Прямые методы финансирования инновационных проектов не предполагает. Источники финансирования инновационной деятельности в российской федерации

Одним из основных рисков, с которыми сталкивается предприятие в ходе осуществления инновационной деятельности является риск недостаточного финансового обеспечения реализуемого проекта. Он может быть связан как с ненахождением источников финансирования проекта, так и с несрабатыванием выбранного метода финансирования.

Помимо финансирования инновационной деятельности за счёт собственных средств, в настоящее время существует множество различных методов внешнего финансирования инновационных проектов – эмиссия акций и облигаций, банковское кредитование, венчурное финансирование, лизинг, факторинг и др. кроме того, при соответствии проекта определённым критериям, предприятие может рассчитывать на получение финансирования из государственного бюджета, а также из средств бюджетных и внебюджетных фондов .

Тем не менее, недостаточность финансирования, а также сложность его получения, я являются одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Наиболее сложным для привлечения внешнего финансирования является этап исследований и разработок в рамках проекта, особенно если они осуществляются небольшими молодыми компаниями, которые еще не успели зарекомендовать себя на рынке и не могут использовать собственные средства для вложения в проект. На этом этапе предпочтительными источниками финансирования могут быть собственные средства учредителей компании, средства венчурных фондов, а также финансирование из государственного бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов. По мере реализации проекта предприятию становятся доступны новые источники финансирования – требующие больших затрат времени и ресурсов для привлечения, но и обладающие значительными преимуществами – такие как акционерное и облигационное финансирование, банковское кредитование. Именно поэтому предприятию, осуществляющему инновационную деятельность целесообразно осуществлять пересмотр и совершенствование схемы финансирования проекта на каждой стадии его жизненного цикла. Кроме того при разработке схемы финансирования проекта необходимо учитывать, что использование любого из методов финансирования связано я рядом требований и ограничений.

В процессе выбора метода финансирования инновационного проекта предприятию необходимо определиться, будет ли осуществляться финансирование за счёт единственного источника средств или же за счёт их комбинации. В случае принятия решения о финансировании инновационного проекта за счет единственного источника предприятие может столкнуться с проблемой несрабатывания этого источника К примеру, если в качестве единственного источника рассматривается самофинансирование, в случае невыполнения плана предприятия по доходам проект окажется без достаточного финансирования; если единственным источником является банковский кредит, то в случае ухудшения платежеспособности фирмы, кредитная линия может быть закрыта или заморожена. При комбинировании различных методов финансирования проекта нехватка средств на определенных этапах может возникать из-за сложности комбинирования источников .

Поэтому особенно важно тщательно разработать обоснованную схему финансирования проекта с учетом возможности привлечения альтернативных источников на различных этапах проекта. Таким образом целесообразной представляется поэтапна разработка схемы финансирования инновационного проекта с периодическим пересмотром методов финансирования с учётом этапа жизненного цикла проекта, количественных и качественных характеристик как проекта, так и предприятия в целом, а также факторов риска, сопряжённых с использованием тех или иных форм финансирования на различных стадиях проекта. Исходя из вышесказанного, алгоритм выбора метода финансирования можно представить следующим образом:

Рис. Алгоритм выбора метода финансирования i-го этапа инновационного проекта

Поэтапный пересмотр методов финансирования проектов позволит предприятию привлечь дополнительные средства, а также сократить время на привлечение финансирования и избежать риска нехватки средств. Каждый из методов финансирования не всегда применим по отдельности, возможность использования того или иного метода появляется у предприятия лишь в ходе развития его деятельности, следовательно в процессе реализации проекта возможно наложение одного метода финансирования на другой. К примеру, выпуск облигаций, несмотря на все его преимущества, является сложным и трудоемким процессом, доступным предприятиям уже зарекомендовавшим себя на рынке. Однако предприятие может получить банковский кредит и финансировать начальные стадии реализации проекта с его помощью, параллельно осуществляя подготовку к выпуску облигаций. Далее средства, полученные от размещения облигационного займа могут быть использованы как на дальнейшее развитие проекта, так и на частичное погашение кредита.

Эффективность управления инновационной деятельностью всегда вызывает необходимость: 1) расчета потребностей в тех средствах, которые нужны для осуществления этой деятельности (сколько необходимо средств?); 2) глубокого анализа возможных источников ее финансирования (где взять эти средства?). Определив общую потребность в необходимых денежных средствах, руководство компании анализирует возможные формы и источники финансирования предполагаемого проекта. Их классификация дана в таблице 1.2.1.

Традиционными, основными источниками финансирования любого проекта являются его заемное и собственное финансирование. По мере развития рыночной экономики могут возникать и развиваться новые формы и источники

финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономической ситуации в стране и мире, финансовой устойчивости организаций и др. К источникам формирования собственного капитала (кроме прибыли) относятся амортизационные отчисления, направляемые на развитие основных фондов и возмещение нематериальных активов. Благодаря этим отчислениям предприятие может (наряду с другими условиями) осуществлять расширенное воспроизводство и реализовывать принцип самофинансирования. Собственное финансирование предприятий обеспечивается как за счет внутренних, так и внешних источников финансирования.

Таблица 1.2.1

Финансирование инновационных проектов_

Источники финансирования

1. Собственное финансирование инноваций (за счет собственных внутренних и внешних финансовых ресурсов)

Уставный капитал (первоначальный - за счет вкладов учредителей-собственников и привлеченный впоследствии - за счет дополнительных взносов учредителей или привлечения новых инвесторов путем продажи им части дополнительных выпусков новых акций)

Амортизационные отчисления Нематериальные активы

Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.

2. Заемное финансирование (за счет заемных финансовых ресурсов)

Государственные и корпоративные облигации Средства различных кредитных учреждений (в том числе банков) - кредиты

3. Бюджетное финансирование

Федеральный бюджет РФ Республиканские бюджеты (бюджеты субъектов Федерации)

Местные бюджеты Внебюджетные фонды

4. Смешанное финансирование

Средства бюджетного инвестиционного фонда, созданного в 2005 г.

Денежные средства частных компаний и отдельных инвесторов

Средства закрытых паевых инвестиционных фондов Инвестиционные ресурсы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов Средства зарубежных инвесторов и

Способами привлечения собственного капитала могут быть частное и публичное размещение акций среди инвесторов. Частное предполагает размещение акций по закрытой подписке одному инвестору или узкому кругу отдельных инвесторов (страховым компаниям, банкам, инвестиционным компаниям, физическим лицам). Последние могут продать приобретенные акции только первоначальным собственникам.

В последние годы для привлечения большего числа инвесторов и, соответственно, увеличения собственного капитала компании (особенно на заключительной стадии реализации инновационного проекта) широкое распространение стало получать публичное размещение акций среди внешних инвесторов. Под ним понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Организации процесса IPO предшествует решение о преобразовании инновационной компании в открытую публичную корпорацию (goingpublic), что предполагает продажу части акций компании внешним инвесторам (вкладчикам) и выход впоследствии на открытые рынки. Данный процесс возможен только на заключительном этапе реализации инновационного проекта. Максимальная доля акций компании, обращающихся за рубежом, составляет 25% от общего числа выпущенных акций.

Преобразование фирмы в открытую (публичную) корпорацию с выходом на открытые рынки имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества такого преобразования: 1) возможность диверсифицировать вложения в разные финансовые инструменты; 2) легкость и дешевизна привлечения внешнего финансирования в будущем, так как компания в результате размещения акций на открытых рынках и публикации информации будет известна для потенциальных инвесторов, повысится степень их доверия к компании; 3) вероятная ликвидность ценных бумаг в публичной корпорации, что в закрытом акционерном обществе проблематично: продать внешним инвесторам трудно, а другие соучредители и владельцы компании могут попросту не иметь желания покупать акции своей компании из-за возможного финансового риска; 4) существенное расширение рынков сбыта продукции, что трудно осуществить в закрытой компании, и др.

Недостатки преобразования фирмы в публичную корпорацию (субъективные сдерживающие факторы): 1) опасение руководства фирмы утратить над ней реальный контроль как владельца; 2) опасность поглощения компании в будущем новыми инвесторами на внешнем рынке через приобретение контрольного пакета акций;

большие затраты (особенно для малых инновационных фирм) на составление квартальных и годовых отчетов, публикацию отчетности и раскрытие конфиденциальной информации; 4) неизбежные и достаточно высокие первоначальные затраты по организации IPO (реклама, продвижение бренда компании, оплата финансовых и прочих услуг); 5) высокая оплата услуг андеррайтеров при эмиссии и размещении акций - практически все выпуски ценных бумаг проводятся на условиях

гарантированной подписки. Соответственно риски банков-андеррайтеров достаточно высоки и, как следствие, оплата рисков, премия за риск тоже высоки. Не случайно инвестиционные банки - андеррайтеры создают зачастую синдикаты в целях минимизации риска, распределяя его среди участников синдиката.

Финансирование проектов за счет IPO позволяет в перспективе надеяться на рост капитализации компании, так как, вполне вероятно, может повыситься ее кредитный рейтинг, возрасти признание в деловом мире, увеличиться спрос на ее финансовые активы у потенциальных стратегических инвесторов, а в конечном итоге увеличится объем собственного капитала. Его формирование может осуществляться также за счет такого источника финансирования, как государственное распределение бюджетных средств на безвозмездной основе. Если прибыль и амортизационные отчисления дают возможность предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять расширенное вое- производство, то бюджетные источники финансирования инновационных проектов носят глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

На заключительном этапе реализации инновационного проекта по мере развития инновационных фирм и преобразования их в открытые акционерные общества появляется возможность использовать для увеличения собственного капитала такие внешние источники финансирования инноваций в РФ, как размещение обыкновенных акций за рубежом в виде депозитарных расписок

(idepositary receipts, DR). Это сертификаты, подтверждающие права их держателей на определенное количество депозитарных акций. К ним относятся деноминированные в иностранной валюте ценные бумаги, подтверждающие права собственности их владельцев на определенное количество акций иностранной компании,

выпускаемых специальным банком - депозитарием страны, в которой осуществляется размещение. Широкую известность в мире получили американские депозитарные расписки (ADR), впервые пущенные в обращение еще в 1927 г. Они деноминируются в долларах и могут выпускаться как в США, так и за их пределами.

В настоящее время все большее распространение получают (в зависимости от рынка хождения) глобальные депозитарные

расписки (GDR) и европейские депозитарные расписки (EDR; предназначены только для стран зоны евро). Чтобы получить разрешение продавать свои акции в виде депозитарных расписок, инновационная компания (будучи открытым акционерным

обществом) должна выполнять некоторые условия: 1)

регистрировать все выпуски акций в ФСФР России; 2) включать эти акции в виде депозитарных расписок в котировальные листы отечественной биржи (РТС или ММВБ). В настоящее время на Нью-Йоркской фондовой бирже размещены американские

депозитарные расписки российских компаний (МТС, «Вымпелком», «Мечел» и др.). На Лондонской фондовой бирже размещены ADR компаний «Лукойл», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Ростелеком» и др. Недостатки заемного финансирования инновационной деятельности предприятий посредством выпуска и размещения депозитарных расписок: а) доступность только крупным и сравнительно известным предприятиям; б) высокая стоимость эмиссии и продажи депозитарных расписок; в) необходимость соблюдения жестких требований и правил в стране размещения и др.

В отличие от простых инвестиционных проектов инновационные проекты могут быть финансированы при помощи данных источников привлечения капитала преимущественно на завершающей стадии реализации проекта, когда результатом его внедрения станет большой объем выручки. Принятие решения о государственном финансировании отдельных инновационных проектов зависит: 1) от уровня предполагаемой эффективности этого проекта; 2) его социальной значимости; 3) сроков его окупаемости. В настоящее время бюджетное финансирование проектов (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям - в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных и инновационных ресурсов и в рамках федеральных и республиканских национальных проектов (когда речь идет о каких-либо проектах, имеющих особое значение для социально-экономического развития страны, - оборона, связь, научные исследования и т.п.). Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные (в том числе экологические) последствия реализации инновационных решений для жителей конкретного региона как субъекта Федерации.

К заемным источникам финансирования можно отнести также лизинговое финансирование и ипотечное кредитование. Однако, учитывая их определенные отличия от других источников заемного финансирования, можно рассматривать данные способы привлечения заемного капитала в системе специфических (нестандартных) источников финансирования инноваций.

Сегодня в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечивает рост инновационного сектора. В России этот показатель стоит на уровне от 2 до 8%. Проанализировав данные по отраслям, Веселкова В. пришла к выводу, что российские компании, занятые в производстве, для повышения доходности считают эффективными ценовую политику (23%), снижение расходов (21%), анализ эффективности (19%). На последнем месте -- инновации (15%). Руководители российских предприятий уделяют инновациям столь низкое внимание, потому что финансирование инновационного продукта или услуги требует больших финансовых вложений, при этом риск довольно высок. Российский бизнес живет одним днем, основная политика компаний все же заключается в «снятии сливок», руководители компаний боятся вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Финансирование инновационных проектов -- это всегда большие риски. Банки не берутся вкладывать средства в рискованные проекты.

Большинство предприятий развиваются за счет собственных средств, заемные, на этапе разработки, почти невозможно получить, венчурные схемы не работают и не будут работать из-за неразвитости фондового рынка. С началом кризиса инвестиционные фонды стали чаще вкладываться в проекты на стадии роста и осуществлять прямые инвестиции, обращая меньше внимания на «стартапы» и проекты в «посевной» стадии.

Решением этой проблемы может стать формирование в стране экосистемы инноваций, объединяющей предпринимателей, инвесторов, бизнес-ангелов, инвестиционных фондов, способных поддержать начинающие компании и инновационные проекты на самых ранних этапах.

Особое внимание хочется обратить на то, что для России «бизнес-ангельское» финансирование, которое осуществляется в малые и средние инновационные компании в самой ранней, «посевной» стадии, является новым нвестиционным механизмом. «Бизнес-ангелы» испытывают немалый риск, вкладывая средства в новый проект, так как нет гарантий того, что средства инвестора не будут потеряны. Однако с другой стороны, если бизнес будет развиваться успешно, то «бизнес-ангелы» могут рассчитывать на высокую рентабельность инвестиций. «Бизнес-ангелами» называют инвесторов (как физических, так и юридических лиц), которые вкладывают в инновационные проекты собственные средства без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Обычные венчурные фонды традиционно привлекают средства третьих лиц. Особенностью «ангельского» инвестирования является вложение средств на самых ранних стадия развития проекта. Обычно «бизнес-ангелы» стремятся максимально увеличить стоимость компании и по истечении оговоренного срока (от трех до семи лет) продать свою долю в ней (как правило, блокирующий пакет акций от 25 до 49%) и заняться следующим, нуждающимся в «ангельских» инвестициях, проектом. При этом полученные инвестором денежные потоки многократно превышают первоначальные вложения. В большинстве случаев «бизнес-ангелы» активно участвуют в управлении таким предприятием, привнося в него собственный бизнес-опыт и связи. В Европе действуют 125 тыс. активных «бизнес-ангелов», а их инвестирование в тридцать-сорок раз превышает вложения венчурных фондов. В США «ангелы» финансируют на ранних стадиях развития более 80% инновационных проектов, разработанных вне стен лабораторий крупных корпораций. В нашей стране эта система только формируется. Она должна стать площадкой для внедрения инноваций, тем более что у нас нет развитой венчурной инфраструктуры и необходимой господдержки.

«Российские ученые и изобретатели в большей степени готовят свои бизнес-планы так, что из них можно очень точно понять техническую часть вопроса, коммерческая же часть остается недостаточно проработанной. Соискатели инвестиций зачастую слабо представляют себе реальный рынок своей продукции, степень возможной конкуренции и объем затрат на продвижение. К примеру, в заявке указано, что аналогов подобному товару в России нет. И это верно. Однако сделать что-то похожее, при этом не нарушая патента, довольно легко. Понятно, что в случае успеха проекта конкуренты сразу же выпустят аналоги. Но изобретатель с завидным упорством продолжает не видеть угрозы. Или другой вариант: исследования еще не завершены, а потому вероятность успеха оценить трудно. Тем не менее в бизнес-плане его автор лихо считает возможную прибыль, которая, между прочим, зачастую оказывается чуть ли не с первого года столь велика, что покрывает требуемые вложения. Понятно, под такую «фантазию» даже самый что ни на есть частный инвестор денег не даст», - сказал, в интервью для «Российской газеты», начальник отдела венчурного инвестирования национального содружества «бизнес-ангелов» Александр Комаров.

Так что «бизнес-ангелы» подтверждают тезис, высказанный на венчурном форуме министром образования и науки Андреем Фурсенко: «Деньги на поддержку инноваций в стране есть, нет проектов, способных заинтересовать инвесторов».

В ближайшем и отдаленном будущем деятельность бизнес-ангелов представляется перспективной. Поэтому российских инвесторов призвали рассмотреть возможности своего участия в финансировании инновационного бизнеса. Это актуально в настоящий момент еще и потому, что, по оценкам экспертов, дефицит финансовых средств на «посевной» стадии в России составляет около 100 млрд. рублей.

А инвестиции в малый инновационный бизнес приносят высокие доходы. По статистике, в США за двадцать лет они, несмотря на высокие риски, стали самыми высокодоходными на рынке. Именно из малых компаний, в том числе на средства «бизнес-ангелов», выросли и стали лидерами мировой экономики такие корпорации, как Intel, Microsoft, Hewlett Packard, Google и многие другие. Природа такого бизнеса строится на уникальных продуктах с высокой добавленной стоимостью, а инвесторами выступают бизнесмены, которые привносят в него не только деньги, но и свою квалификацию, опыт и связи. В настоящий момент в России сложились благоприятные условия для входа частного капитала в этот сектор экономики и построения высокодоходного бизнеса.

Таким образом, одной из основных задач развития экономики нашей страны является формирование инфраструктуры внедрения инноваций, позволяющей доводить перспективные разработки до рынка. Правительство и региональные административные органы в России должны предпринять решительные шаги для становления системы по привлечению инвестиций в инновационные проекты на предприятиях в России и для совершенствования российского законодательства, которое не позволяет структурировать инвестиции таким образом, чтобы защитить права инвестора.

Надо отметить, что проблема поиска оптимального источника финансирования инновационной деятельности очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает предприятие - это одна из важнейших составляющих, которая определяет его инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер, получаемых фирмами чистых денежных потоков, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международном рынке.

В условиях рыночных отношений система финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности в целом имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

    создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

    сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

    создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В мировой практике в сферах научно-технической и инновационной деятельности широко используются следующие формы и источники финансирования.

1. Госбюджетное финансирование - ассигнование за счет федерального и регионального бюджетов.

Выделяя средства из бюджета, государство получает возможность ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

Госбюджетное финансирование производится через специализированные государственные некоммерческие фонды, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.

2. Внебюджетное финансирование:

    средства специальных внебюджетных фондов финансирования;

    собственные средства предприятий;

    средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

    финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

    кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

    иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

    средства национальных и зарубежных научных фондов;

    частные накопления физических лиц.

3. Финансовый лизинг. Данная форма финансирования находит применение прежде всего при решении задачи быстрого промышленного освоения крупных инновационных проектов, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной и вычислительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т. п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.

Фактически финансовый лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. В современной хозяйственной практике лизингу как особому виду предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, свойствен трехсторонний характер взаимоотношений между тремя организациями:

    лизингодателем (собственником имущества);

    лизингополучателем (пользователем преимущества);

    поставщиком имущества (продавцом имущества лизингодателю).

Механизм лизинга действует следующим образом. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских (инновационных) целей. При этом право собственности на указанное имущество на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов оно становится его собственностью либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

4. Венчурное финансирование. Представляет собой механизм кредитования и финансирования инноваций любого типа, проводимых, в частности, небольшими и вновь создаваемыми малыми инновационными предприятиями.

Венчурный капитал - рисковый капитал, формируемый с привлечением личных средств инвесторов, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, свободных средств крупных корпораций.

По характеру венчурное финансирование является рисковым финансированием, т. е. не дающим каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций. Расчет делается на творческую «удачу», на реализацию радикальных инноваций, на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли.

И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.



Поделиться