Сравнительная характеристика директивного и индикативного планирования. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий

Планирование – процесс экономического обоснования и принятия взаимосвязанных решений в конкретной ситуации для достижения целей (в широком смысле); определение эффективных путей для достижения целей (в узком смысле).

Рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора альтернатив развития.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения. Следовательно,основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования – выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

    волевое и активное воздействие на будущее;

    отражение субъективного представления о будущем;

    представляет собой числовую модель будущего развития;

    предполагает ответственность за осуществление будущего, предусматривает меры ответственности для исполнителей;

    реальность, т.е. учитывать внутренние и внешние факторы и рациональное их соотношение.

Применение планирования имеет ряд ограничений: - неопределенность, многомерность и стохастичность среды хозяйствования; - несовершенство законодательной базы страны; - по ресурсам; - авторитарность руководства; - субъективизм взглядов исполнителей; - отсутствие финансового обеспечения действий; - ошибки в экономических расчетах.

По методам реализации планы подразделяются:

Директивные , имеющие силу юридического закона, т.е. предназначенные для безусловного исполнения. Методы формирования должны обеспечивать однозначность директивных планов.

Преимущества директивного планирования: взаимосвязь социальных и экономических аспектов развития общества; концентрация сил на выполнение приоритетных направлений деятельности; комплексный подход к решению проблемы; учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования; сочетание отраслевого и территориального подходов; попытки сбалансирования использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

К недостаткам директивного планирования следует отнести: слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений; возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план – любой ценой» (фетиш плана над экономическими отношениями); отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования; методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня; перекос сил в пользу целей выбранных правящей партией; забвение отдельных сторон жизни, признанных неперспективными (кибернетика, генетика).

Индикативные представляют лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, организаций, домохозяйств, государства, регионов. Экономические индикаторы могут варьироваться в зависимости от условий. Методы формирования должны обеспечивать определения допустимых пределов случайного изменения экономических индикаторов, выявление следствий исполнения (неисполнения) отдельных условий плана субъектами.

Стратегическое планирование – набор действий и решений, предпринимаемых руководством, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи стране в решении задач ее развития

Характеризуется следующими особенностями:

Предусматривает многообразие видов плановой деятельности: обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование;

Является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом,

Охватывает множество решений: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде внутренней координации; организационное долгосрочное предвидение;

Предусматривает перспективное направление развития и основные виды деятельности;

Координирует усилия; определяет задачи и политику;

Создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

Предусматривает альтернативные действия на длительный период, обусловленные результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования.

Список использованной литературы: 1-4

    Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах.

Разработки в области экономического прогнозирования в зарубежных странах возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа «поведения» находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования в то время были экспертные оценки (на основе качественного анализа рядов) и простая экстраполяция (перенесение прошлых тенденций на будущее).

В начале XX в. были сделаны первые попытки выявления экономических индикаторов. В частности, Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е гг. в исследованиях Гарвардского университета, где использовались так называемые "гарвардские кривые А, В, С". Кривая А представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая В - величину депозитов в банках, кривая С - норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла данные показатели должны были фиксировать прежде всего изменение экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929-1933 гг., заставивший искать пути выхода из него.

В 30-е гг. впервые за рубежом возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики. Прогнозы составлялись с помощью модели "затраты-выпуск", линейного программирования, моделей системного анализа и на основе экспертных оценок.

Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выражались в составлении национальных бюджетов. Они отличались от государственных бюджетов тем, что учитывали доходы не только государства, но и в целом по стране.

В 1944 г. К. Ландауэр в книге "Теория национального экономического планирования" предложил систему планирования, очень похожую на ту, которая позже стала известна как "индикативное планирование", в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

В послевоенные годы планирование на макроуровне становится предметом широких дискуссий с целью не только избежания кризисов, но и регулирования процессов распределения товаров. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора в экономике дали возможность правительствам осуществлять прямой контроль за внешней торговлей, ценами, финансами.

В 50-е гг. во многих странах произошел отход от составления национальных планов в форме бюджетов. Сформировались два новых направления. Первое связано с усложнением административного аппарата, используемого для разработки планов, второе - с расширением сферы планирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов, то в начале 60-х гг. создаются специальные плановые органы: во Франции - Генеральный комиссариат по планированию; в Японии - Экономический консультативный совет, Управление экономического планирования; в Нидерландах - Центральное плановое бюро; в Канаде - Экономический совет.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды.

До 70-х гг. страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 70-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель ЛИНК включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики ООН использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна с учетом специфики национальной экономики использует определенные подходы к прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов, постоянно совершенствуя их применительно к изменяющимся условиям.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах - представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: североамериканской (США и Канада); азиатской (Япония и Южная Корея); европейской (Франция и Швеция). Лидером Западного мира в прогнозировании являются США.

Основные формы макроэкономических планов

Планирование является видом управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, и является функцией собственника или уполномоченного им лица. Необходимость планирования обусловлено потребностями интеграции, углубляющимся разделением труда и не зависит от формы собственности или хозяйствования. Всякий целенаправленный процесс развития производительных сил и производственных отношений требует планирования и предвидения последствий.

В условиях рыночной экономики государство вынуждено планировать следующие сферы деятельности:

использование природных ресурсов;

поступление доходов от имущества юридических и физических лиц;

налоговые ставки и поступление налогов в бюджет от производства и оборота товаров;

бюджетные расходы на содержание госаппарата;

закупки продукции для государственных нужд;

финансовую поддержку отраслям, регионам, отдельным категориям граждан, иностранным государствам;

привлечение, погашение и обслуживание государственных займов;

приобретение, продажу, использование государственного имущества;

деятельность госпредприятий и др.

Как показывает практика, развитые государства перераспределяют до половины и даже более ВВП. Ясно, что подобное планирование общественного сектора само по себе является макропланированием в урезанном виде.

По форме и содержанию различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения.

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника – государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов.

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим – макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.



Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией.

Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту. (Если верить оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономику приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. См. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics. N.Y., 1987, p. 422).

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения. Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Директивное планирование - представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт. Выполнение планов жестко контролируется. Объективной основой директивного общегосударственного планирования является функционирование в народном хозяйстве только одного собственника - государства. Важным условием применения директивного планирования является использование методов принуждения и поощрения выполнения планов. макроэкономический планирование директивный

В наиболее завершенном виде директивное планирование применялось в бывшем СССР для прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства, для достижения целей, заданных общих направлений развития. План, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим - макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, которые в свою очередь вытекали из производственного, технологического и др. планов и выступали их следствием. Соответственно из плана производства строился план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Каждый поставщик привязывался к своему потребителю, зная, сколько должен поставить ему своей продукции и наоборот, потребитель знал, кто ему поставляет сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были труднореализуемыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали.

Можно выделить три «порока» последствий такого планирования в государственном масштабе:

Малая эффективность государственного сектора в экономике и поощрение так называемых планово-убыточных предприятий не способствовало экономическому росту.

Государственная опека порождала иждивенчество и инертность населения.

Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву самого рынка, его естественных (присущих человеческой природе) законов.

Несмотря на отмеченные недостатки, элементы директивного планирования могут и должны использоваться в определенных условиях не только на государственном, уровне, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны иметь научное обоснование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

    Сущность

Директивное планирование – это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение.

Под директивным планированием понимается разработка обязательных для осуществления показателей по производству, распределению, обмену и потреблению.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. В бывшем СССР и ряде социалистических стран они использовались для прямого воздействия центра на все звенья народного хозяйства. Кроме того, директивные планы отличались чрезмерной детализацией, что делало их трудновыполнимыми.

Директивные планы разрабатываются как государственными органами управления, так и внутри фирм, концернов.

Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс.

Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всего устранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями.

Характерные черты:

1) Управление идет из одного центра.

2) Нет хозяйственной самостоятельности у хозяйствующих субъектов.

3) Существует уравнительное распределение

4) Государственный контроль над ценами.

5) Централизованное материально техническое снабжение.

2. История

Планирование как один из главных методов государственного регулирования социалистической экономики появилось в Советском Союзе в 20-е гг. XX в. Именно в тот период правительство Союза стало составлять планы экономического развития государства, в которых в виде заданий (директив) для отдельных народных комиссариатов (министерств) были сформированы конкретные показатели в соответствии с основными целями развития или преобразования страны. Эти документы-планы первоначально принимались на один год, затем их стали разрабатывать на пять лет. Таким образом, именно в России появилось директивное, или обязательное, планирование для предприятий всех форм собственности. Оно реализовывалось в громадном количестве показателей, которые разрабатывались управленческими структурами как на уровне страны, так и для отраслей и регионов. Директивное планирование должно было обеспечивать развитие государства в соответствии с четкими количественными заданиями, с соблюдением заданных пропорций и с учетом возможностей хозяйства страны.

Такое управление экономикой смогло обеспечить нашей стране победу в Великой Отечественной войне, несмотря на то, что более половины производственного потенциала страны было временно потеряно на оккупированной территории. Общегосударственное планирование во многом обеспечило и динамичное развитие государства в 40-50-е гг., когда страна имела стабильные показатели роста ВВП, промышленного производства, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Как показал опыт развития отечественного хозяйства, в мирной, неэкстремальной обстановке директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях.

В нашей стране в первые годы существования директивного планирования проблема уровня жизни рассматривалась как второстепенная. В процессе наращивания производственного потенциала государства правительство, прежде всего, решало задачу полной и обязательной занятости населения, а вопросы заработной платы, обеспечения населения жильем, потребительскими товарами, продуктами питания были исключены из первоочередных целей развития общества. В экстремальных условиях создания за короткий промежуток времени новых отраслей (автомобилестроение, авиастроение, химическое производство и др.), перемещения производственных мощностей из европейской части России и с Украины на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию директивное планирование оказалось наиболее эффективным методом управления экономикой. Однако чрезвычайные меры не могут применяться бесконечно.

С середины 50-х гг. правительственные органы управления среди приоритетов государства стали называть социальные цели. Директивное планирование в условиях научно-технической революции показало свою несовместимость с успешным решением всех целей современного развития общества. С каждой пятилеткой правительство шло на отказ от методов прямого распределения государственного заказа и пыталось внедрять товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами (например, хозрасчет между предприятиями государственной собственности). С учетом требований научно-технического прогресса (НТП) с 70-х гг. в стране стали разрабатываться Комплексная программа долгосрочного социально-экономического развития и Комплексная программа НТП. Все больше Правительство склонялось к расширению применения методов межотраслевого баланса, уменьшению количества директивно задаваемых показателей и индикаторов, развитию самостоятельности предприятий, отраслей, республик и регионов, но все равно с каждым годом темпы роста ВВП уменьшались.

С начала 70-х гг. в экономике Советского Союза все возрастающую роль стали играть определенные отрасли топливно-энергетического комплекса – нефте- и газодобывающая. Благодаря большим валютным ресурсам, которые государство имело вследствие огромной нефте- и газодобычи в Сибири и поставок их за рубеж, многие вопросы социального характера для всего Советского Союза решались за счет импорта потребительских товаров и продовольствия на доходы от ТЭКа. Благодаря этому страна сохраняла условную продовольственную независимость и решала определенные задачи по улучшению жизни населения.

С середины 80-х гг. ТЭК стал требовать все больше и больше средств на поддержание достигнутых уровней добычи (примерно 600 млн т нефти в год и около 700 млрд куб. м газа, 600 млн т угля). В стране отсутствовал адекватный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса, который в тот период в индустриальных странах стали все больше и больше использовать для развития промышленности, сельского хозяйства, а также в быту и в повседневной жизни человека. Внедрение достижений НТП в Советском Союзе происходило слишком медленным путем, и можно сказать, что в совокупности это послужило материальной основой для смены общеэкономической формации и перехода на рыночные методы управления.

С 1992 г. с распадом Советского Союза центральные органы управления страны полностью отказались от планирования. В тот период начался процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, которые должны были вместе с либерализацией цен (отказом от общегосударственного регулирования цен и переходом на мировые цены на большинство товаров и тарифов на платные услуги), свободным выходом хозяйствующих субъектов на внешнеэкономический рынок обеспечить внедрение саморегулирующего хозяйственного механизма. По мнению реформаторов начала 90-х гг., создаваемая в России рыночная экономика нуждалась во вмешательстве государства в регулирование экономики постольку, поскольку это должно было обеспечить создание нормативно-правовой базы функционирования частной собственности и формирование отсутствующих современных секторов национального хозяйства, например, денежно-кредитного, малого бизнеса и некоторых других. Считалось возможным полностью упразднить планирование на уровне государства и заниматься преимущественно регулированием финансовых показателей. Это соответствовало монетаристским воззрениям, которые на протяжении последних двадцати лет международные финансовые организации внедряют в экономику развивающихся стран. Кризис 1998 г. в России, на наш взгляд, позволяет подвести определенную черту под развитием страны в 90-е гг. и вернуться к вопросу о роли и месте планирования в экономике.

По всей видимости, планирование является единственным инструментом управления, при котором возможно будет сохранить крупные предприятия, современные производства и перейти к рыночной экономике. Если страна по-прежнему будет отказываться от планирования и уповать на саморегулирование экономики, то, в лучшем случае, может сложиться хозяйство с преобладанием малого бизнеса, но тогда по своему научно-технологическому уровню Россия станет подобна Индии.

3. Достоинства и недостатки

Преимущества планового хозяйства:

* взаимосвязь в планах социальных и экономических аспектов развития общества;

* концентрация сил на выполнение приоритетных направлений деятельности;

* комплексный подход к решению проблем;

* учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования;

* сочетания отраслевого и территориального подходов;

* попытка сбалансирования, использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

* характерной чертой плановой системы является координация, поэтому в плановой системе используются прогрессивные адаптивные механизмы;

* для управления развитием экзогенного типа создается механизм функционирования организации - совокупность адаптивных структур прогнозирования, планирование, стимулирование

Недостатки централизованного планирования и прогнозирования:

* слабое учета природных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений;

* возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу \"план любой ценой\"; своего рода фетиш плана над экономическими отношениями;

Отсутствие поля для маневрирования действий предприятий различных регионов и негибкость системы планирования ситуации;

Методологическая слабость планирования, не учитывает резервы, инициативу, разнообразие микроуровня;

Значительные затраты сил, времени и средств на разработку, согласование, утверждение, уточнения, поддержание стабильности плановых показателей;

недостаточная координация действий по развитию прогнозирования;

Существенные затраты на выполнение отдельных видов прогнозов;

* нечеткое обнаружения целей разработки прогнозов;

Нарушение перспектив использования ретроспективной и прогнозной информации;

* недостаточно разработана методика разработки и выполнения прогнозов

Негативные последствия применения директивной политики на практике:

а) уничтожение конкуренции, создание условий для монополизма,

б) отсутствие мотивации производства;

в) снижение эффективности производства, качества товаров;

г) возникновения постоянного товарного дефицита;

д) порождение бюрократизма, волюнтаризма, корупции.

Среди методов планирования, которые до недавнего времени были распространены в странах с различными общественными формациями, - генетический и теологический методы. Генетический основывается на анализе происхождения и развития социально-экономических процессов, природно-климатических условий, природных особенностей и создании на их основе научно обоснованного прогноза и предсказания на перспективу с учетом объективных экономических законов, на основе которых разрабатывается национальный план, только после этого может использоваться для проведения конкретных действий. Теологический метод сформирован на признании развития общества в соответствии с предварительно определенной цели, которая превосходит все другие факторы, что приводит приоритетность субъективного подхода в выборе цели и путей ее достижения. Отсюда воля отдельных лиц или групп противопоставляется объективным законам, в результате чего снижается эффективность планирования и его общая целесообразность в рамках конкретной экономической системы. Теологический метод планирования - достояние командно-административной экономики, с крахом которой он также практически ушел в небытие.

Рассмотрим два основных вида планирования - директивное и индикативное.

Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. В условиях командно-административной экономики за монополии государственной собственности на основные средства производства планирования распространяется на все аспекты жизни общества. Главными рычагами такого планирования является бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды на материально-технические ресурсы и государственный заказ.

В условиях рыночной экономики за многогранности форм собственности элементы директивного планирования хранятся в государственном секторе. Переход от директивного планирования к другим его форм прежде всего предусматривает устранение противоречий между органами по созданию плановых документов и их исполнителями. Планы разрабатываются непосредственно исполнителями, а не директивно приходятся в виде задач. Такая методология планирования возможна только при эффективном функционировании чисто рыночных составляющих экономики свободной конкуренции.

Достижениями централизованно директивного планирования являются:

Накопленный опыт прогнозирования хозяйственного развития, включая динамику неконтролируемых параметров (например, цен мирового рынка);

- Использование принципа приоритета решения средне- и долгосрочных задач перед текущими;

- Применение процедуры согласования планов в отраслевом и территориальном аспектах;

- Глубоко и многосторонне разработаны идеи оптимизации принятия решений;

- Полученный богатый опыт технико-производственного и финансового планирования на предприятиях.

К недостаткам такого планирования относятся:

- По своей природе оно может работать только при высокой степени выполнения планов;

Отсутствие в системе централизованно директивного планирования компенсаторов и резервов приводило к тому, что даже небольшие сбои в отдельных звеньях экономической системы вызывали значительные срывы планов у смежников;

- Использование процедур планирования "от достигнутого";

- Принудительное повышение "напряженности плана";

- Ориентация на рост валовых показателей, а не эффективности производства;

- Система планирования основывалась на неудовлетворении спроса;

- Заформализованность финансовых ограничений на макро- и микроуровне;

- Неблагоприятные условия для создания и внедрения новой техники и технологий;,

Приписки и другие формы искажения информации. Неэффективность распространение директивного планирования на все

аспекты жизни общества иллюстрирует опыт Советского Союза. Еще в 20-х годах XX в. многие экономисты и государственные деятели активно обсуждали опасность зарождения централизации в планировании, отстаивая возможность и объективную потребность функционирования товарно-денежных отношений и способов их планомерного регулирования. Например, Н. Бухарин предупреждал о негативных последствиях переоценки планового централизма без учета элементов стихийности в развитии народного хозяйства, особенно крестьянского рынка.

Среди ведущих ученых, внедряли это направление в жизни, значительную роль играет фигура Н. Кондратьева. Он доказал, что разработка оптимального перспективного плана возможна на основе анализа развития экономики, конъюнктуры рынка и прогнозирования его на будущее. Ученый ставил вопрос о полном изучения конъюнктуры, климатических и природных условий, экономических законов, особенностей территорий и др. Для принятия плановых документов нужны знания и прогноз. Особый акцент делался на том, чтобы в процессе определения конкретных показателей в планах использовать различные методы экономического анализа с целью выявления объективных закономерностей и действия потенциальных субъективных факторов в плановом периоде. Также он определил категории, на которых должна формироваться план. В практике планирования при обсуждении первых пятилетних планов М. Кондратьев отстаивал позицию сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства, включая сельское хозяйство и промышленность.

Низкую эффективность планирования в Советском Союзе можно объяснить, поделив ее многочисленные факторы на две основные группы:

1) планирование формировалось на непосредственном государственном распределении ресурсов без использования товарно-денежных отношений. Оно было идеализированное как эффективное средство управления народным хозяйством;

2) методологические подходы практического использования планирования не всегда основывались на интересах общества, а в большей степени на применении командно-административных методов.

Мероприятия по улучшению планирования, которые осуществлялись в ЗО-80-е годы, были оторваны от реальности, поэтому не дали желаемых результатов. При планировании не считались интересы регионов, не были отработаны методы регулирования общегосударственных и региональных процессов. После 20-х лет не наблюдалось территориальный аспект народнохозяйственного планирования.

Индикативное планирование - ориентация частных предприятий на выполнение задач, которые формирует государство.

Индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваются под мощного "игрока "" в рыночной системе - государство, даже если для них это и не обязательно.

Такое планирование выполняет координационную функцию, то есть предусматривает согласование деятельности "центра", отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Различают следующие формы индикативного планирования:

- Конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития возникла необходимость согласовать бюджеты с показателями прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Это привело к разработке середньостро-ных, а в результате и долгосрочных прогнозов;

- Структурная, возникшая в связи с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки в рамках селективной структурной политики;

- Стратегическая - по мере развития смешанной экономики и глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую форму, суть которой заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую позицию в реализации которых принимает на себя государство.

Индикативное планирование является способом привлечения самостоятельных субъектов рынка при взаимовыгодном сотрудничестве с государством в разработку и реализацию программ развития. Оно не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, ситуацию в смежных отраслях, рынок рабочей силы и т.

Разработка индикативного плана предусматривает оценивание устойчивости экономики, анализ макропропорций, определение приоритетов и задач хозяйственного комплекса. Поэтому он должен сопровождаться ресурсным обеспечением, для чего создают балансы финансовые, трудовые, топливно-энергетических ресурсов, экспорта и импорта товаров широкого потребления и длительного пользования и т.

Планы разрабатывают на всех уровнях управления, каждый из которых определяет свои цели и приоритеты развития, предварительно согласовывая их с приоритетами высших органов управления. На отдельных территориях могут разрабатывать подпрограммы, которые отличаются в зависимости от поставленных целей и средств их реализации.



Поделиться