Open Library - открытая библиотека учебной информации. Переводческий анализ текста

1) Описание исходного текста . Данный отрывок взят из книги "Тайная История", написанный Донной Тартт. Действие романа "Тайная история" разворачивается в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пэйпен приезжает из Калифорнии изучать древнегреческий язык. Новые друзья Пэйпена - четверо молодых людей и одна девушка - умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой.

Донна Луиза Тартт родилась в 1963 году в городе Гринвуд, штат Миссисипи, США. В возрасте пяти лет она написала свое первое стихотворение, а в тринадцать ее опубликовали в "Литературном обозрении Миссисипи". В 1981 году Тартт поступила в Университет Миссисипи и стала членом братства "Каппа Каппа Гамма". Преподаватели сошлись во мнении, что первокурсница Донна значительно опережает и по таланту, и по писательскому мастерству большинство выпускников университета, а позднее порекомендовали молодой писательнице перевестись в Беннингтон - вермонтский колледж со специализацией по "свободному искусству". Тартт последовала совету и перешла в Беннингтон, где и продолжила обучение. Роман "Тайная история" Тартт начала писать в 1984 году во время обучения на втором курсе колледжа. В 1989 году ее порекомендовали известному литературному агенту, а через три года за дебют пока никому неизвестной писательницы издательство заплатило четыреста пятьдесят тысяч долларов, а роман был опубликован небывалым тиражом - 75000 экземпляров.

Предполагаемым получателем информации может быть любой человек в возрасте от 14 лет. Данный возрастной ценз обусловлен тем, что предполагаемым жанром романа так же является психологический триллер, что может отразиться на ребенке с несформировавшейся психикой. Это захватывающий роман, который не сможет оставить равнодушным ни одного человека.

  • 2) Номенклатура текста . В данном тексте нам не встречается терминология, так как любой художественный текст рассчитан на человека, не обладающего специальными знаниями.
  • 3) Тип текста . Данный текст, с точки зрения предъявленной в нем информации, является эмотивным. В тексте использована эмоционально-окрашенная лексика и читатель может поставить себя на место героя. Все чувства, описанные в тексте, передаются читателю, что заставляет его сопереживать героям.

С точки зрения цели, данный текст является повествовательным, так как он рассказывает о событиях, произошедших в жизни человека.

4) Прагматика текста . Основными задачами текста является заинтриговать и ошеломить читателя. Автор делится переживаниями и мыслями героя с читателем, вызывая интерес со стороны последнего.

  • - риторические вопросы: "And after we stood whispering in the underbrush - one last look at the body and a last look round, no dropped keys, lost glasses, everybody got everything?";
  • - эпитеты: "dark crack".
  • - подробное описание природы: "…the ravine, rising all green and black through the saplings";
  • - использование иностранного языка: "A moi. L"histoire d"une de mes folies";
  • 5) Варианты использования текста.

Отрывок из данного текста может быть опубликован в литературном журнале, но изначальным вариантом будет издание книги. Текст не содержит сложных для понимания слов и будет понятен людям любого возраста, но в это же время будет интересен как молодым людям, так и взрослым, сформировавшимся личностям.

  • 6) Переводческий анализ художественного текста:
    • - при переводе имен собственных и географических названий мы используем метод транскрибирования, то есть передачу звукового облика слова. Например, в преложении:

"It was one of the biggest manhunts in Vermont history - state troopers, the FBI, even an army helicopter; the college closed, the dye factory in Hampden shut down, people coming from New Hampshire, upstate New York, as far away as Boston"

Так выглядит возможный перевод: "Это была одна из самых крупных поисковых операций за всю историю Вермонта - полиция штата, Национальная гвардия, ФБР. В колледже отменили занятия, в Хэмпдене временно закрыли красильную фабрику, люди приезжали из Нью-Хэмпшира и Нью-Йорка, даже из Бостона";

  • - если в языке перевода применение той части речи, использованной в оригинале, невозможно, то мы использовали замену частей речи, меняя при этом структуру предложения. Рассмотрим данное явление на примере предложений:
    • 1) "`What are you doing up here?" said Bunny, surprised, when he found the four of us waiting for him".

И вот возможный вариант перевода:

"- А вы-то что здесь делаете? - удивленно воскликнул Банни, заметив нас".

2) "And after we stood whispering in the underbrush - one last look at the body and a last look round, no dropped keys, lost glasses, everybody got everything? - and then started single file through the woods, I took one glance back through the saplings that leapt to close the path behind me".

"После того как мы постояли, перешептываясь, в подлеске (последний раз взглянуть на тело, осмотреться - не обронил ли кто ключи или очки, не забыл ли чего) и гуськом потянулись через лес, я еще раз оглянулся".

План

Переводческий анализ текста в письменном переводе

1. Сбор внешних сведений о тексте.

2. Источник и реципиент текста.

3. Тип информации.

4. Виды текстов в зависимости от типа информации.

5. Плотность информации.

6. Коммуникативное задание

7. Речевой жанр

8. Послепереводческий анализ текста

С чего начинается перевод любого текста? Обозначим основные аспекты предпереводческого анализа текста.

1. Автор текста͵ время создания и публикации текста͵ то, из какого глобального текста взят ваш текст (предположим, информационная заметка из газеты «Геральд трибюн»; энциклопедическая статья из 2-го тома энциклопедии Майера; научная статья из журнала «Кардиология»). Все эти внешние сведения сразу много скажут нам о том, что можно и чего нельзя будет допускать в переводе. К примеру, если текст прошлого века, пусть он и не художественный, при переводе необходима архаизация, ᴛ.ᴇ. предпочтение устаревающим словам и синтаксическим структурам. В случае если указан автор текста͵ то в определœенных случаях (публицистический, мемуарный, научно-популярный и др. тексты) можно ожидать черт индивидуального авторского стиля, которые войдут в инвариант при переводе.

2. Определить источника иреципиента . Так, деловое письмо имеет, казалось бы, конкретного автора, его подпись стоит в конце письма, но написано оно от имени фирмы и в её интересах, следовательно, настоящий источник – фирма. Энциклопедическая статья также может иметь автора, и он указан, но фактический источник текста – редколлегия энциклопедии, а в составе сведении, входящих в статью, отражено, более того, мнение и трактовки общепринятые и как бы утвержденные всœем опытом человечества. Автор информационной заметки в газете часто указывается, но его имя приводится, чтоб закрепить за определœенным лицом ответственность за информацию.

Несколько проще определить реципиента͵ то есть того, кому текст предназначен. Это может быть указано в аннотации к глобальному тексту или во вступительном разделœе. Это нужно выяснить, так как от этого зависят разнообразные языковые черты, которые непременно нужно передать в переводе. В случае если текст предназначен детям, в нем крайне важно сохранить простой синтаксис, доступный детям подбор слов, яркую образность. В случае если это текст, который написан для всœего взрослого населœения страны (инструкция к бытовому прибору, энциклопедическая статья), то в нем могут встречаться самые разные синтаксические структуры, но обязательно отсутствуют узкоспециальные и диалектальные слова.

3. Очень важен тип информации , заложенной в тексте. Существуют разные классификации видов речевой информации. Для целœей перевода подразделим информацию, которую несет текст, на три вида: когнитивная (познавательная), эмоциональная и эстетическая. Вид информации является определяющим для типа текста и имеет свои средства языкового оформления. Рассмотрим виды информации на примере делового письма.

Начнем с когнитивной . Есть ли в деловом письме когнитивная информация, то есть объективные сведения о внешнем мире? Безусловно, есть. Это имя автора письма, название фирмы, наименования товаров, обозначение сроков их поставки, условий поставки. Все эти сведения оформляются в тексте особым образом. В первую очередь для них характерна терминологичность, то есть большое количество языковых знаков, имеющих статус термина и признаки термина: однозначность, нейтральную окраску, независимость от контекста. Следовательно, переводить всœе это нужно однозначными соответствиями - эквивалентами, которые есть в словаре. Вторая важная черта: когнитивная информация оформляется в тексте средствами письменной литературной нормы, точнее, ее нейтрального варианта. Обнаружив эту черту в оригинале, мы постараемся отразить ее в переводе - то есть будем соблюдать нейтральную письменную литературную норму языка перевода.

Теперь посмотрим, представлена ли в деловом письме эмоциональная информация, то есть, новые сведения для наших чувств. Да, и они есть. Это слова приветствия, прощания, высказанные в письме мнения и оценки. Правда, эмоциональная информация в деловом письме несколько стерта͵ ограничена рамками делового этикета. Итак, мы можем сделать важный для перевода вывод: эмоциональная информация будет передаваться с помощью эмоционально окрашенной лексики и эмоционального синтаксиса, но средства передачи ограничены рамками делового этикета.

И, наконец, есть ли в деловом письме эстетическая информация? Дает ли нам данный текст чувство прекрасного? Есть ли в нем для этого специальные средства - метафоры, рифма, игра слов, ритмичный синтаксический период, причудливые эпитеты? Нет, эмоциональной информации мы не находим. Итак, анализ информационного состава делового письма прямо подвел нас к выводам о том, как его переводить. Практический опыт перевода показывает, что переводчику часто попадаются тексты, где разные виды информации смешаны. Так, в рекламе сочетаются когнитивная информация (название фирмы, название продукта͵ его параметры, цена), эмоциональная (гиперболизированная положительная оценка качеств продукта) и эстетическая (игра слов, рифма, фразеология, повторы). Вместе с тем среди разнообразия текстов, которые человек разработал для удобства коммуникации, есть специализирующиеся на одном определœенном виде информации. Так, научный текст специализируется на передаче когнитивной, текст бытового общения – на эмоциональной информации, художественный текст – на эстетической. При этом даже самый строгий научный текст может содержать небольшую долю эмоциональной информации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, от вида информации зависит выбор языковых средств при переводе.

4. Все тексты, в зависимости от вида преобладающей информации, условно можно подразделить на три группы. К первой относятся тексты, в которых доминирует когнитивная информация. В таких текстах много терминов, то есть элементов, не зависящих от контекста. Именно при переводе таких текстов словарь – первый помощник. Тексты этого типа мы условно выделим в группу информационно-терминологических . Сюда относятся научные и технические тексты, учебники, инструкции, деловые и юридические тексты.

Вторую ступень сложности для переводчика образуют тексты, где содержатся приблизительно равные доли когнитивной и эмоциональной информации, и такие, где эмоциональная информация преобладает. Это группа информационно-эмоциональных текстов. Имеются в виду тексты газетно-журнальные, мемуарные, траурные, рекламные, проповедь. Повышенная трудность перевода этих текстов прежде всœего связана с тем, что арсенал средств для передачи эмоциональной информации разнообразен. Здесь переводчику практически никогда не поможет словарь. Ему придется проявить свое умение находить нужные вариантные соответствия и трансформации. В соответствии с этим растет длина единиц перевода. В случае если в информационных текстах это, как правило, слово или словосочетание, то в информационно-эмоциональных - это может быть и предложение, и целый текст.

Наконец, в третью группу входят тексты, где доминирует эстетическая информация. Это – так называемые художественные тексты. Сюда, помимо художественной прозы и поэзии, входит и художественная публицистика, как тип текста͵ где индивидуальное видение автора и его стиль (эстетика) подчиняют себе и когнитивную, и эмоциональную информацию. Средства передачи эстетической информации чрезвычайно многообразны. А если учесть, что она выступает всœегда на фоне эмоциональной и является, собственно говоря, ее особой разновидностью (передает нам чувство прекрасного), то понятно, что такие тексты переводить особенно сложно.

В анализе информационного состава текста существует параметр, который оказывается важным для перевода - ϶ᴛᴏ плотность информации (компрессивность). Рассматривая разные тексты, мы обнаруживаем, что в некоторых из них, к примеру в энциклопедическом, используется много сокращений, пропущены второстепенные компоненты синтаксической структуры и т. П. Это сигнал того, что в оригинале есть средства повышения линœейной плотности информации, и в переводе их крайне важно сохранить, найдя аналогичные средства. Отметим, что повышение плотности информации свойственно только когнитивному виду, хотя средства ее повышения (к примеру, сокращения) могут встречаться и в художественном тексте и будут там выразителœем эстетической информации.

6. Определив информационный состав текста͵ несложно сделать следующий шаг – сформулировать коммуникативное задание текста. Оно может звучать по-разному: сообщить важные новые сведения; убедить в своей правоте; наладить контакт. Часто коммуникативное задание комплексное: сообщить новые сведения и убедить в крайне важности купить, одновременно доставить удовольствие тем, как текст сделан (реклама). Такая формулировка поможет переводчику определить главное при переводе, то есть доминанты перевода.

7. Все описанные аспекты предпереводческого анализа еще не дают полного представления о том, как; оформлен текст. Окончательное представление будет получено, если определить, к какому речевому жанру относится текст. Дело в том, что человек разработал устойчивые типовые формы текстов, которые имеют свою историю, свои традиции. Эти типовые формы интернациональны, они не привязаны к определœенному языку, так что данный аспект анализа, как и предыдущие, может проводиться на материале любого исходного языка и «работает» для другого, переводящего. Речевыми жанрами занимается функциональная стилистика,

8. Послепереводческий анализ текста предполагает следующие действия. Прежде всœего крайне важно сделать сверку всœего текстов оригинала и перевода: не пропущено ли случайно слово или фрагмент. Затем оценивается единство стиля перевода, уже без сопоставления с подлинником. Неподходящее слово, не отвечающее чертам стиля подлинника, слишком частый повтор одного и того же слова, неудачные сочетания придаточных, рассогласование во временах, неправильное падежное согласование – всœе эти и другие шероховатости перевода переводчик должен уметь видеть и исправлять.

План переводческого анализа текста. Предпереводческий анализ

Определить тип текста: его доминанты и инварианты перевода

  • · примарно-когнитивный (научные, технические, официально-деловые тексты, патенты, аннотации, энциклопедические статьи)
  • · предписывающие (законодательные тексты, инструкции)
  • · когнитивно-эмоциональные (реклама, журнальные и газетные статьи, тексты брачных объявлений)
  • · художественная литература

Выявить реципиента текста перевода:

  • · индивидуально-авторский
  • · коллективно-групповой (ограниченный возрастом, профессией и т.п.)
  • · массовый

Источник текста оригинала (аналогично реципиенту, т.е. индивидуально-авторский, коллективно-групповой или массовый)

Конвенциональность текста-оригинала и перевода (наличие клише, штампов и других устойчивых сочетаний)

Виды информации:

  • · когнитивная (объективные данные, даты, имена, термины, топонимы и т.п.)
  • · предписывающая (апеллятивная)
  • · эмоциональная (на уровне лексики - коннотат, в грамматике - эллипс, инверсия, эмфатические конструкции и т.п.)
  • · эстетическая (м.б. подвидом эмоциональной)

Коммуникативное задание текста

Внешние сведения о тексте (время создания, издание (связь с более глобальным контекстом), сведения об авторе)

II. Стратегии перевода.

В определениях понятия "стратегия перевода" прослеживаются два разных направления: а) процедурное значение (часто используемое лингвистами, изучающими психолингвистический и когнитивный методы перевода) и б) текстовое значение. Различие между ними метонимично более сильному различию между перспективным и ретроспективным переводоведением.

Хороший пример употребления термина "стратегия" в "процедурном" смысле можно найти у В.Лершера (1991), который отличает стратегии от "методов" (которые в меньшей степени подвержены частным обстоятельствам), "правил" (которые более прескриптивные в социальном смысле), "тактик" (которые менее последовательны) и "планов" (которые связаны в большей степени с ментальной репрезентацией, чем с процедурными знаниями). По поводу двух последних различий следует отметить, что некоторые лингвисты придерживаются иного мнения - например, рассматривают стратегии как подкатегорию тактик (ван Дийк и Кинч, 1983) или планов (Ферш и Каспер, 1980).

Что касается употребления термина "стратегия" в "текстовом" смысле, оно имеет место при описании результатов процедур, а не их самих. В этом значении понятие "стратегия" стало употребляться относительно недавно, а прежде в таких случаях лингвисты говорили о "процедурах" и "сдвигах" между исходным и переведенным текстами (Кэтфорд, 1965; Попович, 1970).

Еще одна распространенная классификация - это разделение стратегий перевода на "локальные" и "глобальные". Понятие "локальные стратегии", как правило, применяется к переводу отдельных языковых структур и лексических единиц, в то время как термин "глобальные стратегии" употребляется на более общем уровне и касается широких вопросов стиля и выбора между скрытием и подчеркиванием определенных аспектов оригинального текста.

В своей классификации стратегий перевода Э.Честерман (1997) проводит различие между "стратегиями понимания" (относящимися к когнитивному анализу исходного текста") и "стратегиями производства" (относящимися к созданию целевого текста). Стратегии производства всегда привлекали внимание исследователей гораздо сильнее, чем стратегии понимания: о них писали Ж.Вине (1958), Ж.Дарбельне (1995), Дж.Кэтфорд (1965), Э.Нида и другие.

В частности, Э.Честерман (1997) предлагает делить такие стратегии на три категории: синтаксические и грамматические стратегии (затрагивающие чисто синтаксические изменения, т.е. буквальный перевод, заимствования, кальки, изменения структуры предложения), семантические стратегии (изменения, относящиеся преимущественно к лексической семантике и значению грамматической основы, т.е. синонимия, антонимия, парафразы и тропы) и прагматические стратегии (касающиеся отбора информации из оригинального текста, т.е. культурная фильтрация, информационные изменения, иллокутивные изменения, частичный перевод и др.).

Все эти противопоставления относятся к степени, в которой стратегии позволяют манипулировать оригинальным текстом при его переходе в целевой текст, причем масштаб такого манипулирования зачастую определяется отношением реципиентов целевого текста к исходной культуре. Возможно, вследствие своего доминирования на протяжении столь долгого периода в истории теории перевода, полемика "буквальный перевод против свободного" сейчас подвергается критике за слишком упрощенный подход к дихотомическому анализу.

В последние годы важное влияние на развитие глобальных стратегий перевода оказали взгляды Лоуренса Венути, в частности, его представление о "форенизирующих" и "доместикационных" стратегиях. Венути считает форенизацию (т.е. сохранение в переводе "чужих" элементов исходного языка) не простым буквализмом, но общей стратегией интервенции, определяющей даже выбор текста для перевода: "При форенизации перевода ценность иностранного текста зависит от культурной ситуации, в которой осуществляется перевод" (1995).I. Собственно перевод. Необходимо определить единицу перевода: слово, словосочетание, предложение, текст, м.б. прием компенсации.

VI. Сверка полноты текста; орфографическая, пунктуационная, стилистическая и т.п. коррекция, исправление опечаток.

Приступая к работе над текстом, переводчику необходимо произвести переводческий анализ текста оригинала. В современном переводоведение считается, что сам процесс перевода имеет три этапа:

Восприятие и понимание текста оригинала

Собственно перевод

Редактирование и анализ результатов перевода

Особенно подчеркивается важность первого этапа. Понимание текста разделяется на два глобальных уровня: уровень значения и уровень смысла. Под пониманием значения имеется в виду поверхностное понимание на уровне языкового содержания. В то время, как понимание на уровне смысла является основой всех видов переводческой деятельности. Ведь для того, чтобы текст перевода имел такой же коммуникативный эффект, как и оригинальный текст, переводчик должен понимать его более глубоко, чем, например, обычный читатель. Для этого и существует переводческий анализ текста (ПАТ). Именно он является фактором успешного понимания текста на уровне смысла, следовательно и условием выполнения адекватного перевода .

Многие выдающиеся лингвисты, такие как В.Н. Комиссаров, Л.К. Латышев, Е.В. Бреус отмечают ту большую роль, которую ПАТ играет в создании качественного перевода. Е.В. Бреус даже включает это понятие в определение перевода: “Перевод - это процесс межъязыковой и межкультурной коммуникации, при котором на основе целенаправленного переводческого анализа исходного текста создается вторичный, переводящий текст, заменяющий исходный в новой языковой и культурной среде” .

Переводческий анализ текста состоит из нескольких аспектов, выполнение которых необходимо для того, чтобы перевод текста был адекватным.

Первым аспектом являются стилистические характеристики текста. Специфика текста, как объекта перевода, напрямую зависит от его коммуникативного задания, функции, содержания, структуры, сути текста, поэтому все эти факторы должны быть выявлены заранее. Они определяют принадлежность текста к тому или иному жанру и стилю. Именно знание жанрово-стилистической специфики текста помогает переводчику добиться идентичности воздействия на читателя текстов перевода и оригинала.

В связи с жанрово-стилистическими особенностями текста выделяют функциональные стили, т.е. тексты классифицируют в зависимости от их коммуникативного задания, языковой функции. В любом тексте реализуются несколько функций, чаще всего одна или две из них являются основными. Считается, что стилистически нейтральных текстов не существует, так как нет текстов функционально-нейтральных. Определение функционального стиля помогает определить доминантную функцию текста, а значит и его коммуникативное задание. В свою очередь обеспечение этого задания в тексте перевода и является главным критерием оценки качества перевода .

На этом этапе определяется и жанровая принадлежность. Социолингвистическое понятие жанра намного шире, чем литературоведческое. Сюда входит анализ не только художественных текстов, но и анализ всего спектра нелитературных текстов. Понятия функционального стиля и жанра неразрывно связаны. Жанр не существует вне информационного поля функционального стиля .

Следующий аспект ПАТ - это информативность текста. Вся информация по классификации Алексеевой И.С. делится на когнитивную, эмоциональную и эстетическую. Причем в некоторых текстах все эти типы могут быть смешаны .

Некоторые лингвисты, например И.В. Арнольд, выделяют информацию первого и второго рода. Первая - это предметно-логическая, объективная, фактуальная информация, а вторая - субъективная, оценочная, эмоциональная. Со вторым видом тесно связана категория модальности. Различают объективную и субъективную модальность. Объективная является грамматической категорией, а субъективная - коммуникативной, так как производитель речи высказывает свое субъективное отношение к содержанию текста. Последняя может существовать не во всех текстах, есть даже те, которым она противопоказана, например официально-документальные, профессионально-технические тексты .

Третий аспект - экспрессивность текста. Она так же разделяется на два вида: внутреннюю и внешнюю, где первая создается за счет употребления выразительных средств языка, стилистических приемов, а вторая реализуется только в контексте, при этом не содержит определенных формальных признаков.

Четвертый - прагматика отправителя и адресата. Переводчику всегда необходимо учитывать, что прагматический и стилистический аспект неразрывно связаны. Понимание текста невозможно без понимания того, кто за ним стоит. А так же, порой, выполнение коммуникативного задания невозможно без ориентирования на адресата. Фактор адресата является важным стилеобразующим элементом. Ученые-лингвисты классифицируют типы адресатов по признаку абстрактности или конкретности, профессиональности или непрофессиональности. Иногда большое значение имеет возрастной показатель или даже социальный статус адресата .

Последним же аспектом, но не менее важным является сбор внешних сведений о тексте, а также культурный компонент. Внешние сведения во многом определяют стратегию перевода. Здесь важна такая информация, как время создания, автор, откуда взят текст и т.д. В свою очередь без культурного компонента крайне редко возможно добиться адекватного перевода. Его обязательно учитывают при переводе. Иногда переводчикам приходиться вносить достаточно много изменений для того, чтобы адаптировать текст оригинала под другую культуру и достичь того же коммуникационного эффекта.

Как видно из вышеперечисленных аспектов, переводческий анализ текста затрагивает многие важные элементы на пути к полному пониманию смысла текста. Он так же помогает понять структуру текста, его построение, стилистические особенности языка автора и многое другое. Все аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. На практике переводческий анализ текста можно начинать с любого аспекта.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

В первой главе подробно рассматривается структура сайта, его лингвистические характеристики и структура. Характеризуется контент сайта, его стилевая принадлежность и функция. Вся текстовая информация сайта принадлежит к научно-техническому или рекламному стилю, поэтому эти два функциональных стиля подробно проанализированы, также выявлена специфика таких текстов на английском языке, а именно рассмотрены стилевые, грамматические, лексические, синтаксические особенности технических и рекламных текстов. Отдельно раскрывается понятие переводческого анализа и указывается его важная роль в процессе перевода.

Основываясь на данных теоретических аспектах можно выделить основные проблемы перевода коммерческого веб-сайта. Прежде всего, это перевод терминов, особенно безэквивалентных, перевод рекламных слоганов и предложений. В рекламном тексте трудность вызывает перевод средств художественной выразительности, так как чаще всего фраза является очень емкой, и она должна не только быть похожей графически и иметь такой же смысл, но еще и воздействовать на читателя так же, как оригинал.

В данной главе выполняются три первых задачи, поставленных в самом начале, а именно дать определение веб-сайту, выявить его вербальные составляющие, особенности структуры сайта, специфику текстовой информации, изучить особенности перевода технических текстов на английском языке, изучить особенности рекламных текстов на английском языке и их перевода. В ходе исследования теоретических материалов в первой главе, становится очевидной специфика контента коммерческого сайта, его отличие от текстов другой направленности.

кандидат филол. наук НИ ИрГТУ

Болдырев А.В., магистрант Иркутского государственного технического университета

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию предпереводческого анализа текста. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества переводимых текстов путем сбора информации об экстралингвистических, культурных факторах. В статье рассматриваются различные подходы к проблеме предпереводческого анализа, авторы которых предлагают свои схемы анализа текста, предшествующего его переводу.

The article deals with the issue of pre-translation analysis. The topicality of the research is conditioned by the need to improve translation quality by gathering extra-linguistic, cultural information on the text. The article analyzes different approaches to the issue of pre-translation analysis, their strengths and weaknesses.

Ключевые слова:

перевод; предпереводческий анализ; стратегия; коммуникативная ситуация; культура

translation; pre-translation analysis; strategy; communicative situation; culture

УДК 81’

Настоящая статья посвящена исследованию вопроса предпереводческого анализа текста, рассмотрению его с теоретической и практической точек зрения.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения качества переводимых текстов, устранения ошибок в переводе, возникающих вследствие недостаточного внимания к экстралингвистическим факторам. Поскольку перевод – процесс не только межъязыкового посредничества, но и межкультурного, переводчик в процессе осуществления своей деятельности погружается в межкультурное пространство, где сосуществуют и взаимодействуют различные смыслы и ценности. Без учета данного взаимодействия невозможно создать качественный переводческий продукт. Как пишет Миньяр-Белоручев, перевод будет считаться полноценным, если переводчику удалось познать глубины культуры того народа, на знание языка которого он претендует .

Как пишет М.П. Брандес, «общие принципы предпереводческого анализа позволяют сделать текст в смысле его структуры и языка обозримым, очерчивают контуры коммуникативной, т.е. смысловой организации текста, помогают усвоить, что главная трудность перевода — передача смысла во всем его объеме» .

Таким образом, важность темы обусловлена тем, что более глубокое ее изучение поможет облегчить межъязыковую коммуникацию и сделать перевод более адекватным, тем самым оказав на реципиента перевода воздействие, аналогичное оказанному на реципиента оригинала.

Исследователи предлагают разные схемы предпереводческого анализа.

Представители лингвистической теории полагают, что предпереводческий анализ служит для более глубокого понимания смыла исходного текста с целью выбора правильной стратегии перевода и принятия правильного переводческого решения.

Сторонники функционального направления в переводе исходят из того, что в процессе выполнения перевода необходимо установить функции оригинального текста и контекст культуры реципиента перевода. Таким образом, предпереводческий анализ для них сводится к установлению экстралингвистических факторов коммуникативной ситуации и их влиянию на текст.

Подробная схема предпереводческого анализа была предложена К. Норд . Она разделила компоненты предпереводческого анализа на две категории – экстралингвистические факторы и внутритекстовые факторы:

1) Экстралингвистические факторы:

— реципиент текста,

— способ передачи сообщения,

— место создания текста,

— время создания текста,

— повод создания текста,

— коммуникативная цель текста.

2) Лингвистические факторы:

тема текста,

— структура текста,

— невербальные элементы текста и их отношение с вербальными,

— синтаксические особенности текста — лексический состав текста,

— тональность текста,

— прагматическое воздействие текста.

Несомненным преимуществом схемы К. Норд является ее полнота, поскольку исследователь учитывает не только лингвистические, но и экстралингвистические, культурные и ситуативные факторы. Однако излишняя подробность схемы приводит к повторению ряда пунктов. Например, не являются ли тождественными вопросы об интенции автора текста и коммуникативной цели текста?

Отечественный переводовед И.С. Алексеева, также являющаяся представителем функционального подхода, разработала свою схему предпереводческого анализа, в которую она включила следующие пункты :

1. Сбор внешних сведений о тексте:

— время создания и публикации оригинального текста;

— источник (книга, интернет-сайт, журнал или газета).

— реципиент текста.

Внешние сведения помогают переводчику при выборе стратегии перевода. Если, к примеру, оригинальный текст был написан в XIX веке, необходима архаизация перевода. Если текст предназначается для детей, недопустимы сложных синтаксические конструкции или другие элементы, усложняющие его восприятие и понимание.

Рассмотрим, например, предпереводческий анализ научно-технической статьи Numerical simulation of detonation with adaptive grid , опубликованной в Journal of TechnicalPhysics .

Автором статьи является A. Teodorczyk. Текст был написан в 2010 году, то есть в нем был использован современный английский язык. Статья опубликована в журнале Journal of Technical Physics, который адресован специалистам в области технической физики.

2. Определение состава информации и ее плотности.

И.С. Алексеева выделяет четыре вида информации:

— когнитивная,

— оперативная,

— эмоциональная,

— эстетическая.

Когнитивная информация включает объективные сведения о внешнем мире (характеристики оборудования, описание производственных условий и т.п.).

Оперативная информация представлена побуждениями к совершению определенных действий путем применения различных побудительных средств: формы глагольного императива, инфинитив со значением императивности, модальные глаголы, коньюнктив, лексические интенсификаторы .

Эмоциональная информация – это новые сведения для наших чувств (приветствие, прощание, слова оценки, могут быть ограничены деловым этикетом, эмоционально окрашенная лексика и синтаксис).

Эстетическая информация представлена метафорами, рифмой, игрой слов, эпитетами и другими стилистическими тропами, привлечением невербальных знаков, средствами фонетической стилистики.

Каждый вид информации имеет свои средства оформления в языке. Иногда переводчику приходится переводить тексты, где имеет место сочетание нескольких видов информации. Такими текстами, к примеру, являются рекламные объявления, в которых сочетаются четыре вида информации: когнитивная (название фирмы, название продукта, цена), оперативная (позывы приобрести товар), эмоциональная (оценка качеств продукта) и эстетическая (игра слов, рифма, фразеология, повторы).

Однако большинство текстов специализируются на каком-либо одном виде информации. Например, технические или научные тексты содержат в основном когнитивную информацию, тексты бытового общения — эмоциональную, а в художественных текстах преобладает эстетическая информация. Однако стоит отметить, что редко можно встретить текст, содержащий только один вид информации. Даже научные тексты не бывают чисто когнитивными, полностью лишенными эмоционального содержания.

В анализируемой нами статье представлена когнитивная информация. Текст изложен «сухим», техническим языком, лишен образности и эмоциональности. Приведем пример:

We have used a Flux-Corrected Transport (FCT) algorithm that can reproduce discontinuities with small dispersion errors and minimal numerical diffusion. Such algorithm makes it possible to do 2D calculations at reasonable cost in computer time and memory.

Еще один фактор, который нужно определить переводчику, — плотность информации или ее компрессивность. Выделяют три вида плотности информации – высокую, среднюю и низкую . Так, в технических текстах используется много терминов, сокращений, статистических данных, формул и т. п. Это – средства повышения плотности информации. Приведем примеры высказываний из анализируемого текста, плотность информации в котором является высокой:

Current greased-for-life bearing technology can consistently give 30,000 + hours of life at 700,000 ndm. Examples of these two processes include the application of Teer Coatings’ physical vapour-deposited MoSTTM and Barden’s PTFE-based TB polymeric cage material.

The loading force is in the range of 300 N to 30000 N (300 N for testing lead alloys, 5000 N for testing aluminum alloys, 10000N for copper alloys, 30000 N for testing steels).

В переводе эти средства необходимо сохранить путем поиска аналогий в языке перевода.

Отметим, что повышение плотности информации свойственно только когнитивному ее виду.

4) Коммуникативная цель или коммуникативное задание текста. Целью текста может быть сообщение новых сведений, установление контакта, убеждение в необходимости купить товар, инструктирование и т.п. Установление коммуникативной цели текста помогает переводчику определить доминанты перевода.

Коммуникативное задание анализируемой статьи – продемонстрировать читателю возможности адаптивной сетки (adaptive grid), которая поможет существенно сократить время обработки.

5) Речевой жанр. Определение, к какому жанру относится переводимый текст, помогает найти верные языковые средства оформления перевода. Как правило, тексты одного и того же речевого жанра схожи в различных языках. К примеру, инструкция к лекарственному средству или бытовому прибору на английском и русском языках имеет одинаковую структуру и схожий лексический состав, незначительно отличаясь синтаксическими структурами. Речевой жанр научного доклада одинаково строится как в английском, так и в русском языке. Однако есть свои стилистические особенности в написании публицистических статей на английском и русском языке. В частности, последние более формальны, чем первые.

Достоинствами схемы И.С. Алексеевой является ее целостный характер. Схема учитывает все аспекты анализируемого текста, помогая избежать переводческих ошибок и повысить качество переводимых текстов. Даже ее видимая громоздкость со временем устраняется, поскольку у переводчика вырабатывается навык автоматического предпереводческого анализа, занимающего минимум времени.

М.П. Брандес и В.И. Протовортов полагают, что «для выполнения качественного перевода переводчик должен понять, что он переводит не просто язык текста и не просто текст, а переводит язык, который является выражением многократно осмысленного содержания, то есть не только «о чем» говорится в тексте, а «что» говорится и «как» это выражается в самом тексте и языке текста» . «Что» и «как» образуют информационную форму текста, где «что» — функциональное содержание (конкретное коммуникативное содержание), существующее в виде «речевого жанра», а «как» — информационная структура этого функционального содержания, определяющая языковой стиль текста [там же]. Официальный сайт Покердом — http://onlinepokerdom.ru

Отметим, что среди теоретиков перевода есть и те, кто не использует термин «предпереводческий анализ», однако подразумевает его. Так, например, Р.К. Миньяр-Белоручев утверждает, что «текст — это не просто последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением, это еще и система языковых единиц, несущих далеко не равнозначную информацию» . Учет вида информации при переводе помогает подобрать соответствующие средства языкового выражения.

В заключение отметим, что все рассмотренные выше концепции в целом проявляют значительное сходство. Так, практически все утверждают необходимость учитывать жанрово-стилевую принадлежность текста, помогающую определить доминанты перевода. Повторяется в ряде теорий и необходимость определения типов информации, содержащихся в тексте.

Рассмотрев основные концепции предпереводческого анализа текста, мы пришли к выводу, что среди исследователей нет единства относительно его схемы. Выявленные достоинства и недостатки различных схем позволили нам прийти к выводу о том, что наиболее полной и удобной для использования является схема И.С. Алексеевой, которая учитывает как лингвистические, так и экстралингвистические факторы, способствуя повышению качества переводимых текстов.

Библиографический список:

1. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение [Текст] / И.С. Алексеева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
2. Брандес М.П., Провоторов В.И. Предпереводческий анализ текста. – М.: НВИ-Тезаурус, 2001. – 224 с.
3. Виды информации в тексте [Электронный ресурс]. URL: http://iterviam.ru/gum-nauk/stilistik/info_v_text/ (Дата обращения: 07.10.2014).
4. Миньяр-Белоручев, Р.К. Теория и методы перевода [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Московский Лицей, 1996. – 208 с.
5. Миньяр-Белоручев, Р.К. Как стать переводчиком [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М., 2001.
6. Nord C.Text Analysis in Translation: theory, Methodology, and Didactic Application of a Model for Translation-Oriented Text Analysis / C. Nord. – Amsterdam: Rodopy, 2005. – 274 p.

Рецензии:

15.11.2014, 22:00 Закирова Оксана Вячеславовна
Рецензия : Статья Ольги Александровны интересна и весьма своевременна. Автором рассматриваются различные концепции предпереводческого анализа текста с целью выявления наиболее оптимального подхода к обозначенному анализу. Цели, поставленные автором, достигнуты. Выводы обоснованы. Рекомендуется к печати. С уважением, к.ф.н., доцент Закирова О.В.

Вестник МГЛУ, Выпуск 463, Перевод и дискурс, М.: 2002, с. 16-26. Д.В.Псурцев К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕВОДА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:...



Поделиться