Санитарно эпидемиологический надзор на территории таможенного союза. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Единый Перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за подконтрольными товарами союза.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Перечень подкарантинной продукции. Осуществление карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и на таможенной территории Таможенного союза. Характеристика Федерального Закона "О карантине растений". Карантинные мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Исследование порядка ввоза товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю. Порядок оформления товаров, подлежащих государственной регистрации, подтверждающей безопасность продукции. Обзор особенностей таможенного контроля в пунктах пропуска.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза. Процедуры таможенного контроля на морском транспорте при прибытии и убытии судна с таможенной территории. Направления оптимизации таможенного администрирования.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Формы, операции и сроки таможенного контроля. Условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Способы идентификации товаров Таможенного союза в продуктах переработки. Уплата ввозных и вывозных таможенных пошлин.

    презентация , добавлен 21.10.2015

    Порядок заявления таможенной стоимости товара. Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на территорию и вывозимых с территории таможенного союза, их содержание и требования.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Основные положения законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Действия санитарной охраны на таможенной границе. Меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2012


ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза

Раздел I.
ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
1. Пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов (из следующих групп единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС): 02-05, 07-09, 11-25, 27-29, 32-34, 35).
2. Товары для детей: игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки (ранцы, рюкзаки, портфели и т.п.), искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 34, 39, 40, 42-44, 46, 48-56, 60-65, 87, 94, 95).
3. Материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38-40, 48, 84, 85).
4. Парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта (из группы ТН ВЭД ТС 33).
5. Химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32-34, 38).
6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; мебель; текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества; искусственные и синтетические кожи и текстильные материалы для изготовления одежды и обуви (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 32, 39, 40, 42-44, 46, 48, 50, 51, 53, 55- 59).
7. Продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38, 84, 85, 90).
8. Издательская продукция: учебные издания и пособия для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 48, 49).
9. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке и т.д.) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 43, 44, 46, 50-53).
10. Материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 42, 43, 50-60).
11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74-76, 78-81, 84, 87).
12. Строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом) (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 25, 26, 28, 68, 69, 72, 74-76, 78-81, 84, 87).
13. Табачные изделия и табачное сырье (из группы ТН ВЭД ТС 24).
14. Средства индивидуальной защиты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 40, 64).
15. Пестициды и агрохимикаты (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 31, 38).
16. Материалы, изделия и оборудование, контактирующие с пищевыми продуктами (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 39, 44, 45, 48, 63, 70, 73,76).
17. Оборудование, материалы для воздухоподготовки, воздухоочистки и фильтрации (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38-40, 48, 84, 85).
18. Антигололедные реагенты (из группы ТН ВЭД ТС 38).
19. Иные товары, в отношении которых одной из Сторон введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 02-96).
Раздел II

ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, подлежащих государственной регистрации

1. Минеральная вода (природная столовая, лечебно-столовая, лечебная), бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости (в том числе для использования в детском питании), тонизирующие напитки, алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво.
2. Специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов (далее - специализированные пищевые продукты); биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище, органические продукты.
3. Пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы.
4. Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.
5. Косметическая продукция; средства и изделия гигиены полости рта.
6. Дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)).
7. Товары бытовой химии.
8. Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
9. Материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Предметы личной гигиены для детей и взрослых; предметы детского обихода до трех лет: посуда и изделия, используемые для питания детей, предметы по гигиеническому уходу за ребенком; одежда для детей
(первый слой).
11. Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования).
Ввоз и обращение товаров указанных в пунктах 1 – 11 настоящего раздела осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
Государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары, включенные вследующие исчерпывающие позиции ТН ВЭД ТС
в соответствии с вышеперечисленными группами.

За более чем годовой период, который прошел с начала работы , были внесены изменения в действующие документы и поменялся порядок их представления. В частности, санитарное законодательство в части поставок продукции стало общим для стран Таможенного союза. Основной документ - это Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам, которое было принято 11 декабря 2009 г. (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС N 28). Главные идеи, заложенные в это Соглашение, - обеспечение охраны таможенной территории Таможенного союза от инфекционных заболеваний, продукции, не соответствующей , и проведение согласованной политики в области обеспечения санэпидблагополучия.
Были приняты четыре основных документа, по которым работают санитарные службы стран ТС при ввозе продукции контроля на таможенную территорию союза. Я не буду затрагивать вопросы обеспечения внутреннего контроля, требования к производству, здесь законодательство еще не унифицировано. Мы говорим только о продукции. Были созданы Единые санитарные требования к продукции на основе нормативов трех стран (в основном РФ), гармонизированных с европейскими. Эти Единые санитарно-гигиенические требования действуют на территории Таможенного союза до введения соответствующих технических регламентов на ту или иную продукцию. После введения технических регламентов Требования будут предъявляться на соответствие техническим регламентам ТС, которые сейчас активно разрабатываются. Была установлена единая форма свидетельства о государственной регистрации. Утверждены порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной территории и границе ТС и Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору. Я хотел бы вкратце остановиться на этих документах.

Единый перечень

Сегодня ситуация уже потеряла ту остроту, которая была год назад, тем не менее к нам продолжают поступать обращения по вопросам получения свидетельства о госрегистрации, использования Единого перечня. Единый перечень товаров, подлежащих государственному надзору, включая Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации санитарными службами трех стран, состоит из трех разделов. Раздел I - это Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, контролю. Это самый большой Перечень, и в него входит продукция из разд. II и разд. III. Какую смысловую нагрузку он несет? В него входит вся та продукция, на которую есть Единые санитарно-эпидемиологические требования Таможенного союза. Эта продукция может подлежать надзору и контролю как при пересечении границы, так и на территории, но для продукции, вошедшей в разд. I, за исключением той продукции, которая входит во второй, не требуется при пересечении границы каких-либо разрешительных документов санитарно-эпидемиологической службы, то есть свидетельства о госрегистрации. Свидетельство о госрегистрации требуется только на продукцию, вошедшую в разд. II. То есть, если продукция не входит в разд. II, а входит только в первый, она свободно обращается, но во время плановых и внеплановых проверок могут отобрать ее образцы и проверить на соответствие Единым требованиям. Такая продукция может контролироваться и на границе, но только при специальных показаниях: поступлении этой продукции с территорий, загрязненных химическими веществами, с территории, на которой имеются инфекционные заболевания, и т.д. Пример - автомобили, поступавшие из Японии после аварии на АЭС, проходили радиационный контроль, чтобы на территорию РФ не попала радиоактивно загрязненная продукция. Но при нормальных условиях на продукцию, которая не включена в разд. I, документы санитарно-эпидемиологической службы не требуются.
До сих пор к нам продолжают поступать письма с просьбой дать разъяснение - подлежит или не подлежит продукция государственной регистрации. Это вы должны определять сами, мы на такие письма ответов не даем. Такое решение было принято Роспотребнадзором и ФТС в связи с тем, что вокруг этих писем разросся целый бизнес недобросовестных людей, которые эти письма, получаемые у нас бесплатно, продавали бизнесу за большие деньги. Хотя на самом деле эти письма не требуются, потому что как таможня, так и мы прекрасно знаем перечни продукции, которые действуют для нас, для таможенной службы и для всех других федеральных органов исполнительной власти.
Раздел II Перечня состоит из двух частей. Эти две части представляют собой описательную часть, состоящую из 11 позиций и кодов ТН ВЭД. При пользовании этим перечнем, чтобы определить, подлежит ли продукция госрегистрации или нет, продукция должна быть перечислена в одной из этих 11 позиций и находиться в кодах ТН ВЭД. Например, если продукция "специализированный продукт питания" и подходит коду ТН ВЭД (скажем, хлебопродукт или мясопродукт), то она подлежит госрегистрации. Если это просто мясопродукт, то не подлежит, потому что не попадает либо в первую, либо во вторую часть этого раздела.
Раздел III - это Перечень товаров, на которые не требуется представления государственной регистрации. Это всевозможные коллекции, образцы продукции, выставочные экспонаты и т.д. Им надо пользоваться в разрезе разд. II. Это та продукция, на которую не требуется представления госрегистрации, но которая входит в разд. II Перечня. Так, в Перечень товаров, подлежащих госрегистрации, входят косметическая продукция и товары бытовой химии. Сейчас готовится технический регламент Таможенного союза по косметической продукции, и перечень продукции, подлежащей регистрации в соответствии с этим техническим регламентом, будет еще сокращен. Он будет чуть больше Перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 982. Уже сейчас номенклатура подлежащего выдаче свидетельства о госрегистрации продукции сокращена по сравнению с тем, что было до начала работы Таможенного союза, на 80%.

Текущие изменения

Свидетельство о госрегистрации выдается уполномоченными органами сторон: в РФ оно выдается территориальными органами и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Национальные документы, по которым раньше можно было реализовывать продукцию на территории тех стран, где они были выданы, с 1 января 2012 г. перестают действовать и на территории Таможенного союза начинает действовать единый документ.
Решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 были утверждены следующие документы: порядок организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза; Единый перечень товаров, подлежащих государственному надзору, включая Единый перечень товаров, подлежащих государственной регистрации санитарными службами трех стран; Единые санитарные требования к продукции; единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции. Но с тех пор в них были внесены изменения. Решением Комиссии ТС от 14 октября 2010 г. N 432 внесены следующие изменения. Из Приложения была исключена необходимость при ввозе образцов подконтрольных товаров представлять сопроводительное письмо изготовителя. Единый перечень был дополнен сносками о том, что сырье, предназначенное исключительно для изготовления парфюмерно-косметической продукции, средств бытовой химии, а также фармацевтической промышленности, не подлежит госрегистрации, то есть вопрос сырья был снят. Раздел III был дополнен товарами, реализующимися в магазинах беспошлинной торговли. Кроме того, был решен вопрос в отношении продукции, которая не подпадала под казахстанское законодательство и не имела национального документа, - казахстанская сторона стала принимать документы на такую продукцию, выданные в России и Белоруссии.
Последние изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 500 "Об утверждении правил осуществления ветеринарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу". В соответствии с этими документами сейчас на границе РФ санитарно-карантинный контроль осуществляется двумя службами: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и таможенными органами в специализированных пунктах пропуска в части документарной проверки. Таким образом, проверка, которая осуществлялась при пересечении границы нашими СКП с проставлением штампа "Ввоз разрешен" или "Ввоз запрещен", в настоящее время осуществляется таможенными органами. Специалисты Роспотребнадзора привлекаются к рассмотрению вопросов только в случае показаний, которые четко прописаны принятыми документами. Безусловно, Роспотребнадзор продолжает контроль за людьми, решая санитарно-карантинные вопросы обеспечения защиты от инфекционных заболеваний, то есть занимается теми видами работ, которыми и занимался, но документарный контроль за продукцией передан таможенным органам, и, соответственно, эти штампы проставляют таможенные органы.



Поделиться