А смитом были сформулированы следующие принципы налогообложения. Сформулируйте основные принципы налогообложения, предложенные А

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей ("система естественной свободы"), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. "Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства". То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как "четыре принципа налогообложения Адама Смита".

Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. "Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше".

Второй принцип именуется принципом определенности . Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. "Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью"..

Третий принцип именуется принципом удобности . В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии , заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".

Несмотря на то, что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения, с одной стороны, позволяют реализовать функции налога, с другой стороны, исходят из представлений о рациональности налоговой системы и определяют построение действенного налогового механизма.

Принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г.:

1. Принцип справедливости – характеризует всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогового бремени - «Подданные каждого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2. Принцип определенности – каждый налогоплательщик должен заранее знать о сумме, времени налогового платежа – «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно как для плательщика, так и для любого другого лица».

3. Принцип удобства – налог должен уплачиваться тем способом и в то время, когда удобно налогоплательщику – «Каждый налог должен взиматься в то время, когда и таким способом, каким плательщику должно быть удобнее всего платить его».

4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налогов – «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов людей как можно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Развитие принципов налогообложения А.Смита принадлежит профессору Берлинского университета А. Вагнеру, который в работе «Наука о финансах» (1880 г.) изложил девять основных правил налогообложения, которые объединил в четыре группы.

Первая группа – это финансовые принципы организации налогообложения, предопределенные теорией коллективных потребностей: достаточности и эластичности (подвижности) обложения. Эти два принципа А.Вагнер ставит во главе всех принципов, в отличие от многих финансистов-современников, которые предпочтение отдавали принципам справедливости обложения.

А. Вагнер руководствовался тем, что государство предоставляет своим гражданам необходимые услуги. От величины налоговых поступлений зависит объем и структура расходов государства. Налоги в данном случае рассматриваются как цена услуг государства. По мнению А.Вагнера, материальные блага частных хозяйств через налоги превращаются в услуги государству, которое, в свою очередь, создает условия для увеличения количества материальных ценностей.

Второй финансовый принцип – эластичность обложения – состоит в том, что налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами в зависимости от эластичности спроса и предложения. При абсолютно неэластичном спросе, присущим товарам первой необходимости, все налоговое бремя несет потребитель. Эластичность спроса и предложения благоприятствует перемещению налогового бремени.

Вторая группа – народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения и правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения.

Третья группа – этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность обложения и равномерность. А.Смит понимал справедливость или соразмерность как участие подданных государства соответственно своей способности и силам в содержании правительства. Принципы справедливости, по мнению А.Вагнера, проводятся в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы. Справедливость налогообложения предполагает, в частности, применение прогрессивной шкалы обложения доходов.

Четвертая группа – административно-технические, или принципы налогового управления: определенность обложения, удобство уплаты налога и максимальное уменьшение издержек взимания.

Налоговая концепция в Российской Федерации опирается на принципы налогообложения, сформулированные в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах»:

1. Всеобщность и равенство налогообложения, обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги. Данный принцип является конкретизацией ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы».

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данное ограничение соответствует закрепленным в Конституции РФ принципам равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности (ст. 8) и равенства прав и обязанностей иностранцев, лиц без гражданства и российских граждан (ст. 62).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Они не могут быть произвольными. Это означает, что законно установленный налог в обязательном порядке имеет экономический смысл и реальное основание для взимания в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения имущества, прироста его стоимости и т. д.

4. Не допускается установление налогов и сборов, ограничивающих или препятствующих законной деятельности налогоплательщиков, нарушающих единое экономическое пространство РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно препятствуют свобод ному перемещению по территории РФ товаров, работ, услуг и капиталов. Это вытекает из норм Конституции РФ, которая гарантирует единое экономическое пространство страны и не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 и 74).

5. При установлении налогов должны быть определены все его элементы в соответствии с ст. 17 НК РФ.

6. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов.

7. Особое место среди принципов современной системы налогообложения в РФ занимает норма, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика («презумпция невиновности»). Важно отметить, что правильность «толкования» устанавливается в судебном порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы. Второй заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной НК РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.

Классические принципы налогообложения были открыты и сформулированы Адамом Смитом, и хотя в его интерпретации они сейчас стали частью истории, но по-прежнему продолжают служить ориентиром для разработки и совершенствования налоговых систем во многих странах мира. На протяжении всего времени своего существования эти основные принципы налогообложения постоянно дополнялись, трансформировались в различных экономических концепциях. Только на рубеже 19 - 20 веков экономические принципы налогообложения стали применяться в качестве конкретных критериев создания налоговых систем в ряде стран Европы.

  • - принцип справедливости -- налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • - принцип определенности -- обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • - принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • - принцип экономичности взимания -- издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Правило справедливости гласит, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства. Это правило в экономической теории называется принципом справедливости, поскольку оно призывает ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

Суть правила определенности, или известности, состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Исходя из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению пли отмене налогов.

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3--5 лет).

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.

Таким образом, изложенное Адамом Смитом не утеряло своей актуальности и поучительности в настоящее время и для нашего государства. В нашей стране, по данным официальной прессы, насчитывается порядка 200 видов налоговых платежей. Так к предметам налога (к предметам реального мира, обуславливающим взимание соответствующего налога) можно отнести добавленную стоимость продукции, прибыль и доход (как юридических, так и физических лиц), фонд оплаты труда юридических лиц, стоимость определенных товаров (таможенные пошлины), имущество юридических и физических лиц, операции с ценными бумагами, юридически значимые действия компетентных органов, природные ресурсы и многое другое. Такое многообразие различных видов налогов (и баз их взимания), особенно местных, никак не соответствует принципу определенности («ясно и определенно»).

Процедура изъятия («плательщику удобнее платить») также весьма неоднозначна. Дело в том, что в настоящее время в целом процесс уплаты налогов особенно хозяйствующими субъектами весьма трудоемок, в основном по той причине, что каждый из многочисленных налогов уплачивается отдельно, специальным платежным поручением, а если оплата производится по регулирующему налогу в бюджеты разного уровня, то даже и не одним платежным поручением. Вместе с тем следует отметить как положительное явление, например, практику удержания некоторых налогов у источника выплат (налоги на некоторые виды прибыли, подоходный налог, в законодательно определенном пределе и др.). Однако в целом процесс уплаты налогов в нашей стране, особенно хозяйствующими субъектами, весьма трудоемок.

Представляется, что следовало бы обратить внимание на рекомендацию Адама Смита, хотя бы для избежания простых технических ошибок на практике, и установить более или менее совокупную уплату сумм налогов для юридических лиц. Возможное введение единого социального платежа в рамках бюджета взамен существующих трех (а по количеству платежей - четырех) во внебюджетные централизованные фонды могло бы рассматриваться как прогрессивный шаг в этом направлении.

Превращение налогов в основной источник доходов казны потребовало не только научного обоснования налогов и исследования содержания понятия "налог", но и определения принципов, на которых должно строиться налогообложение.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и ученых-экономистов с момента возникновения налогов. Особый интерес они стали вызывать в период возникновения финансовой науки. Уже в период меркантилизма в работах Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Т. Мана, Дж. Локка, У. Петти мы видим попытки сформулировать некоторые фундаментальные постулаты, на которых должно основываться налогообложение.

Первый важнейший принцип, сформулированный еще Ж. Боденом в его труде "Шесть книг о государстве" (1577), состоял в том, что никакой налог не может взиматься без согласия подданных: "Монархи не имеют права облагать своих подданных налогом без их согласия" . Джон Локк считал, что для сбора налогов всегда необходимо получать согласие большинства, которое оно дает либо само, либо через посредство избранных или их представителей ("О гражданском правлении", 1690). К середине XVIII в., по словам Ж. Ж. Руссо, "эта истина, что налоги не могут быть установлены законодательным образом иначе, как с согласия народа или его представителей, была признана всеми без исключения философами и законоведами, приобретшими какой-либо авторитет в вопросах государственного права" .

Другой важнейший вопрос, который занимал и практиков, и теоретиков – вопрос о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс, доказывая преимущества косвенного обложения и недостатки налогообложения имущества, утверждал, что косвенное налогообложение самое равномерное и справедливое. Аналогичные соображения мы находим в "Трактате о налогах и сборах" (1662) У. Петти.

Однако до середины XVIII в. эти темы носили достаточно отрывочный характер. Впервые попытку сформулировать принципы справедливости налогообложения в более широком плане сделали физиократы. Французский экономист В. Р. Мирабо полагал, что всякое налогообложение должно отвечать следующим принципам:

  • 1) должно быть основано на самом источнике доходов;
  • 2) должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
  • 3) нс должно быть слишком обременено издержками взимания.

В соответствии со своими взглядами на землю, как главный источник богатства, физиократы полагали, что облагаться должен чистый доход собственников земли. По их мнению, этот налог должен быть единственным, поскольку в конечном счете все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли. Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Важная заслуга физиократов состоит в том, что они впервые сформулировали вопрос о принципах налогообложения и предложили свое понимание данной проблемы.

Важнейшую роль в решении проблемы принципов налогообложения сыграл А. Смит, который первый четко сформулировал основные принципы налогообложения. Его заслуга состоит не в приоритете их открытия. Многое из того, о чем он писал, до него высказывалось другими учеными. Однако именно А. Смит обобщил и осмыслил весь предыдущий опыт, ему нет равных в яркости и точности формулировок фундаментальных принципов, глубину которых отмечали ученые и XIX, и XX вв. Разработанные А. Смитом принципы налогообложения положены в основу современных налоговых систем.

При разработке этих принципов А. Смит исходил из индивидуалистических теорий государства, считая налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства, и потому приоритетными полагал интересы налогоплательщиков. Не случайно его принципы были названы впоследствии "Великой хартией вольностей налогоплательщика" или "Декларацией прав налогоплательщика". Авторитет А. Смита как крупнейшего экономиста XVIII в. придавал этим принципам особую значимость.

Принципы налогообложения были сформулированы в фундаментальном труде А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В V книге "О доходах монарха и республики" он писал: "Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица... Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов" .

Из приведенной цитаты можно вывести четыре фундаментальных принципа, не устаревших до нашего времени:

  • 1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства;
  • 2) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны плательщику, а также всем другим лицам;
  • 3) принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика;
  • 4) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и рационализации системы сбора налогов.

Сформулированные в конце XVIII в. принципы налогообложения заложили основы современной финансовой и налоговой политики государств. Вместе с тем, несмотря на большой авторитет А. Смита, чтобы сформулированные им принципы стали аксиомами, потребовалось более ста лет до их внедрения в финансовую практику государств. Только во второй половине XIX в., когда государство окрепло, а финансовая наука окончательно сформировалась, принципы обложения могли быть реализованы при создании налоговых систем.

Как было отмечено выше, А. Смит формулировал свои принципы, исходя в первую очередь из интересов плательщика, а не государства. В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер дополнил их рядом положений. При разработке своей системы принципов налогообложения он руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план вынес финансовые потребности государства, необходимые для обеспечения коллективных потребностей общества. Вагнер создал систему принципов налогообложения, которая учитывала интересы и государства, и налогоплательщика, хотя приоритет отдавался государству. Эта система состоит из девяти положений, сгруппированных в четыре группы .

Финансовые принципы налогообложения А. Вагнер ставил на первое место:

  • 1) достаточность обложения;
  • 2) эластичность (подвижность) обложения.

Народнохозяйственные принципы образуют вторую группу:

  • 3) надлежащий выбор источника обложения;
  • 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

Этические принципы составляют третью группу:

  • 5) всеобщность обложения;
  • 6) равномерность обложения.

Административно-технические принципы или правила образуют четвертую группу:

  • 7) определенность налогообложения;
  • 8) удобство уплаты налога;
  • 9) максимальное уменьшение издержек взимания.

У А. Смита первый принцип справедливости носит этический характер и по содержанию соответствует пятому и шестому принципам А. Вагнера. Три других принципа А. Смита можно отнести к организации и администрированию налогообложения, т.е. они соответствуют принципам четвертой группы А. Вагнера.

Принципиальное отличие подхода А. Вагнера состоит в том, что первые два принципа финансово-политического характера – достаточности и подвижности – он ставит во главу всех принципов, выше принципа справедливости. В этом проявляется его принципиально иной взгляд на роль государства. А. Вагнер, являясь сторонником активного вмешательства в экономику, исходил из того, что общественно-хозяйственная система настолько необходима людям, что доставление средств для нее, их достаточность должны быть поставлены на первое место. При этом принцип справедливости не отвергается, но проводится в жизнь в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность (эластичность) – предполагает использование налога или системы налогов, которые обладают способностью адаптироваться к государственным нуждам, т.е. позволяет оперативно увеличивать или уменьшать налоговые доходы и соответственно налоговое бремя. Примером эластичного налога является современный подоходный налог, использующий прогрессивную шкалу налогообложения. В качестве неэластичного налога можно назвать соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. привело к серьезным экономическим и социальным последствиям.

Формулируя третий принцип налогообложения – надлежащий выбор источника обложения – А. Вагнер в отличие от А. Смита, развивая идеи справедливости, полагал, что источником обложения должен быть не только доход, но и капитал. Дискуссия вокруг этого положения ведется со времен Смита и до наших дней. Так русский экономист начала XIX в. Н. И. Тургенев, развивая идеи А. Смита, считал, что "налог должен быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались" }

Поделиться