Объект и субъект социального управления в организации. Объект и предмет социального управления

  • II. ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
  • II. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах экономики и при использовании химического оружия
  • IV. Чрезвычайные ситуации на радиационно-опасных объектах
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • Социум (человеческое общество) представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших подсистем -- управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).

    К субъектам управления можно отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

    Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

    Субъект управления по различным группам критериев подразделяется:

    По сферам человеческой жизнедеятельности выделяют субъекты политического, экономического, социального и духовно-культурного управления;

    По территориальному фактору субъекты делятся на всемирные, международные, общегосударственные, региональные, местные;

    По области функционирования определяют субъекты управления финансами, обороной и национальной безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

    По решаемым государственным задачам выделяют

    законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

    По решаемым общественным задачам можно выделить такие субъекты управления, как партии и общественные движения, профессиональные союзы и ассоциации, общественные фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи и т. д;

    По степени временной устойчивости субъекты существуют в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном режиме;

    По размерам различают единичные, малые, средние и крупные субъекты управления.

    Субъект управляет объектом, который представляет собой еще более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту соответствует свой субъект управления.

    Система - это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

    Социальная система - это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач.

    Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.



    Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

    Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

    В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.

    Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.

    3 Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.

    Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.

    Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

    12. Цели управления социальными системами.

    Цель управления состоит в том, чтобы цель действий объекта управления соответствовала сложившейся обстановке и его возможностям, т.е. была оптимальной, а путь достижения цели действия – наивыгоднейшим.



    Цель субъекта управлениязаключается в обеспечении достижения поставленной цели, регламентируя поведение объекта управления. Например, педагог управляет познавательной деятельностью обучающихся, влияя на них, и получает определенный результат – уровень обученности и воспитанности, если они соответствуют установленным требованиям, то цель достигнута.

    Цель действия объекта управления есть идеальное (мысленное) предвосхищение результата, который должен быть им достигнут. При этом не следует смешивать цель действий объекта управления с целью управления.

    При выявлении, формулировании и постановке целей объекту управления следует руководствоваться некоторыми практическими рекомендациями.

    Постановка цели имеет два аспекта: выявлений и формулирование цели в виде, удобном для осуществления управления.

    13. Правила формулирования цели управления.

    Существуют определенные правила формулирования целей , основными из них являются следующие, и заключаются в том, что цель :

    · четко определять, что и когда сделать, не раскрывая в деталях, как и почему;

    · отвечать назначению и функциональным обязанностям данного руководителя и его прямых начальников;

    · быть понятной для тех, кто работает над ее достижением, реальной, осуществимой, но нелегкой;

    · обеспечивать большую отдачу от затрат по сравнению с другими возможными целями;

    · быть реализуемой в пределах имеющегося или ожидаемого объема средств;

    · исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результаты совместных действий;

    · соответствовать основным принципам и методам работы предприятия (организации, учреждения).

    • Приведенный перечень правил поможет руководителю любого ранга более обоснованно определять цель, строже формулировать ее и четче доводить до подчиненных.
    • Если сущность управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта (управляющего органа) на объект управления, то содержание управления выражается его функциями.

    14. Сущность и содержание принятия решения.

    Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

    Выработку и постановку цели;

    Изучение проблемы на основе получаемой информации;

    Выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

    Обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

    Выбор и формулирование оптимального решения;

    Принятие решения;

    Конкретизацию решения для его исполнителей.

    Цели принятия управленческих решений

    Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.

    Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели.

    . СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1 Структура социального управления

    1.1 Задачи и определение

    1.2 Объект и субъект в социальном управлении

    1.3 Особенности социального управления

    2 Технологии социального управления

    2.1 Функции и значение

    2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

    Заключение

    Библиографический список

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной России в результате различных социально-экономических преобразований возникло большое число проблем, решение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самопомощи и самозащиты граждан. Необходимость изменения сложившейся ситуации в социальной сфере привела к научному изучению существующих проблем, поиску и использованию различных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

    Попытки систематизации управленческого опыта были сделаны еще в первой половине XIX в. в Англии. Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.).

    Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им. Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массу участников, управление превратилось в особый вид деятельности.

    1 . СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1.1 Задачи и определение

    Термин «управление» имеет регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение. Управление можно определить как процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционировании и развития.

    Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий. Лучшим примером управления служит дирижирование оркестром, в ходе которого дирижер движением палочки добивается гармоничного звучания множества инструментов, четкого взаимодействия играющих на них музыкантов.

    Можно говорить об управлении трудом (целенаправленное воздействие на физические /или умственные способности, усилия, которые могут быть направлены на производство товаров и услуг), управлении человеческими ресурсами (процесс, охватывающий все управленческие решения во взаимоотношениях организации и ее сотрудников, когда люди рассматриваются как важнейший ресурс, который надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами с целью достижения стратегических целей), управлении персоналом (совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций, обеспечения необходимых пропорций в качестве услуг и труда и объемов производства, поддержания постоянного соответствия подготовленности и обученности кадров требованиям научно-технического прогресса), управлении карьерой (деятельность, направленная на развитие способностей работников через повышение квалификации, перевод с одного рабочего места на другое и продвижение вверх по служебной лестнице) и др.

    1.2 Объект и субъект в социальном управлении

    В управлении социальной работой используются т.н. «генеральные планы управления» - документы, включающие основные направления и важные мероприятия по использованию и развитию организационной структуры управления.

    Управление социальной работой как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

    Как следует из представленной в Приложении А схемы, объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

    Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе.

    Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления.

    1.3 Особенности социального управления

    В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).

    Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

    1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

    Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

    2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

    Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

    3) Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

    Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

    4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

    5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.

    2 . ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    2.1 Функции и значение

    Функция социального управления - это разнообразные виды управленческих работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

    Выполнение функций социального управления может рассматриваться применительно к конкретной должности (функции работника, должностного лица), структурному подразделению (функции отдела, отделения, службы, т.д.), органу управления (функции министерства, ведомства, комитета, агентства и др.). Функции социального управления отражают централизацию, разделение, специализацию, кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали организации.

    Социальная работа является мощным социальным средством, инструментом, сдерживающим развитие социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этим возрастает значение профессионального управления социальной работой, имеющего несколько значений.

    1) Организационно-структурное значение управления социальной работой - определение основных субъектов (органов управления) и объектов управленческого воздействия и анализ его результатов. Предполагает организацию управления на различных уровнях - федеральном (институциональном), региональном, муниципальном (территориальном), локальном, - и создание соответствующих организационных структур (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы, региональные департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защиты населения, территориальные службы и центры).

    2) Функциональное значение управления социальной работой - выполнение как общих (независимых от уровня субъекта, его компетенции и т.д. - прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг, учет и контроль), так и конкретных (виды работ применительно к должности, структурному подразделению, предприятию, организации, учреждению - права, обязанности, функции, направления деятельности и т.п.) функций.

    3) Деятельностное значение управления социальной работой - деятельность руководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность.

    4) Процессуальное значение - процесс, включающий такие элементы как целевая ориентация, распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов и т.п.

    5) Организационное значение - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий предмет труда (информацию), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик, организация труда руководителей, формирование информационных систем, мотивация, оплата труда и т.д.

    6) Учебно-дисциплинарное значение - это наука и учебная дисциплина, основу которой составляет методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях, методики решения проблем и система теоретических знаний.

    2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

    Начальным этапом управленческой деятельности является целеполагание Цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших (тактических) и долгосрочных (стратегических) целей.

    В качестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите. Тактической целью на данном этапе развития общества является создание условий для удовлетворения потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом существующих экономических возможностей органов государственной власти местного самоуправления.

    В зависимости от поставленных целей, определяются функции управления Функции управления социальной работой подразделяются на общие (основные) и конкретные (специализированные).

    Общими функциями являются прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное) организация (имеет несколько смысловых значений, рассмотренных выше), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

    Специальные, конкретные функции с разной степенью подробности отражают текущие и перспективные потребности процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

    Система управления социальной работой также характеризует различные субъекты и объекты социального взаимодействия и с точки зрения их места в общей управленческой иерархии системы социальной защиты населения (Приложение Б) и уровня подчинения в социальной организации (Приложение В). В приложении Б показаны основные элементы иерархической системы управления социальной работой в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В приложении В показаны прямые и обратные связи руководящего персонала, работников и сотрудников социальной организации друг с другом и с клиентами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря.

    Результат управления социальной работой состоит в реализации социальных программ, проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний, подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию. Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах, консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новые инструкции и т.д.

    Таким образом, в социальной работе осуществляется особый вид управленческой деятельности - социальное управление. Система управления социальной работой состоит минимум из 6 элементов, которые связаны между собой и включают субъекта, объекта, цели, задачи, функции, содержание и результат управленческого воздействия.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1 Козлов А.А., Иванова Т.П. Практикум социального работника Ростовн/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

    2 Литвак Б.П. Великие управленцы: мастер-класс. М.: Экономика, 2003. - 528 с.

    3 Румянцевой З.П. Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой З.П. и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. - 254 с.

    4 Слепенков И.М. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

    5 Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 192 с.

    Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

    Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

    Объекты социального управления

    а) Вещи (управление вещами)
    б) Явления и процессы (управление процессами)
    в) Люди (управление людьми)

    Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

    Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

    Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

    а) общественное
    б) муниципальное
    в) государственное

    Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

    В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

    В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

    Виды социального управления:

    1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

    2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

    3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

    4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

    Определением объекта, предмета и содержания науки управления занимались ведущие ученые-управленцы: В.Б. Аверьянов, В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, А.Н. Бандурка, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, Н.Р. Нижник, В.В. Цветков и другие известные специалисты. Обобщая их мнению, определим объект, предмет и содержание науки социального управления.

    Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Определение объекта теории социального управления связано с ответом на вопрос "что она исследует?", а предмета - "существенных связи она узнает?".

    Объектом теории социального управления является практика управления или управленческая деятельность субъектов социального управления.

    Для государственного управления - это управленческая деятельность всех органов государственной власти.

    Предметом теории социального управления являются закономерности осуществления управленческой деятельности. Основные элементы, которые характеризуют управленческую деятельность: управленческие отношения, управленческие процессы, механизм и формы управленческой деятельности, структуры социальных систем.

    Для государственного управления - это закономерности и принципы функционирования управленческой деятельности органов государственной власти.

    Наука социального управления исследует общие и частные закономерности управления. Она изучает закономерности формирования системы управления, ее структуры и основных подсистем; исследует закономерности формирования и функционирования системы управления, взаимодействия ее элементов. Предметом науки управления также составляющие механизма управленческой деятельности: цели, функции, принципы, методы управления, процессы управленческой деятельности и их составляющие: циклы, стадии, этапы, операции и т.д..

    Наука социального управления, как и любая другая наука, имеет два основных аспекта: во-первых, это исследовательская деятельность, направленная на познание механизма социального управления, и, во-вторых, система выработанных и опробованных на практике взглядов, идей, понятий, раскрывающих и объясняющих характер, законы и закономерности управленческих отношений, их взаимодействие и развитие.

    Управленческие отношения как предмет исследования науки управления представляют собой общественные отношения, складывающиеся на базе присущих управлению закономерностей. Эти отношения формируются между отдельными людьми и коллективами людей в сфере управления, в процессе осуществления его функций. Содержание управленческих отношений характеризуется тем, что, с одной стороны, они объективны, поскольку порождаются в процессе жизнедеятельности общества, а с другой стороны, управленческие отношения субъективны, поскольку являются отношениями между людьми, состоят в управлении и отражаются через сознание людей.

    Управленческие отношения возникают между субъектом и объектом управления. им присуще свойство координировать действия людей, направленные на достижение общих целей управления.

    Исследуя управленческие отношения, наука управления призвана установить закономерности развития управленческих отношений, выработать теорию и методологию, принципы управления и создать соответствующий категорийные-понятийный аппарат. Наука социального управления включает организацию построения объекта и субъекта

    управление социальной системы формы и методы осуществления управляющих воздействий; процесс управления, организацию управленческого труда и тому подобное.

    Не зная методологии и теории социального управления, трудно построить оптимальную систему управления, сложно подойти к избранию наиболее эффективных форм и методов воздействия, усовершенствовать процесс управления, внедрить в управленческую деятельность технические средства, эффективно осуществлять непосредственное оперативное управления.

    Наука управления тесно связана с практикой, поэтому разработка проблем управления основывается на изучении и обобщении практического опыта. Связь с практикой добавляет науке управления, ее выводам и рекомендациям необходимую объективность и точность. Важной формой связи науки управления с практикой является проведение экспериментов в области управления как средства проверки ее научных гипотез.

    Задача науки социального управления:

    Разработка теоретических проблем и практических вопросов управления;

    Как на теоретико-методологической основе находить пути и способы успешного решения задач управления;

    Изучение закономерностей социального управления, разработка теории эффективного управления и определения практических путей и средств его дальнейшего совершенствование составляют специфику науки управления.

    Основными предпосылками научного управления служат: достижения в развитии теории управления, подготовка профессиональных кадров (руководителей), повышение уровня общих и специальных знаний в овладении наукой управления; надлежащее информационное обеспечение; широкое внедрение в процесс управления электронно-вычислительной техники и оргтехники.

    Задачей науки социального управления, в частности в таможенной службе, является совершенствование научно-методического обеспечения функционирования системы таможенной службы Украины, решение наиболее актуальных проблем деятельности органов таможенной службы и внедрение научных разработок в практику.

    С целью внедрения в практическую деятельность методических разработок и других результатов научных исследований, распространения положительного опыта целесообразно создать соответствующий механизм. Важно также создание в таможенной службе системы научно-исследовательских лабораторий по вопросам управления.

    Наконец, изучение управленческих дисциплин предназначенное для практики: выявление тех или других положительных и отрицательных черт в различных структурах и процедурах управления, повышения его эффективности, установление его связей с саморегулированием общественных процессов, для подготовки специалистов, управленческих кадров. Правильное решение задач управления снижает затраты общества.

    Связь науки управления с другими отраслями знаний

    Наука управления органично связана с общеметодологических науками (Философией, экономической наукой, теорией государства и права, кибернетикой и др.) и науками, которые изучают закономерности развития различных сфер общественной жизни (Социальная психология, педагогика, физиология труда и т.д.).

    Философия, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, затрагивает проблемы общества, государства и его неотъемлемой части - управление, его возможности и границы, объективную и субъективную стороны. Социология касается роли государства в обществе, следовательно, социального управления в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и другими группами населения. Политология подходит к государству как особого политического института, рассматривая прежде всего с этих позиций место государственного управления. Экономическая наука изучает роль государственного управления в связи с экономикой (Прежде всего позиций макрорегулирования). Экономические подходы тесно связаны с державознавчий в публичном экономическом праве.

    Наука социального управления главным образом связана с наукой о государстве и право, исследует закономерности развития и роль государства в обществе, а также правовое регулирование общественных отношений вообще и управленческих особенности. С отраслевых юридических наук она наиболее связана с наукой государственного права особенно тесно - с наукой административного права. Поскольку государственное управление чаще всего осуществляется на основе правовых норм и правовые методы в нем доминируют (есть и организационные - не правовые приемы, которые не противоречат праву), то те или иные стороны государственного управления изучаются юридическими науками с позиции права. Они исследуют прежде всего органы и правовые формы, методы правового управления. Наиболее общие вопросы такого рода изучает теория государства и права, более подробно этими вопросами занимается государствоведения. Менеджмент в государственном управлении рассматривает различные институты, формы и методы управления в основном с не правовых позиций. Специально правовые вопросы государственного управления, понимаемой в широком смысле, решает конституционное право, а в более узком - административное право. Много других юридических дисциплин также касаются вопросов государственного управления. В гражданском праве это, например, управления государственной собственностью, в трудовом - правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в земельном праве - порядок отвода земель, в уголовном и гражданском процессе - судья руководит ходом рассмотрения дела соответствии с процессуальными нормами закона, уголовное право имеет дело с наказаниями в связи с нарушением порядка управления и т.д..

    Наука управления имеет связь с наукой социальной психологии. Это обусловлено тем, что социальное управление, т.е. управление человека человеком, имеет социально-психологическую сторону.

    Наука социального управления связана с кибернетикой. Последняя является наукой о общие принципы и методы управления сложными системами в природе, технике и обществе. Однако нельзя отождествлять предмет науки социального управления с предметом кибернетики, изучающей три вида управления, но в специфическом аспекте, который не связан с их социальной сущностью. Кибернетика ограничивается исследованием формально-количественной стороны явлений природы и общества. Это не противоречит использованию достижений кибернетики в науке и практике социального управления.

    Наука социального управления использует достижения эргономики, знание физиологию труда человека, в частности физиологии управленческого труда. Поскольку повышения эффективности управления невозможно без механизации и автоматизации управленческого труда, то наука социального управления использует также достижения соответствующих технических наук.

    Итак, наука социального управления тесно связана со многими другими науками. Вместе с тем она не отождествляется с ними, поскольку наука социального управления имеет свой предмет - социальное управление, целесообразную организующую деятельность людей.

    Особую важность приобретают знания по управлению при подготовке государственных служащих (таможенников) в современных условиях, когда жизнь постоянно меняется, возникают новые, нестандартные ситуации, конкретные знания быстро устаревают. В связи с этим повышается роль фундаментальных знаний, общей, правовой и управленческой культуры. И именно изучение управленческих дисциплин дает необходимые знания, формирует основы культуры человека.

    Все это определяет важность освоения управленческих знаний. Специальный блок учебных дисциплин, изучаемых при этом, дает знания, навыки и умения, ценностные установки и ориентации, необходимые для будущей практической работы, закладывает фундамент профессиональной культуры будущего руководителя-профессионала.

    При изучении управления особое значение имеет детальное знакомство с деятельностью различных государственных органов, использование (там, где это возможно) методов имитаций (Например, деловой), наблюдение за деятельностью государственных органов и должностных лиц, изучение статистики, отчетов, иных документов, данных средств массовой информации.

    Управление - чрезвычайно интересная и увлекательная сфера деятельности и применения человеческого таланта. Овладев ею, можно много полезного сделать для себя, страны и других людей.

    Вообще есть основания полагать, что управленческие дисциплины должны стать составной частью подготовки качественных специалистов, которые в дальнейшем смогут успешно работать и своими знаниями и умениями укрепить Украину.

    Понятие "социальная организация как субъект управления" означает:

    • 1) создание внутренней системы управления с учетом организационно-правовой формы, определяемой ГК РФ и другими законодательными актами РФ;
    • 2) осуществление управления для достижения перспективных и текущих целей, задач в соответствии с направлениями деятельности, зафиксированными в Уставе (Положении);
    • 3) ответственность за результаты своей деятельности, принимаемые управленческие решения.

    Имеется несколько моделей управления социальной организацией, совокупность которых дает представление о наиболее важных и распространенных управленческих инструментах. Рассмотрим две основополагающие – управление по целям, задачам и управление на основе соотношения между централизацией и децентрализацией.

    Управление но целям, задачам

    Любая социальная организация имеет цели и направления деятельности (функции), которые фиксируются в соответствующем разделе Устава (Положения).

    Цели, задачи – это намечаемые, предполагаемые или планируемые результаты деятельности на определенный период времени. Объемная и, следовательно, трудоемкая цель может быть разделена (структурирована) на составные части, которые называются подцелями, задачами. Структуризация (декомпозиция) таких целей на подцели, задачи совершается с помощью метода "дерева" целей, имеющего форму рисунка, графика, схемы и др. На вершине "дерева" фиксируется конечная цель, которая затем разбивается на подцели и задачи. Метод позволяет наглядно представлять цель как систему подцелей и задач; определять ответственных исполнителей и соисполнителей; увязывать подцели и задачи с требуемыми видами и объемами ресурсов; контролировать процесс их реализации.

    Любая цель имеет те или иные характеристики. Обычно их представляют в виде классификаций или мультипликаторов. В табл. 2 представлен мультипликатор, показывающий по определенным признакам разные стороны (грани) целей.

    Таблица 2

    Мультипликатор целей социальной организации

    Признаки мультипликации

    Виды целей (задач)

    Социальные, экономические, организационные, технические, научные, социально-психологические, комплексные

    Время (период) реализации

    Стратегические, тактические, оперативные (текущие)

    Приоритетность

    Главные (основные), второстепенные (побочные)

    Уровень определения и реализации

    Социальная организация в целом, структурные подразделения, должности

    Соотношение общего и частного

    Общие и частные (локальные)

    Документированные (официальные), недокументированные (неофициальные)

    Степень обоснованности

    Обоснованные, недостаточно (слабо) обоснованные, необоснованные

    Этический аспект

    Декларируемые или провозглашаемые, фактические (реально выполняемые)

    Выполнимость/ невыполнимость

    Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)

    Потребность

    Желательные, нежелател ьн ые

    Планирование и оценка выполнения

    Конечные, промежуточные

    Степень выполнения

    Достигнутые полностью, выполненные частично

    В процессе управления важно профессионально решать две проблемы: во-первых, определять цели, задачи, и, во- вторых, формулировать их.

    Первая проблема – аналитического свойства – требует от руководителей практических навыков и умений по анализу и оценке ситуаций, процесса управления, внутренней и внешней среды.

    Можно даже интуитивно ощущать необходимость той или иной цели. Но вслед за этим наступает необходимость формулирования целей, задач при решении проблемы лингвистического свойства – описание их с помощью определенных слов и выражений. Отсутствие или недостаточность соответствующих профессиональных навыков вызывает следующие "целевые болезни":

    • неоднозначное понимание одной и той же формулировки цели (задачи) из-за того, что используются слова и выражения, имеющие различный смысл и разные оттенки;
    • набор слов вместо формулировки цели (задачи), что создаст поле неопределенности, расплывчатости относительно той цели, которую имел в виду руководитель;
    • неточность цели (задачи), когда в ее формулировке не хватает цифр, слов для конкретного выражения целевых намерений;
    • выполнение ненужной, сизифовой работы из-за неточно сформулированной цели (задачи).

    Любая цель, задача обладает собственной ресурсоем- костыо, т.е. требует для превращения в результат наличия определенного вида и объема ресурсов – информационных, материальных, финансовых, трудовых и временных. Ресурсы – это то, с помощью чего реализуются цели, выполняются задачи.

    Статистически установлено, что оказываемые услуги социальной организации условно можно разделить на три группы – А, В, С с примерным распределением в процентах – 65, 25, 10. Потребляемые ресурсы для их предоставления также делят на три группы – X, Y, Z. Первая группа ресурсов (X) отличается стабильностью потребления и высокой степенью прогнозирования. Для второй группы (Y) характерны определенные колебания и средние возможности прогнозирования. Ресурсы группы Z потребляются нерегулярно и поэтому их прогнозирование затруднительно.

    Оценки по методу АВС накладывают на аналитические данные XYZ и получают итоговую матрицу с девятью группами ресурсов, по каждой из которых используются соответствующие средства управления. В табл. 3 приведена матрица по методам АВС и XYZ.

    Таблица 3

    Матрица по методам АВС и XYZ

    Жесткая связь между целями, задачами и ресурсами определяет (при прочих равных условиях) уровень достижения результатов в соответствии со схемой "настолько – насколько":

    • – цели реализуются настолько, насколько обеспечиваются требуемыми видами и объемами ресурсов;
    • – цели не реализуются настолько, насколько не обеспечиваются необходимыми ресурсами.

    Типичная "управленческая болезнь" – ставить цели, задачи без их достаточного ресурсного обеспечения. Образно она именуется "маниловщиной". Ее типичные симптомы:

    • – преобладание целей, задач как таковых, их несоответствие ресурсным возможностям социальной организации;
    • – появление псевдоцелевого управления, когда множество целей не находит отражения в фактически достигнутых результатах;
    • – давление бумажно-целевых намерений, заставляющих принимать неверные (по ресурсам) тактические и стратегические решения.

    Поэтому истинно целевое управление означает определение таких целей (задач) и в таком объеме, для реализации которых имеются или реально могут появиться в требуемый момент времени необходимые ресурсы.

    "Фронт" целей, задач применительно к социальной организации в целом, подразделению, должности можно разделить на основные (ключевые) и вспомогательные. Статистически доказано, что основные цели (задачи) составляют, примерно, 20% и их выполнение при требуемом ресурсном обеспечении на 80% приводит к достижению необходимых результатов. Удельный вес вспомогательных (второстепенных) целей (задач) равен 80%, но их реализация дает только 20% результатов. Данное соотношение именуется принципом Парето. Поэтому практически руководителю и специалисту важно уметь:

    • – отделять главное от второстепенного;
    • – маневрировать ресурсами (они обычно ограничены), распределяя и перераспределяя их между основными и вспомогательными целями, задачами;
    • – видеть весь "фронт" целей (задач), поскольку со временем второстепенная цель может превратиться в одну из главных.

    Выбор главных, основных целей, задач позволяет управлять в режиме по отклонениям, когда определяются и выбираются ключевые параметры, например, какие-то виды предоставляемых услуг и устанавливаются допустимые пределы отклонений. Информации по этим параметрам придается первоочередное значение и поэтому она регулярно поступает к тому, кто отслеживает соответствующий параметр или ряд параметров. При возникновении отклонений, превышающих установленные рамки, принимаются соответствующие действия, решения.



    Поделиться