Контрольная работа: Туристский продукт и его элементы. Балаганская М.Ю

Социальное обслуживание населения: понятие, участники социального обслуживания. Формы и виды социального обслуживания

Социальное обслуживание в праве социального обеспечения является самостоятельным правовым институтом, имеет свой обособленный комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в предоставлении таких услуг.

В научной литературе при определении понятия социального обслуживания его рассматривают в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, как экономическую, а с другой - как правовую категории.

Экономическая наука исходит, прежде всего, из того, что оказываемые в процессе социального обслуживания услуги являются разновидностью потребительской стоимости и потому не могут не иметь определенного влияния на благосостояние людей.

Услуга - такой вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятельности. Различают материальные услуги (грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные услуги (их оказывает просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхование и т.п.).

В "Словаре социальной работы" Р. Баркера социальное обслуживание определяется как "представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)".

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также раскрывается понятие "социальные услуги", которые представляют собой действия но оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание характеризуется предоставлением социальных услуг в натуральной (неденежной) форме. Так, гражданин пожилого возраста, полностью или частично утративший способность к самообслуживанию, нуждается в первую очередь в предоставлении услуг по обеспечению его жизнедеятельности (питание, уход, уборка жилого помещения, стирка белья и т.д.), предоставление которых он не сможет организовать без посторонней помощи. Кроме того, отличительной особенностью социальной услуги является то, что действия по ее оказанию направлены не только на преодоление трудной жизненной ситуации, но и на ее прогнозирование и профилактику.

Таким образом, социальная услуга - это действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и (или) семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике.

Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, предоставляющие социальные услуги, с другой стороны, клиент социальной службы - гражданин (семья), находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги. При этом иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют право пользоваться теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.

Основанием для предоставления социальных услуг является наступление конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), которые в законодательных актах о социальном обслуживании определены как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), которое (или последствия которого) он (она) не может преодолеть самостоятельно.

В литературе понятие "жизненные ситуации" включает в себя совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизни. Разделяют следующие жизненные ситуации: нормальные (устоявшиеся) и проблемные (трудные). Трудными называют ситуации, когда возникает нарушение порядка течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему без чьей-либо помощи. Наступление такой ситуации характеризуется следующими признаками: нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность в развитии событий; возникновение новой системы требований к субъекту; возникновение стрессовых состояний человека.

В качестве оснований, когда гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, выступают: частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью; сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей), наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов; признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы; ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц; последствия производственной травмы и профессионального заболевания; потеря кормильца; вынужденная смена страны постоянного проживания; период беременности и кормления ребенка; устойчивая психическая зависимость; последствия насилия или ситуаций, связанных с риском для жизни, и другие обстоятельства.

Действительно, не всегда в указанных случаях по объективным причинам гражданин может самостоятельно, без посторонней помощи преодолеть трудные жизненные ситуации, что приводит к необходимости государственного вмешательства с целью оказания помощи в их преодолении. Например, потеря кормильца не может быть компенсирована назначением гражданину пенсии по случаю потери кормильца. Как правило, потеря близкого человека сопряжена с нравственными страданиями, которые гражданин не может преодолеть без оказания ему психологических услуг. Ущерб, нанесенный гражданину в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, приводит к необходимости оказания срочных социальных услуг по организации питания пострадавших, обеспечения одеждой, предметами первой необходимости.

Исходя из определения трудной жизненной ситуации следует, что клиентами социальной службы могут быть как отдельные граждане, так и семьи.

Следует выделить следующие категории граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг:

1) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);

2) граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье (психическому или физическому насилию);

4) малообеспеченные;

5) граждане без определенного места жительства и занятий;

6) женщины, подвергшиеся психическому или физическому насилию;

7) граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

К семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, относятся:

1) находящиеся в социально опасном положении (семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними);

2) имеющие в своем составе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) малообеспеченные;

4) состоящие из одних пенсионеров (семьи, в состав которых входят пожилые и инвалиды, одинокие супружеские пары, и др.);

5) оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

6) имеющие в своем составе детей-инвалидов;

7) имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями в сфере социального обслуживания по созданию специальных служб и управлению государственной системой социальных служб, а также непосредственно осуществляют мероприятия в сфере социального обслуживания. Так, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда; органами образования, социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивается воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Социальное обслуживание осуществляется предприятиями, оказывающими населению социальные услуги, и учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, к которым относятся:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Таким образом, социальное обслуживание населения - деятельность, осуществляемая уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, иными уполномоченными организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, но предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, и (или) семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации.

Виды и функции социального обслуживания

Предусмотрены следующие виды социального обслуживания:

1) материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2) социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной им, социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

3) полу стационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты;

4) стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Важное место в системе социальных служб принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах. Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают центры социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России №137 от 20.07.1993 года). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или края, района организацию и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, поддержке.

Основные функции социального обслуживания населения следующие.

Функция социальной помощи включает:- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;- профилактику бедности - создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;- надомные услуги семьям и одиноким.

Функция консультирования предполагает консультирование специалистов: юристов, педагогов, врачей, психологов и др.

Посредством функции социального корректирования и реабилитации осуществляется социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и детей-сирот.

Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд: означает предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, распространение медико-психологических, педагогических и других знаний, изучение потребностей своих клиентов, их проблем, разработка и реализация конкретных мер.

При возникновении стихийных бедствий и социальных конфликтов социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 473 (СЗ РФ, 1996, №17, ст. 2002). Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно:

а) одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума;

б) граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума;

в) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг:

а) на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

б) в полу стационарных условиях - 50 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

в) в стационарных условиях - суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Услуги, оказываемые на коммерческой основе, оказываются с полным возмещением стоимости.

Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи; получения согласия в письменной форме местных органов управления социального обслуживания на оформление сделки.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 6,5 тысяч самостоятельных учреждений и предприятий по социальному обслуживанию различных категорий граждан, а также более 18 тысяч структурных подразделений и служб, входящих в состав органов социальной защиты населения или учреждений социального обслуживания и занимающихся предоставлением надомных, срочных социальных и других услуг.

Важно подчеркнуть, что социальные услуги очень тесно связаны с условиями жизнеобеспечения людей. Крайне важно соблюдать стандарты этих услуг, если не удовлетворены элементарные бытовые потребности человека: предоставление воды, пищи, жилища и одежды, возможности пользоваться энергетическими источниками и транспортом, обеспечение безопасного существования и заботы о здоровье.

Поэтому очевидно, что при разработке социального обслуживания необходимо включать положение об обязанности социальной службы координировать свою деятельность с другими службами для того, чтобы в первую очередь были удовлетворены базовые потребности человека.

Задание №2

Охарактеризуйте основные этапы работы с письмами граждан

Все письменные обращения принимаются централизованно в одном месте, Проверив правильность доставки, письма вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как штамп на нем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адрес автора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь на конверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решения вопроса и будет подшит в дело.

На самом документе в нижнем правом углу проставляется регистрационный штамп учреждения, получившего обращение, в котором стоит дата его получения и начала работы с ним в данном учреждении. Иногда она может не совпасть с датой на конверте, так как последняя проставляется почтовым отделением, которое не всегда в тот же день доставляет письмо адресату. Поэтому именно с даты, проставленной в регистрационном штампе, начинается отсчет срока исполнения обращения. Помимо даты в регистрационном штампе указывается и регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы, который состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения.

К обращениям могут быть приложены различные справочные материалы в подлинниках или копиях. Их надо скрепить вместе с обращением, чтобы они не растерялись в процессе работы. На этом заканчивается первый этап работы с обращениями.

После первичной обработки все обращения передаются на регистрацию, которая ведется по единой форме в порядке, установленном типовым положением. Регистрация этой категории документов помимо общих задач регистрации - учет, контроль и справочная работа - является также юридическим свидетельством того, что они приняты к рассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на карточках или на компьютере и только в тех случаях, когда в учреждение, предприятие или организацию поступает незначительное количество документов населения, можно оставить и журнальную форму регистрации.

Суть регистрации - запись на карточке основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе. Количество экземпляров заполняемых регистрационно-контрольных карточек определяется исходя из потребностей организации контроля за исполнением и справочной работы по обращениям. Чаще всего это 2-3 экземпляра: 1-й-для контрольной картотеки, 2-й-для справочной картотеки, 3-й направляется вместе с документом к исполнителю. Однако прежде чем приступить к регистрации, выявляют по алфавитной картотеке или алфавитной книге, не является ли данное обращение повторным.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истек установленный законодательством срок их рассмотрения или заявитель не был удовлетворен данным по первому обращению ответом.

Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведется валовой учет всех поступающих документов. Однако в регистрационной карточке при регистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа, то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и на его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальным штемпелем отметка «повторно».

Типовое положение предусматривает и такой случай, когда гражданин одно и тоже предложение, заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были в конечном итоге переадресованы в одно учреждение, организацию или предприятие, которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения, попавшие в результате в одно место, должны учитываться под одним регистрационным индексом первого полученного документа с добавлением порядкового номера. Например, В--194/, В-194/2, В-194/3 ит.д. Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю для принятия решения.

В законодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда полученное обращение вообще не относится к компетенции получившего его учреждения, организации, предприятия. В этом случае работником, отвечающим за эту категорию документов, оно должно быть не позднее чем в пятидневный срок направлено на рассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме дается разъяснение, куда ему следует направить свое обращение.

Если в обращении поставлены вопросы, требующие решения разных компетентных органов, руководитель организации, получивший обращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные сроки соответствующим организациям.

Во всех случаях пересылки документов в другие организации заявители ставятся об этом в известность в пятидневный срок с момента получения документа. В том случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является по существу ответом. На ее основе составляется ответное письмо заявителю.

Если вопрос требует лишь разъяснения, руководитель в резолюции указывает исполнителя и срок написания ответного разъяснительного документа. Все указания руководителя о порядке рассмотрения документа и исполнения переносятся в регистрационно-контрольную карточку. Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде всего, должно быть основано на требованиях конкретных законов, всестороннем изучении обстоятельств и причин, породивших критические замечания.

Чаще всего для принятия по обращению обоснованного решения необходимо собрать нужный информационно-справочный материал, послать запрос на места, потребовать объяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственные органы, организовать выезд на место ответственного работника.

К рассмотрению обращений не следует привлекать лиц, участие которых может повлиять на объективное решение вопросов, поднятых в документе. Весь процесс рассмотрения обращений граждан подлежит обязательному контролю.

Сроки исполнения обращений определяются в зависимости от сложности поставленных в них вопросов. Установлен как максимальный месячный срок разрешения жалоб, заявлений и предложений во всех органах. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлению необходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, разрешено, в порядке исключения, продление сроков не более чем на один месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Для разрешения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установлены более короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, в местных органах власти, на предприятиях и в учреждениях - безотлагательно, но не позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленных сроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться и сегодня.

Контроль за своевременным разрешением рассматриваемых документов возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечивать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.

Типовое положение специальным пунктом указывает, что письма граждан, направленные в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, различным адресатам, требующие сообщить результаты рассмотрения предложения, заявления, жалобы, берутся на особый контроль. На всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек и на предложениях, заявлениях и жалобах проставляется штамп «КОНТРОЛЬ» или знак контроля «К». Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

Контроль за исполнением ведется по регистрационно-контрольным карточкам, которые ставятся по срокам исполнения в контрольную картотеку. Контрольная картотека по обращениям граждан организуется и строится так же, как и контрольная сроковая картотека по другим административным документам.

Все движение контролируемого документа, передача его от исполнителя к исполнителю отмечается на карточке с указанием не только фамилии исполнителя, но и даты передачи ему документа. Обращение снимается с контроля только после фактического выполнения принятого по нему решения, о чем делается отметка в контрольно-регистрационной карточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по данному документу решение.

Для организации контроля за исполнением предложений, заявлений и жалоб граждан успешно используется компьютер. Количество документов, которое может быть проконтролировано с помощью компьютера, практически не ограничено. Быстрота ввода и вывода информации в ЭВМ обеспечивает получение оперативных данных о ходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что позволяет осуществлять превентивный, предупредительный контроль, обеспечивать выполнение документов в запланированные сроки. Напоминания могут поступать с любой запрограммированной периодичностью, ЭВМ в случае необходимости может обобщить и проанализировать за определенный период времени работу отдельных исполнителей и структурных подразделений по исполнению обращений граждан.

Ввод данных в помять компьютера по обращениям осуществляется с клавиатуры. На экране можно перестраивать сводки о ходе выполнения жалоб и заявлений по различным аспектам и получать необходимое количество копий на печатающих устройствах. Диалог с компьютером ведет сотрудник, работающий с этой категорией документов. Автоматизированная система «АСУ - заявление» способствует обеспечению высокой исполнительской дисциплины, своевременному исполнению обращений граждан.

Имеются типовые программы для ведения контроля за сроками исполнения документа на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и типовые программы для ведения контроля и справочной работы с обращениями граждан.

Одним из важных этапов работы с обращениями граждан является организация по ним информационно-справочной работы. Одновременно с постановкой одного экземпляра регистрацией по контрольной карточки в сроковую картотеку другой экземпляр карточки ставится в справочную картотеку, построенную в порядке алфавита фамилий заявителей. По этой картотеке всегда можно дать ответ на запрос гражданина или учреждения о состоянии рассмотрения конфетного обращения. Значительно удобнее вести справочную работу при автоматизированной системе, дающей возможность навести справку по любому реквизиту документа.

Результаты решения вопроса, поставленного в обращении, сообщаются заявителю. Ответы должны быть исчерпывающими, соответствующими действующему законодательству. Если конкретное выполнение решения поручено какому-либо другому органу, оно берется под контроль и об этом сообщается автору обращения с указанием должности лица, на которое возложен контроль за исполнением принятого решения. Решение, принятое единолично компетентным должностным лицом, сообщается автору обращения от имени органа, которому подчинено должностное лицо. Решение, принятое коллегиальным органом, сообщается автору обращения со ссылкой на номер и дату принятия этого решения либо в виде выписки из решения или протокола. В письменной форме сообщаются и решения об отказе в положительном удовлетворении поднятых в обращении вопросов. При этом отказ должен быть аргументирован, указаны мотивы и основания отказа со ссылкой на действующее законодательство и решения компетентных органов.

Секретарь, ведущий делопроизводство по обращениям граждан, обязан систематически вести анализ этой категории документов. Периодически (раз в месяц или квартал) составляются аналитические обзоры или справки, в которых отражают вопросы, по которым были поданы обращения, их количество по каждому вопросу, количество положительных и отрицательных решений. Кроме того, в справках указывается; сколько обращений было решено в срок, сколько с просроченным сроком исполнения и почему. Такой анализ служит выявлению причин, порождающих нарушение прав и интересов граждан, изучению общественного мнения, совершенствованию работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

На каждом документе после окончательного решения и исполнения делается надпись «ВДЕЛО» и ставится личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

В соответствии с требованиями Типового положения предложения, заявления, жалобы должны быть возвращены после их разрешения работникам, ведущим делопроизводство по обращениям со всеми относящимися к ним материалами и экземпляром регистрационно-контрольной карточки для централизованного формирования дела и картотеки. Формирование и хранение дел у исполнителей запрещается.

Работник, ведущий текущее хранение обращений, формирует их в дела, отдельно от общей переписки. При этом вместе с обращением подшивается копия ответа и все относящиеся к этому вопросу документы, собранные в процессе его рассмотрения, т.е. каждое обращение составляет в деле самостоятельную группу. Внутри дела эти группы документов по обращениям располагаются обычно по фамилиям заявителей в алфавитном порядке. Если в учреждение поступает большое количество обращений граждан, то каждое дело заводится по одной или нескольким начальным буквам фамилий заявителей. Например, «Предложения, заявления, жалобы граждан на букву «А», «Б», «В» и т.д. Если обращений мало, они могут быть сгруппированы в одно-два дела. Коллективные письма сосредоточиваются в отдельном деле. Причем предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организаций группируются раздельно от обращений по личным вопросам. социальный обслуживание население жалоба

При небольшом количестве обращений их можно располагать в делах и в хронологической последовательности. Появившиеся дополнительные материалы по вопросу, связанному с обращением или повторное обращение подшиваются к первой группе материалов. В дела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предложениями, заявлениями и жалобами граждан оформляется по установленной форме.

Законченные дела с предложениями, заявлениями и жалобами граждан хранятся в учреждениях, организациях и предприятиях в справочных и других целях. Ответственность за их сохранность, как и за сохранность всех документов, несут их руководители. Сроки хранения этой категории документов указаны в статьях Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.

Как видно из приведенных статей перечня, обычные обращения личного и второстепенного характера, составляющие подавляющее большинство этой категории документов, хранятся 5 лет, но предложения, интересные для истории и имеющие практическое значение, будут храниться постоянно. Все дела с обращениями, имеющие постоянный срок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроизводства в архив учреждения, а затем в государственный архив.

Подготовка предложений, заявлений и жалоб граждан и сдача в архив включает в себя: оформление дел, проведение экспертизы ценности документа, составление описей. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Оформление дел входит в функции лица, обычно секретаря, ответственного за работу с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.

Список литературы

1. Зимнухова А.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов // Социал. работа. - 2009. - № 1. - С. 39-41.

2. Нестерова Г.Ф. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М. : Академия: Моск. учебники, 2011. - 320 с.

3. Основы социальной работы с пожилыми людьми: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / М-во образования Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т; [В.А. Владимирцев и др.]. - Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2001. - 69 с.

4. Пикалов И.М. Организация социального обслуживания и жизнедеятельности пожилых людей в доме-интернате // Работник социальной службы. - 2011. - № 10. - С. 25-27.

5. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный ин-т". - М. : Флинта: НОУ ВПО " МПСИ", 2012. - 194 с.

6. Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сб. науч. ст. / под общ. ред. М.М. Гладковой. - Балашов: Николаев, 2009. - 76 с.

7. Конституция Российской Федерации;

8. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 359 с;

9. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В., Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан. Учебно-методическое пособие. М.:РГГУ, 1992. 74 с;

10. Рыбаков А.Е. Разъяснения по вопросам, касающимся обращений граждан//Секретарь-референт. - 2004. - №8(35). - С.34-38.

В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом.

Турист - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника.

Адекватно указанным выше определениям выделим участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью.

Международными туристами считаются лица, путешествующие:

С целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;
. с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);
. с деловыми целями;
. в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.

Иностранные рабочие;
мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;
лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;
военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исклю: чением следования в целях туризма;
работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;
кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;
регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;
транзитные путешественники;
участники групповых поездок на туристских поездах, но-чующие в вагонах поезда;
участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;
члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов,» ночующие на судне или в вагоне поезда;
члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;
путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.

Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.).

Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В публикациях Национального комитета США по анализу туристских ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день.

Постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;
. лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;
. лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны;
. лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы;
. военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;
. кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;
. транзитные пассажиры;
. участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
. участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;
. члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;
. члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения.

Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.

Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения Статистической комиссией": ООН полное определение термина «посетитель»: это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:

1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум 24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления:

Отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.;
. деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах.

2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее 24 часов.

Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г., рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в 1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.

Как бы ни были важны предприятия-организаторы путешествий, нельзя забывать и еще об одной центральной фигуре - самом туристе. Действительно, вся деятельность туроператоров и турагентов в конечном итоге сводится к тому, чтобы «угодить» клиенту - туристу.

Вкусы и предпочтения клиента обычно ставятся на первое место.

Туроператор при разработке туров будет исходить из того, что купит потом потребитель; гостиницы и

другие предприятия размещения делают все, чтобы их постоялец почувствовал себя, как дома: комфортабельные номера, вежливость персонала, маленькие приятные сувениры, доброжелательная атмосфера и желание огородить клиента от всех повседневных хлопот и забот.

В большинстве случаев главная цель туриста - это отдых, новые впечатления, отвлечение от повседневной жизни и простое наслаждение жизнью. Поэтому, уезжая в путешествие, турист уже изначально настраивается на то, что все уже сделано за него, обо всем уже позаботились турфирмы и их партнеры, а от него требуется лишь жить в свое удовольствие.

Для наиболее качественного обслуживания, как уже было сказано, надо выяснить на какую целевую аудиторию будет рассчитан будущий тур. Для удобства создано огромное количество различных классификаций туристов.

Однако не следует забывать, что кроме новых впечатлений, турист едет за хорошим обслуживанием и положительными эмоциями. На современном этапе в мировой туристической практике качественное обслуживание стало просто неотделимым от остальной программы путешествия и воспринимается как само собой разумеющееся, поэтому туристы зачастую даже не отдают себе отчет: насколько бы изменилось их путешествие, не будь там качественного сервиса. Покупая тур, турист оплачивает не только определенный набор экскурсий, но и грамотное обслуживание.

Гостеприимство - это не просто дежурные улыбки обслуживающего персонала. Это, в первую очередь, создание уюта, домашней атмосферы, доброжелательность, желание помочь, сделать все, чтобы турист остался доволен. При этом оно не должно быть навязчивым. На Западе выделяется несколько составляющих грамотного обслуживания: 1)

турист должен быть избавлен от долгого ожидания при регистрации, оформлении документов, когда, наконец, приедет экскурсионный автобус, когда начнется экскурсия и т. д. Сейчас почти везде берется курс на облегчение процедуры регистрации в гостинице и продажи тура в целом. Все это направлено на то, чтобы в будущем турист проводил перед стойкой портье минимальное количество времени; 2)

обслуживающий персонал должен проявлять уважение к своим клиентам, не делить их на низших и высших; 3)

весьма важным компонентом является индивидуальный подход к каждому туристу. Все люди разные, и то, что приятно для одного, может не вызывать восторга у другого; 4)

маленькие знаки внимания - это всегда приятно. Например, это может быть какой-то сувенир, или букетик цветов в номере, или что-то еще. Кстати, после окончания путешествия можно выдать различные значки, дипломы, подтверждающие прохождение данного маршрута; 5)

возможность получения любой информации, причем она должна быть бесплатной; 6)

в процессе обслуживания турист ни в коем случае не должен чувствовать, что для персонала - это всего лишь работа, за которую он получает деньги. Каждый турист должен быть желанным гостем, которого хочется, а не приходится обслуживать.

При отправке российских граждан за рубеж необходимо наличие ряда документов.

Это, во-первых, заграничный паспорт. Существует несколько видов паспорта: служебный, дипломатический, паспорт моряка, общегражданский заграничный паспорт. При выезде за границу с туристическими целями гражданин должен иметь при себе именно общегражданский загранпаспорт. Так как срок его действия ограничен, задача турагента следить за тем, чтобы гражданин не отправился в путешествие с паспортом, срок действия которого уже заканчивается, и предупредить о возможных проблемах, связанных с этим.

Во-вторых - наличие визы. Часто турагентства берут на себя оформление визы. Получение визы всегда достаточно сложный процесс. Есть страны, в которых для этого достаточно лишь подать необходимые документы и заплатить соответствующий взнос. Но в большинстве стран этого недостаточно, и выдача визы затягивается. Если для проезда на территорию какой-либо страны нужно пересекать территорию других стран, для этого необходимо получить специальную транзитную визу, которая оформляется после основной визы.

При отъезде из страны временного пребывания туриста следует известить о том, что срок действия визы подошел к концу.

Это делается из-за того, что кто-то из туристов может решить остаться в стране еще на какое-то время, и у него возникнут проблемы с визой. Но если турист не обратил внимания на эту информацию, турагентство уже не несет ответственности за этого туриста.

Каждый турист, прежде чем купить какой-то тур, проходит несколько этапов. Для начала оформляется потребность туриста в данном продукте. Иногда эта потребность возникает стихийно, иногда является лишь очередным звеном в цепочке (человек устает на работе - человек хочет отдохнуть - человек хочет куда-нибудь съездить). Для турфирмы именно это составляет первый этап анализа потребительского поведения туриста. Сейчас существует множество туристических фирм, которые продают в принципе одинаковый продукт. Поэтому турист будет выбирать между фирмами и между набором услуг, которые они предлагают. Здесь следует помнить о том, что если турист не будет обращать внимание на цену, то он выберет тур, где предоставляется большее количество услуг и более престижный тур. Для турфирмы это выливается в построение кривых безразличия. Из этих кривых видно, что некоторые наборы услуг одинаково могут удовлетворить потребности туриста, и, в целом, ему будет все равно, какие конкретно услуги содержатся в данном наборе. Для построения кривой безразличия строится специальный график, где отражены, типы предприятий размещения и тип питания. И на этом графике видно, какие наборы по-одинаковому удовлетворяют запросы потребителя.

Второй этап анализа потребительского поведения туристов включает в себя анализ их финансовых возможностей. При выборе того или иного тура турист не ограничивается лишь его привлекательностью, он сопоставляет свои финансовые возможности с ценой на турпакет и выбирает, какой тур может себе позволить приобрести. В результате выбора он обычно приходит к самому оптимальному для него решению - подходящий набор услуг за приемлемую для него цену, т. е. на туриста во время покупки тура оказывает влияние два важных фактора: его предпочтения и его денежные средства.

Существуют законодательно закрепленные права и обязанности туристов.

Так, согласно ст. 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: 1)

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; 2)

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; 3)

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; 4)

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5)

содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; 6)

беспрепятственный доступ к средствам связи.

Обязанности туриста закрепляются ст. 7 названного Федерального закона.

Согласно указанной статье во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан: 1)

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; 2)

сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; 3)

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; 4)

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Цель – сформировать понятийный аппарат в сфере туризма.

ПЛАН:

1. Туристские услуги - составляющие туристского продукта.

2. Тур и турпродукт.

Туристские услуги - составляющие туристского продукта

В соответствии с ГОСТ 50690-94 «Услуги населению. Термины и определения» туристская услуга - результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные . Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и пр.

Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и пр.

Таким образом, ГОСТ 50690-94 позволяет определить место туристских услуг среди многообразия услуг, оказываемых населению, и относит их к социально-культурным услугам.

Турист является потребителем - туристских услуг, работ и товаров- то есть туристского продукта. (см. рис. 1.).

Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта (туристско-экскурсионные услуги), отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.

Собственно услуги - это невидимый товар особого рода. Туристская услуга обладает определенными свойствами:

1. Отсутствие владения.

2. Услуги неосязаемы.

3. Потребитель участвует в производственном процессе - производство и потребление осуществляются одновременно.

4. Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги

5. Сотрудники сервисной фирмы и другие потребители считаются неотъемлемой частью услуги.

6. Непостоянство качество, изменчивость услуг.

7. Потребителям сложно оценить качество многих услуг

8. Недолговечность, неспособность к хранению.

9. Для услуги важен временной фактор- срок выполнения услуги.

10. Возможность доставки услуги не только традиционными физическими каналами, но и электронным путем.

11. Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги - потребитель доставляется к месту её генерации.

Рис. 1. - Основные составляющие туристского продукта

В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение и все иные, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страховку, услуги гидов-переводчиков и иное обеспечение. В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда могут выполнять роль экскурсовода, если не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов может быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации.

Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов.

Если рассматривать туризм, то по общим принципам обязательно в туристском пакете наличие как минимум двух услуг - перевозки и размещения . Пакет услуг может быть расширен организатором туризма по пожеланию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на месте на выбор.

Отметим особо психологический фактор. Турист на стадии выбора и приобретения тура стремится любыми способами минимизировать трату денег на его приобретение, а следовательно сократить перечень и стоимость предлагаемых в пакете услуг. Кроме того, следует учитывать фактор менталитета, присущий практически туристам всех национальностей, за исключениемтех (интернациональных), которые денег не считают.

Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», подразделяются на обязательные и рекомендуемые.

Обязательные - безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов и охрана окружающей среды.

Предоставляемые туристские услуги должны соответствовать требованиям, предусматривающим дополнительные удобства для потребителей, привлекательность и престижность услуг. Несмотря на то что в ГОСТ эти требования обозначены как рекомендуемые, надо помнить, что на самом деле они являются обязательными к исполнению. В данном документе даны и разъяснения этих требований.

1. Соответствие назначению. Туристские услуги должны соответствовать ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которым адресуется услуга.

2. Точность и своевременность исполнения. Предоставляемые потребителю туристские услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в путевке, билете, квитанции и т. п.

3. Комплексность. Предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных, но и дополнительных услуг (бытовых, связи, торговых и др.), создающих нормальные условия для жизнеобеспечения потребителей.

4. Этичность обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен соблюдать этические нормы поведения. Потребителю должны быть гарантированы вежливость, доброже­лательность, коммуникабельность персонала.

5. Комфортность. Туристские услуги должны предоставляться в комфортных условиях обслуживания, созданных для потребителя (удобная планировка помещений, рациональное их оборудование, отделка, оснащение и т. п.).

6. Эстетичность. Художественное решение зданий, территории туристского предприятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений обслуживания должны соответствовать требованиям композиционной гармоничности и архитектурной целостности. Внешний вид и культура речи обслуживающего персонала должны соответствовать требованиям эстетичности.

7. Эргономичность. Продолжительность обслуживания, протяженность и сложность туристских и экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам снаряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, мебель и другие предметы оснащения должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов.

При организации туров турфирмой разрабатывается программа обслуживания. Программа обслуживания - это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.

Уровень обслуживания зависит от уровня составляющих туристских услуг: проживания, питания, экскурсионного, транспортного обслуживания, досуга, а также от четкого их соответствия цели путешествия.

Технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.

Оптимальная программа обслуживания - это такая программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления.

При составлении программ туров учитывают не только определенный уровень комфортности обслуживания, но и соответствие программ обслуживания цели путешествия.

Так, не стоит предлагать турпоход на байдарках по рекам Подмосковья туристам, приехавшим в Москву с целью знакомства с историко-архитектурными памятниками. Если определен деловой тур, то и экскурсионная программа должна быть сориентирована на интересы деловых людей. При разработке, к примеру, программы фольклорного (этнографического) тура вся экскурсионно-досуговая программа строится на принципах знакомства с местным фольклором, национальными особенностями, местными промыслами и т. д.

Кроме того, при составлении дневной программы учитывают специфику самого туристского или курортного центра, маршрута путешествия: необходимо планировать экскурсионные программы с наименьшими переездами (территориальная разработка программы), питание (как правило, обед) бывает удобно заказывать в том районе, где заканчивается утренняя программа или где начинается программа второй половины дня и т.д..

При составлении конкретной программы обслуживания через направляющую фирму заранее выясняют пожелания туристов. Здесь уже имеется в виду не столько изучение спроса, сколько выявление конкретных пожеланий туристов относительно посещения того или иного объекта, не входящего в экскурсионную программу.

При оценке туристской услуги важное значение имеет персонал. В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация гида, работающего с группой, т. е. человека, который отвечает за качество обслуживания своим личным участием. Кроме того, что гид должен иметь высокую квалификацию, он должен владеть полной информацией по программе ivpa и при необходимости заменить один вид обслуживания другим.

Тур и турпродукт

Если рассматривать процесс предоставления туруслуг, то организаторы туризма не занимаются предоставлением собственно услуг, а только комплектуют и составляют их комбинации сообразно запросам туристов, бронируют их, получая за это надлежащее вознаграждение в виде процента. То есть, организаторы туризма выступают некими посредниками между туристами и производителями услуг. Фактически туристский продукт - это право на тур.

Туристский продукт - упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров (турпакет, пакет туристских услуг, туристский пакет), состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристский продукт (турпакет) предлагается - по общей цене и как единое целое на рынке, включающей все достаточные элементы для удовлетворения потребностей туриста в процессе его совершения.

Туристский продукт это комплекс из трех элементов: тура, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары (см. рис. 2).

Рис. 2. - Структура туристского продукта

Чем туристский продукт отличается от туристского пакета? Тем, что туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее - обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

Тур (турпакет, пэкидж-тур) является базовой единицей турпродукта, то есть к нему могут добавляться или удаляться те или иные услуги в зависимости от потребностей клиента в определенный момент времени. Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на рынке, при этом на рынке находят также спрос и отдельные туристские услуги.

К составу туристских услуг сообразно ГОСТ 56090-94 причисляются экскурсии, походы и путешествия, как разновидность услуги. Пакеты услуг (туры) состоят из:

a услуг размещения;

a услуг питания (включая напитки);

a услуг транспорта;

a трансфера (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания);

a организации и оказания экскурсионных, рекреационных, культурных и спортивных услуг;

a услуг по организации посещения магазинов;

a прочих услуг (оформление паспортов, виз, медицинских и ветеринарных сертификатов, проката автомобилей, страхования и др.).

Тур - комплекс туристских услуг, работ и товаров, взаимоувязанных между собой и направленных на достижение главной цели, определенных программой, временем, ценой, туристским маршрутом. Напомним еще раз, что по международным (и многим национальным) стандартам туристский пакет в минимуме должен обязательно содержать две услуги, перевозку и ночевку. Все остальные дополняют тур, обогащают его содержание, способствуют достижению главной цели и генерации туристского впечатления.

Тур не покрывает всего времени путешествия и оставляет туристу достаточно свободного времени для выбора собственной программы. Поэтому туристские услуги делятся на основные (включенные в договор и оплаченные посетителем) и дополнительные (оплачиваемые в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания, например если туристу захотелось поехать на экскурсию не входящую в стоимость заранее оплаченного тура, то он из личных средств оплачивает эту дополнительную услугу сверх суммы, оплаченной турфирме). Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу услуг (туру).

Обязательную программу – турпакет и комплекс услуг на маршруте, т.е. тур, туроператор оформит в виде туристской путевки или ваучера – документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.

К дополнительным услугам относят прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое телевидение, пользование мини-баром и т.д.

Товары – специфическая материальная часть турпродукта , включающая туристские планы, карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т.п., и неспецифическая часть турпродукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.

Таким образом, на практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

1. Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.

2. Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и многое другое.

3. Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т.д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.

Наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив-тур и инсентив-тур.

Инклюзив-тур - путешествие, продаваемое турфирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Инклюзив-туры организуются как для индивидуальных, так и для групповых путешествий. Преобладающей формой путешествия является групповой туризм.

Инсентив-тур представляет собой поощрительную поездку за счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за достижения в труде (например, за повышение общего объема продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т.д.).

В соответствии с данными статистики структура стоимости турпродукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:

ТПр (100%) = Т (30%) + ДТЭУ (40%) + Тв (30%),

где ТПр – стоимость турпродукта; Т – стоимость тура; ДТЭУ - стоимость дополнительных услуг; Тв - стоимость купленных товаров.

Из формулы видно, что туроператор выручает мене 0,3 стоимости турпродукта. Гораздо больше туристы оставляют на территории путешествия, т.е. пользуясь услугами туриндустрии, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов российских туристов поступает в местный бюджет через торговлю.

Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности .

1. Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен (то есть чутко реагирует) по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий.

2. В связи с сезонными колебаниями спроса присутствует так называемый феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны.

3. Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте.

4. Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

5. Не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и деталей. То есть в случае если клиент будет не удовлетворен хотя бы одной услугой входящей в состав турпродукта, то в целом качество всего турпродукта будет восприниматься клиентом неудовлетворительным.

Разработка турпродукта - сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, направления выезда, конъюнктуру туристского рынка, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта. Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оценить целесообразность и экономическую эффективность его разработки

Резюме лекции:

Туристский продукт - упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров (турпакет, пакет туристских услуг, туристский пакет), состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Туристские услуги в соответствии с законодательством должны отвечать определенным требованиям. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов. Туристский пакет - это только часть туристского продукта, точнее - обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету). Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

Контрольные вопросы:

1. Представьте определение термину «туристская услуга».

2. Какие свойства туристской услуги Вы знаете?

3. Существуют ли отличия в терминах «тур» и «туристский продукт» и какие?

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)

2. ГОСТ 50690-94 «Услуги населению. Термины и определения»

3. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – 192 с.

6. Менеджмент утризма: Туризм как вид деятельности: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 110 -113.

  • Анализ туристского потенциала в сфере развития событийного туризма Костромской и Вологодской областей
  • Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования
  • Ботулизм, этиопатогенез, связь ботулизма с определенными продуктами, клинико- эпидемиологические особенности вспышек, лабораторная диагностика, профилактика
  • В случае необходимости, Вы можете обратиться к нам с просьбой об оказании услуг переводчика (с русского на английский). Стоимость услуги для одной публикации - 200 руб



  • Поделиться