Какие существуют средства коммуникации. Виды и средства социальной коммуникации

Виды коммуникации

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2.По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения – формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. При­рода межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцио­нальная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения.

Внутренние коммуникации . Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Неформальные коммуникации . В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций - гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные коммуникации . Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций.С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах, о новых стратегических и тактических целях, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п.

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.



Таким образом, в дополнение к вертикальным, организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличие от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.


Коммуникации в организации

Введение…………………………………………………………………………………2

    Понятие о коммуникации……………………………………………………..3

    Сеть коммуникаций. Средства и каналы коммуникаций………………..5

    Стратегии коммуникативного взаимодействия на предприятиях……..9

    Анализ коммуникационного процесса в организации…………………...13

    Проблемы в межличностных контактах…………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………20

Введение

Общение, коммуникации – это вид деятельности, которую человек осуществляет еще до рождения: установлено, что ребенок воспринимает факторы внешней среды, состояние и поведение матери и реагирует на все это еще в утробе. Без коммуникаций с себе подобными человек не становиться разумным существом. Имея такой богатый опыт общения, каждый подсознательно считает, что в этой деятельности он достаточно искушен и ему не требуется достаточных усилий для подготовки и проведения деловой беседы, переговоров, получения нужной информации, оказания влияния на поведение другого человека или группы лиц. Это очень распространенное заблуждение. Вспоминая давние и недавние события, можно найти массу случаев неудачных коммуникаций, т. е. таких, результат которых был хуже ожидаемого. Основные причины – переоценка собственных коммуникационных навыков, игнорирование специфики ситуации, а зачастую самонадеянность или лень, не позволившая потратить время на элементарную подготовку к коммуникации.

В наши дни общению между людьми и эффективным средствам связи придается все большее значение. К тому же сейчас мы столкнулись с настоящим изобилием средств коммуникаций, совершенно невообразимых для людей эпохи Первой мировой войны. В связи с таким коммуникационным бумом возникла проблема оптимизации информационного обмена в организациях. Коммуникации в сфере менеджмента стали объектом самого пристального внимания ученых и специалистов в учреждениях практически всех типов: коммерческих фирмах, военных структурах, государственным органах управления, больницах, университетах и научно-исследовательских институтах. Ни в одной другой сфере психологи, специалисты по отношениям между людьми и по теории менеджмента, сами менеджеры не работали так упорно, как совершенствуя коммуникации в наших крупнейших учреждениях.

Тем не менее оказалось, что легче изловить единорога, чем «подчинить» коммуникации. О коммуникациях говорят так много, что в общем гуле не удается уловить что-либо вразумительное по этому поводу. Вместе с тем совершенно очевидно, что эффективность передачи информации все сокращается.

Мы усвоили, главным образом, на собственных ошибках, четыре важных момента по поводу коммуникаций.

    Коммуникация – это восприятие; 2) Коммуникация – это ожидание;

3) Коммуникация порождает потребности; 4) Коммуникация и информация – это две разные (более того, в значительной мере полярные) и, вместе с тем, взаимозависимые вещи.

1. Понятие о коммуникации.

Коммуникации – это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации.

При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать методами их преодоления.

Принципы эффективных коммуникаций:

    объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учета единства рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном поведении, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что другой человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

    принцип ситуативности , включающий(1) необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая имела место в прошлом и является желательной (малое воздействие способно вызвать «лавинную» реакцию), (2) возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и (3) субъективность в интерпретации ситуации;

    стремление к повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, признание недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению;

    гуманизм в построении коммуникаций;

    ориентация на сотрудничество , тактику «выигрыш – выигрыш»;

    учет развития , или онтогенез субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого вам казалось достаточно понятным, в силу онтогенеза может неожиданно повести себя иначе: просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, изучил вас;

    системность субъектов коммуникаций (любая большая, сложная система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т.е. открыта, динамична, не поддается полному регулированию процессов и состояний и т.п.);

    наличие не диагностируемых скрытых факторов поведения – типа намерений, умыслов, имитации;

    принцип неполной адекватности любой сложности моделей поведения субъекта, системы, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, самой системе;

    бесконечность процесса познания (нет и не будет оснований сказать: «Ну теперь я знаю все!» Более адекватная форма: «Теперь мне кажется, я знаю достаточно, для того чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности»);

    научность ;

    опора на закон .

Одним из лучших способов привлечения внимания руководства, обеспечения наглядности достигнутых результатов как фактора обретения влияния, власти, залога успешной карьеры остается прямой контакт, непосредственная коммуникация. Неопытные работники нередко считают, что составление прекрасного отчета автоматически позволит им снискать расположение руководства. К несчастью для подобных авторов, обычно все происходит совсем иначе. Если один из участников группы сочинит замечательный отчет, а другой сможет представить его на должном уровне исполнительному комитету, основное внимание привлечет к себе именно второй участник. Вечно занятые администраторы больше доверяют увиденному, чем прочитанному. На собрании их ничто не отвлекает (чего нельзя сказать о знакомстве с документами, которому мешают наличие других документов и бесконечные телефонные звонки). Позитивному восприятию презентации может способствовать и одобрительная реакция на нее других участников собрания (эффект группового влияния), выражаемая кивками головы, улыбками и соответственными замечаниями.

Человек, нацеленный на развитие и карьеру, должен осознавать, что все положения будут реализовываться не в вакууме, а в тесном общении с другими людьми, и успех зависит от помощи и расположения к нему других людей, каждый из которых – столь же большая, сложная неповторимая биосоциальная система, как и он сам. И нужно быть хорошим коммуникатором, чтобы получать от других людей то, что нужно вам.

Правила общения:

    золотое христианское правило общения: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы с ними»;

    лучший подход к взаимодействию – сотрудничество, или взаимная выгода, или «выигрыш – выигрыш»;

    в процессе взаимодействия вы должны стремиться к упрочнению отношений или в крайнем случае к их сохранению;

    известны и доступны многочисленные литературные источники и методики, помогающие повысить эффективность взаимодействия любого вида на любом его этапе. Их знание и практика применения – один из факторов успеха;

    следует пользоваться любой возможностью приобретения личного опыта общения;

    следует анализировать и делать выводы из жизненных ситуаций, произошедших с вами, и наблюдаемых вами событий;

    нет предела совершенству.

2. Сеть коммуникаций. Средства и каналы коммуникаций.

Определение средств и каналов коммуникации:

    средство – способ кодирования сообщений. Но поскольку почти все сообщения кодируются с использованием более чем одного средства, применяется понятие «средства коммуникации». Ими являются письменная и устная речь и многочисленные невербальные (несловесные) средства; К основным средствам коммуникации относятся беседа лицом к лицу, письмо, факс, электронная почта, афиша, брошюра, видео и т. п.

    канал – специальный маршрут или технология, используемые для передачи сообщения получателю.

К примеру, телекоммуникационные каналы не позволяют зафиксировать эмоционально-оценочный компонент общения и отношение отправителя и получения к сообщению и друг к другу. Общение по телефону, электронная почта ускоряют процесс коммуникации, но они лишены эффекта присутствия. «Контакт глазами, пристальный взгляд, румянец на щеках, поза, язык жестов – ничего этого нет». Вот почему солгать легче по телефону, чем «глаза в глаза».

Выбор канала определяется и сообщениями легитимности, т.е. необходимостью обеспечить правовую убедительность сообщения и возможность использовать его в случае возникновения делового конфликта для предъявления в органах, призванных защищать права граждан. Вот почему сделки заключаются в письменной форме, а не устно.

Устная коммуникация обеспечивает самую быструю обратную связь, обратная связь может быть достигнута и при письменной коммуникации, но обычно в этом случае осуществляется медленнее. Для многих сообщений необходима немедленная обратная связь, и устная коммуникация представляет такую возможность.

Часто сообщение, которое мы пытаемся передать, встречает сопротивление. Если вероятно неприятие данного сообщения, усная коммуникация предпочтительнее письменной. При получении письменного сообщения людли чувствуют, что тони не имели никакой возможности повлиять на содержание сообщения. В личном разговоре сообщение может адаптировано к восприятию получателя путем налаживания обратной связи.

но если важна ответственность и подотчетность, письменная коммуникация предпочтительнее устной. если передаваемое сообщение содержит детали, уточняющую информацию или уточняет сложную процедуру, письменный метод является основным средством коммуникации.

Ни один из способов коммуникации не обладает универсальным преимуществом перед другими. Во многих случаях сообщение может быть наилучшим образом передано путем комбинации письменного и устного каналов.

Рис.1. Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для различных сообщений.

Формальными каналами коммуникаций называют те, которые определены, установлены руководством. Это линии, связывающие должностных лиц и подразделения организационной структуры компании. Формальные коммуникационные каналы часто описываются с помощью наречий «вниз», «вверх», «горизонтально».

Повторим, что канал коммуникации - это маршрут передачи информации на некоторое расстояние, а средство - это: а) способ кодирования информации, используемый при создании сообщения; б) носитель сообщения.

«Коммуникационный канал - это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту» . Каналы могут быть естественными (возникающие в сфере чувственного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром - аудиальные, визуальные, тактильные) и искусственными или техническими (специально созданные людьми технические линии и устройства трансляции информации - телефонная, телеграфная, теле- и радиосвязь, Интернет, транспортные артерии и т.п.).

К средствам межличностной коммуникации относят вербальные и невербальные средства, а также технические средства - телефон, компьютер, видеокамеру и т.п. В групповой коммуникации в качестве средств коммуникации часто используют дресс-код, корпоративные издания, систему групповой символики. В массовой коммуникации средствами чаще всего выступают, помимо названных, печатные издания, радио, телевидение, компьютерные сети. (Более подробно особенности используемых коммуникационных средств рассмотрим в гл. 7, где особое внимание будет уделено вербальным и невербальным средствам коммуникации.)

Вербальные средства коммуникации. Вербальная коммуникация осуществляется на основе логико-вербальных и лингвопрагматических средств коммуникации.

К логико-вербальным средствам относят ряд знаково-символических единиц хранения и передачи информации, что и составляет главную функцию этой группы вербальных средств. Ключевой логико-вербальной единицей является слово. В зависимости от логической формы представленности содержания коммуникации выделяют понятия , суждения и умозаключения.

К лингвопрагматическим средствам относятся две группы средств: речевые акты и речевые фигуры. Их основная функция - реализация внеречевой цели адресанта (установление контакта, воздействие, убеждение, самовыражение и т.п.).

Речевые акты представляют собой определенные типы высказываний, реализующих определенную лингвопрагматическую функцию (целевую установку говорящего).

Существует несколько классификаций речевых актов. Мы рассмотрим одну из них. Автором ее является выдающийся английский философ и лингвист Джон Серль.

Речевые акты, по Серлю, подразделяются на:

  • репрезентативы (ассертивы) - это высказывания, направленные на репрезентацию говорящим некоторого объективного положения дел; высказывания об объективных ситуациях, явлениях, предметах, процессах. К этому типу речевых актов относят утверждения, отрицания, возражения (Солнце всходит на востоке. Во вторник была гроза. Футбол интереснее хоккея. Не думаю, что футбол интереснее хоккея. Никто не пришел к ним вчера);
  • директивы - высказывания, направленные на изменение поведения адресата, на принуждение собеседника к некоторому действию. К ним относятся приказы, просьбы, распоряжения, разрешения (Откройте окно. Вы можете сесть. Никогда не лги мне. Пожалуйста, передайте соль);
  • комиссивы - высказывания, направленные на подтверждение говорящим своих намерений относительно предмета коммуникации. Это клятвы, обещания, утверждения плана {Я обещаю, что приду завтра. Клянусь, что никогда не подведу вас. Все мероприятия в рамках выполнения первой задачи будут выполнены к понедельнику) ",
  • экспрессивы - это тип высказываний, направленных на выражение отношения, оценки, эмоций говорящего по отношению к предмету коммуникации. К экспрессивам относятся, например, поздравления, извинения, соболезнования, пожелания и др. (Поздравляю Вас с юбилеем! Жаль, что никто не пришел. Прошу прощения. Извините, я не хотел. Молодец!)",
  • декларативы - представляют собой высказывания, предметом которого является само высказывание; высказывания, которые «воплощают в жизнь» свое содержание; высказывания, которые сами являются действиями, которые они обозначают. К этому типу речевых актов относятся, например, наречения, утверждения документов, перформативные высказывания (Вы уволены. Я объявляю вам войну. Вы вне игры. Объявляю вас мужем и женой. Суд признает Вас невиновным).

Речевые фигуры (риторические фигуры, стилистические фигуры, фигуры речи) направлены на повышение экспрессивности вербальных сообщений, убедительности высказываний, суггестивности речи, привлечение и удержание внимания адресата. Они не несут никакой ключевой или дополнительной информационной нагрузки, но изменяют эмоциональную окраску предложения.

К этой группе относят большое количество различных средств, которые подробно рассматриваются в литературе по риторике. Перечислим наиболее распространенные:

  • аллегория - условное изображение чего-либо посредством художественного узнаваемого образа (служитель Фемиды; царство Морфея)",
  • аллюзия - намек на известный для определенного речевого сообщества факт (Сталина на вас не хватает; Платон мне друг, но истина дороже; начальник Чукотки [о Р. Абрамовиче]);
  • градация - структура высказывания, в котором каждая последующая часть является более эмоционально насыщенной, чем предыдущая (сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст; пришел, увидел, победил; не верь, не бойся, не проси);
  • ирония - прием убеждения в том, что предмет не таков, каким он кажется; комический способ сокрытия истинного смысла высказывания (А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! - воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника) ",
  • гипербола - прием явного и намеренного преувеличения свойств предмета (море слез; сто лет не виделись!)",
  • литота - прием явного и намеренного преуменьшения свойств предмета (наша жизнь - один миг; президентишко; газ не безопасен);
  • метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака (бессознательное; часы отстают; мерцающие болотца глаз; солнечная улыбка);
  • метонимия - словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет, находящийся в определенной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом (выпить три чашки кофе;рука Москвы;реакция Кремля);
  • оксюморон - намеренное сочетание лексических единиц с противоположным значением (обыкновенное чудо; светлая печаль; Старый Новый год; авторитарная демократия);
  • риторический вопрос - вопрос, содержащий скрытое утверждение или не требующий ответа (Сколько мы еще будем это терпеть? Разве я что-то делаю не так?А мне оно надо 7);
  • преоккупация - утверждение через отрицание (я не расист, просто я негров не люблю; он совсем не богат - у него всего три яхты и два замка).

Невербальные средства коммуникации. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких групп средств, к которым относятся кинесика, экстра- и паралингвистика (просодика), окулесика, проксемика.

Кинесические средства включают в себя различные движения - позы, походку, жесты и мимику.

Позы ("положения человеческого тела) обычно классифицируют по следующим основаниям:

  • этапы общения (позы вступления и выхода из контакта);
  • виды отношений и взаимоотношений (позы симпатии - антипатии; подчинения - доминирования; включенности - отчужденности);
  • психофизиологические состояния (напряженная - расслабленная, активная - пассивная позы);
  • соответствие поз партнеров в общении (синхронные - асинхронные позы);
  • направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу - спина к спине);
  • соответствие позы другим невербальным средствам (гармоничная - дисгармоничная).

Мимика - движения лицевых мускулов (мимические движения). Существует несколько типов мимических движений:

  • непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (движение бровей, зрачков, губ и т.д.);
  • произвольные движения, служащие сознательной передачей определенных сигналов (подмигивание, усмешка и т.д.).

Эти два типа движений характеризуются как физиологическими параметрами (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, динамика, амплитуда), так и культурными и социальными (культурно обусловленные типы выражений лица; направление взгляда в определенной социальной группе и т.д.).

Жесты - движения рук или кистей рук. П. Экман и У. Фризен выделили пять типов жестов :

  • эмблемы - движения, обладающие полноценным семантическим значением, являющиеся аналогом слов (например, жесты «ОК» или «V»);
  • иллюстраторы - движения, дополняющие и поясняющие вербальные сообщения (например, демонстрация роста человека, размера предмета или направления движения);
  • экспрессивные жесты - движения, выражающие эмоции (например, улыбка);
  • жесты-регуляторы - движения, которые регулируют темп, интенсивность и содержание коммуникации (например, указательный палец у губ - сигнал к молчанию);
  • жесты-адапторы - несемантические жесты, не имеющие значений и выполняющие функцию адаптации организма к окружающей среде (например, потирание носа).

Эта классификация, на первый взгляд, достаточно ясно представляет все варианты использования жестов в коммуникативном поведении людей. Однако существуют значительные отличия в их использовании в различных культурных средах.

Культурные вариации жестикуляции сводятся к следующему:

  • одни и те же жесты-эмблемы приобретают различные значения в различных культурах (например, большой палец, поднятый вверх, в евроамериканской культуре означает «все отлично», а в бангладешской - «ты глупо выглядишь»);
  • жесты, которые являются эмблемными (значащими) в одной культуре, не являются таковыми в другой (например, потирание мочки уха в итальянской культуре - это жест-эмблема, а в большинстве других культур - жест-адаптор);
  • в различных культурах существуют различные нормы, регулирующие обязательность и интенсивность использования жестов. Так, некоторые экспрессивные жесты являются желательными для частого использования (например, улыбка в американской культуре или разнообразные движения кистей рук в африканских культурах). В некоторых культурах действует норма частого использования жестов, в то время как в других культурах рекомендуется сдерживать жестикуляцию;
  • существуют культурные отличия в публичном использовании жестов. В ряде культур (например, в южноамериканских) поощряется публичное применение жестов (особенно экспрессивных), тогда как в других культурах поощряется их сдержанное использование (например, в скандинавских или японской культурах).

Такесические средства включают в себя коммуникативные действия в форме прикосновений. Такесические действия - наиболее регулируемая обществом сфера невербального поведения. В одних обществах действуют культурные запреты на использование прикосновений (например, в японской культуре), в других - поощряется использование такесических средств коммуникации (например, в средиземноморских культурах).

Такесические действия выполняют несколько коммуникативных функций:

  • устанавливают контакт с собеседником;
  • регулируют ход коммуникации;
  • регулируют эмоциональный аспект общения (проявление доверия или расположения);
  • выполняют ритуальные фатические функции (например, рукопожатие).

Паралингвистические средства - параметры голоса и речи человека. К ним обычно относят громкость, тембр, мелодику, звучность голоса, а также его модуляцию, скорость и ритм речи, ясность артикуляции.

Экстралингвистические средства - неречевые элементы, сопровождающие речевую коммуникацию (смех, вздохи, паузы, слова-«па- разиты» («ммм», «ох», «вот»), покашливания).

Как пара-, так и экстралингвистические средства используются в коммуникации как непроизвольно (если это физиологические особенности индивида), так и осознанно. В последнем случае они сопровождают вербальные сообщения, привлекая внимание адресата к определенным фрагментам высказываний, расставляя смысловые акценты и оказывая эмоциональное воздействие на слушателя.

Окулесические средства - визуальное поведение коммуникантов. Параметрами визуальных действий (движений глаз) являются: направление взгляда, линия и объект взгляда, траектория и направление движения глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

При интерпретации окулесических средств важны не столько временные параметры взгляда, сколько изменения различных параметров: например, важно не то, как часто человек смотрит в глаза собеседнику, а то, когда и почему он перестает или начинает это делать.

Как и в случае с жестами, существуют значительные культурные различия в применении этой группы невербальных средств. Так, в одних культурах прямой взгляд выражает открытость, в то время как в других - агрессию и вызов.

Проксемические средства - пространственно-временные элементы коммуникации. Они включают в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориальность, временную организацию ситуации.

Дистанция - физическое расстояние между коммуникантами. Е. Холл выделяет четыре типа дистанции: интимное расстояние (от О до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при повседневной коммуникации со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) - при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при публичных выступлениях.

Выделяют также персональное пространство и пространство группы (групповое пространство). Персональное пространство - это пространство вокруг человека, которое осознается им как собственная, личная территория, вторжение на которую нежелательно посторонним людям. Если они все же проникают на эту территорию, индивид испытывает дискомфорт.

Пространство группы - социальное пространство, в которое могут быть допущены только «свои» - члены своей группы. Как правило, расстояние между группами составляет не менее 1 ОС- 125 см. Групповое пространство можно наблюдать, например, во время перерывов между занятиями в вузе, когда студенты образуют группы по несколько человек.

Ориентация и угол общения - расположение партнеров по отношению друг к другу. Эта ориентация определяется своего рода геометрическими формами, которые образуют участники общения. Можно выделить следующие варианты взаиморасположения коммуникантов:

«ряды» (учебный класс):

Внимание участников в данном случае целиком направлено на коммуникатора, однако приоритет в точном получении информации имеют те, кто располагается ближе к ее источнику. Ряды представляют собой ранги участников коммуникации в зависимости от степени активности их вовлечения в информационно-коммуникационные отношения;

«подкова» («полукруг»):

Коммуниканты располагаются полукругом. С открытой стороны полукруга размещается источник информации. «Подкова» предполагает отсутствие иерархии, равный доступ к информации и преимущественно горизонтальные, а не вертикальные коммуникативные связи;

Эта ориентация предполагает равенство коммуникативных статусов всех участников. При этом любой из участников коммуникации может быть инициатором общения или выступить в качестве источника информации. Все коммуниканты имеют равный доступ к информации;

Расположение вещей коммуникантов - то, как располагает индивид свои личные вещи в пространстве общения, свидетельствует о его коммуникативных намерениях, его коммуникативной активности, его открытости или закрытости по отношению к другим партнерам по общению.

К невербальным средствам могут относиться также и другие средства - стиль одежды, аксессуары, используемые предметы, предпочитаемые цвета и т.д.

  • Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 51.
  • Ekman R, Friesen W.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins,usage and coding // Semiotica. 1969. V. 1. P. 49-98.

В широком смысле понятие коммуникации связано с осуществлением изменений, влиянием на деятельность для достижения процветания фирмы. В узком смысле ее цель - добиться точного понимания принимающей стороной отправленного ей сообщения. Средства, формы коммуникации весьма разнообразны. В комплексе они формируют достаточно сложную и многоуровневую систему.

Классификация коммуникаций

Она осуществляется по различным критериям. Типы коммуникации выделяют по составу участников. Так она может быть массовой, групповой и межличностной. Типы коммуникации выделяют в зависимости от:

  1. Метода установления и поддержания контакта. По этому критерию выделяют прямые (непосредственные) и дистанционные (опосредованные) коммуникации.
  2. Инициативности участников. По данному признаку различают пассивные и активные взаимодействия.
  3. Степени организованности обмена информацией. Этот критерий позволяет выделить организованные и случайные коммуникации.
  4. Используемым знаковым системам. По данному признаку выделяют невербальные и вербальные взаимодействия.

СМК

В массовой коммуникации используются специальные средства, которые представляют собой каналы и передатчики, посредством которых информация распространяется на значительные территории. Современная система включает в себя несколько звеньев. В частности, в СМК входят СМИ, информатика и телекоммуникация. Первые включают в себя прессу, аудиовизуальные каналы (радио, телетексты и пр.), информационные службы. СМИ состоят из технических средств фиксации, тиражирования, копирования, хранения данных, а также постоянного, системного распространения больших объемов музыкальных, словесных, образных сведений.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Основным средством общения является язык, в зависимости от того, присутствует ли он в процессах обмена информацией, выделяют сл. Виды общения (коммуникации) по средствам:

1. Словесное (вербальное) и/или коммуникативное;

2. Бессловесное (невербальное). Например:

Ш Дистанция

Ш Интонация

Возьмём, к примеру, дистанции:

1) Интимная (от 10 до 15 см). самая главная, которую человек охраняет как собственность.

2) Личная или личностная. Расстояние, разделяющее на приёмах и вечеринках (от 50 см до 1 м).

3) Социальная. Расстояние с незнакомыми людьми (от 1 до 3 м).

4) Дистанция «звёзд». Расстояние при общении с большой группой незнакомых людей (от 3 до 5м).

Мимика. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений - мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение.

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Жесты. Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем: - указательные, - подчеркивающие (усиливающие), - демонстративные - касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел.

При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также: - произвольные - непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Э. Сэмпсон предлагает таблицу положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при невербальной коммуникации.

Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации:

ь устная,

ь письменная речь,

ь слушание.

Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.

Виды диалога:

Ш информационный,

Ш фатический,

Ш манипулятивный,

Ш полемический.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение - в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:

v коммуникативная (функция обмена информацией);

v конструктивная (формулирование мыслей);

v апеллятивная (воздействие на адресата);

v эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

v фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);

v метаязыковая (функция толкования.

Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов.

В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний:

§ сообщение,

§ критическое замечание,

§ комплимент,

§ предложение,

§ резюме,

§ вопрос,

Речь делится на:

1. внешнюю

2. внутреннюю.

Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией.

Внешняя речь включает в себя:

o монолог,

o письменную речь.

Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог - вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.

Выделяют следующие виды диалога:

а. информативный (процесс передачи информации);

б. манипулятивный (скрытое управление собеседником).

Речевыми средствами манипуляции являются:

1) эмоциональное воздействие,

2) использование общественных норм и представлений,

3) лингвистическая подмена информации;

4) полемический; фатический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры :

1. Логический барьер - возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

2. Стилистический барьер - несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

3. Семантический (смысловой) барьер - возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

4. Фонетический барьер - препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Коммуникационные средства объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика).

Средства массовой коммуникации (СМК) также могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета - слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации связаны с их природой или технологическими ограничениями. Так, слова преходящи: Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству, это даже приводит иногда к управленческим проблемам (захламленность старыми документами).

Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Существует миф о том, что все `мультики" - несерьезны, рекламные ролики - не являются высокохудожественными, хотя это не связано с их природой (есть примеры обратного). Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п.

Все формы и средства коммуникации являются продолжением человеческого тела, дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха (громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между коммуникантами, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты).

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.



Поделиться