Где пишется номер поезда на билете. Расшифровка железнодорожного билета

Где Иван да Марья делятся с читателями практическими рекомендациями об организации путешествий.

Наш первый пост в этом разделе мы посвящаем рассказу о том, как правильно читать железнодорожный билет российского образца. Казалось бы, что тут сложного. Но позвольте небольшую предысторию.

19 августа 2011 года, пятница. Команда путешественников с Иваном да Марьей собралась на перроне Ленинградского вокзала, чтобы отправиться на выходные в Великий Новгород. Заканчивается посадка, и мы занимаем свои места. И вот неожиданность – на месте двоих наших участников уже сидит женщина с ребёнком. Мы-то уверены, что не ошиблись, но и женщина считает себя правой и уже успела разложить на полках вещи. Начинаем сверять билеты, и что же видим?

Номер поезда: 042АА – верно.
Маршрут поездки: МОСКВА ОКТ – НОВГОРОД ВОЛ – верно.
Номер вагона: 12П – верно.
Места 025 и 026 – верно.
Но ДАТА! – дата стоит 19.07, а на дворе-то уже 19 августа!

Пришлось женщине с ребёнком собирать свой багаж и выходить из поезда в последние две минуты перед отправлением.

Чтобы с вами никогда не случилось ничего подобного, мы и написали этот материал.

Для начала давайте вспомним, как выглядит бланк электронного билета РЖД (в наших примерах мы будем рассматривать именно их). Пассажир никогда не видит бланк чистым, хотя сам по себе он красив. На корешке бланка изображены точные контуры России (не забыты острова и внутренние водоёмы, например, Байкал). На отрывном купоне – изображение легендарного поезда ЭР-200, ходившего между Москвой и Петербургом до введения «Сапсанов», с 1984 по 2009 годы. (Щёлкнув на картинку, можно рассмотреть бланк крупнее).


Теперь посмотрим на образец заполненного электронного билета.

Здесь мы видим, что на белых полях проездного документа и в его верхней части напечатался номер билета, на корешке отпечатаны 9 строк с информацией, на контрольном купоне – 11. Читаем и рассказываем про все строки корешка по порядку.

Строка 1 : 044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W

044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W
Жирным мы выделили номер поезда, на который куплен билет. В нашем случае это поезд 44. Куда он идёт, в билете не указывается, и если мы, например, хотим знать, конечная ли остановка нашей высадки, нужно справиться в расписании.
Буква «Э» после номера – служебное обозначение поезда. Всем поездам присвоены такие буквы, несовпадающие у поездов одинаковых номеров. Они нужны для того, чтобы железнодорожным службам их можно было отличить два разных 44-х поезда на железнодорожной сети.
Буква «А» после «044Э» идентифицирует графиковую нитку поезда/вагона и означает, что вагон, в который мы купили билет, входит в основную группу поезда. Другими словами, это не прицепка.
Если поезд многогруппный, то есть часть вагонов идёт в середине маршрута одну сторону, а часть в другую, вагоны второй группы будут обозначаться «Б», третьей – «Ц», и так далее в русской транслитерации по латинскому алфавиту (иногда идут не последовательно, например, А, Б, Ц, Д, Ф, Е). Так же обозначаются и простые прицепки.
Также разными буквами ниток обозначаются участки маршрута, разделенные станциями, по которым установлен так называемый переменный трафарет (то есть идёт полная или почти полная смена пассажиров по определённым станциям).
Так что если у вас в билете стоит, например, «Ц», это может означать как то, что вы поедете в третьей группе вагонов поезда, так и то, что вы купили билет в вагон с переменным трафаретом или прицепку. Возможны и более сложные варианты, которые, как нам кажется, будут уже мало интересны читателю. И если для вас важно узнать, какой именно из вариантов справедлив в вашем случае, лучше обратиться к расписанию.

044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W
Жирным выделена дата и время отправления. В нашем случае это 11 декабря в 0.35 ночи. Как видно, год не указан, но если у вас есть сомнения, ниже мы расскажем, где посмотреть и год.

044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W
Жирным выделен номер и тип вагона. В нашем случае это 12-й плацкартный вагон. Если бы вместо «П» стояла буква «К», это означало бы купе, «С» – сидячий вагон, «О» – общий вагон, «Л» – спальный вагон (СВ, или люкс), «М» – мягкий вагон.

044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W
Жирным выделена стоимость билета и стоимость плацкарты в валюте государства, в котором оформлен билет. В нашем случае стоимость билета – 280 руб. 30 коп., а стоимость плацкарты – 273 руб. Отметим, что ни одна из них не является общей стоимостью билета.
На первый взгляд, информация бесполезна для пассажира, но это не так. Если пассажир пойдёт сдавать неиспользованный билет, ему будут возвращены деньги именно в размере стоимости билета и стоимости плацкарты.
Так, если бы мы сдали билет не меньше чем за 8 часов до отправления поезда, мы бы вернули 553 руб. 30 коп.
В случае, если бы мы сдали билет меньше, чем за 8, но больше чем за два часа до отправления, мы бы получили обратно стоимость билета и половину стоимости плацкарты, то есть 416 руб. 80 коп.
Если бы мы сдали билет ещё позже, мы бы получили только стоимость билета, то есть 280 руб. 30 коп.
Вот как раз для того, чтобы узнать, сколько денег можно вернуть за сдаваемый билет, пассажир и может использовать эту информацию.

044 ЭА 11.12 00.35 12 П 000280.3 000273.0 01 ПОЛНЫЙ W
Жирным выделено количество людей, которые могут проезжать по этому билету, а также тип тарифа. В нашем случае едет один человек по полному тарифу. Если бы по билету ехал один ребёнок, было бы указано «01 ДЕТСКИЙ W».

Строка 2 : МОСКВА ЯР-КОСТРОМА Н (2000002-2010090) КЛ.ОБСЛ.3П

МОСКВА ЯР-КОСТРОМА Н (2000002-2010090) КЛ.ОБСЛ.3П
Жирным выделены пункты, от и до которых действителен билет. В нашем случае билет действителен от станции Москва-Ярославская до станции Кострома Новая.
Это, пожалуй, самая важная для пассажира строка в билете и здесь же, как водится в таких случаях, есть простор для незнания, невнимательности и, как следствие, ошибок.
Сперва о незнании. По старой советской традиции, официальные наименования станций не всегда соответствуют их же обиходным названиям. Поэтому нельзя забывать, что когда мы говорим другу, что едем на Ленинградский вокзал, с точки зрения железнодорожников мы едем на станцию Москва-Октябрьская (в билете было бы «МОСКВА ОКТ»). Таких несовпадений до наших дней остаётся ещё очень много, и нужно знать их, чтобы не ошибиться в этом.
Теперь о простой невнимательности. Привычки привычками, но время идёт, города расширяются, появляются новые станции и даже вокзалы, на которые переводятся старые поезда, идущие в те же города, что и раньше. И самый характерный пример – Санкт-Петербург. Годами, даже десятилетиями в Москву уходили поезда с Московского вокзала. А сейчас есть проходящие поезда, идущие на Москву с Ладожского. И сколько раз приходилось слышать истории о том, что пассажир пришёл на Московский вокзал и не обнаружил там своего поезда, в то время как он уходил с Ладожского. А всего-то нужно было заранее посмотреть в билет, в ту строку, которую мы обсуждаем, увидеть там «С-ПЕТЕР-ЛАД» и сразу ехать на Ладожский вокзал. (Московский вокзал обозначается как «С-ПЕТЕР-ГЛ»).
Так что Иван да Марья призывают вас, дорогие читатели, и знать, и быть внимательными.

МОСКВА ЯР-КОСТРОМА Н (2000002-2010090) КЛ.ОБСЛ.3П
Жирным выделены коды станций, от и до которых действует билет. Используются для того же, что и буквы о обозначениях поездов – чтобы различать станции и остановочные пункты с одинаковыми названиями. Для рядового пассажира почти бесполезная информация.

МОСКВА ЯР-КОСТРОМА Н (2000002-2010090) КЛ.ОБСЛ.3П
Жирным выделен класс обслуживания, соотносящийся с типом вагона. Крайне важная для пассажира информация, причём ещё на этапе покупки билета. В нашем случае – третий класс, плацкартный вагон.
Всё было бы понятно, если бы система классификации вагонов не была простой, как это кажется на первый взгляд. Так, на плацкартный вагон указывает также и класс «3Э». На купейные вагоны указывают классы «2К» и «2Л». Все вагоны более высокого уровня относятся к первому классу.
Разобраться в разнице между обозначениями одних и тех же типов вагонов – дело, безусловно, интересное, но об этом мы напишем вам в одном из следующих постов, когда речь пойдёт о покупке ж/д билета.
Если поезд относится к фирменным, в этой же графе после указания класса будет фигурировать «ФИРМ». Если это экспресс пригородного сообщения, соответственно, будет указано «ЭКСПРЕСС». Вот пример такого билета:


Здесь в конце строки 2 корешка указано, что пассажир купил билет на поезд-экспресс.

Вернёмся к рассмотрению костромского билета.

Строка 3 : МЕСТА 016 ФПК ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ

МЕСТА 016 SZD ФПК ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Жирным выделен номер места, на которое купил билет пассажир. В нашем случае – место 16.
В некоторых случаях (как правило, при отправлении с промежуточных станций) при продаже билетов в вагон без мест может быть написано «МЕСТА УКАЖЕТ ПРОВОДНИК».
В случае покупки билета в сидячий вагон может быть дополнительно указано «МЕСТА ДЛЯ СИДЕНИЯ» (см. пример билета на экспресс во Владимир абзацем выше).

МЕСТА 016 SZD ФПК ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Жирным выделен защитный символ.

МЕСТА 016 SZD ФПК ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Жирным выделено наименование организации, обслуживающей вагон. В нашем случае вагон обслуживает Дальневосточный филиал ФПК РЖД.
Пояснение. На сети РЖД есть вагоны, которые обслуживаются как структурами самого РЖД – Федеральными пассажирскими компаниями (ФПК), Пригородными пассажирскими компаниями (ППК), так и другими организациями или сторонними железными дорогами.
ФПК и ППК РЖД поразделяются по географическому принципу. Наименование ФПК или ППК может быть указано сокращённо, например, для Центральной ППК: «ОАО ЦЕНТР ППК».
В нашем случае поезд идёт в Хабаровск, и обслуживание его производится там же, на Дальнем Востоке, поэтому указано «ФПК ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ».
Но в пределах СНГ, а в том числе и в границах России, вагон могут обслуживать также структуры, не связанные с РЖД, например, ТрансКлассСервис (обозначение «ТКС»), Укрзалізниця (обозначение «УЗ»), Беларуская чыгунка («БЧ»), Lietuvos Geležinkeliai (обозначение «ЛГ»), и другие. (В частности, пример билета БЧ мы покажем несколькими абзацами ниже.)
Полезность этой информации для пассажира велика. Она заключается в хотя бы том, что разные перевозчики обеспечивают разные уровни сервиса. Например, купейные вагоны «ТКС» и ФПК РЖД, номинально имеющие одинаковый класс (а значит и одинаковую стоимость билета), в реальности отличаются по уровню обслуживания разительно.

Строка 4 : Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделены серия и номер бланка билета (номер – в сокращении). Для пассажира интереса не представляет.

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделен защитный код проездного документа (три символа – буквы или цифры). Для пассажира интереса не представляет, печатается для выявления поддельных билетов.

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделены шифр документа (первый символ) и его порядковый номер в запросе на продажу (второй символ). Служебная информация.

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделен семизначный номер запроса на продажу. Эта служебная информация АСУ «Экспресс-3″, необходимая для сквозной нумерации и учёта всех запросов в каждый из вычислительных центров (ВЦ) системы. (Нумерация в каждом ВЦ ведется отдельно и обнуляется в полночь.)

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделены дата и время оформления билета (не заказа, а именно оформления бланка в билетной кассе или автомате). В нашем случае это 1 декабря 2010 года, 22 часа 57 минут. Это одно из двух мест в билете, где указывается год (о втором будет сказано далее).

Е*482212 076 71 2862902 011210 2257 ММ037М36/ФПК/Н
Жирным выделена следующая служебная информация (печатается без пробелов): код ВЦ, оформившего билет (1 буква), код ВЦ, выдавшего места (1 буква), код пункта продажи (3 цифры и буква), номер билетно-кассового терминала (2 цифры). В нашем примере «М» во всех случаях указывает на Московский ВЦ.
«ФПК» указывает на то, что билет продан на вагон формирования ФПК РЖД.
Буква «Н» указывает на внутренний характер сообщения. Другими словами, пассажир едет только по территории государства, оформившего билет, в нашем случае по России. Если бы пассажир пересекал границы, в этой графе была бы напечатана информация о стоимости проезда по каждому из государств.
Поскольку костромской билет не показывает это наглядно, давайте ненадолго отвлечёмся от него и посмотрим на аналогичную строку в билете, оформленном по маршруту Москва – Брест:


Здесь в конце строки 4 корешка мы видим: ФПК/20-1797/21-2130, где 20 – это код России, 21 – код Белоруссии, 1797 – стоимость проезда в швейцарских франках по России, 2130 – стоимость проезда в швейцарских франках по Белоруссии. Десятые и сотые доли стоимости в франках указываются, но запятой не отделяются, то есть стоимость проезда по России составляет 17.97 CHF, по Белоруссии 21.30 CHF. Почему стоимость считается в швейцарских франках – об этом мы расскажем как-нибудь особо (это долгая история).

Теперь вернёмся к костромскому билету и продолжим его рассмотрение.

Строка 5 : ПНХХХХХХ0383/ХХХХХХХХ=КСЕНИЯ=ВЛАДИМИРОВНА

ПНХХХХХХ0383 /ХХХХХХХХ=КСЕНИЯ=ВЛАДИМИРОВНА
Жирным выделен номер и тип документа пассажира, на который оформлен билет. «ПН» указывает на российский паспорт нового образца. Если бы билет покупался по загранпаспорту, стояло бы «ЗП», по военному билету – «ВБ», по свидетельству о рождении – «СР», по паспорту моряка – «ПМ», по паспорту гражданина другого государства – «ЗЗ». Все эти документы можно использовать для оформления билета. Раньше также использовалось сочетание «ПС» – паспорт старого образца (но эти паспорта уже утратили силу).
В нашем примере билет взят на российский паспорт. Указан его десятизначный номер, оканчивающийся на 0383.

ПНХХХХХХ0383/ ХХХХХХХХ=КСЕНИЯ=ВЛАДИМИРОВНА
Жирным выделены ФИО пассажира (фамилия скрыта).

Строка 6 :

W-555.6 РУБ В Т. Ч. СТР. 2.3; ТАРИФ РФ 469.5 В Т. Ч. НДС 71.62 РУБ
Жирным выделена общая стоимость билета с указанием страхового сбора. В нашем случае общая стоимость билета равна 555 руб. 60 коп., из которых 2 руб. 30 коп. составил страховой сбор. Пассажир может убедиться, что он застрахован на время перевозки поездом.

W-555.6 РУБ В Т. Ч. СТР. 2.3; ТАРИФ РФ 469.5 В Т. Ч. НДС 71.62 РУБ
Жирным выделен тариф, составляющий сумму стоимости билета и стоимости плацкарты, с указанием размера НДС. В нашем случае тариф составляет 469 руб. 50 коп., из которых 71 руб. 62 коп. составил НДС. Для пассажира эта информация мало полезна.

Строка 7 : У0 ЭЛ. ДОК. 76310435381424/4

СЕРВИС 83.8 В Т. Ч. НДС 12.78 С БЕЛЬЕМ У0 ЭЛ. ДОК. 76310435381424/4
Жирным выделена стоимость постельного белья с указанием НДС. В нашем случае бельё стоит 83 руб. 80 коп, из которых 12 руб. 78 коп. составил НДС.
Возможность выбора белья имеется только в плацкартных вагонах. Если бы билет был взят без белья, было бы указано «БЕЗ БЕЛЬЯ».
В общих и сидячих вагонах бельё не предоставляется, а в купейных и всех остальных вагонах более высокого класса предоставляется без права отказа.
Иван да Марья считают, что путешественнику полезно знать, сколько стоит бельё в поезде – хотя бы для решения о целесообразности того, платить ли за бельё в следующий раз.

СЕРВИС 83.8 В Т. Ч. НДС 12.78 С БЕЛЬЕМ У0 ЭЛ. ДОК. 76310435381424/4
Жирным выделено количество рационов питания, предоставляемое пассажиру на всём пути следования. Буква «У» означает «услуги» (питания). В нашем случае «0″ означает, что питание не предоставляется.

СЕРВИС 83.8 В Т. Ч. НДС 12.78 С БЕЛЬЕМ У0 ЭЛ. ДОК. 76310435381424/4
Жирным выделен номер электронного заказа билета через систему «Экспресс-3″. В нашем случае это номер 76310435381424. Цифра «4″ через дробь указывает на то, что в заказе было оформлено четыре билета, причём билет на этого пассажира был как раз четвёртым.

Строка 8 : 141110 ММ097М25 ПРИБЫТИЕ 11.12 в 06.45

141110 ММ097М25 ПРИБЫТИЕ 11.12 в 06.45
Отметим, что эта информация относится к концу строки 7. В нашем случае она не поместилась. (Сравните с владимирским билетом.)
Жирным выделена дата, когда был сделан заказ билета. В нашем случае это 14 ноября 2010 года.

141110 ММ097М25 ПРИБЫТИЕ 11.12 в 06.45
Отметим, что эта информация относится к концу строки 7. В нашем случае она тоже не поместилась.
Жирным выделена следующая служебная информация (печатается без пробелов): код ВЦ, оформившего билет (1 буква), код ВЦ, выдавшего места (1 буква), код пункта, в котором сделан заказ билета (6 символов).
Кодом «097М» с двумя цифрами обозначаются заказы, сделанные через интернет (наш относится к таковым). Буквы «ММ» указывают на то, что заказ поступил в Московский ВЦ.

141110 ММ097М25 ПРИБЫТИЕ 11.12 в 06.45
Жирным выделены дата и время прибытия поезда. В нашем случае поезд прибывает 11 декабря в 6 ч. 45 мин. утра.

Строка 9 : ВРЕМЯ ПРИБ И ОТПР МОСКОВСКОЕ

В действительности эта строка является продолжением строки 8 (в примере нашего билета она просто не поместилась). В конце строки 8 указывается часовой пояс времени отправления и прибытия поезда. В нашем случае часовой пояс указан московский.
Иван да Марья обращают внимание пассажиров и встречающих: по всей России в билетах и расписаниях принято указывать московское время, так что если вы едете, например, из Москвы в Хабаровск, и в билете читаете: «прибытие в 11.14″, то не забывайте, что 11.14 – это в Москве, а когда вы сойдёте на перрон в Хабаровске, там будет уже 18.14.
Если пассажир берёт билет из России за границу, и на станции прибытия часовой пояс отличается от московского, время в билете будет указано так: «ВРЕМЯ ОТПР МОСКОВСКОЕ, ПРИБ – МЕСТНОЕ СТАНЦИИ СНГ». Пример такого билета приведён выше (билет БЧ). Аналогично, при обратном маршруте, будет указано «ВРЕМЯ ОТПР МЕСТНОЕ, ПРИБ – МОСКОВСКОЕ».
Если пассажир берёт билет на поезд, следующий по территории СНГ, не заходящий в Россию, отправляющийся и прибывающий на станции, где часовой пояс отличен от московского, то в билете будет указано «ВРЕМЯ МЕСТНОЕ».
В случае, если поезд отправляется по старому графику, а приходит по новому (перевод стрелок часов), время прибытия не указывается вообще.
Если в пути следования поезда или беспересадочного вагона меняется его номер, то вместе с временем прибытия указывается новый номер поезда, например, для новгородского поезда 042АА, меняющего номер в пути, это будет выглядеть так: «ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДОМ 041 *А 20.08 В 06.10″.

Контрольный купон билета

Информация, указанная на контрольном купоне билета, выборочно дублирует информацию из корешка, так что имея перед собой билет и прочитав всё вышеизложенное, вы без труда сможете сориентироваться, что именно напечатано на контрольном купоне.
По отправлению поезда или при посадке контрольный купон отрывает проводник.

Дорогие друзья! Мы надеемся, что вы смогли осилить эту длинную и непростую статью. Прочитав её тщательно, вы должны были найти все ответы на вопросы о том, какая информация содержится в российских ж/д билетах и где именно её найти. Возможно, у вас остались вопросы – их вы можете написать в комментариях.

Следующий практический совет (он будет не таким громоздким) ждёт вас в первую пятницу осени в рубрике !

Всегда ваши,
Иван да Марья

Практически все железнодорожные билеты на сети РЖД и других стран бывшего СССР оформляются практически по одному стандарту: системе Экспресс-3 и её разновидностях в остальных странах. Поэтому расшифровка любого ЖД не составляет особых трудностей.

Первая строчка билета

Номер поезда, буква поезда. (Например 261ГЦ)
Число, месяц, часы, минуты отправления поезда - РЖД: время московское, кроме Калиниградской ЖД, на ЖД дорогах стран СНГ - время местное. (Например: 12.06 08.20)
Номер вагона, тип. Типы: О - общий, С - сидячий, П - плацкартный, К - купейный, КУ - купейный с услугами, Л - люкс (СВ).
Цена. Стоимость билета складывается из нескольких составляющих, в первой строчке указываются лишь два из них - билет и плацкарта. Билет - стоимость проезда, плацкарта - стоимость места, занимаемого пассажиром.
Количество человек.
Вид документа (Например - детский или полный).

Вторая строчка билета

Станция отправления - станция прибытия. Указывается первые десять символов, включая сложные названия станций. (Например МОСКВА КУР - ГОРЬКИЙ М)
Далее в скобках указываются числовые значения станций в системе Экспресс-3. Например для вышеуказанных станций это будет (2000001 - 2060001)
В последней колонке указывается категория поезда: ФИРМ - фирменный, ЭКСПРЕСС, класс обслуживания, например КЛ. ОБСЛ 2Е

Третья строка

Номера мест. Например 007. В случае билета без места напсиано: МЕСТА УКАЗЫВАЕТ ПРОВОДНИК или МЕСТА УКАЖЕТ ПРОВОДНИК
Далее идет символ железной дороги. На билетах РЖД можно усмотреть символ отдаленно напоминающий три буквы:) RZD. На билетах Украинской железной дороги UZ (Укрзализныця) и трезубец и т.д.
Дорога формирования вагона (поезда). ГОР - Горьковская (Нижний Новгород), МСК - Московская (Москва), ОКТ - Октябрьская (Санкт-Петербург), СВР - Свердловская (Екатеринбрг), КБШ - Куйбышевская (Самара), СЕВ - Северная (Ярославль), ЮВОСТ - Юго-Восточная (Воронеж), СКАВ - Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону), ПРИВ - Приволжская (Волгоград) и т.д. или их сокращения С-КВ - Северо-Кавказская.
Дополнительная информация, касающаяся мест. Например: МЕСТА ДЛЯ СИДЕНИЯ

Четвёртая строка ЖД билета

Четвертая строчка содержит служебную информацию системы Экспресс-3. Однако, в ней можно увидеть дату и время покупки билета - они содержатся в 6 и 7 буквосочетании строчки;-)

Пятая строчка. Информация о пассажире.

Шестая строка

Окончательная цена билета, которая, как известно состоит из трех частей: билет, плацкарта, комиссионный сбор и обязательная страховка. Комиссионный сбор взимается за пользование системой экспресс, минимальный - 0 рублей при покупке билетов от 45 до 10 суток, а также при покупке билета на проходящий поезд без указания мест менее чем за час до отправления поезда; максимальная - при покупки билета не со станции отправления (например обратный билет).

Седьмая и восьмая строки билета

В предпоследней и последней строчке пишется окончательная цена, включая билет, плацкарту, комиссионные сборы, обязательная страховка (В Т.Ч. СТР. 2.3 РУБ), дата и время прибытия. В случае межгосударственных поездов в последней строчке может быть такая фраза: ВРЕМЯ ОТПР МОСКОВСКОЕ, ПРИБ-МЕСТНОЕ
Пример: Н-859.3 РУБ В Т. Ч. СТР 0.0 РУБ ПРИБЫТИЕ 13.06 В 10.34 ВРЕМЯ ОТПР МОСКОВСКОЕ, ПРИБ - МЕСТНОЕ

Информация в железнодорожном билете подана настолько лаконично и емко, что обилие цифр, букв и их комбинаций приводит пассажиров в замешательство. Между тем здесь нет ни одного лишнего знака – каждое обозначение легко расшифровать, зная принципы формирования записей.

Рассмотрим, что именно скрыто за каждой строчкой, на примере проездного документа на скорый поезд 128 Москва – Санкт-Петербург.

Строка 1

Из нее можно узнать дату и время отправления, номер поезда и вагона, стоимость документа. Этих сведений более чем достаточно для посадки.

Пример. 128А 25.03 1.25 10К 002000.5 001002.8 01 полный

Обозначение

служебный номер поезда

дата отправления

время отправления

номер вагона и тип (в данном случае купейный)

стоимость билета

стоимость плацкарты

количество человек, которые едут по билету



Если билет оформлен через терминал, подключенный к «Экспресс-3» – автоматизированной системе управления, на нем будет штрихкод. В него зашифровывают номер железной дороги, пункт продаж, дату отправления и номер поезда.

Строка 2

Кроме пунктов отправления и прибытия (не более 12 знаков на каждый), здесь есть и техническая информация – коды станций. Если поезд фирменный, помимо класса обслуживания, также сделают пометку «фирм».

Пример. Москва Санкт-Петерб (2000002-031812) кл. обсл. 2Л:

Москва – станция отправления;

Санкт-Петерб – станция прибытия;

(2000002-031812 ) – коды станций отправления и прибытия;

кл. обсл. 2Л – класс обслуживания.

Классы обслуживания в поездах РЖД

Тип вагона

Возможные обозначения

2Э, 2К, 2У, 2Л

Плацкарт

С местами для сидения

1С, 2Е, 2С, 2Р

Строка 3

Из полезной для пассажира информации здесь указан номер места в вагоне и название железной дороги, обслуживающей маршрут. Если билет куплен в пригородный поезд повышенной комфортности, в документе обозначат класс вагона и напишут «места для сидения».

Пример. Места 015 SZD Окт Октябрьск РАОП:

Места 015 – номер места, если билет оформляется с промежуточной станции, иногда пишут «места указывает проводник»;

SZD – защитный символ;

Окт Октябр РАОП – билет выдан в вагон формирования Октябрьской железной дороги.



Строка 4

Здесь ОАО «РЖД» зашифровало технические сведения о покупке проездного документа: данные о вычислительных центрах, пункте продаж, времени приобретения и номере бланка.

Пример. НП 349925 4О9 Н1 4952208 200317 1345 4723С 06/ФПА/Н

Обозначение

серия (2 буквы) и номер (6 цифр) бланка билета

защитный код из трех знаков для обнаружения поддельных документов

шифр (1 буква и 1 цифра – порядковый номер в запросе на продажу)

номер запроса на продажу из 7 цифр (нумерация сквозная и обнуляется в каждом вычислительном центре в 00:00 раз в сутки)

дата оформления билета без знаков препинания и пробелов

время оформления в аналогичном формате

в каждом знаке зашифрована определенная информация: 4 – код ВЦ, оформившего билет, 7 – код ВЦ, который выдал места, 23С – номер пункта продаж, 06 – номер билетно-кассового терминала

сведения о стоимости проезда по каждому из государств и типу валюты (в данном примере Н обозначает национальную)



Строка 5

Строчка выделена для паспортных данных пассажира – тип документа, серия и номер, фамилия и инициалы (возможно и полное указание имени/отчества). Не стоит удивляться обозначениям «/» и «=» – это общепринятый стандарт разделения слов у РЖД.

Пример. ПН8477330922/Иванова=Ольга=Викторовна

Строки 6-7

Информация из двух последних строк объединяется, когда в шестой отсутствует расшифровка стоимости. Из них можно почерпнуть сведения о том, как формируется цена билета на поезд . Прописываются ее составляющие – страховой сбор, налоги, дополнительные сервисные услуги, а также указываются дата и время прибытия. Если в пути следования номер поезда или беспересадочного вагона меняется, в конце строки указывают новый.

Пример: Н-3002.6 руб в т. ч. стр.2.3 руб+НДС 150.4/5.0/46 У1 прибытие 25.03 в 9.25 время отпр и приб московское

Обозначение

полная стоимость в национальной валюте

в т. ч. стр.2.3 руб+НДС

печатается, если документ оформлен в регионе, где взимается налог НДС с продаж

величина налога в цифрах и процентах, код субъекта РФ

символ указывает на факт предоставления пассажиру дополнительных услуг и их количество, в данном случае один набор питания (если пассажир отказался, в билете обозначат У0)

дата и время прибытия в привычном формате (если поезд прибывает по новому времени, время исключают)

Если проездной документ оформляется за пределами России, в шестой строке печатают тарифную стоимость проезда – ТАР. Рядом с аббревиатурой можно встретить различные обозначения, например «+УСЛ» (стоимость сервисных услуг), «+СТРСБ» (страховой сбор) и др.



Куда бы ни направлялся поезд и сколько бы километров ни преодолевал, в билете всегда будет стандартизованная информация. Большая часть сведений, скорее всего, пассажиру не понадобится. Чтобы избежать ошибок в железнодорожных билетах и уехать в отпуск, внимательно проверяйте правильность написания личных данных, номер состава и другую принципиально важную информацию.

Как читать железнодорожный билет

Из этого раздела вы узнаете, как читать железнодорожный билет, что означают цифры в его штрих-коде, какие существуют категории пассажирских поездов и вагонов, а также выясните, что может предпринять турист, если поезд примчал его в пункт назначения с многочасовым опозданием.

В печатаемых на электронном терминале билетах, приобретаемых за полную стоимость и за наличный расчет, указывается следующая информация :

Первая строка :

  • номер поезда (3цифры и2буквы: цифры ипервая буква соответствуют номеру поезда, апоследняя буква- нитке)
  • дата ивремя отправления поезда состанции отправления, указанной вбилете
  • номер вагона иего тип
  • стоимость билета иплацкарты ввалюте государства, оформляющего билет
  • количество человек, накоторых выписан данный билет
  • наименование документа («полный» при покупке билета заполную стоимость)

    Вторая строка :

  • названия станций отправления иназначения, сокращенные до12знаков (при оформлении поездок поРоссии ивмежгосударственном сообщении названия станций печатаются нарусском языке, востальных случаях- нанациональном)
  • семизначные коды станций отправления иназначения
  • для фирменных поездов- «ФИРМ»
  • для фирменных поездов формирования украинских ж/д может печататься класс поезда (например, «1КЛ.»)

    Третья строка :

  • слово «МЕСТА» иномера мест; при оформлении билетов спромежуточных станций вместо этого пишется «МЕСТА УКАЗЫВАЕТ ПРОВОДНИК»
  • защитный символ «SZD»
  • сокращенное название дороги, ввагон которой оформлен билет

    Четвёртая строка :

  • серия иномер бланка билета (2буквы и6цифр)
  • защитный код проездного документа (3символа); используется для выявления поддельных проездных документов
  • шифр документа (1буква) иего порядковый номер взапросе напродажу (1цифра)
  • номер запроса напродажу (7цифр); эта нумерация- сквозная для всех запросов всистему «Экспресс», вкаждом ВЦона ведется отдельно иежесуточно обнуляется в00:00
  • дата оформления билета (вформате ддммгг)
  • время оформления билета (вформате ччмм)
  • далее без пробелов печатаются: код ВЦ, оформившего билет (1буква), код ВЦ, выдавшего места (1буква), номер пункта продажи (2цифры и1буква), номер билетно-кассового терминала (2цифры)
  • через знак «/» печатается информация остоимости проезда покаждому изгосударств вследующем формате: код государства, знак «-», стоимость проезда вшвейцарских франках или национальной валюте (втом случае, если стоимость проезда считается внациональной валюте, после нее печатается символ «Н»); десятые исотые доли стоимости запятой неотделяются; если поездка производится вгосударстве, оформившем билет, ввагоне, ему принадлежащем, товместо расшифровки стоимости печатается комбинация издвух символов: «/Н»
  • Символы «(23)» втом случае, если налог спродаж состоимости проездного документа невзимается.

Пятая строка :

  • паспортные данные пассажиров (вид документа, его серия иномер, знак «/», фамилия, знак «=», инициалы)

    Шестая строка :

  • полная стоимость билета суказанием валюты (десятые доли отделены точкой)
  • при оформлении билета невРоссии далее встроке печатается расшифровка стоимости: «ТАР», тарифная стоимость проезда (стоимость билета иплацкарты), «+КСБ», величина комиссионного сбора, «+СТРСБ», величина страхового сбора, «+УСЛ», стоимость сервисных услуг
  • при оформлении билета втех регионах России, где состоимости железнодорожных билетов взимается налог спродаж, печатается «ВТ. Ч.СТР. 2.3РУБ+НСП», сумма взимаемого налога, «/», величина налога впроцентах, «/», код субъекта РФ
  • при оформлении билета ввагон сдополнительными услугами печатается символ «У» иколичество предоставляемых пассажиру наборов питания

    Седьмая строка :

  • время прибытия пассажира впункт назначения- «ПРИБЫТИЕ дд/мм Вчч/мм); поРоссии приводится московское время, заисключением Калининградской области (для стран СНГ, Балтии иКалининградской области указывается местное время); втом случае, если поезд отправляется постарому графику, априходит уже поновому, время прибытия неуказывается. Если вшестой строке расшифровка стоимости билета непечатается, строки 6и7объединяются.

Расшифровка штрих-кода на билете, категории поездов и вагонов

На билетах, оформляемых через билетно-кассовые терминалы, подключенные к АСУ «Экспресс-3», в правом нижнем углу печатается штриховой код. Он включает в себя следующую информацию:

  • номер дороги, оформившей проездной документ (2цифры)
  • номер пункта продажи, оформившего проездной документ (3цифры)
  • дата отправления пассажира (3цифры, определяющие порядковый номер дня вгоду)
  • номер поезда (5цифр): первые 3цифры- собственно номер поезда, 2оставшиеся- цифровое обозначение буквы номера поезда
  • контрольную цифру

    Взависимости отскорости движения идальности поездок, поезда делятся наскорые, пассажирские, дальнего следования, местного сообщения ипригородные. Скорые поезда делают впути следования меньше остановок, чем пассажирские, ипродолжительность остановок невелика. При проезде вскорых поездах спассажиров взимается доплата заскорость.

    Для пассажирских поездов установлена следующая нумерация :

скорые пассажирские (круглогодичного обращения) 1-148
скорые пассажирские (сезонного обращения) 201-298
скоростные 151-168
ускоренные 171-198
пассажирские летние 301-399
пассажирские разового назначения 400-499
разового назначения летние 500-599
местные 600-699
туристско-экскурсионные 800-899
почтово-багажные, грузопассажирские 900-999
пригородные 6000-6999

Категории вагонов

Каждому пассажирскому вагону присвоено сокращенное наименование (в скобках указаны обозначения на билетах системы «Экспресc »):

СВ(Л) мягкий с двухместными купе
СВМ(М) мягкий с двух- и четырехместными купе
М мягкий с четырехместными купе
К(К) купейный с четырехместными купе
КБ купейный с купе-буфетом
КР купейный с радиостанцией
ПЛ(П) некупейный со спальными местами (плацкартный)
О(О) некупейный с местами для сидения (общий)
ОБЛ(С) межобластной с местами для сидения
Р вагон-ресторан
П почтовый
Б багажный

Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме - 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе по 4 спальных места (всего - 36 мест). В этих вагонах нечетные места - нижние. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. В некоторых купейных вагонах проводникам отдают первое пассажирское купе, а пассажирам - купе проводников. В этом случае в купейном вагоне продается 34 места, нумеруются места, начиная с пятого, а билеты в купе для проводников имеют номера 37 и 38. Вагоны типа «Люкс» (СВ) имеют 16 или 18 мест (обычно все нижние), крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от класса могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 - при трехместных.

Тонкости

Рядом с туалетом в вагонах «Люкс» расположены места 17 и 18, в купейных вагонах - 33-36, в плацкарте - места с 33 по 38 (из них 37 и 38 - боковые), в общем вагоне - места с 49 по 57 (55-57 - боковые). «Околотуалетное» купе во всех категориях вагонов имеет номер 9.

Примеры расшифровки ж/д билетов

Пример 1

104 СА 27.07 19.51 04 К 000595.4 000272.4 01 ПОЛНЫЙ
ЛАЗАРЕВСК-МОСКВА КАЗ (2064030-2000003)
МЕСТА 026 szd МСК
ДЯ 635002 М4К Е2 0199864 130602 1728 ОС98О04/Н
ЗП441111111/ИВАНОВ=ИИ
Н-955.5 РУБ В Т.Ч. СТР.2.3+НСП 45.4/5.0/77 РУБ У2
ПРИБЫТИЕ 28.07 В 21.52

Строка 1 : Билет выдан в поезд № 104С в вагон, движущийся по нитке А, отправляющийся 27 июля в 19:51 4-й купейный. Стоимость билета составляет 595.4 рубля, плацкарты 272.4. Вид документа - полный.
Строка 2 : Станция отправления Лазаревская (код 2064030), назначения - Москва-Казанская (код 2000003).
Строка 3 : Билет выдан на место 026, в вагон формирования Московской железной дороги.
Строка 4 : Бланк документа серии ДЯ номером 635002, защитный код - М4К. Шифр заказа Е, билет в заказе по номеру 2-й. Запрос на продажу в ВЦ имел номер 0199864. Билет оформлен 13 июня 2002 года в 17:28 ВЦ Октябрьской железной дороги, места выдал ВЦ Северо-Кавказской железной дороги. Пункт оформления билета принадлежит Октябрьской железной дороге и имеет номер 98, билетная касса имеет номер 4. Билет оформлен на внутреннее сообщение в вагоне Российского формирования.
Строка 5 : Пассажир предъявил загранпаспорт с номером 441111111, фамилия пассажира Иванов, инициалы ИИ.
Строка 6 : Полная стоимость билета 955.5 рублей. В нее входит страховой сбор 2.3 рубля и налог с продаж 45.4 рублей, рассчитанный исходя из ставки 5.0%, который будет уплачен в регион с номером 77 (Москва). Билет продан в вагон повышенной комфортности с предоставлением в пути следования 2 наборов питания.
Строка 7 : Поезд прибывает на станцию назначения 28 июля в 21:52.

Пример 2

149 ЧБ 07.07 19.15 08 П 000414.9 000085.4 01 ПОЛНЫЙ
МОСКВА БЕЛ-КАЛИНИНГ П (2000006-2058001)
МЕСТА 024 szd КЛГ
БЭ 351618 448 Е2 0018284 250601 0225 ММ34М22/20-1177Н/21-664/24-1074/Н (23)
ПН9507111111/ИВАНОВ=ИИ
Н-502.6 РУБ ПРИБЫТИЕ 08.07 В 16.41

Строка 1 : Билет выдан в поезд № 149Ч в вагон, движущийся по нитке Б, отправляющийся 07 июля в 19:15 8-й плацкартный. Стоимость билета составляет 414.9 рублей, плацкарты 85.4. Вид документа - полный.
Строка 2 : Станция отправления Москва-Белорусская (код 2000006), назначения - Калининград-Пассажирский (код 2058001).
Строка 3 : Билет выдан на место 024, в вагон формирования Калининградской железной дороги.
Строка 4 : Бланк документа серии БЭ номером 351618, защитный код - 448. Шифр заказа Е, билет в заказе по номеру 2-й. Запрос на продажу в ВЦ имел номер 0018284. Билет оформлен 25 июня 2001 года в 02:25 ВЦ Московской железной дороги, места выдал ВЦ Московсокй железной дороги. Пункт оформления билета принадлежит Московской железной дороге и имеет номер 34, билетная касса имеет номер 22. Стоимость проезда по государству с номером 20 (Россия) составляет 117.7 рублей, по Белоруссии 6.64 франка, по Литве 10.74. Налог с продаж с данного билета не взимался.
Строка 5 : Пассажир предъявил паспорт нового образца с номером 9507111111, фамилия пассажира Иванов, инициалы ИИ.
Строка 6 : Полная стоимость билета 502.6 рублей. В нее входит страховой сбор 2.3 рубля. Поезд прибывает на станцию назначения 8 июля в 16:41.

Компенсация в случае опоздания поезда

Обращение в суд по подобному поводу предусмотрено статьей 130-ой Транспортного устава железных дорог. В частности, там говорится, что в случае опоздания поезда пассажир имеет право взыскать с ответчиков штраф в размере 3% от стоимости проезда за каждый полный час задержки. Главное - зафиксировать факт опоздания: обратиться к бригадиру поезда, должностному лицу станции (дежурному по вокзалу и т.п.) и попросить/потребовать сделать отметку в билете - где именно и на какое время поезд вышел из графика. Затем написать заявление-претензию на имя руководства вокзала. При этом вовсе не обязательно начинать «качать права», едва сойдя с поезда. Правила разрешают гражданину подать заявление в течение 45 дней. После того, как претензия ляжет на стол администрации вокзала, железная дорога обязана в 30-дневный срок выплатить причитающуюся компенсацию. Согласно тарифному руководству все расходы ложатся именно на тот участок магистрали, где случилась задержка.

Кстати, получение этой компенсации не мешает пассажиру предъявить дополнительный иск в суд о возмещении ущерба в том случае, когда он вследствие опоздания поезда понес дополнительные издержки: например, ему пришлось переночевать в гостинице, поужинать в ее ресторане, а также нанять такси, чтобы до нее добраться. Разумеется, все документы, подтверждающие эти расходы, должны быть налицо. Можно даже затребовать дополнительную компенсацию за моральный вред, связанный с переживаниями и страданиями из-за опоздавшего поезда. Только нужно обязательно иметь в виду, что процедура гражданского судопроизводства в нашей стране - особа весьма и весьма медлительная.

Детали

Пассажиру, сдавшему билет не позднее, чем за 15 часов до отправления поезда, будет выплачена полная стоимость как билета, так и плацкарты.
Пассажиры вагонов СВ теперь могут провозить до 50 кг ручной клади вместо положенных ранее 36 кг. Разрешено провозить и собак с оплатой мест, но не более двух животных на одного человека.



Поделиться