодняшнего времени туризм предоставляет реальную возможность путешествовать, узнавать многое интересного, отдыхать, проводить хорошо время. Туризм делится на множество видов, и из этих видов каждому человеку необходимо выбрать свою деятельность отдыха.

Туризм позволяет исследовать, разбираться, познавать и т.д. Тем, самым человек развивается в более интересной форме.

Благодаря туризму человек лечится, существуют множество санаториев, оздоровительных комплексов, курортов с лечебными минеральными водами и т.д.

Отправиться в отпуск со своей семьей, и посетить развлекательные курорты, аттракционы, комплексы, отдых вместе позволяет укрепить семью. Туризм не малую роль играет в развитие страны, поднимает экономический статус, развивается строительство, активизируется деятельность народных промыслов и развитие культуры, создаются новые рабочие места, развиваются все туристические отрасли, увеличивает рост и жизнь местного населения. Но, несмотря на все эти плюсы, есть и минусы, которые тоже не маловажные: коммерциализация культуры, рост числа отклонений от общественных норм. Удовлетворение туристической потребности не должно наносить ущерб социальным, культурным ценностям населения регионов и стран. У каждой деятельности существуют минусы, но без них нельзя, не может быть все идеально. Но все-таки плюсов больше. И еще заграничный опыт не маловажен, многому страны учатся друг у друга, тем самым крепнет дружеский союз между странами.

Различные турфирмы из года в год расширяют спектр услуг. Деловой, корпоративный, спортивный, экотуризм – все эти направления активно и динамично развиваются. Многие агентства специализирующиеся по туризму и отдыху стали отдавать предпочтения интересным маршрутам, способным порадовать туристов своим интересным содержанием. Туризм является процветающей сферой бизнеса, которая с каждым годом развивается все больше и больше.

Так же туристические фирмы, предоставляя тур или какую – либо поездку должны предоставить безопасность и комфорт.

Практическая часть, в которой представлена разработка тура посвященному дню семьи «Папа, мама, я крепкая семья.”

Данная курсовая работа, может быть интересна.


Список литературы

1. Воронкова Л.П. история туризма и гостеприимства; издательство “Фаир - пресс”; 2004, с. 132

2. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Невытов, Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование; издательство “Академия”, с. 231

3. Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм; издательство “Феникс”; 2004, с. 127

4. Каурова А.Д. организация сферы туризма; издательство “Герда”; 2006, с. 96

5. Международный туризм и право; издательство “НИМП”; Москва 1999, с. 243

6. Основы экологического туризма: учебное пособие; 2005 год

7. Религиозный туризм: учебное пособие; издательство “Академия”; 2003, с. 231

8. http://www.our -tour.ru/turizm_razvitie.html

Выполняется по различным дисциплинам, например, "Курортное дело", "Менеджмент в туризме" и т.д. Написание курсовой по туризму - составная часть учебного процесса по всем специальностям и направлениям, связанным с СКСиТ.

Тематика и содержание курсовой по туризму

Цели курсовой по туризму могут быть достаточно разнообразны: начиная от научно-познавательной, в соответствии с которой курсовая будет носить исследовательский и аналитический характер, заканчивая практической или проектной, в соответствии с которой происходит подготовка к будущей профессиональной деятельности. В любом случае курсовая по туризму закладывает основы будущих знаний и способностей для работы в туристических организациях и санаторно-курортных комплексах.

преследует следующие задачи: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарах; развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; развитие умений самостоятельно систематизировать и изложить знания, полученные в процессе самостоятельного изучения литературы; проведение практической и научно-исследовательской работы, использование анализа и самостоятельных выводов по проблемам туризма и курортного дела; углубленное изучение наиболее актуальных проблем развития туризма и курортной отрасли на практике.

Тема курсовой по туризму должна быть освещена теоретически и подкреплена практическими примерами деятельности предприятий индустрии туризма, образцами документации, статистическими данными.

Обязательно должна содержать самостоятельные выводы и обобщения, сделанные на основе изучения теоретических и нормативных источников. В качестве результата исследования может выступить практическая разработка или набор рекомендаций, которые могут быть использованы в туристской деятельности.

Выбор темы курсовой работы по туризму делается на основе разработанной тематики курсовых работ или по согласованию с преподавателем.

План курсовой по туризму

План курсовой по туризму в целом повторяет структуру курсовых по любым другим предметам.

В котором обосновывается целесообразность выбора темы, актуальность и практическая значимость проблемы. Формулируются цели и задачи курсовой. Указываются методология и источники исследования.

Основная часть курсовой по туризму должна состоять из теоретического и практического разделов. Как правило, это две или три главы, разделенные на параграфы. Первая глава курсовой содержит характеристику основных теоретических проблем туризма в соответствии с темой курсовой, анализ исследования данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Вторая глава включает в себя анализ проявления данных проблем и вопросов туризма в современных условиях в России. Третья глава курсовой включает в себя практические предложение, разработки, рекомендации по совершенствованию рассмотренных вопросов туризма.

По туризму должно содержать краткие выводы по результатам исследования, основные рекомендации и предложения.

Список литературы включает источники, которые были использованы при написании курсовой по туризму. Список литературы подбирается самостоятельно. Возможно использование списка дополнительной литературы, рекомендованного в методических указаниях. Основой для написания курсовой по туризму должны служить законы РФ, научные работы и монографии, статьи в периодической печати, словари и справочники, статистические материалы. Рекомендуется использование литературы, изданной в последние 3-4 года. При чтении литературы необходимо сначала ориентироваться на фундаментальные работы, монографии и научные труды, затем дополнять свои знания за счет периодических изданий. Материал из изданий, посвященным вопросам туризма, необходимый для курсовой следует законспектировать.

Приложения включают в себя объемные графические или табличные данные, которые не целесообразно приводить в тексте курсовой по туризму.

Представляет из себя изложение и систематизацию материала, имеющегося по заданной теме в отечественной и зарубежной печати. Помимо этого необходимы самостоятельные выводы, анализ и предложения. Не допускается дословное переписывание материала из литературных источников. Если в курсовой по туризму приведен цифровой и фактический материал, например, по объему туристского рынка или количеству туристических, курортных, рекреационных организаций, а также цитаты из работ отдельных авторов, необходима ссылка на источник (сноска). Допускается два варианта сносок: постраничные, и ссылки на список литературы - необходимо уточнить у преподавателя или в методических указаниях, каким из них нужно воспользоваться. Каждый раздел курсовой принято начинать с новой страницы, указав его название.

Защита и оценка курсовой по туризму

Условием получения оценки за курсовую по туризму является не только подготовка текста, но и устная защита. К защите допускается готовые курсовые - окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя. К защите допускаются курсовые по туризму, имеющие письменный отзыв руководителя. Защита курсовой проводится как на практических занятиях, так и во внеурочное время. Автор работы выступает с докладом, в котором излагает основные итоги работы над проблемой, выводы и рекомендации. Продолжительность выступления – 5-7 минут. В целях повышения эффективности и степени усвоения возможно использование наглядного материала. На защите присутствуют студенты из группы, руководитель работы. Возможно присутствие представителей деканата, преподавателей кафедры. Во время защиты необходимо ответить на заданные вопросы.

, как и любые другие, оценивается по пятибалльной системе.

Итоговая оценка является результатом оценок:

  1. за текст;
  2. за устную защиту работы;
  3. за активность при ответах на вопросы по курсовой.

Примеры плана курсовой по туризму

Тема: Мировые центры лечебного отдыха Европы, сравнительная оценка.

Введение

Глава 1. Отдых и рекреация

1.1. Курорты, общее понятие

1.2. Туризм, виды туризма

1.3. Характеристика природных лечебных факторов для рекреации

1.3.1. климатотерапия

1.3.2. бальнеотерапия

1.3.3. грязелечение

1.3.4. особо уникальные факторы природы

Глава 2. Характеристика лечебного отдыха на курортах Европы

2.1. Курорты Чехии

2.2. Курорты Венгрии

2.3. Курорты Словакии

2.4. Курорты Румынии

2.5. Курорты Австрии

2.6. Курорты Франции

2.7. Курорты Германии

2.8. Курорты Болгарии

2.9. Курорты Италии

2.10. Курорты Швейцарии

Глава 3. Сравнительная оценка курортов Европы

Заключение

Список литературы

Тема: Государственная охрана здоровья и роль санаторно-курортной отрасли

Введение

Глава 1. Современное состояние российского рынка туристских услуг

1.1. Туристские ресурсы России

1.2. Российский туристский комплекс: проблемы и перспективы развития

Глава 2. Государственная политика по развитию туристского рынка: мировой и отечественный опыт

2.1. Зарубежная политика в сфере туризма

2.2. Основные направления государственной политики в России в сфере туризма

Глава 3. Совершенствование государственной политики в туристской сфере

3.1. Перспективы и тенденции развития туристского комплекса

3.2. Совершенствование государственного регулирования развития туризма

Заключение

Список литературы

Тема: Организация семейного отдыха на российских курортах

Введение

Глава 1. Понятие отдыха.

1.1. Виды рекреации.

1.2. Рекреационные технологии в условиях курорта.

Глава 2. Особенности организации семейного отдыха.

2.1. Организация досуга детей.

2.2. Организация досуга взрослых.

Глава 3. Характеристика курортов, организующих семейный отдых.

3.1. Сочи – как семейная здравница.

3.2. Организация семейного отдыха на курорте Анапа.

3.3. Отдых в Подмосковье.

Заключение.

Список литературы

Примерные темы дипломных работ по специализации «Туризм и гостиничное хозяйство»

Тема 1. Туристский рынок России и других государств. Классификация стран, территорий и районов, используемая ВТО (по выбору студента).
Тема 2. Туризм и платежный баланс по статье «Поездки».
Тема 3. Рынок морских и речных круизов.
Тема 4. Рынок горнолыжного туризма.
Тема 5. Средиземноморский регион туризма.
Тема 6. Рынок конгресс-туров.
Тема 7. Организация познавательного туризма в крупнейших культурных центрах мира - Москва, Санкт-Петербург, Париж, Лондон, Вена, Рим (или по выбору студента).
Тема 8. Система ценообразования в туризме и налоги (добавленная стоимость).
Тема 9. Международная система классификации услуг и средств размещения.
Тема 10. Лицензирование туристской деятельности. Лицензирование гостиниц. Идентификация туристских услуг и услуг гостиниц.
Тема 11. Сертификация туристских и гостиничных услуг.
Тема 12. Въездной туризм и методы его стимулирования.
Тема 13. Внутренний туризм России.
Тема 14. Управление спросом в туризме.
Тема 15. Сезонность и сглаживание сезонных колебаний в туристском и гостиничном бизнесе.
Тема 16. Управление международными и национальными гостиничными цепями и объединениями.
Тема 17. Инфраструктура сферы туризма.
Тема 18. Событийный туризм.
Тема 19. Паломничество и туризм в религиозных целях.
Тема 20. Создание и управление туристской фирмой.
Тема 21. Международная классификация целей посещения.
Тема 22. Экологический менеджмент в туризме.
Тема 23. Перспективы и проблемы развития туризма в России.
Тема 24. Процессы концентрации и централизации капитала в туристском бизнесе.
Тема 25. Транспортные услуги в туризме. Системы их классификации.
Тема 26. Туристский потенциал Москвы.
Тема 27. Инновации в развитии туризма.
Тема 28. Туристские формальности: паспорта, визы, медицинские формальности, валютные формальности, таможня.
Тема 29. Проблемы обеспечения безопасности в туристской и гостиничной деятельности. Роль сертификации. Режим въезда-выезда.
Тема 30. Правовые основы защиты интересов потребителей-туристов.
Тема 31. Автоматизированные системы бронирования и резервирования (букинг и тикетинг).
Тема 32. Информационные технологии принятия решений в туризме.
Тема 33. Внутрифирменные информационные системы.
Тема 34. Качество туристского обслуживания (гостиничного обслуживания).
Тема 35. Пути разрешения конфликтов в туристской деятельности. Международный опыт.
Тема 36. Социальный туризм. Отпускные чеки.
Тема 37. Услуги питания в туризме. Их классификация. Международный опыт.
Тема 38. Клубный отдых: проблемы и перспективы.
Тема 39. Стандарты туристского обслуживания, классификаторы и правила.
Тема 40. Правовые основы туристского бизнеса. Законодательные акты России.
Тема 41. Государственное регулирование туристской деятельности.
Тема 42. Налогообложение в туризме.
Тема 43. Управление персоналом в туризме. Должностные обязанности работников. Кодификаторы России и ЕС.
Тема 44. Роль выставок-ярмарок в туризме, туристские биржи.
Тема 45. Рекреационные ресурсы России.
Тема 46. Роль туризма в экономике государства и регионов.
Тема 47. Вопросы инвестиционной политики в туризме.
Тема 48. Этапы формирования туристского продукта. Туристские путевки и ваучеры.
Тема 49. Договорные отношения в туризме: туроператоры, турагенты, потребители туристских услуг.
Тема 50. Маркетинг в туризме.
Тема 51. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка.
Тема 52. Факторы устойчивого развития туризма.
Тема 53. Территориальные аспекты туристского рынка.
Тема 54. Ценообразование в гостиничном хозяйстве.
Тема 55. Реклама и информация в работе туристского предприятия: виды, формы, практическая деятельность.
Тема 56. Основные направления развития отечественного туризма в Российской Федерации: история, социально-экономические аспекты.
Тема 57. Основные направления развития международного туризма: история, социально-экономические аспекты.
Тема 58. Роль ВТО и других международных туристских организаций в развитии туристского бизнеса.
Тема 59. Международные декларации и соглашения и их роль в развитии туризма.
Тема 60. Нормативно-правовое обеспечение туризма в основных зарубежных государствах (на примере ФРГ, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Италии, Испании, Китая или по выбору студентов).
Тема 61. Роль и виды образования в туризме. Стимулирование образования.
Тема 62. Природное и культурное наследие, как туристские ресурсы.
Тема 63. Экскурсоведение. Методы разработки и технология проведения экскурсий.
Тема 64. Менеджмент гостеприимства.
Тема 65. Вопросы страхования в туризме.
Тема 66. По выбору.

Примечание. В подготовке тем дипломных работ принимал участие вице-президент Национальной академии туризма В.И. Азар.



Поделиться